С распадом СССР здание Савранской синагоги пришло в упадок и в запущенном состоянии находилось много лет. За годы независимости Украины иудейской религиозной общине Балты по законам Украины о реституции не удалось вернуть здание в пользование общины. После многолетних споров и судебных тяжб иудейская религиозная община Балты выкупила здание Савранской синагоги.
Павел Козленко
Савранский Ребе
«Думай хорошо и будет хорошо»
р. Дов-Бер из Межерича
Исследование хасидизма до сих пор представляет собой в значительной мере изучение династий цадиков, то есть высшего слоя, являвшегося главным резервом руководства хасидскими общинами. Этот факт связан в основном с традиционной сферой интересов исследователей, занимающихся данным направлением в исторической науке.
Настоящая статья посвящена исследованию одного из хасидских дворов, основателем которого являлся Моше Цви Гитерман, называемый 1-й Савранский ребе.
Как нам известно из истории, территории Подольской губернии были присоединены к России лишь во время второго раздела Польши (1793г.). В этих районах, на исторической родине хасидизма, было множество хасидов и цадиков. Хасидское движение пользовалось здесь успехом с самого начала и почти не встречало систематического и организованного сопротивления. Естественное приятие хасидизма создало основу для развития различных моделей хасидского руководства. Наряду с большими потомственными дворами действовали также отдельные лидеры, которые не создавали династий и не возглавляли обычный хасидский двор, но были известны уже при жизни своей особой святостью, и их учения стали важной вехой развития хасидизма[1].
Разделы Польши совпали по времени с расколом в восточноевропейском еврействе — ожесточенной борьбой между сторонниками и противниками хасидизма. В последней четверти 18 в. он широко распространился на Волыни, в Подолии, Галиции.
На территории современной Украины, а тогда в Подольской губернии, в маленьком городке Окопы в конце 17 века родился основатель хасидского движения в иудаизме рабби Исраэль Баал-Шем-Тов. После его смерти руководство движением перешло к рабби Дов-Беру (1704—1772) из Межерича. После смерти учителя р. Дов-Бер объединил разрозненные группы хасидов в единое движение — хасидизм. Его дом стал центром этого движения. Отсюда хасидские проповедники отправлялись во все места, где только жили евреи, чтобы привлекать души к святому учению рабби Исраэля Баал-Шем-Това. Сам р. Дов-Бер был блестящим проповедником (магидом), из-за чего и получил прозвище — Магид из Межерича. По учению Межеричского Магида, глава хасидов — цадик — посылается Б-гом и обладает способностью возвышать души своих приверженцев. Цадик-праведник в состоянии своей молитвой лечить людей. р. Дов Бер не забывал подчеркивать, что, кроме молитвы и исполнения заповедей, записанных в Шульхан арухе, следует служить Б-гу, изучая Его Тору[2].
Одним из учеников Баал-Шем-Това и р.Дов-Бера из Межерича был сын рабби Авраама ха-Рофе (родился в 1725г. в Истамбуле, Турция) — рабби Шимон-Шломо Гитерман (ок. 1750, Саврань -1802, Саврань) — магид из местечка Саврань Балтского уезда. В 1802г. после смерти р.Шимон-Шломо, его место магида занял его сын Моше Цви.
Хасидизм стал чрезвычайно популярным в Украине, где он обратился к традиционной еврейской общины. В начале 19-го века, наиболее известные раввинами были Мордехай Тверский (1770-1837) из Чернобыля, Моше Цви Гитерман (1775-1838) из Саврани и Исраэль Фридман (1796-1850) из Ружина. Все три раввинские династии были связаны как религиозными, так и семейными узами.
Рабби Моше Цви Гитерман родился примерно в 1775 году. Он считается 1-м Савранским ребе, величайшим учеником и продолжателем Леви Ицхака из Бердичева (после его смерти был раввином в раввинате Бердичева) и рабби Баруха из Меджибожа (внука Баал-Шем-Това).
В 1811 г. р.Моше Цви Гитерман становится раввином местечка Саврань (в н.в. поселок Саврань, Одесская область, Украина) и лидером хасидов, основывает одну из влиятельных хасидских династий. Его авторитет как цадика постепенно возрастал, он выдвинулся в один ряд с р. Исраэлем из Ружина и р. Мордехаем из Чернобыля и, подобно им, налаживал сбор средств в пользу хасидов в Стране Израиля, связанных с колелем (землячеством) Волыни. Хасиды р. Моше Цви большей частью были сосредоточены в Подолье и частично в Бессарабии. Он приобрел репутацию ученого и мудреца, который проявлял интерес к происходящему в окружающем мире, и, возможно, благодаря этому его ценили маскилим (приверженцы просветительного движения Хаскала). Рассказывается в книге «Оцар Исраэль», что у рава Моше-Цви из Саврана была такая высокая духовная ступень, что перед тем как он делал кидуш в Шабат, душа его была почти не в теле. Стиль его руководства отличался авторитарностью, в 1830е гг. он вел жестокую борьбу с брацлавскими хасидами. В 1831 году Моше Цви оставил Саврань, возможно, из-за эпидемии, и переехал в местечко Чечельник (в н.в. поселок Чечельник, Винницкая область, Украина), которое становится крупным центром хасидизма. Как и наследники цадика из Опатова, наследники р. Моше Цви не достигли его уровня влияния. Его сын (Шимон Шломо) и два внука (Моше и Давид) стали цадиками в Саврани и Чечельнике. Возвышение внуков р. Моше Цви было связано с особым статусом чернобыльских цадиков, так как после безвременной кончины отца они росли в доме р. Иоханана из Ротмистровки, одного из выдающихся представителей Чернобыльской династии, который усыновил их, позаботился об их образовании, выдал свою дочь за р. Давида и устроил брак р. Моше с внучкой р. Аарона из Чернобыля[3].
Рабби Моше Цви скончался 27 тевета 5598г. (декабрь 1837г.) и был похоронен на старом еврейском кладбище Чечельника. Когда Рав Моше Цви из Саврана умер, Рав из Ружин его очень оплакивал. Люди этого не понимали, потому что со стороны выглядело, что у них размолвка. Рав из Ружина объяснял, что это похоже на двоих людей, идущих по лесу, и даже когда один далек от другого, всё равно им хорошо, потому что если один заблудится, то второй услышит его «ау», — этого нет в одиночестве[4].
Его комментарии к недельным главам Торы и избранным местам в Талмуде увидели свет в книге «Ликутей Шошаним» («Собранные розы»), изданной его учениками в 1872г. На его могиле был построен просторный оэль, ставший местом паломничества для тысяч евреев. Потомки рабби Моше Цви продолжали его путь в Чечельнике более ста лет.
После смерти Шимона Шлома, один из его сыновей Моше Гитерман, ставший преемником в Чечельнике, враждовал с другим сыном Давидом, ставшим преемником в Саврани.
Шломо «Второй», сын Моше Гитермана из Чечельника, был очень молод, когда поднялся к лидерству, и достиг большой популярности. Его потомки служили раввинами в Подолии и Бессарабии. После Холокоста, некоторые из его потомков остались в СССР, а другие эмигрировали в Соединенные Штаты и Израиль.
р. Шимон Шломо Гитерман (1800 -1848), внук раввина Моше Гитермана (1827-1876) и правнук раввина Шломо «Второго» Гитерман (1858-1919) также похоронены в оэле в Чечельнике.
Продолжателями дела Савранского ребе в Саврани становятся его внуки раввин Ицхак Меир Агер (1860-1926) и раввин Давид Гитерман (…-1912г.).
Давид был известен своим воинственным характером, и его хасиды часто ссорились с другими хасидами. Спор с правительственным чиновником Подольской губернии Российской империи привел к изгнанию Давида из Саврани в Овруч, на Волыни. Его сыновья не были хасидскими ребе, и его сын Шломо был призван силой в Российскую армию.
Барух Гитерман был третьим сыном Шимона Шломо (ок. 1800-1848), братом Моше и Давида. Барух принял фамилию Агер от своей матери и стал известен как Савранский Ребе[5].
В конце 19 века последователи дела р. Моше Цви (Савранского ребе) переселяются в уездный город Балта Подольской губернии (г. Балта, Одесская область, Украина). Здесь они закладывают строительство молитвенной школы, впоследствии получившей название «Савранской». Но средств на перестройку здания не хватает и в 1900г. выходцы из Саврани обращаются с письмом к генерал-губернатору Подольской губернии Драгомирову М.И. с просьбой «о выделении средств из коробочного сбора».
16 августа 1903г. во исполнение циркуляра Министерства внутренних дел Российской Империи №2560 от 25.08.1900р. и предложения Генерал-губернатора Подольской губернии Драгомирова М.И. №3283 от 20.08.1900р. было выделено за счет средств коробочного сбора (внутренний налог еврейской общины города Балты) 2500 рублей на окончание перестройки здания еврейской молитвенной школы, находящийся в 1-й части г.Балты, называемой «Савранская»[6].
Абрам Приблуда в своих воспоминаниях писал: «На возвышении — здание Савранской синагоги с широким балконом. Синагоги и молитвенные дома «клойзы» были и в других частях города: Тальненская. Кодымская. Свои наименования синагоги получили от наименования местечек, откуда переехали в Балту их первые прихожане. В каждй синагоге свой кантор, свои старосты «габоим», свой служка «шамес», свои почетные прихожане, сидящие на Восточной стороне и свои бедняки, ютящиеся у печки или около входа»[7].
После установления Советской (большевистской) власти в городе Балта некоторое время Савранская синагога была закрыта, а в 1924 г. согласно протокола №11 / 1 от 23.02.1924р. заседания Балтского окружного ликвидкома, Савранская синагога была возвращена иудейской религиозной общине, которую община использовала в религиозных целях все довоенное время. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) во время немецко-румынской оккупации по известным причинам Савранская синагога бездействовала[8].
В послевоенные времена с 1945 г. Савранская синагога не возобновила свою деятельность как культовое сооружение иудеев и использовалась для производственных нужд различных учреждений. С распадом СССР здание Савранской синагоги пришло в упадок и в запущенном состоянии находилось много лет. За годы независимости Украины иудейской религиозной общине Балты по законам Украины о реституции не удалось вернуть здание в пользование общины. После многолетних споров и судебных тяжб, иудейская религиозная община Балты выкупила здание Савранской синагоги.
Прошло уже более двух веков с того дня, когда р. Моше Цви Гитерман в первой четверти 19 века основал в Подольской губернии одну из влиятельных хасидских династий, а деятельность Савранского ребе продолжается. В разные годы продолжателями дела р.Моше Цви Гитермана были его потомки: р. Моше Цви Агер (1830-1896) из Сатановича, р.Ицхак Меир Агер (1860-1926) из Сатановича, р.Иегуда Зундель Агер (1906-1993) из Иерусалима – Савранский Ребе [9].
р. Дов Исахар Агер (1939-2013) из Иерусалима — Савранский Ребе. Он был знатоком Торы и служил судьей в раввинском суде в Иерусалиме. В 2013 году его преемником стал его второй старший сын, раби Ицхак Меир Агер (1969г.) — Савранский Ребе. Ребе жил несколько лет в Ашдоде, но приезжал в Иерусалим каждый Шаббат и Йом-Тов, чтобы провести молебны в Бейс-Мидраше своего покойного отца. Он часто посещал в течение недели, чтобы доставить Торы, а также проводил встречи, где он давал советы отдельным лицам[10].
Потомок савранских цадиков, нынешний Савранский ребе раввин Ицхак Меир Агер — живет в религиозном районе Хар Ноф в Иерусалиме и служит главой раввинского суда Иерусалима (Израиль).
В январе 2017 г. в годовщину смерти р. Моше Цви Гитермана, еврейскую общину в Балте посетил продолжатель Савранской хасидской династии — нынешний Савранский ребе Ицхак Меир Агер. Потомок савранских цадиков Ицхак Меир Агер приехал помолиться в Балту, где благословил еврейскую общину и в лице мэра города Сергея Мазура всех жителей Балты. На встречу с Савранским ребе пришли члены еврейской общины Балты, бывшие узники Балтского гетто. Савранский ребе интересовался историей города и еврейской общины, планами реконструкции. Рассказывал о рабби Беньямине Зеев Вольф бен Самуеле Балтском, служившем в Балте и похороненном в 1825г. в Цфате (Израиль). Перед отъездом раввин Ицхак Меир Агер подарил еврейской общине Балты книгу Моше Цви «Ликутей Шошаним». По данным, имеющимся в этой книге, можно изучать историю и предания евреев края.
А тем временем еврейская община Балты во главе с председателем В. Винярским восстанавливает здание Савранской синагоги, фундамент которой в конце 19 века заложили савранские евреи, ученики и последователи Савранского Ребе р. Моше Цви Гитермана. И быть может очень скоро с Б-ей помощью в восстановленном здании Савранской синагоги вновь зазвучат молитвы.
Список источников:
- История еврейского народа в России. От разделов Польши допадения Российской империи / Под ред. И. Лурье. Том 2. — М.:Мосты культуры/Гешарим, 2012. — 534 с. ISBN 978¬5¬93273¬348¬ 9».
- Рав Моше Ойербах, из цикла «История еврейского народа», темы: История еврейского народа, Бааль Шем Тов, Дух, Хасидизм, Хасидут, Рав Моше Ойербах, Тания, Бешт, Хасиды, Альтер Ребе Электронный ресурс.
- История еврейского народа в России. От разделов Польши до падения Российской империи / Под ред. И. Лурье. Том 2. — М.:Мосты культуры/Гешарим, 2012. — 534 с. ISBN 978¬5¬93273¬348¬ 9».
- Выпуск № 5 «Слова Торы» – Хасидут Савран. Район Ар Ноф, Улица Шаульзон 15, Иерусалим.
- Электронный ресурс.
- Центральный Государственный исторический архив Украины, г.Киев. Фонд 442, опись 656, дело 48.
- Абрам Приблуда. Из детских лет (воспоминания). «Вестник Еврейского университета» № 4 (22). Москва 2000 – Иерусалим 5761)
- Протокол №11/1 заседания Балтского окружного ликвидкома от 23.02.1924г. Государственный архив Одесской области. Фонд 1, опись 193, дело 131.
- Электронный ресурс.
- Электронный ресурс.
Приложение:
Текст на иврите гласит:
СОБОР ПРАВЕДНИКА УПРАВЛЯЕМЫЙ ГЛАВНЫМ РАВОМ
ИСРАЭЛЕМ МЕИРОМ ГАБАЕМ! ГОСПОДЬ ВСЕМОГУЩИЙ СПАСИ И СОХРАНИ!
ЗДЕСЬ УПОКОИЛСЯ ВЕЛИКИЙ РАВ, ДА БУДЕТ СВЯТО ИМЯ ЕГО !
ШИМОН ШЛЕМА ИЗ САВРАН—АДМОР—ВЕРХОВНЫЙ СУДЬЯ—ИЗ МЕАЗРИЧ.
ДА БУДЕТ СВЯТА ЕГО ПАМЯТЬ! АМЕН!
И ВНУКИ ЕГО РАВ ДЕВИД И РАВ ИЦХАК
И ОТЕЦ ЕГО СВЯТОЙ РАВ АВРААМ — ВРАЧ
ДА БУДЕТ СВЯТА ИХ ПАМЯТЬ — АМЕН!