©"Заметки по еврейской истории"
  октябрь-декабрь 2019 года

227 просмотров всего, 18 просмотров сегодня

А в связи со следующими выборами в бундестаг, которые будут в 2021 году, не очень сложно предсказать, что популярность AfD будет расти у ее электората, а демократические партии центра будут маргинализированы. Это будет началом того времени, когда с еврейской собственностью произойдет нечто подобное тому, что раньше называлось „Ариезацией», — вероятно, это будет называться иначе, — и евреи, возможно, смогут спасти свою жизнь только путем бегства из Германии.

Григорий Крошин

«…И ОСТАНЕТЕСЬ СО СВОИМИ АНТИСЕМИТАМИ!..»

На наши вопросы отвечает директор Еврейской общины Дюссельдорфа Михаэль Сцентай-Хайзе (Michael Szentei-Heise): 

Для начала, г-н Сцентай-Хайзе, думаю, есть смысл коротко познакомить русских читателей с вами. Где вы родились? В какой семье? С какого времени живете в Германии? Как дошли до сегодняшнего положения?

Михаэль Сцентай-Хайзе

Михаэль Сцентай-Хайзе

— Итак, меня зовут Михаэль Сцентай-Хайзе, родился я в 1954-м в Венгрии, рос там и учился в начальной школе до лета 1965-го, когда мы с матерью нелегально эмигрировали в Германию. Мой отец был католик, мать — еврейка, пережившая Освенцим, переправленная французским «Красным Крестом» во Францию. Там, в Тулузе, изучала химию, в 1948-м вернулась в Венгрию, где в 1954-м я и родился. Родители развелись, когда мне было 2 года. Она была дипломированным химиком. В Германии я закончил гимназию. Сначала мы поселились в Мюнхене, потом переехали в Нижне-Рейнский регион, учился в Эрлангене, Кёльне, Иерусалиме. Получил высшее юридическое образование. Говорю, кроме немецкого, на английском, французском, иврите. И в декабре 1986-го прибыл в Дюссельдорф, сразу на должность директора Еврейской общины. То есть уже 33 года остаюсь в той же самой должности директора общины. И в конце марта 2020-го покидаю этот пост, ухожу на пенсию.

В последнее время вы часто выступаете в немецких СМИ на тему жизни евреев в современной Германии. Известна ваша прекрасная инициатива, связанная, например, с Рейнским Карнавалом в 2018 и 2019-х гг. о том, чтобы евреи Дюссельдорфа (впервые с тех времен, когда нацисты это категорически запретили!..) наравне со всеми участвовали в традиционном народном праздничном шествии собственной машиной, а также предложением, чтобы христиане, мусульмане и иудеи Дюссельдорфа ехали вместе в одной машине. Это, судя по многим откликам, очень позитивно было воспринято в обществе и практически осуществлено. Однако, к сожалению, ваши статьи были лишь в немецких СМИ, которые, надо признать, нечасто читают русскоговорящие жители Германии. А ведь не секрет, что, скажем, только в Еврейской общине Дюссельдорфа среди почти семи тысяч ее членов около 90 процентов — именно русскоговорящие. Не согласитесь ли вы поделиться своими соображениями по сегодняшней ситуации с евреями в ФРГ и перед русскоязычными читателями?

— С удовольствием. Тем более, что эта тема сегодня приобретает в нашем обществе все большую остроту и актуальность.

— Спасибо. И, если позволите, начну с шокирующих результатов недавних парламентских выборов в Тюрингии. Как вы объясняете себе тот факт, что на этих выборах так мощно (набрав вдвое больше голосов, чем на прошлых выборах в ландтаг) победила праворадикальная партия «Альтернатива для Германии» (AfD) во главе с печально известным и весьма скандальным Бьорном Хёкке, которого сегодня даже в прессе (например, сначала «зелёные», потом и другие) открыто называют фашистом, нацистом и проч.?

Михаэль Сцентай-Хайзе

Михаэль Сцентай-Хайзе

— Непростой вопрос… Оглянемся чуть-чуть в прошлое, в послевоенное время, когда на территории поверженного Третьего Рейха образовались два немецких государства — ФРГ и ГДР. Это были с самого начала два различные пути развития после Второй мировой войны. После образования ФРГ в 1949-м развитие обоих немецких государств было очень различным — и различные политические пути, и разность в пропагандируемой идеологии. Так, в соответствии с идеологией «социалистической» Восточной Германии — ГДР — считалось, что в Западной Германии — «нацизм», а «у нас, в коммунистической ГДР, все человеческое, гуманное, справедливое, мы делаем всё правильно, мы хорошие немцы»… И по этой причине ГДР не анализировала прошлого Германии, Третьего Рейха и т. д. На Западе, в ФРГ, тоже очень поздно, только после 1968-го, новое поколение немцев стало вдруг задумываться о своем прошлом, молодые люди стали задавать вопросы своим родителям: «Как случилось то, что случилось? Почему вы, немцы, так поступили? Как такое вообще могло произойти с Германией?..»

Таким образом, в период до объединения двух Германий очень разная ситуация сложилась в двух немецких государствах. Поэтому само последующее объединение немцев в единое государство было очень сложным, болезненным процессом. И прежде всего экономически, так как слишком уж разный уровень развития экономики был на тот момент в ФРГ и ГДР и совершенно различный уровень жизни населения этих государств. И, между прочим, за эти прошедшие с момента объединения 30 лет пока, к сожалению, так и не удалось сблизить эти экономики и условия жизни людей, несмотря на все предпринимаемые государством шаги в этом направлении.

И поэтому мы сегодня наблюдаем, что восточные немцы с определенной завистью смотрят на то, как живут западные и понимают, что они находятся до сих пор в неравном положении, более зависимом и ущербном: и по условиям жизни, и по зарплатам, пенсиям, по профессиональной востребованности, по социальным гарантиям… и проч.

Я, кстати, как раз перед вашим приходом разговаривал по телефону с моими знакомыми, которые в настоящее время живут на территории бывшей ГДР. Они мне сказали удивившую меня вещь: «У нас чистые, красивые города со всеми удобствами, но… в них сегодня очень мало людей. В нормальное время выйдешь на улицу и — нет людей! Пустая улица…» То есть многие восточные жители продолжают уезжать на Запад в поисках лучшей жизни, как и много лет назад стремились уехать из ГДР в ФРГ…

Словом, и сегодня много людей на Востоке страны считают себя ущемленными, недовольны своей жизнью и в результате, как это часто бывает, ищут… виновных в этом своем неудовлетворенном существовании. И вновь многие винят во всем… евреев. И вот вам один из красноречивых результатов такой психологии — выборы в Тюрингии. Конечно, Тюрингия — довольно небольшая федеральная земля, там всего около 2 с лишним миллионов жителей, однако почти 24 процента голосов (!), отданных за AfD на их последних выборах, это, конечно, очень тревожный сигнал для всего немецкого общества: значит, эта часть избирателей не только сочувствует идеологии правых, но и одобряет и разделяет ее… И это, в частности, безусловно, катастрофа для евреев, живущих в Германии. Для около 130 000 человек, которых насчитывает еврейская община в Германии, актуален вопрос о том, какие последствия и выводы должны быть выведены из этих событий.

Но, правда, я хочу заметить, этим заражена часть населения, в основном, все-таки в восточных землях ФРГ. Именно в этой части страны наибольшей популярностью пользуется AfD…

— …и еще «левые», хотя и по другим причинам, которые не пересекаются с правыми.

Михаэль Сцентай-Хайзе

Михаэль Сцентай-Хайзе

— Да, еще и «левые». Но популярность «левых» в восточных землях, в бывшей ГДР, традиционна для населения этих территорий. Это бывшие гэдээровские коммунисты, наследники партии СЕПГ. Но они не экстремисты и никак в своей программе не соприкасаются с правыми из AfD. И, конечно, электорат у них совершенно другой. Я давно наблюдаю за «левыми» в Тюрингии, в частности, за их лидером, с 2014-го премьер-министром этой земли (вновь, кстати, избранным на этот пост благодаря победе на последних выборах) Бодо Рамеловым. Это весьма трезвый, прагматичный, умеренный политик, пользующийся большой симпатией населения этой земли. И эти две партии в Тюрингии — «левые» и AfD — ни в коей мере не сравнимы как по своей политической ориентации, так и по проводимой в жизнь программе: в то время как «левые» — совершенно нормальная региональная партия прагматиков, трезво руководящая экономикой, политикой, социальной сферой Тюрингии, то местная «Альтернатива для Германии» — праворадикальная партия, руководимая, как вы отметили выше, откровенным фашистом Хёкке, партия с явно нацистской, даже временами просто-таки гитлеровской фразеологией. И они, кстати, признают, что их могут называть фашистами: «Ну что ж, мы фашисты. Но в свободном демократическом государстве могут быть и фашисты…» Это сегодня так обстоит дело на Востоке страны.

Но на Западе, как вы знаете, тоже есть право-радикалы AfD. И, конечно, в последние пять лет от них тоже исходит антисемитизм, хотя, может быть, и не в той пока еще активной мере, как на Востоке…

Вы давно живете в Германии. Был ли, на вашей памяти, такой всплеск антисемитизма, какой мы наблюдаем сейчас?

Михаэль Сцентай-Хайзе

Михаэль Сцентай-Хайзе

— До последних пяти лет — нет. Абсолютно не было! Я не мог себе даже представить, что такое вообще возможно снова в современной Германии… Именно в эти последние пять лет ситуация с антисемитизмом в корне изменилась. И я мог бы объяснить ситуацию на Востоке Германии с точки зрения интеллектуальной, либо экономической, либо социальной, бытовой… Но ситуацию в Западной части ФРГ объяснить мне значительно сложнее. В стране с 82-миллионным населением вообще мало кто имеет представление, кто же такие евреи… Хотя слово это знают. Бранное слово… Нет, объяснить рост антисемитизма здесь, на Западе, я не могу.

Самый свежий пример: теракт против синагоги в Галле, происшедший в недавний Йом Киппур, когда экстремист-антисемит пытался проникнуть в местную синагогу, но не попал, а затем убил двух случайных прохожих.

И, как потом выяснилось, сделал это террорист по сугубо «идейным» мотивам… Хотел именно в этот праздник, при большом скоплении евреев в синагоге, убить их как можно больше. И еще в этом случае совершенно ошеломляет то, что именно в самый высокий еврейский праздник, в Йом Киппур, синагога Галле была совершенно не защищена !?.. Это вообще абсурд. (Надеюсь, что такой теракт не мог быть осуществлен здесь, в Северном Рейне-Вестфалии, и, в частности, в Дюссельдорфе, — за это мы очень благодарны земле и нашей городской полиции, постоянно охраняющей синагогу).

Этот жуткий случай поверг в шок всю Германию. На него сразу же отреагировали и президент Штайнмайер, и канцлер Меркель, и соответствующие правоохранители, и полиция (хотя, увы, только после случившегося…), и, конечно, жители страны. Этот вопиющий факт, на ваш взгляд, нечто из ряда вон выходящее или — чего-то подобного следовало ожидать?

— В эти последние пять лет — чего-то подобного, на мой взгляд, следовало ожидать… Не зря же, с учетом этой угрожающей тенденции, введены в Бундестаге и в федеральных землях должности специальных Уполномоченных по борьбе с антисемитизмом, которые призваны внимательно отслеживать ситуацию, анализировать ее и вовремя сигнализировать обществу и правительству о фактах притеснения евреев. Которые, увы, не только продолжаются, но даже и возрастают. К примеру, Уполномоченная по борьбе с антисемитизмом земли NRW Сабине Лёйтхойссер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger) в сентябре сказала: «Ситуация, к сожалению, так меняется, как я себе никогда бы и представить не могла… „Евреи“ опять стало в обществе бранным словом»… И добавила, что в самой многонаселенной земле Германии — в NRW — по сравнению с прошлым годом число преступлений на почве антисемитизма увеличилось на 9 процентов, достигнув 324-х!.. Молодые евреи, и, увы, не только молодые, сегодня все больше боятся появляться на улице с кипой на голове…

Вы как-то сказали, что сами получаете регулярно антисемитские письма с угрозами и руганью в свой адрес…

— Да, это так. Мы в Общине постоянно, в течение десятилетий, получаем по обычной почте и по электронной подобные письма. Там действительно и угрозы физического воздействия, и брань в адрес евреев, и прочая грязь. Это происходит уже давно и продолжается до сего дня. Раньше это были в основном анонимные письма, а в последнее время — подписанные реальными именами, фамилиями, даже иногда званиями — доктор такой-то… Антисемиты уже, похоже, ничего не боятся, не пытаются скрыть своего авторства.

Что предпринимаете в ответ?

— Вы знаете, что я юрист, знаю законодательство Германии. Если я вижу, что их угрозы подпадают под какие-то штрафные санкции, нарушают разные параграфы законов, немедленно отправляю эти письма в прокуратуру. Если там просто ругань, — выбрасываю в мусор.

— И как реагирует прокуратура?

— Спустя 3 месяца, как правило, приходят обычные чиновничьи отписки…

По-вашему, что необходимо предпринять в первую очередь, чтоб устранить (либо хотя бы уменьшить) опасность проявлений антисемитизма в сегодняшней Германии?

— Если бы я это знал, мне надо было бы вручить Нобелевскую премию… В государстве, конечно, обращают внимание на эту больную проблему, делают определенные шаги. Вот, в частности, и введение Уполномоченных — тоже шаг в нужную сторону… И пресса, как мы видим, не молчит. Да и наша инициатива по совместному участию в Рейнском Карнавале представителей всех основных религий, о которой вы упомянули, тоже направлена в правильную сторону, но… Пока, надо признать, это все как-то мало помогает снижению антисемитских проявлений. То, что происходит, — на мой взгляд, просто катастрофа. Самый яркий пример — это те самые выборы в Тюрингии.

Вы сказали, что 130 000 евреев Германии могут из всего происходящего сделать свои выводы. Какие, на ваш взгляд?

— Знаете, я участвовал в подготовке текста речи председателя правления общины д-ра Горовица (Dr. Oded Horowitz) на прошедшем 8 ноября в ратхаусе Дюссельдорфа пленарном заседании памяти жертв «Хрустальной ночи» — нацистского ноябрьского погрома 1938-го, в которой он сказал: «Есть мнение, что в данный момент мы находимся примерно в периоде между 1930 и 1933 годами: катастрофа уже вырисовывается на горизонте, но евреи еще могут покинуть страну упорядоченно; как было и в то время».

А в связи со следующими выборами в бундестаг, которые будут в 2021 году, не очень сложно предсказать, что популярность AfD будет расти у ее электората, а демократические партии центра будут маргинализированы. Это будет началом того времени, когда с еврейской собственностью произойдет нечто подобное тому, что раньше называлось „Ариезацией», — вероятно, это будет называться иначе, — и евреи, возможно, смогут спасти свою жизнь только путем бегства из Германии.

Мы же все помним, что и Гитлер в 1933-м пришел к власти в результате выборов…

— Именно так! Однако тот, кто победил демократически, не обязательно сам есть демократ. Что мы и получили в 1933-м. Ведь сегодня-то мы знаем, что произошло после этого, казалось бы, вполне «демократического» пришествия к власти нацистов: убийство шести миллионов европейских евреев. И я совершенно не понимаю депутатов от ХДС в Тюрингии, которые говорят, что они готовы с AfD разговаривать… Как будто они не понимают, что ситуация на их выборах точно такая же, как была в Германии в 1933-м. И, как сказал с трибуны пленарного заседания в ратхаусе доктор Горовиц: «если бы мы в качестве функционеров еврейских общин действовали ответственно, мы должны были бы настоятельно рекомендовать нашим членам покинуть Германию, пока есть еще такая возможность…».

Как, по-вашему, влияет и влияет ли вообще на рост антисемитских проявлений, например, неконтролируемый, подчас миллионный, начиная с 2015 года, наплыв беженцев совершенно иного, чем в Германии и в целом в Европе, менталитета и культуры?

— Безусловно, это влияние ощущается, но, знаете… Я бы не считал его определяющим именно со стороны вновь прибывших с 2015-го беженцев-мусульман. Это влияние чувствуется скорее на рост антисемитизма в школах, среди детей от 10 до 13-ти против еврейских детей. И это 90-95-проентов исходит от мусульманских детей. Но в этом возрасте, конечно, дети еще, как правило, не являются нацистами. А влияние со стороны взрослых беженцев я бы не преувеличивал, так как они еще только-только вживаются в немецкую среду, и, хотя среди них тоже есть люди нацистских взглядов, но там их еще сравнительно мало. Значительно большее влияние на рост антисемитских проявлений я вижу со стороны как раз тех мусульман, которые живут здесь давно, многие даже родились здесь, стали уже полностью интегрированным населением страны. Именно в этой среде — турок и других мусульман, большей частью молодых, зараженных воздействием на них целенаправленной антисемитской пропаганды (например, телеканала Аль-Джазира, многих арабских СМИ и проч.) — произрастают наибольшие антисемитские настроения и проявления ненависти к евреям. Вот где настоящая проблема!

— Но есть еще «левое» влияние…

— Да, это так. Тут проблема несколько другая: «левые» целенаправленно демонизируют Израиль, своей критикой обвиняя его во всех смертных грехах, что тоже, на самом деле, является другой стороной антисемитизма, его иной формой. При этом налицо совершенно очевидный двойной стандарт. В немецком политическом лексиконе появился новый термин негативного значения: „Israel-Kritik“. Не «Iran-Kritik», не «Nordkorea-Kritik», а лишь — «Israel-Kritik»… То есть в Иране все прекрасно с демократией, в Северной Корее — лучше некуда, а проблемы с демократией — только в Израиле… Никакую другую страну в мире «левые» не критикуют за отсутствие демократии, только — Израиль. Почему? Потому что там — евреи… Это и есть настоящий двойной стандарт, двойная мораль. В таком антисемитизме виноваты «левые». И получается, что евреи ощущают удары с трех сторон: от мусульман, от «правых» и от «левых».

Все чаще в немецкой прессе и в интернете раздаются голоса о том, что, мол, хватит так много говорить о евреях, каждый день только и читаем: евреи, антисемитизм, Холокост… И так далее. И что же — прессе замолчать на эту тему?

— Нет, конечно. О жертвах Холокоста, о виновниках притеснения евреев, о сегодняшнем антисемитизме в Германии надо обязательно говорить. А надоело о евреях слушать и читать тем, кто мало о них и об уроках немецкой Истории, подчас неприглядной, знает. При том, конечно, что нынешнее поколение немцев за эти грехи своих отцов и дедов не отвечает. Но знать это надо. Чтоб такое больше никогда не повторилось. И в этой связи очень важно то, что ВПЕРВЫЕ открыто, официально, во всеуслышание с общественной трибуны ратхауса были сказаны доктором Горовицем наши слова предостережения о том, что ждет немецких евреев, если не прекратится угрожающий рост антисемитизма, наблюдаемый сейчас в Германии:

«Воскресных речей и поминальных ритуалов отныне недостаточно, чтобы предотвратить катастрофу. То, что мы, евреи, против антисемитизма, здесь, в этом помещении, никого не удивит, но не наша задача искоренить антисемитизм в Германии. Около 130 тысяч евреев в этой стране могли бы вылететь из Германии, вероятно, в течение двух недель. Но вам, дамы и господа, придется продолжать жить со своими антисемитами, расистами и фашистами.»

И, представьте себе, НИ ОДНА НЕМЕЦКАЯ газета не опубликовала этих наших слов! Я сегодня послал свой email в „Rheinische Post“ с моим протестом против такого замалчивания.

— Есть надежда, что русское СМИ это обнародует.

— Будем надеяться.

— Спасибо вам, г-н Сцентай-Хайзе, за эту беседу.

(Фото автора)

Share

Григорий Крошин: «…И останетесь со своими антисемитами!..»: 4 комментария

  1. Benny B

    Ситуация с евреями Германии мне более-менее понятна:

    Немецкое начальство выделило бюджетные деньги «на религию» для новоприбывших в Германию евреев, а сидящее на бюджете малочисленное еврейское «общинное» начальство организовало их распил через приглашенных из Израиля (в своем большинстве) раввинов разных ортодоксальных течений.
    Немецкому начальству плевать на новых немецких евреев. Еврейскому начальству из старых немецких евреев — тоже. Новые немецкие евреи нацелены или на личный успех или на урвать микро-кусочек бюджета и (за редчайшим исключением) принципиально неспособны самоогранизоватся с какой-либо общей целью.

    И всё это на фоне углубляющегося раскола(!) и поиска виноватых(!!) внутри самого немецкого общества.

  2. Маркс ТАРТАКОВСКИЙ.

    \»По-вашему, что необходимо предпринять в первую очередь, чтоб устранить (либо хотя бы уменьшить) опасность проявлений антисемитизма в сегодняшней Германии?\»
    Катастрофической ошибкой (более того!) была организация сугубо религиозных общин на \»новой родине\». Новоприбывший без языка, знания реалий, нуждается в внешней поддержке; он вынужден поступать в такую общину, находиться под опекой раввинов, \»обращаясь в веру\», хотя на протяжении всей жизни, подчас долгой, был нормальным светским евреем. Такое ханжество, становясь привычным, ломает психику, требует усилий, постоянного контроля за собственным поведением — и это не остаётся незамеченным окружающими, особенно внимательными, что естественно, в отношении чужаков.
    И вот тут-то уже начинает действовать \»обратная связь\»: ряженный невольно фиксирует на себе чужое недоумение, воспринимаемое как чуждое, враждебное — \»антисемитское\»…
    В небольшой общине Дессау (земля Заксен-Анхальт), где я занимал некоторый пост, позволявший наблюдать изнутри происходящее, я видел, как меняется обычная столь знакомая мне советская еврейская публика, в меру интеллигентная, образованная, — и как меняется к нам отношение горожан, встретивших нас чрезвычайно радушно ввиду собственного комплекса вины.
    Вот эта вина постепенно сползала с них — и мне была понятны причины.
    Я достаточно писал об этом. Любопытствующие могут поискать.
    Кстати, \»чтобы оставаться евреями\», достаточно было создания культурных обществ. В городах Германии есть такие действующие объединения недавних \»русских немцев\».
    Вот и у нас есть историческое сознание, коренящееся не только в талмудах и Холокосте.

  3. Опять в Германии!

    Замечательно кончается это интервью:
    «…И в этой связи очень важно то, что ВПЕРВЫЕ открыто, официально, во всеуслышание с общественной трибуны ратхауса были сказаны доктором Горовицем наши слова предостережения о том, что ждет немецких евреев, если не прекратится угрожающий рост антисемитизма, наблюдаемый сейчас в Германии:

    «Воскресных речей и поминальных ритуалов отныне недостаточно, чтобы предотвратить катастрофу. То, что мы, евреи, против антисемитизма, здесь, в этом помещении, никого не удивит, но не наша задача искоренить антисемитизм в Германии. Около 130 тысяч евреев в этой стране могли бы вылететь из Германии, вероятно, в течение двух недель. Но вам, дамы и господа, придется продолжать жить со своими антисемитами, расистами и фашистами.»

    И, представьте себе, НИ ОДНА НЕМЕЦКАЯ газета не опубликовала этих наших слов! Я сегодня послал свой email в „Rheinische Post“ с моим протестом против такого замалчивания.

    — Есть надежда, что русское СМИ это обнародует.

    — Будем надеяться.» »

    Главное — «Будем надеяться». Ха-ха! Пока что не опубликовано.

  4. sava

    Тревожное откровение еврейского активиста, несомненно много глубже видевшего и понимающего,нежели простого еврейского обывателя, происходящий процесс усиливающегося за последние 5лет проявления антисемитизма в Германии, не может оставить в покое душу нового ,преимущественно русскоговорящего там еврея.
    Характерно отметить, что уровень накала антисемитских страстей существенно разный в различных Землях Германии. Во многих из них живущие там евреи активно участвуют в различных мероприятиях общественной еврейской жизни и по опросам не сетуют на ощущения необычных, в сравнении с привычными(!)приметами проявления антисемитизма. Не замечают это и многие израильские туристы, а также не жалуются на антисемитизм со стороны немцев переехавшие в Германию по долгосрочным деловым договорам из Израиля евреи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AlphaOmega Captcha Mathematica  –  Do the Math
     
 
В окошко капчи (AlphaOmega Captcha Mathematica) сверху следует вводить РЕЗУЛЬТАТ предложенного математического действия