©"Заметки по еврейской истории"
  октябрь 2017 года

Владимир Чижик: Истории еврейской географии

Loading

На самом деле мы знаем о Дрездене гораздо больше, чем только то, что там начинал служить прогрессивному человечеству Владимир Владимирович Путин. Примечательно, что в каждом из эпизодов наших, пусть и заочных, встреч с этим саксонским городом отыскивается «еврейский след».

Владимир Чижик

О новых мехах для всегда молодого вина

Истории еврейской географии

Для любителей телевикторин предлагается вопрос: «Что общее у синагог различных архитектурных стилей?». Правильный ответ: «Их стирали в прах, не обращая внимания на архитектурный стиль». Взамен осквернённых и разрушенных синагог евреи непреклонно возводили новые. Ещё в талмудические времена раввины настаивали: «Город, живущий по законам Торы, должен иметь синагогу». В рассеянии под «городом» следовало подразумевать «общину».

Конец XX–начало XXI века, а именно на это время приходится строительство в Германии новых храмов взамен уничтоженных нацистами, отмечены массовым обращением архитекторов синагог к постмодернистскому стилю.

 «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие» (Матф.9:17). Попробуем рассмотреть асимметричную ситуацию: новые мехи (синагоги) для выдержанного вина первой монотеистической религии.

*  *  *

УЛЬМ (ULM)

Самый высокий в мире собор находится в Ульме в земле Баден-Вюртемберг, на юго-западе Германии. Его высота 161,5 м. Википедия обещает: «Посетителям предоставляют возможность подняться на высоту 143 метра. Подъём выполняется по каменным винтовым лестницам. На вершинах часто гнездятся бакланы». Жители Ульма норовят смотреть свысока на жителей Кёльна, чей собор ниже на 4 метра. Впрочем, я не уверен, что такую разницу в «росте» высоченных соборов можно ощутить. Всё в мире относительно.

Самый знаменитый уроженец Ульма — Альберт Эйнштейн. Там, где стоял разрушенный войной дом, в котором он родился, стоит памятник. Глядя на это сооружение, я вспоминаю стулья, составленные для генеральной уборки. Почему это памятник дому Эйнштейна? Ну, так написано на одной из «ножек стула».

Ещё в Ульме есть фонтан-памятник Эйнштейну. Он выполнен в виде чугунной ракеты (мне, правда, казалась, что у гения мировой физики была другая сфера научных интересов). Авторам понравилась ракета. Всё в мире относительно. Головная часть ракеты — улитка. На памятнике она должна быть красивой, поэтому украшена то ли звёздами, то ли чугунными драгоценными камнями. Но этот моллюск вызывает тёплые ностальгические чувства: к нему приделан скульптурный портрет Эйнштейна, копирующий ещё как знакомую фотографию.

Памятник на месте дома Эйнштейна, фонтан Эйнштейна, знаменитая фотография

Памятник на месте дома Эйнштейна, фонтан Эйнштейна, знаменитая фотография

… В 1951 году в день своего семидесятидвухлетия гениальный физик никак не мог вырваться из толпы почитателей в кампусе Принстонского университета. Одни хотели с ним сфотографироваться, другие — его сфотографировать. Французский фотограф Артур Сасс попросил Эйнштейна улыбнуться в камеру, тот озорно и непосредственно высунул язык. Фотограф не растерялся и нажал на спуск. Снимок разошёлся по миру и стал необычайно популярен. Говорят, его очень любил сам Альберт Эйнштейн.

Но ещё больше эту фотографию в 1960-ых любили «продвинутые» сотрудники советских проектных организаций и конструкторских бюро. Снимок стал своего рода опозновательным сигналом. То, что он у тебя приколот кнопками к стене или прикреплён изолентой к кульману, безусловно свидетельствует о том, что ты читаешь на мутных фотоотпечатках «Доктор Живаго», пьешь тёрпкое болгарское вино «Гамза» и слушаешь на «Голосе Америки» джаз с Уиллисом Коновером. (Впрочем, мне доводилось встречать достойнейших людей, которые не обладали таким портретом). Фонтан-памятник чугунного цвета, а вот глаза Эйнштейна — цветные, карие с яркими белками. Трудно отделаться от впечатления, что Нобелевский лауреат смотрит на Вас с любопытством, но и с иронией.

… В Хрустальную ночь синагогу Ульма постигла участь других немецких синагог — её сравняли с землёй. После войны в город вернулись четыре еврея из числа депортированных нацистами. В 1968 году в Ульме жили около 25 евреев. К началу нового тысячелетия их было уже 450. Рост общины шёл, преимущественно, за счёт эмигрантов из бывшего Советского Союза. В 2002 году была создана новая община, в качестве филиала штутгартской общины. В 2009 году встал вопрос о строительстве храма. Поскольку на месте разрушенной синагоги в городе, где не осталось евреев, было построено мирское здание, «наследственное» место храма в центре города оказалось утерянным. Для новой синагоги муниципалитет выделил участок на площади «на расстоянии броска камня» от разрушенной синагоги [1].

Конкурс выиграла проектная компания Kister Scheithauer Gross Architects and Urban Planners из Кёльна. В 2012 году дом молитвы был освящён.

Ульм. Синагога

Ульм. Синагога

Здание облицовано известняком из карьера Bavarian Dietfurt, что в 110 километрах от Ульма. Этому камню отдали предпочтение потому, что он текстурой и цветом напоминает иерусалимский мраморообразный известняк тёплых тонов. Объёмное решение многофункционального здания чрезвычайно лаконичное — параллелепипед размерами в плане 24х16 метров и высотой 17 метров. В нём, помимо молельного зала, нашли кров общинный центр с залом собраний, помещения детского сада и школы, административные помещения, миква. Конфигурация всех помещений, кроме молельного зала, традиционная прямоугольная. Молельный зал на 125 мест (в том числе, 40 мест на женской галлерее) имеет диагональное расположение. Это обусловлено тем, что он освещается огромным угловым окном, в котором на стыке стен располагается ориентированный на Иерусалим Арон Кодеш (Ковчег Завета). Сложный рисунок переплётов в этом, дающем мягкий свет, окне образован многократно повторяемыми элементами, имеющими форму Звезды Давида. Неленивые исследователи насчитали в этой вязи около 600 световых проёмов разного размера. Арон Кодеш и бима были изготовлены в Израиле [2].

Ульм. Синагога. Интерьер

Ульм. Синагога. Интерьер

На открытии синагоги (через три четверти века после разрушения прежней) присутствовали и выступили с речами президент Германии Иоахим Гаук, высшие должностные лица земли, лидеры еврейской общины. По приглашению городских властей в церемонии также приняли участие ранее проживавшие в Ульме евреи и их потомки, приехавшие из США и Чили.

ДРЕЗДЕН (DRESDEN)

На самом деле мы знаем о Дрездене гораздо больше, чем только то, что там начинал служить прогрессивному человечеству Владимир Владимирович Путин. Примечательно, что в каждом из эпизодов наших, пусть и заочных, встреч с этим саксонским городом отыскивается «еврейский след».

…Дрезденская галерея. Богатейшее собрание живописи старых мастеров. Картин еврейских художников в галлерее нет: они были среди полотен, уничтоженных нацистами ещё в 1937 году в ходе борьбы с «дегенеративным искусством». Где же «еврейский след»? В 1944–45 годах нацисты укрыли сокровища галереи в шахтах. При наступлении Красной Армии лейтенант Леонид Наумович Рабинович с группой из пяти солдат разыскал место захоронения картин Дрезденской галереи и организовал их спасение и эвакуацию. После войны лейтенант стал писателем Леонидом Волынским. Написал множество книг об этих памятных событиях и на темы искусства.

…13-14 февраля 1945 года авиация союзников сбросила на Дрезден около тысячи бомб. Налет стал частью англо-американской программы стратегических бомбардировок. Лишённый противовоздушной обороны город был переполнен беженцами — их там было более миллиона. Разрушения были ужасающими. Температура в огненном смерче, охватившем Старый Город, достигала 15000С. Город был почти полностью разрушен[4].

В числе семи американских военнопленных, выживших в тот день в Дрездене, был Курт Воннегут. Пленников на ночь запирали на неработающей городской скотобойне номер 5, а во время бомбёжки уводили в подвал, где хранились мясные туши. Чудом избежав гибели от «дружественного огня», Воннегут в полной мере познал ужас войны, когда ему с собратьями пришлось разбирать руины и вытаскивать из-под обломков тысячи трупов. Впоследствии он написал об этих событиях роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Евреев среди погибших не было: они уже два года как находились в лагерях уничтожения Белжец и Терезиенштадт. Где же «еврейский след»? Среди гражданского населения по самым осторожным подсчётам погибли 25-30 тысяч человек. С тех пор германские политики разного толка называют эти события «Дрезденским Холокостом».

… Практически весь старый центр Дрездена восстановлен в том великолепии, за которое некогда его называли Флоренцией-на-Эльбе. Создавать эту барочную роскошь начали при курфюсте Саксонском Фридрихе Августе I. По его распоряжению в XVIII веке был перестроен весь центр города; сооружены великолепные здания: дворец-резиденция, придворная католическая церковь, знаменитые террасы на Эльбе и всемирно известный комплекс Цвингер, где находится коллекция Дрезденской галлереи. Благодаря ему начался культурный расцвет Саксонии.

Курфюст любил роскошь, развлечения, пирушки, но больше всего он любил женщин. По тем временам он считался высоким мужчиной (176 см) и отличался большой физической силой — гнул подковы, за что и получил приставку к имени «Сильный». Но в дополнение к мощи сельских кузнецов у него был монарший титул. Авторитетный в этих вопросах президент Дональд Трамп утверждал, что обладающему властью мужчине женщины разрешают всё. Августу Сильному они разрешали. «Ходили слухи о том, что у курфюста-короля 365 внебрачных детей. (Правда, официально были признаны «всего лишь» девять детей от шести разных женщин — В.Ч.). Наиболее известные из них — Мориц Саксонский от Авроры фон Кёнигсмарк, впоследствии блестящий французский полководец, шевалье де Сакс и авантюристка Анна Каролина Ожельская. От Морица Саксонского происходит писательница Жорж Санд»[5].

Строительство, коллекционирование и любовь требуют денег. Экономика Саксонии тяжело заболела. Уже не художников и архитекторов, а алхимиков и просто прохвостов, обещавших получить золото из ртути, курфюст стал приглашать в страну. Алхимик Иоганн Бёттгер вместо золота при саксонском дворе первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.

Август I Сильный

Август I Сильный

Каким-то мистическим образом в жаре огненного смерча уцелел фарфоровый фриз галереи Замка курфюстов. На 102 метрах длины этого самого большого в мире фриза изображены 800 лет саксонской истории. Фридрих Август I Сильный скачет там на коне во главе княжеского выезда.

Где же «еврейский след»? Мейсенский фарфор, конечно, украсил коллекции правителя, но деньгами он всё же не являлся. Монарх обратился за помощью к армейскому подрядчику и банкиру Беренду Леманну (Issachar Berend Lehmann), «придворному еврею» ганноверского и бранденбургского дворов. Став финансистом саксонского двора Леманн ссудил курфюсту значительные средства и способствовал в получении займов из других источников. В дальнейшем этот «придворный еврей» помог Августу I стать Августом II.

После смерти Яна Собеского Фридрих Август I выдвинул свою кандидатуру на польский трон. Проблема была в том, что Саксония — оплот протестантизма, а Польша, как известно, страна католическая. Выход из положения был найден более, чем за век до этого. По преданию в 1593 году вождь гугенотов и король Наварры Генрих решил: «Paris vaut bien une messe» («Париж стоит мессы»), когда ему, чтобы получить французский престол, пришлось перейти из протестантства в католичество. Не знаю, что говорил Фридрих Август I о мессе в Варшаве, но католичество он принял. Тем не менее, у благородных шляхтичей из польского сейма оставались колебания. Тогда Беренд Леманн нашёл способ просто подкупить некоторых гордых панов, которые избрали курфюста своим королем. Фридрих Август I Сильный стал называться Август II Сильный (Первым Августом в Речи Посполитой считался Сигизмунд II Август). Полный титул Сильного звучал так (пожалуйста, дочитайте до конца): «Божьей милостью король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, киевский, волынский, подольский, подляшский, инфлянтский, смоленский, северский, черниговский, а также наследный герцог и курфюст саксонский и так далее» [5]

Большое влияние, которым Леманн пользовался при дворе, он старался использовать во благо еврейской общины: ходатайствовал о праве на жительство для евреев в Дрездене, о свободе перемещения евреев по Саксонии, отмене гетто в Польше. Он очень много помогал беднейшим членам общины.

«Разумеется, дружба такого рода продолжается только до тех пор, пока в этом еврее есть необходимость, и пока он богат. Иными словами, он всегда зависит от случайностей судьбы или от чьего-то каприза, а его благополучие остается весьма неустойчивым. Ни одному из них не удалось передать свое положение потомкам. Напротив, многие из них окончили свои дни в тюрьме. Сыновья Беренда Леманна были изгнаны из Саксонии» [6].

Прославленному архитектору Готфриду Земперу принадлежит авторство многих выдающихся сооружений в Вене, Цюрихе, Дрездене (здесь среди прочих Оперный театр и окончание Цвингера). В 1839-40 годах в Старом Городе на знаменитой террасе над Эльбой он построил синагогу — единственное культовое здание в своей практике. Имя большого мастера не защитило его творение: синагога была пунктуально уничтожена нацистами в Хрустальную ночь.

Дрезден. Синагога Земпера

Дрезден. Синагога Земпера

В 63-ю годовщину той проклятой ночи, 9 ноября 2001 года в Дрездене состоялось освящение Новой синагоги, которой было суждено стать первой синагогой, возведённой в Объединённой Германии. По результатам международного конкурса проектирование было поручено архитектурной компании Wandel Hoefer Lorch + Hirsch. Основную часть средств на строительство предоставили муниципалитет Дрездена и правительство Саксонии.

Дрезден. Новая синагога

Дрезден. Новая синагога

Дрезден. Общинный центр

Дрезден. Общинный центр

У противоположных узких сторон вытянутого участка расположены здания синагоги и общинного центра. Между ними — площадка в контуре разрушенной синагоги Земпера, покрытая битым стеклом (ночь-то была Хрустальная). Там же рощица из 16 платанов. Объём массивного здания синагоги очень приблизительно можно описать либо как неправильную усечённую пирамиду, либо как деформированный куб. Любопытно, что не имеющие ни единого окна стены этого сложного многогранника возведены из правильных сборных железобетонных блоков размером 120х60х60 см, выложенных сорока одним слоем. Нетрудно подсчитать, что высота здания около 25 метров. Оно приметно в силуэте роскошной застройки «Балкона Европы» — Террасы Брюля — над Эльбой. При этом его лаконичная архитектура не «спорит» с пышным барокко, а придаёт застройке, что ли, некоторую остроту. В стены здания вмонтированы чудом сохранившиеся после бедствий 1938 и 1945 годов фрагменты старых стен. А над входом в синагогу установлено единственное свидетельство былой роскоши — венчавшая синагогу Земпера Звезда Давида. Она была найдена в дымящихся руинах Хрустальной ночи и спасена в самом буквальном смысле слова местным пожарным. Этот человек по имени Альфред Нейгебауэр (Alfred Neugebauer) завернул в простыню смертельно опасную находку, перевёз её на велосипеде домой и спрятал на чердаке своего дома. Мне доводилось встречать различные предположения, почему он это делал. Думаю, объяснение простое — в нём не было истреблено человеческое.

Звезда Давида из синагоги Земпера

Звезда Давида из синагоги Земпера

Молельный зал освещён верхним светом — ведь окон в нём нет. В контраст с могучими монолитными стенами интерьер оформлен свисающей с потолка «нежной» металлической то ли тканью, то ли сеткой [7].

МЮНХЕН (MUNICH)

На гербе Мюнхена наличествуют лев и монах. Герцог Генрих по прозвищу Лев основал в 1157 году Мюнхен на месте монастыря монахов-бенидиктинцев. Вот почему в этом городе на каждом шагу Вы имеете шанс встретить лежащих, стоящих или сидящих львов разного размера, цвета и материала. На языке с мудрёным названием старый средний верхненемецкий слово Muni­chen означает «Там у монахов».

Герб Мюнхена

Герб Мюнхена

В 1416 году соправители герцоги Вильгельм и Эрнст разрешили евреям купить участок земли под кладбище. Задержимся на этом факте. Община, хоть и небольшая, в городе существовала. Кладбища не было. Как же решалась проблема похорон? Мюнхенские евреи хоронили своих усопших на еврейском кладбище Регенсбурга [9]. Расстояние между городами — 124 километра. По тогдашним дорогам «пара гнедых», тянувших тяжёлые дроги без смены лошадей, проделывала скорбный путь минимум за два, а, вероятней, за три дня. Как происходила транспортировка скончавшихся после среды или в жаркое время года, невозможно себе представить.

Нанетт Каула

Нанетт Каула

Оставим грустную тему. Поговорим о прекрасном. О красивых женщинах. Язвительный Генрих Гейне писал о короле Баварии Людвиге I: «Он заказал портретов два десятка / Красивых женщин, подданных своих / Гуляет он, как евнух от искусства, /С особенным достоинством средь них»[10]. Речь идёт о «Галлерее красавиц» в королевском дворце Нимфенбурге — портретах 36 самых красивых женщин тогдашней Европы, которые король заказал своему придворному художнику Йозефу Карлу Штилеру. На одном из этих портретов была Нанетт Каула, семнадцатилетняя дочь банкира и лидера еврейской общины Мюнхена. «Это был один из самых любимых королём портретов, именно это изображение находится на табакерках, чашках, тарелочках и другой сувенирной продукции, которая производится в Дворце Нимфенбург. Таким образом, на этих сувенирных изделиях Нанетт Каула вошла в дома далеко за пределами Мюнхена. Нанетт единственная в галерее, которая одета в простой наряд, как «прекрасная еврейка». На портрете она в фиолетовом и чёрном бархатном платье, украшена только золотой стрелой в волосах и брошью. Когда Нанетт шла по улице, все прохожие останавливались и смотрели на неё. Люди, которые её знали, говорили, что очень жаль, что не видно на этом портрете, написанном в 1829, какие красивые были у неё руки, необыкновенной красоты крошечная ножка. Нанетт Каула вышла замуж в 1838 за Соломона Гейне — племянника Генриха Гейне… Умерла Нанетт Гейне в 1876 году. Сохранились воспоминания её родственников, они писали, что она была до самой смерти необыкновенно красивой женщиной» [11].

Король Людвиг I принадлежал роду Виттельсбахов (нем. Wittelsbach), который в течение восьми веков, с конца XII века и до конца Первой мировой войны, правил Баварией. В разное время Виттельсбахи были курфюстами Бранденбургскими, графами Голландскими, королями датскими, чешскими, шведскими, греческими, а также императорами Священной Римской империи [12].

… 7 ноября 1918 года в Мюнхене начались массовые демонстрации против монархии Виттельсбахов, которые возглавил член Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ) Курт Эйснер, происходивший из еврейской семьи, в свое время перебравшейся в Германию из Галиции. Он был литератором, достаточно далеким от иудаизма, и вообще считал себя атеистом. В Мюнхене Эйснер занимался литературной деятельностью, работал в редакции одного из журналов.

В ночь на 8 ноября на заседании Мюнхенского совета рабочих и солдатских депутатов (знакомое название, не так ли?) Эйснер объявил короля Людвига III низложенным, а Баварию — республикой. На следующий день он стал премьер-министром и министром иностранных дел в сформированном Советом временном правительстве. На выборах в ландтаг, прошедших 12 января 1919 года (через два месяца!), партия Эйснера получила 2,53 % голосов и 3 места, что означало отставку правительства. Когда 21 февраля 1919 года Эйснер направлялся в ландтаг Баварии, чтобы официально сложить полномочия, он был застрелен 23-летним графом Антоном фон Арко-Валли. Последовавшие волнения привели к установлению Баварской советской республики, просуществовавшей неделю с 6 по 12 апреля 1919 года. Правительство возглавил следующий писатель, следующий еврей Эрнст Толлер. Вторая Баварская советская республика просуществовала в два раза дольше Первой — две недели — до 3 мая 1919 года. Премьер — опять выходец из перебравшейся из России еврейской семьи — Евгений Левине. После того, как коммунисты вышли из состава республиканского правительства, войска центрального правительства и соединения Фрайкора (реваншистская организация, позднее примкнувшая к нацистскому движению) вошли в Мюнхен. Революционерам не помогли даже поздравительные телеграммы, которые слал Владимир Ильич Ленин, увидевший в этих событиях победу мировой революции.

Слева направо: Курт Эйснер, Эрнст Толлер, Евгений Левине

Слева направо: Курт Эйснер, Эрнст Толлер, Евгений Левине

Обе Баварские советские республики стали для большей части населения Германии зловещим предзнаменованием. Впервые левым радикалам удалось подчинить диктатуре небольшого меньшинства крупный немецкий город на нескольких недель. Ненависть к марксизму и большевизму приняла в Мюнхене начиная с весны 1919 года фанатичные формы, которые нельзя было встретить ни в одном другом крупном немецком городе. Еврейское происхождение вождей революции дало мощный толчок антисемитизму. Адольф Гитлер, начинавший свою политическую карьеру летом 1919 года, нашёл в послереволюционном Мюнхене идеальную почву для распространения ультраправых идей.

Руководители Баварских советских республик были осуждены. Некоторые из них были казнены. Последними словами Евгения Левине перед расстрелом были: «За мировую революцию!».

Судьба свергнутых Виттельбахов сложилась не в пример удачней. В эмиграции некоторые из них породнились с аристократическими европейскими семьями. А якобиты — приверженцы изгнанного в 1688 году «Славной революцией» английского короля Якова II (James II) и сторонники восстановления на английском престоле дома Стюартов — даже считают, что именно Виттельсбахам принадлежат в настоящее время права на британскую корону.

Граф Арко-Валли получил срок, который он отсидел в люксус-камере. Сначала это был пожизненный приговор, потом его сократили до 8 лет, в итоге через 3 года он вышел на свободу в 1923 году.

Его место в люксус-камере занял Адольф Гитлер. Как раз в это время баварский суд приговорил его к заключению после провала первого путча. Гитлер написал там книгу «Mein Kampf» [13] [14].

Но вернёмся в 1882 год. Король Баварии Людвиг II выделил еврейской общине Мюнхена участок для строительства новой синагоги в центре города на HerzogMaxStrasse. Автор многих монументальных сооружений известный немецкий архитектор Альберт Шмидт запроектировал импозантное здание в неороманском стиле. В 1887 году при большом стечении политического, финансового и культурного бомонда состоялось освящение синагоги с залом на 1800 молящихся (1000 мужчин и 800 женщин). Неординарное здание (в современных справочниках оно называется Die Alte Hauptsynagoge München Старая Главная Синагога Мюнхена) стало весьма популярным (о чём свидетельствуют его изображения на открытках с видами Мюнхена), занимая в городском силуэте достойное место между Frauenkirche (Церковью Богоматери) и выставочным центром Deutsches Kuenstlerhaus [15]. Место оказалось злосчастным.

В начале июня 1938 года считавший себя ценителем живописи Адольф Гитлер по пути в выставочный зал заметил по поводу здания синагоги, что оно «оскорбляет взор». 9 июня 1938 года (ровно за пять месяцев до «Хрустальной ночи») строительная фирма Möll, начала срочную разборку здания. Официальной причиной была названа необходимось реконструкции транспортной магистрали. Строители торопились: работу велено было окончить до 8 июля — «Немецкого Дня искусства». Ударники нацистского труда выполнили задание партии — синагога была уничтожена за три недели. В ночь на 9 июня активисты еврейской общины смогли спасти из обречённого здания свитки Торы и часть ритуальных предметов. Расходы за снос нацисты возложили на еврейскую общину.

Старая Главная Синагога Мюнхена и посвящённый ей Мемориал

Старая Главная Синагога Мюнхена и посвящённый ей Мемориал

В 1967 году мюнхенский архитектор Герберт Петерс выиграл конкурс на проект Мемориала в память о Старой Главной Синагоге. На гранях Мемориала высечены символы иудаизма (Менора), имеется ниша, куда пришедшие отдать память синагоге кладут по еврейской традиции камешки. На одной из граней мы видим надпись на иврите: «Предали огню храм Твой, до земли (унизили), осквернили обитель имени Твоего» [16].

… 9 ноября 2003 года, в 65-ую годовщину Хрустальной ночи, в жизни девятитысячной еврейской общины Мюнхена, второй по численности в Германии, состоялось важное событие — закладка углового камня новой главной синагоги Мюнхена. На торжественной церемонии присутствовали руководители еврейской общины и города, почётные гости и 400 полицейских. Стражи порядка были совершенно необходимы: накануне была обнаружена бомба, заложенная на участке неонацистами.

День в день через три года после этой церемонии состоялась «инаугурация» еврейского культурного центра. На участке, расположенном в Старом Городе в 500 метрах от Старой и Новой Ратуши, возведены ортодоксальная синагога Ohel Jakob («Шатёр Якова»), Общинный центр и Еврейский музей. Комплекс запроектировала архитектурная компания Wandel Hoefer Lorch + Hirsch (та самая, что ранее создала проект Новой синагоги в Дрездене).

Мюнхен. Синагога Ohel Jakob («Шатёр Якова»)

Мюнхен. Синагога Ohel Jakob («Шатёр Якова»)

Свободно стоящая на площади синагога — наиболее значительное здание комплекса. Композиционно его можно уподобить двум нижним ступеням зиккурата. Нижняя «ступень» — уверенно стоящий на земле параллелепипед, облицованный грубо обработанным камнем. По замыслу авторов — это метафора Храма Соломона. Некоторые исследователи, уточняя, говорят о Стене Плача. С ними трудно не согласиться. Вторая «ступень» — стеклянный отливающий бронзой куб, прочерченный чёткой сеткой тругольных ячеек. Он символизирует шатры (Вы помните название синагоги?), которые были с евреями в сорокалетнем походе[17]. На входе в синагогу читаем: «Как хороши шатры твои, Яаков» [18]. Двери входа должны вызывать ассоциацию со Скрижалями Завета. Стеклянный «шатёр» обеспечивает приятное освещение молельного зала, рассчитанного на 600 мест. Портал Ковчега Завета с Десятью Заповедями был изготовлен в Будапеште. В подземном переходе (по замыслу архитекторов на площади между зданиями комплекса должны быть свободные проходы), соединяющем синагогу с общинным центром, начертаны имена 4587 евреев Мюнхена-жертв нацистов.

…Невозможно расстаться с Мюнхеном, не упомянув о трагических событиях 1972 года. Речь, конечно, о подлом преступлении палестинских террористов на Мюнхенской Олимпиаде. Вспомним: на время проведения Олимпиад в Древней Греции прекращались войны!

5 сентября 1972 года восемь негодяев из организации «Черный сентябрь» проникли в олимпийскую деревню в Мюнхене и захватили здание, в котором проживала часть израильской спортивной делегации. Два израильтянина были убиты сразу, девять спортсменов и тренеров были захвачены террористами. Они потребовали от израильского правительства освободить 200 палестинских террористов, содержавшихся в израильских тюрьмах. Израиль ответил категорическим отказом, а правительства всех арабских стран отказались вмешаться и выступить в качестве посредников. Власти Германии, отказавшись от помощи израильского спецназа, решили освободить заложников силой. Попытка организовать засаду на аэродроме закончилась провалом. Девять израильских заложников, офицер немецкой полиции и пять террористов были убиты. Израильская делегация была отозвана с Олимпийских игр. Руководство олимпийским движением отказалось прекратить игры. После перерыва на один день, в который была проведена траурная церемония, спортивные состязания были возобновлены. Трое уцелевших террористов были захвачены, но позднее освобождены Западной Германией после захвата «Чёрным сентябрём» авиалайнера компании «Люфтганза».

Израиль решил проблему по-своему: был создан «Комитет-Х» во главе с Голдой Меир и министром обороны Моше Даяном, по поручению которого «Моссад» создал спецгруппу «заам хa-эль» (иврит: זעם האל) («Божий Гнев»). Началась «охота» на членов террористической группировки «Чёрный сентябрь» и тех членов ООП, которые, по данным спецслужб Израиля, прямо или косвенно, были причастны к нападению.

Первый из предполагаемых организаторов теракта, Абдель Ваиль Зуайтер, был застрелен уже 16 октября 1972 года. К июню 1973 года 13 двуногих из 17, числящихся в списке «Моссад», были ликвидированы. [19] [20]

КОБЛЕНЦ (KOBLENZ)

1888 год у немецких историков называется «Годом трёх императоров»: в этот год умерли Вильгельм I и через несколько недель унаследовавший престол его сын Фридрих III. Внук Вильгельма I стал императором Вильгельмом II и сразу же предложил поставить памятник деду. Созданный на народные деньги памятник в 1897 году был открыт на Немецком Углу. Так называется узкая длинная коса в устье Мозеля, там где эта река под очень острым углом вливается в Рейн.

Немецкий угол. Памятник Вильгельму I

Немецкий угол. Памятник Вильгельму I

Конная статуя Вильгельма I имеет высоту 14 метров (четырёхэтажный дом), постамент — 23 метра (семиэтажный дом). На постаменте выбито «Wilhelm der Große» («Вильгельм Великий») — так молодой император называл своего дедушку, прежде всего за то, что после выигранных войн с Данией, Австрией и Францией тот из короля Пруссии стал императором Германии.

Незадолго до окончания Второй мировой войны конная статуя была повреждена американским снарядом (артиллеристы заметили, что там укрываются немецкие солдаты). Пострадавшая статуя оторвалась от постамента и повисла над Рейном. Медные детали, из которых она была собрана, стали постепенно исчезать, и вскоре остатки скульптуры были демонтированы и отправлены на переплавку.

В 1953 году федеральный президент Теодор Хойс объявил уцелевший постамент памятника «Мемориалом германского единства». Единство Германии символизировали украсившие постамент гербы всех немецких земель, а также утерянных после войны восточных территорий — Силезии и Восточной Пруссии. Спустя четыре года здесь появился и герб Саара. Вместо скульптуры на постамент был водружён флаг ФРГ. После падения Берлинской стены рядом с памятником были выставлены три обломка бетонной стены. В День германского единства, 3 октября 1990 года, шеренгу гербов пополнили новые федеральные (восточные) земли.

После объединения Германии название памятника стало анахронизмом. Встал вопрос о его существовании. Проблему решили издатель доктор Вернер Тайзен и его супруга Аннелиза, взявшие на себя расходы по восстановлению конной статуи. Её отлили в бронзе и установили в 1992 году. О «Мемориале германского единства» напоминают теперь лишь обломки Берлинской стены, которые согласно бронзовой табличке посвящаются «Жертвам раздела страны (17 июня 1953 года — 9 ноября 1989 года)».

Немецкий Угол с его гигантским монументом наиболее популярное среди туристов место в уютном живописном Кобленце. C 2002 года он включён в список Всемирного культурного наследия человечества [21] [22].

Кобленц. Bürresheimer Hof и мемориальная доска

Кобленц. Bürresheimer Hof и мемориальная доска

… В полумиле от Немецкого угла вверх по течению Мозеля в сердце Старого Города Кобленца на Florismarkt стоит особняк XVII века со сложным фронтоном и двускатной крышей с тремя рядами мансардных окон, известный как Bürresheimer Hof. Справа от входа в него заботами еврейской общины израильской Петах-Тиквы укреплена мемориальная доска. На ней надпись: «В память о Bürresheimer Hof, служившем в 1851 — 1938 годы еврейской общине Кобленца синагогой и общественным центром. Храм разрушен утром 10-го ноября 1938 нацистами, подвергавшими гонениям еврейских граждан и гражданок нашего города. Которых в заключение депортировали в лагеря смерти, где лишь немногие выжили».

Разрушение разграбленного погромщиками здания довершили бомбёжки 1944 года. После войны особняк восстановили, и с 1965 года в нём размещается часть экспозиции музея Среднего Рейна. В музее есть комната, посвящённая памяти жертв нацистского режима[23].

А что еврейская община Кобленца? Она ждёт завершения строительства нового здания синагоги, которую запроектировала компания Herrmanns Architekten.

На презентации проекта его авторы профессор Хеннер Херрманнс и Хун Нгуен объяснили свой подход примерно так:

Сама форма синагоги должна нести информацию. Если здание не общается с Вами — оно просто здание. Если здание не оставляет остаточного впечатления как хорошая книга, картина или фильм, оно не может быть хорошим. Дизайн должен создавать дополнительную коннотацию — оттенки смысла. Попробуем проследить, как эта заявка реализовывается.

Дано: участок для застройки треугольной формы. Требуется: построить синагогу.

Посмотрите, как символ иудаизма трансформируется архитекторами в план здания:

Кобленц. Рождение плана синагоги

Кобленц. Рождение плана синагоги

Свободный кусочек площадки перед зданием предлагается использовать как общественное пространство — городской скверик. Замысловатые кривые линии, врезанные в стальные плиты облицовки, намекают на отпечатки пальцев, в свою очередь подразумевающие связь с уголовщиной — преступлениями Холокоста.

Застеклённый с трёх сторон вход под задранным вверх блоком-козырьком «приглашает» войти внутрь.

Кобленц. Проект синагоги

Кобленц. Проект синагоги

Многоугольный в плане молельный зал освещается верхним светом. Рисунок переплётов — копозиция из шестиконечных Звёзд Давида (с подобным приёмом мы уже встречались в синагоге Ульма).

Стоимость проекта — 6 миллионов евро на 30% финансируется за счёт государственного бюджета, остальное — поступления из иных источников. Предполагаемый срок освящения синагоги 2017–18 годы [24].

*   *  *

…В один отвратительный день грань Мемориала в память о Старой Главной Синагоге Мюнхена, та самая, на которой помещена надпись об осквернении храма, была изнасилована изображением свастики.

Осквернённая грань Мемориала

Осквернённая грань Мемориала

…В октябре 2016 года в российском электронном журнале «Сноб» была опубликована заметка: «КАК СОБСТВЕННЫМИ РУКАМИ УНИЧТОЖИТЬ 74718 СВАСТИК». Специальный корреспондент «Сноба» Полина Еременко записала историю 71-летней жительницы Берлина Ирмеле Менсе-Шрамм, которая прославилась на всю Германию тем, что уже больше четверти века ежедневно ездит по стране и уничтожает свастики всех видов — граффити, наклейки, постеры» https://snob.ru/selected/entry/114798?preview=print.

… На постаменте монумента на Немецком углу ниже надписи «Wilhelm der Große» выбиты строки кобленцского поэта Макса фон Шенкендорфа «Nimmer wird das Reich zerstöret, wenn ihr einig seid und treu» («Держава не будет разрушена пока мы едины и законопослушны»).

Иными словами, держава выстоит, пока стиральных средств продаётся больше, чем балончиков с краской.

Источники

[1] Jewish Community of Ulm Württemberg, Germany

[2] Ulm Synagogue by Kister Scheithauer Gross. Amy Frearson

[4] «Уничтожение Дрездена, 1945 год. Военное обозрение»

[5] Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

[6] Леон Поляков. История Антисемитизма. Эпоха Веры

[7] New Synagogue Dresden /Wandel Hoefer Lorch + Hirsch

[8] Encyclopedia Judaica: Munich, Germany

[9] Виталий Ушаков. «Путеводитель по Мюнхену с еврейским уклоном»

[10] Генрих Гейне. «Ода королю Людвигу»

[11] Дворец Нимфенбург. Галерея красавиц

[12] «Encyclopædia Britannica». House of Wittelsbach, German

[13] Застенкер Н. «Баварская советская республика» М.: Партийное издательство, 1934.

[14] Баварская Советская Республика. Википедия

[15] Destroyed German Synagogues and Communities. Munich — Maxburg /Herzog Maxtrasse, Hauptsynagoge (Great Synagogue) [München /Muenchen]

[16] ТАНАХ. ПИСАНИЯ 74:7 (перевод Б. Хаскелевича)

[17] The Jewish Center in Munich /Wandel Hoefer Lorch + Hirsch

[18] ТАНАХ. ЧИСЛА 24:5 (перевод равви Давида Йосифона)

[19] Мюнхен. Электронная еврейская энциклопедия

[20] «Черные страницы в истории Олимпийских игр». Euronews

[21] Немецкий угол. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

[22] Koblenz: the German Corner and a national heirloom.

[23] Jewish Virtual Library / Koblenz

[24] «New Synagogue in Koblenz by Herrmanns Architekten» March 28, 2014 Marco Rinaldi

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.