©"Заметки по еврейской истории"
  январь 2019 года

Loading

Арье своим личным Путем, своими исследованиями и книгами прокладывает для всех нас путь живым практикам еврейской традиции, путь, в котором осуществляется то, о чем пишет Раши — чтобы каждая заповедь воспринималась нами, как новая и уникальная возможность.

[Дебют]Арье Бродкин

Живые тфилин

Приподнятый полог II.
Духовная практика с тфилин

не вполне начального этапа

Пусть читатель не удивляется тому, что в некоторых местах текста автор делает намеренные ошибки в русском языке. Это сделано с определенными целями.

Книга не является пособием по галахе (еврейскому религиозному закону).
Просьба не оставлять и не читать книгу в «нечистых» и не подходящих для этого местах.
В случае приведения в негодность, требуется гениза.

Отзывы на книгу Арье Бродкина «Живые тфилин»

Если для большинства из нас тфилин были приятной обязанностью, то для рэб Арье они стали предметом пристального изучения. И, к моему удивлению, это его исследование открыло множество возможностей общения с тфилин. Это — как мобильный телефон новейшей системы, в котором его владелец знает только об одной функции, даже не догадываясь о фантастических возможностях данного предмета.

Мне кажется, что со времен Второго Храма и до наших дней не было такой разработки, которую провел и зафиксировал в печатном виде Арье Бродкин. Благослови его Бог.

Шмуэль Вольфман, софер СТАМ

Глава Торы «Ницавим» заканчивается заповедью «выбери жизнь».

Что это означает, однако, и в чём этот выбор состоит, во многом вопрос личной практики и уровня развития на личном духовном Пути.

Мы знаем через Учителей, в частности из Мишней Тора Рамбама, куда этот Путь ведет — к «двекут», состоянию слияния с глубинной, конечной Реальностью бытия Всевышнего, Который есть жизнь миров, и на этом уровне есть только Жизнь и ничего кроме Жизни.

Поэтому каждое раскрытие Жизни там, где она раньше не различалась, не осознавалась, — это важное продвижение в этом направлении.

Все эти осознания стали для меня гораздо живее, реальнее, после семинара моего давнего друга Арье Бродкина по живым Тфилин, и нескольких лет практики во время молитвы. Арье своим личным Путем, своими исследованиями и книгами прокладывает для всех нас путь живым практикам еврейской традиции, путь, в котором осуществляется то, о чем пишет Раши —
чтобы каждая заповедь воспринималась нами, как новая и уникальная возможность.

Конечно, в кратком отзыве рассказать обо всех драгоценных открытиях, которые эта и другие книги Арье мне принесли, невозможно, поверьте, их было много.

Я уверен, что каждому, кто подойдет к этой новой его книге серьезно и с душой, не только с умом, она тоже принесет много открытий и обогатит не только духовную практику, но и жизнь в целом.

Беньямин Евгений Шульман
Автор книг «Есть ли ошибка в формуле мира», «Еврейский календарь — известный и неизвестный», «Blessing of Abraham», создатель методов «Исцеление как Путь» и «Духовная психосоматика».

1.

Уважаемый читатель! Книга, которую Вы держите в руках, является своеобразным отчётом о необычной и удивительной для меня практике и дороге познания. Которая началась неожиданно, и продолжает раскрываться и сейчас, — благодаря тфилин — таинственным «предметам», переданным нам по традиции, идущей от Моисея (Моше-рабейну, нашего учителя Моше).

Я, как и многие из нас, много лет надевал тфилин для молитвы, не подозревая, однако, какие глубины, и, прямо скажем, нечто, похожее на чудеса, может быть связано с ними. Что это дверь, или, говоря более осторожно, что-то, похожее на дверь в некий духовный мир. Мир, связанный с нами, и с нашим миром; и частью которого он также является. Совершенно неожиданно для меня самого, практически «случайно», я считаю, мне довелось натолкнуться на эту дверь, — в это духовное и прекрасное измерение. И жизнь преобразилась. Кроме того, я обнаружил, что, кажется, существуют очень простые, и, в тоже время, действенные способы сделать это доступным и для других людей тоже. Этому, в основном, и посвящена данная книга.

Каждый, кажется, может, проделав несколько простых, и отнюдь не необычных действий с собой и с тфилин, открыть это духовное окно, и впустить в себя и в нашу реальность этот чудесный и духовный мир — тфилин, впустить то, окном и дверью во что тфилин являются.

Помимо того, что это вообще здорово, и волшебным образом преображает действительность, так это может помочь в молитве и в поиске духовной близости… И даже в здоровье…

Я упомянул, что каждый может добиться успеха в таком общении и «работе» с тфилин. Это, конечно, так, и, одновременно с этим, не совсем так. Могу сказать более точно: из всех, кто пытался при мне активизировать тфилин, или же с кем мы пытались это сделать вместе, — кроме одного случая, который, возможно, был особый, — получалось у всех.

Иногда я даже как бы «завидовал белой завистью», — естественно, при этом радуясь за них, — моим друзьям, как здорово у них получалось; и какое они, судя со стороны (а я в это время стоял рядом и «судил со стороны»), — духовное, и прочее наслаждение — получали!

Поэтому — всё это и побудило меня написать книгу, чтобы поделиться с теми, кто заинтересуется и захочет попробовать то же. Возможно, он впустит духовную реальность и радость в свой и наш мир!

Поэтому эта книга не по галахе (на что я не могу и претендовать!), а по методам и способам, как «разбудить» наши тфилин, точнее, — нас самих в связи с ними. И рассказать чуть — чуть, что из этого вышло. Потому, что я ещё и сам в дороге; и учусь, делаю начальные шаги. Пытаюсь познавать. И могу рассказать и поделиться только этим «чуть — чуть». Но это «чуть — чуть» — грандиозно, и способно, мне кажется, перевернуть весь наш мир и повлиять на всю нашу жизнь.

Уважаемый читатель! Эта книга рассказывает о том опыте «общения» и взаимодействия с тфилин, который автор получил в период нескольких лет до начала её написания; — и, примерно, заканчивая временем её завершения. Об опыте, который, особенно на первых порах, был для меня необычным и неожиданным. (Честно сказать, таковым он является и до сих пор, — каждый раз во время одевания тфилин, этих удивительных предметов, — происходит что-то новое и неожиданное).

Как я сказал ранее, в этой книге Вы не найдёте вопросов и ответов по поводу галахи (еврейского религиозного закона) — с этой целью нужно обращаться к раввину, или к соответствующим галахическим источникам, таким, например, как «Шульхан Арух», «Мишна брура», и др. Также весьма неплохо было бы ознакомиться с тем, что о тфилин пишет Талмуд (в частности, трактат «Брахот»). Это может помочь для понимания «сущности» тфилин и утончения их восприятия. Точно также вообще неплохо узнавать всё, что только можно, о тфилин, — естественно, из надежных и достоверных источников. Многое можно узнать и из источников, изначально относящихся по своему происхождению к мидрашу и к кабале.

Несмотря на все здесь сказанное выше, для чтения и понимания книги, а тем более, для делания того, что в ней написано, и для переживания того удивительного опыта и контакта с тфилин, о котором я пытаюсь рассказать, ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ НУЖНО. Я имею в виду, что не нужно никакой предварительной подготовки. Нужны только сами тфилин и желание с ними общаться, а через это — приблизиться к Б-гу. Так я полагаю. Впрочем, может быть, и этого всего не нужно, а достаточно только самих тфилин.

Наконец, я считаю важным упомянуть вот ещё что. Те удивительные, можно сказать, фантастические явления и результаты, которые описываются, или упоминаются в этой книге (а ведь это только начальная часть того, что, наверное, может, происходить!?), — насколько они являются, и связаны с выполнением именно заповеди надевания тфилин? — Я полагаю, что те переживания и ощущения близости духовного присутствия, а также всего остального, о чем пойдет речь, — возможно, что всё это и связано именно с выполнением заповеди о тфилин; но, может быть, что это и просто дополнительный положительный «бонус», — тем, кто выполняет заповедь, — подарки с Небес тому, кто одевает тфилин. Поэтому (кроме всех остальных причин и резонов) — очень важно выполнять заповедь о тфилин в строгом соответствии с еврейским религиозным законом, галахой, — не полагаясь только на те достижения, результаты, и остальное, о чем идет речь в данной книге. Чтобы, собственно, быть уверенным, что заповедь о тфилин выполняется полностью так, как положено.

  1. Как всё получилось

Эта история с тфилин началась для меня неожиданно. Так случилось, что я отдал свои тфилин на проверку. А поскольку шахарит — утреннюю молитву, надо молиться в тфилин, я стал одевать — временно, пока не будут готовы мои — тфилин товарища. До этого я одевал только тфилин Раши. Но у моего товарища были также тфилин «рабейну Там». «Ну, думаю, — почему бы мне не попробовать надеть «рабейну Там», — интересно ведь, что будет, какая разница с «Раши», вдруг это что-то другое?». Надел раз, другой, третий… И тут обратил внимание, — что разница действительно есть, какие-то другие ощущения от тфилин: и во время их одевания, когда они на мне, и даже после. Несильное, чуть заметное, может быть, даже едва ощутимое — но вполне реальное ощущение — влияние от тфилин. И оно, это влияние, ощущение, — со всей очевидностью разное — у «Раши» и у «рабейну Там». Причем, сначала я обратил внимание на воздействие тфилин «рабейну Там», — я ведь и пытался «уловить» что-то новое от них, ведь это было для меня внове, я никогда раньше не надевал такие тфилин. И ещё одно. Если я по какой-то причине не смог, не мог одеть «рабейну Там» после молитвы, то в течение дня, или последующего времени я чувствовал тягу, мне именно хотелось одеть «рабейну Там», ощутить опять это присутствие, пережить это ощущение. Меня буквально тянуло в синагогу, где лежали тфилин, которые я мог одеть. (Надо сказать, что раньше ничего особенного при надевании тфилин я не чувствовал. Точнее — чувствовал, что тфилин на мне, ну, в общем-то, и всё). Добавлю, что ощущал, чувствовал я что-то, в основном, практически — в это время, о котором я пишу, — только от головного тфилин, как Раши, так и рабейну Там; от ручного же тфилин, — того, что на руке, — ощущений почти что не было, надо было обычно постараться, «поднастроиться», чтобы почувствовать также и их. Но разница между «Раши» и «рабейну Там» была всё равно, также и в этом случае. ( В дальнейшем, забегая вперёд, я скажу, что и ручной тфилин будет чувствоваться мною все лучше и лучше. У некоторых же из моих друзей, или знакомых, всё будет наоборот: сначала они лучше будут ощущать тфилин на руке, а потом уже головной).

Постепенно, с течением дней сила воздействия тфилин увеличивалась. От смутного ощущения вначале оно переходило к совершенно ясному чувству — несомненному, и порой довольно сильному. Вообще, надо отметить, что сила и «вид» воздействия могли быть разными. Иногда это было просто как какое-то трудно уловимое по характеру, хотя и несомненное ощущение, иногда — как некое давление, иногда — как тепло, иногда — как некое присутствие кого-то, несомненно, эмоциональное, похожее на дуновение ветра, иногда — как чувство, эмоция любви и ещё чего-то. В разные дни это было по-разному. В один день ощущение присутствия, например, могло быть очень сильным, а на следующий день могло ничего такого не ощущаться, но зато ощущалось специфическое тепло. Кстати сказать, тепло могло быть довольно сильным. Очень часто оно ощущалось и вполне физически. Так, после снятия тфилин их нижняя поверхность ощущалась как нагретая, заметно теплее температуры кожи.

Один раз я даже обжёг лоб — хотелось получить «воздействие» подольше, посильнее. И, хотя тфилин обычно «говорили», когда пора их снимать — не словами, конечно, а просто, как бы становилось ясно, что пора, — или ощущение от них уходило, или начинала побаливать голова от «специфического давления» под тфилин, пока не снимешь; — но я решил подержать их подольше. Плюс ко всему, — я про это ещё не говорил, — но я обнаружил, что есть места на голове и на руке, где тфилин в данный момент особенно активны ( в рамках, определенных галахой для тфилин). То есть, в рамках разрешенных мест для тфилин есть места, где их активность проявляется сильнее, я старался такие места обнаружить. Ну, и опять забегая вперед, скажу, что оказалось, что если трогать тфилин в нужное время; или держать их, касаться, когда они надеты, или делать ещё кое — что, и важно вспоминать, помнить про тфилин, и т.д. — об этом речь впереди, — то тфилин активизируются сильнее. Но вернусь к ожогу. Хотя это и не галахическое место для тфилин, но я решил попробовать передвинуть головной тфилин частично на верхнюю часть лба. Воздействие было сильным, по характеру. В основном, тепловое. Через какое-то время я почувствовал, что пришло время тфилин снять. Но поскольку воздействие было сильным и очень приятным, то я решил держать ещё. Становилось горячее. В конце концов, когда стало уже надо и терпеть, я тфилин снял. Что вы думаете? — кожа на том месте лба, где был тфилин, мне показалась покрасневшей, а через день примерно на том месте, где проходила нижняя граница тфилин, по ровной линии на этом отрезке слезла кожа (как после ожога). Я понял непосредственно, что «опыты» с тфилин ставить не нужно, все очень серьёзно. И хотя раньше я это тоже понимал, и ясно было из соображений святости тфилин, о которой говорит нам еврейская традиция, что нужно обращаться с ними очень осторожно, почтительно, можно сказать; но неумная в данном случае позиция исследования победила, и я, считаю, был предупрежден, а, может быть, даже, и наказан. Мягко, я считаю, но, по-моему, несомненно. Вообще, надо сказать, что эти ощущения от тфилин — это всегда были ощущения от контакта, не только, и не столько с чем-то, сколько с кем-то. И не я, в общем-то, определял, как и что может начаться и будет происходить. Что было важно — так это помнить о тфилин. Трогать их, или иногда даже и не прикасаясь, как бы трогать их, на расстоянии. Самое важное, что я обнаружил тогда, на этом этапе — так это то, что надевать, быть в тфилин, надо ради тфилин. То есть ради самих тфилин, а не надеть их «автоматически» ради молитвы, потому, что положено молиться в тфилин, не обращать на них далее особого внимания, и тут же после молитвы снять, и т.п. Другими словами, надевая тфилин и пребывая с ними, нужно иметь кавану (намерение) быть в тфилин. Особую кавану на эту мицву. (Выполнять заповедь тфилин с каваной, намерением выполнить ИМЕННО эту заповедь). А, скажем, не с каваной ТОЛЬКО на молитву, если речь идет о молитве в тфилин.

Вообще, я обнаружил, что обычно для того, чтобы тфилин активизировались и «заработали» полно, нужно быть, побыть как бы только с ними. Это полная аналогия, мне кажется, тому, как если мы хотим действительно глубокого общения с кем-то, то мы должны не отвлекаться от этого общения. А быть действительно с тем, с кем мы общаемся, слушать его внимательно, сопереживать, обмениваться впечатлениями, мыслями, эмоциями, бытиём… и т.д. Моя рекомендация тем, кто хочет более глубокого «общения с тфилин» ( а на самом деле — это общение с той Духовной Реальностью, которая связана с тфилин), — так это, надев тфилин, — побыть с ними, не занимаясь ничем другим в это время, хотя бы полминуты. Можно делать это перед молитвой, или после, или после чтения «Шма Исраэль». А можно и просто — если Вы надеваете тфилин не только при молитве, а в другое время Тфилин это как бы окно в духовную реальность, связывающую нас с Высшим присутствием, с Б-гом. И приходящую к нам и влияющую на нас.

  1. Метод контакта с тфилин путем трогания их рукой.
    О кодексе общения и поведения

Когда я стал ощущать, чувствовать различие между тфилин «рабейну Там» и тфилин «Раши», то я понял, естественно, что это означало и то, что я чувствую также и каждый из этих типов тфилин в отдельности. Но, по-видимому, так как это чувство, ощущение, возникающее и идущее от тфилин, было изначально, сначала, не очень сильным, а, наоборот, еле заметным, трудно уловимым и как бы мимолетным, то, даже если оно и было раньше, то есть, до того, как я стал одевать два типа тфилин, — но в силу этой «слабости», мимолетности и почти незаметности, я просто его не замечал, или же не придавал ему значения. Оно как бы находилось за порогом моего восприятия. Теперь же я мог, даже, казалось мне, с закрытыми глазами определить, какой из этих типов тфилин был на мне — просто по ощущению, идущему от тфилин. С течением времени, а также потому, что я стал обращать на это внимание (впрочем, делать это надо было как бы исподволь, не прямым настойчивым наблюдением, — а как бы скромно, украдкой, — как бы непрямым взглядом), воздействие тфилин становилось более ощутимым и заметным для меня. Я обратил внимание, что оно, это воздействие — похоже на общение. Общение без слов, как бы присутствие кого — либо. И от того, как я себя веду, как думаю, как отношусь — зависит очень многое. Собственно, это не столько я общался с тфилин, сколько он (они) со мной. Это общение могло быть разным в разные дни, и по характеру, и по силе «воздействия», и по продолжительности. Что характерно — и по тому, носило ли это общение — воздействие также эмоциональный оттенок и характер (необычных нежности и любви, «излучаемых» тфилин), или же, преимущественно и в основном, «физический» характер типа специфического давления и тепла, «идущих» от тфилин. Или внутри самого тфилин. Я стал также как бы чувствовать, «понимать» тфилин.

Я начал трогать тфилин, — то есть, я хочу сказать, что трогал я его и раньше, конечно, но сейчас это приобрело другой характер, преимущественно. Раньше я его трогал потому, что так рекомендовалось делать; в частности, — и в определенных местах утренней молитвы, чтения «шма» и т.д. Теперь же я стал трогать его (их — тфилин) потому и подобно тому, как мы чувствуем и трогаем какую-то часть нашего тела, если мы её ощущаем, и нам хочется её потрогать, дотронуться до неё, может быть — провести пальцами, погладить. И что-то похожее на это. Более того, с течением времени — довольно скоро я стал понимать, скорее — чувствовать, как, и какую часть тфилин или рэцуот (ремней), или узелок мне надо трогать. Какого рода движения делать, как именно, какими пальцами, с какой степенью давления, и т.д. Также через какое-то время я узнал, что можно это все делать и на расстоянии, рукой не касаясь тфилин. И что, и когда делать по отношению к головному или ручному тфилин. И так далее. (Например, когда надо дотрагиваться непосредственно, а когда — на расстоянии). Частично я напишу об этом здесь, но, полагаю, что все это в чем-то индивидуально, а также, во многом, относится к тому, что каждый человек должен открыть для себя сам. И в разные дни, и даже в разные моменты это может быть по-разному и изменяться. Иногда — в одно мгновение.

Потом — когда уже стал думать о том, как показать все это другим, мне пришло в голову, что можно для начала повысить чувствительность места кожи (точнее, — тела, то есть, руки и головы), где лежат тфилин. Для этого я предлагаю, надев тфилин, сначала почувствовать кожей руки, или головы нижнюю поверхность тфилина. Это, обычно, удается довольно быстро. После этого я предлагаю, положив руку на тфилин, попробовать почувствовать ЧЕРЕЗ ТФИЛИН кожей, телом, тепло от лежащей на тфилин руки. Если это удается ( а это удается практически у всех с первого раза в течение примерно минуты), — то дальше человек обычно уже чувствует тфилин; дальше дело пойдет, и всё, или многое зависит уже от тфилин и самого человека. В том числе, и от его искренности, каваны (целей и намерения), и т.д. И ещё: лучше иметь и одевать свои тфилин. Кстати, тфилин ещё человека и защищают.

Итак, было обнаружено, что трогание нужным в данным момент способом тфилин их «пробуждает» («активизирует»). Дальше можно поддерживать это разными способами, в том числе, и трогая их, помня о них, устремляясь к ним вниманием, и т.д.

Какого рода движения руками или пальцами можно делать, чтобы тфилин «проснулся»? — Разные. Как я уже упоминал, можно просто дотронуться, можно касаться в каком-нибудь определенном месте. Можно двигать в различных направлениях, можно двигать пальцем по диагонали коробочки, например, или производить круговые движения, и т.д. Существенно следующее: 1. Вы должны почувствовать, как, где, и в каком направлении следует производить движения, где прикасаться, и как держать руку. Куда и как поставить коробочку тфилин, как расположить — например, на голове ( в пределах нужной зоны для наложения тфилин. Куда и как передвигать его, если это необходимо. И т.д. Сначала Вы, вполне вероятно, этого чувствовать не будете. Поэтому просто наложите тфилин на то место, где он должен находиться по религиозному закону (точнее, туда в этой области, где, как Вам покажется, будет ЛУЧШЕ). Положите руку, или палец на него, постарайтесь почувствовать присутствие тфилин (тфилы — одной из коробочек, с которой Вы начинаете «активизацию»). Делать это надо по очереди — по крайней мере, сначала (например, головной, а потом — ручной); так я, лично, смог начинать «общаться» с двумя коробочками одновременно совсем не сразу, а через месяцы или даже годы, как кажется мне сейчас, — используя уже не непосредственный физический контакт руки, а сначала на расстоянии, а потом и «мысленно», но с «физическим» эффектом — вызывая в руке ощущение прикосновения к тфилин. Как я и сказал, до этого прошло довольно много времени. Впрочем, и до этого можно трогать, и по-другому касаться тфилин (и узла, и ремней), но — по очереди, — и важно здесь понять как, в каком месте, сколько держать, и проч. Некоторое время Вы держите руку на одном из тфилин, потом перемещаете её на другой, — например, и т.д. Вообще, общение такого рода с тфилин требует Вашей внимательности и работы интуиции, особенно сначала, чувствования и «вслушивания», активизации Ваших тонких ощущений. Но, по мере «работы» и практики, — общения с тфилин, Вы будете чувствовать и знать все это лучше и лучше. Что касается меня, то через какое-то время я обычно уже заранее знал, как и что делать. Более того. Тфилин обычно сами «подсказывают», что надо делать. И ещё — ощущения, чувства и т.д., идущие от тфилин — реальны, и это НЕ РАБОТА ВАШЕГО ВООБРАЖЕНИЯ. Более того — я не употреблял сам, и не рекомендую другим НИКАКОЙ работы с воображением при активизации тфилин. Это не игры. Тфилин — это живое существо определенного рода, и нужно быть скромным, и не лезть с манипулятивными «техниками» ментального, или любого другого рода (сейчас в обществе довольно распространено что-то типа: «Представьте себе то-то и то-то». Так вот, здесь, по крайней мере, если Вы не почувствуете, что получено на это разрешение от тфилин, делать этого не надо. Попытки манипулятивности, тем более, настойчивой, могут привести, я даже не знаю, к чему). Если мы и трогаем тфилин, то только потому, что так позволено — трогать тфилин. Но даже в этом случае я как бы мысленно прошу разрешения и спрашиваю, пытаюсь понять: можно ли тронуть, или сделать так-то и так-то. Как и всякое нормальное общение, для этого требуется добровольное согласие обоих, или всех общающихся сторон, — Ваше, и со стороны тфилин. Тфилин — это как окно, дверь в духовное измерение (напомню, что внутри тфилин тексты Торы с именами Б-га). Ни в коем случае не надо нарушать и преступать законы святости тфилин!

Хотя я имею, кажется, касательство к тому, что называют сегодня «еврейской медитацией», но при «работе» и общении с тфилин я этого не делаю. Тфилин — это и часть обыденной реальности, а то, что при этом происходят «необычные» вещи и восприятия — это вполне естественно. Для этого не нужно делать что-то специальное, как, например, расширенное сознание и т.д. То, например, что тфилин это общение, или возможные физические ощущения, как, например, тепло, — это так же естественно, как нас не удивляет тепло от батареи отопления или общение с другом. Для этого не надо ни воображать себе что-то, ни медитировать.

А вот что — да, надо делать, так это быть внимательным, чутким и любящим. И скромно держаться. Не выпячивать себя, наоборот — естественным образом быть только с тем (и с Кем), что происходит в связи с тфилин. По мере того, как Вы будете делать все это совместно с тфилин, Вы, я не сомневаюсь, будете понимать и участвовать, соучаствовать в этом всё больше и больше.Возвращаясь к началу этого разговора, — начиная работать с тфилин будьте скромны и внимательны, позитивны и искренни. Я уверен, что все получится, если Вы будете действительно делать это. Из всех, кто при мне пробовал, пытался — получилось вступить в контакт с тфилин у всех с первого раза, — за исключением одного случая. Который, возможно, был особый. По ряду причин.

  1. Метод контакта с тфилин на расстоянии рукой

 Этот метод активизации тфилин заключается в следующем. Подобно тому, как Вы (или другой человек, например, Ваш товарищ) «пробуждали» тфилин, трогая его, касаясь его непосредственно, или просто держа руку на нем, и т.д. (а я напомню, что речь идет как о батим, коробочках, так и об узелках, особенно на головной тфиле, а также о ремнях — рэцуот), — этот «новый» метод заключается в том, что Вы (или кто-то другой) делает всё тоже самое, но, не касаясь тфилин непосредственно, а на расстоянии. Величина этого расстояния от руки до тфилин может быть разной; Вы должны почувствовать её сами, как и при других методах. И ещё — это расстояние, как и сам метод воздействия могут изменяться, в соответствии с необходимостью, которую тоже можно чувствовать. Например, можно сначала поводить рукой на некотором расстоянии от тфилин, как бы делая поглаживающее — колебательные движения, а потом просто держать руку без движений. Можно поворачивать руку в ту, или иную сторону, приближать и удалять. И т.д. Найдите, что лучше, и что стоит делать в данный момент. Можно, как я писал раньше, просто стоять с поднятой рукой, так, чтобы она была определенным образом направлена или повернута к тфилин и молиться*, и т.д. Я обратил внимание в свое время, что одна рука может активизировать одновременно оба тфилин: и ручной, и головной, если она повернута по отношению к ним определенным образом. Таким образом можно «держать» активизированными и «включенными» оба тфилин одновременно.

Данный метод дает удивительное ощущение «легче, чем воздушного» Духовного присутствия. Да, именно легче, чем «воздушного». Некое ощутимое удивительное невыразимое ощущение пребывания святости (с нами). Подобно как «ветерок многоплановой любви свыше без воздуха и ветра». Выразить полно и адекватно на языке слов это я не могу, по крайней мере, сейчас. (Как я уже упоминал, то, что я пишу о переживаниях, было лично у меня; у Вас это, возможно, будет и как-то по-иному. Я просто делюсь здесь с Вами, и, поэтому, понимая как важно поделиться этим, всё же прошу Вас не привязываться к именно данному описанию, и не ожидать, что у Вас всё должно быть именно точно также. Б-г даст нам каждому то, что нам, именно нам — нужно).

В заключение хочу отметить, что этот метод (как и остальные) можно, а зачастую и нужно чередовать с другими, когда это будет необходимо, переходить от одного метода к другому, и т.д. Тфилин,или высшее Присутствие подскажут, а мы услышим, если будем достаточно внимательны.

* Не знаю, хорошо ли, и стоит ли держать руку на головной тфиле во время поклонов, которые есть, например, в молитве «Амида», — поскольку в чём-то это выглядит похожим на поклон своей руке.

  1. «Воздушный» способ контакта с тфилин

Вот удивительный способ, активизирующий тфилин и дающий поразительное и реальное чувство Бо-жественного присутствия и близости Б-га. Особенностью этого способа, насколько это было со мной, является то, что присутствием одухотворяется наша реальность; другими словами, в нашем пространстве ощущается присутствие Б-га, присутствие Его любви. В реальном воздухе нашего мира. В первую очередь, это ощущается в пространстве под тфилин.

Что же это за способ «активизации»? — Он очень прост, как, собственно, и все практически способы, с которыми я познакомился и которые описываю здесь. Заключается он в том, чтобы как бы приподнять тфилин на микрорасстояние, или некоторое, небольшое расстояние над тем местом, где он, тфилин находится. (На руке, или на голове. Так же это может «работать» и по отношению к узелку тфилин на голове). Обычно это должно быть место, где состояние тфилы, молитвенное состояние, возникает наиболее сильно, полно, и даже само: — самопроизвольно автоматически. Или место, которое близко к такому по своим свойствам. Возможно «приподнимать» не всю коробочку, или узел, а только его часть. Также можно не приподнимать их на самом деле, а как бы почти приподнимать. В этом случае поверхность тфилин не поднимается над кожей, или волосами совсем, а только как бы меняется давление его на кожу. Можно делать при этом как бы волновые движения, приподнимая то один, то другой край тфилин по очереди (это другой, хотя и похожий способ активизации). На сколько времени, в каком ритме приподнимать, или как бы приподнимать коробочку, или узел? — на мгновение, очень ненадолго. Так же, и если приподнимать края по очереди, производя как бы волновое движение.

Вообще, как и всегда, Вы должны почувствовать, понять, — как это делать, насколько приподнимать, и т.д. Как и то, сколько раз, с какими интервалами, когда остановиться и т.д. Почувствовав присутствие, вступайте с Ним в контакт. Молчаливый, но можно и со словами. Это может быть и молитва. Или просьба о чём-либо. Или восхваление. Или просто молчаливое бытие в близости Б-га. Или двекут; или просьба о близости и нахождении Б-га, или просьба о двекут (прилепленности к Б-гу)… Или что-то ещё… Вы должны понять, как правильно, и что делать, и как себя вести…

Ведите и держите себя чрезвычайно, чрезвычайно скромно в это время. Будьте абсолютно искренни. Абсолютно никаких амбиций, и т.д. (Некоторые назвали бы это состояние, наверное, искренний битуль).

Существует метод попеременного надавливания на коробочку тфилин, так, чтобы она то сильнее, то слабее давила на кожу.

  1. Метод передвижения тфилин взад — вперед (вверх — вниз), или колебательного движения (перестановки) тфилин, а также некоторые другие.

Суть этого метода очень проста. Вы просто передвигаете тфилин по поверхности руки, или головы своею рукою вверх — вниз (назад — вперед), совершая им как бы колебательное движение. Как часто, то есть, как быстро, с какой частотой, а также — на какое расстояние (с какой амплитудой) его перемещать, — Вы должны почувствовать или определить сами. Обычно это совсем небыстро и ненамного. Естественно, возможности для перемещения головного тфилин больше, чем на руке. Также можно передвигать и узел на головном тфилин.

— Небольшие, зачастую микроскопические перемещения возможны и в горизонтальной плоскости (направление вправо — влево). И смотрите уточнение про микроскопические перемещения здесь же, чуть ниже. Надо напомнить, что тфилин на голове располагается на центральной линии (линии симметрии) головы, проходящей снизу — вверх между бровей. На этой же линии сзади находится и узел головного тфилин.

— Также возможны небольшие, зачастую просто микроскопические, то есть извне практически незаметные, но, — ощущаемые тем человеком, на ком надеты тфилин, — перемещения и в других направлениях. Как и круговые и подобные им движения.

  1. Некоторые «тонкости» в трогании тфилин

Когда Вы имеете дело с тфилин — важно все. (Вообще-то, это относится отнюдь не только к тфилин). Важно Ваше отношение, искренность, мысли… И так далее. Сейчас я напишу в связи с этим о некоторых деталях прикосновений к тфилин, как их трогать, и т.п. Конечно, я не смогу написать всего, — да всего я и не знаю, но постараюсь упомянуть некоторые примеры. Я надеюсь этим передать те идеи и что-то похожее на принципы, которые мне удалось обнаружить, «работая» с тфилин.

Важно то место на тфилин, которого Вы касаетесь. Постарайтесь почувствовать, где надо коснуться тфилин. Это может быть любое место на коробочке, или на титура — нижней части тфилин. Сверху, или сбоку. Но также Вы можете почувствовать необходимость касаться узелков или рэцуот — ремешков. Иногда достаточно положить всю ладонь, или её часть на тфилин. Иногда это может быть какой-то конкретный палец. Иногда это должен быть какой-то конкретный палец. Попробуйте трогать, касаться тфилин под каким-нибудь углом. Часто это 90 градусов, но отнюдь не всегда. Также попробуйте, постарайтесь почувствовать, какая это должна быть рука — правая, или левая. Бывает так, что приходится периодически менять руку, которая трогает тфилин.

Время, в течение которого Вы трогаете, касаетесь тфилин в каком-то конкретном месте (например, на коробочке), а также время, в течение которого сам тфилин, или его задний узел находится на одном и том же месте (в одной и той же «точке» на голове, например), — это время может быть разным — дольше, или меньше. Касаясь последнего вопроса — нередко тфилин приходится передвигать. При небольшом навыке Вы сможете, полагаю, чувствовать, как и куда его надо передвинуть. Место на голове, или на руке, куда можно накладывать тфилин, обычно больше по площади, чем сам размер основания (площади основания, титуры) коробочек тфилин; — так что, в этих пределах их вполне можно передвигать. Конечно, в таких случаях речь чаще идет о головных тфилин, чем о ручных. Если Вы боитесь выйти за рамки галахи (еврейского религиозного закона) относительно места накладывания тфилин, — то у Вас есть возможность двигать и передвигать тфилин даже и в этих пределах. (Отмечу здесь для информации, что караимы, в отличие от евреев, накладывают головной тфилин на лоб, на его «среднюю линию», насколько мне это известно; — правда, мне известно о них немного).

  1. Об активизации различных частей тфилин

Все, или почти всё, что написано про методы активизации тфилин, может относиться не только к «твердым» частям тфилин (байт, титура), но и к остальным их частям — узелкам и ремешкам (рэцуот). Практически всё то же самое можно проделывать и с ними (методы активизации). Если это действует, то, кажется, что это дает особый, специфический эффект. В частности, если «активизирутся» ремешки, то это может давать особое ощущение, связанное с восприятием «устойчивого» Присутствия (Высшего)*.

Но я всегда практически сначала активизировал домики (батим) и титуру, а только потом — ремешки**. И то, это стало получаться хорошо спустя определённое время, когда я уже довольно давно занимался с тфилин; и когда «твердые части» тфилин уже хорошо и «постоянно» включались, были «включены», работали.

На сегодняшний день при работе с ремешками я бы обратил особое внимание на метод их активизации при помощи небольшого как бы приподнимания (иногда частичного, иногда с элементом поворота вокруг оси) на очень короткое время. (Остальные методы тоже можно применять). Вообще, интересно отметить, что, похоже, работа с разными местами ремешков дает свой специфический эффект. И я готов объяснить себе это сегодня тем*, что рэцуот (ремешки) связывают с мидот. Соответственно, разные части рэцуот — различные мидот.

*Возможным объяснением этого является то, что ремешки связывают с мидот, «нижней группой» сфирот, относящимися уже к раскрытию и реализации, если воспользоваться этим кабалистическим термином.

**Имеется в виду, что стараться реально действительно активизировать ремешки я стал спустя довольно-таки долгое время после начала своей практики с тфилин (через несколько лет). И получаться стало не сразу. Не так, как с рэцуот (ремешками), было с узелками, — их я старался активизировать всегда, обычно вместе с батим (домиками), — и практически вскоре после того, как «открыл», что тфилин могут активизироваться. Довольно быстро стало получаться, с Б-ей помощью.

  1. Ещё о методах

Все методы «активизации» тфилин, которые я описал, являются лишь примерами из многих возможных,разнообразных методов их активизации. Более того, не исключено, что Вам придется найти свои, Вам подходящие методы, которые будут для Вас наилучшими. Я привел примеры, которые хорошо «работают» для меня, а также те, которые хорошо «работали» для других, когда я пытался активизировать тфилин, надетые на них. И, — да, методы могут изменяться время от времени. Кроме того, можно вообще ничего не делать специально руками; тфилин, особенно, если их «активизировали», или они активно «действовали», — раньше, работают активно часто и сами. Вы можете это или почувствовать самопроизвольно, естественным образом, или просто став чуть — чуть повнимательнее, и как бы «прислушиваясь» к тфилин. При этом, как я уже говорил, специальной активизации может и не понадобиться. (Возможно, можно сказать, что Ваше внимание и будет такой активизацией).

  1. Время наложения тфилин и его влияние

Насколько я мог заметить, время наложения не оказывает существенного влияния на «глубину» контакта с существом тфилин. То есть, в разное время суток полнота ощущения и сопричастности (и даже более того!), с Тем, кто (или «что) «обитает в тфилин, может быть одинаково полной. Но, что я мог заметить на сегодняшний день (на момент написания этих строк книги), — если одевать тфилин в первую половину дня, особенно во время, соответствующее чтению «Шма Исроэл» и молитвы, то их ощущаемое действие начинается легче, практически сразу, или быстрее, чем в другое время. Кроме этого, оно захватывает как бы «более широкую область», и протекает тоже, как бы легче, и более «самопроизвольно», что-ли. Я понимаю, что я высказался несколько витиевато, и, может быть, не очень понятно для некоторых читателей (за что приношу свои извинения), но, на сегодняшний момент это лучшее из того, что я могу сказать по этому поводу. Если, как я надеюсь, читатель будет пробовать, и пойдет тем же, или похожим, путем с тфилин, как это делаю я, то, возможно, он сможет прибавить что-то свое к моим словам, или убедиться в моей правоте, — я имею в виду, в правильности моих слов. А, может, у него будет свой опыт, отличный от моего, ведь я описываю только то, что было и происходит со мной в связи с тфилин. И, опять-таки, — никогда не знаешь, что произойдет в связи с тфилин. Ведь они действуют, во многом, самостоятельно. В заключение, могу здесь добавить, что я одевал тфилин, обычно, не ночью. Те же случаи, когда я одевал тфилин ночью, — они стоят особняком, поскольку это были, как правило, те тфилин, которые я одеваю лишь иногда, они особые также и по ктаву ( способу написания текста Торы внутри тфилин). Все-таки, могу сказать, что тфилин, насколько я мог заметить, действуют и ночью. (Время наложения тфилин — в светлое время суток, — если речь идёт о выполнении заповеди тфилин. Но их можно надевать и в темное время, ночью — без благословления (брахи). Вообще же, напомню, что эта книга — не книга по галахе, и не является её «источником». По вопросам галахи, в том числе, и связанным с тфилин, следует обратиться к ортодоксальному раввину, который сможет дать ответ, соответствующий галахе; или к галахическим источникам).

  1. Кое-что о действии тфилин

Можно различать между:

Воздействием тфилин на нас, в частности, на наше тело и т.д.

Активностью «внутри» самих тфилин: то есть, как бы активностью (или жизнью, бытиём, пространствами …) «внутри» самих тфилин.

А также тем воздействием, которое тфилин оказывают на окружающее; я имею в виду, в первую очередь, воздействие на наш физический (хотя, и не только) — мир.

Так, воздействуя на нас, тфилин преобразуют физическую — есть основания так полагать, — а также эмоциональную, духовную, интеллектуальную и другие части нашего существа, одухотворяя и изменяя их своим особым влиянием. А мы, проникая вниманием, сознанием, чувствами «внутрь» мира тфилин, можем почувствовать с относительно большей легкостью Высшее присутствие как таковое.

И это аналог привлечения Высшего влияния вниз, в наше тело, и в «физическую», психическую реальность; а также «подъёма» в высшие реальности (миры), в свою очередь, насколько я понимаю.

По воздействию со стороны тфилин на нас: — само это воздействие может носить различный характер, от специфического, вполне физического ощущения тепла, давления, до необычных ощущений любви, ласковости, нежности; или других, тоже необычных, — очевидно духовных по происхождению и трудно описуемых. Но вполне реальных, и очень даже ощутимых и воспринимаемых. (Сначала ощущения могут быть не очень сильными, но, по мере практики, они изменяются и усиливаются).

При ментальном проникновении в пространство тфилин, или при его, тфилин, соприкосновении с нашей реальностью, может возникать ощущение Высшего или Бо-жественного присутствия, а также особой молитвенности и двекут — прилеплености к духовному состоянию, бытию и этому Присутствию. Эти состояния, при соизволении существа, связывающегося с тфилин («обитающем в тфилин) — можно углублять, можно о них просить, и они углубляются. Так, почувствовав Высшее присутствие, можно просить о двекут с Ним. Или молиться — и это будет молитва как бы «лицом к лицу». Можно просить передать что-то «выше», и т.д.

 Различные типы тфилин

Как известно, до нас по традиции дошли разные типы тфилин. Они отличаются расположением — порядком расположения внутри них одних и тех же отрывков из Торы (Пятикнижия Моисея). Эти отрывки в переводе на русский язык приведены ниже:

1 — (Шмот 13:1-10);

(1) И сказал Го-сподь Моше, говоря: (2) Посвяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие недра в среде сынов Исраэйлевых, от человека до скота: Мне они. (3) И сказал Моше народу: поминайте день сей, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо силою руки вывел Го-сподь вас отсюда; и не должно быть употреблено в пищу квасное. (4) Сегодня выходите вы, в месяце Авиве. (5) И будет, когда введет тебя Го-сподь в землю Кынаанеев, и Хэйтийцев, и Эморийцев, и Хиввийцев, и Йывусеев, о которой клялся Он отцам твоим дать тебе, — землю, текущую молоком и медом, то совершай это служение в этом месяце. (6) Семь дней ешь опресноки, и в день седьмой — праздник Го-споду. (7) Опресноки должно есть семь дней; и да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя заквасы во всех пределах твоих. (8) И скажи сыну твоему в тот день так: это ради того, что сделал со мною Го-сподь при выходе моем из Египта. (9) И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы было учение Го-сподне в устах твоих, что рукою крепкою вывел тебя Го-сподь из Египта. (10) Соблюдай же устав сей в назначенное для него время, из года в год.

2 — (Шмот 13: 11-16);

(11) И когда введет тебя Го-сподь в землю Кынаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, (12) Отделяй Го-споду все, разверзающее недра; и все разверзающее из приплода скота, который будет у тебя, мужского пола, — Го-споду. (13) Всякое же разверзающее из ослов выкупай агнцем; а если не выкупишь, то проруби ему затылок; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. (14) И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: «что это?», то скажи ему: «силою руки вывел нас Го-сподь из Египта, из дома рабства. (15) И было, когда Паро ставил преграды в отпущении нас, умертвил Го-сподь всякого первенца в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца скота: поэтому жертвую я Го-споду все, разверзающее недра, мужского пола, а всякого первенца сынов моих выкупаю. (16) И да будет это знаком на руке твоей и начертанием между глазами твоими, что силою руки вывел нас Го-сподь из Египта».

3 — (Дварим 6:4-9);

(4) Слушай, Исраэйль, Го-сподь, Б-г наш, Го-сподь один. (5) И люби Го-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими. (6) И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. (7) И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь. (8) И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими, (9) И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

4 — (Дварим 11:13-21).

(13) И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Го-спода, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, (14) То дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой; (15) И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться. (16) Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить Б-гам иным, и не поклонялись им; (17) И возгорится гнев Го-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Го-сподь дает вам. (18) Положите же эти слова Мои на сердце ваше и на душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими. (19) И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме своем и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. (20) И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, (21) Дабы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Го-сподь клялся дать отцам вашим, — сколько дней небо (будет) над землею.

В тфилин есть пять главных частей:

— парашийот — свитки из пергамента, содержащие разделы Торы;

байт — коробочка, содержащая свиток;

титура — нижняя часть, где расширяется байт;

маабарта — «петля» на основании коробочки, через которую продевается ремень;

рэцуа — ремешок (мн. ч. рэцуот).

Внешняя структура тфилин содержит в себе три буквы иврита, которые составляют имя Б-га, Шад-дай: На двух противоположных гранях тфилин ш??? ???ель рош (головном) изображена буква шин — с правой стороны обычная, с тремя зубцами, а с левой — с четырьмя; узел ремешка сделан в виде буквы далет (или йуд), образующей вместе с изображенной на коробочке буквой шин и концом ремешка, означающим букву йод, имя Шад-дай; конец ремня тфилин шель яд (р?????) ???????????? ?????? ?????учной) обматывается вокруг кисти руки и среднего пальца таким образом, чтобы составить буквы шин, далет и йод, также образующие имя Шад-дай (есть разные способы обматывания кисти).

Чтобы сделать кошерный тфилин, необходимо принять во внимание большое количество деталей, таких, как:

— оба домика (батим) — коробочки — должны быть сделаны из шкуры кошерного животного;

— коробочки должны быть идеально квадратной (кубической) формы;

батим (коробочки в виде домиков) и рэцуот (ремешки) должны быть чёрными, последние — хотя бы с одной стороны;

— коробочки должны быть с???? ?????????? ????????? шиты сухожилием кошерного животного;

— текст должен быть написан специальными чёрными чернилами;

— надпись текстов Торы должна быть написана специально подготовленным Б-гобоязненным писцом (сойфер стам).

Отметим, что, как пишут, при раскопках древних еврейских поселений находят также иногда тфилин с другими отрывками внутри коробочек, отличающимися от приведённых выше; обнаруживают порой и сами тфилин другой, некубической формы. Это интересно, но мы здесь дальше обсуждать эту тему не будем; я привёл информацию лишь потому, что это относительно мало известно. Итак, вернемся к тфилин, которые дошли до нас по традиции. Их четыре типа, и между собой они отличаются порядком расположения отрывков Торы в коробочках. Начнём с тфилин, который называют «тфилин Раши», с расположением отрывков внутри 1 2 3 4 (нумерацию отрывков смотри выше), и он принят в качестве галахически обязательного; — то есть, одев тфилин Раши, еврей выполняет этим требование галахи надевать тфилин. К этой же «школе» принадлежит тфилин «Шимуша Раба» с порядком расположения отрывков обратным: 4 3 2 1, — это в головной коробочке, а ручная коробочка такая же, как и у тфилин Раши 1 2 3 4. (Не путать с теми «Шимуша Раба», которые надевают некоторые сефарды на молитву Минха, и которые являются, по сути, тфилин Раши с отрывками 1 2 3 4, но с коробочками увеличенного размера, — это разные тфилин, просто они называются одинаково). Далее. Тфилин «рабейну Там» — это другая «школа» порядка написания отрывков. В тфилин «рабейну Там» этот порядок 1 2 4 3. И четвертый тип тфилин, дошедший до нас, это «тфилин Раавад» (Райвед). Это та же «школа», как и тфилин рабейну Там, только порядок расположения отрывков в головной коробочке обратный: 3 4 2 1. А вот в ручной — такой же, как в «рабейну Там» (1 2 4 3).

Сведения о различных типах тфилин приведены здесь очень кратко, только чтобы дать основные представления читателю в рамках той темы, которую я пытаюсь рассматривать. Желающие могут углубиться в данный вопрос по другим источникам. Обращу только Ваше внимание на то, что для того, чтобы одевать тфилин Шимуша Раба и Раавад нужно погружаться в микву (специальный ритуальный бассейн, или природный водоем с источником воды — см. о микве в соответствующих книгах и т.д.).

Все евреи мужчины должны одевать тфилин Раши как галахически обязательный. Часть из них надевает также тфилин рабейну Там. На сегодняшний день сравнительно малое число одевает тфилин Шимуша Раба и Раавад.

Относительно того, как «работают» тфилин этих различных типов: — в том смысле, как это рассматривается в данной книге. Они «включаются» и «работают» ВСЕ, что естественно. Но есть разница между ними: все они «работают» немножко (ну, или не совсем немножко) по-разному. На что это похоже? На братьев, может быть, даже, на братьев — близнецов. Они похожи, в них много общего, но, всё-же, что-то есть различное, индивидуальное, присущее только ему, только каждому из них. Это различие может чувствоваться. И сильно.

  1. Ещё об опыте надевания тфилин разного вида

Тфилин «рабейну Там», в отличие от «тфилин Раши», относительно больше способствует познанию и раскрытию настоящего «я» человека. Помогает ощутить, быть, и стать собой — настоящим. Тогда как тфилин Раши полнее раскрывает духовное (и прекрасное!) содержание более внешней, по отношению к этому «я», реальности. Конечно, всё это в какой-то мере относительно, ибо «Раши» действует и на внутреннее «я» тоже. Но, несколько по-другому. То же самое, в свою очередь, можно сказать и про «рабейну Там», по отношению к более внешнему.

Поэтому — в качестве важного примера, — если человек хочет не быть, или не чувствовать себя игрушкой обстоятельств, или если он чувствует, что «потерял себя», — то я рекомендовал бы ему одевать тфилин «рабейну Там». (А тфилин «Раши» мужчина — еврей и так должен одевать, согласно галахе, во все те дни, когда есть обязанность наложения и молитвы в тфилин).

Позволю себе высказать предположение, что если бы в качестве галахически обязательного был принят не тфилин Раши, а рабейну Там, то мир был бы другим (или, если бы большинство евреев надевали его регулярно в качестве дополнительного).

Тфилин «рабейну Там» привлекают иной духовный свет, не такой, как тфилин Раши. То же самое можно сказать и про другие виды тфилин: Шимуша Раба (принадлежит к «школе» Раши) и «Раавад» («школа» рабейну Там). Вместе с тем, как отмечалось в другом месте, наряду с различиями, во всех этих тфилин есть и общее. Все они связывают нас с Единым Б-гом; и «технически» устройство тфилин одинаково, да и отрывки из Торы в них одни и те же, только расположены в разном порядке: как минимум, у всех тфилин общее — это.

Повторю, что и по ощущениям, во влиянии, которое оказывают разные тфилин, наряду с различиями, есть и общее.

Вот ещё что я заметил. Повторюсь. Тфилин «рабейну Там» как бы возвращают человека к его «я», точнее, может быть, можно сказать, что они «действуют» больше внутри внутреннего «я» человека. В то время, как тфилин «Раши» «действуют» в большей степени в более «внешней», по отношению к этому «я», реальности. («Рабейну Там» раскрывает более субъективные пласты бытия, в отличие от Раши). Поэтому, наверное, молитва при одетых тфилин «Раши» и «рабейну Там» может, или должна, несколько отличаться по характеру. По своей направленности; — как бы, в каком пространстве она происходит. Молитва в «рабейну Там» протекает как бы в более «субъективной» сфере бытия молящегося, а в «Раши» — как бы в сфере более внешнего мира. Я это замечал неоднократно.

Что касается тфилин «Шимуша Раба», то они, в чём-то, в этом отношении похоже на «Раши, хотя и другие. Про тфилин «Раавад» в этом смысле сказать труднее, хотя он «одной группы» с «рабейну Там».

Сказанное выше важно для большей искренности и каваны в молитве, и внутренней устремлённости к Все-вышнему: как себя держать искателю Его близости, и как молиться.

  1. Тфилин, написанные разным стилем письма и на разном клафе (клаф рек и клаф шалем — афацим)

Сойферы — переписчики святых текстов в иудаизме, сегодня, в основном, пользуются четырьмя типами шрифта (ктав). Это шрифт (ктав) сфаради (сефардский), ктав Бейт — Йосеф, ктав Аризаль и ктав Альтер Ребе. Существуют и некоторые другие, но они редки. Я пользовался тфилин, написанными тремя типами шрифтов из вышеперечисленных, плюс — ещё одним, очень редким. Мои друзья пользовались также ктавом, которого нет у меня. Могу сказать, что «работают», в том смысле, как описано здесь, в этой книге, — то есть вызывают ощущение духовного присутствия и близости Всевышнего, — они все.

Точно также могу отметить, что независимо от того, на каком клафе — белом («рек»), или талмудическом (клаф афацим, или «клаф шалем», по цвету желтоватом) написаны тексты тфилин (парашийот), — тфилин «включаются» и «работают». Правда, кажется мне, что есть отличие в ощущении от присутствия, которое возникает при клафе «рек» и при клафе «афацим».*

* Клаф, то есть пергаментная основа, на которой писцы—сойферы пишут текст, проходит предварительную «химическую» обработку, прежде, чем из кожи кошерного животного превратиться в материал для написания на нём святых текстов. В клафе рек — это две стадии: концентрированным составом (раствором) из соли и известью; а в клафе шалем (афацим), — это три стадии обработки: составом (раствором) из соли, известью, и раствором, полученном из афацим — особых наростов на дереве, похожих на «орешки», — и так делали во времена Талмуда. По галахе сейчас достаточно первых двух стадий (и тогда получается клаф «рек»). Но, по одной из гирсаот (версий галахи) мудреца РаМбаМа — Маймонида, необходимо, чтобы было именно три стадии обработки материала кожи для написания священных текстов, то есть должен быть именно клаф афацим. Раствор соли имеет химически нейтральную кислотно-щелочную реакцию, известь — щелочную, раствор, полученный из афацим — кислотную.

  1. Тфилин — «свои» и одолженные у кого-либо

Я заметил, что есть разница, надевает ли человек свои собственные тфилин, или же те, которые он одолжил у кого-нибудь, — с точки зрения близости отношений с существом тфилин (с существом, «обитающим» в тфилин)*. Если это Ваши личные тфилин (Ваша ТФИЛА — если говорить в единственном числе, т.е. молитва, «тфила» — на иврите «молитва»), — то это существо, в большой степени связанное именно с Вами.

На что это похоже, в каком-то смысле? Я думаю, что это может быть похоже на то, как если бы у человека была собака, — своя, — с одной стороны, или на то, как если бы он имел дело с собакой, которая находится на службе и, возможно, не имеет одного постоянного хозяина (на всю жизнь) — с другой стороны. Которая исполняет свою службу с другими людьми тоже: например, это служебный пес, который работает с несколькими, или со многими сотрудниками, а Вы — один из них. Ясно, что этот пёс Вас знает и любит, и будет выполнять свои функции, но это идет лишь в сравнение с преданностью пса единственному хозяину. По этой причине я считаю, что, по возможности, лучше иметь свои собственные тфилин. (Конечно, в данном примере речь идет лишь о приближённой аналогии). Кроме того, есть еще причина, которая иногда может быть актуальной. Особенно если мы будем говорить об общественных тфилин *. В ряде мест общественные тфилин проверяются не так тщательно, как это подобает, что может привести к некошерности некоторых из них.

Есть и еще причина. Тфилин, которые очень редко надевают, или не «пробуждают», недостаточно активизируют каваной, — или отношением любви к ним, прикосновением, и т.д., — а это может быть чаще, кажется, в случае, если они «общественные», — их нужно снова «активизировать». А на это у одевающего общественные тфилин не всегда может быть достаточно времени, или умения, и т.д. Впрочем, всё это не абсолютно, а зависит также и от того человека, который тфилин одевает; и от ряда других вещей.

В связи со всем сказанным вспомним, что тфилин имеют и охранные свойства, то есть, охраняют того, кто их одевает.

Другими словами, если есть возможность, лучше иметь собственные тфилин.

* Частый вариант — это «общественные» тфилин, находящиеся в синагоге для того, чтобы ими пользовались те, кому это необходимо.

  1. Про места наложения тфилин,

Время и другое

Относительно места наложения тфилин могу сказать, что существует множество точек и возможностей его (их) расположить. (В первую очередь, я имею в виду те места расположения тфилин, где их можно расположить с точки зрения галахи). Особенно это касается головных тфилин. Там существует довольно большой ряд точек, в каждой из которых тфилин «включаются» и «работают»; причём, несколько по-разному, или даже сильно по-разному. (Речь идёт о «работе» тфилин в том смысле, как это рассматривается в данной книге). Есть точки, где самопроизвольно может возникать состояние, близкое к двекут (нераздельности нашего «я» — ощущения и ощущения Б-жественного или духовного присутствия; в том числе — и с потерей «я» ощущения). А есть точки, которые соответствуют большему отдалению от Присутствия, по сравнению с первыми, но поэтому в них легче происходит прославление и восхваление Всевышнего, или некоторые просьбы. (Так как это возможно, насколько мне видно, при некоем «расстоянии» и как бы «отдалении» от ощущения нераздельности с Его присутствием и чрезвычайной близостью). Есть точки, где самопроизвольно, или легко возникает молитвенное состояние. И я полагаю, что именно с этим связано название «тфилин». Одна коробочка — «тфила», молитва. То есть, надел тфилин (тфилу), и происходит состояние тфилы — молитвы, молитвенной близости. Так должно быть, полагаю, в норме, или в идеале. (Лично мне нравится считать, что это норма).

  1. Еще раз хочу подчеркнуть, что каждое место (точка) обладает своими особенностями, — в них возникает разное ощущение от контакта с тфилин. Особенно это различие заметно на голове, и там значительно больше таких точек. (Впрочем, и для руки это верно).
  2. Также хочу подчеркнуть, что каждая точка — разные типы общения с Б-гом, и разная степень близости — «количественная» и «качественная». — Разные точки, — и разная степень близости и отношений с Б-гом, во всякой точке — свои отношения. Важно выбрать, найти положение, точку, наиболее подходящую в данный момент.
  3. Существует точка, «попав», поставив на которую тфилин, возникает максимальная близость к Б-гу, часто сразу, мгновенно. Или почти сразу.
  4. Существуют точки, где сразу, или легко осуществляется состояние двекут.
  5. Существуют точки, которые больше подходят для молитвы, так как там нужно некоторое «удаление» от Б-га, где есть разделение на «я» и «Ты».
  6. Существуют положения, точки где молитвенное состояние достигается мгновенно и самопроизвольно, как только тфилин попадает туда. У меня, например, часто это верхний край зоны на голове, куда кладут головной тфилин согласно галахе. (Иногда это меняется). Как у других — не знаю. Когда я надевал тфилин на других и активизировал их (в основном, с помощью методов, изложенных выше), то я интуитивно чувствовал, как правило, куда стоит поставить тфилин, чтобы он «включился». Но является или это место «лучшим» для данного человека вообще, в другое время, или когда он делает это сам — вопрос открытый.
  7. Похоже, что в разное время суток положение, в которое поставить головной тфилин предпочтительнее всего, — может меняться. Кстати, вообще, тфилин можно передвигать для лучшего контакта и исполнения воли Б-га.

Это же относится и к ручному тфилин, но в несколько меньшей степени, кажется, — в частности, потому, что возможностей его передвигать меньше, так как он более прочно крепится на руке.

Вообще, то, что я здесь, в этой главе написал, — по большей части всё это касается головного тфилин, хотя и ручного тоже.

  1. Тфилин, сделанные из тонкой кожи и из толстой кожи

Для изготовления тфилин сейчас используется как тонкая кожа (дак), так и толстая кожа (гас). «Работают» они, — в том смысле, как это имеется в виду в данной книге, — и те, и другие: как тфилин, сделанные из толстой кожи, так и тфилин, сделанные из кожи тонкой.

 Перед завершением

В заключительной части книги я хочу уделить несколько слов различным темам, связанным с тфилин и с поиском близости Б-гу, в том числе, в аспекте молитвенной близости и прилепленности — двекут. Как правило, темы эти такие, что сегодня мне нечего сказать относительно них такого, чтобы по количеству и объёму материала требовалась отдельная глава. Тем не менее, они важны по сути, и я их приведу здесь, ниже, — «отдельным списком». (Это, скорее, темы для размышлений — итбоненут). Итак:

— Относительно узелка на ручном тфилин. Мой опыт на сегодняшний день говорит, что с той точки зрения и цели, о которых идет речь в данной книге: а это активизация тфилин и стремление к ощущению Высшего присутствия, — важно, чтобы узелок был прижат к байту (коробочке) тфилин. При прижатом узелке Присутствие ощущается легче, быстрее и сильнее. Весьма желательно, чтобы узелок хотя бы касался коробочки.

— Еще раз хочу отметить, что пишут, что перед надеванием тфилин «Шимуша раба» и «Раавад» следует погружаться в микву.

Последовательность надевания разных типов тфилин. Как известно, по галахе при утренней молитве нужно надевать тфилин Раши. На них и произносят благословение на тфилин. Те, кто надевает ещё и тфилин «рабейну Там», делают это, обычно, после молитвы. То есть, последовательность надевания относительно тфилин, такова: сначала тфилин «Раши», а потом «Рабейну Там». В случае надевания и других тфилин, я для себя обнаружил, что обычно лучшая последовательность такова: Раши, Шимуша Раба, Рабейну Там, Раавад. (То есть, получается, что сначала «группа Раши», а потом — группа «рабейну Там»). Я обнаружил это «экспериментально» для себя. Впрочем, иногда предпочтительнее казался другой порядок: тфилин «Раши», «рабейну Там», «Шимуша Раба», «Раавад». Но это редко.

— Каждая часть тфилин, возможно, похоже, может в большей мере отвечать за что-то специфическое относительно связи и общения с Б-гом. Так, затылочный узелок головного тфилин, похоже, связан с Двекут.

Тфилин — место встречи с Б-гом на ощутительном уровне. Можно общаться не только на «уровне» веры, а практически ощущая Присутствие. Быть вблизи, просить, о чём надо. И — разные части тфилин — разные способы общения с Б-гом. Коробочка — тфила (молитва) и Бытиё в Его близости, ремни — большая близость, ремень (узелок) головного тфилин — двекут.

Это, может быть, тенденция, но не абсолютно.

Относительно разных точек на руке и голове, куда можно накладывать тфилин. Я думаю, что, возможно, разные точки, куда можно класть тфилин, связаны с разными Именами Б-га.

Возможно, что разные типы тфилин, несколько по-разному действуют на различные участки мозга.

— Вообще, тело иногда кажется похожим на тфилин, надетый на душу. — Это, похожая на поэтическую, «гипотеза». (Если тело очищено, то оно как тфилин на душе).

— Если бы я приступал к изучению темы тфилин, то я бы поинтересовался, что говорится о тфилин Б-га.

Целительные свойства тфилин. Замечал их не раз.

— Можно передвигать тфилин, за ремешки (головной), не касаясь коробочки (когда уже они надеты).

— Можно попробовать петь через тфилин: прославлять Б-га пением и обращаться к Нему таким образом.

— Возможно, что при древнем посвящении — смихе, которая происходила с наложением рук, на посвящаемого (или на посвящающих тоже) были одеты тфилин.

— В тфилин находятся отрывки Торы на клафе. Поскольку сами тфилин находятся на теле человека, то в этом есть некое сходство с праздником Симхат Тора.

— Во время молитвы, чтения Торы — если делать это с пониманием и проникновением в смысл читаемого, — то это помогает почувствовать присутствие существа (из) тфилин.

— Работающие тфилин — это место встречи нашего мира с духовным миром. Индивидуальное. Но, в то же время, и всеобщее, всего нашего мира, — поскольку человек в тфилин находится в нём. В этом смысле тфилин в чём-то схож с Еврейским Храмом, Бейт Амикдашем, — который был и является пересечением, общим «местом» нашего и духовного миров. Местом встречи с Б-гом, Его присутствия. Но — всеобщим.

— Можно попробовать распространить ощущение близости Б-га также и на то время, когда тфилин уже снят, то есть на нашу жизнь. Сняв тфилин, попробовать, просить, о продолжении близости и контакта.

19.

 Наконец, в заключение книги я считаю важным повторить то, о чём писал в начале:

Те удивительные, можно сказать, фантастические явления и результаты, которые описываются, или упоминаются в этой книге (а ведь это только начальная часть того, что, наверное, может, происходить!?), — насколько они являются, и связаны с выполнением именно заповеди надевания тфилин? — Я полагаю, что те переживания и ощущения близости духовного присутствия, а также всего остального, о чем шла речь, — возможно, что всё это и связано именно с выполнением заповеди о тфилин; но, может быть, что это и просто дополнительный положительный «бонус», — тем, кто выполняет заповедь, — подарки с Небес тому, кто одевает тфилин. Поэтому (кроме всех остальных причин и резонов) — очень важно выполнять заповедь о тфилин в строгом соответствии с еврейским религиозным законом, галахой, — не полагаясь только на те достижения, результаты, и остальное, о чем идёт речь в данной книге. Чтобы, собственно, быть уверенным, что заповедь о тфилин выполняется полностью так, как это положено.

Закончено, с Б-ей помощью, сиван-тамуз, 5778

Оглавление

Глава 1…………………………………………………………………..

Глава 2. Как всё получилось………………………………….

Глава 3. Метод контакта с тфилин путем трогания их рукой. О кодексе общения и поведения……………..

Глава 4. Метод контакта с тфилин на расстоянии рукой…………………………………………………………………….

Глава 5. «Воздушный» способ контакта с
тфилин ……………………………………………………………….

Глава 6. Метод передвижения тфилин взад — вперед (вверх — вниз), или колебательного движения (перестановки) тфилин, а также некоторые другие…………..

Глава 7. Некоторые «тонкости» в трогании тфилин….

Глава 8. Об активизации различных частей тфилин………………………………………………………………………..

Глава 9. Ещё о методах…………………………………………..

Глава 10. Время наложения тфилин и его влияние….

Глава 11.Кое-что о действии тфилин……………………..

Глава 12. Различные типы тфилин………………………..

Глава 13.Ещё об опыте надевания тфилин разного вида………………………………………………………………………

Глава 14. Тфилин, написанные разным стилем письма и на разном клафе (клаф рек и клаф шалем — афацим)………………………………………………………………

Глава 15. Тфилин — «свои» и одолженные у кого-либо………………………………………………………………………….

Глава 16. Про места наложения тфилин, время и другое……………………………………………………………………

Глава 17. Тфилин, сделанные из тонкой кожи и из толстой кожи…………………………………………………………

Глава 18 Перед завершением…………………………………

Глава 19…………………………………………………………………

Для связи с автором: abrodkin@yandex.ru
www.abrodkin.com

Print Friendly, PDF & Email
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.