©"Заметки по еврейской истории"
  май-июнь 2018 года

Сергей Чевычелов: Исторические реминисценции

В последние годы многие женщины стали оставлять на могиле рабби свои трусики, лифчики и другие детали интимного гардероба. Почему-то считается, что это повышает шансы на успех, причем белье обязательно не должно быть стираным, с характерными признаками владельца.

Сергей Чевычелов

Исторические реминисценции

I

 Агриппа и это заявление доложил сенату. Тогда один из солдат, стоявших до сих пор на стороне сената, обнажил свой меч и произнес: “Товарищи! Зачем нам убивать своих же братьев и губить близких нам людей, стоящих за Клавдия, когда мы имеем такого государя, про которого нельзя сказать ничего худого, и несем столь священные обязанности по отношению к тем, против которых нас вооружают?” С этими словами он быстро прошел через собрание и увлек за собой к выходу всех остальных солдат. Патриции, видя себя оставленными солдатами, пришли в страх; когда же не осталось больше никакого спасения, они бросились вслед за ними к Клавдию.

Иосиф Флавий. Иудейская война. Книга 2. Глава 11.

***

В 4 часа 20 минут утра Железняков твёрдой поступью вошел в огромный, ярко освещённый зал дворца, прошёл мимо рядов, поднялся на трибуну. Он подошёл к Чернову, положил ему на плечо свою сильную руку и громко сказал:

— Прошу прекратить заседание! Караул устал и хочет спать…

Произносивший в это время с большим пафосом свою речь левый эсер Фундаминский застыл на полуслове, уставив испуганные глаза на вооружённого матроса.

Придя в себя после минутной растерянности, охватившей его при словах Железнякова, Чернов закричал:

— Да как вы смеете! Кто вам дал на это право?!

Железняков сказал спокойно:

— Ваша болтовня не нужна трудящимся. Повторяю: караул устал!

Из рядов меньшевиков кто-то крикнул:

— Нам не нужен караул!

Перепуганный Чернов что-то начал торопливо говорить секретарю Учредительного собрания Вишнякову.

В зале поднялся шум. С хоров раздались голоса:

— Правильно! Долой буржуев!

— Хватит!

Из официальной советской биографии матроса Железняка

II

Всего учеников Гилеля, самых близких к нему, насчитывалось около 80. Из них известны по имени только двое. Это Ионатан, сын Узиэля, и Иоханан бен Заккай. Первый перевел Пророков на разговорный в те времена арамейский язык. Случилось так, что один из учеников Ионатана бен Узиэль, чьи сыновья оказались людьми недостойными, передал все свое наследство учителю. Рабби Ионатан одну треть наследованного имущества продал, другую — посвятил Храму, третью — вернул обделенным сыновьям ученика. После этого к сыну Узиэля пришел Шамай с претензиями, что тот вернул часть наследства сыновьям ученика, тем самым, нарушив волю умершего.

— Хорошо, — ответил Ионатан бен Узиэль Шамаю, — Если ты можешь вернуть то, что я продал и то, что я посвятил Храму, значит, ты можешь вернуть и то, что мною подарено детям умершего.

 Этой короткой фразой Ионатан объяснил Шамаю: продажа части имущества и жертвование другой части имущества Храму доказывает, что все это наследуемое имущество теперь принадлежит ему, сыну Узиэля. Но, если это так, то и третья часть имущества также принадлежит ему. И он вправе распоряжаться этой частью, как ему заблагорассудится. Вот он и сделал подарок сыновьям покойного от себя лично. Возвратом наследства это уже никак не может быть. Шамай только и мог сказать:

— Смело ответил ты мне Ионатан бен Узиэль, смело, и победил меня.

 Рабби Ионатан умер неженатым и бездетным. На смертном одре он предрек, что каждый, кому не удалось обзавестись семьей, может прийти на его могилу и помолиться. Во все времена эта молитва дойдет до Всевышнего, и молившийся вскорости обретет желаемое. И неудивительно поэтому, что тысячи людей со всего мира приезжают к Амуке, усыпальнице рабби Ионатана бен Узиэля, чтобы попросить о супруге, о детях и семейном благополучии.

***

 Около 25-ти тысяч холостяков и незамужних женщин приехали в конце минувшей недели помолиться на могилу раввина Йонатана бен Узиэля в Амуке.

 Как отмечает Исраэль Дери, осуществляющий надзор за святыми местами на севере Израиля, с каждым годом число паломников растет. Раввин бен Узиэль (יונתן בן עוזיאל) жил за несколько десятков лет до разрушения Второго Храма. Популярность Узиэля и его места захоронения здорово усложняет жизнь тем, кто следит за порядком на его могиле. В последние годы многие женщины стали оставлять на могиле рабби свои трусики, лифчики и другие детали интимного гардероба. Почему-то считается, что это повышает шансы на успех, причем белье обязательно не должно быть стираным, с характерными признаками владельца.

 Раввины уже неоднократно обращались к женщинам с просьбой прекратить разбрасывать белье на могиле, а если уж так необходимо — оставлять более целомудренные предметы гардероба.

 Женщины вняли просьбе, и сейчас наиболее популярным «гостинцем» является головной платок. Однако трусики по-прежнему тоже оставляют.

Репортаж 2013 г.

III

 Социальное распределение населения Римской империи к середине II века н.э.:

 Общее население в 65 млн. человек можно условно разделить на следующие группы (численность населения каждой группы включает как самих ее представителей, так членов их семей):

1) 2,5 млн. чел. обладали хорошими условиями для жизнедеятельности:

— 2 тыс. чел. — сенаторское сословие

— 100 тыс. чел. — всадническое сословие

— 200 тыс. чел. — муниципальная аристократия

— 700 тыс. чел. — чиновники, ветераны

— 1.000 тыс. чел. — торговцы, ремесленники и т.д.

— 500 тыс. чел. — солдаты (легионы, вспомогательные войска, гвардия, флот, городская стража)

2) 12,5 млн. чел. обладали сносными условиями для жизнедеятельности:

— 4 млн. чел. — рабы, проживающие в городах (из них до 500 тыс. находилось в одном Риме)

— 8,5 млн. чел. — городской пролетариат

3) 50 млн. чел. обладали минимальными условиями для жизнедеятельности:

— 3 млн. чел. — свободные фермеры

— 40 млн. чел. — арендаторы, живущие и работающие на земле, принадлежащей другим

— 7 млн. чел. — рабы, занятые в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых

***

Социальные группы в современном российском обществе

  1. Правящая политическая и экономическая элита (примерно 0,5% населения России) — руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, собственники крупного капитала.
  2. Верхний (субэлитный) слой (6,5%) — крупные и средние собственники, директора крупных и средних приватизированных предприятий, менеджеры, специалисты бизнес-профессий.
  3. Средний прото-слой (20%) — мелкие предприниматели и менеджеры, полупредприниматели, руководители учреждений бюджетной сферы, высшая интеллигенция, офицеры силовых структур. Этот слой занимает срединное положение, однако его статус нестабилен, то есть не похож на средний класс западного общества. Группы, перечисленные в этом слое, не похожи друг на друга и не образуют целостного элемента социальной структуры общества. Это скорее зародыш среднего слоя, прото-слой.
  4. Базовый слой (61%) — массовая интеллигенция, технические служащие, рабочая элита, работники торговли и сервиса, рабочие средней квалификации, крестьяне. 55% базового слоя составляют женщины, чаще среднего и старшего возраста, с образованием в пределах школы или техникума. Большинство его представителей живут в средних или небольших провинциальных городах, селах и деревнях.

 Проведенные реформы сильнее всего ударили по благосостоянию именно этого слоя. Основная часть базового слоя так или иначе адаптировалась к новой реальности и приняла на себя ответственность за свое выживание (двойная или тройная занятость, использование труда детей и подростков, работа в личных подсобных и садовых хозяйствах и пр.). Повседневная борьба за существование приводит к тяжелым хроническим болезням, стрессам, психическим расстройствам. Настроение пессимистично: три четверти базового слоя хотели бы жить в брежневское время, а нынешнюю жизнь выбрал бы один из восьми.

  1. Нижний слой (7%) — неквалифицированные рабочие, работники без профессий, временно безработные. Это наименее образованный, самый бедный, мало инициативный и социально беспомощный слой. Здесь много пожилых людей, а женщин в полтора раза больше, чем мужчин. Нижний слой не сумел адаптироваться к рыночным отношениям. Социально- инновационный потенциал этих людей равен нулю. Они предпочли бы, чтобы реформы вообще не начинались.
  2. Социальное дно (5%) — хронически безработные, бездомные, беспризорные, бродяги, алкоголики, наркоманы, проститутки, мелкие преступники и другие группы, исключенные из «большого общества».

Конь Блед появился на переломе 1917 и увлек Россию туда — в золотой век Римской империи… Он скачет и скачет. Присоединяйтесь, господа

IV

ДЕЯНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО АВГУСТА (Res gestae divi August!)

 «Деяния божественного Августа» — один из интереснейших документов эпохи раннего принципата. Он дошел до нас в виде надписи, найденной в 1555 г. на месте древнего города; Анкиры (отсюда название «Monumentum Ancyranum»). Надпись эта была сделана на латинском и греческом языках. Две других копии найдены были в городах Аполлонии и Аитиохии. Сопоставление трех документов дало возможность почти полностью восстановить текст этого важного памятника.

  • 1. Девятнадцати лет от роду по собственному своему решению и на частные свои средства я собрал войско, при помощи которого вернул свободу республике, угнетенной бандой заговорщиков (1). Во имя этого сенат почетным декретом принял меня в свое сословие в консульство Гая Пансы и Авла Гирция, предоставив мне право подавать свое мнение вместе с консулярами, и дал мне военную власть [imperium]. Сенат поручил мне, в качестве пропретора, вместе с консулами блюсти безопасность республики (2); народ же в том самом году, когда пали на войне оба консула (3), избрал меня в консулы и в триумвиры по переустройству государства.
  • 2. Тех, кто был убийцами моего родителя, я отправил в изгнание, отплатив им за их злодеяние приговором на основании законов, и впоследствии, когда они пошли войной против республики, дважды разбил их в строю (4).
  • 3. Я вел много войн во всем мире, на суше и на море, гражданских и внешних и, в качестве победителя, оказывал милость всем гражданам, просившим ее. Чужие народы, которым было безопасно дать прощение, я предпочитал сохранять, а не истреблять. Римских граждан, принесших мне присягу, было около пятисот тысяч. Из них я вывел в колонии или отпустил по окончании службы в их муниципии несколько больше трехсот тысяч, и всех их я наделил землей или наградил деньгами за военную службу. Я захватил шестьсот кораблей, не считая тех, которые были мельче трирем.
  • 5. Диктатуру, предложенную всем народом и сенатом в консульство Марка Марцелла и Люция Аррунтия мне лично и в мое отсутствие, я не принял. При крайнем недостатке хлеба я не отказался от заботы о продовольствии, которым я управлял так, что в несколько дней при помощи моих собственных средств освободил весь народ от страха и угрожавшей ему опасности [голода] (5). Консульскую власть, предложенную мне тогда сроком на год и бессрочно, я не принял.
  • 8. Будучи по приказанию народа и сената консулом в пятый раз, я увеличил число патрициев. Состав сената я проверял трижды. Во время шестого консульства я провел цензуру вместе с Марком Агриппой. Перепись была произведена после промежутка в сорок два года (6). По этой переписи оказалось римских граждан четыре миллиона шестьдесят три тысячи. Вторую перепись я произвел один, обладая консульскими полномочиями, в консульство Гая Цензорина и Гая Азиния (7). По этой переписи оказалось четыре миллиона и двести тридцать три тысячи римских граждан. Третью перепись, обладая консульскими полномочиями, я произвел вместе с сыном моим Тиберием Цезарем в консульство Секста Помпея и Секста Аппулея (8). По этой переписи римских граждан было насчитано четыре миллиона девятьсот тридцать семь тысяч.
  • 13. Храм Януса-Квирина, который предки наши решались закрывать лишь после того как во всей державе римского народа победами на суше и на море бывал упрочен мир и который от основания города до моего рождения, как об этом хранится в памяти людей, закрывался всего дважды, за время моего управления по постановлению сената закрывался три раза (9).
  • 15. Римскому плебсу, согласно завещанию моего отца, я роздал по триста сестерциев на человека и от своего имени в пятое мое консульство я выдал по четыреста сестерциев на человека из военной добычи; еще раз в десятое свое консульство я отсчитал из собственного своего имущества по четыреста сестерциев на человека в подарок и в одиннадцатое свое консульство я двенадцать раз раздавал продовольствие хлебом, купленным на мои частные средства, и когда я был в двенадцатый раз трибуном, я в третий раз роздал по четыреста сестерциев на человека. Эти мои раздачи никогда не охватывали меньше двухсот пятидесяти тысяч человек. Когда я был восемнадцатый раз трибуном и двенадцатый раз консулом (10), я роздал тремстам двадцати тысячам городского плебса по шестьдесят денариев (11) на человека. В колониях моих солдат я в пятое мое консульство роздал из военной добычи по тысяче сестерциев на человека; получили этот триумфальный подарок в колониях около ста двадцати тысяч человек. В тринадцатое свое консульство я роздал по шестидесяти денариев плебсу, который получал тогда государственный хлебный паек. Таких было немного более двухсот тысяч человек.
  • 16. Деньги за земли, которыми я наделил солдат в четвертое мое консульство, а потом в консульство Марка Красса и Гнея Лентула авгура, я уплатил муниципиям. Это составило сумму в шестьсот миллионов сестерциев, которую я отсчитал sa земли в Италии, и сумму в двести шестьдесят миллионов, которые я заплатил за земли в провинциях. Так поступил я первый и единственный из всех, кто, на памяти моего века, выводил колонии ветеранов в Италию или в провинции…
  • 17. Четыре раза я своими частными средствами поддерживал государственное казначейство тем, что передал стоявшим во главе его сто пятьдесят миллионов сестерциев (12). В консульство Марка Лепида и Люция Аррунтия в военное казначейство, которое было основано по моему совету, чтобы выдавать наградные солдатам, прослужившим двадцать и более лет, я внес из своего личного имущества сто семьдесят миллионов сестерциев…
  • 25. Я очистил море от разбойников. В той борьбе с рабами, которые убежали от своих господ и взялись за оружие против республики, я, захватив почти тридцать тысяч беглецов, передал их владельцам для предания казни (13). Вся Италия добровольно принесла мне присягу и потребовала, чтобы я был вождем в той войне, в которой я одержал победу при Акции. Такую же присягу принесли мне провинции: Галлия, Испания, Африка, Сицилия и Сардиния.
  • 28. Колонии ветеранов я вывел в Африку, Сицилию, Македонию, в обе Испании, в Ахайю, [Малую] Азию, Сирию, Нарбоннскую Галлию и Писидию. В Италии находится двадцать восемь колоний, выведенных под моими ауспициями, разросшихся при моей жизни и достигших процветания.
  • 34. В шестое и седьмое консульство, после того как я потушил гражданские войны, пользуясь по всеобщему согласию высшей властью, я передал государство из своей власти в распоряжение сената и народа. За эту мою заслугу постановлением сената я был назван Августом (14), двери дома моего публично были украшены лаврами, гражданская корона была пригвождена над моей дверью, и в курии Юлия был поставлен золотой щит, подаренный мне, как об этом гласит надпись на нем, сенатом и римским народом за мужество, милосердие, справедливость и благочестие. После этого я превосходил всех своим «авторитетом», власти же у меня было не более чем у тех, кто были моими коллегами по магистратуре.

Примечания

  1. Имеются в виду сторонники Антония.
  2. Таково именно значение известной формулы в постановлениях сената, которая буквально означает: смотреть, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба.
  3. В 43 г. до н. э.
  4. В битве при Филиппах в 42 г. до н. э.
  5. Повидимому, в 23 г. до н. э.
  6. Первая перепись Августа была произведена в 28 г. до н. э.; предыдущая датируется 70/69 г. до н э. в консульство Геллия и Лентула.
  7. Вторая перепись населения Августом приходится на 8-й год до н. э.
  8. Третья перепись Августа приходится на 14-й год н. э., результаты ее были обнародованы за 100 дней до смерти Августа.
  9. До Августа храм Януса-Квирина закрывался при Нуме Помпилии и второй раз — после первой пунической войны, в 235 г. до н. э. При Августе храм закрывался первый раз после битвы при Акции в 29 г. до н. э.; второй раз — в 25 г. до н. э., после победы над кантабрами; год третьего закрытия храма нам неизвестен. Снова открыт был он при глубокой старости Августа. (Свидетельство Орозия со ссылкой на Тацита).
  10. Годы раздач, определяемые Августом по его консульствам, приходятся на следующие даты: пятое консульство — на 29 г. до н. э.; десятое — на 24 г. до н. э.; одиннадцатое — на 23 г. до н. э., когда в Риме был недостаток хлеба; двенадцатый раз трибуном Август был в 12 г. до н. э., когда принял сан верховного понтифика; восемнадцатый раз трибуном и двенадцатый раз консулом Август был в 5 г. до н. э., когда сын его Гай принял мужскую тогу; тринадцатое консульство Августа пришлось на 2 г. до н. э., когда мужскую тогу принял сын его Люций.
  11. Шестьдесят денариев равняются двумстам сорока сестерциям.
  12. Два случая приурочены, по другим источникам, к 28 и 16 гг. до н. э., даты других нам неизвестны.
  13. Это относится к войне с Секстом Помпеем, оконченной в 36 г. до н. э.
  14. В 27 г. до н.э.

Перев. и прим. В. С. Соколова.

***

Выдержки из полной биографии Сталина

  • 1. 24 октября 1917 — публикация в газете «Рабочий путь» статьи И.В. Сталина «Что нам нужно?» с призывом к свержению Временного правительства:

«Рабочие, солдаты, крестьяне, казаки, все трудящиеся!.. Если вы будете действовать дружно и стойко, никто не посмеет сопротивляться воле народа. Старое правительство уступит место новому тем более мирно, чем сильнее, организованнее и мощнее выступите вы. И вся страна пойдёт тогда смело и твёрдо к завоеванию мира народам, земли крестьянам, хлеба и работы голодающим. Власть должна перейти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. У власти должно быть новое правительство, избранное Советами, сменяемое Советами, ответственное перед Советами».

24 — 25 октября 1917 — Руководство В.И. Ленина и И.В. Сталина вооружённым восстанием в Петрограде привело к победе Великой Октябрьской социалистической революции.

26 апреля 1922 г. — Пленум ЦК РКП(б) избирает И.В. Сталина членом Политбюро и Оргбюро и утверждает Генеральным секретарём Центрального Комитета партии.

  • 2. 19 — 24 августа 1936 г. — в Москве проходит первый открытый судебный процесс над 16 обвиняемыми по делу «Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра» (Зиновьевым, Каменевым, Евдокимовым, Бакаевым, Мрачковским, Тер-Ваганяном, Дрейтцером и другими). Все обвиняемые подтвердили свои признания в причастности к убийству С.М. Кирова, в связях с Троцким, дали показания на Томского, Бухарина, Рыкова, Радека, Пятакова, Сокольникова, Серебрякова и были осуждены на смертную казнь.

 Наблюдавший за судом член английского парламента Деннис Притт заявил: «Я считаю весь процесс и способ обращения с подсудимыми образцом для всего мира». Лев Троцкий, внимательно следивший из Норвегии за процессом, следующим образом подвёл итог политиканству Зиновьева и Каменева: «Десять лет они качались между жизнью и смертью, сперва в политическом смысле, затем в моральном, и, наконец, в физическом». В этом же году Борис Пастернак напишет первое в советской поэзии стихотворение посвященное Сталину:

«… А в те же дни на расстояньи за древней каменной стеной
Живёт не человек, — деянье: поступок ростом с шар земной.
Судьба дала ему уделом предшествующего пробел.
Он — то, что снилось самым смелым, но до него никто не смел.

За этим баснословным делом уклад вещей остался цел.
Он не взвился небесным телом, не исказился, не истлел…
В собраньи сказок и реликвий Кремлём плывущих над Москвой
Столетья так к нему привыкли, как к бою башни часовой.

Но он остался человеком, и если, зайцу вперерез
Пальнёт зимой по лесосекам, ему, как всем, ответит лес».

  • 3. 29 августа 1949 г. — первое испытание в СССР на Семипалатинском полигоне атомной бомбы. Секретным, никогда не публиковавшимся Указом Президиума Верховного Совета СССР, большая группа участников создания атомной бомбы была удостоена правительственных наград. Высшую награду — звание Героя Социалистического Труда и медаль «Золотая Звезда» получили учёные И.В. Курчатов, Г.Н. Флёров, Ю.Б. Харитон, В.Г. Хлопин, К.И. Щёлкин, Н.А. Доллежаль и научный руководитель радиохимических работ на комбинате «Маяк» академик А.А. Бочвар, Звание Героя Социалистического Труда и «Золотую Звезду» получил немецкий профессор Николаус Риль. Всем им от имени правительства были также подарены дачи под Москвой и автомобили «Победа». И.В. Курчатов получил автомашину «ЗИС». Все создатели атомной бомбы были также удостоены Сталинских премий.
  • 5-8. 16 октября 1952 г. — избрание на Пленуме ЦК вместо Политбюро расширенного Президиума ЦК из 25 членов и 11 кандидатов. И.В. Сталин просит освободить его от поста генсека, заявив, что он «стар, устал» и просит «уважить его просьбу». Пленум ЦК КПСС решительно отклонил заявление И.В. Сталина об отставке и утвердил его в соответствии с новым Уставом КПСС, переименовавшим должность генсека, Первым секретарём ЦК КПСС.
  • 15. 9 февраля 1946 г. — выступая на собрании избирателей Сталинского округа Москвы в Большом театре, И.В. Сталин подчеркнул, что цели новой пятилетки заключаются в том, «чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». И.В. Сталин сообщил избирателям, что «в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на все товары». (В конце 1947 года в Советском Союзе, действительно, будет отменена карточная система распределения ряда продуктов питания и начнётся осуществление политики планомерного снижения розничных цен). Говоря о роли советской науки в достижении научно-технического прогресса, И.В. Сталин, в частности, сказал: «Я уверен, что если мы окажем должную помощь нашим учёным, то они сумеют в ближайшем будущем не только догнать, но и превзойти достижения науки за пределами нашей страны». В марте бюджет, выделенный на науку в 1946 году, будет увеличен в три раза и научные работники во всех сферах получат очень значительные прибавки к своим зарплатам, а к декабрю 1946 года советские учёные, работая в сложнейших материально-технических условиях, располагая слабыми производственными мощностями, осуществят первую цепную реакцию и уже в 1947 году пустят в эксплуатацию первый ядерный реактор.
  • 17. 21 декабря 1939 г. — в «Правде» № 351 опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров за подписью В. Молотова «Об учреждении премий и стипендий имени Сталина». Сталинские премии (во всяком случае, первые, формировались из сталинских гонораров за публикации).
  • 28. Октябрь 1949 г. — провозглашение Германской Демократической Республики (ГДР) на территории советской оккупационной зоны.
  • 34. 27 июня 1945 г. — по предложению Политбюро ЦК ВКП(б) и письменному представлению командующих фронтами звание генералиссимуса было присвоено И. В. Сталину «в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне». Кроме того, он был награждён орденом «Победа» и ему присвоено звание Героя Советского Союза.

“При крайнем недостатке хлеба я не отказался от заботы о продовольствии, которым я управлял так, что в несколько дней при помощи моих собственных средств освободил весь народ от страха и угрожавшей ему опасности [голода]…”

Увы, здесь Сталин не пошел за Божественным Августом.

V

Найден интересный текст присяги жителей горной страны Пафлагонии в римской провинции Галатия (север нынешней Турции) Августу в 3 году до н.э.:

«На третий год после двенадцатого консульства императора, сына бога Цезаря, Августа накануне мартовских нон на общем собрании в Ганграх, присяга, совершенная населяющими Пафлагонию и торгующими у них римлянами: Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, всеми богами и богинями и самым Августом быть преданным Цезарю Августу, его детям и потомкам в течение всей жизни и словом, и делом, и мыслью, считая друзьями тех, кого они сочтут, и признавая врагами тех, кого они признают таковыми, и за их интересы не щадить ни тела, ни души, ни жизни, ни детей, но всячески претерпевать любую опасность ради их пользы. И если я узнаю или услышу, что говорят, замышляют или совершают противное им, донести об этом и быть врагом говорящему, или замышляющему, или делающему что-либо в этом роде. А кого они сочтут врагами, тех (клянусь) преследовать и поражать на суше и на море оружием и железом. Если же я совершу что-либо противное клятве, я сам призываю проклятие на себя, на мое тело, душу, жизнь, детей и весь мой род, гибель и пагубу на все преемство мое и всех моих потомков; и пусть ни земля, ни море не примут тела моего и моих потомков и не приносят им плодов. Подобным образом принесли присягу все в стране в храмах Августа по районам у жертвенников Августа. Подобным образом Фазимониты, населяющие город, ныне называемый Неаполем, все принесли присягу в храме Августа у жертвенника Августа».

Теперь становится понятным, почему 6000 фарисеев отказались от присяги Августу в 6 году до н.э.!

***

А ниже приведена присяга последнему императору Российской империи:

«Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелиемъ, въ томъ, что хощу и долженъ Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссийскому, и законного Его Императорскаго Величества Всероссийскаго Престола Наследнику, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к высокому Его Императорскаго Величества Самодержавству, силе и власти принедлежащия права и преимущества, узаконенныя и впредь узаконяемыя, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять. Противъ враговъ Его Императорскаго Величества, Государства и земель Его, теломъ и кровию, въ поле и крепостях, водою и сухимъ путемъ, въ баталияхъ, партияхъ, осадахъ и штурмахъ и въ прочихъ воинскихъ случаяхъ храброе и сильное чинить сопротивление. И во всемъ стараться споспешествовать, что къ Его Императорскаго Величества верной службе и пользе государственной во всякихъ случаяхъ касаться можетъ. Объ ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, какъ скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленнымъ надо мною начальникамъ во всемъ, что къ пользе и службе Государства касаться будетъ, надлежащимъ образомъ чинить послушание и все по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противъ службы и присяги не поступать, отъ команды и знамени, где принадлежу, хотя и въ поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за онымъ, пока живъ, следовать буду и во всемъ такъ себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному солдату надлежитъ. Въ чемъ да поможетъ мне Господь Богъ Всемогущий. Въ заключение же сей моей клятвы целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь».

VI

««… Так, например, сын его, Ирод, нарушил наш закон, казнив Иезекию и его товарищей. А между тем закон запрещает казнить без приговора суда даже преступника. Тем не менее, он решился на такое деяние, не имея от тебя на то полномочия». При этих словах Гиркан склонился [в пользу обвинителей], тем более, что и матери убитых Иродом возбуждали его гнев тем, что ежедневно напоминали в храме царю и народу, что он должен предать Ирода суду синедриона. Все это наконец побудило Гиркана вызвать Ирода в суд, дабы он оправдал себя в возводимых на него обвинениях. Ирод действительно явился в суд, причем отец посоветовал ему явиться туда не в качестве частного лица, но с предосторожностями и отрядом телохранителей. Сделав в Галилее нужные на всякий случай распоряжения, Ирод явился в сопровождении такого отряда, который по сравнительной многочисленности своей не мог возбудить опасений у Гиркана, но вместе с тем был достаточен для того, чтобы в случае необходимости защитить его в суде. Тем временем наместник сирийский Секст написал Гиркану письмо с предложением оправдать Ирода и с выражением угрозы в противном случае. Письмо Секста явилось для Гиркана желанным поводом освободить Ирода, которого он любил как родного сына, от ответственности перед синедрионом. И вот, когда Ирод, окруженный своим отрядом, явился в синедрион, он нагнал на всех такой страх, что никто из прежних его обвинителей не решился сказать против него ни одного слова; наступила минута всеобщего молчания, и все были в полном недоумении, что делать дальше. В таком положении один только человек, некий Самея, муж праведный и стоявший, вследствие того, выше всякого страха, поднялся со своего места и сказал: «Судьи! И ты, царь! Ни я сам, ни вы, вероятно, никогда еще не видали, чтобы таким образом являлся в суд обвиняемый. Всякий, кому приходилось когда-либо являться сюда на судьбище в качестве обвиняемого, являлся сюда в смущении и с робостью, с видом человека, желающего возбудить нашу жалость, с распущенными волосами и в темном одеянии. Между тем наш любезнейший Ирод, обвиняемый в убийстве и с этой целью приглашенный сюда, облекся в пурпур, убрал по-праздничному свою голову и явился к нам в сопровождении воинов с целью перебить всех нас, если мы по закону осудим его, а самому спастись, совершив насилие над правосудием. Впрочем, я не стану обвинять Ирода, что он более занят ограждением своей личной безопасности, чем соблюдением закона: ведь вы сами, равно как и царь, приучили его к такой смелости. Однако знайте, что Господь Бог всемогущ и что этот [юноша], которого вы теперь желаете в угоду Гиркану оправдать, некогда накажет вас и самого царя за это».

 Все это действительно впоследствии вполне сбылось: Ирод, сам став царем, казнил всех судей синедриона, кроме одного Самеи, равно как самого Гиркана. Самею Ирод ставил очень высоко за его праведность, равно как за то, что, когда впоследствии город был осаждаем Иродом и Сосием, Самея уговорил народ впустить их, ссылаясь при этом на то, что вследствие греховности народа это неизбежно.»

Иосиф Флавий. Иудейские древности. 14 книга, 3-4.

***

В конце 1922 года В.И. Лениным было написано «Письмо к съезду». Это Письмо было оглашено Н. К. Крупской в 1924 году на Политбюро перед XIII съездом РКП (б).

 Манера поведения Сталина заставила Ленина пересмотреть его назначение, и в добавлении к «Письму к съезду» от 4 января 1923 года Ленин указал:

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение».

Сталин был единственным человеком (упоминавшемся в письме), которого Ленин желал отстранить с занимаемого поста. После заслушивания письма Сталин, по утверждению Троцкого, впервые заявил об отставке:

— Что ж, я действительно груб… Ильич предлагает вам найти другого, который отличался бы от меня только большей вежливостью. Что же, попробуйте найти.

— Ничего, — отвечал с места голос одного из тогдашних друзей Сталина. — Нас грубостью не испугаешь, вся наша партия грубая, пролетарская.

Каменев предложил решить вопрос голосованием. Большинство высказалось за оставление Сталина на посту Генерального секретаря РКП(б), против голосовали только сторонники Троцкого.

Члены Политбюро в 1923 г.:

Ленин — умер в 1924.

Троцкий — убит по приказу Сталина в 1940.

Зиновьев — расстрелян по делу Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра в 1936.

Каменев — расстрелян по делу Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра в 1936. Утверждается, что по дороге к месту расстрела он держался стойко, пытался приободрить павшего духом Григория Зиновьева: «Перестаньте, Григорий, умрём достойно!»

Сталин — умер в 1953.

Рыков (председатель ВСНХ, зам. председателя СНК) — расстрелян по приговору 3 Московского процесса в 1938.

Томский — Газета «Правда» от 23 августа 1936 года сообщала: «ЦК ВКП(б) извещает, что кандидат в члены ЦК ВКП(б) М. П. Томский, запутавшийся в своих связях с контрреволюционными и троцкистско-зиновьевскими террористами, 22 августа на своей даче в Болшеве покончил жизнь самоубийством»

Кандидаты в члены Политбюро:

Бухарин — расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1938.

Калинин — умер в 1946.

Молотов — умер в 1986.

Рудзутак — расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1938. Серго Микоян, ссылаясь на рассказы отца, — «Говорят, он (Ленин) в беседах называл Рудзутака. И его фамилия обсуждалась. Но он был очень нерешительным человеком», — выдвигает гипотезу, что Ленин мог рассматривать кандидатуру Рудзутака на должность Генерального секретаря вместо Сталина. Эту же мысль развивает и Ольга Шатуновская.

VII

2004 г.

Как сообщает «Интерфакс», трагедия разыгралась в одной из деревень индийского штата Ассам. Дикие слоны вошли в село и наткнулись на емкости с рисовым пивом. Выпив вкусный напиток до дна, захмелевшие животные разбуянились и принялись бегать по деревне, сметая все на своем пути. К несчастью, под ноги им попались несколько деревенских жителей. Это не единичный случай, когда слоны нападают на деревни в Ассаме. Животные обычно вытаптывают рисовые поля и разрушают амбары. Однако индийские зоологи подмечают, что в последние годы «у слонов развился вкус к рисовому пиву и самогону. Именно за этим они и наведываются в деревни».

***

Иосиф Флавий. Против Апиона 2,5.

Приблизительно 164 г. до н.э.

Именно поэтому Ония (Отец Онии, тоже Ония, сбежал от гонений Антиоха из Иерусалима к царю Египта Птолемею. От последнего и его жены Клеопатры он получил участок земли в номе Гелиополя в Нижнем Египте и построил на нем храм наподобие Иерусалимского Храма. Ония-сын возглавлял войско Птолемея Филометора. — С.Ч.) стал продолжать войну на стороне Клеопатры и не поступился своей верностью царям, когда им угрожала опасность. Бог — свидетель справедливости его поступков. Ведь когда Птолемей Фискон принял решение сразиться с войском Онии, он схватил всех находившихся в городе евреев вместе с женами и детьми и, связав их и раздев донага, бросил под ноги слонам, чтобы те растоптали их; для этого он даже напоил животных вином, но случилось противное тому, что он ожидал. Слоны, не тронув евреев, устремились на его приближенных и истребили многих их них. Вслед за тем ему было ужасное видение, которое повелело не причинять этим людям никакого вреда. Также его любимая наложница (одни говорят, что ее звали Итака, другие — Ирина) умоляла его не совершать такого ужасного святотатства, и он уступил ей и раскаялся в том, что уже сделал или только собирался. По этой причине все еврейское население Александрии, как известно, празднует этот день, ведь тогда с очевидностью они удостоились избавления от самого Бога.

VIII

“Когда об этом услышал малолетний Антиох (Антиох V Евпатор, годы правления 164 — 162 до н. э., — С.Ч.), то очень разгневался, немедленно послал за своими полководцами и приближенными и приказал им навербовать наемников и созвать под знамена всех способных носить оружие подданных царства. Таким образом было собрано войско приблизительно в сто тысяч пехотинцев и двадцать тысяч всадников с тридцатью двумя слонами. С этим войском царь двинулся из Антиохии в сопровождении Лисия, которому было поручено главное командование над всей ратью. Прибыв в Идумею и двинувшись затем к укрепленному и представлявшему большие затруднения городу Бет-Цуре, он остановился тут и приступил к его осаде. Но так как бетцурцы оказывали упорное сопротивление и при вылазках поджигали его осадные орудия, осада города затянулась на продолжительное время.

 Между тем Иуда [Маккавей], узнав о приближении царя, отказался от дальнейшей осады крепости, двинулся навстречу царю и расположился лагерем в ущелье Бет-Захарии на расстоянии семидесяти стадий от неприятелей. Тогда царь снял осаду Бет-Цуры и повел свое войско к ущелью, где был стан Иуды. С наступлением утра он выстроил свое войско к битве. Слоны должны были следовать гуськом один за другим, потому что их нельзя было выстроить рядами вследствие тесноты места. Вокруг каждого слона выстроились до тысячи пехотинцев и пятьсот всадников. На спине у каждого слона помещалась высокая башня со стрелками. Остальному войску было приказано с обеих сторон взбираться на горы, причем командование этими отрядами было поручено царским приближенным. Дав приказание трубить нападение, царь направил свое войско на врагов, причем были обнажены золотые и серебряные щиты, издававшие необычайный блеск. В горах раздавалось громкое эхо от криков нападающих.

 Видя это, Иуда не растерялся, но храбро встретил врагов и уложил на месте около шестисот человек авангарда. Брат же Иуды, Элеазар, носивший прозвище Аурана, увидев, что самый огромный слон вооружен царскими доспехами, и предполагая, что на нем сидит сам царь, с беззаветною храбростью бросился на него. Тут он перебил множество из окружавших слона воинов, разогнал остальных, а затем, подобравшись под слона, нанес последнему смертельный удар в живот. Слон упал на Элеазара и задавил его своею тяжестью. Таким образом потерял жизнь тот герой, который столь храбро лишил жизни многих врагов.

(Иосиф Флавий. Иудейские древности, 12, 9, 3-4).

***

Численность личного состава частей Объединённой группы войск, согласно официальному сайту chechnya.genstab.ru, составила: свыше 15 000 чел., около 200 танков, свыше 500 БМП, БТР; 200 орудий и миномётов… Из Моздока в Грозный прорвалась танковая колонна. Танки шли без прикрытия, без сопровождения пехоты… Итог был печальный, почти все машины сожгли и подорвали в самом центре Грозного. (1994 г.)… При подходе к мосту нас начали расстреливать из крупнокалиберных пулеметов, четко работали боевики-снайперы. Нашему взору предстало: первый танк идет по мосту, а его обстреливают где-то с семи, восьми направлений. Колонна шла через мост, неся потери. Колонна потеряла два бэтээра, были взорваны танк и кошеэмка (командно-штабная машина). В связи был сплошной бардак. Никто большей частью не представлял: кто с кем говорит. Десантная рота, замыкающая колонну, не прошла. Её отсекли и расстреляли — всех. Как потом рассказывали, чеченцы и наемники добивали раненых десантников выстрелами в голову, а наша колонна об этом даже не знала. Выжили только прапорщик и солдат…

IX

Самаритяне (или самаряне) (ивр. ‏שומרונים‏‎ «шомрони́м», כותים — «кутим» (то есть переселенцы из месопотамского города Куты) — малочисленная этно-религиозная группа, компактно проживающая в квартале Неве-Пинхас израильского города Холон (пригород Тель-Авива) и в деревне Кирьят-Луза (Неве-Кедем) у горы Гризим неподалеку от города Наблус (Шхем) на Западном берегу реки Иордан. Языки: иврит (самаритянская письменность на основе древнееврейского алфавита, близкого к финикийскому), арабский. Религия — версия допрофетического иудаизма. Танахом у самарян считается только Самаритянское Пятикнижие. Численность — около 720 человек (2008 г). Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства, точнее, колена Иосифа, разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Согласно иудейской традиции, самаритяне — потомки гутиев (у Иосифа Флавия — хуфейцы), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, и вскоре воспринявшие иудаизм от своих соседей иудеев.

***

В 170 г. до н. э. греко-сирийский царь Антиох Эпифан из династии селевкидов ввел в Иерусалим войско для восстановления порядка. В 168 г. до н. э. в результате слухов о гибели царя, волнения переросли в мятеж, который был жестоко подавлен Антиохом.

Теперь слово Иосифу Флавию.

«Вместе с тем он [Антиох] принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения. С этой же целью он назначил особых надзирателей, на обязанности которых лежало принуждать евреев к исполнению всех этих предписаний. И действительно, много иудеев, отчасти добровольно, отчасти из страха перед угрожающим наказанием, стали исполнять эти царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из иудеев не обращали внимания на царя, ставя исполнение издревле установленных обычаев выше наказания, которым тот угрожал за ослушание, и потому ежедневно нескольким из них пришлось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях. Их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам; женщин же и детей, которые были наперекор царскому велению обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам мужьям и родителям. Если же у кого-либо находили книгу со священными законами, то она уничтожалась, и всякий, у которого таковая была найдена, должен был умирать жалкою смертью.

Когда самаряне увидели все эти бедствия иудеев, то перестали выдавать себя за их сородичей и стали уверять, что их храм на [горе] Гаризим вовсе не воздвигнут в честь Всевышнего Бога; другими словами, они поступили сообразно своей обычной манере, о которой мы уже упоминали, и выдавали себя за потомков мидян и персов, что вполне правильно. Вместе с тем они отправили к Антиоху послов с письмом следующего содержания:

«Послание царю Антиоху Богу Эпифану от сидонцев из Сихема. На основании некоего суеверия наши предки, побуждаемые к тому различными постигшими страну бедствиями, установили обычай почитать тот день, который у иудеев носит название субботнего. Вместе с тем они воздвигли на горе Гаризим святилище без определенного назначения и приносили тут разные жертвы. И вот, так как ты воздаешь теперь иудеям должное возмездие за все их гнусности, царские чиновники, полагая, что мы родственны евреям и потому следуем их примеру, подвергают и нас подобным же наказаниям, тогда как мы по происхождению своему сидоняне. Последнее, впрочем, видно и по государственным записям. Ввиду всего этого умоляем тебя, нашего благодетеля и спасителя, повелеть своему наместнику Аполлонию и уполномоченному своему Никанору не обижать нас применением к нам тех карательных мер, которые установлены для иудеев; ведь мы, как по своему происхождению, так и по своим обычаям, не имеем ничего общего с последними. Вместе с тем пусть будет никому не посвященное святилище наше предназначено греческому Зевсу. Если это будет сделано, то преследования наши само собою прекратятся, и мы сможем безбоязненно посвятить себя делам своим, от чего увеличатся лишь твои собственные доходы».

 На эту просьбу самарян царь ответил Никанору: «Царь Антиох Никанору. Сихемские сидоняне препроводили ко мне прилагаемую записку. Так как в совещании, которое я устроил по этому поводу с приближенными моими, посланные самаряне подтвердили, что возводимые на иудеев обвинения совершенно не применимы к ним, самарянам, и что последние готовы жить по греческим обычаям, мы освобождаем их от преследований и посвящаем, сообразно их просьбе, их храм Зевсу греческому».

Такой же указ царь послал и наместнику своему Аполлонию в сто сорок шестом году, в восемнадцатый день месяца гекатомбеона».

 Самаряне потом дважды объединялись с иудеями, чтобы в 6 году скинуть Архелая, а в 36 — Понтия Пилата.

X

Мишна. Трактат Авот. Глава V.5 (Перевод Н. Перферковича, 2011 год).

«Десять чудес явлены предкам нашим в Храме: не случался у женщины выкидыш от запаха священного мяса, священное мясо никогда не портилось; мухи не видно было никогда в храмовой бойне; с первосвященником не приключилось кери (букв, «случайность», имеется в виду непроизвольное семяизвержение. Переферкович предпочел латинское pollutio nocturna) в День Искупления (Йом Кипур); дожди не погашали огня на жертвеннике; ветер не развеивал дымового столба (курения); не случалось, что стали негодными по какой-либо причине омер, два хлеба и хлеб предложения; стояли в тесноте, а поклоны творили в просторе; змея и скорпион никогда не причиняли вреда в Иерусалиме; и никто не говорил другому: «Мне негде ночевать в Иерусалиме»»

***

Так было на момент написания трактата Авот. Однако, потом истории известно два случая смены первосвященника из-за кери — поллюции ноктурна. Первый такой случай произошел примерно в 6-5 году до н.э., второй — при правлении последнего из иродиадов, правнука Ирода — Агриппы II, который имел право назначать первосвященников. Однако и эти случаи предусмотрены в Торе (Тора — здесь везде в широком смысле).

В первом случае было так.

— Ну чего молчишь? Зачем пришел? Почему не одет как надо? Вечером начинается Йом Кипур. Ты должен ночевать и молиться в Храме постоянно. Вопрос Ирода вывел первосвященника из оцепенения.

— Этой ночью у меня был сон, что я совокупляюсь с женой. И теперь я не могу на Йом Кипур быть первосвященником. Ирод усмехнулся

— За все время, что я царствую. А сколько я царствую, Николай? В волнении Матфий не заметил сидящих за столами у стены справа Николая, секретаря Ирода, и Птолемея, хранителя царской печати-перстня. Долговязый Николай с широким и постоянно багровым лицом приподнялся.

— 35 лет… живи и здравствуй Царь во веки!

— Так вот, за 35 лет еще такого не было. Но, я точно знаю, что в Торе написано, что надо делать.

— Если случилось, что первосвященник стал ритуально нечистым и не может выполнить свое служение в Храме, вместо него назначают другого, который исполняет все, что нужно. Однако после того как первый снова становится ритуально чист, он возвращается к выполнению своих функций и называется с тех пор «первосвященник, служащий в Храме». Второй же — после того, как он уступает место первому, — получает название «первосвященника, сошедшего с первосвященничества».

— Понятно. Ты, Матфий, я вижу, начинаешь ученый диспут. В таком случае, садись. Ирод показал на первый ряд кафедр слева от него.

— И мы обсудим, что бы все было по закону. Насколько я знаю, чтобы посвятить в первосвященники, нужна седмица. А мы должны иметь первосвященника сегодня вечером.

— Есть два вида первосвященников, — ответил Матфий. И продолжал, — первосвященник, помазанный маслом для помазания, и первосвященник, носящий больше одежд, чем обычный коэн. Помазанный священник действительно должен посвящаться седмицу. Священник, носящий больше одежд, должен только надеть одежду первосвященника. То есть, к одежде коэна добавить ефод, наперсник, сменить головной убор.

— А может ли священник, носящий больше одежд, выполнять все обязанности первосвященника, а главное, может ли он служить в Йом Кипур? — с интересом спросил Птолемей. — Первосвященник, носящий больше одежд, не может только совершать жертвоприношение быка за нарушение всех заповедей и приносить в дар десятую часть эйфы тонкой пшеничной муки, смешанной с четвертью ина выбитого елея. Все остальное он может, в том числе и служить в Йом Кипур. Матфий замолчал, ожидая дальнейших вопросов.

— В таком случае, — сделал вывод Ирод. — Мы можем одеть дополнительно до первосвященника главного коэна дежурной чреды. Кто сейчас главный коэн? Матфий коротко хохотнул. Непонятно, был ли это осуждающий смех, ироничный, а может быть завистливый.

— Завтра продолжает службу Авиева чреда. Главный коэн — Захарияху бен Варахия. — несколько выспренно сказал Матфий. И продолжал, уже с непонятным для собеседников уважением. Уважение было бы понятно для ревностного хранителя законов Торы.

— Захарияху теперь пророк, а сын его станет или пророком или даже мессией. Этот коэн уже теперь имеет личную охрану. Не так давно вечером по дороге в Храм на него напали разбойники. Тут же откуда-то появились люди в белых плащах, кто-то крикнул: «Пророка убивают!» На улицу из домов высыпал народ. Разбойники еще легко отделались. Надеюсь, никого из них не убили. Ирод и Птолемей переглянулись.

— И еще, — сказал Матфий, — Я боюсь, что он не захочет обратно в коэны. А народ может его поддержать. Такой случай есть в Торе. Ирод задумался. Все молчали.

— Хорошо, — наконец сказал Царь, — что ты, Матфий, предлагаешь?

— Мой родственник Иосиф бен Эллим, коэн, вполне может меня завтра заменить. Можете с ним поговорить, я привел его сюда.

— Говорить с ним не обязательно, а вот посмотреть на него стоит: нет ли у него физических изъянов, мешающих службе первосвященника. Ирод криво улыбнулся. Видимо вспомнил, как Антигон откусил уши Гиркану, лишая его первосвященничества.

— В наличии других изъянов приходится положиться на тебя, Матфий.

— Нет у него никаких изъянов, — пробормотал Матфий.

Пригласили Иосифа. Осмотрели его. По знаку Ирода Николай подошел к Иосифу, ощупал руки, ноги, заглянул в рот.

— Годен. — Резюмировал Николай.

— Ну, тогда пиши.

Николай сел, развернул на коленях пергамент. Ирод стал диктовать.

— Ввиду того, что первосвященник Матфий бен… Матфий крикнул с места: «бен Теофил».

— Теофил стал ритуально нечистым и не может выполнить свое служение в Храме, вместо него назначить на один день Йом Кипура первосвященником Иосифа бен Эллим. На следующий день после Йом Кипура Матфию бен Теофил возвращается первосвященничество, а Иосиф бен Элим становится сошедшим со своей должности.

XI

Иосиф Флавий. Иудейские древности 15, 5, 1-5.

«Ирод решил собрать для Антония отборное вспомогательное войско, потому что страна Ирода давно уже давала обильные урожаи, а сам царь достиг значительного благосостояния. Впрочем, Антоний отклонил эту помощь и [вместо того] предложил Ироду вступить в борьбу с царем арабским, недобросовестность которого по отношению к нему и к Клеопатре уже была известна ему. Этого также желала Клеопатра, рассчитывая сама выиграть, если те ослабят друг друга. Ввиду такого поручения со стороны Антония Ирод вернулся восвояси, но не отпускал еще своего войска, чтобы немедленно вторгнуться в пределы Аравии. Поэтому он приготовил значительные конные и пешие отряды и двинулся к Диосполису, где его уже поджидали арабы, которые успели узнать о готовящейся против них войне. В ожесточенной последовавшей затем битве победителями остались иудеи. После этого в Кане, местности Келесирии, собралось огромное арабское войско. Заранее об этом извещенный, Ирод явился туда во главе ядра своего войска и, приблизившись к Кане, решил расположиться там лагерем, чтобы в удобный момент вступить в бой. Пока он был занят этим, иудейское войско стало кричать, что довольно потеряно времени и что следует идти на арабов. Войско желало немедленно вступить в бой с врагами, потому что оно уповало на свою отличную боевую готовность и потому что особенно храбрились все те, которые участвовали в победоносной первой схватке с арабами.
 При такой явной и шумной воинственности царь решил воспользоваться пылом своего войска и, уверяя солдат, что не желает стеснять их мужество, выехал в полном вооружении вперед, тогда как все остальные следовали за ним в боевом порядке. Тотчас арабов обуял ужас; хотя они сперва и оказали некоторое сопротивление, однако, увидав непоколебимость и отчаянную решимость врагов, большинство их дрогнуло и побежало. Арабы наверное погибли бы при этом случае, если бы [некий] Афенион не навредил Ироду и иудеям. Будучи военачальником над той частью Аравии, которая находилась в зависимости от Клеопатры, и [постоянно] враждуя с Иродом, он не стал равнодушно смотреть на ход событий, но решил держаться в стороне, если победителями выйдут арабы, а в случае их поражения, как то и было на самом деле, напасть на иудеев во главе отряда, заранее выбранного и приготовленного к бою. И вот, когда иудеи успели утомиться и уже считали себя победителями, он внезапно напал на них и стал избивать их. Дело в том, что иудеи уже успели израсходовать весь запас энергии в борьбе с явными врагами, да и слишком беспечно пользовались своею победою над ними. Поэтому они потерпели поражение от быстрого натиска врагов и понесли тяжкие утраты в этой неудобной для кавалерии гористой местности, к которой нападающие, однако, привыкли. Видя поражение иудеев, арабы также вновь собрались с силами, вернулись еще раз и стали избивать уже обратившихся в бегство иудеев.
 Таким образом, всюду происходила ожесточенная резня, а из тех, кто успел спастись, немногие вернулись назад в лагерь. Видя такой исход битвы. Ирод немедленно поехал за помощью; однако он не успел вовремя вернуться, потому что лагерь иудеев был уже взят и арабы немало радовались, что им неожиданно удалось одержать такую победу над грозным врагом и уничтожить столь значительное неприятельское войско. После этого Ирод принялся за грабежи и, делая частые набеги на страну арабов, наносил им крупный вред. При этом он располагался станом на горах, но воздерживался от открытого боя. Беспокоя и расстраивая врагов своими постоянными набегами, он вместе с тем заботился также о том, чтобы всячески исправить урон, нанесенный его воинам. В это время между Цезарем и Антонием произошла также битва при Акции, а именно в седьмой год царствования Ирода. Тогда же страну иудеев постигло небывалое дотоле землетрясение, результатом которого была массовая гибель скота. Также погибло до тридцати тысяч человек под развалинами рушившихся зданий. Впрочем, одни только солдаты, жившие под открытым небом, не потерпели при этом никакого урона. Когда о том узнали арабы от тех людей, которые сообщением этих сведений хотели особенно выслужиться перед ними, то арабы еще более возгордились, полагая, что теперь, после постигшего неприятельскую страну бедствия и погибели стольких людей, им уже нетрудно будет овладеть этою страною. Они даже схватили посланников иудейских (явившихся для заключения с ними, после всего случившегося, мира) и убили их, чтобы затем с отчаянною храбростью двинуться на само войско иудеев. Однако иудеи не решились встретить нападение врагов, отчасти потому, что впали в оцепенение после стольких бедствий, отчасти же и еще более потому, что не забыли недавнего поражения; поэтому у них не было уже никакой надежды победить арабов в открытом бою, тем более что нельзя было рассчитывать на помощь единоплеменников, столь тяжко у себя дома пострадавших. В таком положении царь старался всячески образумить военачальников и пытался ободрить тех, которые совершенно пали духом. Когда ему удалось успокоить и ободрить главнейших между ними, он решился обратиться также к войску. Этого он не посмел раньше, чтобы при таких грустных обстоятельствах не возбудить его еще более. Теперь же он обратился к солдатам со следующею речью:

«Я, люди, отлично понимаю, что в настоящее время произошло многое такое, что препятствует нашему преуспеванию; вполне естественно, что даже самые храбрые люди при таких обстоятельствах теряют свое мужество. Однако, так как война теперь неизбежна и постигшие нас бедствия не таковы, чтобы одним славным подвигом нельзя было поправить все сделанное, я решился поговорить с вами и указать, каким образом вы сможете вновь явить свою прежнюю, врожденную вам храбрость. Сперва я желаю объяснить вам всю правоту этой нашей войны, к которой мы вынуждены благодаря наглости наших врагов. Если вы об этом хорошенько подумаете, то это должно быть для вас главною побудительною причиною в храбрости. После этого я намерен доказать вам, что постигшие нас теперь бедствия вовсе уже не так страшны и что у нас есть немало надежды на победу. Итак, я начну с первого пункта, причем беру вас в свидетели правильности моих слов. Вы, конечно, знаете беззаконный образ действий арабов, которые всегда и всюду отличаются вероломством, как то и естественно в варварах, не знающих Господа Бога. Особенно же они насолили нам своим корыстолюбием, своею завистливостью и своими коварными интригами. Зачем мне много говорить об этом? Кто другой, как не мы, спасли их от опасности потерять власть и подпасть под иго Клеопатры? Только моя дружба с Антонием и расположение его к нам было причиною того, что их не постигли слишком тяжелые бедствия, так как Антоний старательно избегал предпринимать все такое, что могло бы возбудить наше подозрение. Когда же Антоний пожелал предоставить Клеопатре по части наших обоюдных владений, я также уладил это дело, одарив его из своих средств богатыми подарками и снискав обоим дальнейшую безопасность. Расходы по этому делу я также взял на себя, выплатив двести талантов и поручившись [за арабов] в такой же сумме. Эти деньги должны были бы пасть на всю страну, а теперь мы освобождены от этого платежа. Если уже несправедливо, чтобы иудеи платили кому-нибудь подати или поземельные налоги, то еще более неосновательно, чтобы мы платили таковые за тех, кого мы сами выручили. Особенно это относится к арабам, которые, по собственному признанию, удержали за собою свою независимость благодаря нам и которые теперь желают лишить нас всего и обидеть нас, причем мы не враги их, но друзья. Если верность должна иметь место относительно самых ярых врагов, то тем более она неизменно должна быть соблюдаема по отношению к друзьям. Впрочем, это не относится к арабам, которые на первом плане преследуют одну свою личную выгоду, причем не отступают даже перед [явною] несправедливостью, лишь бы иметь возможность обогатиться. Итак, неужели у вас еще возникает сомнение в том, следует ли наказать нечестивцев, когда того желает сам Предвечный и требует, чтобы [мы] всегда ненавидели заносчивость и несправедливость, тем более, что мы в данном случае начали не только вполне справедливую, но и необходимую войну? То, что [даже] у эллинов и варваров признается за величайшее беззаконие, они сделали с нашими посланниками, а именно убили их. Греки считают послов людьми священными и неприкосновенными, мы же получили величайшие откровения и священнейшие законы наши от вестников самого Господа Бога. Священное имя послов может напоминать людям о Господе Боге и в состоянии примирять врагов между собою. Итак, разве можно совершить более крупное беззаконие, как убить послов, отправленных для выяснения истины? И каким образом такие люди смогут впредь быть счастливыми в жизни или рассчитывать на военную удачу, если они совершили такое злодеяние? Я полагаю, что это невозможно. Впрочем, быть может, найдется человек, который скажет, что правда на нашей стороне, тогда как враги и многочисленнее и храбрее нашего. Но так говорить совершенно недостойно вас, ибо на чьей стороне право, там и Бог, а где Господь Бог, там и сила и мужество. Если мы разберем наше положение, то придем к следующим результатам: в первой битве мы остались победителями; когда мы вторично сразились с ними, то они также не выдержали нашего нападения, но тотчас ударились в бегство, не будучи в состоянии выдержать наш натиск и нашу храбрость. Когда мы уже одерживали победу, на нас напал Афенион, не известив нас о своей войне с нами. Разве это свидетельствует о храбрости врагов, а не о вторичной гнусности и коварстве? Чего нам поэтому отчаиваться в таком положении, которое, напротив, раскрывает нам наилучшие надежды? Неужели нам страшиться таких людей, которые всегда побеждаемы, когда сражаются по всем правилам, а когда считают себя победителями, то всегда достигают этого незаконным способом? Итак, если кто-нибудь все-таки станет еще считать их храбрыми, разве он сам при таком положении вещей не бросится на них с еще большим мужеством? Ибо отвага заключается не в бою со слабыми противниками, а в умении побить более сильных врагов. Если же кого-либо устрашают наши домашние бедствия и результаты землетрясения, то пусть он подумает о том, что этими самыми бедствиями введены в заблуждение те же арабы, имеющие о них самое преувеличенное представление, а также о том, как недостойно нам трусить из-за того, что придает им столько смелости. Ведь враги наши набираются храбрости не вследствие какой-нибудь своей личной удачи, но потому, что рассчитывают, что мы утратили всякую надежду, будучи сломлены нашими бедствиями.

 Когда же мы двинемся на них, то сумеем умерить их пыл, причем наше мужество возрастет по мере того, как они в битве будут падать духом. Ведь мы вовсе не понесли уже столь крупного урона, да и постигшее нас бедствие вовсе не является, как готовы думать некоторые, знаком гнева Предвечного на нас. Вся эта неудача — дело простого случая. Если же все это случилось по желанию Господа Бога, то ясно, что теперь и прекратилось по Его желанию, ибо он удовлетворяется прошедшим; если бы он и дальше думал наказывать нас, то не изменил бы теперь Своего решения. А что сам Господь желает этой войны и считает ее справедливою, это видно из следующего: в то самое время, когда многие в стране погибли от землетрясения, все солдаты остались невредимыми и все вы спаслись, так что тем самым Предвечный показал вам, что, если бы вы двинулись в поход всем народом, с детьми и женами, никто из вас не потерпел бы никакого урона. Имея все это в виду, особенно же памятуя, что в Господе Боге вы имеете всегдашнего заступника, вы теперь смело и спокойно можете выступить против тех, кто нечестив к друзьям, кто вероломен в битвах, кто насильствен по отношению к послам и кто всегда был побеждаем вашею доблестью».
 После этой речи иудеи почувствовали больше храбрости вступить в бой. Ирод же совершил установленные жертвоприношения и быстро двинулся на арабов, перейдя через реку Иордан. Затем он расположился лагерем вблизи врагов, имея в виду занять лежавшее между ним и неприятелями укрепление, которое считал полезным для себя как в случае быстрого начала битвы, так и в том случае, если бы дело затянулось, так как у него был бы в распоряжении укрепленный стан. Так как и арабы рассчитывали таким же точно образом, то произошел бой из-за крепости. Сперва завязалась перестрелка, затем большие толпы вступили между собою в рукопашный бой, причем порядочное число людей пало с обеих сторон, и наконец арабы были побеждены и отступили.
 Это тотчас же сильно воодушевило иудеев; Ирод же, понимая, что войско арабское теперь решится скорее на все другое, только не на бой, начал храбро срывать их укрепления и двинулся вперед с целью овладеть их лагерем. Таким образом, враги были принуждены биться и выступили в беспорядке и робко, потеряв всякую надежду на одержание победы. И все-таки они вступили в бой, уповая на свое большинство и побуждаемые к тому необходимостью. Произошла ожесточенная битва, в которой пало немало людей с обеих сторон. Под конец, однако, арабы были обращены в бегство. При этом началась страшная резня среди бегущих, потому что они не только умирали от руки врагов, но сами губили друг друга, ибо при массе и беспорядочности беглецов последние топтали друг друга или ранили себя своим же собственным оружием. Таким образом их пало около 5000 человек, остальная же масса врагов поспешно бежала в [какое-то] укрепление, где ей, однако, представлялось мало надежды спастись вследствие недостатка в съестных припасах, особенно же в воде. Преследовавшим их иудеям не удалось проникнуть вместе с ними в крепость; поэтому они окружили ее и отрезали к ней решительно всякий доступ, не впуская и не выпуская из нее никого.

В такой крайности арабы отправили парламентеров к Ироду, чтобы переговорить с ним об условиях сдачи, а также (вследствие ужасной жажды) с предложением каких угодно условий, лишь бы он дал им воды. Однако царь не принял ни послов, ни выкупа за пленных, ни другого чего-либо, потому что намеревался наказать их за все несправедливости, нанесенные ими иудеям. Таким образом, побуждаемые недостатком всего прочего и особенно жаждою, некоторые арабы вышли из крепости, отдались в руки врагов и дали связать себя. Так в течение пяти дней отдались в плен около четырех тысяч человек; на шестой день все остальные решили сделать из крепости нападение на врагов и вступить с ними в бой, предпочитая пасть на поле брани в случае необходимости, чем бесславно погибать поодиночке. Решив это, они вышли из укрепления, но не могли долго биться и храбро сопротивляться, потому что были утомлены душою и телом и видели благодеяние в смерти и позор, если бы остались в живых. В этой первой битве пало около семи тысяч человек. После такого удара арабы окончательно утратили все свое прежнее мужество. В таком бедственном положении арабы, изумляясь военному искусству Ирода, добровольно подчинились ему и признали его правителем своего народа. Ирод, очень радуясь своим успехам, вернулся в свою страну, где его сильно превозносили за этот его доблестный подвиг».

***

Надо честно сказать, что Ирод воевал не совсем с арабами. Он воевал с Набатейским царством.

 Набатеи (Ναβαταΐοι, Nabat, Nabit) — полукочевой семитский народ античной и римской эпохи, близкий арабам и идумеям, и имевшим собственное государство — Набатейское царство. Язык набатеев близок к арабскому, надписи их сделаны на арамейском языке. В Идумее набатеи первоначально представляли собой кочевников. Наряду с торговлей мелким скотом и верблюдами они вели караванную торговлю товарами южной Аравии. Государственность набатеев проходила параллельно с Хасмонями, и первое время отношения Иудеи с Набатеей были дружескими, но затем началась череда войн. Наконец в 105 или 106 году набатеев завоевал император Траян, и их царство отошло к Римской империи.

 С 4 века территорию набатеев занимают арабы, которые постепенно ассимилировали этот народ.

 Мать Ирода, Кипра, была царевной Набатейского царства, родом набатейка, принявшая иудаизм.

И вот, что интересно, набатейский народ, ничуть не меньше по численности и по занимаемой территории иудейского, бесследно ассимилировался. Теперь упоминание о Набатейском царстве занимает одну страницу в Википедии.

Почему такая же судьба не постигла еврейский народ после 136 года?

 Вот две монеты. Первая по времени выпущена в честь торжественного для Рима события, которое состоялось 12 мая 20 года до нашей эры. В этот день парфянский царь Фраат V вернул Тиберию значки, в том числе орлы легионов, трофеи и пленных, захваченных у Марка Красса, Деция Саксы и Марка Антония. Надо отметить, что это событие было не военной победой: Парфия возвращала трофеи, захваченные у римлян. Тем не менее, парфянин возвращающий римлянам боевой штандарт, преклонил колени.

Римская монета с изображением коленопреклоненного парфянина, возвращающего римлянам боевой значок.

Римская монета с изображением коленопреклоненного парфянина, возвращающего римлянам боевой значок.

 Следующая монета выпущена в честь военной победы Рима над Иудеей. Римский сенат увековечил разрушение Иерусалима в 70 г. н. э. выпуском монеты, известной как Judaea Capta — что сегодня переводят как «Иудея Плененная». Эта монета насыщена символикой, знаменующей конец еврейской независимости и начало диаспоры. На монете изображен библейский сюжет: Адам, Ева и древо. На древе нет змея, потому что он распят и умер. Ева плачет, склонившись, Адам сочувствует и разделяет ее трагедию. Последовавшая далее иудейская диаспора — это изгнание Богом иудеев из Земли Обетованной.

Сестерций Веспасиана (71 г.) из серии «Judaea Capta”

Сестерций Веспасиана (71 г.) из серии «Judaea Capta”

 Попробуйте найти коленопреклоненного иудея!

Share

Сергей Чевычелов: Исторические реминисценции: 4 комментария

  1. Б.Тененбаум

    Не оспаривая сказанного вами, глубокоуважаемый автор, замечу все же, что на фоне своих преемников божественный Август выглядел вменяемым человеком.
    Сталин — наоборот …

    1. Сергей Чевычелов

      В принципе, я с Вами согласен. Но, читая Светония, наталкиваешься порой на удивительные вещи и совпадения. Впрочем, у Тиберия их будет вероятно еще больше. Вот из начала «Божественного Августа» Светония.

      После победы он не выказал никакой мягкости: голову Брута он отправил в Рим, чтобы бросить ее к ногам статуи Цезаря, а вымещая свою ярость на самых знатных пленниках, он еще и осыпал их бранью. Так, когда кто-то униженно просил не лишать его тело погребения, он, говорят, ответил: «Об этом позаботятся птицы!» Двум другим, отцу и сыну, просившим о пощаде, он приказал решить жребием или игрою на пальцах, кому остаться в живых, и потом смотрел, как оба они погибли – отец поддался сыну и был казнен, а сын после этого сам покончил с собой. Голова Брута , тем не менее не достигла Рима: корабль, ее везший, утонул в бурю близ Диррахия (Дион . 47, 49).

      Мятежи, заговоры и попытки переворотов не прекращались и после этого, но каждый раз он раскрывал их своевременно до доносам и подавлял раньше, чем они становились опасны.

      Из внешних войн только две он вел лично: далматскую – еще юношей, и кантабрийскую – после поражения Антония. В далматской войне он даже был ранен: в одном бою камень попал ему в правое колено, в другом он повредил голень и обе руки при обвале моста. Остальные войны он поручал своим легатам, хотя при некоторых походах в Германии и Паннонии присутствовал сам или находился неподалеку, выезжая для этого из столицы до Равенны, Медиолана или Аквилеи.

  2. Б.Тененбаум

    Глубокоуважаемый доктор,
    Читать ваши тексты — и польза, и удовольствие. Но, с вашего позволения — парадоксальное сближение Августа со Сталиным показалось мне слишком парадоксальным …

    1. Сергей Чевычелов

      Спасибо за внимание! Конечно, каждый видит по своему. Но: главное, чтобы костюмчик сидел. Мне видится, что сходство можно найти между любыми диктаторами, особенно теми, которые приходят по формальному назначению, меняют строй и правят очень долго. Добавьте к этому необычную для того времени скромность Августа в быту и обожествление им Гая Юлия Цезаря.
      «В нача­ле следу­ю­ще­го деся­ти­ле­тия Цезарь стал изо­бра­жать­ся на новой серии монет, про­слав­ля­ю­щих его обо­жест­вле­ние. Моне­ты были трех видов: изо­бра­же­ние звезды Юлия в сопро­вож­де­нии леген­ды «Di­vus Iuli­us»; голо­ва Цеза­ря, увен­чан­ная его коме­той, и при­ме­ча­тель­ная кар­ти­на, на кото­рой Август воз­ла­га­ет звезду на голо­ву сво­е­го боже­ст­вен­но­го отца. Толь­ко вто­рой вид име­ет сход­ство с преды­ду­щи­ми выпус­ка­ми; в целом, звезда или коме­та более настой­чи­во под­чер­ки­ва­лись на новых моне­тах, чем на моне­тах в честь Цеза­ря, выпу­щен­ных до Акция».

      Во 2 г. до н. э. Август посвя­тил Мар­су Мсти­те­лю храм, кото­рый дал обет постро­ить перед бит­вой с убий­ца­ми сво­е­го отца в 42 г. За это вре­мя ком­пе­тен­ция бога рас­ши­ри­лась, и он стал карать не толь­ко за зло­де­я­ния про­тив отца оте­че­ства, но и за дру­гие пре­ступ­ле­ния про­тив наро­да».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(В приведенной ниже «капче» нужно выполнить арифметическое действие и РЕЗУЛЬТАТ поставить в правое окно).

AlphaOmega Captcha Mathematica  –  Do the Math