Концептуальное и постконцептуальное искусство в значительной мере основаны на феномене концептуальной идеи — понятии в равной степени и художественном, и философском, поэтому крайне близком еврейскому схоластическому мышлению, базирующемуся на основных принципах иудаизма.
СОВРЕМЕННАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ:
ПОСТКОНЦЕПТУАЛИЗМ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ
Генералы всегда готовятся к прошедшей войне.
Уинстон Черчилль
Продолжаем разговор о концептуальной живописи, начатый 24 декабря 2018 года в статье «Еврейская живопись и концептуальный символизм». И в этой связи хотелось бы подробнее осветить несколько аспектов:
1. Почему именно в концептуальном искусстве оказалось так много представителей западной культуры?
2. Почему среди представителей концептуального искусства оказалось так много евреев?
3. Как менялось концептуальное искусство вместе с трансформацией общества?
На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ.
О практике и истории концептуализма
Окружающий мир по-разному изображается художником на различных стадиях развития общества, а последующие критики препарируют это непрерывное развитие в отдельные этапы и школы. В концептуальном искусстве идея или понятие — самый важный аспект работы. Когда художник использует концептуальную форму искусства, это означает, что все планирование и решения сделано заранее, и выполнение этого — лишь последнее дело. Идея становится машиной, двигающей искусство. Искусство это не имеет цели, как и само человеческое существование, оно является лишь проявлением умственной деятельности. Результат обычно не зависит от мастерства автора как декоратора, но зависит, в основном, от предлагаемой концепции. Реализация этой концепции и есть цель художника-концептуалиста, — естественно, при том условии, чтобы сделать свою работу максимально понятной и интересной зрителю. Последние моменты напрямую зависят не только от таланта художника, но и от формы представления идеи, и от подготовки зрителя, почему многие работы известных авторов, особенно представленные в виде фото, вызывают лишь недоумение у публики.
Термин «Концептуальное искусство» получил широкое распространение после того, как статья «Параграфы о концептуальном искусстве» художника-минималиста Сола ЛеВитта (Sol LeWitt) появилась в летнем номере журнала Artforum 1967 года.
О динамике развития и трансформациях концептуализма
Появившись на Западе в 1960-е годы, концептуализм стал тем течением, которое разорвало связь между замыслом и воплощением этого замысла в доступную для обывателя форму. Теперь произведение искусства могло существовать в виде голой идеи, зачастую в чуждой и пренебрежительной к публике форме. Чего стоят одни инсталляции из мух и бабочек Дамьена Хёрста (Damien Hirst)? Естественно, что эти тенденции были чужды лагерю социалистического реализма, где искусство находилось под строгим контролем.
Позднее несколько общеизвестных факторов политики и экономики повлияли на соответствующий переход искусства от концептуализма к постконцептуализму. Последний, практически не отличаясь от концептуализма в идейном плане, стал более разнообразным по форме, когда художники стали не только смешивать живопись с фотографией, но и допускать объединение предыдущих изображений и стилей в новые форматы. Так же, как индустриальная эра повлияла на современную культуру, постконцептуализму пришлось столкнуться с новым производственным укладом — постиндустриальным. Но поскольку любой вид искусства концептуален сам по себе в той или иной степени, есть основания считать, что концептуальный символизм стал одним из проявлений искусства концептуализма, а точнее и современнее — постконцептуализма в живописи.
О роли национального мышления в искусстве концептуализма
Концептуальное и постконцептуальное искусство в значительной мере основаны на феномене концептуальной идеи — понятии в равной степени и художественном, и философском, поэтому крайне близком еврейскому схоластическому мышлению, базирующемуся на основных принципах иудаизма.
Взаимоотношения иудаизма с изобразительным искусством складывались под влиянием Второй заповеди Торы: «Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» (Исход, 20: 4-5). Здесь нет галахических постановлений, которые бы запрещали или разрешали те или иные изображения. Их было очень много, и менялись они в зависимости от исторической конкретики и окружения, однако все они не нарушали второй заповеди.
Многие поколения еврейских художников старательно избегали нарушения этих священных заповедей, например, рисуя фантазийных химер с головами животных и телами людей или летающие тела в искаженном пространстве, однако именно искусство концептуализма позволило полностью разделить художественную идею и ее материальную аллегорию и сделать идею иллюстративно доступной еврейской философии и еврейскому менталитету. А развитие цифровых технологий в эпоху постконцептуализма сделало искусство реалистического изображения «иллюстраторов жизни», как называли Исаак Бен-Рыбах и Барух Аронсон художников определенных направлений, достаточно архаичным. Что же касается еврейской живописи, то хотелось бы еще раз призвать читателя не путать еврейскую живопись с картинками о евреях и еврейском быте, выполненных в тех или иных национальных традициях. Поэтому упоминание таких евреев как Жак Деррида (Jacques Derrida), Клемент Гринберг (Clement Greenberg) или Лоуренс Вайнер (Lawrence Weiner) в связи с искусством концептуализма является закономерным результатом развития концептуальных идей в их иудаистской интерпретации.
О концептуальном символизме в живописи
Вышеназванное утверждение является правильным и для живописи концептуального символизма, произведения одного из художников которого — Евгения Гегузина (Evgeny Gegouzin) из Иерусалима — приведены ниже. Еврейский художник одинок, писали Исаак Бен-Рыбах и Барух Аронсон 100 лет назад. Надо бы добавить: одинок и философичен. Художника окружают созданные им образы, которые он может транслировать в окружающее его публичное пространство. Но ego еврейского художника иногда разрывается между желанием широкого признания и проблемами, которые несут его образы в плане иудейской философии. Ибо, как сказал Микеланджело, «человек рисует мозгами, а не руками». А афоризм, приведенный в начале нашей статьи — не просто умная мысль, но напоминание о том, что вчерашний базис искусства послезавтра может оказаться неактуальным.
Иллюстрации
Дополнительная информация: www.newlinearte.com
«Рыбы / 2010» мне очень понравились, но все остальные картины — вообще нет или даже вызывают отторжение.
Наверное всё дело в той Идее, которая «становится машиной, двигающей искусство»: мне нравится идея Свободы Выбора — а у рыбок там есть плывущие по течению, против течения и поперёк течения. А вот «Игры аллигаторов / 2008» я воспринимаю как их кормёжку, а все прочие картины — тут лучше я промолчу.