©"Заметки по еврейской истории"
    года

Loading

И все же, несмотря на все недоговоренности, несуразности, непозволительные искажения спросим себя: а было ли чудо? И признаем: несомненно было! Иначе, не победи Маккавеи Селевкидов, все поклонялись (и боялись) бы скорого на расправу Зевса со товарищи; не было бы, возможно, ни иудеев, ни христиан, ни мусульман..

Александр Богданов

Перевирая наши даты

Признаюсь: данный материал написан не вчера. Минимум два года не решался на публикацию. И лишь когда обнаружил в сети еще два материала (17, 18), подтверждающие мои печальные открытия, понял: пора. Секрет, известный троим, не секрет более, он становится фактом.

Иудейский прозелит Аквила, переведший Тору на греческий во II веке н. э., отвечая на вопрос императора Адриана, зачем ему понадобилось принимать иудаизм, отвечал: «У евреев даже малолетние знают, как Всевышний сотворил мир, что Он сотворил в первый день, что — во второй, и сколько лет прошло от Сотворения Мира» (Мидраш-Рабба на Исход, 30, 12). Такую поучительную притчу рассказал р. Дов-Бер Хаскелевич (1). Справедливо ли утверждение спустя 19 веков в связи с изложенным ниже? Судите сами.

Давненько получил информационное письмо общины, считающей меня своим членом. Чтение двуязычного текста всегда начинаю с немецкой стороны — в ней логики бывает поболее, чем на русской. На сей раз не помогло и это: «Im Dezember, am 25 Kislew nach Jüdischen Kalender beginnt… Chanukka… Es erinnert an den erfolgreichen Aufstand der Makkabäer gegen die ASSYRISCHE und helenistische (Griechen) Herrschaft und die im Jahre 165 v. u. Z. erfolgte Wiedereinweihung des geschändeten Tempels in Jerusalem“. Почти то же самое сообщается и по-русски. Разве что неизвестные русскоязычному составителю АССИРИЙСКИЕ завоеватели заменены на СИРИЙСКИХ. Ни то ни другое в реальной истории состояться не могло. Ассирия как государство была уничтожена в 609 году до н. э., а территория древней Сирии — во II в. до н. э. находилась под властью эллинистической державы Селевкидов, отвергавшей монотеизм.

Предыдущий абзац мог бы сойти за критику конкретного факта, если бы не обстоятельства, открывшиеся при попытке разобраться в простом вопросе: в каком году Маккавеи отвоевали Храм у Селевкидов? В письме назван 165 год до н. э. Несомненно, составители могли взять эту дату из энциклопедии Брокгауза и Эфрона (2) или с авторитетного сайта «Лехаим» (3), или, что вряд ли, из книги Германа Вука «Это Б-о-г мой» (15). Между тем, не менее авторитетные источники, например о. А. Мень (4) или сайт института Штейнзальца (5) утверждают, что событие произошло в 164 году до н. э. Да и Иосиф Флавий, на которого так любят ссылаться авторитеты, подтверждает: «Т. е. в декабре 164 г. до н. э». (19). Казалось бы: мелочь: расхождение в один год. Но разве бывают мелочи в истории? Решение загадки далось непросто, но все же нашлось в (6): «Селевк I Никатор в 12-й год правления Александра IV начал счислять время по годам своего наместничества… Согласно вавилонскому календарю, 12-й год правления Александра IV начался 2 апреля 312 до н. э. Македонцы, однако, счисляли годы правления Александра IV от смерти Филиппа III Арридея осенью 317 до н. э. Таким образом, для них 2-й год правления наместника Селевка начался осенью 311 года до н. э., в то время как для вавилонян этот же год начался 22 апреля 310 до н. э. Став царем, Селевк продолжал считать и годы своего наместничества» (6). Вот откуда возможно разночтения в еврейском календаре — из владычества Селевкидов! Правда, история Селевкидов — это история Селевкидов. А у евреев она своя.

Странная закономерность всплыла при попытке выяснить истину. Задав в Гугл поисковый термин «Ханука» получаешь ровно 1.030 000 результатов. Определенно называется лишь день: 25 Кислева. А вот год умалчивается. Случайно? Все не так просто. В каноническом тексте ТАНАХа не содержится упоминаний о Ханукке и связанных с ней событиях. В Талмуде историческим обстоятельствам, предопределившим появление праздника Ханука, уделяется несколько строк. (Шаббат 21б) и ряд эпизодических упоминаний. Например, о Никаноровом дне в Таанит 18б и в Иерусалимском Талмуде, Таанит 5,12 и Мегилла 1,4 (18). Рав Реувен Куклин так объясняет этот феномен: «События, связанные с Ханукой, произошли не в такое время, которое как бы назначено Свыше для Б-жественного влияния. Поэтому для Хануки нет «места» в книгах Танаха, которые отражают Б-жественное влияние, «инициированное» Свыше. И по этой же причине Ханука в Талмуде упоминается «между прочим». Возможно, на сказанное намекают мудрецы Талмуда в трактате Йома (29а), говоря, что Пурим — последнее «время», когда происходили чудеса. Спрашивает Талмуд: ведь после Пурима была Ханука, когда тоже были чудеса? И отвечает: имеется в виду, что Пурим — последний из праздников, которые была дана возможность Свыше записать. Возможно, здесь Талмуд «намекает», что в Хануку произошло чудо, которому «как бы» не было предусмотрено места Свыше». (20). Заметьте, никакой конкретики, уровень предположений, допускается даже, что Тора «намекает» на победу Хашмонаев (21).

Прежде надежный сайт toldot.ru утверждает: «Чудо Хануки произошло в 3622 (139 до н.э.)» (7), а сайт shabat-shalom.info (8), что «…Чудо Хануки произошло в 3622 (138 до н.э.) году». На сайте Московской хоральной синагоги (9) арифметика и вовсе странная: «Это было в двадцать пятый день месяца Кислев 3622 года по еврейскому календарю (-39 г.)» Тут необходимо пояснение. Попытки установить начальную точку отсчёта еврейского календаря, одного из самых сложных в мире, предпринимались неоднократно. Дата сотворения мира, установленная респонсами еще в IV веке и принятая ныне всеми еврейскими общинами, упрощенно по юлианскому календарю — 6/7 октября 3761 до н. э. (т. н. Иудейская эра). (22). Как из вроде бы точно установленного 3622 года от с.м. при неизменном алгоритме перевода в григорианский календарь получается несусветица, да не одна, остается загадкой. Нет, с этой стороны мы единой даты не установим. А ее очень хотелось бы знать. Наша история, как никак, хотя и библейская. Попробуем иначе.

Известно, что Антио́х IV Эпифа́н, победу над которым одержал Иегуда Маккавей, царствовал в 175–164 годах до н.э. Очевидно, что вряд ли он мог быть побежден в — 39, или в 138, или в 139 году до н. э. Восстание Маккавеев, начавшееся за три года до победы, не могло, по правилам арифметики, начаться и в 144 г. до н. э., как бы того не хотелось авторам сайта evrey.com (10). Гонения императора Антиоха IV на евреев, внесение статуи Зевса в Храм начались раньше указанной даты: Антиох IV царствовал в 175–164 году до н. э. Стандартный совет в таком случае: «надо спросить у раввина». Так ведь они (раввины), а не местечковые хухэмы и назвали по меньшей мере шесть разных, приведенных выше, дат! Ну, ладно, местечко осталось лишь в памяти, но неужели и мудрецы канули в Лету? Можно спорить о справедливости утверждения: «Правда у каждого своя», — но нельзя забывать о его продолжении: «а истина всегда одна».

Жаль людей, выросших, не зная истины, еще жальче тех, кто так и ушел, истины не узнав. И безмерно жаль подрастающее поколение, внуков и правнуков, выращенных на эрзацах вместо Веры. Но ведь должен же быть свет! Неправы оптимисты, видящие в сегодняшнем положении «свет в конце тoннеля!» Ну как тут не вспомнить: «Если же зло в глазах ваших служить Г-споду, то изберите себе ныне, кому служить вам: божествам ли, которым служили отцы ваши, (бывшие) за рекой, или божествам эморийцев, в земле которых вы живете; а я и дом мой служить будем Г-споду. И отозвался народ, и сказал: да не будет того чтобы оставили мы Г-спода, дабы служить божествам иным!» (Книга Йеошуа, 24:15-18). Призыв настолько однозначен, что практически буква в букву перешел в Нагорную проповедь. В Проповедь «нашего мальчика».

А теперь поговорим о «чуде Хануки» и единственном найденном кувшинчике с маслом, которого, вопреки всем законам физики, хватило на восемь дней горения. О нем, в растиражированной нынче версии, повествует Вавилонский Талмуд. Далее процитирую, фрагментарно, что написано об этом в электронной еврейской энциклопедии (12) или, подробнее, на сайте melamedsite (11):

«Однако Вавилонский Талмуд — источник довольно поздний. Его окончательная редакция была закончена в V-VI вв. новой эры. Поэтому, на наш взгляд, будет интересно посмотреть, что говорят о Хануке более ранние еврейские источники… По мнению автора книги Маккавеев, праздник Ханука был установлен в честь очищения Храма, оскверненного греками. Что же до «чуда с кувшинчиком с маслом», равно и каких-либо других чудес, то об этом здесь не сказано ничего. Никаких упоминаний о чуде мы не найдем и в книге «Иудейские древности».

Перейдем теперь к более традиционным еврейским источникам. … В Мегилат Таанит, — о чуде с маслом — опять ничего. Первое упоминание о чудесах, связанных с Ханукой, мы находим лишь в тексте, появившемся уже после разрушения Второго Храма. А именно — в традиционной еврейской молитве, стандартный текст которой был установлен именно тогда. Мудрецы постановили, что в Хануку надо добавлять в «Амиду» и «Благословение после трапезы» («Биркат а-Мазон») специальную вставку «Аль а-Hисим» («За чудеса»). По мнению составителей молитвы, чудо Хануки состояло в том, что горстка восставших иудеев смогла победить могучую империю Селевкидов; что необученные партизаны одержали победу над профессиональной армией. Что же до масла, то о нем составители молитвы упомянуть забыли. Таким образом, мы можем считать установленным, что ни в одном из ранних источников «чудо с кувшинчиком с маслом» не упоминается…

Евреи, жившие во времена составления Талмуда, уже не могли наслаждаться ни одним из политических достижений Хасмонеев. И в результате праздник Ханука в его прежнем значении «дня победы» постепенно терял для них смысл.»

Однако же, евреи Хануку празднуют. И описана эта хорошая традиция Рамбамом (рабейну Моше бен Маймоном в книге «Мишне Тора», (16) в разделе 3:

«Во [времена] Второго храма греческие цари стали преследовать Израиль, запретили его религию, не давали [евреям] заниматься [изучением] Торы и [соблюдением] заповедей, простерли руки к их имуществу и к их дочерям, вошли в Храм, проломили его стены и осквернили чистое. И притесняли евреев сильным притеснением, пока не смилостивился над ними Б-г отцов наших. Он избавил их от рук [греков] и спас их. И возобладали Хасмонеи, первосвященники, убили [врагов] и спасли от них Израиль, поставили короля из коэнов. И вернулось царство к Израилю больше чем на двести лет, до разрушения Второго [храма].» А когда возобладал Израиль над своими врагами и погубил их (было это двадцать пятого [числа] месяца кислев), вошли [евреи] в Святилище и не нашли чистого масла в Храме, кроме одного кувшинчика. А в нем было [достаточно масла] лишь для того, чтобы зажечь [храмовый светильник] на один день. Но зажгли [этим маслом] свечи светильника на восемь дней, пока не извлекли из оливок чистое масло.

Поэтому мудрецы того поколения постановили, чтобы эти восемь дней, начиная с двадцать пятого кислева, были днями радости и прославления [Всевышнего]. И в эти дни зажигают с вечера свечи у входов в дома, каждую ночь из этих восьми ночей, чтобы открыть и показать [всем] это чудо. И зажигание в эти дни свечей — это заповедь, установленная мудрецами» (3.1-3.3) (22).

А Рамбам — хоть и дальний, но наш, если хотите, современник. Год его рождения зафиксирован довольно точно: 1135 (1138).

Прошу прощения за длиннейшую цитату, но она как нельзя лучше еще раз иллюстрирует, что история праздников, установленных современниками и история, написанная позднее — вещи разные. А также то, почему, к сожалению, сегодня «чудо с маслом» выводится на первый план. Похоже, нас хотят убедить, что вера в чудо (безотносительно к вере во Всевышнего) сегодня важнее борьбы за веру, борьбы с превосходящим противником. К сожалению, жизнь данный тезис не подтверждает…

Почему так необходимы конкретные даты? В первую очередь потому, что, как справедливо заметил р. Реувен Куклин, (13) «иудаизм основан на знании, он поощряет вопросы. Ведь для того чтобы знать, необходимо спрашивать… говорит мишна в Пиркей Авот (2, 4): «Не полагайся (аль таамин, от слова эмуна) на себя до дня твоей смерти»… Виленский Гаон пишет в своём комментарии к книге Мишлей: «Главное условие, на котором дана была Тора Израилю, — чтобы они полагались на Всевышнего…»

Согласитесь: наше познание иудаизма происходит (если происходит) извне. Потому определенность, однозначность наших ДАТ совсем не лишний элемент нашего «ДААТ» (соединения Хокмы и Бины, Мудрости и Понимания). «Знатоки еврейской мистики говорят: если ты знаешь что-то своим внешним разумом и это знание ложно, оно просто вычеркивается из сознания; но если ложным окажется нечто, усвоенное внутренним разумом, — ты перестаешь существовать» (14). Согласится ли кто нибудь из нас перестать существовать только потому, что, в силу наличия и доступности недостоверной информации, значительный ее массив, ложный по сути, закрепится, не встречая барьеров, во внутреннем разуме?

И все же, несмотря на все недоговоренности, несуразности, непозволительные искажения спросим себя: а было ли чудо? И признаем: несомненно было! Иначе, не победи Маккавеи Селевкидов, все поклонялись (и боялись) бы скорого на расправу Зевса со товарищи; не было бы, возможно, ни иудеев, ни христиан, ни мусульман… Нет. Невозможно даже предположить. Нам предписано. Сказано: «Аколь цафуй — веаршут нетуна — все предопределено, но свобода дана» (Пиркей Авот 3:15). Правда, столь свободного обращения с фактами истории Пиркей Авот не предусматривает… Потому как подлинная, совместно выстраданная история — единственное, что превращает толпу — в народ; это то, что в России сейчас интенсивно ищут, называя духовными скрепами. А тут и искать не нужно — нужно лишь истинной истории следовать, по незнанию ли или по другой какой причине не допуская невозможного: вариантов чуда. Чтобы потом, читая информационные письма, не удивляться, подобно полковнику из анекдота: «Почему, сколько ни пишу стихи, выходит приказ по полкУ

P.S. Только размеры журнальной статьи препятствуют рассказу об истории неутешительных изысканий по другим библейским праздникам и персонажам. К сожалению, ситуации похожи. Факты можно проверить по приведенным источникам. Но найдется ли специалист, могущий «Ab haedis segregare oves», весомо сказать «DIXI»? Почему скрывается он или они, не попадают в поле зрения?.. Неужели прав Булгаков: «Эти добрые люди ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной»? 

ИСТОЧНИКИ

  1. http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/996606/jewish/-.htm
  2. http://slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1680119.html
  3. http://www.lechaim.ru/ARHIV/117/medovar.htm
  4. http://www.avialine.com/country/1/articles/31/856/1629/0/3233.html
  5. http://www.judaicaru.org/metoda/chanuka.html

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2

  1. http://toldot.ru/tora/articles/articles_14240.htmlhttp://www.shabat-shalom.info/books/SederAdorot.htm#3622http://centralsynagogue.ru/holidays/hanuka/

10.http://www.evrey.com/sitep/hanuka/index.php3?menu=hanuka1.html

11.https://sites.google.com/site/melamedsite/evrejskij-kalendar-1/kislev/hanukah-sourses

12.http://www.eleven.co.il/article/14446

13.http://toldot.ru/urava/ask/urava_5798.html

14.http://toldot.ru/tora/articles/articles_2160.htm

15.https://libking.ru/books/religion/332143-24-german-vuk-eto-b-o-g-moy.html#bookhttps://

16.www.moshiach.ru/rambam?number=20516. 17.  17.http://www.isrageo.com/2017/12/29/hanukpodlog/

18. http://jhistory.nfurman.com/traditions/holidays/chanuka15.htm

19. http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/12.html#_ftn43

20. https://toldot.ru/urava/ask/urava_7370.html

  1. https://toldot.ru/articles/articles_1539.html

22. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0

 

Print Friendly, PDF & Email
Share

Александр Богданов: ПереВирая наши даты: 6 комментариев

  1. Perfektionist

    Eugene, как говорят люди знающие, «Не надо болтать ерундой»!
    Аквила (Акила) Синопский (лат. Aquila; Аквила Понтелий или Понтийский; II век н. э.) — уроженец Понта, прозелит иудейства; автор перевода Ветхого Завета на греческий язык (труд закончен в 129 году.)
    Латинский перевод, называемый Вульгатой (лат. Vulgata Editio – «общепринятое издание»), [лат. Vulgata], выполнен в конце IV — нач. V в. блаженным Иеронимом Стридонским. Использовался в Зап. Европе в качестве единственного текста Свящ. Писания, обладающего нормативным авторитетом. Фактически был канонизирован Римской церковью с VII века, хотя формально утвердил его Тридентский собор 1546 года. Впервые Вульгата была издана при папе Сиксте V под заглавием: «Biblia sacra vulgatae editionis» (Рим, 1590), а затем сличалась и переиздавалась папами Григорием XIV, Климентом VIII и др. В течение веков Вульгата служила источником всех переводов Библии на западноевропейские языки.
    Так что информация, приведенная в комментарии 4, от действительности слегка отличается, И по времени переводы не совпадают на несколько сотен лет. Единственная точка соприкосновения – источник, Ветхий Завет.
    Номер комментария отослал к «Четвертому позвонку», уж простите, лучше не скажешь: «Множество людей верит в Б-га, но немного находится таких, которым верит Б-г». А вообще-то статья совсем о другом.

  2. Inna Belenkaya

    Цитата напоследок: «У человека в душе дыра размером с Б-га, и каждый заполняет её, как может». Сартр.
    ____________________________________
    Сартр есть Сартр, ничего не скажешь. Можно, конечно, «заполнять», но только без фанатизма.

  3. Александр Богданов

    Ох, Инна, Инна – что же здесь непонятного?
    Как говорил классик, я буду помедленнее…
    Исходный посыл статьи – установление факта события, безусловно произошедшего и обязанного быть точно датированным. Ведь «даты других «чудес» (в терминологии комментатора) например, Исхода из Египта или дарования Торы, чуда Пурима установлены точно»: http://www.ejwiki.org. Они – факт истории
    Сказано Карелом Чапеком: «Каждое чудо должно найти свое объяснение, иначе оно просто необъяснимо.»
    С тезисом «к этому надо относиться как к легенде, преданию, мифу, наконец» согласиться никак не могу: сознание автоматом относит к устоявшемуся словосочетанию «Легенды и мифы древней Греции», т.е. к многобожию – к тому, против чего боролись Маккавеи. Кроме того: «Леге́нда в широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности». Гугл в помощь.
    История еврейского народа уникальна, т. к. не вписывается ни в одну научную концепцию в рамках материалистического взгляда на развитие и исчезновение этносов. Существует, и успешно, наука «библейская археология», своими находками подтверждающая реальность, а не легендарность описанных событий.
    Надеюсь, теперь понятна причина, заставившая автора проанализировать абширный массив информации. Самоцитирование – плохой тон, но все же: «нужно лишь истинной истории следовать, по незнанию ли или по другой какой причине не допуская невозможного: вариантов чуда».
    Вы любите мыслителей прошлого? Цитата напоследок: «У человека в душе дыра размером с Б-га, и каждый заполняет её, как может». Сартр.
    Прощайте.

  4. Inna Belenkaya

    Прежде надежный сайт toldot.ru утверждает: «Чудо Хануки произошло в 3622 (139 до н.э.)» (7), а сайт shabat-shalom.info (8), что «…Чудо Хануки произошло в 3622 (138 до н.э.) году». На сайте Московской хоральной синагоги (9) арифметика и вовсе странная: «Это было в двадцать пятый день месяца Кислев 3622 года по еврейскому календарю (-39 г.)»
    __________________________________
    Меня могут обвинить в неграмотности, но мне непонятны попытки автора уточнить дату «Чуда Хануки». Ведь это чудо! Какая же тут может быть хронология? А потом к этому надо относиться как к легенде, преданию, мифу, наконец. И раньше все попытки привести мифические истории в прямую связь с обычным временем оказывались тщетными. Так, большинство исследователей подходит и к историческому содержанию Библии, считая, что события священной истории никоим образом нельзя смешивать сo всеобщей историей. Еще мыслители прошлого отмечали невозможность установить какую-либо хронологию на основе библейской, утверждая (не без доли юмора), что «священная история обладает прерогативой рассказывать о фактах как до того, как они произошли, так и после того» ( Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. Сер. «Памятники исторической мысли»)

Добавить комментарий для Inna Belenkaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.