©"Заметки по еврейской истории"
    года

Loading

За 1923–27 гг. оперный театр под руководством Голинкина поставил более 15 спектаклей классического оперного репертуара. Голинкин был поборником исполнения опер на иврите (еще в Одессе И. Карни и Ш. Черниховский перевели на иврит многие либретто). Спектакли давали в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе, их посещали и евреи, и арабы, и англичане, за первые три года — более 150 тысяч человек.

Лазарь Любарский

 МОРДЕХАЙ ГОЛИНКИН — ОСНОВАТЕЛЬ ИЗРАИЛЬСКОЙ ОПЕРЫ

Вначале выражаю большое удивление по поводу того, что имя основателя Израильской Оперы — Мордехая Голинкина, знакомо в Израиле лишь единицам, вероятно отдельным музыкантам и критикам. Его имя не отмечено даже в 12-томной русской краткой энциклопедии! Настоящая моя статья, далёкого от музыки человека, имеет целью восполнить этот недостаток и представить читателям краткую информацию о подвиге этого человеке (иначе его жертвенную борьбу за это невозможно назвать).

Мордехай Голинкин (1875-1963) родился в земледельческой колонии Херсонской губернии. Его отец умер до его рождения, а у маленького Марка обнаружился музыкальный дар, он получил традиционное еврейское образование и известный кантор Пинхас Миньковский принял его в Херсонский синагогальный хор и научил его нотной грамоте.

В 15 лет Марк поступил в Варшавскую консерваторию, где стал лучшим учеником по теоретическим предметам, гармонии, композиции, учился играть по классу контрабаса и фортепиано и успешно окончил её в 1896 г. Затем он работал в оперном театре в Ростове-на-Дону суфлером и дирижером хора, в Перми (второй дирижер оперного театра). С 1896 г. по 1911 г. Голинкин дирижировал операми в Киеве, Харькове, Тифлисе, Казани, Саратове, гастролировал в Петербурге. В 1911 г. он переехал в Петербург и шесть лет был главным дирижером оперной труппы Народного дома (первой оперой, которой он дирижировал, были «Гугеноты» Дж. Мейербера). В 1911 г. Голинкин встретился с Ф. Шаляпиным на постановке оперы «Русалка». Оценив его высокий профессионализм, Шаляпин ходатайствовал перед дирекцией императорских театров о принятии Голинкина в Мариинский театр, но как иноверцу Голинкину было отказано, и Шаляпин посоветовал ему оставить Россию. Но затем Шаляпин сыграл большую роль в судьбе Мордехая Голинкина.

Мордехай Голинкин

Мордехай Голинкин

В эти годы Голинкин восхищался фельетонами В. Жаботинского, читал труды Л. Пинскера и Т. Герцля. В 1917 г. Голинкин написал статью «Хехал ха-омманут бе-Эрец-Исраэль» («Храм искусств в Эрец-Исраэль»), идея которой возникла еще в 1912 г. Голинкин писал, что возрождение Эрец-Исраэль невозможно, если рядом с Библией и науками не найдется достойного места для искусства, в том числе для оперного театра на иврите.

Голинкин начал сбор средств на строительство оперного театра в Эрец-Исраэль. В 1917 г. Голинкин обратился к Шаляпину, убеждая его поддержать идею оперы в Эрец-Исраэль. По совету М. Горького Шаляпин выступил на концерте «в пользу фонда образования театра в Палестине» в рамках Палестинской недели, организованной в апреле 1918 г. Петроградской сионистской организацией. Он спел «Ха-Тикву» на иврите и песни на идише.

Евреи в культуре русского зарубежья. Выпуск 1. Иерусалим, 1992

В 1918 г. к организованной Голинкиным кампании присоединился и еврейский Петроградский камерный ансамбль «Зимро», отправившийся в гастроли по всей России: доходы от его концертов шли в фонд строительства театра. В том же году Голинкин получил предложение занять пост главного дирижера Мариинского театра, но отказался и уехал в Одессу, откуда намеревался морем отправиться в Эрец-Исраэль. Однако из-за предвзятого отношения Ленина и Сталина к Сионизму и языку Иврит, он смог сделать это лишь в марте 1923 г., получив заграничный паспорт для гастрольной поездки.

В сентябре 1923 г. Голинкин дирижировал оперой «Травиата», впервые исполненной на иврите коллективом «Ха-опера ха-Эрец-Исреэлит» в Тель-Авиве, причем среди солистов не было приглашенных певцов. В том же году Голинкин дирижировал первым симфоническим концертом в Эрец-Исраэль. За 1923–27 гг. оперный театр под руководством Голинкина поставил более 15 спектаклей классического оперного репертуара. Голинкин был поборником исполнения опер на иврите (еще в Одессе И. Карни и Ш. Черниховский перевели на иврит многие либретто). Спектакли давали в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе, их посещали и евреи, и арабы, и англичане, за первые три года — более 150 тысяч человек. Для финансовой поддержки оперной труппы была создана Хеврат ха-опера ха-Эрец-Исреэлит, в нее вошли Х. Н. Бялик, с которым Голинкин дружил еще в Одессе, М. Дизенгоф и др.

Ансамбль ивритской оперы в Иерусалиме и его директор (на снимке отмечен «Х»)

Ансамбль ивритской оперы в Иерусалиме и его директор (на снимке отмечен «Х») «Дер момент». Варшава, 30.01.1925

В 1927 г. Голинкин выпустил написанную на иврите книгу «Хехал ха-омманут» («Храм искусств»), в которой излагал программу развития в Эрец-Исраэль драматического театра, оперы, балета, симфонической музыки и подводил итог четырехлетней работы израильской оперы.

В 1927–29 гг. Голинкин находился в США, где собирал средства на финансирование деятельности оперы и на строительство Храма искусств. Он встречался с филантропом Ф. М. Варбургом и скрипачом-виртуозом, уроженцем Вильнюса Я. Хейфецем (который впоследствии приехал с гастролями в Тель-Авив и пожертвовал выручку от концертов на культурные нужды города), с А. Эйнштейном, Х. Вейцманоми др. В 1928 г. Голинкин встретился в Нью-Йорке с Ф. Шаляпиным. В 1932 г. Шаляпин прислал Голинкину приглашение на должность главного дирижера Русской оперы, которую он намеревался открыть в Париже; на это приглашение, как и на приглашения из Советского Союза, Голинкин ответил отказом.

Вернувшись в 1929 г. в Эрец-Исраэль, Голинкин возобновил некоторые оперные спектакли, а в 1930 г. создал художественный коллектив, с которым совершил концертное турне по стране. На собранные в Америке средства был создан Махон ле-мад‘эй музика (Институт музыкальных наук), просуществовавший с 1931 г. по 1933 г. Голинкин возглавлял институт, а также руководил отделениями оперы и симфонических концертов. Голинкин создал при институте симфонический оркестр, дирижировал исполнением Патетической симфонии П. Чайковского, музыкой из опер В. Р. Вагнера, проводил камерные вечера.

Летом 1940 г. Голинкин создал новую оперную труппу, поставил оперу «Жидовка» Халеви. В 1948 г. Голинкин возобновил оперные спектакли. Политические события в стране (Война за независимость, Синайская кампания) отодвинули реализацию его планов. Однако Голинкин и в преклонном возрасте продолжал заботиться о развитии музыкальной жизни в стране.

 Умер Мордехай Голинкин в 1963 году в Израиле.

Мацева на могиле Мордехая Голинкина

Мацева на могиле Мордехая Голинкина

Print Friendly, PDF & Email
Share

Лазарь Любарский: Мордехай Голинкин — основатель Израильской Оперы: 2 комментария

  1. Ольга Левин

    Если судить по надгробной надписи, то скончался Мордехай Голинкин в 1964г. :
    Я была на кладбище в Ришоне-ле-Ционе 3 февраля 2014г. и нашла могилу Мордехая Голинкина.
    » Мордехай Голинкин , сын Мордехая.
    Основатель и дирижер израильской оперы.
    Скончался 4 Кислева 1964года в возрасте 88 лет.
    Да будет благословенна память его».
    На памятнике осталась только дирижерская палочка, и не достаёт той руки, которая держала её. Надо было бы об этом сообщить в дирекцию Оперного театра? На Ф.Б. есть отрывок о М.М. Голинкине из моей книги ОТ КОНЦА ДО НАЧАЛА.

Добавить комментарий для Абрам Торпусман Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.