©"Заметки по еврейской истории"
  апрель 2021 года

Loading

Все территории на Земле принадлежат каким-то государствам и обладают соответствующим государственным суверенитетом, иногда на суверенитет над одной и той же территорией претендуют даже два государства. Существует лишь два исключения из этого правила: Антарктида, которая в соответствии с международной конвенцией признана не принадлежащей ни одному государству, и Иудея и Самария. Других исключений нет.

Марина Магрилова, Михаил Магрилов, Пинхас Полонский

Марина Магрилова  Михаил Магрилов Пинхас Полонский

ИУДЕЯ И САМАРИЯ — ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗРАИЛЮ

Введение

Что такое «Иудея и Самария»

Иудея (надел колена Иеhуды) и Самария (надел колен сыновей Иосифа) — это историческая область Страны Израиля, которая в древности была центром еврейской государственности. Здесь жили Авраам, Ицхак и Яаков, здесь происходили основные события эпохи Судей, здесь был центр государств Шаула, Давида и Соломона, здесь после раскола, последовавшего за смертью Соломона, функционировали Южное (в Иудее) и Северное (в Самарии) царства.

Основные библейские исторические драмы происходили именно в пределах этих земель. Если мы возьмем список упомянутых в Танахе географических названий, то увидим, что около 90 % из них сосредоточено в Иудее и Самарии. Таким образом, именно Иудея и Самария — а не просто «Израиль» — это историческая родина еврейского народа.

Именно в этом месте сформировались еврейский монотеизм и библейские тексты, ставшие основой западной цивилизации — и, таким образом, Иудея и Самария обладают уникальным историко-духовным статусом.

Уникальный политический статус Иудеи и Самарии

Эта земля уникальна не только в духовно-историческом, но и в политическом плане. Все территории на Земле принадлежат каким-то государствам и обладают соответствующим государственным суверенитетом, иногда на суверенитет над одной и той же территорией претендуют даже два государства. Существует лишь два исключения из этого правила: Антарктида, которая в соответствии с международной конвенцией признана не принадлежащей ни одному государству, и Иудея и Самария. Других исключений нет.

Сегодня юридически территория Иудеи и Самарии не является принадлежностью ни одного государства. Османской империи (которая властвовала здесь с 1517 до 1917 г.) давно нет, действие Британского мандата (1919–1948 г.) прекратилось. В 1948 г., во время Войны за независимость, Иудея и Самария оказались под властью Иордании, которая их аннексировала. Иорданская власть над этими землями продолжалась 19 лет, и именно ссылаясь на это, левые политики и журналисты до сих пор называют Иудею и Самарию, возвращенные под израильский контроль в 1967 году, «оккупированными территориями» (в смысле «оккупированными Израилем»).

В 1967 г. в ходе Шестидневной войны Армия Обороны Израиля освободила эту часть Страны. Однако Израиль как государство оказалось в тот момент не готовым к освоению Иудеи и Самарии, — ведь это означало бы переход от концепции «государства-убежища», доминировавшей на начальном этапе развития сионизма (и популярной до сих пор) к концепции «возрождения библейского государства», т. е. фактически к изменению национально-государственной идеи. В результате Иудея и Самария не были аннексированы Израилем, и остались в качестве «контролируемых территорий».

Иордания позже от этой территории отказалась. Палестинская Автономия не является государством и не обладает правами суверенитета. Израиль контролирует территорию Иудеи и Самарии, но пока что не объявляет ее своей. И поэтому пока что эта земля, столь духовно и исторически важная для всей истории и развития цивилизации, юридически «не принадлежит никому».

А это означает, что еврейское будущее Иудеи и Самарии (и вообще Государства Израиль) зависит от того, насколько мы сможем освоить эти земли. Это одна из критических точек нашего влияния на будущее: если будем активно обживать эту землю, селиться на ней, путешествовать по ней и изучать ее, то она станет и юридически нашей, будет интегральной частью Израиля.

Поэтому ваша поездка по Иудее и Самарии — это не только исполнение библейской заповеди «Встань, пройди по земле этой» (Быт., 13:17), данной Аврааму, — но и активное действие для того, чтобы эта земля была освоена еврейским народом.

Древние дороги Израиля

Древние дороги Израиля

Древние дороги Страны Израиля

Топографически Страна Израиля четко делится на четыре части, располагающиеся продольными полосами с севера на юг:

  1. Вдоль Средиземного моря расположена Приморская равнина.
  2. К востоку от нее начинаются горы (по-русски их можно назвать холмами, но они местами довольно трудно проходимы, и дороги по ним есть далеко не всюду). Полоса гор тянется с севера на юг, начиная от Ливана, через Верхнюю (северную), потом Нижнюю (южную) Галилею, еще южнее — горы Самарии, горы Иудеи, горы Негева, переходящие в горы Синая.

III. Еще восточнее с севера на юг тянется глубокая долина, которую образуют: долина Бекаа в Ливане, Верхний (северный) Иордан, протекающий по долине Хула, затем озеро Киннерет, затем Нижний Иордан от Киннерета до Мертвого моря, далее Мертвое море, далее долина Арава (переходящая в Эйлатский залив и далее в Красное море). Основная часть всей этой системы, включая весь Иордан и Киннерет, лежит ниже уровня мирового океана, а Мертвое море — самое низкое место на Земле.

  1. Восточнее опять начинается подъем на гору, на плато и горную систему Заиорданья, которая тоже тянется с севера на юг: Хермон, Голанские высоты, горы Гилада и горы Моава (принадлежащие в настоящее время Иордании).

Вся эта геологическая система называется Сирийско-Африканский разлом (поскольку она тянется от Сирии к африканскому побережью). Горная гряда с западной стороны от долины называется Ливан, а с восточной стороны от долины — Анти-Ливан. Эти горы пересекаются с запада на восток речками и более мелкими долинами.

Ввиду такой топографии дороги можно проложить далеко не везде, и еще с древности сформировалась основная сетка перпендикулярных дорог, которая действует и поныне.

Прежде всего, это дороги, которые идут с севера на юг (сегодня в Израиле это шоссе с четными номерами). С древности насчитывалось четыре такие дороги:

  1. Первая — дорога, идущая вдоль моря, которая называлась Виа Марис, или Приморская Дорога (на иврите — «Дерех hа-Ям»), чрезвычайно удобная и важная, одна из тех дорог, через которые осуществлялась связь между Египтом и районом Междуречья, одна из самых главных дорог древности (сегодня — шоссе № 2 и № 4).
  2. Другая дорога, называющаяся Дорогой Праотцев («Дерех Авот»), она же Дорога Горы («Дерех hа-hар») проходит по верху горного массива, тянущегося с севера на юг (сегодня — шоссе № 60). Эта дорога менее подходит для караванов или тем более для армии, по ней не всегда просто пройти, но она тянется по горному хребту, образующему центр страны. Согласно библейскому описанию, праотцы еврейского народа селились именно вдоль этой дороги, и вдоль нее находятся основные религиозно-исторические центры: Шхем, Шило, Бейт-Эль, Иерусалим, Бейт-Лехем (Вифлеем), Хеврон и Беэр-Шева. Именно этот путь проходит через Иудею и Самарию, и вокруг него происходили основные истории, описанные в библейских книгах Иеhошуа (Иисуса Навина), Судей и Царств.
  3. Еще восточнее — дорога вдоль долины Иордана, и далее вдоль Мертвого моря и Аравы до города Эцион Гевер (древнее название Эйлата), — сегодня это шоссе № 90.
  4. И, наконец, четвертая дорога, называвшаяся Царской («Дерех hа-Мелех»), шла по плоскогорью Заиорданья (сегодня эта территория принадлежит Иордании).

Что касается поперечных дорог (сегодня в Израиле это шоссе с нечетными номерами), то они образовывались в тех местах, где горы можно было преодолеть через долину или через перевал.

  1. На севере страны это дорога через Изреэльскую долину, отделяющую горы Галилеи от гор Самарии. На западном конце этой дороги, там, где она соединяется с Морской дорогой южнее горы Кармель, находились древние порты Атлит, Дор и Кесария. По этой же дороге, к северу от горы Кармель, можно попасть к порту в Хайфском заливе (сегодня шоссе № 71, 65, 75). На пересечении этой дороги с дорогой вдоль Иордана находится древний город Бейт-Шеан (Скитополис). Дорога пересекала Иордан южнее Киннерета и уходила на восток в Заиорданье.
  2. Южнее нее была дорога, тянущаяся через южные предгорья Самарии. Эта дорога начиналась от моря, из района сегодняшней Герцлии, шла к истокам реки Яркон (район современного города Рош hа-Аин) и далее на восток, пересекаясь с дорогой Праотцев к югу от Шхема и далее, через Маале-Эфраим («подъем к колену Эфраима») спускаясь к Иордану у перехода Адам. Сегодня это Транс-Самарийское шоссе, № 5 и 505).
  3. Еще южнее главной поперечной дорогой является путь через перевал между горами Иудеи и горами Самарии. Эта дорога начиналась от древнего порта Яффо и шла через перевал к Иерихону, расположенному у северной оконечности Мертвого моря (сегодня — шоссе № 1 и № 444), и дальше уходила на восток в Заиорданье. На пересечении именно этой дороги с Дорогой Праотцев, в центре страны, находится Иерусалим.
  4. Наконец, имелся еще проход у подножия Иудейских гор с юга. По нему дорога тянулась от Газы через Беэр-Шеву к южной оконечности Мертвого моря, где в древности располагался город Содом, и далее на восток в Заиорданье (сегодня — шоссе № 25).

Дорога праотцев

При знакомстве с Иудеей и Самарией особенный интерес представляет центральная из упомянутых выше продольных дорог, «Дорога Праотцев» или «Дорога Горы», тянущаяся с севера на юг вдоль хребта Иудейских и Самарийских гор (шоссе № 60). Эта дорога была основным путем, по которому передвигались и вдоль которого поселились Авраам, Ицхак и Яаков. С этой дорогой связана также и основная история их потомков: царей Израиля, пророков и Маккавеев.

Главными центрами цивилизации древности (во 2-м тысячелетии до н. э.) были Египет и Месопотамия, и классическая древняя дорога между ними проходила по Стране Израиля: по побережью с юга на север (Дерех hа-Ям), мимо Газы, Ашкелона, Ашдода, до района современной Кесарии, далее поворачивая на восток, по руслу Ара до Мегиддо или по руслу Милек до Йокнеама, далее по Изреэльской долине в Бейт-Шеан, или вдоль западного берега Киннерета до его северной оконечности, далее на Голаны и по Заиорданью по Царской дороге («дерех hа-Мелех»). Этим путем пользовались все, кому надо было путешествовать, торговцы и завоеватели — те, кто проходил по Святой земле как по мосту, соединяющему континенты и древние империи.

Но праотцы еврейского народа, как хозяева Страны, пришли сюда поселиться, и они предпочитали внутреннюю, центральную дорогу, или «дорогу Горы», откуда с высоких точек прекрасно просматриваются все дороги, и «дерех hа-Ям» и «дерех hа-Мелех».

Дорога Праотцев является стержнем Иудеи и Самарии, она — главная часть большинства маршрутов, описанных ниже.

История с географией:

«Разделы палестины» в ХХ веке

Почему главная часть страны стала сегодня наиболее спорной

В древности очертания Страны Израиля или Провинции Иудея (в 135 году н. э., после подавления восстания Бар-Кохбы, римляне переименовали провинцию в «Палестину») в разные исторические периоды были разными. В целом различалась Западная Страна Израиля (Западная Палестина), расположенная между Средиземным морем и Иорданом, и Восточная Страна Израиля (Восточная Палестина), занимающая плоскогорья и холмы к востоку от Иордана.

После того, как евреи были изгнаны римлянами (позже территории были заняты арабским халифатом, а затем входили в состав Турецкой империи) — эти земли не выделялись как самостоятельная единица, не имели отдельного наименования, а арабы, которые жили здесь, никогда не считали себя отдельным народом.

В древности Иудея и Самария были центром еврейского государства, поскольку евреи пришли с востока. Они пересекли Иордан, завоевали горы к западу от него и закрепились там. Вдоль моря в то время жили филистимляне. Поэтому абсолютное большинство всех исторически значимых еврейских мест находятся в центральной и восточной гористой части страны.

В XIX–XX веках наблюдалась обратная картина: евреи пришли с запада, поэтому наиболее густонаселенная часть современного Израиля оказалась вдоль моря. В результате та часть Эрец-Исраэль, которая представляет собой главную историческую ценность, оказалась в первой половине ХХ века относительно малозаселенной. Затем она была захвачена арабскими армиями, в 1950 году аннексирована Иорданией и перешла под власть Израиля только в 1967.

Таким образом оказалось, что главная историческая часть Страны стала наиболее спорной в международном плане. Это обстоятельство еще раз подчеркивает, что современный ближневосточный конфликт — не просто территориальный, но в первую очередь ценностный конфликт, касающийся самой сущности Государства Израиль. И если мы говорим, что «Израиль — это историческая родина еврейского народа», — то следует сознавать, что собственно историческая родина расположена в первую очередь именно в Иудее и Самарии.

Британская подмандатная территория Палестина

В 1917 году правительство Англии обнародовало Декларацию Бальфура, в которой обещало содействовать восстановлению еврейского государства на исторической родине еврейского народа «в Палестине».

По окончании Первой мировой войны Декларация Бальфура легла в основу решений, принятых на Парижской конференции (1919) и на конференции Сан-Ремо (1920). В этих решениях Лига Наций утвердила выделение территории Палестины под английский мандат в соответствии с Декларацией Бальфура. С этого момента Декларация приобрела статус обязывающего документа, признанного мировым сообществом.

После Второй мировой войны и создания ООН, в 12-й главе Устава ООН («Международная система опеки») сказано, что решения Лиги Наций относительно раздела территории бывшей Оттоманской империи сохраняют силу. Иными словами, резолюции о праве еврейского народа на его историческую родину были законодательно подтверждены мировым сообществом также и после Второй мировой войны, и с точки зрения международного закона они юридически действуют до сих пор.

Первый раздел Палестины, 1921 год

В 1921 году британские власти решили разделить подмандатную территорию Палестины и создать «эмират Трансиорданию», выделив для него три четверти территории Палестины. В 1946 году эмират получил независимость, приобретя статус государства, которое сегодня называется Иорданией.

Причиной создания Иордании был конфликт в Аравии. До Первой мировой войны Аравийским полуостровом управляла Турецкая империя, и англичане пообещали арабским шейхам независимое государство в Аравии после поражения Турции. Англичане сделали ставку на «самый представительный» арабский род — династию Хашимитов, которая вела свое происхождение от Мухаммада и правила в Мекке. Однако, когда турки были побеждены, Хашимиты не смогли противостоять напору другого племенного образования — Саудов. Сауды имели свое небольшое государство в Неджеде (центральной Аравии) и поддерживали ваххабизм как государственную идеологию. В начавшейся в 1920 году войне более «зубастые» Сауды изгнали Хашимитов, овладели всей Аравией и назвали страну Саудовской Аравией.

Англия, которая должна была «трудоустроить» своих союзников Хашимитов, посадила одного из представителей династии на трон в Ираке, а другому «подарила» территорию «Восточной Палестины», т. е. Заиорданья, выделив ее из земель Мандата. Таким образом, арабское государство в Палестине возникло уже почти сто лет назад, намного ранее еврейского, и все разговоры о том, что якобы «арабы в Палестине не имеют своего государства» являются заведомо ложными.

Второй раздел Палестины, 1947 год

Второй раздел оставшейся (после выделения Иордании) территории Страны имел место только на бумаге. В 1947 году, после отказа Англии от мандата, ООН приняла рекомендательную карту раздела, теперь уже только Западной Палестины, на еврейское и арабское государства.

На этой карте территория была разделена в шахматном порядке. В северной части арабам отдавалась Западная Галилея, а евреям — Восточная Галилея. В средней части Страны, наоборот, евреям выделялась западная прибрежная полоса, а арабам — гористый восточный район (т. е. Иудея и Самария). На юге еще раз наоборот: арабской была назначена западная часть Негева (район Ашдода, Ашкелона и Газы), еврейской — ее восточная часть (южнее Беэр-Шевы).

Еврейское население приветствовало план, поскольку видело в нем первый шаг к международному признанию Израиля, хотя при этом многие считали план раздела несправедливым и опасным для будущего государства. Соответственно, «Еврейское Агентство» (которое тогда играло роль представителя еврейского населения Страны) объявило о согласии принять план раздела, представители же арабов отвергли его. В ноябре 1947 года план был утвержден ООН в качестве «рекомендации», но никогда не был реализован.

Своим отказом в 1947 г. принять «решение ООН о разделе» арабское население Страны Израиля потеряло юридическое право апеллировать к этому решению как к основе своего «права на собственное государство».

Третий раздел Палестины, 1948 год

Сразу после завершения действия британского мандата, 14 мая 1948 года, Израиль провозгласил независимость. На следующий день армии арабских стран вторглись в Израиль и вместе с вооруженными формированиями арабов Страны Израиля попытались уничтожить еврейское государство, однако не смогли этого сделать. В результате Войны за Независимость евреи укрепились в Прибрежной полосе, Негеве (кроме Газы) и Галилее, — но Иудея, Самария и Старый город Иерусалима оказались захваченными арабскими армиями и были присоединены к Иордании.

После войны никакое арабское государство на территории Палестины создано не было, поскольку арабы Страны Израиля себя отдельным народом не считали и в таком государстве не нуждались. Граница не была установлена, относительно «линии прекращения огня» было подчеркнуто, что она временная.

Власти Израиля и руководство арабских стран по-разному отнеслись к населению, попавшему под их контроль. На всех территориях, оказавшихся под контролем Израиля, проживавшим там арабам было дано израильское гражданство и равноправие. На всех же территориях, оказавшихся под контролем арабских государств, немногочисленные оказавшиеся там евреи были изгнаны или убиты.

Значительное число арабов, живших в Палестине до войны, покинуло регионы, оказавшиеся «еврейскими», и примкнуло к арабским армиям, обещавшим добровольцам легкие бои и богатые трофеи. Впоследствии Израиль отказался предоставить гражданство или возможность возвращения уехавшим арабам (тем более служившим во вражеских армиях). Но и гражданства соседних арабских стран они не получили: почти все они были размещены в лагерях беженцев, которыми стало заниматься специальное агентство ООН. В результате в ООН оказалось два агентства, занимающихся беженцами: одно — всеми беженцами в мире, а другое — только арабскими беженцами Палестины, получившими через двадцать пять лет наименование «палестинского народа». Первое агентство, «общечеловеческое», ставило своей целью обустроить беженцев на новом месте. Перед вторым поставили задачу противоположную: готовить их к возвращению в Израиль и поэтому препятствовать их абсорбции в арабских странах.

Отметим, что в те же годы примерно такое же число евреев бежало из арабских стран в Израиль, — таким образом, произошло не «изгнание арабов из Израиля», а равный по количеству «обмен населением».

Война 1967 года

В начале 1960-х годов арабские страны заговорили о новой войне, в которой объединенными усилиями будет достигнуто «освобождение Палестины от еврейского присутствия». В мае 1967 года Сирия, Иордания, Египет, Судан, Алжир и Ирак объявили всеобщую мобилизацию. Египет изгнал из Синая наблюдателей ООН и установил блокаду Тиранского пролива, что являлось нарушением предыдущих договоренностей и фактическим объявлением войны.

5 июня Израиль, не дожидаясь открытия огня со стороны арабов, нанес упреждающий удар, который был настолько сокрушительным, что для завершения разгрома арабских армий оказалось достаточно шести дней. В ходе войны были освобождены Иудея, Самария и Голаны; помимо того, под контроль Израиля перешел сектор Газа и Синайский полуостров.

Однако ни истеблишмент, ни народ Израиля в своем большинстве не были в то время готовы к аннексии и заселению Иудеи и Самарии, и по статусу они остались «контролируемыми», а не «аннексированными».

Большинство в Израиле надеялось примириться с арабами, отдав им занятые в войне территории (арабы, впрочем, на это не согласились). Но при этом прозвучал и голос тех, кто подчеркивал значение Иудеи и Самарии для развития Страны: практически на следующий же день после войны было опубликовано воззвание рава Цви Иеhуды Кука о необходимости заселения земель, возвращенных под контроль Израиля. Вскоре группа религиозных сионистов, во главе с равом Цви Иеhудой, создала поселенческое движение Гуш-Эмуним.

В то время это движение не получило государственной поддержки. Правительство согласилось лишь возвратить еврейских жителей в Гуш-Эцион, откуда они были изгнаны арабами в ходе Войны за независимость. Все дальнейшие строительные проекты в Иудее и Самарии были воплощены в жизнь участниками «Гуш-Эмуним» самостоятельно.

Группа активистов «Гуш-Эмуним» приехала в 1974 г. в Себастию, полностью разрушенную древнюю столицу Израильского царства, и объявила, что возрождает здесь поселение. Армия арестовала и увезла их, но через несколько недель они вернулись. Так повторялось шесть раз, пока правительство не согласилось основать в Самарии новое поселение, предоставив для этого заброшенную военную базу в нескольких километрах от Себастии. С этого началось практическое поселенческое движение.

В 1977 году Бегин, после победы Ликуда на выборах, первоначально планировал начать массированное строительство в Иудее и Самарии, но впоследствии, под давлением извне, отступил от этого плана. Предоставляя основную инициативу поселенцам, ликудовское правительство Израиля утверждало новое поселение только тогда, когда строительство первых домов и улиц уже шло полным ходом.

К началу 1990-х годов по холмам Иудеи и Самарии были разбросаны еврейские поселки, в которых проживало уже 120 тысяч человек. Движение Гуш-Эмуним быстро росло, вбирая в себя все новых и новых членов.

Раздел по договору Осло и сегодняшнее состояние

Придя к власти в 1992 году, левые партии провели тайные переговоры с ООП, и в 1993 году подписали «Договор Осло».

По этому договору Иудея, Самария и Газа были разделены на три зоны: зона «А» (арабские города), под полным контролем Палестинской Автономии, зона «В» (арабские села) под ее административным контролем, военный же контроль оставался за Израилем, и зону «С» (еврейские поселения, дороги между ними, армейские базы и пустая земля) под израильским контролем. Границы между зонами были временными: в соответствии с договором, зоны «А» и «В» должны были постепенно расширяться, захватив всю Иудею и Самарию. Так и происходило вплоть до 2000 года, когда, после вспыхнувших массовых беспорядков, изменение границ зон «А», «В» и «С» было остановлено.

На сегодняшний день зона «С» — это «объемлющая территория», к которой относится более половины Иудеи и Самарии, а зоны «А» и «В» — «куски» внутри нее.

Сегодня все переговоры зашли в тупик, а общество не верит больше в возможность заключения мира с арабами. Поэтому дальнейшая судьба всех этих земель, в еще большей степени чем раньше, зависит в первую очередь от нас.

Маршрут 1

Южная Иудея

Хевронское нагорье

Тель-Зиф

Кармель

Тель-Маон

Мицпе-Авигайль

Мицпе Яир

Сусия

Лев Ятир

Ливна (Шани)

Хурват Аним

Список координат точек маршрута

Маршрут 1. Южная Иудея

 

Широта (С) Долгота (В)
Шоссе 60, Поворот на Кирьят-Арбу 31.541629

N 31°32.497’

35.132989

E 35°7.979’

Шоссе 60 уходит на запад, продолжение
на юг — шоссе 356
31.504754

N 31°30.285’

35.132919

E 35°7.975’

Шоссе 356, начало подъема на Тель-Зиф 31.478008

N 31°28.68’

35.134539

E 35°8.072’

Поселение Кармель 31.431615

N 31°25.896’

35.182277

E 35°10.936’

Поселение Маон (не Тель-Маон!) 31.413378

N 31°24.802’

35.163909

E 35°9.834’

Начало дороги на Мицпе-Авигайль
от шоссе 317
31.412380

N 31°24.742’

35.144340

E 35°8.66’

Поселение Мицпе-Авигайль (Waze находит,
iGo нет)
31.403486

N 31°24.209’

35.140805

E 35°8.448’

Поселение Мицпе-Яир 31.382230

N 31°22.933’

35.134690

E 35°8.081’

Раскопки древней Сусии 31.404187

N 31°24.251’

35.10437

E 35°6.262’

Лев Ятир 31.348579

N 31°20.914’

35.059923

E 35°3.595’

Перекресток шоссе 31 и 80 31.253992

N 31°15.239’

35.124296

E 35°7.457’

История

Еврейское население южной части Хевронского нагорья составляет сегодня порядка 15 000 жителей, включая жителей Кирьят-Арбы, то есть примерно 1 500 семей.

Хевронское нагорье входило в надел колена Иеhуды и составляло основную часть библейской Иудеи. Еврейское государство существовало здесь до эпохи Иудейских войн с Римом, и именно из него преимущественно ведет свое происхождение существующий ныне еврейский народ.

На юге Хевронского нагорья осталось немало руин древних городов Иудеи, разрушенных римлянами, а также остатки более поздних построек и поселков, просуществовавших несколько столетий после разрушения Второго Храма и подавления восстания Бар-Кохбы в I и II вв. н. э. В Иерусалиме и его окрестностях евреям селиться было запрещено, но в южной Иудее еврейские населенные пункты оставались до IX века н. э.

КАК ПРОЕХАТЬ

Маршрут может начинаться с юга и с севера. С юга (именно так проставлены стрелочки на схеме маршрута): от перекрестка шоссе 31 и 80 (район Арада) в сторону леса Ятир и археологического парка Сусия (по шоссе 31, 80, 316, 317), затем Мицпе Авигайль и Маон, далее Кармель и Тель-Зиф по шоссе 356, и в сторону Хеврона по 60-му шоссе.

С севера: Из района Иерусалима на юг по 60 шоссе (или из района Кирьят-Гата по 35 шоссе, а затем направо на юг по 60-му). Проехав поворот на Кирьят-Арба (там на шоссе 60 есть автозаправочная станция), продолжаем следовать по 60-му шоссе на юг, на Беер-Шеву, до перекрестка с шоссе 356. Далее 60-е шоссе идет к поселкам Хагай и Отниэль, а наш маршрут уходит влево по шоссе 356 (это шоссе после Кармеля продолжается под номером 317).

Через три километра движения по шоссе 356 будет первая точка нашего маршрута, Тель-Зиф, далее небольшие поселения Маон и Мицпе-Авигайль. Последний пункт маршрута — древний город и потрясающе интересный археологический парк Сусия. Завершить поездку можно прогулкой по лесу Ятир.

ПО ХОДУ МАРШРУТА

По пути на юг после поворота на Кирьят-Арба дорога пролегает среди библейских пейзажей, не тронутых временем. Топонимика тоже напоминает о древней истории: Эйн-Косба — место, где родился Бар-Кохба, Бани-Наим — видимо, библейский Аним, Зиф — город близ южной границы с Эдомом, упомянутый в книге Иеhошуа (Иисуса Навина), а в книге Шмуэля — как место, где скрывался Давид, когда его преследовал Шауль. В книге Иеhошуа упомянуты также некоторые другие поселки, остающиеся на карте и сегодня: еврейские Эштамоа, Маон, Кармель, а также Юта (библейская Ята), Хальхуль и другие арабские деревни, сохранившие древние еврейские имена.

Наиболее крупное еврейское поселение юга Хевронского нагорья — Сусия, сегодня там более 900 жителей. В поселении Маон — 470 человек, в Мицпе-Авигайль пока меньше 100 жителей, приблизительно столько же в Эштамоа.

При всей малочисленности сегодняшнего еврейского населения этого района оно играет важную роль. В 2005 году, в пору «размежевания», проводившегося правительством Ариэля Шарона, именно эти немногочисленные еврейские семьи, закрепившиеся в нескольких поселениях, удержали юг Хевронского нагорья от передачи его Палестинской автономии. (В северной Самарии, где численность еврейского населения была еще меньше, Шарону удалось уничтожить два еврейских поселка Са-Нур и Хомеш, в результате чего почти весь север Самарии перешел под арабский контроль и стал практически недоступен ни для израильтян, ни для туристов).

ТЕЛЬ-ЗИФ

См. видеоматериал «Юг Хевронского нагорья»

Если вы едете с севера на юг, первой остановкой будет Тель-Зиф — курган, т. е. холм на месте руин древнего города Зиф. Вы увидите его слева от дороги (указатель «Тель Зиф» будет справа) вскоре после разветвления 60-го и 356-го шоссе (дополнительный ориентир — находящаяся рядом военная база).

Подъем на холм недавно заасфальтирован, вы можете подняться на него на машине. Примерно на середине подъема можно задержаться и осмотреть древний колодец. На вершине холма руины — впечатляющие остатки древнего города. Загляните в Первую книгу Шмуэля (Самуила), главы 23 и 24:

А Давид жил в пустыне, в неприступных местах; и жил он в горах, в пустыне Зиф. И искал его Шауль все время, но Господь не предал его в руки его… И поднялись жители Зифа к Шаулю в Гиву, сказав: ведь Давид скрывается у нас в неприступных местах в Хорше, на холме Хахила, что направо от пустыни. А теперь, если хочешь ты, царь, спуститься, спускайся, а наше дело — предать его в руки царя. И сказал Шауль: да благословит вас Господь, что вы пожалели меня. Идите же, подготовьтесь еще и разведайте, и высмотрите место его, где он бывает… И встали они, и пошли в Зиф; Давид же и люди его были в пустыне Маон, в Араве, направо от пустыни. И пошел Шауль со своими людьми искать, но Давида известили об этом, и он спустился со скалы и засел в пустыне Маон. И услышал Шауль, и погнался за Давидом в пустыню Маон. И ходил Шауль по одной стороне горы, а Давид с людьми своими по другой стороне горы. И было, когда спешил Давид уйти от Шауля, а Шауль и люди его окружили Давида и людей его, чтобы захватить их, то пришел к Шаулю вестник сказать: приходи скорее, ибо Филистимляне напали на страну. И вернулся Шауль из погони за Давидом, и пошел воевать с Филистимлянамами.

И было, когда вернулся Шауль из погони за Филистимлянами, сообщили ему, сказав: вот, Давид в пустыне Эйн-Геди. И взял Шауль три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по скалам, где живут серны. И пришел он к овечьему загону при дороге, а там была пещера; и зашел туда Шауль по нужде; а Давид и люди его сидели в глубине пещеры. И люди Давида сказали ему: вот тот день, о котором говорил тебе Господь: «Вот, Я предаю врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что захочешь». И встал Давид и незаметно отрезал край плаща Шауля. И сказал он людям своим: не приведи Господь, чтоб сделал я такое господину моему, помазаннику Господа, чтоб наложил я руку мою на него; ибо он помазанник Господа. И сдержал Давид людей своих этими словами, и не дал им восстать на Шауля. А Шауль поднялся из пещеры и пошел в путь.  Поднялся и Давид после этого и вышел из пещеры, и позвал Шауля, сказав: господин мой царь! И когда оглянулся Шауль, поник Давид лицом к земле и поклонился. И сказал Давид Шаулю: зачем слушаешь ты речи людей, говорящих: «Вот, Давид замышляет зло против тебя»?  Вот, сегодня видели глаза твои, что ныне предал тебя Господь в руки мои в пещере; и говорили мне, чтобы я убил тебя, но я пощадил тебя и сказал: «Не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа»… И громко заплакал Шауль, и сказал Давиду: «ты справедливее меня, ибо ты воздавал мне добром, а я воздавал тебе злом. А теперь знаю я, что ты непременно будешь царствовать, и утвердится в руке твоей царство Израиля».

Описанные здесь события происходили в этих местах. Жители города Зиф дважды предали Давида, и Шауль почти уже схватил его, но помешали филистимляне.

КАРМЕЛЬ

Религиозное поселение, основанное в 1981, сегодня насчитывает около 80 семей. Название поселения дано из-за близости к библейскому поселению Кармель, месту жизни Навала и его жены, Авигайль.

В честь убитой в теракте жительницы поселения в 2008 году создана панорамная площадка «Мицпор Киннерет».

Основное занятие жителей — сельское хозяйство. Мало кто знает, что всемирно известная фабрика Кедем находится в поселении Кармель. Кедем — это возобновление традиций древней еврейской медицины на основе использования лекарственных растений Иудейской пустыни и минералов Мертвого моря. Самые известные продукты Кедем — кремы против морщин, косметические средства по уходу за кожей, склонной к акнэ, экземе, псориазу, дерматиту, а также уникальные препараты для ухода за поврежденными и утолщенными ногтями. Продукция Кедем не содержит химических добавок.

Центр посетителей открыт в будни с 9:00 до 17:00. Телефон центра — 072-2405832.

На фабрике говорят по-русски и всегда ждут вас!

ТЕЛЬ-МАОН

Далее на нашем пути — большой курган (холм руин) древнего еврейского города Маон. При раскопках синагоги здесь была обнаружена полутораметровая менора из белого мрамора, украшенная львами. Сделана она была в Византийскую эпоху, через три с лишним столетия после разрушения Второго Храма. Эта находка сейчас перевезена и хранится в музее Израиля, в Иерусалиме.

Благодаря этой и другим археологическим находкам мы знаем, что здесь, в Иудее, еврейское присутствие продолжалось еще по меньшей мере несколько столетий после разрушения Второго Храма. Хотя центр еврейской жизни сместился тогда в Галилею, традиционные типично еврейские поселения оставались в Иудее до IX века нашей эры.

В византийский период и в период раннего ислама набатеи, населявшие юг страны, перешли в веру победителей, о чем свидетельствуют церкви и мечети, построенные в их городах (Авдат, Мамшит, Шивта, Ницана), но Маон остался верен еврейству. При раскопках города не найдено никаких культовых зданий, кроме синагоги, а среди исследованных органических остатков, найденных в Маоне, нет свиных костей, т. е. его жители соблюдали кашрут.

МИЦПЕ-АВИГАЙЛЬ

Следующее место — Мицпе-Авигайль (не пропустите указатель поворота на него). Та же Первая книга Шмуэля в следующей ее главе (25-й) рассказывает историю о женщине по имени Авигайль, жене царя Давида, в честь которой названо это поселение.

В нем проживает всего 20 семей, но оно стратегически важно для этого района, так как создает непрерывность поселений. Поселок создан в 2001 году (это один из немногих поселков, которые удалось создать после договора Осло).

Можно въехать на машине и в сам поселок. Как и в любом еврейском поселении, здесь можно найти синагогу, возле которой всегда есть вода, тень от зелени, туалет, часто возможность выпить чаю или кофе и пообщаться с местными жителями.

МИЦПЕ ЯИР

Мы продолжаем движение на юго-восток. Наша следующая остановка — форпост Мицпе Яир, названного в честь убитого террористами первого еврейского пастуха всего района по имени Яир. Однажды овцы вернулись домой, в Сусию, без пастуха… На месте, где семья убитого увидела отару овец, возвращающихся вечером по привычной дороге домой, было построено поселение Мицпе Яир. Семья убитого продолжает начатое им дело — продукты питания фермы «Хават Синай» продаются в центре приема посетителей в Сусии. Большинство жителей Мицпе Яир (всего 11 семей) живут во временных караванах из-за отсутствия разрешения на строительство постоянных домов. Отсюда открывается потрясающий вид на восток, на пустыню и Мертвое море.

В двухстах метрах южнее поворота на Мицпе Яир — поворот на древнюю Сусию.

СУСИЯ

См. видеоматериал «Юг Хевронского нагорья»

https://www.youtube.com/watch?v=uwLhkavfOUs

Сусия — самое интересное и важное место в южной части Хевронского нагорья. Это древнее еврейское поселение, расцвет которого приходится на эпоху Мишны и Талмуда, и его название часто упоминается в связи с многочисленными археологическими находками.

Вход в археологический парк Сусия платный. Билеты для входа в парк продаются в недавно построенном центре приема посетителей, в дневные часы здесь всегда открыто. В новом центре можно и перекусить, и приобрести самые разные товары, которые выпускают жители района — вино, кремы, молочные продукты, украшения, сувениры. Здесь же, за чашкой кофе, совершенно бесплатно вы можете посмотреть фильм о Сусии. После этого можно купить билет и идти знакомиться с древним городом. В экскурсию входит новая аудиовизуальная программа об истории Сусии (есть титры на русском языке). Существует также возможность спуститься в жилые пещеры, набрать воды из древнего колодца и увидеть замечательные мозаики древней синагоги.

Раскопки выявили хорошо сохранившиеся стены жилых домов и улицы, многочисленные подземные помещения, водосборники и бассейны для омовений, промышленно оборудованные и хозяйственные пещеры, а также спасательный подземный ход. Найдены приспособления для производства оливкового масла, инструменты для изготовления глиняных сосудов и многое другое. Восстановлен древний колодец. Хорошо сохранилась синагога с колоннами и мозаичным полом. В каждом раскопанном доме оказался бассейн-миква, в косяках входов видны углубления для мезуз. Найдены украшения, еврейские надписи, мозаики с текстовыми и символическими изображениями.

Суссия

Суссия

Суссия

Древняя Сусия была большим (с населением около трех тысяч человек) и хорошо обустроенным еврейским городом с широкой главной улицей, лавками, мастерскими, общественными зданиями и общинной жизнью. Город очень разросся во II‒III веках в результате политики римских (а позднее византийских) властей, запрещавших евреям жить в Иерусалиме и его окрестностях. Сусия просуществовала предположительно до IX века н. э. Занимавшая большую площадь (около 6 гектаров), заселенная деятельными людьми, Сусия, тем не менее, не упомянута ни в одном сохранившемся древнем тексте. Не раскопано пока и материальных свидетельств, которые доказывали бы существование еврейского города на этом месте в библейские времена. Некоторые считают, что Сусия соответствует библейскому городу Кармель (Иеhошуа, 5:55), но это остается предположением.

Рядом с древним городом расположилось современное поселение с тем же названием. Сусия была возрождена усилиями «Гуш-Эмуним» в 1983 году. Сегодня в поселении более 900 жителей. Можно посетить местную винодельню «Сде Калев», телефон — 052-4214426 (Менахем), молочную ферму коз и магазин по производству меда. Все находится рядом. Сезонное развлечение в местной оранжерее особенно любят приезжающие в Сусию гости — за небольшую плату вы можете сами собрать букет из понравившихся вам цветов.

Современная синагога Сусии — копия древней синагоги, здесь всегда открыто. Если от синагоги, которая находится в центре поселка, посмотреть на восток, то на расстоянии 200 метров видны внушительные остатки древней крепости. Стоит подъехать ближе и рассмотреть эти развалины. Крепость была построена в период Макавеев (3 век до н.э.) позже ее использовали римляне для контроля над дорогами. С вершины крепости открывается замечательная панорама на все окрестности. Это стратегически важное место и сегодня используют с той же целью, рядом с развалинами стоит армейский пост, где несут службу израильские солдаты.

Удивительно то, что форма древнего строения напоминает пирамиду с развалившейся вершиной. Под «пирамидой» есть большая сквозная пещера, здесь археологи нашли печать с еврейской датой «кав-хет беАдар». Жители Сусии из принципиальных соображений не строят забор вокруг поселения. Место между развалинами древней Сусии и современным поселком облюбовали бедуины, причем их палатки находятся рядом с армейским постом. Несмотря на то, что есть решение суда о сносе незаконно построенных на государственной земле палаток, бедуинов никто не тревожит, и они продолжают жить на территории, принадлежащей поселению Сусия.

ЛЕС ЯТИР

Cм. видеоматериал «Из Арада в Беэр-Шеву через самый большой лес Израиля»

Если после Сусии вы решите продолжить путь на юг, имеет смысл по дороге остановиться и погулять в лесу Ятир (на карте отмечена пустующая турбаза Лев Ятир, то есть «Сердце Ятира»). Лес Ятир — самый большой из тех лесов, которые были восстановлены Израилем на месте древних рощ, уничтоженных завоевателями пока еврейский народ отсутствовал в своей стране. В этой местности, за столетия превратившейся в бесплодную пустыню, сейчас прижилось уже четыре миллиона деревьев, и развитие леса продолжается.

Лес Ятир — панорама на Юг

Лес Ятир — панорама на Юг

Въезжая в лес Ятир, вы проехали через КПП — здесь заканчиваются «территории» и начинаются места, принадлежавшие Израилю и до Шестидневной войны. Северная граница леса проходит по линии прекращения огня 1949 года, и достаточно одного взгляда на карту района, чтобы понять, почему эту границу часто называют «зеленой линией»: почти бесплодная местность с одной ее стороны и зеленое море деревьев — с другой.

КПП на дороге выглядит несерьезно — всего один солдат и шлагбаум, обычно так выглядит въезд в поселение. Продолжаем движение на юг по 316 шоссе до поворота с указателем «Бейт hа-Яаран» («Дом лесника»). Очень красивый проезд по сосновому лесу хорош в любое время года, весной особенно, все цветет!

С крыши «дома лесника» открывается прекрасная панорама, здесь можно получить проспекты на разных языках, на столе, как правило, лежат бесплатные пакетики чая или кофе, всегда открыты туалеты. Участок популярного у израильтян пересекающего всю страну маршрута «Швиль Исраэль» (Тропа Израиля) от Арада на северо-запад проходит через «дом лесника» леса Ятир, поэтому здесь всегда все готово для приема уставших туристов.

Ливна (Шани)

Cм. видеоматериал «Из Арада в Беэр-Шеву через самый большой лес Израиля»

https://www.youtube.com/watch?v=0OxyjYSIOgg

Сразу за «дружелюбным КПП» стоит заехать в ближайшее поселение Ливна, второе название поселения — Шани. Из 15.000 жителей юга Хевронского нагорья порядка 300 семей живут не на территориях, а внутри зеленой черты, то есть с израильской стороны от забора безопасности. Поселение Ливна (Шани) построено на месте библейского поселения Аним.

В поселении Ливна стоит посетить гостеприимную Сигалит, ее керамическую мастерскую и галерею. В дневные часы всегда открыто, тел. 052-3644848.

«Соседи» Сигалит с противоположной стороны улицы — развалины древнего еврейского поселения Хурват Аним.

Хурват Аним

Cм. видеоматериал «Из Арада в Беэр-Шеву через самый большой лес Израиля»

https://www.youtube.com/watch?v=0OxyjYSIOgg

От периода Первого Храма осталась внушительная крепость, построенная на невысоком холме, под холмом величественные развалины синагоги времен Второго храма и Талмуда, а через дорогу — современные дома еврейского поселка как живая иллюстрация сбывшихся пророчеств о возвращении. От Хурват Аним на панорамную площадку в цветущем лесу на соседнем холме ведет размеченная тропа. По дороге видны типичные еврейские захоронения разных периодов.

При проведении археологических раскопок в Тель-Арад был найден глиняный черепок с упоминанием города Аним и пшеницы оттуда. Действительно, любой побывавший здесь понимает, что такое «край пустыни». К югу отсюда уже нет возможности заниматься сельским хозяйством, для этого недостаточно осадков. Именно поэтому древний Арад получал пшеницу из ближайшего к нему города Аним.

(продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email
Share

Марина Магрилова: Иудея и Самария — историческая родина еврейского народа. Путеводитель по Израилю: 3 комментария

  1. Сэм

    Чувствую себя угрюмым нудником, тупо повторяющим одно и то же.
    Но ведь повторю в ответ на повторяющиеся искажения истории, искажения в угоду своей идеологии.
    1. «Иорданская власть над этими землями продолжалась 19 лет, и именно ссылаясь на это, левые политики и журналисты до сих пор называют Иудею и Самарию, возвращенные под израильский контроль в 1967 году, «оккупированными территориями»»
    Принципиальное отличие состоит в том, что жители Зап. Берега и Газы не возражали против власти над ними иорданского короля и египтян. При этом многие жители Зап. Берега получили иорданское гражданство (в отличии от газавитов)
    2. «Иордания позже от этой территории отказалась
    Отказалась в пользу ООП. После того, как ПМ Израиля отказался от достигнутого Министром ИД соглашения с королём Хуссейном. Но несмотря на свой отказ, иорданский король остаётся ответственным на мусульманскими святынями.
    3. «А это означает, что еврейское будущее Иудеи и Самарии (и вообще Государства Израиль) зависит от того, насколько мы сможем освоить эти земли
    И что сделать с живущими на этих землях «аборигенах»?
    4. «В 1917 году правительство Англии обнародовало Декларацию Бальфура, в которой обещало содействовать восстановлению еврейского государства на исторической родине еврейского народа «в Палестине»
    Я не верю, что авторы статьи не знают, что в Декларации говорилось не об Еврейском государстве, а об Еврейском доме, при чём без указания каких-либо границ. Конечно же знают, значит … искажают историю в угоду не географии, а идеологии.
    5. «В 1921 году британские власти решили разделить подмандатную территорию Палестины и создать «эмират …Причиной создания Иордании был конфликт в Аравии
    Причиной были:
    — необходимость выполнить обязательства, которые британский наместник в Египте Макмагон дал шерифу Мекки Хуссейну, чтобы побудить его восстать против османов
    — боязнь, что средний сын шерифа Абдулла, обосновавшийся в Амане попытается выгнать из Дамаска французов, которые перед этим изгнали оттуда его младшего брата Фейсала. (Кстати, хашимиты были изгнаны с полуострова саудитами только в 1925, если не ошибаюсь, году. Но это мелочь)
    6. «На этой карте территория была разделена в шахматном порядке.»
    Шахматный порядок тут абсолютно ни при чём. Просто из тогдашней Палестине вырезали кружева, чтобы обеспечить будущему еврейскому государству минимальное еврейское большинство.

  2. Ефим Левертов

    Спасибо Марина и Пинхас за интересную статью! С удовольствием вспоминаю встречи с вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.