Родители плакали, но решили, что нужно её утопить в речке, которая недалеко была. Как только мама взяла её, чтобы бросить в воду, она так посмотрела на неё, заплакала и говорит: «Мамочка, я хочу жить, я больше не буду плакать».
Генрих Рутман
Вместо Героя — звание Праведник
Кто спасет одну жизнь, согласно Торе, спасает целый мир.
(Мишна, Сангедрин, 4:5).
Документальный рассказ о спасении белорусскими партизанами группы евреев — ещё одна неизвестная страница из истории Холокоста в Беларуси.
Эти заметки о документальной книге историка Инны Герасимовой «Марш жизни…» пишутся в дни Пурима 2017 года. В печати, если будут опубликованы, появятся позднее, но всё равно, история еще одного, малоизвестного спасения партизанами большой группы евреев, случившаяся в августе-сентябре 1942 года в Беларуси, послужит ещё одним подтверждением главного чуда этого праздника — победы Добра над Злом.
Хочу только сразу предупредить. Есть книги, написанные для детей, есть для среднего возраста, для пожилых… Эта книга — для всех…
Введение. История поиска
О том, что в 1942 году белорусские партизаны спасли группу евреев — стариков и детей — было известно… Упоминалось и имя непосредственного руководителя этого спасения — Николая Киселёва. О нём рассказывали оставшиеся в живых спасённые им участники, живущие в Израиле, Америке… Об этом, в частности, упоминается в книге «Черная книга с красными страницами» (рус. 1996, англ. “Black Book with Red Pages”, 2005 г., стр. 247, авт. Давид Мельцер и Владир Левин) и др. Но это были единичные факты-эпизоды, которые не раскрывали полную картину совершённого подвига, отсутствовала и характеристика человека, совершившего его… Этот пробел, очень важный с исторической и нравственной точек зрения, восстановила Инна Герасимова, создавшая в Минске по собственной инициативе «Музей истории и культуры евреев Беларуси» и многие годы руководившая им.
Всё началось с того, что однажды во время поиска документов о положении евреев в оккупированной Беларуси и отношении к ним местного населения и партизан, И.Герасимова увидела в одном из дел ((Ф.4, оп.33А д.115, стр.166–168), хранившемся в Национальном историческом архиве Беларуси (НАРБ) письмо политрука Николая Яковлевича Киселёва, отправленное в 1944 году Первому секретарю ЦК КП(б) Беларуси Пантелеймону Пономаренко, в котором он рассказывает об участии в партизанской борьбе на территории республики и о том, как он в 1942 году провёл через линию фронта группу евреев из местечек (деревень) Долгиново, Илья, Княжицы Вилейского района Минской области.
В это же время письмо видел и профессор Аркадий Лейзеров. Его содержание он изложил в статье «Эпизод из истории Холокоста в Беларуси», опубликованной в сборнике научных работ «Евреи Беларуси. История и культура» (вып. 3–4, Минск, 1998 г., стр. 232).
Заслуга И. Герасимовой в том, что на примере этого случая она увидела возможность приоткрыть ещё одну страницу истории белорусских евреев, о судьбе которых в годы немецкой оккупации не принято было писать и говорить многие десятилетия. Работа затянулась на годы… Для восстановления подлинной картины случившегося пришлось провести огромный поиск и анализ документов в архивах Беларуси и Москвы, разыскать оставшихся участников, сравнить их воспоминания с имевшимися документами и показаниями руководителей похода Н.Киселёва и Н.Рогова… Нужно было убедиться в том, что выведенная ими группа была единственной, и еще раз уточнить число спасённых партизанами евреев… Дело в том, что И.Тимчук (инициатор похода — Г.Р.) в мемуарах, написанных после войны, называл число спасённых таким образом от 1500 до 2000, а израильский историк Ицхак Арад (директор музея Яд ва-Шем в 1972–1983 гг.), ссылаясь на тель-авивскую газету «Авар» (январь, 1943 г.) привел цифру 1500. (Скорее всего, они в это число включали евреев, спасенных действовавшими на территории республики семейными партизанскими отрядами братьев Бельских, Ш.Зорина и др. — Г.Р.)
Следует отметить ещё одну сложность, с которой автор книги встретилась во время работы… Она состояла в том, что «не все, а лишь часть из числа выживших согласились вспоминать те страшные события и рассказывать о них. Отказавшихся можно понять — невозможно на склоне лет вновь вспоминать весь тот ужас, который пришлось пережить в годы войны. Часть этих документальных свидетельств бывших жителей деревень Долгиново, Илии, Плещениц записаны автором при личных встречах, часть — взяты из «Книг Памяти», изданных в Израиле в 1960–1980-х гг., и впервые переведены на русский язык». (Здесь и далее цитаты из книги выделены курсивом. —Г.Р.)
И только полностью убедившись в том, что группа Н.Киселёва была единственной в истории партизанского движения Беларуси, Инна Герасимова смогла завершить свой многолетний труд, результатом которого и явилась документальная книга «Марш жизни».
Примечательно, что одновременно с работой над книгой ей вместе с одним из участников этого похода Шимоном Хевлиным (США) удалось представить доказательства и добиться присвоения в 2005 году Николаю Киселёву, в знак признания личного вклада в спасение белорусских евреев, звания «Праведник Народов Мира».
История спасения. Нацисты, евреи, местное население, партизаны
Столица Беларуси Минск была захвачена немецкими войсками через четыре дня после нападения Германии на Советский Союз. А еще менее через два месяца полностью была оккупирована и вся республика. Такая скорость не позволила организовать массовую эвакуацию, и большая часть населения, среди которого в своём большинстве преобладало еврейское, оказалось на захваченной территории. При этом, если взять близкие к границе районы, то в них вместо эвакуации имело место стихийное бегство, оканчивавшееся для многих возвращением по дорогам, перекрытым немецкими войсками. Сказалось также и замалчивание информации об отношении нацистов к евреям в Европе — многие семьи остались, так как не могли поверить, что «цивилизованная нация» так будет относиться к евреям.
Были случаи, как вспоминал Гендель Каган из Долгинова, что когда немецкие солдаты говорил «Бегите, Гитлер вас всех убьёт…», то в это не верили…
Собственно, и бежать-то не было возможности, так как оставались, в основном, старики и женщины с маленькими детьми…
В Центральном справочном бюро в Бугуруслане хранятся сведения о 222 тысячах эвакуировавшихся евреев, прибывших из Белоруссии в октябре-ноябре 1941 года (8,9%). К этому следует добавить некоторое число неучтённых евреев, но в общем процент эвакуированных если и увеличится, то незначительно…Таким образом, большинство белорусских евреев стали жертвами Холокоста.
С первых дней оккупации Беларуси нацисты приступили к выполнению плана «окончательного решения» еврейского вопроса, создавая районы принудительной концентрации и уничтожения евреев — гетто, жители которых лишались всех прав, были обязаны носить отличительные знаки — желтые шестиугольные латы… В это время антисемитизм, «дремавший» среди местного населения, быстро «всплыл»… Это еще более усугубило положение евреев…
В это время, антисемитизм, «дремавший» среди местного населения, быстро «всплыл»… Это еще более усугубило положение евреев. … Из более чем 500 гетто на территории Беларуси к октябрю 1943 года оставалось одно — Минское, которое в последних числах месяца прекратило существование. Бежать из гетто, практически, было некуда…
Из книги. «Большая часть местного населения относилась безучастно и равнодушно к судьбе евреев. Они не помогали оккупантам в их поиске и уничтожении, но и не старались хотя бы каким-то образом облегчить их участь. Страдания евреев рассматривалось большинством населения, как часть бед, принесенных войной всем жителям, то есть «всем сейчас трудно, голодно и страшно».
Партизанские отряды, малочисленные в 1941–1942 гг. и состоявшие, в основном, из попавших в окружение офицеров и солдат Красной Армии, а также специальные диверсионные группы, направляемые из Москвы, не могли, да и не хотели принимать бежавших из гетто евреев. . В то же время система материальных поощрений, введённая немцами, делала любую встречу евреев с теми, кто мог бы дать им пищу и кров, смертельно опасной… И бывало, что вырвавшиеся из гетто, побродив по лесу и не найдя тех, кто согласился бы их приютить и спасти, евреи вынуждены были возвращаться обратно на верную гибель… В этих обстоятельствах судьба обречённых на гибель евреев района Долгиново, о которых рассказывает книга, не отличается от судеб жителей других районов. Отличие состоит в уникальности их спасения партизанами, руководители которых оказались подлинными интернационалистами. Этому способствовала и благоприятная обстановка, сложившаяся для выхода с оккупированной территории через линию фронта.
Витебские (Суражские) ворота
В 1942 году, после разгрома сил вермахта под Москвой и наступления Красной Армии на советско-германском фронте между небольшими русскими городками Велиж в Смоленской и Усвяты в Калининской (ныне Тверской) областях образовался 40-километровый коридор, названный «Витебские (Суражские) ворота». Просуществовав с 10 февраля по 28 сентября 1942 года, он сыграл важную роль в росте партизанского движения в Беларуси. Окружённые лесами районные центры (Велиж и Усвяты — Г.Р.), вдали от железных дорог, как отмечал начальник Белорусского штаба партизанского движения П.З. Калинин, «…длительное время служили как бы пограничными столбами, сыгравшими немаловажную роль в формировании партизанского движения в Беларуси в 1942 г.».
Иван Тимчук, Николай Киселёв, Николай Рогов
.Летом 1942 года в районе белорусского села Долгиново действовал партизанский отряд «Мстители» бригады «Народные Мстители», комиссаром которого был Иван Тимчук. В этом же районе в лесах прятались, спасаясь от нацистов, старики и женщины с детьми разного возраста — от грудных до двенадцатилетних. Принять их в действовавший отряд возможности не было. Зная об этом и о существовании «Суражских ворот», Иван Тимчук предложил воспользоваться этим коридором для вывода евреев через линию фронта в тыл. Выполнение этого ответственного задания поручили группе из 13 партизан под руководством Николая Киселёва, к ней в походе присоединялись и другие, в том числе и евреи. Комиссаром — обязательная должность любого отряда тех лет — был назначен Николай Иванович Рогов.
Из письма Н.Рогова П.Пономаренко.
«25 августа 42 года я и Киселев были вызваны на военный совет отрядов «Дяди Васи» (дядя Вася — Василий Воронянский — один из известных партизанских командиров ), и они нам сказали, что по заданию ЦК ВКП(б) Белоруссии они нас направляют вести это население через линию фронта с тыла врага на нашу территорию. Назначенный день выхода 26 августа в 18.00… Но 26 августа мы выйти не смогли, так как нас с 25 на 26 августа кругом окружили каратели, и мы вынуждены были от них отбиваться и выходить группами из окружения ночью в другое, назначенное нами место, и с места вышли только лишь 30 августа 1942 года. В составе нашей группы были все старики до 80-90 лет, женщины и 25 человек детей, начиная от грудного ребенка и до 12 лет. Вышли с Плещеницкого района Минской области с количеством населения 218 человек.»
Здесь, справедливости ради, нужно отметить, что Н.Киселёв не сразу согласился возглавить отряд с евреями, а только после обещания быть представленным к званию Героя Советского Союза. Это звание, несмотря на его многократные впоследствии попытки добиться справедливости, присвоено не было. Объясняли же это тем, что самолет, летевший в Москву с документами на присвоение званий Героев Киселёву и еще одиннадцати командирам партизанских бригад, среди которых были известные Давид Кеймах и Василий Воронянский, 13 сентября 1942 года был сбит. Были ли там документы в действительности — неизвестно. (Да и нужно было быть очень наивным человеком, чтобы думать о том, что за спасение евреев это звание может быть присвоено!)
Марш жизни
Из книги:
«После получения приказа Киселев собрал евреев и рассказал им о предстоящем переходе. Он не скрывал всех трудностей, которые будут на пути. Все понимали это, так как в группе были более 30 детей в возрасте от 2 до 12 лет, женщины и старики. Партизаны предупреждали евреев, чтобы они старались не говорить в деревнях, куда они заходили в поисках продуктов, о предстоящем уходе из леса… Приближалась осень, и комиссару «Мстителя» было понятно, что необходимо как можно скорее организовать переход. Киселев очень расcчитывал на помощь в работе по сбору евреев на партизана своего отряда Иосифа Кремера, который до прихода в отряд был руководителем семейного лагеря долгиновских евреев.»
Поход отряда к линии фронта продолжался около трех месяцев. За это время его участникам пришлось, преодолевая неимоверные трудности (голод, холод, усталость), пройти более 800–1000 км, передвигаясь, главным образом, по ночам в обход сёл с немецкими гарнизонами и полицейскими постами.
«Невозможно описать все тяготы и ужасы, которые пришлось пережить евреям в пути. Люди заболевали, а отряд должен был, не останавливаясь, продолжать путь. И шли больными, голодными, часто уже без сил, но шли, шли и шли…» Карту этого маршрута, проделав для этого весьма трудоемкую и кропотливую работу, И.Герасимова восстановила до мельчайших подробностей, ведь столько лет прошло с тех пор.
Обо всем том, что пришлось пережить и испытать участникам во время похода, невозможно рассказать. Здесь — только один из эпизодов, описанных в книге. Привожу его с небольшими сокращениями.
Вспоминает Ш.Хевлин:
«Расскажу какой человек этот Киселёв был. Для нас он стал самым близким и дорогим. Навсегда запомнил такой случай. Среди нас была семья Кремер — муж с женой и маленькой дочкой… Девочка (Берта — Г.Р.) эта, ей было 2–3,5 года, и она создавала нам постоянно большие проблемы, так как была голодная и все время плакала. Когда это вечером или ночью во время похода, это не так чувствуешь, но днём, когда все лежим и боимся шевельнуться, чтобы немцы, полицаи или крестьяне не увидели нас, а ребенок плачет, то это как целый оркестр в лесу. А люди не хотели погибать из-за неё и поэтому пришли к родителям и сказали, чтобы они сами решили, что с ней делать. А делать можно было только одно — убить её. Родители плакали, но решили, что нужно её утопить в речке, которая недалеко была. Как только мама взяла её, чтобы бросить в воду, она так посмотрела на неё, заплакала и говорит: «Мамочка, я хочу жить, я больше не буду плакать». Все вокруг люди стоят и плачут, мать не может ничего сделать. И в это время Киселев подошел и спросил: в чем дело? Все молчали, но он сам всё понял и сказал: «Дайте мне её». Я помню, как сегодня, как он её носил на руках. Она ни одного слова не говорила и не плакала. Такой маленький ребенок, но все понимал. Киселев постоянно держал в кармане кусок хлеба для этой девочки, носил её и кормил. Он забрал её от родителей и с ней шел, потому что боялся, что кто-нибудь её убьёт. Конечно, мы были уже как звери — не люди. Нужно представить, сколько мы все пережили, только появилась надежда на спасение, а из-за ребенка все могли погибнуть».
Ещё из книги:
«Со мной (С.Хевлиным — Г.Р.) тоже была история. Я заболел желудком, и у меня был сильный понос, до крови, и не было сил даже идти. Я помню, что моя сестра, мой отец и другие родственники меня буквально несли на руках, тянули и, конечно, тоже задерживали отряд, всю нашу группу. Я уже был как неживой, но все слышал, как все сидят и решают, кто меня застрелит. Мама подошла и говорит: «Я это всё понимаю, я не обижаюсь на вас, и я не хочу, чтобы он задержал отряд». Я лежал на земле, и она так бросилась на меня и кричит: «Убивайте меня вместе с ним», и конечно, никто не мог стрелять и в маму, и в меня. Постепенно я выздоровел. Невозможно рассказать, как мы ходили и что происходило за эти три месяца».
Выше приведены отрывки из воспоминий Ш.Хевлина, оказывавшего И.Герасимовой постоянную поддержку и помощь в восстановлении истории похода и поиске его свидетелей и участников, среди которых израильтяне Виктор Дименштейн, Илья Родошкович, Эмма Мерсон (Дуберштейн). В ней использованы также ценные документы, переданные сыном Героя Советского Союза Ивана Матвеевича Тимчука — Борисом (Минск), дочками партизан: Файвла Соломянского — Орной Шуман (Израиль) и Абрама Александровича — Любовью Костюченко (Вилейка, Беларусь) и др.
Завершение похода. Заключение
Поход отряда Н.Киселёва по занятой врагом территории, партизанским зонам, проходивший, в основном, по ночам, закончился в октябре. Из участвовавших в нём партизан «за активные боевые действия против немецких оккупантов и выполнение задания командования по выводу из немецкого тыла 210 еврейских семей…» приказом от 14 января 1943 года №90-15, подписанном начальником Белорусского штаба партизанского движения П.Калининым, были материально поощрены восемь человек:
- Киселёв Николай Яковлевич — 800 рублей
- Рогов Николай Иванович — 800 рублей
- Банников Василий Павлович — 600 рублей
- Городищев Виктор Иванович — 600 рублей
- Ильин Афанасий Петрович — 400 рублей
- Арсютин Иван Андреевич — 400 рублей
- Блохин Иван Фомич — 400 рублей
- Кокшарев Семён Степанович — 400 рублей
Я сознательно привел фамилии тех партизан, которые были награждены… денежными премиями, и только впоследствии государственными наградами. Все они достойны присвоения звания Праведник Народов Мира. А разве не достоин его Иван Матвеевич Тимчук, ставший Героем Советского Союза?
Хочу только предупредить читателей, которых, хочется верить, будет немало: открывая книгу, не рассчитывайте на лёгкое чтение. Это не приключенческая повесть, а серьёзное документальное исследование, в котором каждый приведённый факт неоднократно проверен, требующее, на мой взгляд, предствления о том, что вынесли и пережили участники этого уникального похода… И — сопереживания. В нашей сложной и быстро изменяющейся жизни — качества необходимого. Особенно — молодым.
Уже новое дополнение к прежде прочитанному, а все равно волнует как в первый раз.
Великолепный документальный фильм о Киселеве:
https://www.youtube.com/watch?v=SwXIMgYplI8
«.. А делать можно было только одно — убить её. Родители плакали, но решили, что нужно её утопить в речке, которая недалеко была. Как только мама взяла её, чтобы бросить в воду, она так посмотрела на неё, заплакала и говорит: «Мамочка, я хочу жить, я больше не буду плакать». Все вокруг люди стоят и плачут, мать не может ничего сделать. И в это время Киселев подошел и спросил: в чем дело? Все молчали, но он сам всё понял и сказал: «Дайте мне её»….»
***************************************************************
Страшно! Человек всял на руки-нет на свою душу- чужую жизнь. Как-то так.
Еще один важный камень в стену Памяти. Спасибо.
…В это время, антисемитизм, «дремавший» среди местного населения, быстро «всплыл»… Это еще более усугубило положение евреев. … Из более чем 500 гетто на территории Беларуси к октябрю 1943 года оставалось одно — Минское, которое в последних числах месяца прекратило существование. Бежать из гетто, практически, было некуда…
======
Тем не менее, моя колега, Майя Ивановна Лозовская — одна из тех, кто был спасён. Её, завернув в одеяло, выбросила мама в придорожную канаву. Девочку подобрал местный житель Иван Лозовский — вот от него её отчество, фамилия и новая национальность. Помню как парочка наших антисемиток судачили о том, что «Майя Ивановна скрывает свою настоящую национальность».