©"Заметки по еврейской истории"
  август-сентябрь 2018 года

Ася Крамер: Центр. Улица. Река. Соборы

Loading

Почему они обосновались на “сырых улочках возле Кафедрального Собора”, который вообще-то начал строиться только в 1312 году (!), если знали, что именно там  находится самое опасное для них место? Почему “историки” всегда изображают еврейское пребывание в каждом конкретном городе в терминах уникальности, игнорируя общий “паттерн”?

Ася Крамер

Центр. Улица. Река. Соборы

Сама Грандиозность и скромный  сосед

Кельнский собор…  От одного взгляда на это грандиозное строение, поражающее каменным кружевом порталов, башен, арок, колонн, человека охватывает восторг.  Хранящиеся в Кафедральном соборе христианские реликвии делают его одной из главных опор католической веры. Он стоит на третьем месте в списке самых высоких соборов мира.

Эта информация точна и не вызывает никаких вопросов. Но вот другие сведения (не столько о нем, сколько вокруг него!) кажутся несколько противоречивыми. Особенно в сочетании с интересующей нас еврейской темой. По крайней мере, вопросы возникают… Но давайте по порядку.

В 1183 году кельнский архиепископ отвел евреям специальный участок земли в центре города. Участок был окружен стеной с воротами”.

Из текста получается, что до этого у евреев этого участка в центре не было. А кельнский архиепископ просто взял и отвел: давайте, мол, дадим евреям этот квартал в самом центре. Видите как удобно: Рейн здесь делает излучину. Подходит для гавани  — для нужд торговли очень удобно. И вот ведь как хорошо — уже стена с воротами есть!  Пусть нашей милостью эти люди чувствуют себя безопасно!

Если вы именно так поняли этот текст, то поддались на сознательную подтасовку. Небольшую, но существенную.

Начнем с того, что евреи во многих городах жили в самом центре, как правило на берегу реки. То есть если река была, евреи жили на берегу реки. Если реки не было — как-то обходились без нее.

Во вторых, через еврейский квартал всегда проходила главная дорога (этакий главный хайвэй), иногда это было пересечение двух главных дорог.

И еще одна удивительная общность: рядом очень часто располагался холм, на котором со временем, (не сразу, а через столетия!) вырастал прекрасный собор!

Так что вопрос, что раньше — яйцo или курица — остается открытым.

Но все это действительно странно.

Давайте тут для подбора не менее удивительных фактов перенесемся в испанскую Жирону. Ненадолго — туда и обратно.

В Жироне находится старинный еврейский квартал. Первое упоминание о поселении евреев в Испании датировано 9 веком. На самом деле они жили там раньше, пережили преследования вестготов, которые, приняв христианство, превратились в рьяных неофитов, жили при правлении мавров.  Тем не менее, история говорит “Согласно сохранившейся летописи, в 889-890 годах в Жирону прибыли первые еврейские семьи, которые обосновались в домах городского духовенства «на сырых улочках возле Кафедрального Собора». За время своего существования еврейский квартал Жирона приютил тысячи людей, которые составили независимую еврейскую общину.”

Я кручу этот текст и так, и этак, но понять его невозможно. Почему они поселились в домах городского духовенства и кто их туда пустил? Почему они обосновались на “сырых улочках возле Кафедрального Собора”, который вообще-то был начал строиться только в 1312 году (!), если знали, что именно там  находится самое опасное для них место? Почему “историки” всегда изображают еврейское пребывание в каждом конкретном городе в терминах уникальности, игнорируя общий “паттерн”?

Тут следует подчеркнуть, что еврейские кварталы нельзя путать с гетто. Проживание в отдельном квартале было желанием самих евреев. У такого отделения были причины, и мы все их хорошо знаем. Это были причины оборонительные и антиассимиляционные (хотя, конечно, в таких терминах и так прямо это не понималось. Скорее, рассуждали о борьбе с идолопоклонством).  Отдельные районы городов со временем  вошли в общую мировую традицию: возникли и со сих пор существуют China Town, Japan Town,  и т.д..

На каком-то периоде многие христианские правители и религиозные деятели, поддерживая тенденцию к обособлению, видели в этом функцию, во-первых, еврейской защиты, в-вторых, выгоды для себя. В те годы поддержка еврейского квартала была и признаком, и причиной процветания города.  Среди самых ранних свидетельств об образовании еврейских общин в Западной Европе (пусть на месте их вековой дислокации, но когда исторические свидетельства помогали решать проблемы сегодняшнего дня?!) следует в первую очередь упомянуть документ, известный под названием «Привилегия Рудигера».  В 1084 г. епископ Рудигер, властитель города Шпейер, опубликовал указ:

“Именем святой и неделимой Троицы. Я, Рудигер, прозываемый также Хойзман, епископ Шпейера, желая сделать город Шпейер великим, решил, что тысячекратно увеличу славу нашего города, если приглашу поселиться в нем и евреев.

Приглашенных сюда евреев я поселил отдельно от всех остальных жителей города и, чтобы они не стали легкой жертвой бесчинств толпы, окружил их поселение стеной. Место их поселения, которое я купил честным и законным путем – ибо этот холм купил я частично за деньги и частично путем обмена, а долину я получил в подарок по наследству, — передал им на условии, что будут они ежегодно платить три с половиной литры в деньгах города Шпейера на общие нужды братьев.

Я дал им разрешение и право заниматься обменом золота и серебра, а также покупать и продавать то, что им покажется нужным, как среди жителей их поселения, так и на территории, которая находится вне порта, до стоянки кораблей и в самом порту. Это разрешение распространяется [также] и на весь город.

А кроме того, я выделил им из церковных земель в вечное пользование место для кладбища.

И к этому добавил вот что: если приедет к ним погостить еврей из других мест, то он не должен платить налогов.

И будет глава еврейской синагоги как правитель города: он обязан решить каждый спор и каждую тяжбу, которые возникнут между ними или с ними. Однако, если он не сможет вершить суд, то дело будет передано епископу города или его придворному.

Ночная охрана, защита и укрепление [стены] возлагаются на них только в пределах их поселения, и в охране могут участвовать слуги.

Им разрешается нанимать кормилиц и наемных работников из нашей среды.

Им разрешается продавать мясо животных, зарезанных не по правилам их религии, и христианам разрешается это мясо покупать.

В итоге, дабы выказать им мою милость, я дал им законы, лучше которых для евреев не было еще ни в одном тевтонском городе.

А для того, чтобы не появился кто-нибудь после меня, кто попытался бы посягнуть на эти права и льготы или наложить на них тяжелые налоги, утверждая, что они сами присвоили себе эти льготы, а не получили их из рук епископа, я записал все указанные льготы и оставил этот документ у подходящего для них свидетеля. И для того, чтобы все это было известно и в грядущие дни, я подписал этот документ собственноручно и запечатал его кольцом-печаткой, как можно видеть внизу, и исполнил [этот рукописный документ]. Выдано тринадцатого сентября 1084 года, в двенадцатый год моего правления этой страной, когда было мне присвоено звание епископа».

…Вот еще одно доказательство, что привилегии, дарованные евреям, не стоят и бумаги, на которой они написаны. В долгосрочной, если говорить, перспективе. Но на какое-то время «Привилегия Рудигера» стала моделью для установления статуса евреев во всей Западной Европе.  В 1090 г. император Генрих IV (Германский король, не путать с более поздним Генрихом IV, французским) дал сходную, но более подробную привилегию евреям Вормса. В ней он узаконил финансовую независимость евреев, право присягать в своих религиозных судах и освобождение от христианской присяги государю, которую обязаны были приносить все остальные подданные.

Как ни странно, но такие узаконенные привилегии принесли евреям много беды. Ведь одновременно с этими, как считалось, «поблажками», Европа пыталась идентифицировать себя как христианскую сущность. И как ни крути, а ничего лучшего чем, определить себя как «неевреи», она не могла.  В обществе, раздираемом противоречиями, причиной всех возникших трудностей стали считать иудеев. Например, укрепилось местное купечество, общественный статус которых соответствовал статусу евреев, и напряжение необычайно усилилось. Конкуренция усиливала слухи о «поблажках». Особенное влияние оказало превращение евреев в подданных короля (“рабов казны”), что сразу же выделило их из общей среды горожан. Евреев то приписывали королю (что было лучше), то отдавали городу (что, как правило, усиливало притеснения). Евреи, как “рабы казны” (кошельки короля!), пользовались защитой короля, но взамен они лишались права носить оружие. Это требование было в достаточной мере унизительным, создавало барьер между ними и свободными людьми.  Ну и недовольство королевской властью изливалось на якобы подопечных этой власти, то есть опять таки на евреев.

Самая старая община

Но раз мы уже начали о Кельне — то давайте о Кельне.

Официальная история Кёльна начинается в 38 г. до н. э. с момента основания селения Оппидум Убиорум, которое в 50 году получает статус колонии и новое название: Colonia Claudia Ara Agrippinensium (лат. Колония Клавдия и алтарь Агриппинцев). Само название Кельн произошло от слова Колония (Colonia).

Подтверждено, что еврейская община Кельна — самая старая в Европе, в той ее части, что севернее Альп. Она существовала еще во времена римского императора Константина Великого, который правил с 272 по 337 годы. И тут уже с финикийцами их не спутаешь, потому что, как подчеркивают источники, финикийцы очень редко поднимались севернее 40 параллели. Финикийцы хозяйничали в Средиземноморье, и было это много раньше.

То есть еврейская община Кельна не только существовала при начале строительства Кельнского собора (в 1248 году заложен первый камень), но вполне возможно, что она существовала и при строительстве римского храма Меркурия!  Этот храм стоял на этом самом холме и на этом самом месте!  По крайней мере, совершенно точно, что евреи поселились в Кельне задолго до того, как христианство стало господствующей религией Римской империи. Первые официальные документы о евреях Кельна — это декреты того же Константина от 321 и 331 годов, облагавшие их тяжелыми податями.  А до податей тоже какая-никакая жизнь была, не так ли?

Средневековая карта

Расположение еврейского квартала хорошо известно по средневековым документам, хранившимся в городском архиве. Сейчас  в бывшем Еврейском квартале находится городская Ратуша Кельна (Kölner Rathaus) — что может быть «центральнее»! Правда, осторожные википедии пишут: “В 1349 году в близлежащем еврейском квартале состоялись погромы, которые частично задели и разрушили здание ратуши”.  То есть не на этом самом месте, а неподалеку! В историю также вошел некий Ансельм фон Оснабрюк. Все источники о ратуше информируют, что именно у этого добропорядочного бюргера в 1330 году городские власти спрашивали разрешение на примыкание строящейся ратуши к его дому. Наверное, это сообщение (с национальным подтекстом) посчитали очень важным. Кельнский собор от Rathausplatz  находится в 300 метрах, а рядом с еврейским кварталом расположена церковь  святого Лаврентия.

Та же бесстрастная Википедия сообщает, что ”В 1349 году во время погрома практически все еврейские жители  погибли, а в 1424 году евреи были «навечно изгнаны» из города и вплоть до XVIII века не имели права селиться здесь без особого разрешения”…

Артефакты и автограф

В Кельне в ходе археологических раскопок в центре города были найдены более 700 фрагментов древней синагоги, позволивших специалистам восстановить биму (возвышение в синагоге, с которого произносят проповеди, читают Тору, трубят в шофар) .

(Картинка бимы из блога  в “7и искусствах ”Игоря Файвушевича).

Так вот об этой биме говорится: «Она была создана в конце XIII века рабочими из Франции, приглашенными на строительство знаменитого Кельнского собора».

Можно ли доверять этой реплике? Можно. Ведь, как уже было сказано было обнаружено около множество фрагментов здания и убранства (можно было бы сказать «артефактов» но по отношению к синагогам это слово почему-то не применяется), благодаря которым специалистам удалось реконструировать биму. Даже фрагмент с выцарапанным на древесине автографом сохранился! Некий Самуэль бар Зелиг нацарапал на ней свое имя.  В Средние века и в более позднюю эпоху в синагогах часто размещались хедеры и иешивы. Очевидно, один из учеников по имени Самуэль оставил память о себе — типа «Киса и Ося были тут»! И, действительно, паренек вошел в историю! Евреев после 1349 года не осталось, а надпись сохранилась!

Все эти артефакты, — пишут оптимистически настроенные издания, — скоро смогут увидеть посетители Кельнского еврейского музея, обещающего стать самым интересным среди подобных учреждений в Европе. Позже постановили ограничиться только археологической зоной с элементами экспозиции, которая «будет рассказывать двухтысячелетнюю историю еврейства в Кельне». Как сейчас обстоят дела, не знаю.

Я это здесь помещаю не ради музея и прочих памятных мест. Никому не нужна эта память «из-под палки».  Я привожу эту фразу ради слов «двухтысячелетняя история еврейства в Кельне».

Но как все-таки прикажете понимать? Насчет рабочих? Можно ли это толковать так, что существовал некий общий, если так можно выразиться, генеральный подрядчик?  Некий средневековый условный «Ротенберг»? Он начинал или вел огромный строительный подряд под названием «Кельнский собор» и не забыл маленький проект «на стороне» — еврейскую синагогу? Так, что ли?  Или евреи просто наняли рабочих «в свободное от основной деятельности время?»   «Предпринимательская деятельность на условиях подряда»? Мы можем шутить сколько угодно, но ясно одно:  когда начиналось строительство великого сооружения, еврейский квартал на берегу Рейна уже существовал!

А вот для сравнения информация на ту же тему, но уже из города Франкфурта. Обратите внимание: центр, река, собор. И — как под копирку — соседство с собором оборачивается бедой.

«Жилища евреев во Франкфурте несколько отличались от тех, что были в Кельне или Шпейере, — читаем мы в книге «Евреи и христиане: полемика и взаимодействие культур». —  Многие из них жили между главным мостом через реку Майн и собором, однако еврейского квартала как такового не было, евреи жили и на других улицах Франкфурта. У них было имущество (дома, сады и поля) во всех частях города. Тем не менее, «вину евреев» четко сформулировал Папа Пий II.  Он писал в 1462 г., что ему стало известно о том, что евреи во Франкфурте уже давно живут рядом с собором, «Поэтому они могут в любое время видеть христианские обряды и слышать небесную службу, которая каждый день совершается в этой церкви, что приводит к унижению и позору христианской религии и литургии, и служит разрушительным примером для верующих в Христа».

Городской совет пытался найти выход из проблемы, например, заделать наглухо окна в синагоге, но в конце концов евреев выселили.

Еврейские кварталы по странам и их названиям

В отзывах к своей статье «Неприличная история» я уже публиковала этот поражающий воображение список. Помещу этот перечень и тут — без всяких комментариев. Добавлю только: а от скольких кварталов не осталось даже названия!

Европа

  • Австрия
  • Вена — Леопольдштадт
  • Бельгия
  • Антверпен — Joods Antwerpen
  • Великобритания
  • Лондон — Old Jewry
  • Уинчестер — Jewry Street
  • Венгрия
  • Будапешт — Ержебетварош
  • Германия
  • Франкфурт-на-Майне — Frankfurter Judengasse
  • Шпайер — Еврейская община Шпайера
  • Лейпциг — улица Брюль
  • Вормс — Еврейская община Вормса
  • Греция
  • Родос — La Juderia
  • Испания
  • Авила — Judería
  • Барселона — Judería
  • Бесалу — Judería
  • Касерес— Judería
  • Калаорра — Judería
  • Кордова — Judería
  • Эстелла Лизарро — Judería
  • Жирона — Call Jueu de Girona
  • Эрвас — Judería
  • Хаэн — Judería
  • Леон — Judería
  • Монфорте-де-Лемос — Judería
  • Овьедо — Judería
  • Пальма-де-Майорка — Judería
  • Пласенсия — Judería
  • Рибадавиа — Judería
  • Сеговия — Aljama
  • Севилья — Judería
  • Тарасона — Aljama
  • Толедо — Aljama
  • Тортоса — Judería
  • Тудела — Judería
  • Вальядолид — Aljama
  • Италия
  • Венеция — Венецианское гетто
  • Катания — Judeca Suprana, Judeca Suttana и Piano di Giacobbe
  • Энна — Iudeca (Giudecca)
  • Мессина — Tirone и Paraporto
  • Неаполь — Giudecca
  • Падуя — Падуанское гетто
  • Палермо — Meschita и Guzzetta
  • Калабрия — La Judeca (Giudecca)
  • Рим — Римское гетто
  • Сиракузы — La Jureca (Giudecca)
  • Нидерланды
  • Амстердам — Jodenbreestraat и Buitenveldert
  • Польша
  • Варшава — Варшавское гетто
  • Краков — Казимеж
  • Люблин — Еврейский квартал (Люблин)
  • Португалия
  • Белмонти — Judiaria
  • Каштелу-ди-Види — Judiaria
  • Лиссабон — Alfama и Judiaria
  • Порту — Judiaria и Bairro de Monchique
  • Румыния
  • Бухарест — Văcăreşti/Dudeşti
  • Турция
  • Стамбул — Балат
  • Украина
  • Львов — Еврейский квартал (Львов)
  • Франция
  • Бордо — Saint-Seurin
  • Лион — La Juiverie de Fourvière и La Guillotière
  • Марсель — La Carrière-des-Juifs и Mont-Juif / Montjusieu
  • Париж — Pletzl в квартале Маре
  • Чехия
  • Прага — Йозефов

Африка

  • Египет
  • Каир — Harat Al-Yahud Al-Qara’In и Harat Al-Yahud
  • Марокко
  • Касабланка
  • Танжер
  • Тунис
  • Джерба (остров) — Эль-Гриба
  • Тунис (город)

Азия

  • Республика Южная Осетия/Грузия
  • Цхинвал — Еврейский квартал Цхинвала
  • Казахстан
  • Алма-Ата  — Биробиджан
  • Китай
  • Шанхай — Шанхайское гетто
  • Индия:
  • Калькутта, Гоа, Коччи, Махараштра, Манипур, Мумбай, Мизорам, Нью-Дели
  • Ливан
    Бейрут — Вади Абу Джамиль
    Малайзия
    Куала Лумпур
    Турция
    Стамбул (азиатская часть) — Кузгунджук
    Измир — Караташ

Америка

  • Аргентина
  • Буэнос Айрес — Бальванера
  • Бразилия
  • Сан-Паулу — Бон-Ретиру
  • Венесуэла
  • Каракас — San Bernardino, Los Chorros, Altamira, Los Caobos и Sebucán
  • Мексика
  • Поланко
  • США
  • Бруклин, Нью-Йорк — Боро-Парк

Казалось бы, здесь можно поставить точку. Но история живет по своим законам, она требует продолжения.

Возникновение готики и тамплиеры: есть ли связь?

Слово готика происходит от итал. gotico — непривычный, варварский (готы — варвары) Но к историческим готам этот стиль отношения не имеет. Название поначалу использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от «темного» Средневековья, которое, тем не менее, ознаменовалось таким величественным строительством! Готическое искусство было культовым по назначению и сугубо религиозным по тематике. (Одно это должно подсказать некоторую родословную!)

Вся готика возникла как в одночасье… Одни говорят, что ничто не предвещало такого всплеска архитектурного великолепия. Другие считают, что предвестники были, в частности, т. наз. ”паломнические церкви”. Самой грандиозной постройкой доготического периода была церковь аббатства Клюни в Бургундии. Высоту ее среднего нефа, 30 м, смогли превзойти только готические соборы. Но внешне, конечно, это был еще чисто романский стиль.

Но все-таки кто открыл новый стиль, новые технологии, смелые архитектурные решения? Тут уместно и просто необходимо вспомнить о тамплиерах.

Тамплиеры — самый известный и самый таинственный христианский орден. Их называли Храмовники.  Но полное официальное название ордена звучит так: «Бедные рыцари Христа и храма Соломона».

Орден был основан в 1119 году, спустя 20 лет после захвата Иерусалима крестоносцами. Основателями ордена были французский дворянин Гуго де Пейен и восемь других французских рыцарей.

Формально главной задачей ордена тамплиеров была “защита христианских паломников от нападения разбойников и сарацинов. А также организация безопасной доставки грузов от порта Яффа до города Иерусалима”. Так значилось в официальном уставе ордена. Но это на бумаге (или на чем это тогда было написано). А на самом деле — множество вопросов, на которые уже много веков нет ответа. Во-первых, какую-такую роль в защите паломников и безопасности  грузодоставки могут сыграть 9 человек? Ну допустим, они кого-то нанимали. Но как объединить официальную задачу тамплиеров с тем, что первые семь лет тамплиеры вообще не покидали единственного места:  Храмовую гору?

Конечно, это огромная и совершенно другая тема. Здесь она упоминается только в одной связи: вполне возможно, что тамплиеры отыскали и привезли в Европу какие-то реликвии и рукописи, содержавшие беспрецедентные знания. И совсем не случайно именно в связи с их находками вспоминают рождение нового архитектурного стиля — готического.

Известно, что одним из первых строений в готическом стиле считается Шартрский собор.  Так вот  наиболее глубокое влияние на проекты Шартрского и других первых соборов оказал Бернар Клервоский. Те, кто любят на досуге почитать о тамплиерах, хорошо знают это имя.

Святой Бернар участвовал в создании ордена тамплиеров, руководил разработкой устава ордена, пламенно поддерживал их миссию. И все, что тамплиеры привозили из Иерусалима, они отдавали ему.

Бернар Клервоский приобрёл колоссальный авторитет, диктовал свою волю папам и французскому королю. Это ему, Святому Бернару принадлежит формула, которой он ответил на собственный риторический вопрос «Что есть Бог?». Вот его ответ: «Длина, ширина, высота и глубина».

Как тут не поверить в идею о том, что «корни готики» нужно искать на древнем Востоке! Во всяком случае, сами тамплиеры (после своих иерусалимских времен) стали известны в средневековом мире в качестве непревзойдённых строителей и архитекторов.

О качестве тамплиеров как строителей свидетельствует замечательный памятник – крепость Атлит (Шато Пелерен, или Замок Паломника), построенная к югу от Хайфы в 1218 году при четырнадцатом Великом магистре ордена Вильгельме Шартрском и так никогда и не взятая противником. С.Н. Джонс, производивший в 1932 г. раскопки в Шато Пелерен, пришёл к выводу, что «архитекторы и каменщики тамплиеров далеко опередили обычных средневековых строителей и были исключительно хорошими мастерами даже по современным меркам».

Share

Ася Крамер: Центр. Улица. Река. Соборы: 30 комментариев

  1. Ася Крамер

    «Больше не буду» — вот это вы зря. Просто мне интересно что вы сами об этом всем думаете. Мне понравился ответ одного комментатора, который писал об огромном количестве евреев в мире, особенно в Европе: «Просто Всевышний выполнил свое обещание размножить евреев как песок морской, как звезды небесные, а мы и не заметили. Профукали!»
    А Кобринского я читала. И Павича. И Ренана.

  2. Ася Крамер

    Ответ Евгению.
    Я получила три ваш комментария, но не ответила сразу. Да и сейчас это затруднительно. Вы выбираете из книги Александра Кобринского цитаты и присылаете их мне без своего толкования и своего понимания. Но дело даже не в этом. Книг в сети много, и таких интересных, что волосы, что называется, дыбом. Тут самое важное понять связь времен. Опять мы упираемся все в ту же изворотливую хронологию. С одной стороны ясно, что чтобы оставить следы в названиях городов, рек и областей, все это действительно должно было иметь место на заре истории. С другой стороны, авторы (их целый список) то и дело с легкостью перескакивают с 4 тысячелетия до н.э. (!) ко времени Хазарского каганата, от Исхода до средневековой Европы, и т.д. Плюс и без того запутанную картину еще больше путают многочисленные толкователи и комментаторы исторических книг. Так например русский перевод \»Тринадцатого колена\» Кёстлера под \»научной\» редакцией А. Юрченко сильно напоминает соавторство последнего в книге. Достаточно сказать, что \»комментарии редактора\» составляют ровно 25 процентов от оригинального текста Кёстлера, а \»Список литературы к русскому изданию\» занимает 18 страниц, в то время как у Кёстлера в оригинале он на 6 страницах. Просто так такую огромную работу никто не делает. Значит, она нужна, в первую очередь, комментатору, или его заказчику. Редактор сказал сам в предисловии, что \»это связано с ключевыми пунктами теории Кёстлера, в частности, о культурном превосходстве хазар, принявших иудаизм, над язычниками огузами и мусульманами булгарами; и попыткой Кестлера продлить существование Хазарского государства до XIII века\» .   Само собой разумеется, что до 13 века хазар \»продлевать\» нельзя, иначе в официальной русской истории наступит кавардак.

    2.
    Про гидронимику в Германии. Кобринский пишет: “эти наименования не могли быть порождены иудеями, вынужденными уйти из Испании, после подписания их Католическим Величеством Фердинандом и Изабеллой известного эдикта”.
    А кто так считал? Это ноненс. Уже доказано, что евреи в районе того же Кельна — гораздо древнее. Зачем же опять терзать несчастную хронологию и вместе с ней читателей.

    3.Про Австрию, про Варшаву — все это интересно, но я не готова обсуждать. Могу только добавить, что и город Буда, тот что потом стал Будапешт) назывался Офен. Там тоже заправляли евреи, некий Самуил из Офена. От названия города, кстати, произошло русское слово офеня -торговец вразнос (и язык феня — тоже).
    Но российские лингвисты (тот же Зализняк) тут же предположили и внесли во все учебники, что правильно говорить не офеня, а афиня и это якобы были прибывшие из Афин греки!

    1. Eugene

      Извините, больше не буду. Просто думал как дополнение это интересно. Как говорится: » Евреи были, есть и будут есть»

  3. Елена Бандас

    Центр. Улица. Река. Соборы. Эти признаки определяют и еврейскую улицу Юденгассе, в Зальцбурге, на узкой полосе между левым берегом реки Зальцех и горами Мёнхсберг (горы монахов), в старом городе. Упоминания о двух еврейских местечках (Judendorf) на территории земли Зальцбург относятся к 11 и 12-му векам. В 13-м в. там существовали синагоги и назначались еврейские судьи (Фредди бен Натан “Еврейская улица”, 2015). Рядом с Юденгассе — Резиденцплац, центральная площадь старого города, где старая и новая резиденции епископа построены в 1619 и 1602 гг. Собор Св. Петра построен в 1143 г., в 1200 г. — Кафедральный собор. У подножия горы располагается Бенедиктинское аббатство Св. Петра, основанное миссионером Рупертом около 690 года – с чего и началось развитие города. Сохранилась просьба архиепископа Арно (789-921) прислать ему славянского или еврейского врача. В составе аббатства – катакомбы раннехристианского периода; они были прорублены в отвесной скале для захоронений монахов. Старейшая библиотека и Университет прославили аббатство. Там и теперь действует мужской монастырь.
    На улице Юденгассе некогда была синагога. Теперь, кроме названия, ничто не напоминает о еврейском присутствии в городе.
    Сама организация католического аббатства напоминает социальное устройство евреев Ханаана, где ещё в 12 в. до н. э. несколько поколений больших отцовских семей владели родовой землёй и местами захоронения. Бет-ав, Дом отца, — назывался такой надел. Еврейское ав, аба – превратилось со временем в латинское abbatis, затем итальянское abate. Итак, в плане социологии и лингвистики — католическое аббатство имеет еврейский исток. Имя основателя ордена Бенедикта (480 – 547, Италия) – это латинская калька древнего еврейского имени Барух, благословенный. “И взял я купчую, запечатанную и открытую. и отдал Баруху, сыну Нерия, и сказал: возьми эти записи и вложи их в глиняный сосуд, чтобы хранились многие годы” (Иермиягу, 32, 12-14). Фредди бен Натан в своём очерке показал, как наследники имён и традиций – христиане, отблагодарили евреев, и не только в Зальцбурге.

    1. Ася Крамер

      Лена, спасибо за интересный отзыв, который подчеркивает общий «паттерн», а также немомненное наличие какой-то европейской «родовой травмы», «травмы замещения» как источнике антисемитизма, о чем мы с вами говорили раньше

    2. Eugene

      Еще раз приведу из А.М. Кобринского \»От каменного до железного\»

      В связи с обозначенным подходом к проблеме этнического происхождения немцев,
      следует отметить следующее место в работе Артура Кестлера «Тринадцатое колено»,
      (20, стр. 516–517): «Существует… …весьма любопытная легенда, относящаяся к
      австрийским евреям. О ней упоминается в средневековых христианских хрониках, историки вплоть до начала X V I I I века писали о ней как о реальном факте. Легенда сообщает, что
      в языческие времена австрийскими провинциями управляли иудейские князья. Австрийская хроника, составленная венским летописцем в годы правления Альберта I I I (1350–1395), содержит список не менее двадцати двух таких евреев правителей, которые передавали правление своим сыновьям. В списке названы не только их имена (в некоторых отчетливо просматривается их урало-алтайское происхождение), но также и годы правления, и
      место их захоронения, например: «Шеннан, правил 45 лет, похоронен в Стубенторе, в
      Вене; Зиппан, правил 43 года, похоронен в Тулне», и так далее. Среди имен – Лэптон,
      Маалон, Рэптон, Рейбон, Эфра, Самек. После этих правителей-евреев у власти стояли
      пять языческих князей, затем – христианские князья. Легенда повторяется, с некоторыми вариантами, в латинских хрониках Австрии Генрика Гундельфинга 1474 года и ряде других хроник, последняя принадлежит Ансельму Шраму (Flores Chronicorum Austriae, 1702), где
      автор ее также отнесся к легенде с полным доверием».

  4. Елена Бандас

    Ася, Вашу интересную работу можно дополнить ещё одним разделом. Память пребывания евреев в Европе хранят фамилии Севилья, Толедано, Франкфурт, Лондон, Гамбург, Варшавский, Слонимский, Волынский, Галицкий, Подольский, Гомельский, Слуцкий, Винницкий, Барский, Молдавский, Кишинёвский, Одессер,– и многие другие, по названиям городов и местечек, обжитых некогда евреями. В музее Ралли, в Кейсарии, установлен мраморный монумент в знак благодарности итальянцам за спасение древних общин в десятках городов Италии. Свидетельствуют и фамилии выходцев из восточных стран, навсегда покинутых евреями: Мицри, Сури, Багдади, Ширази, Альфаси…
    Следы потерянных колен израилевых обнаруживаются в Японии — не только в сходстве некоторых обычаев и лексики, но и в географических названиях. .
    Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски «О» означает «король») в сопровождении 3600 человек. Это были евреи, так как по-японски «юзу» означает «иудей». Гости обучили японцев ткацкому искусству. При следующем императоре – Юрнаку – в Японию прибыла новая группа «юзу»..Позже племя стали называть «Узумаса» («узу» – это измененное «юзу»). Теперь возле Киото есть деревня Узумаса и храм Узумаса-Дери (по-японски «Дери» – «Давид»).

  5. Ася Крамер

    Игорю Юдовичу и Борису Тененбауму.

    Было бы неплохо отзывы, имеющие отношение к теме статьи, ставить под ней. Иначе их легко пропустить, как я пропустила интересный отзыв Игоря.

    Борис Маркович долго крепился, но — “не вынесла душа поэта” и он написал свое традиционное: не то “бред”, не то “чушь”. Всем известно, что это хлесткое заключение не требует никаких разъяснений . Сказано в морг — значит в морг! Доктору виднее!

  6. Ася Крамер

    Не все так однозначно, как пишет Б.Тененбаум. Да, Мадрид — это не Толедо, который называли «вторым Иерусалимом. Но вот что пишет Еврейская энциклопедия:

    МАДРИ́Д, столица Испании. Город сложился вокруг мавританской крепости Маджирит. В 1083 г. Мадрид был отвоеван у арабов Кастилией. Немногочисленная еврейская община существовала с 11 в. или 12 в.; евреи также проживали в окрестных селах, одно из которых носило название Ал-луден (из арабского ал-яхудийин — евреи).

    В 13 в. община Мадрида достигла процветания; городское право (Fuero de Madrid) давало евреям те же права, что и прочим горожанам. Но с конца 13 в. городские и королевские власти и кортесы издали ряд антиеврейских постановлений. В 1293 г. евреи были удалены с государственных должностей; им было запрещено приобретать недвижимое имущество у христиан, а также продавать его им; в 1385 г. христиане были освобождены от уплаты евреям по долговым обязательствам, срок действия которых превышал 15 месяцев. Во время погромов 1391 г. большинство евреев было истреблено; лишь немногие приняли христианство.

    Перечитайте внимательно текст Елены Бандас. Она не пишет что скульптура в остроконечной шляпе — современник событий, она пишет, что она напоминает о них, о времени, когда в многочисленных аутодафе Мадрида сжигали марранов, вчерашних евреев. «Аутодафе на Пласа Майор в Мадриде» — работа Франсиско Риси. И произведение с подобным сюжетом уже существовало и до него.

  7. Ася Крамер

    Eugene
    10.09.2018 в 16:30
    Из Генриха Греца:
    Согласно одной хроникЬ евреи въ прирейнскихъ провинщяхъ являются по­ томками тЬхъ леионовъ, которые принимали участие въ разрушенш храма. Леионеры выбрали себ*Ь изъ числа еврейскихъ плйнныхъ красивыхъ жен- щннъ и повезли ихъ на свои квартиры на берегахъ Рейна и Майна и пользовались этими женщинами для удовлетворешя своихъ страстей. Рож- денныя отъ см1ипешя еврейской и германской крови д$тя ихъ были вое- питаны матерями въ 1удаизм$, потому что отцы не хотели ничего знать о нихъ. Эти люди были основателями еврейскихъ общинъ между Вормсойъ и Майнцомъ. Достоверно только то, что въ римской колоши, образовав­ шей впослЬдствш городъ Кельнъ, существовала еврейская община задолго до того, когда христианство окончательно восторжествовало при Констан­ тине. Представители общины и наиболее уважаемые ея члены получили отъ императоровъ ту иривиллепю, что они были освобождены отъ тягост- ныхъ городскихъ должностей. Первый христнсшй императоръ ограничилъ эту прпвиллепю, сохраипвъ ее только за двумя или тремя фамшиями. Точно также кёльнше евреи имели право собственнаго суда, которое они сохранили даже въ средше века. Истецъ не-еврей, хотя бы онъ былъ и духовнымъ лицомъ, долженъ былъ свой искъ противъ еврея предъявить у еврейскаго судьи.

    Eugene, спасибо за содержательную цитату. Обязательно постараюсь побольше почитать знаменитого еврейского историка Генриха Греца.
    Но вот мое мнение относительно этой версии. Во-первых, Грец сам пишет, что это изложено в какой-то одной, безымянной хронике. Во-вторых, она могла быть вызвана стремлением хоть как-то разъяснить наличие евреев во многих городах Европы. Ну а версия, что еврейские женщины, (жены римских легионеров!) в массовом (не индивидуальном!) порядке сохранили еврейство и возродили его через века , не выдерживает никакой критики. Просто глупость какая-то! Молодые (на старых не женились), неученые (учили, в основном, мальчиков), состоящие
    в странных, не располагающих к еврейству, браках — не реально! Эту “хронику” какой-то хухем написал!

    1. Eugene

      А.М. «От каменного века до железного» 2001
      Перечислим названия притоков:
      1. «Мозель» – [маззаль (mazzal) – 1. созвездие 2. знак зодиака 3. планета
      4. жребий, судьба, рок 5. счастье, удача.
      2. «Маас» – [маас (maas)] – деяние, дело, действие.
      3. «Ваал» – [баал (baal)] – 1. хозяин, владелец, господин 2. муж, супруг
      3. финикийский бог.
      4. «Саар» – [саар (saar)] – 1. буря, шторм 2. штурм.
      5. «Ар» – три возможных варианта:

      I. [йиор (ior)] – река, отчаяние, безнадежность;
      I I. [ор (or)] – 1, свет. 2. светило;
      I I I. [ур (ur)] – огонь, костер.

      6. «Хазе» – [хазе (haze)] – грудь.
      7. «Наэ» – [нае (nae)] – 1. красивый, прелестный 2. подходящий 3. хорошо.
      8. «Лан» – [лан (lan)] – заночую, ночую – от инфинитива – (лалун) –
      ночевать.

      Сразу же выскажем наше неавторитетное мнение по поводу еще одного
      наметившегося феномена.
      Во-первых, эти наименования не могли быть порождены иудеями,
      вынужденными уйти из Испании, после подписания их Католическим Величеством Фердинандом и Изабеллой известного эдикта. И даже если часть изгнанных
      обосновалась в низовьях Рейна, то при всех благоприятных условиях, вызывает
      сомнение возможность внедрения названия рек (гидронимов) на языке иврит
      отверженными отщепенцами в чуждой среде местного (коренного) населения.
      Во-вторых, не могло похожее иметь место и во времена диаспоромании –
      добровольного пребывания значительной части верующего населения вне
      Палестины, ибо даже при допущении возможности массового заселения иудеями
      в V I–V веках до н. э. низовьев Рейна, эти гипотетические переселенцы никак не
      могли бы назвать какой-либо приток Рейна Ваалом – именем финикийского
      языческого бога.
      Отсюда следует допустимость предположения, что этнос, давший названия
      притокам Рейна, поклонялся Ваалу и к таковому вполне могли бы быть отнесены
      племена, родственные народам Ханаана. Археологические источники
      свидетельствуют, что уже в I V тыс. до н. э. в этих районах морская торговля
      достигла высокого расцвета.

    2. Eugene

      А.М. Кобринский «От каменного до железного» 2001
      Перечислим названия притоков Рейна
      1. «Мозель» – [маззаль (mazzal) – 1. созвездие 2. знак зодиака 3. планета
      4. жребий, судьба, рок 5. счастье, удача.
      2. «Маас» – [маас (maas)] – деяние, дело, действие.
      3. «Ваал» – [баал (baal)] – 1. хозяин, владелец, господин 2. муж, супруг
      3. финикийский бог.
      4. «Саар» – [саар (saar)] – 1. буря, шторм 2. штурм.
      5. «Ар» – три возможных варианта:

      I. [йиор (ior)] – река, отчаяние, безнадежность;
      I I. [ор (or)] – 1, свет. 2. светило;
      I I I. [ур (ur)] – огонь, костер.

      6. «Хазе» – [хазе (haze)] – грудь.
      7. «Наэ» – [нае (nae)] – 1. красивый, прелестный 2. подходящий 3. хорошо.
      8. «Лан» – [лан (lan)] – заночую, ночую – от инфинитива – (лалун) –
      ночевать.

      Сразу же выскажем наше неавторитетное мнение по поводу еще одного
      наметившегося феномена.
      Во-первых, эти наименования не могли быть порождены иудеями,
      вынужденными уйти из Испании, после подписания их Католическим Величеством Фердинандом и Изабеллой известного эдикта. И даже если часть изгнанных
      обосновалась в низовьях Рейна, то при всех благоприятных условиях, вызывает
      сомнение возможность внедрения названия рек (гидронимов) на языке иврит
      отверженными отщепенцами в чуждой среде местного (коренного) населения.
      Во-вторых, не могло похожее иметь место и во времена диаспоромании –
      добровольного пребывания значительной части верующего населения вне
      Палестины, ибо даже при допущении возможности массового заселения иудеями
      в V I–V веках до н. э. низовьев Рейна, эти гипотетические переселенцы никак не
      могли бы назвать какой-либо приток Рейна Ваалом – именем финикийского
      языческого бога.
      Отсюда следует допустимость предположения, что этнос, давший названия
      притокам Рейна, поклонялся Ваалу и к таковому вполне могли бы быть отнесены
      племена, родственные народам Ханаана. Археологические источники
      свидетельствуют, что уже в I V тыс. до н. э. в этих районах морская торговля
      достигла высокого расцвета.

  8. Елена Бандас

    Практически не осталось географических примет еврейской жизни в Польше (В. Мочалова. Прогулки по еврейской Польше. Лехаим. Март 2009). Большая синагога Варшавы взорвана гитлеровцами в мае 1943 г. после истребления Варшавского гетто, в знак победы над евреями и их Богом.
    Об уничтожении следов многовекового бытия евреев в Галиции пишет Шмуэль-Йосеф Агнон в романе “Простая история” — он дал имя Шибуш городу Бучач, где родился:
    “На улице, которая называлась .Синагогальной, вовсе не было синагоги. По преданию, на месте католической церкви стояла первая в Шибуше еврейская молельня. Шибуш был древним поселением – евреи жили там с незапамятных времён вплоть до разрушения города в 1648 году сподвижниками Богдана Хмельницкого, которые сожгли синагогу дотла”.
    К началу 20 в. евреи в Бучаче составляли 57.3% населения. Данные переписи июня 41-го: евреи (8000 чел.), украинцы (3600 чел.), поляки (3 500 чел.) Летом 43-го город был объявлен ЮДЕН РАЙН. Теперь это небольшой городок, около 5000 жителей. В статьях Википедии нет упоминаний о еврейском прошлом города. Приметы для туристов – церковь, костёл, монастырь, руины замка. На карте современного Бучача улицы Синагогальной нет.
    Неподвластны истреблению лишь плоды творческого гения народа (Алекс Тарн. За что просвещённая Европа так ненавидит евреев?)

    1. Eugene

      А. М. Кобринский «От каменного к железному» 2001

      Но что может быть убедительнее топонимического http://amkob113.ru/kobra/maam/ris-99.gif

      Здесь показано, что прародителем названия двух городов (по ходу стрелочек вверх)
      является известный библейский город – Беер-Шева (Beer-Sheva). Это город, по преданию расположен в тех местах, где Авраам выкопал колодец и для того, чтобы
      получить на это разрешение Авимелеха подарил ему семь овец (3, Быт. 21:28–30): «И
      поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. Авимелех же сказал Аврааму:
      на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? Он сказал: семь агниц сих
      возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот
      колодезь». – Беер-Шева (Beer-Sheva) – составное слово. Состоит из двух слов.
      I. [беер (beer] – 1. колодец 2. яма. I I. [шева (sheva)] – семь. По прямой
      ассоциации «колодец / семь» составное слово переводят, как правило, на русский язык
      семь колодцев – отсюда и название города «Семь колодезей» на территории Керченского полуострова. Единственное наше дополнительное пояснение к уже случившемуся
      названию – правильнее было бы называть город «Колодезных семь» – такое название
      более соответствовало бы смыслу библейского сюжета. Смешение древнейших
      иудо-арийских этносов на территории Польши привело к появлению города, названного Варшавой [Сравнить: Версавия (геогр.) – Беер-Шева!]. Очевидно, слишком глубокий след
      оставил иудаизм в народах, сосредоточившихся в этом плавильном котле.

  9. Елена Бандас

    Хочется дополнить эту, как всегда, серьёзную исследовательскую работу. Иногда свидетельства еврейской жизни в Европе оставались безымянными. Так, на грани постамента одного из фонарей Пласа Майор в Мадриде есть изображение одинокого чужака в остроконечной шляпе, среди нарядных горожан. Такие шляпы на обвиняемых мы видим порой на офортах Гойи, и актёр в роли еврея в испанском театре обязан был иметь знак на одежде или же подобную шляпу. Из окон второго этажа Королевской пекарни монархи наблюдали зрелища ауто-да-фэ. Я не нашла сведений об истории создания фонарей и об авторе фигуры изгоя в безразличной толпе, на площади свершения казней, – однако горельеф стал напоминанием о еврейском прошлом в Мадриде.

    1. Б.Тененбаум

      «… горельеф стал напоминанием о еврейском прошлом в Мадриде …».
      ==
      У Мадрида не то что «еврейского», а вообще никакого прошлого нет. Филипп Второй устроил там административный центр буквально на пустом месте для того, чтобы избавиться от ограничений, которые налагали бы на него права «горсовета» Толедо. Так что город — разросшийся «Канцелярии-град», начатый как бы возле Москвы — и только в конце 16-го века, и без всяких фонарей, разумеется — это уж много позже …

  10. Eugene

    Из Генриха Греца:
    Согласно одной хроникЬ евреи въ прирейнскихъ провинщяхъ являются по­ томками тЬхъ леионовъ, которые принимали участие въ разрушенш храма. Леионеры выбрали себ*Ь изъ числа еврейскихъ плйнныхъ красивыхъ жен- щннъ и повезли ихъ на свои квартиры на берегахъ Рейна и Майна и пользовались этими женщинами для удовлетворешя своихъ страстей. Рож- денныя отъ см1ипешя еврейской и германской крови д$тя ихъ были вое- питаны матерями въ 1удаизм$, потому что отцы не хотели ничего знать о нихъ. Эти люди были основателями еврейскихъ общинъ между Вормсойъ и Майнцомъ. Достоверно только то, что въ римской колоши, образовав­ шей впослЬдствш городъ Кельнъ, существовала еврейская община задолго до того, когда христианство окончательно восторжествовало при Констан­ тине. Представители общины и наиболее уважаемые ея члены получили отъ императоровъ ту иривиллепю, что они были освобождены отъ тягост- ныхъ городскихъ должностей. Первый христнсшй императоръ ограничилъ эту прпвиллепю, сохраипвъ ее только за двумя или тремя фамшиями. Точно также кёльнше евреи имели право собственнаго суда, которое они сохранили даже въ средше века. Истецъ не-еврей, хотя бы онъ былъ и духовнымъ лицомъ, долженъ былъ свой искъ противъ еврея предъявить у еврейскаго судьи.

  11. Ася Крамер

    Ответ ЛЛЛ:

    Но куда делись несколько веков — примерно с 5 ого по 9 ый? Впрочем, даже больше.
    —————-
    А может, этих веков не было? (По Фоменко)
    ————-
    ЛЛЛ, ничего не могу сказать — до Фоменко с Носовским еще не дошла. Я еще за Бориса Синюкова отмываюсь! 🙂 Но знаю (от последнего) что у них было две \»хронологии\»: одна — все началось с 3 века! А вторая — вообще с 11-го. Тут я отдаю мое стилО. Это не для меня.

  12. Ася Крамер

    Ответ В.Ф. Я привела цитату из перевода Юдовича по памяти. У него — «отец», хотя о матери он говорит «мама».

  13. Ася Крамер

    Бросилась с низкого старта читать по вашей ссылке и так поначалу увлеклась, что забыла что это перевод. И только когда увидела “мой папа генерал и католик” — вздрогнула и опомнилась. Игорь, как вы все-таки взялись за такую объемную и сложную работу? Вы профессиональный переводчик? Это заказная работа? Или на чистом энтузиазме? Труд поразительный, перевод великолепный, сложность задачи неимоверная… Эх, да что говорить! Огромный респект!

    Возвращусь немного к мифичности периода принятия Римской империей христианства. Конечно, Константин целенаправленно и умело насаждал свой культ. Политический. А для этого и религиозный. И это не могло не сопровождаться огромным мифотворчеством. Чего стоят постоянные “находки” Елены: то хитон, то гвозди, то фрагменты креста. А то и останки волхвов (!), хранящиеся теперь в Кельнском соборе. Вы сами пишете в переводе:
    “… фактически, вся история Константина в том виде, как я пересказал ее в предыдущей главе, соткана из мифов, причем, в большой степени, созданных самим императором.” Уже стало общим местом: чем лучше все “задокументировано” — тем больше подтасовок. А самая большая подделка, которая уже официально признана подделкой — т.наз. Константинов дар. Но, это уже папский престол постарался!

    Ну ладно, вымысел, это тоже документ, документ эпохи. Но куда делись несколько веков — примерно с 5 ого по 9 ый? Впрочем, даже больше.
    Как вы трактуете эти слова в книге Керолла: “…представляется мистикой тот факт, что евреи этого периода почти не оставили письменных документов их религиозной и культурной жизни. «После 100-го года, — по словам одного историка, специализирующегося на иудаизме античности, — евреи эллинской диаспоры как будто бы стали неграмотными… греко-говорящие евреи читали Библию по-гречески… но не ощущали желания писать. Почему, не знаем”. Т.е. получается, что не только общин не было, а записей как таковых не было! Действительно, мистика!

  14. Эдуард Шехтман

    Статья интересна, информативна. Небольшое частное замечание. Мне, алмаатинцу, не известен в Алма-Ате Еврейский квартал да ещё с названием «Биробиджан» (вот, скажем, Татарскую слободку там знаю).
    Очевидно, упоминание об этом квартале попало в статью уважаемого автора из Википедии (любопытно, как оно в ней-то оказалось).

    1. Ася Крамер

      Ответ Эдуарду Шехтману. Когда я перечитывала этот список (Список еврейских кварталов) я еще тогда споткнулась о «Биробиджан»в Алма-Ате. Пыталась найти подтверждение, но безуспешно. Потом решила, что это некое «народное», неофициальное название с оттенком «большой любви» типа как на какой-то комитет говорят «синагога». Оставила, как есть, ведь все проверить у меня не было никакой возможности. Но благодаря вам прочла сегодня много интересного о пребывании евреев в Алма-Ате и о создании самого города.

  15. Ася Крамер

    Ответ Игорю Юдовичу. Игорь, спасибо за ответ на статью.
    a. Насчет хронологии ничего не могу сказать. И увы, никто не может. Вон насчет общин, которые вы упоминаете. Я не знала, что их поначалу не было. Как после семисот (!) лет отсутствия общин они возникают? Мы на опыте видим, что после двух-трех поколений вне религии трудности возрождения неимоверны. А тут – века! Опять эти «темные века», о которых толком ничего не известно!
    b. Времена Константина у меня упомянуты попутно, как свидетельство старины еврейского присутствия. А вообще времена эти (4 век н.э.) полумифические, много вымысла, мало реальных документов. Согласеы?
    c. Я нигде не говорю, что Кельн бы главный город. Просто характерный для нашей темы. Как и другие европейские города, упомянутые в тексте.

  16. Игорь Ю.

    Ася, Константин Великий не мог править 65 лет, это даже Путину не удасться. На самом деле он стал императором в 306 году. До этого был как бы ко-императором. То, что вы написали о Кельне очень интересно, но в те времена, времена Константина, главным все же был Трир, место «жительства и правления» Константина («домик» прекрасно сохранился), а главной еврейской общиной на Рейне и Мозеле был Майнц. Кёльн был на задворках. Что же касается еврейских общин с конца 9-го (самое-самое раннее из возможных) по Рейну, то, думаю, что отсутствие документов связано с тем, что общин не было. В смысле — общин. Евреи были. Евреи пришли в заальпную «европу» вместе с поздними римлянами, нет сомнений, и есть подтверждения. Но общины они создали только в 10 веке (или, возможно, в конце 9-го). Почему так случилось, не знаю. Возможно, связано с изменившейся системой власти и наследования — и в целом с созданием первой единой Европы — императора Карла Великого. Это 900 год. Единая и относительно безопасная Европа могла позволить себе рост обмена товарами, что сразу же выдвинуло евреев наверх. Почему именно у них сохранилось такое умение после примерно 600 лет общего европейского торгового бескультурья? Скорее всего из-за религиозных ограничений христиан. Ашкенази в таких количествах, о котрый вы говорите, вообще возникли как бы ниоткуда. Во всяком случае — на Рейне. Как будто бы сидели в засаде и ждали момента, а потом — прыг, и во всех городах сразу.

  17. Ася Крамер

    Инне Беленькой
    Ася, заглавие прямо — а-ля Блок (Ночь, улица, фонарь, аптека,)

    Спасибо, Инна. Да. Это, это действительно аллюзия к известной строке Блока. Специально для этого пришлось сделать «соборы» во множественном числе, хотя сначала было в единственном.

    Но я не уловила вывода. Игде мораль?

    Выводы, а тем более мораль?… Нет, это мне не по силам. Может быть,- «все врут календари»? (Это уже будет другая аллюзия – на Грибоедова. Кстати, адресные календари» — это в то время были такие справочники, что-то вроде тогдашней Википедии).
    48

  18. Inna Belenkaya

    Ася, заглавие прямо — а-ля Блок (Ночь, улица, фонарь, аптека,). Но я не уловила вывода. Игде мораль? Вот у Блока- другое дело:
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи ещё хоть четверть века —
    Всё будет так. Исхода нет.
    А вообще, я обрадовалась, увидев вас в авторах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.