©"Заметки по еврейской истории"
  февраль-март 2020 года

Loading

Еврейские организации и отдельные люди в разных странах мира, а также те, кто находился в тогдашней подмандатной Палестине, совершенно по-разному оценивали сложившуюся ситуацию. Как иначе объяснить то, что даже на пороге приближающейся Катастрофы они не пытались объединиться ради собственного спасения.

Михаил Бруштейн

КАК ОСТАНОВИТЬ ЦУНАМИ АНТИСЕМИТИЗМА

 Не проходит дня, чтобы в мировое информационное поле не прорывалась очередная новость об антисемитском инциденте. Разброс еврейских мнений, доходящих порой до антагонизма, относительно такого рода событий, просто поражает.

Некоторые относятся к таким фактам, как к непредсказуемому стихийному бедствию. Другие, наоборот, считают это целенаправленным наказанием за некие еврейские проступки. Многие предпочитают этого не замечать.

Рядом с теми, кто обрушивается на антисемитов, каким-то образом уживаются те, кто обвиняют во взлете антисемитизма государство Израиль. Большинство не понимают за что. И почти все не знают почему.

В качестве решения этой проблемы кое-кто предлагает ничем не выделяться. Остальные, наоборот, советуют создавать как можно больше инноваций, способных осчастливить человечество. В Израиле чаще всего делают вид, что антисемитизм в мире их не касается, тем более что страна занята перманентной подготовкой к выборам, палестинской проблемой и секторальными разборками.

А в это время антиеврейская волна неотвратимо, словно цунами, поднимается все выше, с тем чтобы накрыть и правых, и виноватых — всех без разбора, где бы они ни находились, как это уже было около восьмидесяти лет тому назад…

В этой статье мы расскажем о судьбе одного человека, а еще о том, как реагировали евреи и некоторые еврейские организации на происходящее в Европе в конце тридцатых, начале сороковых годов прошлого века.

Наше повествование начинается с 1938 г. К этому времени механизм выдавливания евреев из Германии уже работал на полную мощность. Одновременно с этим было известно, что ни одна страна не хотела их принимать. Чтобы решить эту проблему, по инициативе тридцать второго американского президента Ф. Д. Рузвельта была созвана, так называемая, Эвианская конференция, состоявшаяся 6-15 июля 1938 г. на берегу Женевского озера, во французском курортном городе Эвиан-ле-Бен.

Результат этой конференции зафиксирован документально. В заключительном меморандуме[1] не прозвучало осуждения антиеврейской политике нацистов. Вместе с этим, лишь одна страна из тридцати двух стран-участниц выразила желание принимать еврейских беженцев.

Итоги конференции очень образно охарактеризовал д-р Хаим Вейцман, будущий первый президент государства Израиль:

Сегодня мир разделен на страны, в которых евреям запрещено проживать, и страны, в которые евреям запрещен въезд. [2]

 На конференции в качестве наблюдателя присутствовала также Голда Меир, которая через тридцать один год после этих событий станет премьер-министром Израиля. В своей книге «Моя жизнь» она написала:

Страшное это было дело — сидеть в роскошном зале и слушать, как делегаты 32-х стран поочередно объясняют, что они хотели бы принять значительное число беженцев, но что, к несчастью, не в состоянии этого сделать. Человек, не переживший это, не в состоянии понять, что я испытывала в Эвиане. Всю эту смесь горя, разочарования, ярости и ужаса.[3]

Эта конференция как лакмусовая бумажка выявила еще один, возможно самый важный, аспект в цепи этих трагических событий.

Напомним, что конференция проходила 5–16 июля. А 10 июля, в Лондоне, пять авторитетных еврейских организаций мира — The Council for German Jewry, The Jewish Colonization Association, The (American) HIASICA Emigration Aid Society, The Agudath Israel and The Joint Foreign Committee — подписали обращение к делегатам конференции в Эвиане. В документе среди прочего говорилось, что эти организации не видят в массовой эмиграции решения вопроса еврейских беженцев центральной Европы.[4]

Сложилась сюрреалистическая ситуация. С одной стороны, страны-участницы конференции отказались принимать евреев. С другой стороны, часть еврейских организаций делали все возможное и невозможное, чтобы эвакуировать еврейских беженцев, а другие, не менее известные организации, считали, что этого делать не надо.

Парадокс состоял еще в том, что немцы были не только инициаторами гонений на евреев, они также фактически принимали активное участие в заселении евреями тогдашней Палестины. Один из тех, кто сотрудничал с немцами в этой области, присутствовал на Эвианской конференции в составе делегации австрийских евреев. Его звали Бертольд Шторфер.

Родился он в еврейской семье в 1880 г. в столице герцогства Буковина, в г. Черновцы. В то время эта территория находилась в составе Австро-Венгерской империи.

О его ранней молодости известно немного. Для поднятой нами темы важно то, что в какой-то момент своей жизни он оставил веру отцов и стал католиком. Много лет успешно занимался предпринимательской и финансовой деятельностью. Во время Первой мировой войны служил майором в кавалерии вооружённых сил Австро-Венгерской империи. Был дважды награжден. В конце войны служил при штабе прославленного генерала Эдуарда Фишера (1862-1935) — кстати сказать, тоже еврея, перешедшего в католичество. Таким образом, наш герой доказал свою преданность Австрийской родине не словом, а, что называется, делом.[5]

После войны занимал ряд высоких должностей в финансовой сфере. Однако свой след в истории он оставил в совершенно другой области…

Бертольд Шторфер попал на Эвианскую конференцию не случайно. Незадолго до этого он и руководитель «Jüdischen Gemeinde Wien»[6] («Еврейская община Вены») д-р Лёвенгерц попали в сферу интересов небезызвестного Адольфа Эйхмана. Эйхман, как руководитель организации «Zentralstelle für jüdische Auswanderung»[7] («Центральный офис еврейской эмиграции») в Вене, искал эффективные способы, чтобы выполнить поставленную перед ним задачу — очистить Австрию от евреев. Поэтому не удивительно, что его представители оказались[8] в Эвиан-ле-Бене.

Поскольку легальная эмиграция евреев сорвалась, Эйхман учредил[9] в 1939 г. организацию для эмиграции нелегальной: «Ausschuss fur Judische Uberseetransporte»[10] («Комиссия по транспортировке евреев за море»).

Она состояла из представителей еврейских общин Вены, Берлина и Праги. Шторфер был назначен главой этой организации. Нацисты хватались за любую возможность избавиться от евреев, а Бертольд Шторфер очень хотел спасти евреев от концентрационных лагерей…

В целом схема перевозки выглядела вполне жизнеспособной. На первом этапе, четыре речных судна «Helios», «Uranus», «Melk» и «Schönbrunn» под нацистским флагом должны были проплыть по реке Дунай, которая протекает через всю Европу, чтобы собрать и перевезти еврейских беженцев в румынский город-порт Тулча — туда, где эта река впадает в Черное море. Там беженцы[11] должны были пересесть на три морских корабля: «Atlantic», «Milos» и «Pacific» и отплыть в Палестину.

Рассказать о том, как двигался этот проект, что пришлось пережить беженцам, а также о том, какие невероятные проблемы пришлось решать Шторферу, невозможно в рамках одной статьи. Чтобы осветить по-настоящему те драматические события, нужно писать романы и снимать кинофильмы. Упомянем лишь два характерных эпизода.

Одно из морских судов «Pacific» с 986 беженцами на борту из-за нехватки воды, продовольствия, угля и некоторого оборудования было вынуждено зайти в порт г. Варна. По договору с представителем болгарской общины Барухом Конфино[12] в качестве оплаты за пополнение припасов переполненное судно должно было принять на борт 28 болгарских евреев. Однако случилось непредвиденное. Болгарская полиция получила информацию о происходящем обмене, и пригнала на причал еще 75 еврейских беженцев.

Находившиеся на борту пассажиры ответили категорическим отказом. В результате началась потасовка с силами полиции. Лишь под угрозой открытия огня полиция вынудила принять на борт дополнительных пассажиров.

Когда корабли после всех злоключений прибыли в Хайфу, они были арестованы британскими силами. Все пассажиры кораблей «Milos» и «Pacific» и часть пассажиров с корабля «Atlantic» были пересажены на океанский лайнер «Patria». Британцы готовились переправить непрошеных гостей на находившийся под их контролем остров Маврикий в западной части Индийского океана.

Подпольная военная организация Хагана решила помешать британским планам. Утром 25 ноября на готовом к отправке судне произошел взрыв. Вместо запланированного легкого повреждения, взрыв, устроенный боевиками Хаганы, привел к тому, что в течение 16 минут судно затонуло. В катастрофе погибло более 260 беженцев и около 50 британцев…

Для полноты картины надо сказать, что в то время предпринимались и другие попытки изменить ситуацию с еврейскими беженцами в Европе.

В США в 1940 году был опубликован официальный документ, под названием «Проблема развития Аляски» (англ. The Problem of Alaskan Development). Этот документ также известен под неофициальным названием «Доклад Слэтттери»[13]. Он предусматривал прием европейских евреев на Аляске. Тогда же был заготовлен и соответствующий законопроект. Однако этот план так и остался на бумаге. Администрация президента Рузвельта, так же, как и большинство лидеров еврейских организаций США, его поддержать не захотела.

Возможно, еврейских лидеров Америки волновало, что необжитая и холодная Аляска не совсем подходящее место для европейских евреев, и поэтому не поддержали этот проект? Оказывается, дело в другом. Президент Zionist Organization of America — ZOA, реформистский раввин Стивен Вайз, заявил[14], что принятие этого предложения может привести к неверному впечатлению, что евреи захватывают часть страны. Комментарии, что называется, излишни…

Сквозь череду трагических событий тех лет проглядывается очень созвучная с сегодняшним днем тенденция. Еврейские организации и отдельные люди в разных странах мира, а также те, кто находился в тогдашней подмандатной Палестине, совершенно по-разному оценивали сложившуюся ситуацию. Как иначе объяснить то, что даже на пороге приближающейся Катастрофы они не пытались объединиться ради собственного спасения. Каждый жил собственной жизнью и не чувствовал своей связи и зависимости от других. В ту тяжелейшую пору известна лишь одна прямая попытка изменить эту необъяснимую раздробленность.

В июне 1940 года в Палестине вышла новая газета — «Аума» («Народ»). О том, почему эта газета появилась именно сейчас, можно было понять уже из первых абзацев передовицы:

Газета «Народ» — это новое слово на еврейской улице: она выходит в межпартийном формате. Что такое «межпартийная» газета? — спросите вы. Как может газета служить одновременно всем партиям, несмотря на существующие меж ними противоречия и разногласия? Действительно, это своего рода творение, родившееся при стесненных обстоятельствах в тяжких и жутких родовых схватках. Оно стало следствием яда ненависти, поразившего народы мира стремлением стереть нас с лица земли, что привело к ужасной гибели миллионов наших собратьев. И ненависть народов еще не улеглась — их садистский инстинкт никак не насытится. К тому же трагедия эта удваивается, поскольку мы не можем обманываться тем, что речь идет лишь о временном и мимолетном явлении
…Мало того, что нас обступили одновременно по всему миру — к тому же самые передовые народы преспокойно заперли перед нами двери, не испытывая ни малейшего сочувствия и жалости. Они поступили столь жестоким образом, что этому нет прецедента во всей человеческой истории, включая даже самые варварские времена…
…И спасение наступит, если мы отыщем нужное средство, иными словами, то чрезвычайное решение, которое может быть найдено лишь под угрозой нависшей опасности и которое будет способно склонить в нашу пользу чаши весов, предоставив здесь надежное прибежище для всех наших рассеянных по миру собратьев — ведь по общему мнению, на сегодняшний день это единственное место спасения.
…Ясно также, что для исполинских усилий на изобилующем препятствиями пути, который перед нами лежит, от всех без исключения частей народа требуется единство, нерушимое и крепкое как сталь. Если на этом пути мы не выступим сплоченными рядами против громадных сил, служащих сатане, то надежде нашей заранее суждено погибнуть…[15]

Самое поразительное, то, что идея объединения евреев оказалась не просто не ко двору. «Доброжелатели» из еврейской среды с помощью мандатных властей моментально газету закрыли…

Интересно, что в день появления и фактически последнего дня газеты, а именно 5 июня 1940, «Еврейское телеграфное агентство» сообщило о решении венгерского правительства запретить переправку евреев через сухопутную и водную территорию страны. Цель постановления — остановить контрабанду еврейских беженцев через Дунай к Черному морю.[16]

С этого момента, можно сказать, что проект нелегальной эмиграции, которым руководил Шторфер, закончил свое существование.

Что касается самого Шторфера, его судьба печальна. Ни военные заслуги в Первой мировой войне, ни католическое вероисповедание, ни заслуги перед Рейхом его не спасли. Шторфер, как еврей, был отправлен в Освенцим, из которого его не смог спасти даже Эйхман.

Из магнитофонной записи А. Эйхмана во время следствия в 1960 г. в Израиле:

 Я поехал в Освенцим… ему (Шторферу) сказал: «Видите ли, я на самом деле никак не могу помочь; потому что по приказу рейхсфюрера никто вас выпустить не может»… Когда я вернулся однажды из Венгрии, я услышал, что Шторфер расстрелян.[17]

Те события, о которых здесь рассказано, не просто одна из вех нашей истории. Мы не можем, не имеем права повторять сделанные ошибки. Антисемитизм, который словно чума распространяется в мире, все больше выявляет противоречия в еврейской среде. Неужели мы не понимаем, что поддерживая антисемитские (антиизраильские) организации вроде BDS[18], и разжигая межпартийную и межэтническую рознь, мы не сможем даже близко подойти к пониманию и тем более к решению проблемы антисемитизма в мире.

Мне хотелось встать и крикнуть всем им: «Вы что, не понимаете, что эти цифры — живые люди, люди, которые, если вы не впустите их, обречены сидеть до смерти в концлагерях или скитаться по миру как прокаженные?»
Конечно, я не знала тогда, что этих беженцев, которых никто не хотел, ожидает смерть. Если бы я это знала, то не смогла бы молча сидеть, соблюдая дисциплину и вежливость.[19]

Комментарии

[1] Сайт. Learning from History. Doc. 10: Decisions taken at the Evian Conference.

[2] Викицитаты, Хаим Вейцман (ивр.)

[3] Голда Меир. Моя жизнь.

[4] Сайт Еврейского телеграфного агентства (JТА). Jewish Bodies See No Solution in Mass Emigration. 11.07.1938 г.

[5] Österreichisches Biographisches Lexikon. Австрийский биографический словарь, стр. 329-330.

[6] Википедия. Jüdisches Leben in Wien. (Josef Löwenherz).

[7] Википедия. Zentralstelle für jüdische Auswanderung in Wien.

[8] Сайт Еврейского телеграфного агентства (JТА). 40 Private Refugee Bodies Form United Front at Evian.

[9] EHRI Portal (portal.ehri-project.eu). Ausschuss für jüdische Überseetransporte.

[10] Сайт Bintivey Haapala. maapilim.org.il .ועד למשלוח יהודים מעבר לים (Ausschuss fur Judische Uberseetransporte).

[11] Сайт Еврейского телеграфного агентства (JТА). 3 000 Refugees Battle Hunger, Disease on 2 Old Danube Ships.

[12] Сайт евреев Болгарии. (The Bulgarian jews) thebulgarianjews.org.il.

[13] Википедия. Slattery Report.

[14] Википедия. Stephen Samuel Wise.

[15] Газета «Народ».

[16] Сайт Еврейского телеграфного агентства (JТА). Hungary Bars Passage of Jewish Emigre Groups to Stop Refugee Smuggling.

[17] Йохен фон Ланг. Протоколы Эйхмана. Записи допросов в Израиле. Москва. 2002.

[18] Википедия. BDS

[19] Голда Меир. Моя жизнь.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Михаил Бруштейн: Как остановить цунами антисемитизма: 11 комментариев

  1. Oleg Kolobov, Minsk, Belarus

    2020 04 05 8-38 Антисемитизм тесно связан с главным фокусом нашей сегодняшней жизни и тут есть давно вопрос, пусть не самый важный, но в денежном смысле очень существенный, а именно: в чем состоят СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА работы, с печатной книгой, или, наоборот, с её электронной версией?
    Сегодня нашёл не окончательный, конечно, но важный ответ, на этот вопрос: это произошло в связи с шумихой вокруг короновируса и поиском адекватного ответа на более общую и более значимую задачу, в том числе на эту неразбериху с короной. Намёк на цель и метод решения главной задачи опубликован сегодня здесь на бостонском сайте (1996-2020) нашего земляка-минчанина, Валерия Петровича Лебедева:
    http://lebed.com/2020/7885.htm#comment-102790
    А теперь развернём свою версию, что лучше делать с печатной книгой, а что с её электронной версией.
    Но здесь будет полезно сделать предисловие. В США сложились в ходе научно-технологической и гуманитарной эволюции две разных парадигмы, которые на русском языке легко, но ошибочно, смешиваются в одну.
    В 1986г. в издательстве «Мир» вышла 2 изданием переводная книга «Методы проектирования» (в оригинале “Design methods”), в которой смысловой упор делается на такие мероприятия, как, например, «мозговой штурм».
    С другой стороны в Америке сложилась практика и теория “project management”. Легко убедиться, что эти две американские парадигмы между собой практически не пересекаются.
    Именно это и помогает ответить, что и как лучше извлекать из печатной книги, а что из её э-версии. 2020 04 05 9-03

  2. Леонид Цальман

    Статья хорошо иллюстрирует обращение христианских государств с бесправным еврейским народом и слабыми еврейскими организациями.
    Что автор понимает под определением «антисемитизм»? В статье ответа нет.
    Разные прилагательные к этому слову: религиозный, народный, бытовой, государственный, школьный, природный, научный, гуманитарный… туманят суть этого явления.
    Позволю предложить: есть позорный антисемитизм и есть здоровый антисемитизм. Народы Европы евреев не уважали и презирали, считали позорной нацией. Враги государства Израиль евреев ненавидят и боятся. Враги Израиля будут, видимо, всегда. Поэтому здоровый антисемитизм тоже вечен.
    Суть позорного европейского антисемитизма: презрение и унижение еврейского народа. Основание: слабость еврейского народа перед другими народами Европы.
    У евреев после крушения западной Римской империи и создания христианских государств, был не «галут», а был Христианский плен. Свободные евреи империи потеряли право на ношение оружия, приобрели унизительную для иудея клятву в суде, носили метку на одежде и особый головной убор, потеряли право иметь несколько жён, принимать гиюр, евреям был запрещен брак с христианкой. Считать ребенка евреем тогда, когда он рожден еврейской матерью – это правило велели принять евреям христиане. Во все времена отношение к пленницам и рабыням было: рожденные ими дети получали национальность матери.
    Вот этапы пленения евреев в христианской Европе: религиозный конфликт, подчинение, образование еврейских общин, привилегии-ограничения, унижение, притеснение, объявление евреев «рабами казны», обвинение евреев в ужасных преступлениях, изгнание общин, расизм, фобии, убийство мирных евреев населением в погромах и в государственном погроме – в Шоа.
    «Плен» евреев у христиан со времени создания государства Израиль закончился. Однако определение национальности ребенка в еврейском обществе «по маме» осталось по «плену», по традициям Галахи.
    Многие еврейские мужчины строят свою жизнь по заповеди Торы еврею: если пленил красивую инородную женщину, сделай её своей женой
    Религиозные правила критике не подлежат. Потому, что они установлены религиозными авторитетами и изменены могут быть только ими. Еврейская религиозная община может подтвердить право считать «евреев по отцу» членами еврейского народа обновлением традиций Устной Торы. Израильский народ и государство будут сильными.
    Возможно, это будет конец позорному антисемитизму.

  3. Анатолий

    Уточню вашу Ю.Т. классификацию.
    Антисемитизм эмоциональный идет не от сердца, а от кармана, от врожденной и передаваемой по наследству глупости и от физического и численного превосходства. Соответственно исправим деньгами, дубиной по голове, образованием, и, главное, увеличением количества евреев.
    Антисемитизм научный исправим отлучением, тюрьмой, отрыванием головы или отрезанием половых органов
    Правильная классификация: антисемитизм бытовой, государственный, религиозный.
    Первые два устраняются усилением еврейского государства. Последний сегодня не устраним. Но, если увеличиться числом в 100 раз за счет любых народов и ЛЮБЫМ путем, то возможно.

    1. Ю. Т.

      Уважаемый Анатолий,

      напоминаю вам, что 22.03.2020 в 08:49 вы утверждали, что антисемитизм никак не остановить. В настоящем комментарии, написанном 03.04.2020 в 11:37, вы предлагаете всевозможные средства ликвидации с антисемитизма. Я пребываю в растерянности в отношении вашей позиции.

      Замечу, что приведенная мною классификация юмористического свойства и не претендует ни на серьезную поддежку, ни на глубокомысленное опровержение.

      С праздником Песах и да убережемся от короны!

      1. Анатолий

        Уважаемый Ю.Т. Кстати, Ю.Т. — Юфим Терентьевич?:)) Я с Вами абсолютно согласен, особенно по поводу юмора. Заметьте, предложение исправлять антисемитизм дубиной по голове или отрезанием некоторых органов — тоже особой серьезностью не пахнет.
        И Вас с праздником Пейсах. В этом году наша семья будет праздновать следующим образом: Нью-Йорк, Майями, Тель-Авив, Париж — все на видио связи, все на одном экране. Есть такие программы. Маца и вино у всех свои. Но молитва одна!

  4. Ю. Т.

    Предлагаю следующую классификацию антисемитизма:

    1 – антисемитизм эмоциональный,
    2 – антисемитизм научный.

    Девиз эмоционального антисемитизма: “еврей – значит плохой”.
    Девиз научного антисемитизма: “плохой – значит еврей”.

    Эмоциональный антисемитизм не требует высоких интеллектуальных качеств от своего носителя. Антисемит такого рода прост и естествен, убеждения его идут от сердца.

    Научный антисемитизм предъявляет высокие требования к образованию и интеллекту адепта. Человек обязан уметь пользоваться исторической и справочной литературой, свободно владеть поисковыми средствами интернета, уметь осуществлять сложные логические построения и убедительно доказывать недоказуемое.
    Антисемитизм этого рода происходит не от сердца, а от головы.

  5. Анатолий

    Как остановить антисемитизм? Никак. Это невозможно. При этом я не согласен с теми, кто считает антисемитизм чем -то предопределенным евреям. Антисемитизм порожден католической церквью, а затем передан православию и прочим ветвям христианства. Сегодняшние евангелисты — исключение. Причина в том, что нас мало. Европу не вылечишь.

  6. Igor

    Единство еврейского народа это миф антисемитов и голубая мечта всех евреев разных партий и взглядов. Все хотят единства вокруг именно той идеи, которую сами поддерживают. Никто не хочет отказаться от своей идеи ради единства. Все это хорошо описано и известно начиная с до библейских времен, времен Иосифа Флавия и т.д. Боюсь, что и пришествие Машиаха не изменит ситуации. Возможно, что именно отсутствие единства и есть секрет выживаемости и долгожительства евреев. Надо учиться выживать не дожидаясь единства и Мошиаха 🙂

  7. Сильвия

    В июне 1940 года в Палестине вышла новая газета — «Аума» («Народ»). …
    Самое поразительное, то, что идея объединения евреев оказалась не просто не ко двору. «Доброжелатели» из еврейской среды с помощью мандатных властей моментально газету закрыли…
    ——————————————————————————————————
    Газету \»хаУма\» (\»Нация\») издал известный рав Иехуда Ашлаг (\»Баал-хаСулам\»).
    @http://ru.wikipedia.org/wiki/Бааль-Сулам@
    Газету прикрыли, разумеется, англичане, но по доносу, что рав — коммунист. Рав Ашлаг, заодно и каббалист, действительно, зная К.Маркса, имел свой подход — \»альтруистический\» — к решению социальных проблем. Так что дело не в том, что \»не к двору\», а в другом.
    http://safranim.com/גליון-כג-2/ב-רב-מקובל-קומוניסט-דרכו-של-הריל-אשלג

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.