©"Заметки по еврейской истории"
  август-октябрь 2020 года

Loading

Очень советую, если поедете в Грецию, запомнить хотя бы несколько греческих фраз. Путешественник способный связать пару греческих слов автоматически переходит из категории «туристас» в более уважаемую — гость, а гости для грека — нечто святое… Народ жизнерадостный и с хорошим чувством юмора, но с охотой делают только то, что им нравится: танцуют, пьют, спорят, молятся…

Леонид Лазарь

ИГРЫ ОЛИМПИЙСКИЕ

(продолжение. Начало в №7/2020)

Часть вторая

Окунёмся же в вековое противостояние эллинского мира, в борьбу добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы.

Персонажи греческих мифов во многом похожи на людей, только более сильны и могущественны.

Гекатонхейры — сторукие и пятидесятиголовые великаны, помогли Зевсу не только одержать победу, но и расправиться с захваченными врагами низвергнув всех их скопом в глубочайшую бездну «Тартар».

Вам что-нибудь говорит это название?

Следуйте за мной и очень скоро всё узнаете, и не только про эту, находящуюся в самой глубине космоса бездну, но и многое другое.

Мы познакомимся с древнейшими из сохранившихся памятников древнегреческой литературы: «Теогонией» Гесиода, «Илиадой» Гомера и «Метаморфозами» Овидия, обогатимся мудростью пьес Эсхила, Софокла, Еврипида, узнаем происхождение термина «Эллада», выясним, почему змея в Древней Греции была священна, зачем некоторые дамы носили сандали оставлявшие на земле след — ΑΚΟΛΟΥΘΕΙ AKOLOUTHEI (следуй за мной), и как на налоги с бизнеса жриц любви был построен храм Афродиты Пандемос.

История возникшей несколько тысяч лет назад древнегреческой цивилизации, это одна из составных частей истории древнего мира, которая возникла и развивалась в странах Древнего Востока и Средиземноморья.

Познание и мыслительный процесс в постижении истории, в противовес большинству легковесных работ такого рода, станут основой наших исследований.

У вас будет возможность не раз убедиться в том, что их максимальная детализованность и абсолютная конкретность основаны лишь на научных гипотезах и практических оценках.

Вперёд, и главное — не отвлекаться на всякую ерунду, типа еды или безнравственного непотребства, потому как надо честно признаться — есть ещё среди нас некоторые, уж больно охочие до всякой «клубнички» несознательные граждане.

В отличие от почитателей пищевой и сексуальной распущенности, нам не нужен большой, стоимостью в десяток миллиардов баксов, адронный коллайдер, чтобы понять: чревоугодничество, ненасытность, беспутство и сладострастие со временем превращаются в абсолютную распущенность и развращенность.

В то время как, только воздержание — приводит к расцвету творческой мысли, способствует накоплению знаний и эрудиции.

Насчитывающая не одну тысячу лет греческая культура заслуженно считается одной из самых самобытных и древних в мире.

Страна славится разнообразием традиций, ритуалов, обычаев, языков и диалектов.

В некоторых поселениях ещё можно услышать говоры таких редких этнических групп, как: романиотский (греческий идиш), арванитика (албанский), македонский, румейский, понтийский, помакский (болгарский с большой примесью турецких слов), кипрский, цыганский, турецкий…

В настоящее время в мире насчитывается всего лишь около 5 тысяч романиотов, из них на еврейско-греческом сегодня разговаривают только 55 человек, 35 из которых, слившись с сефардами, живут в Израиле.

Единственная синагога сохранившая часть романиотской традиции расположена в квартале Нахлаот Иерусалима, на улице Гильбоа.

Преимущественно, романиоты носили греческие родовые имена, а их синагоги имели греческие названия: «Kehal Gregos» или «de los Javanim».

До Второй Мировой войны в Греции проживало около 70 тысяч евреев этой группы.

Работает Еврейский музей (Никис 39, Афины 105 57) где собрано большое количество материалов, посвященных многовековой истории греческого еврейства.

Очень советую, если поедете в Грецию, запомнить хотя бы несколько греческих фраз.

Путешественник способный связать пару греческих слов автоматически переходит из категории «туристас» в более уважаемую — гость («ксенос» или «ксени»), а гости для грека — нечто святое.

«Нэ» по-гречески означает «да», а «нет» — «охи».

Отвечая отрицательно, грек слегка кивает головой снизу вверх, если же он качает головой из стороны в сторону — значит что-то не понимает.

Народ жизнерадостный и с хорошим чувством юмора, но с охотой делают только то, что им нравится: танцуют, пьют, спорят, молятся…

Каждый бог, выполняя отведенную ему функцию, имел в Древней Греции свою особенную роль.

Помимо двенадцати олимпийских богов были и всякие другие культовые группировки, они тоже — все за что-то отвечали.

Весельем занимался бог Дионис со своей свитой козлоногих сатиров и вакханок, большими любителями алкогольно-распутного образа жизни.

Ребята умели гулять!

Да и сегодня, куда вы бы в не попали, везде что-то празднуют.

К началу сбора урожая приурочены праздники Дионисии, время буйных плясок и бурного веселья.

Вино льется рекой: Наусса (красное), Рапсани (красное), Мавродафне (красное сладкое), Тсантали (красное и белое), Немея (красное сухое), Мантиниа (сухое белое с фруктовым ароматом), Робола (белое)…

Таким образом, уверены греки, Дионис дает им забвение от забот и печалей.

Часть почти всех праздников — сценки из жизни богов, которые не обходятся без скабрезных игр, шуток и песен.

Считается, что это дань Дионису (Вакх, Бахус), которому такие безобразия очень бы пришлись по вкусу.

Среднестатистический грек — существо общительное, дома особо не засиживающееся, больше отдыхающее в заведениях, где можно на других посмотреть и себя показать.

«Ах, Греция, мечта души моей! » — восклицал великий поэт Есенин, большой знаток насчет выпить и закусить.

Нигде в мире нет такого количества кафетериев, кофеен, кафе, таверн, ресторанов, баров и ночных клубов как в Греции, и все они семь дней в неделю заполнены посетителями.

Но! Как оно не было бы забито, место для вас всегда найдется.

Уже через минуту где-то в углу или даже на улице, для вас ставят шаткие стулья и ободранный колченогий стол, на который первым делом водружают графинчик узо (разбавленная водой анисовая водка) и сопутствующие ему соленья, холодные и горячие закуски.

Греческой кухне 4000 лет и её главные ингредиенты почти не поменялись: сыр, оливки, запеченные овощи, хлеб, мёд, виноград…

Сыры в огромном количестве, на любой вкус, цвет и запах: знаменитая фета — мягкий сыр белого цвета из овечьего и козьего молока; касери — средне-твердый из непастеризованного овечьего молока; кефалотири (Kefalotyri) — твердый и соленый из овечьего или козьего молока; гравиера (Graviera) — твердый из овечьего или коровьего молока — карамельного оттенка и сладковатого вкуса; нфотирос (Anthotyros) — свежий сыр из овечьего или козьего молока смешанного с сывороткой; манури (Manouri) — мягкий и жирный сливочный сыр, побочный продукт при производстве феты; метсовоне (Metsovone) — полутвердый копченый сыр из смеси коровьего и овечьего или козьего молока; ладотири (Ladotyri) — твердый сыр из смеси овечьего и козьего молока, консервируется в оливковом масле первого холодного отжима; калатаки (Kalathaki) — белый мягкий рассольный сыр из свежего овечьего молока; катики (Katiki Domokou) — похожий на творог; с из козьего молока или смеси молока коз и овец, мизитра (Mizithra) — свежий сыр из молока и сыворотки овец или коз; формаэла (Formaela) — твердый сыр, производимый исключительно в небольшой горной деревушке расположенной по дороге в Дельфы; цалафути (Tsalafouti) — мягкий сливочный сыр из козьего молока, напоминает смесь йогурта, сливок и сливочного масла…

К сыру нужен хлеб, его тоже много всякого: городской, деревенский, питы, кулури (бублики с кунжутом), багет, чиабатта и еще два десятка наименований.

Всегда свежайший, хрустящий и изумительно пахнущий.

Не знаю как вас, а меня запах свежей выпечки сводит с ума.

Отломить горбушечку, тронуть её маслицем, да чуть подсолить — ну что ещё надо!?!

Вместо масла подойдёт и «скордалья» (картофельно-чесночную паста), пять минут и батона нет.

А мякушка!

Есть такие недоумки, разложат по тарелкам овощной (со сметаной) салат из салатницы или кастрюльки, и сразу давай их мыть.

Жалко их, недалёких, чуть подсолить, потом мякушкой по стенкам.

Потом другой полируем днище — всё, и даже мыть не надо.

Древние греки считали трапезу без белого или серого хлеба преступлением против богов, Гомер сравнивал пшеничный колос с человеческим мозгом.

Теперь пироги: тиропита (Tyropita) — с яйцами и фетой; спанакопита (Spanakopita) со шпинатом и фетой; котопита (Kotopita) — теста фило (тонкое, вытяжное тесто) с курицей; креатопита (Kreatopita) — мясной пирог с начинкой из баранины смешанной с рисом и томатным соусом, замешивают на белом вине; цукнидопита (Tsouknidopita) — тесто фило с крапивой, фетой и сливочным маслом из овечьего молока…

Хороши небольшие голубцы в виноградных листьях, которые в Армении называются «долма», а в Греции «долмадакья».

Но! Если хотите почувствовать себя настоящим греком, начните день с обожаемого ими супа — пацас (Patsas).

В классическом варианте он готовится из внутренностей (желудок) и копыт ягненка с добавлением большого количества специй и пряной зелени.

Это народное блюдо, оно не рассчитано на гостей избалованных высокой кухней.

Дома его готовить не советую, запах — специфический.

Напоминает армянский хаш: жирный, сытный и очень калорийный.

Способен утолить голод на весь последующий день, рекомендуется для реабилитации после переломов, растяжений и бурной выпивки.

Отлично снимает похмельный синдром и хорошо сочетается с водкой.

В Афинах хорошо посетить рыбный рынок, найдёте его по запаху.

Зрелище шумное и красочное, но зевать нельзя, внимательно следите за бумажником и сумкой.

Шумно, грязновато, но рано утром все моется и снова чисто.

Кругом чего-то готовят: дым, чад, но для нагулявших аппетит — всё очень вкусно.

Достойный, обильный обед в рыбной таверне –12-15 € с человека.

Запеченная в духовке рыбная икра, камбала в горшочке с грибами, фаршированный карп, хороши рыбные блюда под маринадом «Саворо».

Желающим испробовать чего-то особенного ­­— в ресторан, там можно заказать улиток тушеных в виноградно-лимонном уксусе с розмарином и пряными травами, шашлык из молодых осьминогов, или специально приготовленную голову ягнёнка, с его же мозгом и глазными яблоками.

Ко всему подаются разные соусы, острые специи, лимон и много всякой зелени.

Оливковое масло — везде, греки утверждают, что при нагревании, в отличие от других сортов растительных масел, оно не выделяет канцерогенов.

Теперь надо решить, что заказывать из мяса?

Природные условия Греции способствуют разведению коз и овец, козлятина и баранина здесь самые популярные виды мяса.

Далее — мясо птицы, потом — свинина, говядина встречается редко.

Выбор большой и нелегкий, о мясных блюдах я уже писал в Первой части.

Домашний скот в Греции часто пасется сам по себе, зеленый корм — круглый год.

Хорошее мясо не может испортить даже самый плохой повар, потому здесь оно вкусно всякое, даже в обычном запеченном виде на углях или в духовке, с добавлением специй, и политое свежим лимонным соком.

Достойный обед в псиставерне (мясные блюда, приготовленные на углях или вертеле) — 10-15€ с каждого.

Каждые 15 минут подходит официант с вопросом — как у вас дела?

Хотите дать понять что у вас все отлично, сожмите кулак и оттопырьте большой палец вверх

Не вздумайте показать американский жест «Ok», в Греции он носит оскорбительный смысл.

Время от времени подходит хозяин заведения и обновляет графинчик с узо: «Ямас!» — за здоровье!

Виноградную водку — ракию, практически везде наливают бесплатно.

Можно ответить, если хотите выпить за здоровье одного конкретного человека, то это — «стинийиасу!», за всю компанию — «эс иихан сас!».

В недорогом ресторане обед на двоих обойдется в 15-20 €.

Обед на двоих из трех блюд в ресторане посолидней — 35-40 €.

Поллитра местного пива в кафе и ресторане — 3-4 €, к нему хорошо идут сырные чипсы «тирокрокетес».

Чашечка кофе — от 2 до 3,5 €, высокая цена отчасти объясняется тем, что кофе в Греции, это не пластиковый стаканчик с мутной жидкостью, заказав чашку кофе, человек может сидеть за ней пару часов.

Заказывая кофе надо уточнить, какой именно вы предпочитаете: сладкий (гликос), средний по сладости (метриос), без сахара (скетос), с молоком (ме гала), без (хорис гала)…

Если захотите сэкономить время и деньги, то поллитровая бутылка местного пива (0,8–1,5 €) из магазина, и предлагаемая на каждом углу греческая шаурма — гиррос (лепешка с начинкой из рубленого мяса, овощей, картошки фри и соуса) за 2€ — тоже неплохо утолят вашу жажду и аппетит.

В магазине: вино от 4 до 8 €, яйца (12 шт) от 2 €, молоко (1 л) от 1 €, масло оливковое (500 мл) — около 6 €, говядина (1 кг) — 8 €, рыба (1 кг) — 6 €.

Застольные манеры местных жителей незатейливы и своеобразны: могут переложить что-то со свой тарелки в вашу и наоборот, могут залезть руками в общие блюда, или макать свой хлеб в общий соус.
При этом пьют, жуют и говорят одновременно все сразу.

Недостатки застольных манер никого не смущают, они с лихвой компенсируется хорошим настроением и живой общительностью.

Если вас пригласили в какое либо заведение, заплатить не дадут.

В конце любого застолья обязательный кофе в маленьких чашечках: сверху — жирная пенка-каимаки, на дне — полусантиметровый осадок.

Обычно подается со стаканом воды.

Пить его надо маленькими глоточками (коих всего три) обжигающе горячим, закатывая глаза и испуская (после каждого глотка) стон удовольствия.

К кофе подают восточные сладости из хрустящего слоеного теста с залитыми густым сиропом толчеными орехами и пряностями, вываренные в сиропе арбузные и апельсиновые корки, приторное печенье из фиников «финикию», пирожные с заварным кремом «лигумитики», ну и конечно «лукумадес» — обжаренные во фритюре маленькие пончики из дрожжевого теста.

Большинство жителей страны отмечает свой день рождения в день святого в честь которого они получили имя, но если вдруг ваше имя не попало в святцы — не расстраивайтесь, все «непопавшие» отмечают именины спустя 8 недель после Пасхи, в День Всех Святых.

Поводов для шумных застолий много, но при этом свято соблюдается ритуал сиесты — послеобеденного отдыха с 14.00-15.00 до 17.00-18.00, во время которой многие заведения не работают.

В эти часы не принято ходить в гости, делать телефонные звонки и просто шуметь.

Греки очень суеверны, не принято кого-то хвалить, особенно из членов своей семьи, трижды сплюнуть через левое плечо и постучать по дереву — это из Греции.

Очень любят понты, часто показать сам факт наличия денег гораздо важнее, чем иметь их в действительности, никогда не будут особо напрягаться, чтобы заработать, но всегда к этому готовы, только если это без излишних усилий.

Особенно деньгами не разбрасываются, но способны спустить большие (по местным меркам) деньги на дружеское застолье.

Архитектура в городах (на крышах домов ржавые баки, какие-то недостроенные сооружения, паутина проводов…), отношение ко времени и многое другое, очень напоминает одну, хорошо нам известную страну.

Необязательность возведена почти что в национальную идею, непунктуальность и приблизительное время — везде.

Очень популярны аналоги израильских: «рега-рега», «савланут» и «беседер».

Греческая «сига-сига» — «потихоньку», на каждом шагу.

«Завтра» значит — «на следующей неделе», «на следующей неделе» — это «когда-нибудь», а «когда-нибудь» — это «вряд ли» или вообще — «никогда».

Большинство мужчин-греков — подкаблучники, но не вздумайте им это сказать, никогда в этом не признаются.

Материнская стряпня для них всегда самая вкусная, и поэтому при выборе жены грек будет искать девушку, похожую на его мать.

Похоже, правда?

И те и другие яростно ругают свою страну и также страстно ее любят.

Независимо от своей занятости, грек при встрече всегда найдёт время для того, чтобы поделиться свежей шуткой или анекдотом, но только если у него свободны помогающие языку руки.

Если его не слышно на соседней улице, значит — вам попался ненастоящий грек.

Очень обидчивы, в ответ на критику запросто можно услышать: когда мы возводили Парфенон, вы еще с ветки на ветку прыгали!.

Нецензурно ругаются все, от школьников младших классов до тех, кто ещё помнит геноцид греческого населения турками 20-х годов.

Если вас назовут «трэлос», не обижайтесь, это не ругательство, хотя его прямое значение — сумасшедший.

Даже обидное «кeratas» — рогоносец, идет по разделу «шутка» и никак не зависит от буквального значения.

Самое распространенное словечко — «malakos» (малака) с десятком значений во всех его формах, от «дрочила» и «придурок» до «хороший парень» и «дорогой товарищ».

Когда, где и кого так можно называть понятно только грекам, так как «малака» в греческом языке дословно, это — предэякулянт (предсеменная жидкость).

Употребление этой конкретной языковой единицы зависит от контекста, её можно понять и как — ты, дорогой товарищ есть хороший умник, и — ты настолько глуп и ничтожен, что ещё даже не сперматозоид.

Иди разберись!?! Чтобы не попадать в дурацкое положение и не хлопать глазами с глупой улыбкой на лице, лучше всего в подобные интеллектуально-лингвистические упражнения не вступать.

Разобраться трудно, но сквозь призму юмора очень удобно наблюдать характер нации с её отношением к разным проблемам, и экономическим трудностям.

У древних греков существовала чрезвычайно дифференцированная терминология, связанная со словами «любовь» и «любить», сюда относится и греческий термин «eros» — могущественная сила, которая по началу заставляет людей сходиться, а потом — делить детей и имущество.

Слова «муж» и «жена» по-гречески то же самое, что «мужчина» и «женщина» и используются независимо от семейного статуса.
Женщины редко берут фамилии мужей (дети могут выбирать любую) и порой нет никакой возможности узнать, жената пара или нет.

Когда древнегреческий бог любви Эрос соединяет очередную пару, молодожёнам обычно дарят камею с изображением Амура и его возлюбленной, крылатой девочки Психеи.

Культ Эроса (он же Амур или Купидон), почитаем с глубокой древности.

Бездумно пускающий стрелы и сующий свой нос туда куда его не просят, полный хитрости и лукавства толстопопый младенец — это то, что мы знали о нем раньше.

Античные поэты и писатели рассказывают о нем многое другого: о его жестокости, о том, какие он порой наносит страдания и неизлечимые раны.

Заставляя людей совершать самые безрассудные поступки он иногда доводит свои жертвы до преступления.

Интересно, что у древнегреческого сказителя Гомера в его Илиаде «eros» означает не только сексуальное влечение (Ил., XIV, 315), но и желание пищи с питьём (Ил., 1,469).

Старик Гомер знал о чем пишет, ведь слово «симпозиум» в переводе с древнегреческого означает «совместное питье».

Так что, если на симпозиуме в каком-нибудь приличном заведении, к рыбе, вам подадут соус «тар-тар», знайте — получите бездну удовольствия.

Особено он хорош к судаку Орли (не путать с судачками «а натюрель»).

Да их и трудно спутать.

Это — натюрель, с лимончиком и морковочкой:

А это — орли с лимончиком и маслинами:

Да, натюрель неплох, но орли, поверьте мне — куда выше и приготовить его совсем нетрудно.

Очень важно замесить правильный кляр — жидкое тесто, в которое обмакивают кусочки рыбы перед их обжариванием в кипящем масле.

Оно должно получиться одновременно нежным и чуть хрустящим.

Потом — соус, его тоже нельзя испортить.

Нужны: свежий огурец, соленый огурец, каперсы, чеснок, укроп с петрушкой, майонез, сметана, лимонный сок, оливковое масло и соль.

Судак вообще, рыба хорошая, костей в ней немного и нет специфического запаха.

Готовить его можно любым способом: варить, жарить, тушить, запекать в духовке и на гриле, фаршировать, сушить, вялить, коптить делать котлеты на пару…

А какая из него (желательно в компании с его родственниками из семейства окунёвых) получается ароматная уха!

Но готовить её надо уметь, лучше всего — в закопченном котелке на костерке, чтоб была с дымком.

И тут важно, не забыть оказать ей уважение, за пять минут до подачи на стол влить в котелок рюмку водки.

Немного нервничая, ежеминутно сглатывая слюну и рассказывая друг-другу о своём личном опыте лечебного голодания, народ ждёт готовый продукт.

Продукт булькает и умопомрачительным запахом увеличивает накал медицинских споров.

Вокруг костра, развратными кругами, принюхиваясь и ежеминутно заглядывая в котелок, начинают ходить дамы, всем своим видом давая понять — есть не собираются, разве только — чуть попробуют.

Ты же, пропахший дымом, сидишь на корточках, ложечка при тебе — деревянная, пробуешь и морщишься — нет, еще не готова.

Помучаешь так народ еще полчасика, дождешься пока из их подчелюстных желез слюна начнет капать, и только тогда зовёшь всех к столу.

И тут, поклонники аноректиков, знатоки жиросжигателей, почитатели «Гербалайфа», фанаты фитогелей «Глорион — стройная фигура» и приверженцы очистки внутренних органов по методу доктора Шульца, наваливаются на 5-и литровое содержимое котелка, да так свирепо, что очень скоро становится видно его дно.

Щелкая зубами, наглые сторонники абсолютного голодания (час назад клялись, что уже неделю сидят исключительно на воде) интересуются насчет добавки.

Дамы разомлели, покрылись пятнами и зло поглядывают на мужей:

ну, что шлимазл, говорила же моя мама — ремесло надо иметь в руках, а не штаны просиживать за этой твоей, азохен вей — диссертацией!

Джентльмены расслабили ремни на брюках и расстегнули верхнюю пуговку, дамы раскраснелись и обмахиваются листьями лопуха.

Все рассыпаются в комплиментах: ах какой вкус, какой запах, какая легкость и сытость — одновременно…

Сыты? — спрашиваешь — жаль, а то тут кое что еще осталось, и достаешь из фольги пяток запеченых в углях шершаво-золотистых мерзавцев.

И тут, симпатические нервы идущие к секреторным элементам слюнных желёз, делают с присутствующими дамами (периоды переедания и повышенного аппетита у которых чередуются со строгими диетами или голоданием) судороги, напоминающие эпилептический припадок.

Не доводя до греха, подкладываешь им в тарелку запеченную (в сливочном масле) картошечку, соленых помидорков, лимончика ломтик, ну и тар-тар соус — конечно, только обязательно, чтобы он был отдельно, в стеклянном стаканчике.

Забыв про холестерин с калориями и про мужей с детьми, каждая из них в этот момент своей безоглядной решительностью напоминает бросившуюся под паровоз (на станции «Обираловка» Московско-Нижегородской железной дороги) Анну Каренину.

Кстати, подходят к концу съёмки греко-израильского музыкального фильма «А hиц ин паровоз«, по сценарию которого Анна не раздавилась поездом, а тихо доживала свой век в крошечной комнатке Амидаровской квартиры.

Однажды, получив льготную машканту, она купила по субсидированной цене (4 шекеля — 100 грамм), подсолнечное масло производства компания «Тнува», которое позже разлила на железнодорожные пути близ станции «Бейт Шемеш»…

Не сомневаюсь, фильм будет пользоваться успехом, ведь греческая и еврейская мифологии — самые адюльтерные мифологии в мире.

Афиша уже готова.

Актерские пробы:

Ханна Каренин княжне Кити Щербацки: азохн вей эти ихние паровозы!

Кити Щербацки: да, техническое состояние подвижного состава железнодорожной компании «Ракевет Исраэль» оставляет желать лучшего.

Дом Карениных в Герцлии Питуах.

Ханна Каренин супругу: Бекицер Лейзер! Шё вы кипетитеся, как тот агицин паровоз? А банке мит компот штейт аф а полке ин ди кладовке, плесните румку у рот, выпустите пар из ушей, и хватит уже быть мишуге…

Сцена из фильма.

Железнодорожная станция «Бейт Шемеш», первая встреча Ханны Каренин и Шмулика Вронски:

Заключительные кадры фильма.

Железнодорожная станция «Бейт Шемеш».

Машинист паровоза: слиха мотек, из-за систематических нарушений договоров, по согласованию с Всеизраильской федерацией профсоюзов, у нас сегодня — забастовка.

Ханна Каренин: ну что у нас за страна такая, 47 партий, 36 министров, 120 депутатов, а под поезд — не бросишься!

Пассажиры поезда высунувшись из окон вагонов поют:

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует гулять
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она — жена и мать!

Конец фильма.

Интересно мнение о своей героине самого автора.

«Моя Анна надоела мне, как горькая редька» — писал о ней Л.Н. Толстой в письме к А.А. Фету.

С графом можно согласиться, но не полностью.

Безнравственная женщина вполне может и надоесть, а вот редька (черная, белая, зеленая, красная, лоба, дайкон, маргеланская и пр.) — никогда!

Я сам, в свое время, изобрел салат под названием — «Дом Облонских». Смешиваются: обжаренный до золотистого цвета лук, тертая (на крупной тёрке) редечка, мелконарубленные зеленый лучок и укропец с петрушечкой, тающие во рту гусиные (куриные) шкварочки, брынзочка — крупными кусочками…

Перед подачей маслицем подсолнечным (обязательно рыночнным — нерафинированным) как следует сбрызнуть и… пальчики оближите!

Супруга писателя, написавшая поваренную книгу со 162 рецептами, в своих дневниках жаловалась на мужа:

«Сегодня за обедом я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди соленые… потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб черный. И все это в большом количестве».

«Какую он пищу употребляет — это ужасно! Сегодня ел грибы соленые, грибы маринованные, два раза вареные фрукты сухие — все это производит брожение в желудке, а питанья никакого, и он худеет. Вечером попросил мяты и немного выпил. При этом уныние на него находит».

В 50 лет Толстой стал приверженцем вегетарианства.

Оно его и доконало, от вегетарианской кухни не только уныние — чего хочешь может произойти.

Среди евреев графья и вегетарианцы не встречались, поэтому они и не поддавались такому греху, как — уныние.

«На завтрашний день, после молитвы и после того как все чокнулись, начали подавать на стол закуски: печенье, рубленую селёдку, лук с редькой и гусиным жиром…» — рассказывает герой одного из рассказов Шолом-Алехема.

Это было большим счастьем иметь к субботе такой стол, ведь иногда «евреи в местечках старались приготовить обед из растопыренной пятерни».

Zuntik — bulbes! Montik — bulbes!
Dinstik un mitvokh — bulbes!
Donershtik un fraytik — bulbes!
Shabes in a novene — a bulbene kugl!
Zuntik — vayter bulbes!

(В воскресенье — картошка!
В понедельник — картошка!
Во вторник и среду — картошка!
В четверг и пятницу — картошка!
В Шаббат что-то новенькое — картофельная запеканка!
В воскресенье — снова картошка!)

Картофельный суп, оладьи (латкес или бульбелаткес), запеканка кугл, вареники креплах, бобеле (картофельный пирог-запеканка), кнышес с картофельной начинкой, картофельные кнейдлах…

Но даже в самые тяжелые времена, к субботе, в каждой еврейской семье пекли халу.

«А если бог даст еще и горячего жаркого с чесночком да с подливочкой! Пускай подливки много, а мяса кот наплакал, пускай хоть одна подливка без мяса, и то хорошо, макай сколько угодно!».

Официально заявляю: чего бы мы из себя не изображали, как бы не морщили носик, и не оттопыривали мизинчик, так было, есть и будет — нет для ашкеназского еврея закуски важнее чем редька и селедка.

Что, не нравится? Ах, ах, ах, какие мы интеллигенты, ну и продолжайте глотать свою низкокалорийно-обезжиренную дрянь напичканую рафинированным сахаром и прочими химическими добавками.

Натуральный жир не враг для здоровья, наоборот, он приносит длительное чувство сытости и улучшает когнитивные способности, но только при условии, что вы выпиваете и закусываете в хорошей компании.

Вирджиния Вулф (утопилась в возрасте 59 лет) романы которой считаются классическими произведениями «потока сознания» говорила:

«Нельзя нормально думать, нормально любить, нормально спать, если перед этим нормально не поесть.»

Казалось бы, ну какая может быть взаимосвязь между едой и сексом?

Оказывается может, и самая что ни на есть — прямая: и здесь, и там прослеживаются наиболее распространенные извращения типа компульсивного обжорства и эмоционального переедания.

В то же время, существует мнение, что еда с выпивкой и мимолетные романы с быстрым сексом, делают жизнь ярче и наполняют её положительными эмоциями способствующими повышению настроения…

Кому верить?

Но, не будем же отвлекаться на подобную ерунду, мы здесь не для этого!

Разве может пища материальная заменить нам пищу духовную?

Конечно нет! Духовная, в отличие от материальной, воплощена не в еде с напитками, и не в курортных романах с их мимолетными увлечениями. Сфера ее бытия нам присущие интеллигентность и интеллектуальность.

Вперед же к знаниям, туда где нас ждут вещи куда более интересные: коготь Архимеда, портлендская ваза, антикитерский механизм, фестский диск, золотые пчелы и много других загадочных чудес и чудесных загадок.

Зевс проживал на Олимпе с детьми и третьей женой Герой.

В компании симпатичных богинь: мира — Ирены, победы — Ники, и радуги — Ириды, вкушая нектар с амброзией, любовался он танцами и пением прекрасных муз, а заодно решал, кого из людей наказать, а кого миловать, кого одарить, а с кого спросить.

В его распоряжении были два огромных сосуда — один с добром, другой — со злом.

Оттуда, посылая людям — каждому по делам его, он и черпал предназначенные им дары, или неприятности.

Детей у него было много, и все они, получив хорошее воспитание, были пристроены во всякие хорошие места.

Аполлон стал богом искусства и врачевания, его сестра-близнец Артемида — богиней охоты, Афина (давшая название столице Греции) — богиней мужества и мудрости, Дионис — богом виноделия, а Персефона — богиней плодородия.

Хорошо — богом торговли, устроился Гермес.

Ещё лучше — заведующим кладбища (по штатному расписанию — властитель Царства мёртвых) Аид.

Хуже — Эрос, ставший богом любви, субстанцией повсюду малопривлекательной, хлопотной и неблагодарной.

Относившиеся к женам не лучше чем к скотине, древние германцы покупали их как рабынь, и крайне редко позволяли им садиться за один стол со своими «господами».

Хотя были у них и неплохие законы.

Прелюбодеяние, например, могли совершить только женщины, мужчин за такие проделки никак не наказывали, зато неверным женам пощады не было, муж сбривал её волосы, раздевал и выгонял из дома.

Известные ловеласы, древние французы были с дамами пообходительнее, пригласят в общепитовскую пещеру, помогут надеть дублет, откроют перед ней дверь, пододвинут табуретку «Louis V of France», но по счёту платить за неё никогда не будут.

Зато голову заморочить — большие мастера, у них одних слов, обозначающих — любовь, два или три десятка.

У древних евреев всё было гораздо проще, так как любовь у них всегда имела второстепенное значение.

Еврейский брак основывался не на страсти и увлечении, а на мудрости и опыте.

Выбор жены обычно принадлежал не самому брачующемуся, а его отцу или главе рода.

«Мужчина высокого роста не должен жениться на высокой женщине, а кто низок ростом — на невысокой женщине; смуглый мужчина не должен жениться на смуглой, белолицый — на белолицей» (Бех., 45б)

Муж мог иметь неограниченное число жен и наложниц, вообще мог прекратить брачное сожительство с женой.

Ицхак сначала ввел Ривку «в шатер Сары, матери своей» и лишь только после этого полюбил ее.

Яаков познакомился с будущей женой Рахелью у колодца и при этом не стал её домогаться, а от полноты чувств только перевернул тяжеленный камень, чтобы напоить ее овец.

Сколько тогда лет было Яакову, и сколько лет было Рахель?

Ему — 77, ей (по разным источникам) — от 3 до 13.

Явно не Ромео с Джульеттой.

Он ждал свадьбы семь лет, зато получил сразу двух жен вместо одной, плюс двух наложниц в придачу.

Вся компания замечательно уживалась в одной постели и за одним столом.

В начале семейной жизни «Яков любил Рахель больше, нежели Лею», ее сестру, но она никак не могла забеременеть, тогда как Лея рожала одного сына за другим.

Несмотря на то, что Лея родила Яше больше сыновей, до конца жизни более любимой для него оставалась Рахель, которая умерла у дороги, ведущей в Бейт-Лехем, где ее и похоронили.

Лея же удостоилась быть похороненной в пещере «Меарат hа-Махпела», рядом с Яковом.

Вывод? Все мы женимся на одной женщине, а наутро обнаруживаем, что женились совсем на другой.

Древних греков вообще мало интересовал вопрос — что собой являет любовь?

Не придавая ей никакого налета таинственности, они женщин за свой стол вообще не сажали.

Да и слов обозначающих «любовь», у них было всего пять:

  • ἔρως [э́роос] — любовь-желание, чаще всего — сексуальное;
  • στοργή [сторгээ́] — семейная любовь, чаще всего любовь родительская;
  • φιλία [пхили́а] — любовь дружеская;
  • ἀγαπή [агапээ́] — любовь возвышенная, бескорыстная и жертвенная;
  • πόθος [по́тхос] — любовные страдания (тоска).

Особый интерес ученых вызывает, обозначающее любовных страдателей, слово — «потхес».

Древние евреи присваивали таким научный термин ­— поцеватый ( ‏פּאָצעװאַטע‏‎ — поцево́тэ).

Англичанами — известными воришками, этот термин был немедленно заимствован, употребляется он (в глагольной форме) по сей день, как — putz.

Производное от «поцево́тэ» — «поц», с переиначиванием его орфографии, используется очень широко (от академической среды до воровского арго) во всех странах Ближнего и Дальнего Востока: припоцаный, поцанутый, поциэнт, поцчему, поцтава, поцреот…

Теперь внимание! Проанализировав данную лексему в значениях её табуляции, приходим к логическому выводу: лексикология словоформы прямо и безошибочно указывает — именно евреи передали основы науки и культуры: грекам, германцам, галлам с кельтами, шумерам, ассирийцам, гваделупцам, тринидадцам-креолам, барбадосцам, ижорцам, немцам поволжья, уйгурам Внутренней Монголии, алеутам Аляски, чулымским тюркам и многим другим народам.

Античные мыслители не отставали и тоже создали систему идей и образов, которая на многие века вперед определила развитие европейских представлений.

Философ-пифагорец Архит Тарентский осуждал и категорически отвергал все любовные удовольствия называя их:

«Самым губительным бичом, который природа могла дать людям».

Философ-стоик Сенека рассуждал о любви, как о несовершенной форме дружбы. По его словам:

«Дружба приносит только пользу, а любовь иногда и вред. Страсть к любовным наслаждениям порождает преступления, она приводит к кровосмешению и даже к измене родине. Любовная страсть убивает в человеке ум, поэтому нигде так не необходимы воздержание и умеренность, как в любви».

Философ-материалист Лукреций Кар справедливо считал что:

«Любовь это обман, природа создает иллюзии, стремясь к которым человек приходит в ярость и слепое неистовство. Любовь низменна не только в физиологическом, но и в нравственном смысле, из-за нее юноши растрачивают состояния, накопленные их отцами, проводят время в праздности. Венера делает людей слепыми, они теряют способность замечать недостатки своих возлюбленных. Если женщина величиной с карлика, ее назовут грациозной, если она заика, то скажут, что она «мило щебечет», если она дылда огромного роста, ее назовут величавою, а если болтлива, то считается, что она «огонь настоящий», худую назовут «козочкой», а грудастую — «Церерой, кормящей Вакха» и т.д.»

Врач и писатель Клавдий подметил сходство полового акта с эпилепсией:

«… оба они производят жестокие конвульсии, спазмы, испарину, закатывание глаз».

Философ и оратор Цицерон рассуждал:

«Старость лишена плотских удовольствий, и это — не порок, а дар этого возраста, так как он уносит то, что в молодости наиболее порочно»

Подобные спорные утверждения (в отличие от бесспорных, типа неизбежности прихода Машиаха) всегда ставились евреями под сомнение.

Да и современная медицина рекомендует: время от времени, измерив давление, держа наготове нитроглицерин, протереть испарину на лысине, и закатив глаза — забиться в жестких конвульсиях со спазмами…

Сократ, возлагал на любовь большие надежды:

«… она связует и соединяет все части, вещи мира в единое бытие и жизнь, которые бы иначе распались»,

но в то же время был очень недоволен её результатами:

«наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством, не уважает стариков. Наши дети стали тиранами; они не встают, если в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям».

Создается впечатление, что Эрос услышал великого философа: 20-летним исследованием установлено, что последние десятилетия у мужчин на Западе резко упали уровень тестостерона и число сперматозоидов.

В Америке, показатель численности сперматозоидов в анализах спермы ежегодно снижается на 1,5 миллиона на мл. в год

В Европе ситуация ещё хуже, там снижение показателя численности сперматозоидов составляет 3 миллиона на мл.

Печальная статистика, одна надежда на Талмуд в котором сказано:

«Благословение является нам не в том, что явно, посчитано и измерено, а в том, что сокрыто от глаз».

И нет оснований грустить, объявление в одесской газете:

«Если Вам скучно и одиноко, шикарная еврейская женщина с четырьмя детьми-таки и сделает Вам весело!»

Во все времена люди как-то пытались соотнести понятие «любовь» с системой собственных философско-нравственных и прочих ценностей.

Считается, что любовь дело иррациональное, прибыли не приносит, от неё наоборот — одни убытки.

В прошлом году, в Москве, проходя мимо одного из тысяч раплодившихся по городу медицинских забегаловок, прочитал любопытную информацию о предоставляемых ею, совсем даже недешевых услугах:

«Медицинский центр «Эрос»

Интимная пластика и омоложение. Эстетическая коррекция врожденных и приобретенных деформаций. Увеличение чувствительности точки G.

Спирали, аборты, восстановление девственности — в любой последовательности.

При двух процедурах, третья –50% и бесплатный анализ на беременность.

Внимание — акция: приведи подругу и получи 30% скидку».

Не имея медицинского образования, трудно понять логику последовательности процедур предполагающую 50% скидку и бесплатный анализ.

Вызывает недоумение: если сначала аборт, потом спираль и затем восстановление девственности, то возникает законный вопрос — а как эта железяка туда попала?

(продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email
Share

Леонид Лазарь: Игры олимпийские: 3 комментария

  1. Рафаил Кулебякин

    Лето Толстой с семьей провел таки в своем самарском имении и над романом действительно не работал, о чем он говорит в сходных выражениях в письмах от 25 августа к Страхову и Фету.
    Первому он писал: «Я не брал в руки пера два месяца и очень доволен своим летом. Берусь теперь за скучную, пошлую «Анну Каренину»…
    В письме к Фету читаем: «Я два месяца не пачкал рук чернилами и сердца мыслями, теперь же берусь за скучную, пошлую «Каренину» с одним желанием — поскорее опростать себе место — досуг для других занятий, но только не педагогических, которые люблю, но хочу бросить. Они слишком много берут времени».
    В начале октября в письме к Фету Толстой писал: «Тот Толстой, который пишет романы, еще не приезжал, и я его ожидаю не с особенным нетерпением»
    … Не особенное нетерпение Толстого понятно. Он собрался в Грецию, где уже давно падают листья, в которые заворачивают судаков перед тем, как за печь их запрятать, где они зимуют до ближайших Олимпийских игр.
    Если их не отменят из-за очередного Афганистана.

  2. Soplemennik

    Леонид Лазарь — редкое (жаль!) наказание,
    ниспосланное нам греками (и евреями тоже!) за чревоугодие!
    Ляжешь не жрамши — встанешь не спамши!
    Вперёд, в атаку на холодильник!
    Остальное потом.

  3. Inna Belenkaya

    Ну, Леонид, насмешили. Давно так не хохотала. И как вам это удается?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.