©"Заметки по еврейской истории"
  ноябрь-декабрь 2020 года

Loading

Как правило, беженцы начинали с попытки поселиться в Иерусалиме, но в итоге большинство переселенцев оказывались в Галилее, где жить было проще и безопаснее. В XVI веке Цфат превосходил Иерусалим и по численности населения и по еврейской учености. С тех пор город известен как центр еврейской мистики, город каббалы.

Марина Магрилова

РАССВЕТ ШЕСТОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

(окончание. Начало в №8-10/2020)

Марина МагриловаА что, если попробовать посмотреть на всю историю Человечества? Первый день, воскресенье, первое тысячелетие от Сотворения мира — здоровые лучезарные люди, долгожители, экологически чистый прекрасный мир… — может быть недаром в дальнейшем именно воскресенье станет выходным днем для большинства Человечества? Однако недостойное поведение грозит миру разрушением. В первом тысячелетии вообще не было наказаний. Середина второго тысячелетия (понедельник — день тяжелый) — Потоп, Человечество строится заново из семьи Ноаха и трех его сыновей. В конце второго тысячелетия, в 1948 году от сотворения мира, родился Авраам, от которого произойдет народ, который должен стать «светочем для народов мира»… В третьем тысячелетии происходят все события с праотцами и праматерями, исход из Египта и в середине третьего тысячелетия появляется надежда на избавление — Синайское Откровение. На конец третьего тысячелетия приходится расцвет единого царства Израиля, времена Давида и Соломона. Недаром, видимо, про третий день Творения Танах говорит «паамаим ки тов» или «дважды хорошо».

Последовательность событий в еврейской истории от Сотворения мира

Ветхий Завет (Танах) записывается до середины четвертого тысячелетия, до времен возвращения евреев из Вавилонского плена, до времен жизни последних пророков. Вторая половина среды (четвертое тысячелетие) — это времена столкновения с греко-римской культурой — из этой идеологической войны евреи не вышли до сих пор. Происходящее сегодня в странах свободного западного мира — это естественное продолжение заложенных тогда ценностей в общечеловеческую историю. Пятое тысячелетие (четверг) в еврейской истории — это история выживания, сопротивления, героического упрямства. И вот наконец-то, Пятница, ночь изгнания, а потом — рассвет!

Сжигают еврейские книги

Сжигают еврейские книги

Да, шестнадцатый век стал веком расцвета Цфата. Маленькая галилейская деревушка посмела конкурировать с вечной столицей, с Иерусалимом! Как же это могло произойти? — Попробуем разобраться. Формально причин этому было несколько. Изгнанные из Испании и Португалии евреи искали, где поселиться. Многие переплывали Гибралтар и оказывались в северной Африке, где их поджидали берберы с целью «выпотрошить внутренности», они буквально вспарывали животы, считая, что богатства евреи увозили в себе, так как с собой взять они ничего не могли. В страны Западной Европы евреям в XVI веке вход был запрещен, поэтому многие оказались на территории молодой Османской империи. В 1517 году мамлюков из Палестины выгоняют османы, в Иерусалиме наконец-то опять появляются городские стены, построенные султаном Сулейманом. Во времена Сулеймана Великолепного и его сына, Селима, очень преуспела семья марранов из Испании, дона Грация Мендес и ее зять и одновременно племянник, Иосеф ха-Наси.

Дона Грация и Иосеф ха-Наси

Дона Грация и Иосеф ха-Наси

Своими связями и деньгами они мстили Испании за изгнание евреев, имея свой флот, они помогли избежать расправы евреям Италии, организовали бойкот папского торгового города-порта Анкона, за верную службу получили право владеть землей на Галилейском море, где когда-то был цветущий город, Тверия. Именно туда были переправлены спасенные из Италии евреи, на деньги доны Грации куплены и посажены тутовые деревья, шелковые ткани очень ценились тогда в Европе. Изгнанные евреи Испании и Португалии привезли с собой умение обрабатывать ткани, первые ателье по пошиву готовой одежды появляются в Цфате в XVI веке…
Однако прежде всего все еврейские переселенцы стремились в Иерусалим. Местные власти боялись усиления значения Иерусалима за счет увеличения в городе еврейского населения. Из прошедших веков известно, что соединение еврейского народа и Иерусалима — это очень сильная «взрывная смесь», не управляемая властями. Если не Иерусалим, то какой другой город может сравниться с ним? История показала, что таким городом стал Цфат. Город в горах Галилеи напоминал Иерусалим, причем не только топографией и климатом, но и связью с тысячелетней еврейской традицией. Считается что на склоне горы Ханаан находилась иешива Шема и Эвера, в которой Яаков учился XIV лет до того, как попал в дом к Лавану. Шем — один из трех сыновей Ноя, в ковчеге переживший Потоп, он является прародителем семитских (азиатских) народов. А во втором веке новой эры в пещере недалеко от Цфата скрывался от римлян р. Шимон бар Йохай с сыном, здесь им была создана главная книга еврейской мистики, Зохар…
В целом «рассвет шестого тысячелетия» или конец ХV начало ХVI века — это время пробуждения религиозной мысли. Верующие люди стали больше задумываться над сущностью религии‚ в разных странах возникали всевозможные секты‚ которые отрицали церковные обряды‚ некоторые догматы и иерархию христианства, видели единственный выход из этого — возвращение к корням, к Библии. Например, в конце ХV века в России распространилась «ересь жидовствующих». Русский царь Василий III, отец Ивана Грозного, в письмах ставил в пример испанского короля Фердинанда, который

«лютыми казнями и кострами искоренял ересь в своих землях… Люди у нас просты, не умеют говорить, лучше о вере не плодить никаких речей, а для того только собор учинить, чтобы еретиков казнить, жечь и вешать… Надобно их пытать накрепко, чтобы дознаться, кого они прельстили, чтобы искоренить их совсем и отрасли их не оставить».

Многие жидовствующие России были сожжены в железных клетках в 1504 году, но «ересь» окончательно искоренили ещё только через 50 лет. Иван Грозный не пускал евреев в Россию из-за боязни распространения «ереси». В завоёванных городах при Иване Грозном евреям предлагали креститься, а тех, кто отказывался, убивали. В Полоцке, например, в лютый мороз под лёд отправили умирать три тысячи евреев в 1563 году.
Попытки христиан обновить христианство вели к еврейским истокам религии, к Танаху и Талмуду. Появление протестантской англиканской церкви как ответ на невозможность католического развода иллюстрирует история английского короля Генриха VIII.

Генрих восьмой

Генрих восьмой

Генрих был женат на вдове старшего брата, Екатерине Арагонской. С теологической точки зрения — это левиратный брак с целью рождения наследника, но в браке нет сыновей, нет наследника. Генрих считает, что это достаточный повод для развода, он ищет подтверждения в еврейских источниках и просит привезти в Англию Талмуд. Евреев в Англии уже нет с 1290 года, то есть более 200 лет. Католическая церковь не посмеет возражать против первоисточника, достаточно привести мнение Талмуда, считает Генрих. Однако пока до Англии довезли экземпляр Талмуда, Генрих VIII успел окончательно поссориться и порвать отношения с католической церковью. А королевский экземпляр Талмуда остался в Англии и сохранился до наших дней…
После изгнания 300 000 евреев из Испании и Португалии примерно сто тысяч из них обосновалось на просторах стремительно растущей Османской империи. Турецкий султан Баязет произнес историческую фразу: «Король Фердинанд Испанский глуп! Он разорил свою страну и обогатил нашу». Так появились «сфарадим» (испанцы), а их разговорным языком стал ладино. В Цфате сформировался новый мировой центр Торы. Параллельно с расцветом Цфата развивается еврейский центр в Польше, здесь селились беженцы из Германии — ашкеназим, говорившие на языке идиш. Традиции немецких и французских знатоков еврейского закона (тосафистов) наследовала Польша, а центром мудрости и мистики испанской каббалы стал город Цфат.

Имена и краткие биографии раввинов, поселившихся на Святой Земле за первые четверть века шестого тысячелетия, можно увидеть на схеме.

Как правило, беженцы начинали с попытки поселиться в Иерусалиме, но в итоге большинство переселенцев оказывались в Галилее, где жить было проще и безопаснее. В XVI веке Цфат превосходил Иерусалим и по численности населения и по еврейской учености. С тех пор город известен как центр еврейской мистики, город каббалы. История развития тайного еврейского учения, каббалы, началось с открытия книги Зохар в самом начале шестого тысячелетия по еврейскому календарю испанским каббалистом Моше де-Леоном, который утверждал, что получил Зохар от самого Рамбана, со Святой Земли. Изгнание еврейских мудрецов из Испании и Португалии привело к распространению и развитию каббалы, причем из узкой области, открытой только для посвященных, каббала превратилась пусть в элитное, но открытое для всех движение. Количество каббалистической литературы и ее популярность неуклонно растет с тех пор и вплоть до наших дней. Величайшие каббалисты рабби Моше Кордоверо и сменивший его рабби Ицхак Лурия (ха-Ари) проводили уроки по тайной Торе; в Цфате родились понятия «цимцум», «швират келим», «тикун» («сокращение», «разбитие сосудов», «исправление»), то есть базовые понятия динамического развития мира. Трагический конец испанского еврейства требовал теологического объяснения. В соответствии с созданной в Цфате лурианской каббалой, пережитая катастрофа — это всегда начало новой эпохи, нового времени, долгожданного рассвета шестого дня Творения. Это похоже на современное нам осмысление катастрофы европейского еврейства ХХ века и — сразу вслед за этим — создания Израиля. Величайшие религиозные авторитеты Цфата вели переписку со всеми еврейскими общинами мира, отвечая на сложные галахические вопросы. Главный раввин города р. Йосеф Каро завершил в Цфате работу над книгой Шульхан Арух («Накрытый стол») — впоследствии этот кодекс был принят в качестве основного практического свода законов еврейскими общинами мира. Мудрецы Цфата возродили древние праздники Лаг ба Омер и Ту бе Ав, которые с тех пор прочно вошли в современный еврейский календарь.

Лаг ба Омер

Лаг ба Омер

В современном Израиле самый массовый праздник, в котором участвуют сотни тысяч евреев одновременно, происходит в Лаг ба Омер на горе Мерон, рядом с Цфатом, у гробницы автора книги Зохар, рабби Шимона бар Йохая.

Гробница автора книги Зохар рабби Шимона бар Йохая

Гробница автора книги Зохар рабби Шимона бар Йохая

Географическая близость к местам написания книги Зохар добавляла значимости Цфату в каббалистическом плане. В 1538 году рав Яаков Бейрав и главные мудрецы Цфата восстановили смиху (раввинское посвящение), что должно было привести к восстановлению Синедриона и единого управления разбросанного по разным странам народа… Авторитет мудрецов Цфата признавался повсеместно, в многочисленные ешивы города стекались ученики из разных стран.
Однако, начнем по порядку. Одним из первых знаменитых беженцев из Испании стал праведник и чудотворец р. Йосеф Сарагоси. Он поселился в Цфате, вернее в деревушке возле города, и стал рабби местных цфатских евреев. Есть несколько историй о чудесах рабби, которые спасли евреев Цфата.

Рабби Йосеф Сарагоси

Рабби Йосеф Сарагоси

У р. Йоси Сарагоси учился юный Давид Ибн Зимра (Радваз). В возрасте двенадцати лет Давид покинул Испанию вместе с семьей и другими изгнанниками. Он пытался устроиться в Иерусалиме, затем перебрался в Каир, где сорок лет возглавлял еврейскую общину. В 70 лет Давид ибн Зимра вернулся в Иерусалим, но был вынужден оставить город из-за непомерных поборов турецкого наместника, положившего глаз на его имущество. Ибн Зимра был богат, он торговал кожами и зерном. На свои средства создал в Каире ешиву, где учились р. Бецалель Ашкенази и р. Ицхак Лурия (ха-Ари, Аризаль).

«Я не нахожу возможным вводить новые устрожения в тех законах, в которых не устрожали прежние поколения. Дай Б г, чтобы сыны Израиля соблюдали то, что уже на них возложено, — а тот, кто стремится предъявлять к народу максимальные требования, обычно остается ни с чем»

— из этой цитаты виден стиль и характер праведника. Недаром Радваз прожил почти 100 лет, он выучил, воспитал и даже пережил многих мудрецов того времени, он стал свидетелем всех чудес, открывшихся в Цфате XVI века. В 83 года Радваз вернулся в Цфат, город своей юности. Вся община Цфата во главе с восьмидесятилетним р. Йосефом Каро вышла его встречать, демонстрируя ему заслуженный почет и уважение. Вместе с р. Йосефом Каро и главным раввином Цфата р. Моше Терани Радваз принимал участие в деятельности раввинского суда, который был в тот период самым авторитетным во всем еврейском мире. Однако в главном теологическом вопросе, споре, не решенным до сих пор, Радваз ошибся — он не поддержал восстановление смихи и Синедриона, предложенное Яаковом Бейравом в 1538 году.
Легендарный Яаков Бейрав, главный раввин Цфата, родился в Толедо; там же, в Толедо, через 14 лет родился и Йосеф Каро.

Пещера мудрецов Цфата

Пещера мудрецов Цфата

Яаков пережил изгнание во вполне сознательном возрасте, к 18 годам он уже успел поучиться у главного раввина Толедо, знаменитого каббалиста, рабби Ицхака Абуава, успел проникнуться духом и традициями испанской каббалы. В 1492 году, когда указ об изгнании был уже обнародован, р. Абуав во главе делегации, состоявшей из тридцати глав испанской общины, отправился к королю Португалии Хуану II и добился, чтобы евреям было предоставлено убежище в Португалии, однако вскоре после переезда, в городе Порту, рабби Ицхак умер. Траурную речь на церемонии погребения произнес другой ученик Ицхака Абуава, р. Авраам Закуто. Вслед за учителем, р. Авраам Закуто также переселился в Португалию, стал придворным астрономом короля Хуана II. Его астролябией пользовались экспедиции Христофора Колумба и Васко да Гамы. Жизнь испанских изгнанников в Португалии продолжалась недолго. По приказу об изгнании 1497 года все евреи должны были покинуть Португалию, вне зависимости от их заслуг. Яаков Бейрав и Авраам Закуто после изгнания из Португалии разными путями, длиною в целую жизнь, добирались до Эрец-Исраэль, в итоге Яаков Бейрав к 50 годам добрался до Цфата, а Авраам Закуто к 60 годам — до Иерусалима…

Памятник Колумбу работы Франка Майслера в Еврейском музее в Жироне

Памятник Колумбу работы Франка Майслера в Еврейском музее в Жироне

Обратная сторона посвящена еврейским астрономам и картографам

Обратная сторона посвящена еврейским астрономам и картографам

Авраам Закуто

Авраам Закуто

Уже в Цфате Яакову Бейраву приснился сон: его учитель, рабби Ицхак Абуав, просил спасти свою синагогу, которую превратили в церковь… Так в Цфате появляется синагога Ицхака Абуава. Ученики Абуава вывезли из Испании свиток Торы, написанный рукой учителя. Прежде чем написать имя Бога, рабби Ицхак 26 раз окунался в микву. 26 — это гематрия имени Бога (сумма численных значений четырехбуквенного имени). В синагоге Абуава шесть ступеней ведут к Арон а-Кодеш. Чтобы в субботу вынуть свиток Торы из Арон а-Кодеш, надо подняться на все шесть ступеней, то есть заново пережить все дни прожитой недели, а также вспомнить все дни Творения и подняться до уровня 7-го Субботнего дня. В синагоге Абуава все детали значимы, все они связаны с каббалистическим пониманием мироздания.

Улица Ицхака Абуава в Иерусалиме

Улица Ицхака Абуава в Иерусалиме

Почему же дорога до Эрец-Исраэль занимала целые десятилетия? Почему так долго и сложно изгнанники добирались до Святой Земли? Казалось бы, что может быть естественнее, чем переезд в обещанную Богом Эрец Исраэль? Поиск надежного спокойного еврейского места, где есть возможность жить среди своих, учить и учиться — все это сложилось в Цфате только к середине XVI века, благодаря прибытию новых и новых переселенцев. Когда в городе появился р. Йосеф Сарагоси, у местной разрозненной еврейской общины даже не было своего раввина! Изгнанная из Португалии семья Яакова Бейрава сначала попала в Марокко, здесь юный Яаков быстро стал главным раввином города Фес. Впоследствии он перебрался в Каир, где вошел в состав городского раввинского суда. Со Святой Земли в Каир приходят новости о быстро растущей общине Цфата, и тогда уже не молодой, перешагнувший пятидесятилетний рубеж, р. Яаков решается на переезд, чтобы возглавить общину. Переезды из города в город еврейские мудрецы, как правило, совершали с целью найти достойных учителей и достойный партнеров, чтобы продвигаться в познании мира, за учителями тянулись ученики. Во второй половине XVI века в Цфате было такое количество самых выдающихся еврейских умов мира, что это время можно сравнить разве что с древним Израилем.

Цфат

Цфат

Наверняка мудрецы Цфата осознавали уникальность сложившейся ситуации: из никому неизвестной маленькой нищей деревушки, заброшенной в высоких горах Галилеи, Цфат за пару десятилетий стал мировым центром учености и богатым, экономически процветающим городом. Богатство в Цфат пришло вместе с переселенцами, которые привезли в город не только личный капитал, но и умение обрабатывать ткани, в Цфате даже стали шить готовую одежду, которая через Дамаск попадала в Европу.

Старый портной

Старый портной

Между собой еврейские мудрецы наверняка обсуждали вопрос карета (отсечения еврейской души), который в соответствии с иудаизмом полагается за три греха — убийство, разврат и идолопоклонство. Все другие законы и ограничения отменяются в случае угрозы жизни, но если от еврея требуют убить, чтобы не быть убитым, или сменить веру, то еврей должен предпочесть умереть. Ведь смерть — это только физический конец тела, а душа продолжает жить и имеет будущее. В случае, если еврей спас себя, нарушив один из трех выше приведенных запретов, его душа не имеет продолжения, она умрет вместе с его телом. В иудаизме это называется карет, отсечение души. А как же быть марранам, насильно крещенным в Испании и Португалии?
Необходимо было им помочь. Через несколько лет, в 1538 году, 60-летний р. Бейрав предложил возобновить передачу смихи (рукоположения или раввинского посвящения), прерванную более тысячи лет назад. Чтобы снять карет, необходимо было восстановить работу Большого Синедриона — совета 71 мудреца.
Синедрион (Санхедрин) — это еврейский парламент, орган суда, управления и власти в древности. Участвовать в работе Синедриона могли только те, кто имел смиху, то есть был рукоположен. Большой Синедрион решал глобальные национальные вопросы, а Малый Синедрион, состоящий минимум из трех, решал вопросы на местах. Примерно так действуют областные суды и верховный суд сегодня. Первым обладателем смихи был Моше-рабейну, он передал ее Иехошуа бин Нуну, тот в свою очередь рукоположил мудрецов своего поколения, и так смиха передавалась через века. Во втором веке была опасность потерять цепочку преемственности, потерять передачу смихи. Римский император Адриан после подавления восстания Бар Кохбы, во втором веке новой эры, запретил иудаизм. За передачу смихи убивали того, кто это делал и того, кто смиху получал, уничтожению подлежал и город, в котором это происходило, и все его жители. Единственный на тот момент обладатель смихи, Йехуда бен Бава, тайно собрал пять своих лучших учеников в лесу, между двумя горами, он успел их всех рукоположить, но тут как раз появились римские солдаты. Бен Бава принял удар на себя и был жестоко убит, а все ученики успели разбежаться, унося с собой полученную смиху. Среди них был раби Шимон бар Йохай, написавший книгу Зохар. Близость горы Мерон, где полтора тысячелетия назад был похоронен рабби Шимон, тоже, видимо, понималась мудрецами Цфата как подсказка к действию: рабби Шимон как бы «подмигивал» и говорил: «Смелее!». В современном Израиле в память о месте, где Бен Бава рукоположил пять учеников назван перекресток, вернее теперь целая развязка 6, 70 и 79 шоссе, которая так называется «Цомет сомех» (от слова смиха).

Гора Мерон

Гора Мерон

Да, во втором веке опасность потерять смиху была преодолена героическим поступком Йехуды Бен Бавы, римские гонения со временем поутихли, работа Синедриона была восстановлена, но ненадолго. Мудрецы Вавилона ехали в Эрец Исраэль за получением смихи, так как рукоположение возможно только в земле Израиля, смиха, полученная в другом месте, недействительна. Работу Синедриона в 415 году запретил византийский император Феодосий. То есть к 1538 году, когда р. Яаков Бейрав и мудрецы Цфата решились восстановить посвящение в раввины, традиционное рукоположение не передавалась уже более 1000 лет! Конечно, можно подождать пророка Элияху. Недаром, в ночь Песаха все евреи открывают дверь для того, чтобы Элияху, обладатель смихи, взятый живым на небо, наконец-то пришел, рукоположил раввинов, которые восстановят Синедрион, и тогда начнется новая еврейская жизнь по законам Торы. Но где гарантия, что до этого доживут десятки тысяч марранов, вернувшиеся в иудаизм? Сам факт того, что эти марраны не остались в католических Испании и Португалии, уже свидетельствует о том, что они предпочли иудаизм, но факт перехода в христианство имел место в их биографиях, значит их души в опасности. Надо что-то делать!
В свое время Рамбам написал галахическое постановление, что если все мудрецы Израиля укажут на одного человека, то он может считаться действующим членом Синедриона и традиция будет восстановлена. Рабби Бейраву казалось, что он нашел выход для насильно крещенных марранов в приведенных выше словах Рамбама — надо восстановить Синедрион и снять карет! Его идею поддержали два выдающихся цфатских законоучителя — р. Йосеф Каро, и р. Моше Терани.
Существовало две главные проблемы по возобновлению передачи смихи.
Первая проблема в том, что Рамбам пишет «все мудрецы Святой Земли». Как минимум надо пригласить мудрецов Иерусалима. После страшной эпидемии, во время которой большинство еврейских семей из Иерусалима покинули город, многие из них перебрались в Цфат; к 1530 году в Иерусалиме нет не только мудрецов, но даже миньяна. Рав Леви ибн Хабиб, похоронивший знаменитого рава Овадию из Бертиноро, бессменного главу общины города на протяжении десятилетий, видит в восстановлении Иерусалима свою миссию. Он не покинет Иерусалим, он не бросил город даже во время страшной эпидемии. То есть «все мудрецы» — это невозможно, как минимум нет рава Леви. Вторая проблема — это турецкие власти, которым наверняка не понравится восстановление еврейского парламента. И все же мудрецы Цфата решились.
Двадцать пять общепризнанных гениев Торы собрались вместе, в синагоге, и все указали на главного раввина города — рабби Яакова Бейрава. Тут же р. Яаков посвятил четырех своих ближайших сподвижников: р. Йосефа Каро, р. Моше Терани, р. Моше Галанти и р. Моше Кордоверо.
Шестую смиху раввины Цфата направили раввину Иерусалима, р. Леви Ибн Хабибу, предлагая ему поддержать новое начинание и принять смиху от р. Бейрава.
В дальнейшем р. Каро передал смиху р. Моше Альшейху, а тот — своим ученикам, выдающемуся каббалисту р. Хаиму Виталю и, незадолго до смерти, молодому р. Моше Цаалону. Три раввина из первых четырех, получивших смиху от р. Яаков Бейрава, возглавляли общину Цфата. Йосеф Каро почти тридцать лет, он сменил умершего р. Яакова Бейрава в 1546 году; после смерти Йосефа Каро в 1575 в течение пяти лет главой Цфата был р. Моше Терани, а следующие тридцать с лишним лет — легендарный р. Моше Галанти, проживший около 100 лет! Моше Галанти перешагнул в XVII век и умер в 1612 году. Всех обладателей смихи можно смело отнести к долгожителям, кроме Моше Кордоверо, который умер рано, в 48 лет.
Однако раби Леви ибн Хабиб (Ральбах) занял непримиримую позицию, отрицая правомочность посвящения в раввины; его поддержал и главный раввин Египта, уже знакомый нам р. Давид Ибн Зимра. Тяжело переживая неудачу своего предприятия, р. Яаков Бейрав писал:

«Мне очень горько, что я не удостоился выполнить эту заповедь — назначить достойных судей, которые могли бы вдохнуть новую жизнь в народ Израиля и возвратить его на Святую Землю. И благому Господу ведомо, что все мои намерения были лишь во славу Небес, а не ради собственного величия».

Слух о еврейских разногласиях дошел до турецких властей, и рав Яаков Бейрав был сослан в Дамаск, однако перед смертью он все же смог вернуться в Цфат, где и был похоронен. Прожил р. Яаков немало для того времени — 72 года. Своего главного оппонента, р. Леви ибн Хабиба, р. Бейрав пережил всего на один год. Возможность изменить историю была упущена, а жаль! Еврейская жизнь в самых разных странах сложилась бы иначе при наличии общего управления — Синедриона, по крайней мере современных проблем между ашкеназами и сефардами не было бы вовсе.
Почему оппозицию идее создания Синедриона оказал Раби Леви бар Яаков Ибн Хабиб, глава иерусалимской общины? Казалось бы, он должен был бы быть первым из заинтересованных, ведь именно для таких как он, принявших христианство и вернувшихся в иудаизм, старался р. Яаков Бейрав. Однако р. Леви ибн Хабиб не рассматривал как грех факт своей «христианской биографии».
Судите сами. В начале 1497 года евреи Португалии уже знали о необходимости покинуть страну. Испанские правители, Фердинанд и Изабелла, заявили, что не дадут согласия на брак своей дочери с королём Португалии, страны, где допускается присутствие евреев. 20 000 евреев, включая семью Йосефа Каро, успели покинуть страну. Однако король Португалии понимал, что если он разрешит уехать всем евреям, экономика страны рухнет. По его приказу ни один корабль не берет евреев на борт. Тысячи еврейских переселенцев собрались на центральной площади Лиссабона в поисках выхода. Предложение креститься и вернуться в свои дома к привычной жизни не принял никто. Сидение на площади без воды и еды продолжалось несколько дней, до тех пор, пока по приказу короля вся площадь была окружена священниками, которые брызгали на несчастных измученных евреев святой водой… Так стали христианами португальские евреи, которым по-прежнему нельзя было покидать страну, и за их «кошерным» поведением следила инквизиция. 18-летний Леви бар Яаков ибн Хабиб был среди тех, кто сидел на площади, он вместе с семьей пережил это насильственное крещение. Только через несколько лет семье удалось бежать из Португалии в Османскую империю, где все марраны могли открыто вернуться к иудаизму. Сорокалетний рубеж р. Леви Ибн Хабиб (Ральбах) встречал уже на Святой Земле. Он решил поселиться в Иерусалиме, но некоторое время прожил в Цфате, где познакомился с выдающимися мудрецами города, включая р. Яакова Бейрава. В 1524 году Ибн Хабиб прибыл в Иерусалим, тогда во главе еврейской общины города стоял легендарный р. Овадия из Бертиноро. Однако осенью началась очередная эпидемия, которая продолжалась несколько лет — многие погибли, уцелевшие бежали из города. К 1530 году в общине города не оставалось и десятка взрослых мужчин, умер от эпидемии и рав Овадия… Ральбах приступил к восстановлению разрушенной общины, встал в ее главе. В 1534 году в Иерусалиме родился Ицхак Лурия, знаменитый ха-Ари. Его отец, р. Шломо Лурия Ашкенази, был потомком выходцев из Германии, а мать происходила из семьи беженцев из Испании. Дом, в котором Ицхак Лурия провел свое детство, и сегодня располагается в Еврейском квартале Старого города.

Музей

Музей

В этом доме ха-Ари прожил первые 8 лет; вероятно, он помнил ибн Хабиба, главного раввина города. Про рождение удивительного ребенка, изменившего еврейский мир, рассказывают легенду. В семье долго не было детей, однажды Шломо Лурия задремал в синагоге после молитвы и увидел белого старца, который представился пророком Элияху, предсказал рождение сына и просил не делать обрезания ребенку, пока он не придет. Чудо рождения первенца вскоре произошло. В синагоге собрались все отцы уважаемых семейств Иерусалима, чтобы присутствовать на празднике присоединения к завету Авраама нового еврея, но Шломо Лурия чего-то ждал и не давал проводить обряд обрезания. Народ не понимает, из-за чего заминка, удивляется, начинает расходиться по домам. Все чувствуют себя неудобно, в первую очередь сам Шломо Лурия, однако он продолжает ждать. Был ли при этом главный раввин города, раби Леви ибн Хабиб? Видимо, да, причем, судя по расположению дома ха-Ари, обрезание сына проводилось в ближайшей синагоге, синагоге Рамбана. Замешательство продолжалось до того момента, пока в юго-восточном углу синагоги Шломо Лурия не увидел фигуру белого старика, который ему кивнул, после этого Шломо Лурия наконец-то дал моэлю провести обряд обрезания сына.

Синагога Рамбана. Видимо, здесь было обрезание ха-Ари

Синагога Рамбана. Видимо, здесь было обрезание ха-Ари

Исчез никому не знакомый старый еврей так же неожиданно и незаметно для всех, как и пришел…

От себя добавлю, что за тридцать с лишним лет, прожитых в Израиле я много раз слышала истории о появлении пророка Элияху в критические моменты жизни того или иного еврея, я в эти истории верю и давно перестала им удивляться, так же как и многим чудесам, которые с нами здесь происходят.

Фотографии, сделанные в доме ха-Ари (сегодня здесь располагается «музей Старого ишува») помогут воссоздать быт того времени.

Детские игры

Детские игры

Домашняя аптека

Домашняя аптека

В этом дворе ребенком играл а-Ари

В этом дворе ребенком играл а-Ари

Выход в общий двор из помещения, где родился а-Ари

Выход в общий двор из помещения, где родился а-Ари

Евреи Старого ишува

Евреи Старого ишува

В 1542 году, в возрасте восьми лет, ха-Ари потерял отца; вместе с матерью ребенок едет в Каир к брату матери, Мордехаю Френсису, который управлял городской таможней.
Ицхак воспитывался в доме дяди, а достигнув возраста пятнадцати лет, женился на дочери дяди, своей двоюродной сестре. Позже, в Цфате, дочь ха-Ари выйдет замуж за сына Йосефа Каро; между отцами жениха и невесты разница в возрасте была почти 50 лет.
Юный гений Ицхак Лурия учится в каирской ешиве под руководством главного раввина Каира р. Давида Ибн Зимры. С 18 лет, когда Радваз поднялся в Землю Израиля, Ицхак стал учеником нового раввина Каира, р. Бецалеля Ашкенази. Последние шесть лет из двадцати восьми, проведенных в Египте, р. Ицхак посвятил изучению книги Зохар. В этот период он вел жизнь отшельника на пустынном островке, посередине Нила, в общении с пророком Элияху, который обучал его тайнам Торы. Именно он, пророк Элияху, сообщил ха-Ари о том, что пора ему отправиться в город Цфат, чтобы передать свои знания ученику по имени рабби Хаим Виталь.
Пока юный р. Ицхак Лурия (ха-Ари) постигает тайны каббалы на необитаемом острове в дельте Нила, вернемся к мудрецам Цфата.

В синагоге Йосефа Каро

В синагоге Йосефа Каро

«Золотым веком» Цфата считаются годы жизни в городе Йосефа Каро, с 1536 по 1575 годы. После изгнания из Испании и Португалии и длительных скитаний семья Каро обосновалась в Стамбуле. Гениальный мальчик Йоси рано женился и перебрался из Стамбула в г. Эдирне, где жила семья его жены. В 34 года во время эпидемии, вспыхнувшей в Эдирне, погибла жена р. Йосефа Каро и три его сына. Йосеф покидает город и во время странствий, знакомится со Шломо Молхо — одним из самых поразительных людей той эпохи. Шломо Молхо, урожденный Диего Пирес, происходил из семьи португальских марранов, сделал головокружительную карьеру и уже в 18 лет был личным секретарем короля и королевы Португалии! Под влиянием загадочного Давида Реувени, который колесил по Европе, как посол независимого еврейского царства в Хайбаре, Диего Пирес сам себе сделал обрезание, чуть не умер от потери крови, стал Шломо Молхо и убежал из Португалии в Рим.
В Риме Шломо заслуженно прославился как пророк, но вынужден был бежать от преследований в Турцию. В Салониках Шломо несколько лет учился в ешиве; по совету Йосефа Каро Шломо едет в землю Израиля, в Цфат.

Синие небеса Цфата

Синие небеса Цфата

«Три вещи покорили мое сердце в Цфате: синие небеса, синие стены домов и твои синие глаза!» — так писал в письме своей возлюбленной Шломо Молхо, причем любимой его, как говорят, была дочь самого р. Яакова Бейрава. Согласия на брак с евреем сомнительного происхождения — рожден в семье марранов, с сомнительным образованием и сомнительной репутацией пророка — р. Яаков не дал. Шломо Молхо вернулся в Рим, возможно, с целью доказать всем, и в первую очередь р. Яакову, что он достоин своей любимой, он хотел вернуться в Галилею победителем, ему верил и его ценил сам Папа Римский. Однажды Папа Римский уже спас его от костра. Однако новая встреча с Давидом Реувени, с которым Шломо не виделся уже несколько лет, который умел убедить сильных мира сего, в том, что он реальный посол независимого еврейского царства из Хайбара, что он послан Синедрионом этого царства за оружием к европейским монархам, решила все. Посол Давид Реувени и пророк Шломо Молхо вместе отправились в Германию, где их обоих арестовали, Шломо ждала смертная казнь, как вероотступника. В 1532 г. Шломо Молхо сожгли на костре, несмотря на попытки папы Римского его спасти. Р. Йосеф Каро восхищался р. Шломо Молхо и даже «завидовал» его высокой судьбе. Давид Реувени умер в тюрьме, но до наших дней частично дошли его дневники.

Инквизиция

Инквизиция

«Хеврута» (партнер по обучению) Йосефа Каро, р. Шломо Алькабец, рассказал, что еще до эпидемии чумы, во время их совместных занятий, им открывался «магид» (небесный посланник). Сам Йосеф Каро всю жизнь вел дневник, он сохранился и опубликован. Все разговоры с «магидом», которые происходили на протяжении 50 лет, записаны. Это тем более удивительно, так как Йосеф Каро вошел в еврейскую историю, как рационалист, законодатель, создатель кодекса Шульхан Арух, и вдруг — мистика, ночные разговоры с посланцем небес, романтика, лирика… Как-то все это уживалось в гениальном ученом.
Постепенно р. Йосеф становится одним из самых авторитетных раввинов Турецкой империи, он женится второй раз, причем его молодая жена происходила из семьи знаменитых каббалистов Испании.
В 48 лет, в 1536 году, следуя указанию «магида», р. Йосеф Каро поднялся в Землю Израиля. В Цфате годом раньше обосновался его друг и хеврута — р. Шломо бар Моше ха-Леви Алькабец. Имя рава Шломо ха-Леви любой соблюдающий еврей вспоминает как минимум раз в неделю, при наступлении субботы, причем, возможно, даже не подозревая об этом. Дело в том, что гимн встречи Субботы написал Шломо ха-Леви. Этот гимн — акростих, первые буквы его строк гимна составляют имя автора — Шломо ха-Леви, так что его имя буквально стало песней. Фразу «Леха доди ликрат кала, пней шабат некабла» любые гости Израиля и ничего не соблюдающие светские израильтяне слышат регулярно в пятницу вечером в ресторанах отелей, именно с исполнения этого гимна начинается встреча царицы субботы. Фраза эта содержит семь слов, по числу дней недели, и 26 букв (на иврите), что равно числовому значению имени Бога. Суббота в этой молитве не случайно уподобляется невесте. По преданию, Суббота обратилась к Богу и сказала: «Все дни недели имеют пары, а я одна…» Бог ответил: «Твоя пара — народ Израиля!» Связь между Субботой и народом Израиля — такая же, как между невестой и женихом.

Старинные книги и свитки в Цфате

Старинные книги и свитки в Цфате

Шломо Алькабец был на 17 лет младше Йосефа Каро, но при этом он был «хеврута» (партнер по учебе), а не ученик знаменитого раввина. Посланца небес, «магида», они слышали вместе, во время совместных занятий. Именно после первого общения с «магидом», которое произошло в ночь Шавуот, сложился обычай бодрствовать и учиться в ночь праздника; с течением времени обычай, названный Тикун лейл ха-Шавуот, был принят всем еврейским народом.
В 1535 году р. Алькабец прибыл в Цфат, он основал ешиву на горе Мерон. Наиболее выдающимся из его учеников был р. Моше Кордоверо (Рамак), впоследствии они породнились: Рамак женился на сестре своего наставника.
Раби Алькабец прожил долгую жизнь. Он пережил своего друга, Йосефа Каро, почти на десять лет. История его смерти достойна того, чтобы ее пересказать, возможно, это легенда, но эта история является прекрасной иллюстрацией того удивительного времени и всей эпохи. Итак, однажды, раби Алькабец пропал. Вышел из дома, шел в синагогу и по дороге исчез… Никакие поиски ни к чему не привели, пока однажды на местном рынке не был замечен арабский торговец с фруктами, которые на удивление созрели не по сезону рано. Умные евреи сразу что-то заподозрили, сообщили турецким властям, попросили проверить арабского соседа. Турки, как известно, с подозреваемыми не церемонились, араб быстро во всем сознался, рассказал, что увидел старого еврея, ему захотелось проверить что он такое несет в руках, завернутое в материю (видимо, это был свиток Торы), еврей почему-то стал сопротивляться… ну и пришлось его убить… Быстро выяснилось, что в саду у этого араба, под деревом, которое дало плоды в неурочное время, зарыт убитый им 80-летний р. Шломо ха-Леви Алькабец. Раввина перезахоронили на очень достойном месте еврейского кладбища рядом с его другом, Йосефом Каро, и с родственником, Моше Кордоверо. Первым на этом месте был похоронен умерший от чумы 48-летний Моше Кордоверо; созданный им кружок каббалистов возглавил новый учитель — прибывший в Цфат из Александрии знаменитый рабби Ицхак Лурия Ашкенази, ха-Ари. Говорят, что перед смертью Моше Кордоверо предупредил учеников, что они увидят своего нового учителя во время похорон. И действительно, никому еще не известный недавно приехавший молодой раввин из Каира сказал, что могилу Моше Кордоверо приготовили на неправильном месте, что его душа «стоит над другим местом», и его послушали…

Цфат. Синагога ха-Ари

Цфат. Синагога ха-Ари

Меньше, чем через два года, сам ха-Ари будет похоронен рядом с Моше Кордоверо, а еще через два года, после похорон Йосефа Каро, закончится «золотой век» Цфата.
Великий ха-Ари также умер во время эпидемии, прожив в Цфате меньше двух лет. По одной из версий, причину своей смерти он сам рассказал ученикам незадолго до смерти: жены учеников стали ссориться, закрытые в замкнутом пространстве, сидя в изоляции от мира, в котором свирепствовала чума…
Йосеф Каро за свою долгую жизнь пережил несколько волн эпидемий. В 1555 году Йосеф Каро укрылся от мира в ближайшей к Цфату деревне Бирия, именно там была написана его самая знаменитая книга «Шульхан Арух». В тот же год во Франции знаменитый Нострадамус получил пожизненную пенсию от французского короля за спасение людей от эпидемии чумы. В том же 1555 году было опубликовано первое издание его пророчеств. В XVI веке эпидемии преследовали Европу, на этом фоне тем более удивительно, что еврейские мудрецы доживали до 90 и даже 100 лет. Ответ может быть только один — Бог берег.

Бирия. Здесь Йосеф Каро писал Шульхан Арух

Бирия. Здесь Йосеф Каро писал Шульхан Арух

Многие были замужем или женаты не по одному разу, так как успели похоронить своих мужей или жен, практически все взрослые люди той эпохи пережили горе потери детей.
Занятия мистикой кружка каббалистов, как правило, проходили на свежем воздухе, в окружающих город рощах и виноградниках. О повседневной жизни кружка каббалистов сохранились дневниковые записи Р. Элазара бар Моше Азкари, его записи охватывают период в тридцать пять лет. В течение многих лет р. Азкари выполнял обязанности шамаша в синагоге. Только Аризаль и его ближайшие ученики знали, каким праведником и подлинным гигантом духа является этот скромный шамаш, автор известной песни, начинающаяся словами «Йедид нефеш, ав арахаман»…
В деревне Бирия, в лесу, рядом с Цфатом, Йосеф Каро писал:

«Я хочу, чтобы молодые ученики постоянно изучали Шульхан арух и знали его наизусть, — чтобы слова закона с юных лет были бы у них на устах и стали бы руководством в практических действиях… Я верю, что эта книга сможет, с Божьей помощью, наполнить мир знанием Господа».

«Магид», с которым Йосеф Каро общался по ночам, успокоил мудреца, он обещал, что все раввины будут учиться по его книге «Шульхан Арух».
Когда р. Йосефу Каро исполнилось семьдесят шесть лет, умерла его вторая жена. Престарелый мудрец решился на третий брак, взяв в жены дочь одного из ашкеназских раввинов, живших в Иерусалиме, — и когда ему исполнилось восемьдесят лет, у него родился сын Йехуда. Р. Йосеф Каро прожил долгих 87 лет, он похоронен рядом с Моше Кордоверо и Ицхаком Лурия. Четвертым в этой «компании на кладбище» стал р. Алькабец.

Старое кладбище в Цфате

Старое кладбище в Цфате

Глава кружка каббалистов в Цфате, Раби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак), в 18-летнем возрасте получил смиху от рабби Яакова Бейрава. Но законодательная деятельность его привлекала меньше, чем мистическая. Он подвел итог развития каббалы более чем за 400 лет, с начала шестого тысячелетия, с «чудесного воскрешения» книги Зохар. Наиболее выдающимися из его учеников были р. Авраам Галанти и р. Хаим Виталь. Когда в 1570 году из Египта в Цфат прибыл р. Ицхак Лурия, то и он также вошел в группу учеников р. Кордоверо. И впоследствии р. Ицхак Лурия (ха-Ари или Аризаль) называл Моше Кордоверо «наш наставник и учитель».
А про молодого ха-Ари р. Йосеф Каро говорил, что в его теле «живет душа одного из пророков — ведь даже мудрецы Мишны не обладали теми познаниями, которыми он владеет».
Только одному из учеников р. Ицхака, двадцативосьмилетнему р. Хаиму Виталю, было разрешено записывать услышанное на уроках. Именно этому ученику р. Ицхак Лурия сумел передать значительную часть своего уникального духовного опыта и свои познания в практической каббале. Их совместные занятия продолжались год и девять месяцев. В предисловии к одной из книг р. Хаим Виталь рассказывал, что его наставник
«был полон Торой до краев, подобно гранату, заполненному зернышками: …ему были открыты тайны устройства мироздания и Божественного управления Вселенной».
Подобно пророку, он обладал широким спектром сверхчувственных восприятий:

«ему были известны все деяния людей и в прошлом, и в будущем; он мог читать мысли людей прежде, чем они воплощались; он знал все, что происходит в данный момент в любой точке земного шара; …он был сведущ в перипетиях перевоплощений и знал, какая душа впервые явилась в мир, а какая уже побывала в нем в других воплощениях». «Все эти поражающие разум явления я видел своими глазами»,

— так свидетельствовал р. Хаим Виталь. Ученикам казалось, что на Землю Израиля возвратилось благословенное время древних мудрецов и пророков: в подтверждение сходства эпох р. Ицхак Лурия предпочитал разговаривать и преподавать на святом языке, иврите, — и особенно в святой день Шабата, и лишь тем, кто не понимал, он давал пояснения на ладино, языке испанских изгнанников.
Ха-Ари с учениками внесли много в церемонию встречи Субботы. В белых одеждах, с песнями, они уходили в поля для встречи с невестой — Субботой. Рассказывают о невероятном взаимопонимании между мудрецами. Во время молитвы незадолго до Песаха Йосеф Каро увидел осла, груженого мешками с пшеницей. Ему пришло в голову, что если пот осла пропитает мешковину, то зерна пшеницы будут находиться в контакте с влагой, возможно, больше времени, чем допустимо исходя из требований кашрута к приготовлению мацы. Йосеф Каро настолько погрузился в расчеты расстояния, скорости движения и времени прибытия осла на место, что не заметил, как перестал вести молитву, а удивленные евреи вокруг, ничего не понимая, переглядывались, ища выход из неудобного положения. Ицхак Лурия (ха-Ари) подошел к Йосефу Каро и коротко произнес: «Не успеет!». «Спасибо», — облегченно поблагодарил Каро и продолжал вести молитву. Присутствовавшие при этом коротком диалоге, естественно, ничего не поняли, все объяснения были потом…
Про ха-Ари рассказывают, что он умел читать по лицам людей. Так однажды на лбу у очень уважаемого р. Моше Галанти ха-Ари увидел следы воровства и немедленно поделился с ним своим открытием. «Что-то стоит за этим, просто так ха-Ари говорить не будет», — думает ребе, он собирает всех своих работников, которые трудятся в его текстильной мастерской и спрашивает — может быть, я что-то кому-то не доплатил? Однако все очень довольны оплатой и среди работников не оказалось обиженных. Тогда ребе оставляет все свои сбережения, деньги в пустой комнате и просит всех входить туда по одному и брать столько сколько они считают, что ребе им должен. За последним посетителем закрылась дверь, входит ребе и… всё на месте! Никто ничего не взял, однако при более тщательном осмотре оказалось, что не хватает двух маленьких медных монет, их взяла бедная вдова, которой показалось, что купленный в магазине у ребе моток шерсти был из слишком тонкой нитки. Знак на лбу у ребе исчез!
Прожил ха-Ари в Цфате совсем недолго, однако истории, с ним связанные, продолжаются и сегодня. Например, в Цфате живет спортсмен, в прошлом чемпион Израиля по фехтованию. Во время подготовки к Мюнхенской олимпиаде 1972 года ему во сне приснился кто-то в плаще, упорно твердивший: «Не езжай!». Что-то у меня нервы шалят, подумал спортсмен, однако на следующую ночь история повторилась. На третью ночь таинственный посетитель представился: «Я — ха-Ари, я охраняю жителей Цфата!» Спортсмен поверил и отменил свое участие в Олимпиаде. Как известно, 12 членов израильской команды были убиты террористами…

Синагога Йосефа Каро Осколок ракеты, разорвавшейся у стены синагоги во время второй Ливанской войны в 2006 г.

Синагога Йосефа Каро Осколок ракеты, разорвавшейся у стены синагоги во время второй Ливанской войны в 2006 г.

Многие из великих мудрецов Цфата полагали, что ха-Ари был «потенциальным Машиахом», открывшим в еврейской истории новую эпоху, когда «небесные хранилища мудрости распахнулись». Один из его учеников р. Шмуэль ди Озейда писал, что ха-Ари являлся «Машиахом, избранным Богом», но грехи поколения не дали ему проявить себя…
Йосеф Каро передал смиху Моше Альшейху, который учился у него еще в Эдирне и совсем молодым поднялся в землю Израиля, в Цфат. Р. Альшейх преподавал в двух цфатских ешивах. Наиболее выдающимся из его учеников был знаменитый каббалист р. Хаим Виталь, которому он передал раввинское посвящение. В субботние и праздничные дни р. Альшейх выступал в синагоге Абуава с толкованием недельной главы Торы. Все великие мудрецы Цфата приходили слушать его выступления — в том числе и его наставник р. Йосеф Каро, и глава каббалистов р. Ицхак Лурия (ха-Ари), который утверждал, что «все небесное воинство тоже слетается, чтобы внимать словам Торы из уст р. Альшейха».
Про их знакомство рассказывают такую историю. Однажды во время урока Альшейха в синагогу вошел еще никому не знакомый ха-Ари. Недельная глава была про то, как Лаван обманывал Яакова, все внимательно слушали новые комментарии р. Альшейха, а приехавший из Египта и опоздавший к началу молодой человек вдруг рассмеялся и вышел из синагоги. Позже ха-Ари объяснил всем свое поведение: за спиной рава Альшейха он увидел «дух Лавана», который был очень грустным и всем своим видом показывал, что ему неудобно за все случившееся, он кивал, разводил руками и всячески перед всеми извинялся… Ха-Ари не выдержал и рассмеялся; чтобы никого не обидеть, ему пришлось выйти.
Такими мистическими историями полон удивительный город Цфат.
Кстати, великий знаток каббалы ха-Ари отказался обучать р. Альшейха тайным знаниям, пояснив, что его душа послана в этот мир лишь для глубочайшего постижения «открытой Торы». Любимый ученик р. Альшейха, р. Хаим Виталь, стал самым близким учеником ха-Ари, унаследовавшим его тайные знания. В возрасте восьмидесяти лет, спасаясь от разразившейся в Цфате эпидемии, р. Моше Альшейх переехал в г. Дамаск. Начиная с 1590 года он в течение трех лет путешествовал по общинам Сирии, Турции и Персии, собирая пожертвования для евреев Цфата. В 1592 году во время пребывания в Стамбуле он опубликовал несколько своих сочинений в еврейской типографии семьи доны Грации Мендес. Рав Моше Альшейх прожил 93 года и в конце жизни, видимо, не желая уносить смиху с собой в могилу, передал ее своему ученику Моше Цаалону, который был младше его на 50 лет… Похоронен рав Альшейх на древнем кладбище Цфата.
Последний из получивших смиху в ХVI веке, р. Йом-Тов бар Моше Цаалон, родился в Цфате, он успел поучиться и у р. Йосефа Каро и у р. Моше Терани, застал период обнищания и угасания цфатской общины. Уже в двадцать лет начал отвечать на галахические вопросы, присылаемые ему из других общин. В возрасте двадцати трех лет, он был направлен шалиахом (посланником) в Стамбул для сбора средств в пользу евреев Цфата. В 1587 году, спасаясь от очередной поразившей Цфат эпидемии, р. Цаалон, вместе с р. Моше Альшейхом, переселился в Дамаск. По завершении эпидемии вернулся в Цфат — однако его возвращение оказалось преждевременным: в новой вспышке эпидемии погибли его дети. После ограбления феллахами община Цфата вновь посылает р. Цаалона в Европу за помощью, он побывал в дальних общинах Италии и Нидерландов, везде отвечал на сложные галахические вопросы. Последний носитель смихи прожил 81 год, после его смерти идея восстановления Синедриона умерла окончательно.
Учитель Моше Цаалона рабби Моше Терани прожил 80 лет, последние пять лет, после смерти Йосефа Каро, занимал пост главного раввина Цфата. Он был из первых посвященных — получил смиху в возрасте 38 лет от р. Яакова Бейрава. Его сын, рабби Йосеф Терани (Маарит), стал впоследствии главой евреев всей Османской империи.
После смерти р. Моше Терани главным раввином Цфата был р.Моше бар Мордехай Галанти. Он тоже был среди первых получивших смиху от Яакова Бейрава. Родился в Риме в семье изгнанников из Испании.
В возрасте 15 лет был свидетелем потрясений, предсказанных Шломо Молхо. Весь Рим в 1530 году говорил о наводнении и разлившемся Тибре и о пророке, видевшем это наводнение во сне. Пророк сидел с больными и нищими под мостом св. Ангела, клеймил людские грехи и говорил о наказании за них. В 1531 году, в точном соответствии с его предсказанием, в Португалии было землетрясение. За отказ от христианства и возвращение в иудаизм Шломо Молхо был сожжен на костре, все это видели, но на следующий день он появился живой и здоровый в синагоге! Спас Шломо Молхо папа Римский, он даже выдал ему охранную грамоту, но в 1532 году Шломо Молхо все же сожгли. Шломо Молхо не дожил до 32 лет, перед сожжением ему предлагали спасение, но он отказался вернуться в католицизм. Р. Моше Галанти наверняка помнил Шломо Молхо, такие впечатления не забываются.
Вскоре после этих событий вместе с младшим братом Моше Галанти поднялся в Эрец-Исраэль, в Цфат. В 23 года получил смиху от Яакова Бейрава. Дожил р. Моше Галанти до глубокой старости, почти до 100 лет, пережил младшего брата на четверть века и умер в 1612 году.
В 1577 году в Цфат из Праги приезжает р. Элиэзер Ашкенази с сыном и привозит первый печатный станок. В Цфате открывается типография, первая во всей Османской империи. В городе тогда примерно половина населения — евреи, действуют 32 синагоги!
Один из побывавших в Цфате паломников писал:

«Каждый день множество знатоков Торы собираются на общую молитву, …и их молитва потрясает. …Перед ее началом на биму (возвышение, с которого читают Тору) поднимается великий раввин Моше Галанти и произносит проповедь, пробуждающую в сердцах евреев трепет перед Всевышним; его проникновенные речи, наполненные мудростью и святостью, воспламеняют сердца любовью к Творцу».

На деньги братьев Галанти построен дом молитвы на горе Мерон, на могиле Шимона бар Йохая (Рашби). Его внук, Моше Галанти нехед (Маган), был среди раввинов, выгнавших из Иерусалима Шабтая Цви.
Еврейских мудрецов можно поделить в соответствии с родом их занятий на «физиков и лириков», то есть на рационалистов, дающих ответы на галахические вопросы и мистиков, увлеченных каббалой. Смиха, синедрион, снятие карета с души вероотступника — это все галахические вопросы. Недаром ха-Ари отказался обучать р. Альшейха тайным знаниям, его мир — это «открытая Тора». Зато любимый ученик р. Альшейха, р. Хаим Виталь, из рационалистов стал мистиком и самым близким учеником ха-Ари, величайшим каббалистом всех поколений.
Хаим Виталь родился в Цфате, в 27 лет получил смиху от р. Альшейха, ходил на уроки каббалы к Моше Кордоверо. С 1570 года в течение года и девяти месяцев Хаим Виталь — верный ученик Аризаля, который только ему разрешил записывать свои уроки и передал свои познания в практической каббале. Из рассказов Хаима Виталя известно, что он очень боялся что-то упустить из слов учителя, услышать и не успеть записать, забыть. Он поделился этой тревогой с ха-Ари, и учитель повел его на Кинерет, они вместе пешком спустились из Цфата в Тверию, сели в лодку и поплыли к центру озера. Хаим обратил внимание на странный водоворот воды на фоне глади озера. Ха-Ари велел ему зачерпнуть воды именно из центра водоворота и выпить, объяснив, что водоворот — это колодец Мирьям, тот самый, который путешествовал с евреями сорок лет по пустыне… После «принятия лекарства» голова Хаима Виталя стала ясной, и он впитывал все, что говорил учитель.

Кинерет вечером

Кинерет вечером

Лодка на Кинерете

Лодка на Кинерете

Из дневников Хаима Виталя известно, что даже после смерти ха-Ари связь учителя и ученика не прервалась: почти каждую ночь ха-Ари приходил к р. Хаиму Виталю во сне — в течение двадцати лет. Затем стал являться раз в месяц, потом — раз в три месяца. И каждый раз наставник обучал ученика сокровенным тайнам Торы. После смерти ха-Ари р. Хаим Виталь возглавил цфатский кружок каббалистов. Наиболее выдающимся из его учеников этого периода был р. Шмуэль ди Озейда. Хаим Виталь путешествовал по местам, где бывал учитель, жил то в Египте, то на Земле Израиля, в Иерусалиме. Полвека своей жизни р. Хаим Виталь посвятил обработке и систематизации записей, сделанных им при жизни учителя. С 50+ лет и до своей смерти в возрасте 77 лет, р. Хаим Виталь прожил в Дамаске. Он умер в 1620 году, завещав похоронить вместе с ним все его рукописи, содержавшие великие тайны Торы. Однако значительную часть его рукописей ученикам удалось скопировать еще при его жизни — в период болезни, когда он лежал без сознания. В дальнейшем эти копии находились в руках его сына р. Шмуэля Виталя, а затем — у учеников последующих поколений. Через несколько лет после смерти р. Хаима Виталя два выдающихся каббалиста — р. Авраам Азулай и р. Яаков Цемах — вступили с ним в астральный контакт и, получив разрешение, проникли в его гробницу в Дамаске. Они извлекли его рукописи, которые впоследствии были изданы. Могила р. Хаима Виталя была перенесена в Кирьят Малахи.
Сын Хаима Виталя, р. Шмуэль бар Хаим Виталь родился в Дамаске, когда отцу, Хаиму было уже 55 лет. Он стал основным хранителем рукописей отца. Ближайшим учеником р. Шмуэля Виталя в течение восемнадцати лет был р. Яаков Цемах, сыгравший огромную роль в распространении идей ха-Ари и р. Хаима Виталя.
Р. Яаков бар Хаим Цемах происходил из семьи лиссабонских марранов. В тридцать пять лет он переселился из Португалии в г. Салоники, в Османской империи, и открыто вернулся к соблюдению законов Торы. Яков Цемах зарабатывал на жизнь медицинской практикой, в 1615 году «поднялся» в Землю Израиля и поселился в г. Цфате. В соответствии с записями, он

«продав всю свою серебряную и золотую утварь… сумел приобрести рукописи, содержащие учение Аризаля, и, пораженный его великой мудростью, убедился, что его устами глаголет подлинная Тора».

Решив совершенствоваться именно в познании каббалы, р. Цемах переехал в Дамаск, где в течение восемнадцати лет учился у р. Шмуэля Виталя, сына р. Хаима Виталя.
Во время обучения в Дамаске он вместе со знаменитым каббалистом р. Авраамом Азулаем проник в гробницу р. Хаима Виталя и вынес из нее рукописи, хранившие сокровенные тайны Торы. Значительную часть своей жизни р. Цемах посвятил расшифровке, изучению и редактированию этих рукописей. Последние двадцать пять лет жизни р. Цемах провел в Иерусалиме, он организовал ешиву, в которой преподавал книгу Зохар и наследие Аризаля, причем деньги на содержание своей ешивы р. Цемах зарабатывал своей обширной врачебной практикой. Наиболее выдающимся из его учеников был р. Меир Паперс из Кракова. При его помощи р. Цемах завершил подготовку к печати ряда рукописей р. Хаима Виталя и направил специально изготовленные копии в Италию и в Польшу. Из Италии эти рукописи, содержащие учение Аризаля, распространились по всей Европе.
Ученик Якова Цемаха, р. Меир бар Йеуда-Лейб Акоэн Паперс до встречи с учителем жил и учился в польском городе Кракове. Переселившись в Землю Израиля, стал ближайшим учеником каббалиста р. Яакова Цемаха и под его руководством занимался изучением и редактированием писаний р. Хаима Виталя. Среди рукописей р. Хаима Виталя, хранившихся в Дамаске, ему удалось обнаружить код, позволивший восстановить подлинный порядок рукописных фрагментов. Он похоронен в Иерусалиме, на Масличной горе в 1662 году.
Вторым мудрецом, получившим разрешение после астрального контакта с Хаимом Виталем, был Раби Авраам бар Мордехай Азулай (5330‒5404 /1570‒1644/ гг.) — выдающийся знаток каббалы. Он родился в марокканском городе Фесе, в семье потомков изгнанников из Испании. В 1610 году сорокалетний р. Азулай решил переселиться в Землю Израиля. В открытом море корабль, на котором он находился, перенес сильнейший шторм. И когда чудом спасшиеся все же сошли на ближайший берег, оставив все свое имущество на борту, ветер сорвал якорные канаты и унес корабль в море. Вместе с кораблем в море утонули все рукописи р. Азулая… Три года рав Азулай добирался до Святой земли, по прибытии он выбрал Хеврон, так как именно в этом городе обосновалась группа каббалистов из Цфата. В 1619 году, спасаясь от эпидемии, р. Азулай перебрался в Иерусалим, а затем в Газу. У пятидесятилетнего мудреца все еще не было детей, но он верил, что Всевышний пошлет ему сына. По завершении эпидемии р. Азулай вернулся в Хеврон, у него родились там две дочери и сын. Рав Авраам назвал сына Ицхак, который впоследствии стал знатоком сокровенных разделов Торы. Рав Азулай умер и похоронен в Хевроне в 1644 году. Его внук р. Авраам Ицхаки, был главным раввином Иерусалима, прямой потомок р. Авраама Азулая — каббалист р.Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Рабейну Хида).
Пока еврейские мудрецы Святой земли старались разгадать тайны мироздания, в мире продолжали происходить перемены.
Появляются христианские любители языка иврит, еврейских текстов, пророчеств. С началом книгопечатания и возможностью самому прочитать Библию складывается новая ситуация, вполне актуальная и по сей день — христиане любят библию и «древний Израиль», они верят еврейским пророкам, то есть любят «будущий Израиль», но современных им евреев, живущих рядом, христианский мир продолжает подозревать, проклинать, ненавидеть, насильно крестить и преследовать.
Например, доминиканские монахи в 1509 году обратились к императору Максимилиану с предложением проверить все еврейские книги, и уничтожить вредные для христианства. Император решил разобраться, он поручил собрать отзывы о Талмуде немецким университетам. Особенно доверял Максимилиан мнению христианского ученого гуманиста Рейхлина, знавшего иврит. Вывод Рейхлина был таков:

«Еврейская литература состоит из множества отделов. Может быть, в отделе поэзии, басен, сатиры и имеются нападки на христианство, но этот отдел особенного значения для евреев не имеет. Сожжение таких книг, буде в них нападки действительно окажутся, можно только рекомендовать. Зато другие еврейские книги весьма полезны. Отдел библейских комментариев необходим для христианских богословов. Все, что написано лучшего о Ветхом Завете, заимствовано из еврейских книг, и если исключить из знаменитого комментария Николая Лиры все, что он взял у еврейского комментатора Раши, то почти ничего не останется. Каббалистические сочинения тоже весьма полезны для христианства».

Что касается Талмуда, то Рейхлин признается, что

«в этом сочинении понимает очень мало, но он знает людей, еще менее его понимающих Талмуд и все-таки осуждающих его. Между тем Талмуд вовсе не таков, чтобы всякий дурак мог свободно обсуждать его». Свой отзыв Рейхлин заключает практическим советом: «в каждом университете открыть две кафедры еврейского языка и раввинской литературы; на этом пути евреи постепенно обратятся в христианство».

На Кафедрах Теологии в Университетах Западной Европы действительно все больше учили иврит и арамейский язык, считалось, что евреи продались дьяволу, но в их старых священных книгах скрыта истина и надо ее искать и открывать… Еврейские книги без евреев, поиски скрытых тайн продолжаются до сих пор, на наших глазах «наука каббала» стала очень популярной в Западном мире. Оторвать книгу Зохар от ее еврейского корня, выхолостить оттуда все еврейское, национальное, сделать универсальной — это очередная профанация нашего времени. А что народы мира? В основном продолжают ненавидеть евреев, но уже не так явно, как в прошлом, а политкорректно, как требует современность. Однако достаточно посмотреть на осуждающие резолюции ООН, 90% которых посвящены одной тысячной населения мира…
В 1516 году появились знаменитые «Письма темных людей», составленные сторонниками Рейхлина и жестоко изобличавшие кельнских доминиканцев. Европа хохотала, читая эту едкую сатиру, демонстрирующую невежество, низость и безнравственность монахов. Через два года Мартин Лютер начал реформацию, а в 1523 году в сочинении «Что Христос был родом еврей», он предлагает «обращаться с евреями как с братьями и оказывать им христианскую любовь». Однако вскоре Мартин Лютер передумал и изменил свое отношение к евреям на «традиционно христианское», то есть противоположенное.
Между тем интерес к Талмуду продолжал набирать обороты. Император Максимилиан поручил своему врачу, крещеному еврею, перевести Талмуд на латинский язык, императору захотелось узнать, о чем идет речь в этой книге, наделавшей столько шума. И вот в венецианский типография христианина Даниила Бомберга в 1520 году был напечатан Талмуд.
Борьба между европейскими католиками и протестантами (гугенотами) продолжается, и в 1572 году, через месяц после смерти в Цфате великого каббалиста, ха-Ари, в Париже происходит страшная Варфоломеевская ночь…

Утро Варфоломеевской ночи. Королева Екатерина Медичи выходит из ворот Лувра. Эдуард Деба-Понсан, 1880 г.

Утро Варфоломеевской ночи. Королева Екатерина Медичи выходит из ворот Лувра. Эдуард Деба-Понсан, 1880 г.

В 1618-м в Европе из тлеющей и вяло текущей войны начинается настоящая, тридцатилетняя, война между католиками и протестантами. Человеческие потери в этой войне — 8 миллионов человек! Благодаря Дюма и «Трем Мушкетерам» как раз этот период истории лучше знаком нашим современникам, чем другие. Кардинал Ришелье умирает в 1642 году, после него кардиналом Франции и любовником королевы из дома Габсбургов становится Мазарини. Самые большие потери в войне у Германии — 40% населения убито. На фоне страшных событий — катастроф, голода, эпидемий, войны, всегда усиливается ожидание перемен, ощущение близких изменений, в еврейском мире — это называется Геула, или приход Машиаха.

Кардинал Ришелье во время осады Ла-Рошели. Анри-Поль Мотт, 1881 г.

Кардинал Ришелье во время осады Ла-Рошели. Анри-Поль Мотт, 1881 г.

Многие выдающиеся каббалисты предсказывали, что 1648 (5408) год предназначен стать годом конечного избавления. Р. Авраам Азулай в своем комментарии на Зохар писал:

«Из-за наших грехов мы уже пропустили многие сроки, предназначенные для конечного избавления, — но уж 5408 год не пройдет даром».

Р. Йехиэль Михл из украинского города Немирова объяснял:

«Числовое значение слов хевлей Машиах («родовые муки» эры Машиаха) — 408 (т. е. 5408 год)».

Долгожданный 1648 год стал для евреев Польши и Украины годом страшных страданий — казаки под предводительством Богдана Хмельницкого уничтожили сотни цветущих еврейских общин. В 1656 году русские войска и казаки вторглись в Литву. В эти годы погибло свыше полумиллиона евреев — значительно больше, чем во всех крестовых походах. Последний носитель смихи р.Йом-Тов Цаалон умер в 1638 году, он 10 лет не дожил до ожидаемой им даты Геулы… Ему принадлежит фраза — «Открытые разделы Торы — святы, а тайные разделы Торы — Святая Святых».
Да, попытка восстановить Синедрион в XVI веке не удалась, ее главным оппонентом стал Леви ибн Хабиб, главный раввин Иерусалима. Его главный аргумент звучал так — Не время!

Дэвид Робертс. Святая Земля, 1846 г.

Дэвид Робертс. Святая Земля, 1846 г.

Евреи страдают под чужими правителями всему миру, о каком независимом óргане еврейского управления, Синедрионе, можно говорить?
А что сейчас? Евреи имеют независимое государство, процесс Геулы налицо… Конечно, современный раввинат так же «похож» на древний Синедрион, как нынешний наси (президент) на древнего Наси, но все можно исправить, все в наших руках.
Так что же будет 17 сентября 2240 года? Видимо, соберутся все мудрецы Земли Израиля и единогласно укажут на кого-то одного, тогда он станет обладателем смихи и сможет назначить новых членов Синедриона, а они освятить месяцы 6001 года и дальше. Тогда сбудется еще одно пророчество Иешаяху 1:26:

«И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале; после этого будешь ты назван городом праведности, городом верным. Цийон искупится правосудием».

Или другой менее вероятный, но возможный сценарий, из пророчеств Иешаяху —

«И перекуют мечи на орала, а копья на садовые ножницы, не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать»…

Print Friendly, PDF & Email
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.