Образ Фанни как женщины-жертвы никак не воспринимается, напротив, ясно выражен индивидуальный характер талантливой, выдающейся и целеустремлённой женщины. Женщины, которая сумела осуществить творческие задачи и устремления, не ущемляя себя в потребности любить, быть любимой и подарить жизнь ребёнку. Биография Фанни Гензель уникальна и заслуживает соответствующего к ней отношения.
ФАННИ (МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ) ГЕНЗЕЛЬ — НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР XIX ВЕКА
Рассказать историю о творчестве замечательного композитора XIX века Фанни (Мендельсон-Бартольди) Гензель сегодня необходимо. То, что я случайно узнала из мимолётных высказываний на страницах интернета, заставило меня проявить любопытство, посмотреть из каких источников черпаются так называемые «биографические» подробности. Заголовки просто убивают наповал: «Марш Фанни Мендельсон», «Фанни Мендельсон: как знаменитый брат обкрадывал собственную сестру», «Фанни Мендельсон: талант присвоенный братом» и далее в том же духе.
Подобные статьи никаким образом не помогают узнать о музыкальном творчестве композитора Фанни (Мендельсон) Гензель и o любви к ней родителей, брата Феликса и мужа. Жизнь Фанни Мендельсон, даже в условиях ограниченных прав женщин, была творчески насыщенной и счастливой. Но прежде чем рассказать о ней, необходимо иметь некоторое представление о тяжести судьбы любого композитора. Добиться признания своего творчества и любви аудитории, как профессиональной так и любительской, не просто трудно, но и непредсказуемо. Список имён композиторов, музыка которых не исполняется по разным причинам, длиннее списка известных и исполняемых композиторов.
Моё знакомство с биографиями композиторов началось с занятий в музыкальной школе и продолжается по сегодняшний день. С годами пришла к заключению, что изучение исторической эпохи и атмосферы, окружавшей музыкантов, содействуют проникновению в мир музыки композиторов, а подробности их личной жизни отвлекают.
Л.Н. Толстой полагал, что счастливые семьи счастливы одинаково, рассказывать и читать о них мало интересно, вероятно потому биографии композиторов полны мифами, несуществующими поступками и вольными интерпретациями их жизни.
Семья Мендельсонов принадлежала к образованной, успешной и материально независимой категории.
Итак, начало XIX века, семья Авраама Мендельсона и Лии Саломон живёт в Гамбурге, но в 1812 году переезжает в Берлин. Причина переезда серьёзная — образование детей и создание атмосферы для их музыкального развития.
Об Аврааме Мендельсоне в статьях упоминается, а o Лии Саломон мало известно, а она занимала самое главное место в жизни и образовании детей — Фанни, Феликса, Ревекки и Пауля. Лия Саломон была талантливой пианисткой, училась фортепиано у Иоганна Филиппа Кирнбергера, ученика Иоганна Себастьяна Баха, хорошо пела, владела французским, английским и читала Гомера в оригинале. Мама была первым педагогом фортепиано у детей и обнаружила талант у Фанни и Феликса. В Берлин для их обучения игре на фортепиано был приглашён Людвиг Бергер, ученик Муцио Клементи и Джона Фильда, теории и композиции их обучал, по рекомендации Гёте, Карл Фридрих Зельтцер. Занятия музыкой проходили параллельно с академическим обучением. Фанни, старшая на 4 года Феликса, в 13 лет, обладая исключительной музыкальной памятью, ко дню рождения отца исполнила 24 Прелюдии и Фуги из Хорошо Темперированного Клавира И.С. Баха. Любовь к музыке И.С. Бахa и знанию особенностей его творчества — заслуга безусловно матери Фанни и Феликса. Родители, для которых музыка была огромным удовольствием, а также для образования детей, свой дом в Берлине на Лейпцигер Штрассе 3 основали как интеллектуальный центр города. Среди гостей дома Мендельсон были: историк Леопольд Ранке, сказочник Яков Гримм, писатель, композитор и критик Е.Т.А. Гоффманн, поэт Генрих Гейне, философ Гегель, композиторы Карл Мария Вебер и Людвиг Шпор и многие другие выдающиеся люди того времени.
Для участия в концертах музыкального салона Мендельсонов приглашались лучшие музыканты Берлина, все дети обязательно в них участвовали — Фанни и Феликс играли на фортепиано, Ребекка пела, а Пауль играл на виолончели. В дополнение к домашнему интенсивному графику занятий в октябре 1820 года Фанни и Феликс присоединились к Берлинской певческой академии, где пели в хоре. Обучение Фанни музыке было на самом высочайшем профессиональном уровне.
Со временем формирования её творчества вопрос о будущем девушки из уважаемой, благополучной и состоятельной семьи серьёзно обсуждался. Здесь очень важно понимать насколько доброжелательные, хоть и очень строгие, взаимоотношения бытовали в семье. По делам бизнеса Авраам часто уезжал заграницу, но за всё время его отсутствия шла активная переписка. Вот эта переписка и стала источником множества искажений. Поскольку письма содержали интимные стороны жизни семьи, по воле сына Фанни Себастьяна, публиковались только отрывки из них,которые не отражали контекстa целого содержания письма. Цензурируя дневники и письма матери, Себастьян бережно оберегал её память и репутацию. Наиболее чувствительными в биографии Фанни Гензель являются факты о состоянии её здоровья. В XIX веке права женщин на публикацию своих сочинений и концертную деятельность уже не были ограниченны. Клара Шуман совершала длительные изнурительные концертные турне и публиковала свои сочинения ради зарaботка средств для семьи,вот именно этот фактор осуждался в высшем обществе. Можно ли считать обеспеченную материально жизнь Фанни трагедией? По законам того времени девушкам из богатых с высоким положением семей зарабатывать себе на жизнь считалось недостойным, подобный вызов мог даже спровоцировать скандал в обществе.
Но тем не менее, выбор был оставлен за Фанни, которая не решилась на столь дерзкий поступок.
Феликс, который сестру боготворил, поддерживал и обожал, оказался объектом невежественной клеветы. О близких доверительных, профессиональных отношениях между Фанни и Феликсом можно прочитать в письмах, а также в биографии, которую Фанни написала о брате. Из одной публикации в другую цитируется отрывок из переписки Феликса с матерью. Ниже, в списке литературы, можно прочитать статью, в которой автор получила разрешение на публикацию полного текста этого письма. Коротко изложу его содержание. Лия и Феликс Мендельсон понимали масштаб и уровень композиторского таланта Фанни, потому мама решила попросить сына оказать давление на Фанни и убедить её публиковать свои сочинения. Феликс отказался, так как был убеждён, что это решение Фанни должна принять сама. По его мнению публикация дело ответственное и требует огромного труда.
К этому нужно добавить, что большинство собственных произведений Феликс не опубликовал, так как считал, что над ними ещё надо поработать, в их числе была «Итальянская симфония», которая после смерти композитора вошла в золотой фонд западно-европейской музыки и успешно исполняется по сегодняшний день.
Сплетни вокруг авторства сочинений Фанни под именем Феликса образовались не по вине брата, якобы «присвоивших» её сочинения, а в следствии большого количества неопубликованных, Феликса и Фанни, работ. До замужества свои композиции Фанни подписывала Ф. Мендельсон, как и Феликс, но тщательно вела запись в дневнике о программах концертов и опусов своих произведений. Небрежность или условия времени создали почву для нескольких ошибок в разборе неопубликованных материалов, интерпретация которых дезиинформируют неискушённого любителя музыки. Известность и признание Феликс Мендельсон получил прежде всего за симфонические произведения, а не за популярный после его смерти «Свадебный Марш».
Об авторстве знаменитого «Свадебного марша» Мендельсона никогда не думала, что придётся рассказать. Достаточно ознакомиться с сочинением под номером 61, op. 61.
http://mendelssohnincidentalmusic.weebly.com/other-movements.html
Увертюра
Скерцо (После первого действия)
L’istesso tempo
Lied mit Chor (песня с хором)
Andante
Интермеццо (После окончания второго акта)
Аллегро
Con moto tranquillo (Notturno)
Анданте
Hochzeitmarsch (Свадебный марш после окончания четвертого акта)
Marcia funebre
Ein Tanz von Rüpeln (Танец клоунов)
Allegro vivace come IФинал (с хором)
Каким образом растиражировался миф, который очень легко развеять, неизвестно.
А история создания этого сочинения никак к Фанни Мендельсон-Гензель не относится, как бы этого ни хотелось.
Феликс Мендельсон под впечатлением поэзии Шекспира в 1826 году, 17 лет, сочиняет увертюру «Сон в летнюю ночь», которая стала первым значительным произведением в его творчестве. Через несколько лет он отправляется в Англию, где его восторженно принимают. С Англией композитора связывают многие из его сочинений, там его всегда сопровождал успех. Уже к концу жизни в 1842–43 годах Феликс Мендельсон, директор Прусской Академии Искусств Короля Фридриха Вильгельма IV и главный дирижёр Гевандхаус симфонического оркестра в Лейпциге, сочиняет музыку к театральной постановке комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», состоящую из 14, четырнадцати, номеров. Номер 9 есть в будущем знаменитый «Свадебный марш». Сам композитор при жизни об успехе «Свадебного марша» не узнал.
В 1842–43 годах Фанни Мендельсон-Гензель уже была в процессе издания собственных сочинений и была известна в среде выдающихся музыкантов, поэтов, писателей.
Необходимо добавить известную историю, которая произошла в Лондонском Королевском дворце. Вероятно под давлением матери, чтобы сдвинуть Фанни с «мёртвой» точки, Феликс, с разрешения Фанни, опубликовал два опуса её песен (op. 8 и op. 9) под своим именем, но когда королева Виктория их спела и выразила восторг, к недоумению присутствующих в зале, Феликс сообщил, что автор песен его сестра Фанни.
Прочитав довольно большое количество материалов о композиторе Фанни Мендельсон-Гензель, у меня всё более складывалось впечатление, что её биография придумана и построена на обличении негативной роли её отца, брата Феликса, а в дальнейшем мужа, художника Вильгельма Гензеля и единственного сына Себастьяна. Безусловно, дискриминацию женщин никуда не спрячешь, но, во-первых, у многих композиторов мужчин была аналогичная ситуация, профессия музыканта в то время не могла прокормить семью, и отцы были против выбора этой профессии сыновьями. П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков начинали карьеру далеко от музыки и таких примеров множество. Невзирая на общественное мнение Авраам Мендельсон дал Фанни самое лучшее музыкальное образование и приобрёл старинный особняк XVIII века, который имел огромный зал, вмещавший несколько сотен человек. Фанни не совершала концертные турне, но в её распоряжении был небольшой оркестр и хор для исполнения как собственной так и музыки других композиторов.
Великий немецкий поэт И.В. Гёте был другом семьи и следил за творческими успехами как Феликса, так и Фанни. Уже первое сочинение Фанни, песня на стихи Гёте, была доставлена поэту и получила высокую оценку. Ф. Шуберт послал свой цикл песен Гёте, а тот поначалу не хотел даже открывать конверт с нотами, а позднее раскритиковал фортепианное сопровождение к песням. Исторические факты таковы, что Фанни имела высочайшего уровня поддержку как в семье, так и её окружением. Исходя из всех реальных фактов, существующие биографии Фанни Гензель, основанные на клише образцовой женщины XIX века, окружённой патриархальными угнетателями, отцом и братом Феликсом, или сравнение её биографии с биографиями мужчин композиторов с драматичной как у Л. Бетховена или Ф. Шуберта судьбами, весьма проблематичны.
Особенно ярко независимый характер Фанни проявился в любви к своему избраннику художнику Вильгельму Гензелю. Познакомилась они на выставке художника (1821), когда девушке было 16 лет, а избранник был на 11 лет старше.
Между ними возник роман, который, как зачастую в романтичной истории, был омрачён социальной разницей положения влюблённых. Гензель был из бедной семьи, и на тот момент в женихи для дочери из респектабельной семьи с высоким положением в обществе не подходил. Родители выбор дочери не одобрили.
Тем не менее их роман расцветал и, чтобы стать достойным руки возлюбленной, Гензель в 1823 году отправился в Италию учиться живописи, всё это время влюблённые переписывались. В 1828 году Вильгельм Гензель возвращается в Берлин, где состоялась его успешная выставка в Королевской Академии Искусств в Берлине. Все усилия были вознаграждены, он назначен Фридрихом Вильгельмом III придворным художником. Никаких препятствий к счастливому браку с Фанни Мендельсон больше не существовало. В январе 1829 года они обручились, а в октябре состоялось бракосочетание. Музыку для обряда венчания Фанни пришлось сочинить самой, хотя она просила сочинить музыку для неё Феликса. К печали всей семьи, Феликс повредил ногу, находясь в карете, которая перевернулась во время поездки по Англии и Шотландии, и не смог приехать домой к свадьбе.
Вот эта музыка:
Решительный независимый характер Фанни, твёрдо принимающей жизненно важные решения, в модель биографии для феминисток-защитниц женщин от домашнего насилия не вписывается, также как и предыдущее клише.
Образ Фанни как женщины-жертвы никак не воспринимается, напротив, ясно выражен индивидуальный характер талантливой, выдающейся и целеустремлённой женщины. Женщины, которая сумела осуществить творческие задачи и устремления, не ущемляя себя в потребности любить, быть любимой и подарить жизнь ребёнку. Биография Фанни Гензель уникальна и заслуживает соответствующего к ней отношения.
Музыкальное наследие Фанни Гензель — это 446 произведений различных музыкальных жанров, большую часть из которых занимают песни (особый жанр немецкой вокальной музыки) на стихи выдающихся поэтов, преобладающее место в них принадлежит конечно же И.В. Гёте. Фортепианная, камерная, оркестровая, вокально-хоровая и духовная музыка Фанни Гензель принадлежит к ярким страницам классической музыки эпохи Романтизма XIX века.
Полагать, что музыкальная, исполнительская и композиторская деятельность Фанни была неизвестна или находилась в тени, не соответствует документам. Выдающиеся Музыкальные Воскресенья, Sonntagsmusiken, организованные ею в семейной резиденции, тщательно документировались и признаны основной сценой для реализации творчества и создания репутации в музыкальных кругах.
Благодаря таланту и репутации, заложенной матерью в детстве, музыкальный салон на Лейпцигер Штрассе 3 занял одно из центральных мест в музыкальной жизни Берлина. Несмотря на то, что посещение концертов осуществлялось по приглашениям, но гостями были знаменитые выдающиеся люди того времени, включая художников Корнелиуса и Энгра, Клару Шуман, Шарля Гуно и Франца Листа. Фанни репетировала, дирижировала и сочиняла произведения для концертов. Её концерты привлекали большую аудиторию и, как результат, о них писали отзывы.
Архитектура дома с садом обладала огромными возможностями для размещения аудитории и звукоизоляцией. Часть сада превращалась в концертный зал, в который по необходимости рассаживали триста слушателей. В ссылке под статьёй посмотрите интерьеры дома и сада, чтобы можно было себе представить атмосферу этих концертов.
Для фестиваля в 1834 году Фанни осуществила постановку оперы Глюка «Ифигения в Тавриде», которая прошла с огромным успехом. В своём дневнике 3 июля 1839 года Фанни пишет о других больших музыкальных событиях:
“Мы осуществили несколько Музыкальных Воскресений в июне, я повторила исполнение “Saint Paul” всеми доступными мне средствами и позволила членам хора привести всех желающих послушать, по самым скромным подсчётам мы поместили 300 человек. Погода была изумительная, садовая комната и сад смогли разделить аудиторию адекватно.”
Погодный фактор в осуществлении концертов был решающим в Садовом зале. О зимнем сезоне читаем дневник Фанни:
«Зимой 1838-39 года я смогла провести концерты только три раза. Но все они были переполнены людьми. Людей в зале былo так много, что часто певцу не оставалось места сесть, приходилось стоять.»
Речь идёт о постановке оперы Моцарта «Милосердие Тита». Достаточно заглянуть в программы концертов, чтобы представить насколько Фанни сумела расширить и углубить значение традиций музыкальных салонов.
Репертуар 1: Различные програмы, в которых доминировали произведения немецких композиторов.
Осенний сезон, 1833 год, Сентабрь:
Квартет Моцарта
Концерт Бетховена, Соль Мажор
2 дуэта из оперы «Фиделио» Бетховена
Концерт Ре минор И.С. Баха, BWV 1052Тройной концерт Бетховена
Герой Декера
Феликс играет свой концерт оp. 25
Концерт И.С. Баха ре минор, BWV 1052Вариации оp.17 Феликса М.
полный квартет Вебера
Финал Оберона Вебера
Квинтет Шпора
Морская песня из оперы «Оберон» Вебера
Октябрь
Трио Бетховена Ми бемоль мажор
Скрипичный квартет Феликса М., ля минор оp. 13
Трио Бетховена Ре мажор, оp.70/1
Репертуар включал различные жанры музыки композиторов разных стилей, и, конечно, музыку Фанни и Феликса.
Годы после замужества многое изменили в профессиональной жизни Фанни, главным достижением этих лет, кроме концертов, было её решение начать публикацию своих сочинений. К этому достижению надо добавить осуществление давней мечты увидеть Италию. И в 1839 году семья Гензель в полном составе отправляется в путешествие по Италии, которое заняло год. В результате путешествия в 1841 году Фанни сочиняет фортепианный цикл под названием «Год», состоящий из 12 пьес по количеству месяцев. Музыка А. Вивальди «Времена года» вероятно была частью впечатлений от путешествия. Цикл Фанни по стилистике романтичный, его особенностью является сочетание поэзии, живописи и музыки. Задумывалась композиция как подарок мужу на Рождество, а музыка вдохновила Вильгельма дополнить её художественными зарисовками, так появилась их совместная версия.
- https://www.youtube.com/watch?v=TcBmXyhhctQ
- https://www.youtube.com/watch?v=YYBz6JDJvb4
- https://www.youtube.com/watch?v=ppTCMjJFw_Y
- https://www.youtube.com/watch?v=ZCIrmWP3aNc
- https://www.youtube.com/watch?v=Ex1EYd3lfzQ
- https://www.youtube.com/watch?v=HBYGxv5q5Vo
- https://www.youtube.com/watch?v=luttg4VrGpw
- https://www.youtube.com/watch?v=QdprTK9LkD4
- https://www.youtube.com/watch?v=r_zZw0p5Tv8
- https://www.youtube.com/watch?v=QgaZCnti1Z4
- https://www.youtube.com/watch?v=LrBY3EvsrPw
- https://www.youtube.com/watch?v=8OB0533iBCc
- https://www.youtube.com/watch?v=rsTM9mGGd4Q
Среди эпохальных сочинений Фанни Гензель важное место занимает «Оратория на тексты из Библии», так называемая «Холерная кантата», написанная во время эпидемии холеры в 1831 году в честь жертв эпидемии.
Интерес к творчеству Фанни Мендельсон-Гензель особенно возрос за последние 20 лет на волне движения феминисток. Ураганный шквал статей и книг о ней гневно расправляется обвинениями в адрес Авраама, который сделал всё возможное в условиях окружающей его семью действительности, отказавшись от традиций и религии своих предков, конвертировав свою семью в Лютеранскую Церковь, чтобы дети его не подвергались дискриминации по религиозному признаку. Младший брат Фанни Феликс, признанный при жизни гениальным композитором, Моцартом XIX века, основавший знаменитый оркестр и консерваторию в Лейпциге, Филармонический Оркестр Гевандхауз по сегодняшний день сохраняет славу и авторитет в мире, заложенный его основателем, стал объектом лживого невежества. И никто из горячих поклонников талантливой Фанни Мендельсон не желает говорить о дискриминации, которой подверглись два выдающихся немецких композитора, которых после революции 1848 года, до которой они оба не дожили, сначала своими статьями дискредитировал немецкий композитор-националист Рихард Вагнер, а далее в XX уже веке их память и достижения окончательно уничтожил Гитлер.
Феликс и Фанни Мендельсон были с детства связаны творческими узами. Они абсолютно доверяли друг другу и советовались обо всём на свете. Фанни ушла из жизни репетируя кантату Феликса «Первая Вальпургиева Ночь».
Внезапная смерть Фанни стала ударом для Феликса, послушайте музыку, полную безутешного трагизма памяти любимой сестры.
Погружаясь в музыку Фанни Мендельсон-Гензель и в чтение её биографии, постоянно ощущаешь преклонение перед теми выдающимися достижениями, которые она сумела осуществить. Достижения в её биографии поразительны.
В моём представлении Фанни женщина со счастливой судьбой — прекрасная семья, любимые муж и сын, блестящее окружение самых выдающихся людей, ценивших её талант композитора и пианиста. В распоряжении последующих поколений есть музыка выдающегося немецкого композитора XIX века Фанни Мендельсон-Гензель, которую можно играть, слушать и наслаждаться.
Март, 2021
Литература:
- https://online.ucpress.edu/ncm/article/26/2/113/69238/The-Suppression-of-Fanny-Mendelssohn-Rethinking
- http://mrc.hanyang.ac.kr/wp-content/jspm/34/jspm_2015_34_06.pdf — здесь можно посмотреть архитектурное устройство Садового зала, где проходила концертная и творческая жизнь Фанни Гензель.
- https://www.saw-leipzig.de/de/projekte/leipziger-ausgabe-der-werke-von-felix-mendelssohn-bartholdy/thematisch-systematisches-werkverzeichnis#ouvert-ren-und-andere — список творчества Феликса Мендельсона.
http://www.iconsofeurope.com/mendelssohn.htm
Обнаружила профессиональную группу,которая независимо исследует жизнь и творчество великих людей Европейского наследия и опирается на первоисточники . Занимаясь исследованиями в музыкальном искусстве я «перекапываю»
огромное количество материалов,чтобы узнать факты. Все мы переживаем тенденцию падения культуры , каждое усилие направленное на сохранение великого наследия прошлого необходимо и ценно. Под заголовком » Защищая доброе имя Феликса Мендельсона» опубликован результат исследования в отношении связи композитора с выдающейся шведской певицей Женни Линд. Отношения были профессиональными и дружественными и непонятно с какой целью ,особенно во время празднования 200-летия со дня рождения композитора в 2009 году, профессор Королевского Колледжа Музыки в Лондоне (GB) Куртис Прайс ,Curtis Price, распространил пасквиль на великого композитора якобы угрожавшего певице покончить жизнь самоубийством, если она не поедет с ним в Америку, читайте полный текст выше,. Самое ужасное,что этот пасквиль начали перепечатывать другие издания, ссылаясь на его статью. Как не вспомнить оперу Россини » Севильский цирульник» и арию дона Базилио о клевете.
Если кому-нибудь покажется странным, что почти одинаковые( с небольшими расхождениями) мои три отзыва помещены под статьей Людмилы Беккер, поясняю: я писала один отзыв за другим, и каждый исчезал начисто к моему огорчению и недоумению. Казалось бы, требуемое условие сложить двузначные цифры для меня было достижимо. Но текст исчезал всякий раз. Расстроившись, я рискнула посягнуть на время в высшей степени занятого Евгения Берковича. И он обнаружил, что мои комментарии попали в спам. Он их вызволил оттуда. Пользуюсь случаем поблагодарить Евгения Берковича, непостижимым образом успевающего откликнуться на мольбы его авторов. Оставила бы я как полный — последний вариант. Но раз случилась такая смешная история, пусть она дает преимущество воздать честь многократно замечательной Милочке Беккер.
Спасибо большое комментаторам за отзывы на мою статью.
Статья трижды хороша: о личности и судьбе Фанни, об той эпохе и возможность послушать прекрасную музыку.
Эта статья-исследование раскрывает неизвестные страницы из творческой биографии Фанни Мендельсон, оказавшейся в тени своего знаменитого брата. Однако, выясняется, что и она, получившая прекрасное музыкальное образование, обладая собственным даром композитора и исполнителя, внесла ценный вклад в развитие музыкального искусства. Автор Людмила Беккер привела документированные ссылки на источники, и снабдила читателей возможностью прослушать с помощью аудио записей произведения Фанни Мендельсон.Интереснейший пласт культуры, эпохи, художественной атмосферы прошлого… Остается повод порадоваться что просвещенная семья Мендельсон жила в 19 -ом, а не в 20-ом веке. Спасибо автору.
Столько открытий за одну не очень большую, но такую ёмкую статью! Она, как источник с «живой водой»смывает все мифы, сплетни, невежество вольных интерпретаций биографии Фанни Мендельсон-Гензель и возвращает из забвения к жизни истинную личность этой неординарной и талантливой пионистки и композитора, чьё музыкальное творчество является одной из жемчужин мировой музыкальной культуры. Большое спасибо, Людмила, за ваш труд и ваше неравнодушие. Отдельная благодарность журналу за знакомство с такими интересными статьями и их авторами.
Спасибо автору Людмиле Беккер за интереснейшее документированное исследование об остающейся в тени для истории Фанни Мендельсон — Бартольди- сестре знаменитого Феликса Мендельсона. Статья документирована, адресует к источникам, и восстанавливает справедливость по отношению к талантливой женщине, которая также была композитором и исполнителем. Какое счастье, что эта просвещенная еврейская семья жила в Германии в 19-ом веке, а не в 20-ом!
С неослабевающим интересом читала эту статью, в которой автор сделала исследовательские открытия, а читатель, ознакомившись с ними, обогатился знанием об истории семьи Мендельсон- Бартольди и о судьбе сестры знаменитого Феликса — Фанни, оказавшейся для потомков в тени его славы. Людмила Беккер показывает героиню в обстоятельствах и понятиях своего времени, которые она преодолевает. Мы- читатели узнаем об огромном количестве ее собственных композиторских сочинений и об исполнительской деятельности.Ей не было нужды, как Кларе Шуман гастрольной деятельностью обеспечивать жизнь семьи. Но ее энтузиазм и поддержка родителей позволили вести концертную жизнь в Берлине.Признаюсь, что кроме имени Фанни ничего о ней не знала. Подробности ее биографии интересны, и литературный портрет Фанни автору удался. Все рассказанное строго документировано, ссылки дают указание на достоверность. А введенные фрагменты для слушания помогают полноте представления о даре композитора Фанни Медельсон. Все это находить, несомненно, было достаточно трудно. И выполнено профессионально и с любовью.Думаю, какое счастье, что эта просвещенная еврейская семья жила в19-ом веке в Германии, а не в 20-ом.
Я бы назвал эту статью исследованием,достоинством которого является интересное и доступное для всех читателей с разным уровнем подготовки изложением.Особый интерес и ,естественно,благодарность за возможность слушать прекрасное исполнение .
«Музыкальное наследие Фанни Гензель — это 446 произведений различных музыкальных жанров»
——————————-
Спасибо, уважаемая Людмила, за интересную и горячую, полемическую статью!
А ведь это я, каюсь за нескромность, подвигнул Вас, если помните, на ее написание.
Еще раз, большое спасибо!
Спасибо за отзыв !Точное количество сочинений Фанни не определено,недавно обнаружили «Пасхальную
сонату»,которую приписывали Феликсу по ошибке.Для аккуратности фактов мне пришлось проделать огромную работу,на русском языке надёжных источников нет вообще,а на английском приходится идти сквозь чащи, мягко говоря, политической предвзятости,которая тиражируется в больших количествах.