©"Заметки по еврейской истории"
  февраль-март 2020 года

Loading

Обрезание плоти без «обрезания сердца» может создавать «укрытия» от Б-га. Человек прячется за внешним и поверхностным. Вспомним еще раз «святую» инквизицию или взрывающих «неверных». Разве не исходящим от Б-га объясняют они собственные жестокость и бесчеловечность? Разве не прячутся от Него за непонятый, непропущенный через «необрезанное» сердце, дословный смысл Его повелений?

Елизавета Деревянченко

ЗАВЕТ ЦЕЛЬНОСТИ

Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Да и само название заповеди — «брит», что в переводе на русский означает «союз», говорит о том, что здесь заложено нечто более глубокое. …Виленский Гаон (раби Элияу бар Шломо-Залман из Вильно /1720-1797/ гг. — Е.Д.) в своём комментарии на «Сефер Йецира» говорит, что это не просто договор между двумя сторонами, а нечто большее. Когда одна из сторон передаёт другой что-либо очень важное и дорогое, и тем самым налаживается особая связь между ними — это и называется союзом», — говорится в материалах «Толдот Йешурун».

 Что же «важное и дорогое» для Всевышнего сокрыто в союзе (завете) обрезания? Полагаю, следующее.

 «Авраам — прародитель еврейского народа. Это первый в истории человек, который сам «пришел» к Всевышнему — понял природу Б-жественного управления миром и взял на себя обязанность нести это знание человечеству», — утверждает еврейская традиция. Почему именно с ним Всевышний заключил завет обрезания? Почему не заповедь, предписывающая обрезание, а именно завет, то есть союз с Творцом?

 «И было Авраму девяносто лет и девять лет, и явил Себя Г-сподь Авраму, и сказал Он ему: я Б-г Всемогущий. Ходи предо Мною и будь цельным. И Я сделаю тебя плодовитым чрезвычайно, и дам тебе стать народами, и цари от тебя произойдут.
…Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола. И обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет это знаком завета (союза — «Сончино») между Мною и между вами. И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме. Обрезан, обрезан должен быть рожденный в доме твоем и приобретенный за твое серебро, и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным»
(«Берешит», 17:1; 6; 10-13).

 Всевышний говорит об обрезании крайней плоти. Но допустимо ли ограничиться только этим?

 Почему непосредственно перед заветом обрезания Всевышний говорит Аврааму: «Будь цельным». Как воздействие на крайнюю плоть связано с человеческой цельностью, означающей единый, непротиворечивый способ восприятия мира, способ мышления и деятельности.

 «Обрезание крайней плоти подразумевает «обрезание сердца». Оно является знаком наличия определенной духовной связи между Б-гом и человеком», — сказано в классических комментариях к Торе «Сончино«. «Обрежьте же оболочку вашего сердца, и не будьте жестоковыйны более», — велит Тора («Дварим», 10:16). «Буквально, крайнюю плоть вашего сердца (оболочку сердца). Заграду вашего сердца и его покрытие, которые делают сердце непроницаемым», — объяснял Раши. «И обрежет Господь, Б-г твой, сердце твое и сердце твоего потомства ради жизни твоей» («Дварим», 30:6). Получается, «обрезание сердца» подразумевает внутреннюю открытость, способность воспринимать исходящее от Б-га. Обрезание сердца подразумевает обретение подлинной духовности, то есть понимание и принятие этических основ нашего мироздания. Почему же еврейская религия связывает обретение этого с обрезанием крайней плоти? Столь возвышенное со столь низменным? Полагаю, в первую очередь подразумевается единство плотского и духовного, внешнего и внутреннего, материальной и духовной составляющих нашего бытия, то есть цельность, как каждого человека, так и всего человеческого общества. Она исключает столь пагубно-разрушительную двойственность. Только обрезание плоти — может породить двойственность в служении Творцу. Полноценное служение еще и в «обрезании сердца».

 Вероятно в этом одна из главных причин того, что перед тем, как заключить с Авраамом союз обрезания, Всевышний говорит ему: «Будь цельным». Значит, завет обрезания следует понимать как завет цельности? «Будь обрезанным» подразумевает «будь цельным». Почему именно с Авраамом был заключен завет цельности? Полагаю потому, что он первый в истории человечества пришел к пониманию того, что нашим мирозданием управляют не множество божеств, а Единственный Б-г, сотворивший этот мир. «До появления концепции Единого, Личностного и Нормативного Б-га стояла проблема относительности морали, так как каждый бог представляет свои интересы, и мораль, попадая в зависимость от каждого отдельного бога, становится относительной«, — подчеркивал профессор Йосеф Бен-Шломо. Поэтому одна из важнейших составляющих идеи единобожия — цельность. Почему же ее подразумевает столь болезненное воздействие на живую плоть, через которую плотские (животные) вожделения ощущаются наиболее остро и безудержно? Может это говорит о том, что подлинная цельность требует весьма ощутимого воздействия на самого себя?

Шалом

 О том, какую значимость еврейская традиция придает цельности, свидетельствует следующий факт. Хорошо известное всем еврейское слово «Шалом». Оно означает «мир», «благополучие» и не единожды встречается в Танахе. «Шалом Алейхем», — приветствуют друг друга евреи. Разумеется, они желают друг другу мира и благополучия. И не только внешнего.

Рав Зеев Дашевский со ссылкой на одного из выдающихся талмудистов Европы Мальбима (1809-1879) рассказывает: ««Шалом» — это состояние цельности, когда все тело собрано из своих частей, когда душа соединена с телом».

 Получается, евреи кроме мира и благополучия желают друг другу еще и цельности. А что если именно человеческая цельность в основе настоящего человеческого благополучия и подлинного мира, как внутри человека, так и между людьми?

 Еврейская традиция придает огромную значимость каждой букве еврейского алфавита. Рассмотрим подробно подразумевающее цельность слово «шалом». В его основе буквы: шин-ламед-мем. Что означает каждая из них?

«Шин»

Рав Давид Палант рассказывает:

«Графически буква «шин» состоит из букв «йод», «вав» и «заин», написанных подряд. Напоминаем, что «йод» символизирует духовность высших сфер, «вав» служит каналом, проводящим ее в наш мир, а «заин» обретает значение «зан» — питающий, поддерживающий жизнь. Следовательно, духовность, сходя в этот мир, дает ему жизненную силу». Но так ли уж все, связанное с буквой «шин», однозначно позитивно? Увы, нет. «Опасность ошибки, скрытая в двойственности буквы «шин», обсуждается в Талмуде, где сказано, что на этой букве строится слово «шекер» — «ложь»»,

— отмечает рав Палант. Получается, что духовные аспекты могут служить как созиданию, так и разрушению, если в них присутствует ложь — главный, на мой взгляд, источник двойственности.

 «...предпоследняя буква еврейского алфавита («шин» — Е.Д.) приглашает нас задуматься над природой мироздания«, — напоминает рав Палант. Быть может, самую разрушительную двойственность нашего мироздания порождает сочетание обрезанной плоти с необрезанным сердцем и обрезание плоти является весьма ощутимым напоминанием, эдакой «зарубкой на память» о ее пагубности. Когда исполняются все обряды с соответствующими ритуалами, но формально, без участия души и разума, когда при этом нарушаются или искажаются морально-этические аспекты заповедей — это и есть, на мой взгляд, обрезание плоти без обрезания сердца — по-сути запрещенная Всевышним двойственость. Кстати, в вопросах, связанных с храмовыми жертвоприношениями, двойственность исключалась.

 «Жертва Ола — огнепалимая жертва, т.е. жертва, которая полностью сжигается на огне жертвенника. Название Ола происходит от глагола «лаалот» — «подниматься», «возвышаться», поскольку вся жертва целиком «поднимается» в дар Всевышнему. Однако помимо своего основного призвания, Ола служит также для искупления порочных мыслей.  …Интересно, что и это предназначение включено намеком в название Ола. Корень «лаалот» — подниматься — используется в Танахе в значении «размышлять», «мыслить». Подобное выражение (на арамейском языке) встречается также почти на каждой странице Талмуда: «май салька даатах» («что ты думал?»), буквально «что поднялось (т.е. какие мысли зародились) у тебя в уме». Поэтому название Ола намекает на (негативные) мысли, которые человек хочет исправить этой жертвой»,

— объясняет рав Натан Агрес. Действие, сопровождаемое размышлениями и осмыслением производимого руками, противостоит двойственности.

«Ламед»

 В середине (в центре) слова «шалом» буква «ламед». Полагаю, именно она объясняет, что означает обрезание сердца.

 Рав Палант рассказывает: «Начертание буквы «ламед», напоминающее фигуру человека, устремленного ввысь, символизирует духовный поиск. В Мидраше говорится: «Cлово “ламед“ — аббревиатура выражения “лев мевин даат“ — “сердце, разумеющее знание“». Как же приходит в сердце подлинное действенное духовное знание? Полагаю, через «обрезание» сердца.

 Почему не жаль сжигаемых еретиков и убиваемых «неверных»? Почему подобное не только считается в порядке вещей, но и вызывает чувство собственной праведности? Скорее всего потому, что это присуще тем, у кого в плане религиозных воззрений «обрезана» плоть, а не сердце. Их умы и сердца наглухо закрыты для подлинного смысла Слова Б-жьего, которое постигается через обрезание сердца, означающего раскрытие «двери» в душу. «Мы выводим существование Б-га не из эмпирического мира, а из побуждения наших душ, — утверждал рав Кук. Душа распахнута и для исходящего от Творца, и для людей. Именно это было неотъемлемой чертой Авраама, с которым Всевышний заключил завет обрезания. Почему?

  1. То, что душа Авраама была распахнута» для Б-га, подтверждается всей его жизнью. Но она была распахнута и для людей, с которыми он встречался на протяжении всех своих странствий и которым стремился дать знание о Творца мироздания. В Торе не единожды сказано, что Авраам, где бы он ни находился, «призывал там Имя Б-га». Рамбам так объяснял это: «Люди приходили к нему и задавали вопросы, он говорил с каждым соответственно с его уровнем знаний, пока не возвращал его на путь истинный. Так собирались у него многие тысячи, которые названы людьми его дома, и благодаря ему вошла эта великая идея в сердца их».

 2.Через несколько дней после обрезания Авраам, узнав, что Всевышний собирается уничтожить города Содом и Гаморру, изо всех сил спорит и торгуется с Творцом за спасение их обитателей. Он имеет дерзость заявить Всевышнему: «Неужели погубишь Ты праведного с нечистивым? Не подобает Тебе делать подобное, чтобы губить праведного с нечистивым. Неужели Судья над всею землей не содеет суда правого?!» («Берешит», 18:23;25). Так может вести себя только человек с «обрезанным» сердцем, поскольку споря со Всевышним он проявляет свое стремление к цельности. Его восприятие исходящего от Б-га должно соответствовать его пониманию милосердия, справедливости и ощущению Б-жественного присутствия в мире. Полагаю, именно в этом не только подлинная цельность верующего человека, но и его открытость перед Б-гом, что также крайне важно. Перед повелением «будь цельным» и последовавшим за ним заветом обрезания Всевышний говорит Аврааму: «Ходи предо Мною», то есть не прячься от Б-га. Можно ли спрятаться от Б-га? Разумеется, нет, но множество людей пытаются сделать это. Вот один из вариантов.

 Обрезание плоти без «обрезания сердца» может создавать «укрытия» от Б-га. Человек прячется за внешним и поверхностным. Вспомним еще раз «святую» инквизицию или взрывающих «неверных». Разве не исходящим от Б-га объясняют они собственные жестокость и бесчеловечность? Разве не прячутся от Него за непонятый, непропущенный через «необрезанное» сердце, дословный смысл Его повелений?

«Мэм»

 Рав Давид Палант пишет: «Буква «мэм» имеет две формы написания: открытую и закрытую. …Рав Кук объясняет, что Тора, воплощением которой является срединная буква алефбет (еврейского алфавита — Е.Д.) — «мэм», — объединяет в себе две сферы бытия: маамар — «речь», духовную область, и мифаль — «деяние», область действия», что объединяет духовное и материальное и опять же свидетельствует о цельности. Еврейская религия весьма способствует ее обретению. Приведу пример.

 «Три заповеди Тора называет «знаком»: брит-милу (обрезание — Е.Д.), Субботу и тфилин. Но брит-мила — главный из этих знаков. Цель брит-милы создать в самом нашем теле знак, свидетельствующий о том, что между нами и Всевышним заключен союз», — рассказывает рав Исраэль-Меир Лау. Как известно, союз означает сотрудничество, взаимодействие. Как связаны между собой обрезание, Суббота, тфилин и союз с Творцом?

 Суббота, на мой взгляд, как нельзя лучше демонстрирует недостаточность обрезания плоти, поскольку в сути Шаббата заключено обрезание сердца, то есть осознанная желанная открытость для исходящего от Б-га. Почему?

 «Иудаизм видит в Шаббате — материализацию категории святости», — подчеркавал профессор Бен-Шломо. Герман Коген определял «святое как сферу этической деятельности, место встречи человеческого и Б-жественного разума». Суббота — это отрешение от будничных дел ради встречи с Б-жественным разумом, то есть углубленного осознания исходящего от Творца. Для этого необходимо обрезанное, то есть распахнутое для Б-га сердце. В этом — один из важнейших факторов, наполняющих Субботу ее подлинным содержанием. Один отказ от будничных работ, поход в Синагогу, общение со знакомыми и общее застолье, в общем, чисто внешние атрибуты недостаточны. Они аналогичны обрезанию плоти, поскольку распространяются лишь на физичесую составляющую Шаббата. Только в сочетании внутреннего и внешнего, то есть цельности, подлинное соблюдение законов Субботы.

 То, что принятие и исполнение исходящего от Б-га связано с цельностью человека, подтверждаются еще и следующим: «И вот заповедь, законы и правопорядки, каким Г-сподь, Б-г ваш, повелел учить вас, чтобы исполнять на земле, на которую вы переходите для овладения ею. …Чтобы ты боялся Г-спода, Б-га твоего, чтобы соблюдал все законы Его и все Его заповеди, которые я заповедаю тебе. И да будут речи эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем. И внушай их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и поднимаясь. И повяжи их в знак на руку твою, и будут они налобной повязкой меж глаз твоих», — велит Моисей сынам Израиля («Дварим», 6:1-2; 6-8). Почему сразу же после слов о том, что исходящее от Всевышнего должно быть «на сердце твоем», следует повеление, ставшее основой закона о возложении тфилин?

 Тфилин — небольшие коробочки с кожаными ремешками, содержащие написанные отрывки из Торы. Мужчины повязывают тфилин на голову и на руку, так, чтобы ручной тфилин оказался напротив сердца, а головной тфилин — над глазами. Почему над глазами?

 В еврейской традиции видение означает понимание: «У всякого мудрого человека глаза его и все,что есть у него, «в его голове»». «Глаза мудреца — в голове его», — подчеркивал рабби Шнеур-Залман. Рука подразумевает человеческие действия и поступки. Получается, тфилин свидетельствует о единстве понимания и исполнения исходящего от Б-га, то есть служит еще одним свидетельством цельности.

То, что обрезание названо главным из трех, приводимх выше «знаков», еще раз говорит о том, что оно означает завет цельности, поскольку цельность — одна из важнейших составляющих и Субботы, и наложения тфилин.

 Итак, «Ходи предо Мною и будь цельным», — велел Аврааму Всевышний, — «И Я установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным». Получается, завет цельности относится ко всем потомкам Авраама. Так допустимо ли ограничиваться только обрезанием плоти?

Print Friendly, PDF & Email
Share

Елизавета Деревянченко: Завет цельности: 10 комментариев

  1. Perfektionist

    \\\»Мудрец вопросы миру задает,
    Дурак ответы точные дает.
    Но для того ли мудрый вопрошает,
    Чтоб отвечал последний идиот?\\\» Н.Н.Матвеева

  2. Ю. Т.

    Радуюсь бурному развитию дискуссии, юмористический дух которой намекает на ее курьезность.

  3. Л. Флят Израиль

    Автор спрашивает: «Так допустимо ли ограничиваться только обрезанием плоти?»
    А что? М.б. стоит всё делать радикальнее?

  4. Ю. Т.

    Две женщины и один мужчина обсуждают вопрос обрезания крайней плоти. Все трое великолепно знакомы с предметом на уровне профессионального моэля.

    1. A.B.

      Oднако, люди они серьёзные, знакомы с предметом и с
      Заветами цельности, и с плотью. Возможно, и с моэлем тоже знакомы.

  5. Тартаковский.

    Елизавета Деревянченко
    — 2020-03-17 14:12:32(922)
    Разумеется, Инна, обрезание имело место в жизни древних народов, как, например, и жервоприношения животных.
    ***********
    Обрезание — гигиеническая мера при постоянной нужде в воде: невозможно избавиться от смегмы — нагнивающей, причиняющей невыносимую боль да и опасной для жизни.

  6. Елизавета Деревянченко

    Разумеется, Инна, обрезание имело место в жизни древних народов, как, например, и жервоприношения животных.
    Тора рассказывает о духовных процессах. Все ее заповеди посвящены моральному совершенствованию человека. Поэтому старые обычаи париобретают в ней более глубокий, возвышенный смысл, служат переосмыслению и пониманию сути обряда.

  7. Inna Belenkaya

    Обрезание крайней плоти практиковалось у многих древних племен: от Африки до Австралии. У ближневосточных народов она засвидетельствована с III тыс. до н. э.
    Получается, что Всевышний заключил этот завет с еврейским народом постфактум?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.