©"Заметки по еврейской истории"
  ноябрь-декабрь 2020 года

Loading

В настоящей статье рассматриваются иудейские общины во время эпохи просвещения в Европе, которое привело к появлению еврейского народа в русском христианском окружении.

Юрий Голод

ИУДЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ В ХРОНОЛОГИИ ХРИСТИАНСТВА

В тексте Торы (Брейш. 29:35) сказано: В 1522 г. до н.э. внук Авраама Яаков и его сыновья, в том числе его сын  יהוּדָה Йеѓуда переселились со своими семействами из страны Кнаан в Египет. Там, перед смертью, Яаков Израиль в Йеѓуде обрёл того, кого искал: лидера и носителя судьбы нового народа до самого далёкого будущего. (Брейш. 49:8,10). Яаков использовал свои последние мгновения, чтобы напутствовать каждого из сыновей (Берешит 49:3—28).

В качестве правителя над всем своим родом Яаков поставил Йгеуду, предсказав: «Не отойдет скипетр от Йеуды» и действительно, из колена Йегуды вышли великие цари Израиля Давид и Шломо.

210 лет пребывали сыны Израиля в Египте и в конце этого срока попали в рабство к очередному фараону. Б-г предопределил их дальнейшую судьбу и повелел пророку Моше вывести сынов Израиля на свободу к горе Синай.

Там в 1312 г. до н.э. потомки Авраама עִבְרִי, (иври) бывшие рабы фараона, приняли новое название от Всевышнего: «Дом Яакова и сыны Израиля». В Союзе с Б-гом они получили Тору, землю страны Кнаан в вечное пользование и статус «народ Б-га» (Шмот, 19:5, 6) Содержание договора Б-га с народом, содержится в Торе (Шмот 24:12).

Поэтому, главным моментом во всей истории этого народа явилось понятие о Всемогущем и Едином Боге и об Абсолютной Морали, общей для всех людей.

Иудеи превратились в единственную в своем роде нацию — «Народ Иудеев», успешно сохранившую в веках свои особенности в иудейских общинах, вне собственной территории и вне видимой системы государственности. Это позволило им выживать среди любых других народов, оставаясь нацией, то есть народом, подчиняющимся общей для всех его членов системе законности.

Иполняя завещание Яакова о лидере будущего народа, сыны Израиля пришли в землю Кнаан с именем «народ Йеѓуда» (יְהוּדָה םע ам йеѓуда, Народ Иудейский). Предки этого народа иврим, которые хранили понятие единого Б-га в языческом окружении в течение 400 лет со времён Авраама, остались только в памяти этого народа.

Впоследствии, потомки сынов Израиля стали жителями Иудейского царства и дали название вероучению народа иудеев Иудаизм, начало которого содержится в Торе и является мировоззрением иудейского народа.

Израиль должен быть народом для Б-га. Одно это утверждение дает понять, что духовная вера иудеев, как её принимает Б-г, не религия. Иудаизм включает в себя только элементы, свойственные любой религии, но концепция иудаизма, совершенно отлична от религии и бесконечно шире её и является мировоззрением.

В любой религии Б-гу принадлежат храмы, церкви, священники, паства и т.д., и жизнь народов покоится на концепции государственности.

В иудаизме Б-г создал не церковь, а народ, и все стороны жизни этого народа духовные и материальные и должны быть неразрывно связаны с Ним, а не с государством в этом народе, и не в религиозной общности. Израиль должен полностью сложиться как народ прежде чем получит собственную землю.

Поэтому его существование не зависит от того, есть ли у него своя земля (территория). Напротив, обладание землей зависит от того, сумеет ли он в полной мере исполнить свое предназначение как народ в этой земле

Приняв этих людей под Свое покровительство и наделив их личной независимостью и законными правами, Б-ог как строитель государства, прежде всего, собирает их в семьи. Эти семейные связи являются как восходящими, так и нисходящими.

Восходящие: связи, которые объединяют детей с их родителями в отчем доме вокруг дедов и прадедов, даже детей, состоящих в браке и уже имеющих собственных детей.

Нисходящие: связи, объединяющие родителей с их детьми, при которых дети создают собственный дом, где они будут жить в своем потомстве, как и их родители жили для них, и будут продолжать жить в них.

Божественная система государственного строительства базируется на взаимной необходимости исполнять свой долг с помощью соседа. Не бедные нуждаются в богатых, а богатым нужны бедные. «Пусть тот, богатый, чей дом слишком мал, чтобы вместить благословения Б-га, разыщет бедного соседа, чтобы тот дал ему еще души, которые пользовались бы изобилием богатого».

Всякая нация становится таковой потому, что у нее уже есть собственная земля и, лишь после этого, она создает государство и соблюдает его законы на этой земле. [1]

Иудеи же, напротив, стали народом лишь в силу уже дарованного им Б-гом Закона и получили землю, которую нужно ещё завоевать, чтобы соблюдать этот Закон.

Б-ог создаёт Свой народ не из свободных и независимых личностей, а из свободных и независимых семей, образованных на основании кровных уз и свободного личного выбора в общине. Только в рамках семьи и иудейской общины, созданной свободной волей ее членов, индивидуум может быть защищён от враждебного окружения.

Иудейская община неразрывно связана с понятием «Синагога» — «собрание».

После разрушения Иерусалимского храма Синагога — это основной институт иудаизма; здание, служащее местом общественного богослужения на иврите и центром жизни иудейской общины В Талмуде считается, что она уступает по святости только храму, и называется — «малое святилище»

По сей день содержание богослужения в общине регламентируется сводом законов в книге Иосефа Каро Шулхан Арух» (накрытый стол) [2].

В течение последующих веков после Синайского Союза иудеем считается человек, исповедующий иудаизм в иудейской общине, вне связи её с какой-либо территорией и границами. Это помогает иудеям выживать среди других народов, руководствуясь общей для них системой законности и моралью, данной им Б-гом.

 К IV в. до н. э. в Иудее была сформирована на иврите Письменная Тора – ТаНаХ: (Тора, Пророки, Писания)

В Торе, слово иври (הָעִבְרִי) в словосочетании Авраам иври имеет смысл — «перешедший с другого берега («эвер») реки (Пират)». (Раши, Берешит раба 42). [3]

В этом содержится значение духовного перехода Авраама и его потомков от язычества к монотеизму в стране Кнаан.

Перевод Торы с языка иврит на греческий язык (Септуагинта) был сделан в начале III в. до н.э. иудейскими переводчиками во времена греческого господства эллинской культуры в средиземноморье.

Но они, не принимая во внимание смысл и значение слова иври, потомков Аврама в тексте Торы посчитали именем собственным прозвищем «Иври» с прописной буквой, к личным именам всех потомков Аврама, рожденных в стране Кнаан.

И в соответствии с греческими правилами межъязыковых переводов имён собственных, они заимствовали это Иври из иврита в текст греческой Септуагинты способом фонетической транскрипции, по которому имена собственные прозвища пишутся с прописной (большой буквы), и в языке перевода лишаются смысла (остаётся только звуковое произношение). [4 ]

Таким образом, в тексте Септуагинты Γένεσις (Брейш.) 41:12 появились греческие имена собственные прозвища потомков Аврама иврим: (мн. чис.)–Εβραίων (Эвреон). [5]

Появление греческой Септуагинты вызвало опасение иудейских мудрецов, что Тора, посредством её перевода, может попасть в руки народов неиудейского мира, которые возьмут её и присвоят себе.

Их опасение подтвердилось порождением христианства, во все века враждебного иудаизму, становление которого началось в средиземноморье уже в начале I в. н. э.

В первой половине II века в христианстве был сделан перевод всего иудейского Танаха с языка иврит на греческий язык, и этот перевод получила название «Ветхий Завет».

В конце II в. официальное признание христианской Церкви получила книга «Новый Завет», и со II столетия Ветхий и Новый Завет, начали рассматриваться в греческих христианских общинах как единая книга «Греческая христианская Библия»

В VIII в. иудаизм становится государственной религией обширного и могущественного Хазарского царства, территория которого охватывала земли между Волгой и Днепром.

Государство — Хазарский каганат (650—969) — стало одним из самых долговечных государств кочевых народов. Известно, что правители Хазарии по собственной инициативе перешли в иудаизм в нач. IX века. В XIII веке в хазарской Феодосии появилась первая иудейская община, и в 1309 г. синагога (одна из древнейших).

Согласно летописному повествованию, князь Владимир в конце Х в. при выборе веры для Руси, выслушал также и предложения выбора веры хазарских иудеев. Однако и после принятия христианства на Руси продолжали существовать иудейские общины как в городе Киеве, так и в других местах, о чем сохранились свидетельства как в в русских летописных, так и в средневековых источниках.

История иудеев на польских землях насчитывает более тысячи лет.

Первые небольшие иудейские общины существовали в Польше уже в XIII веке, а затем польское население значительно увеличилось, приняв других стран Европы иудеев, в том числе из Германии (1346 г.), Австрии (1420 г.), Испании (1492 г.), Португалии (1497 г.).

Первая каменная синагога в Польском городе Гродно была построена в 1575-1580 гг.

В католической Польше христиане-католики были враждебны к иммигрантам иудеям, и это выражалось в обидном для них прозвищем «жиды».

В начале прошлого века в Польше было уже 44 синагоги, и центр гродненского иудейства в 19 в. находился на ул. Жидовской.

Во время правления императрицы Елизаветы Петровны в России в 1751 г. Греческая Христианская Библия была переведена и издана на русском церковнославянском языке, а в 1787 г. канонизирована.

Эта т.н. Елизаветинская Библия включала книги Ветхого и Нового Заветов на церковнославянском языке. Прозвища всех потомков Аврама Εβραίων (Эвреон) были фонетически заимствованы из Септуагинты Греческого Ветхого Завета в церковнославянский язык словами еврей (Быт.39:17), евреина (Быт.39:14), Б-г евреев (Исх.9:1) [6].

Время правления императрицы Екатерины II можно считать началом истории иудеев в российском государстве.

Веротерпимость как принцип национальной политики царизма в отношениях между христианами и иудеями представляла собой достаточно хрупкую конструкцию. Тайной за семью печатями являлись сведения о структуре и иерархии в иудейских общинах.

Российские власти какой-либо достоверной информацией на этот счет не располагали. Незнание, как известно, рождает недоверие, а оно, в свою очередь, ведет к неуважению к иудейской культуре, ее традициям и языку.

История иудейских общин в России связана появлением в России иудеев из Польши.

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году на отошедших к России польских землях проживало до нескольких сотен тысяч иудеев в общинах. В то время иудеи сохраняли за собой право иметь в общине в синагоге раввина, который собственно и считался главой иудейской общины (кагала). Утверждала его губернская власть, и поэтому раввин назывался казенными или общественными.

Раввинов избирали на три года. В их функции входило посредничество между учреждениями. Раввины и их помощники обрезали, нарекали младенцев, сочетали браком, представляли общину с иудейским населением в государстве, отпевали усопших, вели метрические книги. Наряду с казенными (официальными) раввинами в общине действовали духовные раввины, не утверждавшиеся правительством, а избранные общиной.

То, что все общины, на отошедших к России польских землях были именно иудейские, свидетельствует история общины г. Шклова, который в 1772 г. стал русским городом и существующее население перешло в подчинение Российской империи.

Здесь, в семье мещанина Ицки Рабиновича родился сын — Кива. Сохранилось свидетельство, выданное Шкловским общественным раввином, подтверждающее факт рождения ребёнка, которому совершили обряд обрезания (брит мила) — первая заповедь, которую отец иудей обязан исполнить для своего сына в иудейской общине по предписанию Торы.

Повсеместное применение в российской империи слова еврей из Церковнославянской Библии для названия народа, который сам себя называл в общинах народом иудеев, впервые санкционировала Екатерина Вторая. Поводом для этого послужил известный факт истории.

В 1787 году при посещении Екатериной города Шклова, во время поездки на юг России, она приняла раввина Цейтлина с прошением от Шкловских иудеев о прекращении употребления в официальных документах унизительного для них польского прозвища жиды вместо иудеи.

Указ №16146 – был первым законом Екатерины II, начиная с которого в государственном делопроизводстве России впервые было предписано применение слова еврей, и запрещено прозвище жид. И это стало обязательным для всех последующих государственных актов.

В этом Указе Императрица как православная христианка законно учитывала присутствие в тексте канонической Елизаветинской Библии слов «еврей» и определения народ Б-га—«еврейский».

То, что еврей, в понятии русского христианства — это народ, императрица подтвердила ещё в мае 1764 года в переписке с ревельским генерал-губернатором Броуном, где речь шла о евреях, как об «известном народе».

Но то, что сами иудеи в общинах исповедуют иудаизм и живут по законам и обычаям Торы, в христианстве этому факту не придавалось значения.

Выживание иудейских общин в условиях русскоязычного христианского окружения и отношение с местными властями, вынуждало иудеев в общинах принимать и отзываться на определение «евреи», несмотря на то, что в иудаизме, в языке иврит, вообще не существует слово, фонетически близкое к русскому слову еврей. Нерусских, евреев не бывает!

По доктрине иудаизма Всевышний желает воспринимать свой народ через общины, членами которых являются иудеи, исповедующие Иудаизм. Принадлежность к народу иудеев, в общине определяется по Галахе, родством по материнской линии. Смешанные браки не допускаются…

В течение почти двух тысяч последних лет Иудеи жили во всем мире отдельными общинами. Так продолжалось вплоть до последних нескольких веков, до начала Эпохи Просвещения в Европе.

В конце XVIII в., изоляция традиционно замкнутых иудейских общин в России, постепенно ослабевала.

Идеи эпохи Просвещения Европы поникали в Россию и стимулировали интенсивный уход пассионарной части членов общин в светскую жизнь и христианское окружение

Выходя из общины по своей воле, иудей автоматически становился светским человеком и атеистом, поскольку другие конфессии без процедуры приёма не считали его своим. По Галахе ушедшие из общин иудеи должны были быть отлучены от общины.

Это соблюдалось до тех пор, пока угроза оскудения численности членов общин не вынудила раввинов не отлучать уходящих из общины. Тем самым они как бы поставили «знак равенства» между иудеями общины и людьми, отошедшими от иудаизма.

И это было очень важно, поскольку община не лишалась пожертвований со стороны ушедших. При этом, сохранялся закон принадлежности к народу иудеев по материнской линии и вне общины, хотя здесь этот закон уже не имеет силы. Первоочередная задача сохранения иудейских общин была таким образом решена.

В русской среде появились формально состоящие в иудейской общине светские люди, которые оказывали ей финансовую помощь, но перестали быть и называть себя иудеями. Они отошли от Торы и обязательного членства в общинах. Их интеллектуальные способности, в развитии традиций изучения иудаизма, дали им возможность войти в русскую среду и успешно продвигаться в светском обществе, не имея принадлежности к какому либо народу в России.

Поэтому приобщаясь к христианской культуре, эти светские люди начали сознавать свою принадлежность к еврейскому народу, который описан в Ветхом Завете Елизаветинской христианской Библии и у бывших иудеев зародилось групповое самосознание своей, общности с народом евреев в русском государстве.

Это очень важный момент для светских людей. Им «некуда было деваться», даже если они и хотели бы сохранить в себе иудаизм и веру в Бога. Не стоит удивляться тому, что конце концов этими людьми были созданы впоследствии такие течения, как либеральный иудаизм и другие. Так сказать, «иудаизм для себя».

В то время как сами иудеи в общинах во всём мире продолжали называть себя иудеями, их сородичи, ушедшие от иудаизма в общинах к светскому образу жизни вне общин, стали применять термины «светские» и «религиозные».

Под этими терминами понималось, что существует один народ — в России называемый «евреи» так, как он описан в Ветхом Завете христианской Библии, а в Европе — народы так, как они описаны в национальных Библиях стран: Германии, — Jude (Иудеи), в Англии — Jew (Джу, Иудеи ) , во Франц. — Juifs ( Жюиф, Иудеи) и т. д. [7].

И внутри этих народов (евреев и народов стран Европы) имеются якобы их две разновидности — религиозные и светские.

Это было вполне естественным представлением о действительности для светских, так как в странах, где они возникали, уже имело место отделение религии от государства, и светские могли уже смотреть на иудаизм в общинах не как на всеобъемлющее мировоззрение и образ жизни, а только как на религию.

С этого времени и возникла угроза существованию Народа Иудеев в общинах, народа Всевышнего и Государства Всевышнего.

Возникло положение, когда этот народ в иудейских общинах как бы и не существует самостоятельно: есть некие новые общности, называемые теперь в России еврейским народом, а в Европе народами иудейскими (Juda, Jew, Жюиф, и т.д.)

А Иудаизм Народа Иудеев в общинах — это не более чем любая другая религия (духовная вера, определенные догматы и т. д.). Это уже якобы и не истина, данная свыше, не мировоззрение, а просто Традиция.

И в сознании как самих евреев, так и в сознании других народов, среди которых они жили, утвердилась идея о том, что главная связь светских и религиозных друг с другом в России — то, что они— «евреи», и это общность их происхождения. А связь светских и религиозных в Европе — «иудеи», и это тоже общность их происхождения. И иудаизм и атеизм –– это вопрос религии и личных убеждений, не более того.

И действительно, например: в России все евреи — светские. И лишь некоторые из них  религиозные. Значит главный фактор — то, что у них общее (светские), а не то, что их разделяет (религиозные). Простая логика!

Но при этом, община и неразрывно связанная с иудейской общиной Синагога, в которой регулярно проводится служба на иврите, оказалась уже не нужной религиозным евреями.

Национальность, когда религия отделена от государства, совместима с любой религией и с отсутствием таковой. Можно быть русским и, одновременно, быть атеистом или мусульманином, пройдя соответствующий обряд.

Но в Иудаизме нет понятия национальности. Вышедшие из общины иудеи всегда становятся прежде всего светскими людьми — атеистами и другими быть не могут самым естественным образом, потому что ни христианская, ни иудейская, ни другая община (конфессия) их к себе не принимает.

Синайский Союз в Торе определяет, как жить иудеям по законам Торы, не разделяя жизнь на духовную и мирскую, причём предпочтение отдаётся поступкам людей перед их верой. Этим иудаизм отличается от христианства, являясь мировоззрением, а не религией.

В Новом Завете Греческой христианской Библии выражена доктрина Павла, которая формулируется выражением: «…человек оправдывается перед Б-гом только верою в (Иисуса), независимо от дел закона» (Римл. 3:28). Такая доктрина выделяет из иудаизма то, что касается духовной веры («как верить») и выхолащивает из Торы законы и заповеди («как жить»).

Эту доктрину Нового Завета русское христианство применило к еврейскому народу посредством понятия «вероисповедание», которое является отделённой религией народа, независимой от его мирской жизни. В понятии русского христианства, такой религией для религиозных евреев стала «иудейская», извлечённая из иудаизма только духовная вера,

Таким путём иудаизм Танаха в христианстве превратился из мировоззрения в религию, а религиозные иудеи, в понятии русского христианства, стали «евреями иудейского вероисповедания». Словосочетание «вероисповедание» требует необходимость выбора, веру какого Б-га исповедовать?

В иудаизме у иудеев не может быть понятия вероисповедания, в какого Б-га верить. Верить должно только в того, который Сам выбрал для веры и служения Себе Союз с Авраамом и его потомками (Брейш. 17:7), а затем Синайский Союз с народом иудеев (Шмот 19:5,6).

Светская, не религиозная национальность еврея позволяет ему исповедовать любую религию, пройдя соответствующую процедуру, оставаясь при этом по национальности принадлежащим к еврейскому народу.

Этим христианство открыло путь к крещению евреев и пополнению рядов христианства, сопровождаемый материальными выгодами. Еврей, как национальность вполне устраивает Церковь.

Русское правительство видело в светском понятии евреев, прежде всего средство для процесса их христианизации. Сегодняшнее состояние этого процесса в христианстве принято формулировать следующим образом:

«В современном русском языке существуют понятия «еврей» и «иудей», разделяющие национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущие начало из греческого языка и христианской культуры»

Это значит, что в понятии русского христианства, с одной стороны существует еврейская национальность, как принадлежность к еврейскому народу, из Ветхого Завета Библии, а с другой стороны, отдельно, существует «иудейское вероисповедание», как религиозная составляющая иудаизма .

Эта составляющая исходит из греческой христианской культуры и является религией, в качестве духовной веры, независимой от мирской жизни, как это принято в христианстве.

Между тем все большее число иудеев в общинах осознавало, что быть иудеем и жить по Торе, вовсе не обязательно, от общины не отлучат. И постепенно, ушедших из общины, стало очень много. Понятно, что они уже не выполняли одну из главных функций – изучение и сохранение Торы, но многие из них помогали своим иудейским общинам финансами, сохраняя свою принадлежность. Самим своим существованием ушедшие светские евреи помогали сохранению общин. А иудеи даже обосновывали необходимость этой помощи.

Оглядываясь назад, приходится признать, что решение раввинов не отлучать ушедших из общин иудеев (сохранить их принадлежность к общине и регистрацию в списках, как иудеев) стало в будущем более чем неудачным и даже трагическим.

Но условия существования иудейских общин не шли ни в какое сравнение с начавшим развиваться светским обществом стран Европы и России. А закрытые иудейские общины, члены которых не могли принимать участие в жизни светского общества, были обречены на жалкое существование. И без «пассионарных», безвозвратно ушедших иудеев в светскую жизнь, общины стали приходить в упадок. Поэтому, пожертвования от ушедших, как от бывших иудеев, сохранивших принадлежность к общине, – принимались, ведь речь шла о выживании иудейских общин. Но, выживание не состоялось. Состоялось впоследствии как раз обратное — Катастрофа.

Нацисты тотально уничтожали иудеев, состоящих в общинах и исповедующих Иудаизм так же, как и бывших иудеев, состоявших в общине, но ушедших из неё.

Они руководствовались правилом: «бывших иудеев — не бывает».

И то, что они уничтожали именно иудеев, свидетельствует тот факт, что с 1941 г. все иудеи и состоящие, и состоявшие в общинах, были обязаны носить черную на желтом фоне звезду Давида размером с ладонь с надписью «Judе» (иудей) в центре.

Если бы продолжалась первоначальная прежняя практика абсолютного исключения из списков общины тех иудеев, которые уходили из неё и стали светскими людьми или религиозными вне общины, то они не считались бы связанными с иудеями в общинах ничем и ни при каких обстоятельствах. И это могло бы спасти их жизни во время Второй мировой войны.

Один неправильный шаг (сохранение связи с отошедшими от общины и Иудаизма) стоил, возможно, жизни всему иудейству в Европе и еврейству в России.

Характерный пример представляет собой сегодняшняя Германия.

В 1933 г. в Германии община иудеев составляла 500 000 человек.

После 2 мировой войны и холокоста осталось 10–25 тыс. чел.

После европейской катастрофы оставшаяся иудейская община Германии, примерно с 1990 года, начала медленно расти. Этот рост был вызван иммиграцией евреев из бывшего Советского Союза.

Так, на рубеже XXI века в Германии, в единственной из Европейских стран, из этих евреев пополнялись существующие иудейские общины и образовывались новые. Но абсолютное большинство пополнения составляли русскоязычные светские евреи.

Около половины иммигрантов-евреев, живущих в Германии, стали членами таких иудейских общин, что привело к существенному численному росту последних и выражало надежду на их активное будущее.

Но вскоре стало ясно, что большинство иммигрантов-евреев совершенно не разбираются в иудаизме и равнодушны к богослужению и Торе. Немногочисленным русскоязычным раввинам, служившим в иудейских общинах во время прибытия русскоязычных евреев из России, пришлось потратить немало времени, чтобы пытаться научить их базовым основам Иудаизма.

Оказалось, что большинство их рассматривает иудейские традиции исключительно с интеллектуальной или исторической точки зрения и предпочитает читать вместо Торы Пятикнижие на русском языке.

Члены иудейских общин русскоязычные евреи в большинстве своём и по сей день не владеют языком иврит, не могут лично участвовать в синагогальном чтении Торы и иудейских мероприятиях на языке иврит и склонны иудейскую общину воспринимать вообще, как «русско-еврейскую».

С 1950 г. в Германии существует «Центральный совет иудеев Германии». Но уже с 1990 г. было ясно, что в Германии появляется большая русская диаспора светских евреев и создаётся ситуация, когда на 25 тыс. иудеев приходится 23 Земельных союза, объединяющих 108 (как сказано Центральном совете иудеев) «еврейских общин», общей численностью 105 тысяч человек.

При таком положении подавляющее большинство членов иудейских общин стали составлять русскоязычные светские евреи. Это обстоятельство создало ненормальную ситуацию: люди, воспитанные в атеизме, зачастую не имеющие понятия о Иудаизме, не знающие иудейских традиций и культуры, заполняют эти иудейские общины, которые становятся «светско-еврейскими».

И тем не менее, в полном перечне этих 108 еврейских общин Центральный совет иудеев называет эти общины «Jüdische Gemeinde», — «иудейские общины ортодоксального, реформистского, консервативного и либерального толка» — течения, которые характерны только в современном Иудаизме и к светским евреям не имеют отношения.

20.09.20

Источники информации

[1] https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-narod-ot-nacii/

[2] http://www.e-reading.club/book.php?book=13401

[3] http://www.shabat-shalom.info/books/Tanach-ru/Chumash_Rashi/3.htm 14;13

[4] https://www.imena.org/name_trans.html

[5]  http://holyscripture.ru/bible/?t=lxx&b=genesis&n=41;12

[6] http://www.my-bible.info/biblio/bib_tsek/

[7] http://z.berkovich-zametki.com/2017-nomer5-6-golod/

Print Friendly, PDF & Email
Share

Один комментарий к “Юрий Голод: Иудейские общины в хронологии христианства

  1. Моше

    Замечание: евреи учившиеся в подольском хедере в конце 19 века не знали иврита. Это не мешало читать сидур вечер шабат дома. Все синагоги были закрыты до войны. Бар мицве не было учителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.