Интересно, что если в ашкеназских общинах больше стремились всячески напугать и обратить в бегство демонов, то в сефардских и восточных общинах старались не столько изгнать, сколько задобрить их и даже подружиться с ними. Например, избегали выливать на землю перед домом горячую воду, чтобы не обжечь живущего под порогом духа.
Юрий Шейман
Дьяволиада по-еврейски
Янкель с трещоткой бегает по улице и трещит.
— Что ты делаешь? — спрашивают Янкеля.
— Чертей гоняю, — отвечает.
— Так нет же никаких чертей, — говорят ему.
— Потому и нет, что я их гоняю.
(Анекдот)
Русскоязычные граждане знают о разной нечисти в основном из русских сказок. Леший, водяной, домовой — сразу понятно, кто где живет. Лес, водоем, дом. Чёрт живет на «черте», т. е. на границе (например, леса и поля, земли и воды). А еще чёрта называют «ляд» («на кой ляд…»), «шут» («шут его знает…). Чур, напротив, должен защитить человека от нечистой силы («Чур меня»). А вот то, что у чёрта есть бабушка, мы знаем из распространенного выражения: «Иди к чертовой бабушке» (вариант — «матери»). Еще о бабушке Сатаны нам поведал важную подробность М. А. Булгаков: у него в «Мастере и Маргарите» Воланд лечит свое больное колено бабушкиной мазью. Откуда взялась эта чертова бабушка? Возможно, позаимствована у евреев, которые вели доскональную генеалогию своих чертей, так что знали по именам всех чертовых бабушек.
Мы знаем из Торы о шести днях Творения; о том, кого, что и в какой день создал Б-г. Там ничего не сказано об ангелах и чертях. Но вот читаем в Книге Берешит, как к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении Исаака, как ангел остановил руку Авраама, готового принести в жертву Б-гу своего сына. Про Лестницу Иакова, по которой ангелы «восходят и нисходят». В других книгах Библии ангелов еще больше. Благодаря Пушкину русскоязычные школьники сводят близкое знакомство с шестикрылым серафимом из видения Исайи. От того же Александра Сергеевича, не говоря уже о Гоголе, мы немало узнаем и о чёрте и разных прочих бесах. Имеются упоминания о демонах и в ТаНаХе. Общее обозначение для них — «шеддим». В Книге Иова выведен Сатана как участник Б-жественного совета и обвинитель человека.
Когда же были созданы ангелы и черти? Или, быть может, они существовали еще до Дней Творения? Находятся ли ангелы с чертями в родственных отношениях? В ответах на эти глубокомысленные вопросы обнаруживаются разные мнения. Одни авторитетные авторы утверждают, что ангелы были сотворены во второй день Творения, другие — что в пятый. А еще, бают, некоторые, ангелы имеют человеческое происхождение, т.е. прежде причисления к ангельскому чину состояли в людском звании. А иные людьми и порождаются.
Что касаемо чертей, то их Б-г создал вообще после человека, так что никаких родственных связей у чертей и ангелов быть не может. Правда, имеются и злые ангелы, в т.ч. Ангел смерти. В Талмуде он идентичен Сатане. В Книге пророка Исайи рассказывается, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале он назван «хейлель» — «утренняя звезда». Возможно, имелась в виду Венера, чей свет виден незадолго до восхода солнца, а потом затмевается дневным светилом. Отсюда идет одно из наименований дьявола — Люцифер («светоносный» с латыни).
В мидрашах падшими называются те ангелы (аггелы), которые прельстились смертными женщинами и творили зло на земле. Их потомки исполины стали истреблять людей, обучать их употреблению оружия и другим разным нехорошим штукам.
У ангелов своя иерархия, за главного у них Метатрон (считается, что это живьем взятый Б-гом на небо патриарх Енох). Библейский пророк Элияху (Илия, ныне назначенный в России небесным покровителем ВДВ и ВВС), унесеннный живым на небо в огненной колеснице, также является одним из высших ангелов по имени Сандалфон (почти что «солдафон»). В своем небесном величии он равен Метатрону. А еще есть архангелы, херувимы, серафимы и проч. Ангелов много. Каждую травинку опекает свой ангел-хранитель.
В свое время разворачивались нешуточные дискуссии по поводу того, кто выше, ангелы или люди; следует ли относиться к ангелам как к реальным существам или как к поэтическим символам. Сегодня вера в «чисто конкретных» ангелов полностью сохраняется только у хасидов.
Теперь о нечистой силе. Нечистая она не потому, что не моется, а оттого что имеет внешность, скроенную из частей разных существ. Химеры, в общем. Чёрт в западноевропейской традиции изображается козлоногим, хвостатым и рогатым, но в остальном как человек; русалка — полудевушка-полурыба. А в допетровской Руси чёрта изображали без рогов, но с волосьми торчком, с раздвоенной бородой (число 2 вообще чертовское, как и 13 — чёртова дюжина; у чёрта вообще всё не по-людски, вот и считать он начинает не с единицы, а с двух, потому и дюжина у него — 13). Еще у него собачий хвост, лягушачьи лапки, крылышки, а в руках крючок для уловления людских душ. Красавчик, одним словом.
Евреи считали, что демоны изначально не были включены в Божественный план Творения. Шестой день подходил к концу и наступал Шаббат, Яхве вдруг решил создать еще и чертей, но должен был прервать работу, чтобы освятить Шаббат и пребывать этот день «в покое». В результате демоны остались без тел и состоят только из духовной субстанции. Есть и другая точка зрения: демоны — нечто среднее между ангелами и людьми. У них нередко есть крылья, как у ангелов, и они могут передвигаться по воздуху с огромной скоростью. Они едят, пьют, производят потомство. В позднейших легендах существует разделение чертей на «еврейских» и «нееврейских». Еврейские изучают Тору и даже делают своим детишкам обрезание. Они посещают синагогу, люди их не видят, но испытывают из-за них ощущение тесноты, отчего быстро устают во время субботней молитвы. Черти рвут субботние одежды людей и вообще всячески досаждают, но, если уж чересчур распояшутся, можно пригласить их на раввинатский суд, и черти обязаны исполнить приговор. Демонов в человеческом образе можно узнать по тому, что они не отбрасывают тени. Есть и другие способы «зафиксировать» злыдней. Например, считается, что черти имеют лапки наподобие птичьих. Чтобы проверить, не шляются ли они ночью возле вашей кровати, Талмуд рекомендует на ночь рассыпать возле кровати пепел или речной песок. Тогда утром на песке или пепле могут остаться следы в виде отпечатков птичьих ног.
Жителей Израиля рассказы о чертях могут не волновать — легенда утверждает, что царь Шломо изгнал нечистую силу из Святой Земли.
В ТаНаХе демонам не отводится никакой самостоятельной роли. Несчастья, болезни, смерть ниспосылаются Б-гом. Поэтому идея магического вмешательства в ход вещей враждебна единобожию. Библия требовала искоренения всяких попыток общения с демонами.
В период Второго Храма возникает дуалистическая тенденция: демоны зачастую начинают рассматриваться в качестве злых искусителей, не зависящих от Б-га. Представления этого периода оказали влияние на идеологию Нового завета.
Иерусалимский Талмуд почти свободен от демонологии. В то же время в Вавилонском Талмуде часто упоминают демонов (очевидно, под влиянием веры в демонов, широко распространенной в Вавилонии). Шеддим (черти) окружают человека со всех сторон, они обитают в воздухе, воде, на деревьях и на крышах домов. У каждого человека их тысяча по левую руку и десять тысяч — по правую. Черти в еврейском понимании не охотятся за человеческими душами. Нет, им нужны тела, ведь настоящего тела они не получили, вот и завидуют людям..
Из еврейских мыслителей Средневековья Маймонид (12 в.) был единственным, кто отвергал всяческую чертовщину. Напротив, каббала возвела демонологию на уровень развитого квазиучения, согласно которому черти созданы не из четырех элементов, из которых состоят все вещи в мире (вода, земля, огонь и воздух), а только из двух — воды и огня (а ангелы — из воздуха и огня), и по этой причине ни те, ни другие недоступны человеческому восприятию; тем не менее демоны подчинены законам природы, они смертны, хотя их предводители Лилит и Самюэль доживут до Страшного Суда. Их пища — вода, огонь и различные запахи. Наивысшего могущества злые духи достигают ночью, особенно — в полночь. Самым опасным местом, где человек мог стать легкой добычей нечистой силы, у евреев считался сортир (по определению нечистое место), а у русских, как ни парадоксально, — баня (видимо, по сходству в христианских представлениях с адом, где варят грешников). В туалете лучше не засиживаться, тем более не читать, сделал свое дело — и выходи, мой руки, чтобы черти, не дай Б-г, на них не остались. Другое опасное место — супружеское ложе. Чертовки любят вступать в половые сношения с евреями и даже рожают от них чертенят. Хуже того, после этого они вполне могут претендовать и на свою часть жилплощади. Рабби пишут на бумажке специальные амулеты, чтобы на демониц никогда не вставал… Считается также, что, если во время соития с женой еврей представляет себе другую женщину, то в результате тоже могут родиться бесы. Нередко злые духи насылают людям ложные сны и неверные предсказания будущего. Они вводят в обман путешественников, указывая неправильную дорогу; морочат и искушают людей призрачными надеждами. А когда человек поддается их обманам, они заливаются громким хохотом.
В книге «Зогар» дается подробное описание власти различных демонов и приводятся их имена, а также генеалогия. Многие из них получились путем демонизации языческих божеств окружающих народов. Расскажем о наиболее знаменитых.
Вот Лилит (от «лайла» — «ночь, ночная птица»). Считается, что эта эмансипированная дама была первой женой Адама. Она не из его ребра была сделана и потому, возгордившись, считала себя ровней мужу. Более того, во время секса хотела быть сверху. Адам пожаловался Б-гу. Тот вызвал Лилит «на ковер», но последняя сбежала к Сатану и стала его женой; от этого брака родилось множество демонов ночи. Адам же получил новую жену — Еву. Лилит из ревности к потомкам Адама и Евы вредит роженицам и охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки всегда вешают амулет. Повязывание красной нитки на руку ребенку связано с тем, что Лилит боится этого цвета. Еще одно занятие этой демоницы — являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их, вызывая поллюции. С Лилит связан хорошо известный и широко распространенный в фольклоре сюжет, как она явилась к царю Соломону в образе царицы Савской. Тот, однако, заподозрил неладное и устроил во дворце водоем, покрытый прозрачным стеклянным полом. Мнимая царица решила, что ей надо ступить в воду, и подобрала подол платья, обнаружив свои покрытые шерстью и заканчивавшиеся копытами ноги. (Вообще-то Лилит чаще приписывают птичьи лапы и «совиные крыла».);
Пожалуй, наиболее известный из демонов — Самаэль, что переводится как „яд Б-га“. Сатан — всего лишь одно из многих прозвищ Самаэля и означает на иврите «противоречащий». Нам он известен также как Дьявол — „клеветник“ (с греч.), Люцифер — «светоносный“ (с лат.), Вельзевул — божество филистимлян, „величество» а по-другому „повелитель мух“ (с иврита), но эти имена более употребительны у христиан, чем у евреев. Считается, что это он в виде змея подбил Адама и Хаву (Еву) на грехопадение (хотя о тождестве Сатана и змея-искусителя нигде в Писании прямо не сказано). Самаэль является злым началом, провоцирующим человека на совершение грехов (например, жрать свинину), ангелом-обвинителем, представляющим грехи человека перед высшим судом, и ангелом смерти, приходящим за человеком в его последний час. Но приходит он только за грешниками. За праведниками приходит архангел Гавриэль.
Один из любимейших персонажей еврейского фольклора — Ашмодей. С его именем связано множество легенд. Он считается царем еврейских (хороших, «наших») чертей. Ашмодей склонен к разного рода проказам, пьянству, любовным похождениям, его нетрудно обвести вокруг пальца; он может помогать людям, предупреждая их об опасности. Одновременно обладает знанием будущего, видит зарытые в земле клады. Этот чёрт чертовски мастеровит, недаром царь Соломон с помощью печати с именем Б-га захватил его в плен для помощи в постройке Первого Храма. Ашмодей также передал Соломону колдовскую книгу, именуемую «Книгой Ашмодея», Но после постройки Храма хитрец сумел освободиться и забросить царя на край света, а сам занял его трон. Вернувшись, Соломон смог доказать свои права на престол и отправить самозванца в преисподнюю. (Имя Соломона ставится талмудистами рядом с именами высших князей и повелителей злых духов. Соломон владел всеми тайнами бытия. Он знал язык растений, зверей, рыб и птиц.)
Жена Ашмодея зовется Наамой. Еще одна соблазнительница мужчин. Нааму представляют как красивую женщину — до пояса. Ниже пояса она выглядит, как пылающий факел.
Из числа демониц можно упомянуть и бат Махлат — рассылательницу болезней.
Вот еще один герой — Азазель. Имя знакомое по роману «Мастер и Маргарита» как Азазелло, демон-убийца. Согласно апокрифической Книге Еноха, из числа падших ангелов, был знаменоносцем армии ада. Чем-то напоминает Прометея. Он научил людей делать мечи и железные ножи, щиты и доспехи, научил людей прорывать шахты, добывать металлы и драгоценные камни, а также поведал о свойствах драгоценных камней. Так в мире появилась зависть, люди стали убивать друг друга из-за драгоценных металлов и камней. Помощники Азазеля научили людей колдовству и использованию магических свойств растений, научили наблюдать за звездами.
В романе Булгакова Азазелло появляется через зеркало, то есть тоже с помощью своего изобретения.
Первоначально имя Азазель было связано с обрядом приношения в жертву в Йом-Кипур так называемого козла искупления, на которого возлагались грехи народа. Несчастное животное пожирал демон пустыни. Видимо, поэтому позднее чертям приписывалось сходство с козлом.
Шабрири. Демон, обитающий в реках, озерах и колодцах. Своим ядом он отравляет воду, выпив которую, люди слепнут. Днем демон безвреден, опасен только ночью. Поэтому ночью запрещено пить воду из источников (если человек находится в одиночестве). Если есть спутник, то стоит даже разбудить его, только бы не пить воду одному — двум людям демон повредить уже не в состоянии. Если вы одни, надо постучать по крышке колодца или того резервуара, из которого вы собираетесь пить. На крайний случай Талмуд приводит заговор, аннулирующий действие Шабрири: «Шабрири, Брири, Рири, Ири, Ри». Этим заговором злой демон воды Шабрири превращается в ангела дождя Ри.
Еще один забавный персонаж еврейской демонологии по-простому именуется Даф («лист»). Когда человек изучает какую-нибудь религиозную книгу (например, Талмуд или «Зоар»), а потом покидает комнату, оставив книгу открытой, то к книге подкрадывается Даф, прочитывает всё то, что человек читал перед этим — и человек тотчас же забывает изученное. Поэтому среди религиозных евреев существует обычай — обязательно закрывать изучаемую книгу, даже покидая комнату ненадолго.
Лантухи — мелкая нечисть, домовые. Склонны к озорству. Но бывают и очень милы, помогая по хозяйству.
В ТаНаХе упоминаются демонические звери — Бегемот и Левиафан. Неизвестно, имелись ли в виду какие-то реальные животные. Под Левиафаном иногда подразумевают кита, иногда он олицетворяет первобытный хаос или отождествляется с Сатаной. После прихода Машиаха Левиафан и Бегемот истребят друг друга,
Диббук — появляется в ашкеназийском фольклоре Польши и Германии где-то в XVII в., злой дух, вселяющийся в человека и вызывающий помрачение рассудка. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, в который может вселиться. (Тема, получившая в 20 в. свое развитие в художественной литературе — Ан-ский, Башевис-Зингер, Гари; кинематографе, опере и балете — Л. Бернстайн).
Раввины с помощью псалмов изгоняют духа-оккупанта, после чего диббук исчезает, разбив оконное стекло. Иногда прихожане приходили к раву, говоря, что в них вселился диббук, а рав отправлял сына с молотком на улицу, читал псалмы, сын по сигналу разбивал окно — и диббук как миленький изгонялся. Известны и случаи, когда еврейские черти сговаривались с раввинами, вселялись в гоев под видом диббуков, а потом раввины их торжественно изгоняли (а почему бы не заработать?). Ох, уж эти евреи: они одновременно истово верят и сами же над собой смеются.
* * *
Хотя иудеям не разрешается колдовать, всё же колдовство было распространено в их среде. Еще пророки обличали евреев за это. Суть колдовства — влияние на материальный мир с помощью упоминания имён нечистой силы. Использование Имён Б-га и ангелов для воздействия на духовную субстанцию и для защиты от демонов не запрещено Писанием. Интересно, что русское слово «волшебник», скорее всего, происходит от еврейского ба’ал-шем («владеющий [святым] именем»). Пример еврейской магии, направленной на защиту от злых сил, представляет собой легенда 17 в. о пражском Големе — роботе, созданном раввином Бен Бецалелем из элементов земли и огня. Чтобы оживить искусственного воина, ему кладут под язык записку с тетраграмматоном (4-значным именем Б-га). Как должна была быть грустна жизнь народа, который, отчаявшись дождаться Машиаха, возлагает свои надежды на спасение от антисемитов на глиняного истукана!
Главный оберег от злых духов, конечно же, мезуза с фрагментом из Второзакония. Защитой от злых духов служат также: чтение Торы (особая сила приписывалась псалмам 23 и 91), молитвы, обереги, драгоцнные камни, некоторые растения (говорят, запах чеснока не нравится демонам — фитонциды всё-таки), огонь (для этого зажигают шаббатные и ханукальные свечи), трубление в шофар.
Действенными считались и амулеты с магическими формулами, пентаграммами, гексаграммами и другими защитными изображениями. Полагали, что владение всеми именами демона дает власть над ним. Широко была распространена магия чисел. Число 9 считалось связанным с нечистой силой, поэтому заклинания против нее следовало повторять 9 раз; человек, увидевший демонов, в течение 9 дней не должен никому говорить об этом.
В пасхальную ночь и во время Шаббата не нужны никакие меры защиты, так как святость этих дней сама по себе охраняет от злых духов. Но накануне и по окончании праздников надо быть особенно осторожными: активность врагов человеческих возрастает именно в переходные моменты. Рождение, обрезание, свадьба, похороны — тоже переходные события в жизни человека, тут-то и надо опасаться нечистой силы.
Интересно, что если в ашкеназских общинах больше стремились всячески напугать и обратить в бегство демонов, то в сефардских и восточных общинах старались не столько изгнать, сколько задобрить их и даже подружиться с ними. Например, избегали выливать на землю перед домом горячую воду, чтобы не обжечь живущего под порогом духа. Существовал обычай: перед тем как вселиться в новый дом заносить туда угощение для духов. Чтобы умилостивить нечистую силу, оставляли хлеб и бокал вина на столе в ночь накануне Шаббата. Раввины это осуждали, утверждая, что негоже «накрывать столы для демонов».
* * *
Злых духов можно и нужно вводить в заблуждение, например, переодеваясь на Пурим и Хануку. Чтобы одурачить демонов болезни и смерти, нужно изменить имя больного. Например, ребенку дают имя Алтер («Старик») в надежде, что злые духи оставят его в покое (дескать, всё равно скоро умрет); или добавляют имя Хаим («Жизнь») к его руф-номен, чтобы дать больному силы выстоять перед нечистью.
Отношение к именам вообще очень серьезное. Ашкеназская традиция запрещает называть детей в честь ныне здравствующих людей, дабы не навлечь смерть на человека.
В этом мире, где почти каждое слово или поступок могут привлечь внимание злых сил, просто-таки необходима осторожность и даже ложь во спасение. Бесы только и ждут, когда кто-нибудь скажет: «У вас такие красивые дети!», забыв добавить: «Не сглазить бы!» или трижды сплюнуть в конце (а вы разве не знали, что человеческая слюна — верное средство против темных сил?).
Вы ни за что не заставите идишеязычного еврея произнести вслух слово «рак». Если назвать имя болезни — она тут же явится. Говорят «плохая болезнь» или что-то в этом роде.
Чтобы описать несчастье, не накликав его, используется формула «не про нас будь сказано». Есть и обратное по смыслу выражение, если упоминают что-то хорошее: «Про всех сынов Израилевых будь сказано».
Мама ругает сына: „Чтоб тебе голову не сломать!“ Ругань не должна перерасти в проклятие.
Любовь к антифразе, когда, чтобы не поминать плохое, говорят наоборот, стала фундаментом еврейской иронии. Вместо «дурной глаз» или «черный год» говорят «добрый глаз», «хороший год». О кладбище скажут «хорошее место», о болезни — «хорошая вещь». Всякое упоминание источника зла может его привлечь.
Евреи скупы на похвалы и одобрение — не хотят давать темным силам повода прицепиться. Тем более опасно всякое бахвальство.
О несчастьях можно смело говорить вслух, а вот восхищение надо выражать в виде безразличия, удовольствие — скучающим тоном.
Если кто-то нравится, не хвалите его — вы рискуете навредить человеку; лучше отзывайтесь о нем ворчливо или туманно, ведь никогда не знаешь, что выкинет нечистая сила. Уклончивость выражается и в манере отвечать вопросом на вопрос: «Как я поживаю? А как я должен поживать?» На вопрос «Как дела?» отвечают: «Бывает хуже». Можно ответить и: «Бывает лучше», «Не спрашивай» или «Чтоб моим врагам так жилось!».
Небольшое огорчение предотвращает большое. Отсюда пошел обычай разбивать бокал в конце свадьбы.
Пересчитывать евреев считалось опасным делом: тем самым можно навести злых духов на мысль уменьшить число живущих. Библия рассказывает о переписи населения, проведенной по велению царя Давида: «И встал Сатана против Израиля, и подстрекал Давида исчислить Израиль» (1 Пар. 21:1). После переписи евреев поразила моровая язва, унесшая в могилу семьдесят тысяч человек.
Когда нужно собрать миньян, как узнать, достаточно ли людей собралось, если считать нельзя? Самый распространенный выход — «несчет», т.е. говорить: «Не один, не два, не три» или называть не сколько есть в наличии, а сколько не хватает. Такой нехитрый прием способен обмануть нечистую силу.
Говоря о чьем-либо возрасте, обычно добавляют: «До ста двадцати», иначе бесы подумают: раз вам так нравится этот возраст, надо вас в нем и оставить. Спрашивать кого-то о его возрасте нужно так: «Ви алт зайт ир, биз ѓундерт ун цванцик?» («Сколько вам осталось до 120?») Почему именно столько? Так Б-г заповедал (Быт. 6:3). И ровно столько прожил Моисей. Кроме Моисея такого же возраста достиг рабби Акива, который для Талмуда такая же культовая фигура, как Моисей для Торы.
Не рекомендуется упоминать имя чёрта. Тут-то он как раз и явится. Чёрт легок на помине. А если человек появляется, когда о нем только что говорили, то не говорят: «Чёрт тебя принес». Замечают шутливо: «Лучше бы мы упомянули Мессию».
* * *
Мифология антисемитизма исходит из того, что в мейнстримном иудаизме совершенно отсутствует гностическое противопоставление Б-га и Сатаны. Раввины учат, что дела Самаэля совершаются по попущению Господню. Отсюда христианами делался абсурдный вывод, что евреи поклоняются дьяволу. Изображениям чертей придавались еврейские черты, да и самим евреям нередко приписывалось обладание рогами и хвостом. Представление о «родстве» нечистой силы и евреев отражает украинская поговорка — «Що чорт, що жид, то рiдниi брати».
Суеверий у окружающих народов ничуть не меньше, чем у евреев, а в иудейской каббале магии уделяется не так уж и много места, и всё же вера в то, что каждый еврей — злой колдун, носила почти повсеместный характер среди христиан в прежние времена. Она была одним из главных мотивов преследования евреев и кровавого навета. В основе этой веры лежали и теологические представления христианства о евреях как о народе-богоубийце.
Немецкие матери пугали не желающего спать ребенка: „Schlaf! Der Jud’ kommt und steckt dich in den Sack!“
Славянские народы представляли себе черта в виде «какого-то жида», а домового — в виде «маленького бородатого еврея»; водяного — в образе «маленького еврея в ермолке и халате». В Полесье о косматом черте и лохматых русалках говорили, что они «пейсатые». По карпатским поверьям, от связи с евреем у женщины может родиться черт. Выкрестов и людей, родившихся от смешанных браков, после смерти черт забирает себе. Украинцы рассказывали, что, когда евреи моют руки и стряхивают воду, из брызг появляются черти.
Вмешательством нечистой силы объясняли украинцы материальное благополучие евреев. Подобно тому как черту приписывается изобретение вина, табака и прочих «нечистых» вещей, считается, что «карты выдуманы жидами», и именно из-за карточного долга Иуда предал Христа.
По польскому поверью, еврея в любой момент мог похитить дьявол, поэтому евреи ложились спать все вместе на одной кровати, при этом тела спящих должны были образовывать «звезду», касаясь головами друг друга; таким образом, никто не лежал с краю, и поэтому черт не мог никого схватить. (В Польше сейчас практически не осталось евреев, зато продаются деревянные фигурки еврея в кипе или шляпе, считающего деньги. Это называется Żyd na szczęście — «жид на счастье». (Оказывается, теперь евреи приносят счастье!) «Еврея-домового» хорошо получить в подарок и подвесить у себя в сенях или прихожей — не в своих же покоях держать этого нехристя доброму католику. По субботам или в канун Нового года жида надо перевернуть вверх тормашками, чтобы все деньги, которые он насчитал за неделю или за год, выпали из его сумки прямо на стол честному поляку. (И никакого антисемитизма!)
У православных в роли черта мог выступать любой иноверец: и поляк, и немец (помните, Воланд у Булгакова «пожалуй, немец»). Но евреи здесь на особом счету. Под Антихристом в Восточной Европе подразумевали «жидовского Мессию», который родится в конце времен у одной еврейки после семилетней беременности и сразу после рождения станет ходить.
Надо сказать, что евреи отвечали зеркально-симметрично, черт у них предстает как «пан», «гой», «казак». Исав (символ христиан и прародитель антисемитов) зачислялся в еврейском сознании в подданные дьявола. В охранительных текстах на еврейских амулетах упоминается некое распутное демоническое существо Емарей Емаревич, который является женщинам в образе попа или простого гоя.
Одно маленькое уточнение: мы, к счастью не устраивали им ни погромов, ни холокостов.
Краткая библиография
- Джошуа Трахтенберг «Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом», пер. В. Рынкевича. Москва — Иерусалим, «Гешарим», 1998.
- Меир Бадхен «Еврейская чертовщина», Серия «Каббала и еврейская традиция», Москва — Иерусалим, «Мосты культуры», 2006.
при заключении договора между авраамом и яхве последний называет себя богом демонов: он говорит Аврааму «ани ель шедай (по русски я-бог демонов) , это уже потом в средние века еврейские мудрецы переделали в ани ель шадай, что стали переводить как я бог всемогущий. но это для того, чтобы скрыть сатанизм …
Например, избегали выливать на землю перед домом горячую воду, чтобы не обжечь живущего под порогом духа. Существовал обычай: перед тем как вселиться в новый дом заносить туда угощение для духов.
____________________________
Амулеты, обереги, магия чисел, всевозможные ритуалы — ведь это анимизм чистой воды. Не потому ли такая своеобразная манера изложения — с легкой иронией и долей юмора. А как это все соединяется с единобожием?
Плохо соединяется, как всякое суеверие.
Чертовски интересно!