©"Заметки по еврейской истории"
    года

Loading

Судьи при этом так и не озвучили его конкретного преступления, категорично отрицая любое оправдание. Зюсс был как заноза, от которой мечтали избавиться все, и в итоге они сделали это, как только представился шанс. …Говоря современными понятиями: Зюсс был финансистом, коррупционером, реформатором, любителем женщин, но до конца своих дней оставался евреем.

Валерий Рапопорт

ЗЮСС, ЕГО СУДЬИ И ЗАЩИТНИКИ

Одиозные явления культуры
не стоит замалчивать —
их нужно анализировать
и открыто обсуждать.
Кирилл Разлогов1

Ложь, многократно
прозвучавшая в СМИ,
для многих становится
«правдой»

Предисловие

Валерий РапопортВ 2012 году на 34-м Московском международном кинофестивале был показан фильм «Еврей Зюсс» 1940 года. Меня заинтересовал этот фильм и судьба его героев и антигероев. В результате этого мною было прочитаны лекции в нашей общине о Зюссе, с показом отрывков из фильмов о нем и о ненависти нацизма к евреям. Это краткий конспект этих лекций.

Фильм «Еврей Зюсс» был создан в 1940 году режиссером Файтом Харланом, его посмотрело более 20 млн немцев. При просмотре фильма в зале раздавались крики «Долой евреев!», а восхищенный Геббельс писал, что увидел «антисемитский фильм, какой мы только можем себе пожелать»8. Судьба большинства людей, связанных с этим антисемитским фильмом, трагична и имеет много общего с судьбой Зюсса. Добившись, как и он, признания, денег, славы и власти, эти люди в один миг (смерть герцога, падение 3 Рейха) потеряли все. Более 70 лет фильм был запрещён для показа, и даже сейчас его можно смотреть с предварительным объяснением.

В первых частях мною собран материал о Зюссе, о фильме и актерах из различных источников, и назвать точных авторов первичной информации сложно, поэтому каждая часть имеет сноски на несколько источников. Я стремился исключить сведения, взятые у некоторых авторов, которые искажают действительность. Так часто указывают на то, что фильм получил первую премию Восьмого Венецианского фестиваля 1940 года, на самом же деле он впервые там был показан. В некоторых статьях приписывают различные высказывания Гитлеру, ссылаясь на книгу Пикер Г. «Застольные разговоры Гитлера»31, но в книге их нет, и в данном рассказе, думаю, что их тоже нет. В заключении я выскажу свое мнение.

Я благодарен Рите Хабиной за помощь. Без ее советов и предложений данный рассказ не был бы написан.

Краткая биография Иосифа бен Иссахар Зюскинд Оппенхеймера1-6

Зюсс — личность историческая и одновременно легендарная. Иосиф бен Иссахар Зюскинд Оппенхеймер36родился в Хайдельберге в 1698 г. (1699г.) в семье руководителя бродячей труппы актеров Иссахара и дочери кантора франкфуртской синагоги Михель. Когда Иосифу было девять лет, его отец умер. Матери, которая осталась одна с малолетними детьми на руках, едва исполнилось 27 лет. Она была редкой красавицей, выходит замуж и оставляет детей на попечение родственников. Воспитанием Иосифа занялся его дядя, финансист и уважаемый в городе человек.

Благодаря своему опекуну юноша увидел, как живут «придворные евреи» (понятие в приложении № 1), и, повзрослев, он начал заниматься финансовыми делами, работая на своих богатых родственников в нескольких городах Европы. В 1722 году Зюсс перебрался в Мангейм, где наладил отношения с местным владетельным князем, курфюрстом, а затем уехал во Франкфурт. На новом месте Иосиф вошел в круг самых мелких предпринимателей, мечтая о высоких постах и признании. Через десять лет его мечта исполнилась.

В 1732 году на курорте в Бад-Вильдбаде Иосиф познакомился с герцогом Вюртембергским Карлом Александром, нуждающимся постоянно в деньгах, которого сразу привлек недюжинный интеллект Зюсса. Вскоре Зюсс переехал в Штутгарт. Карл Александр, мало понимавший в экономике, пригласил его на службу в качестве помощника по финансовым вопросам, чтобы получать деньги и драгоценности в любое время по своей прихоти. Карлу Александру это понравилось, и к 1733 г., когда он занял Вюртембергский престол, новый герцог оказался в полной зависимости от своего финансиста.

Обеспечить герцогу красивую жизнь, а параллельно с этим как-то финансировать армию и содержать административный аппарат было непростой задачей. Однако Иосиф постоянно искал новые источники доходов. Он поставил на высокие посты своих людей, контролировал чеканку монет в герцогстве, учредил алкогольную, табачную и соляную монополии, а также ввел дополнительные налоги. Иосиф любыми путями стремился пополнить казну — по слухам, он даже отдал приказ запустить чеканку монет с пониженным содержанием серебра, которые якобы штамповались в неограниченном количестве. Кроме того, в 1736 году в герцогстве появилось «Управление по взносам», где титул или должность можно было получить за деньги. Постоянное покровительство герцога сыграло с Зюссом злую шутку. 12 марта 1737 года герцог скоропостижно умер от инсульта, и в тот же день Зюсс был заключен под арест.

11 месяцев Зюсс провел в заключении. Под пытками бывший фаворит сознался во всех грехах. Состоялся суд. Зюсса обвинили в государственной измене, в выпуске низкопробной монеты, в порочащих связях с придворными дамами и в ростовщичестве под непомерные проценты. Преступника приговорили к смерти, пообещав смягчить кару, если он перейдет в христианство. Зюсс отказался, заявив, что предпочитает умереть евреем. За публичной казнью, состоявшейся 4-го февраля 1738-го, наблюдали 20 тысяч человек. Тело Зюсса «в назидание народу Вюртемберга» было оставлено на виселице на шесть лет.

Казнь Иосифа бен Иссахар Зюскинд Оппенхеймер

Казнь Иосифа бен Иссахар Зюскинд Оппенхеймер 5

«Зюсс должен был стать козлом отпущения, по всем статьям ответить за абсолютизм Карла Александра. Несмотря на то, что он призывал к справедливости, старший надворный советник все-таки подтвердил смертный приговор, — писал историк Гельмут Хаасис4,6. — Судьи при этом так и не озвучили его конкретного преступления, категорично отрицая любое оправдание. Зюсс был как заноза, от которой мечтали избавиться все, и в итоге они сделали это, как только представился шанс. Так дикость и тупость убили одного из самых, возможно, талантливых финансистов в истории».

Говоря современными понятиями: Зюсс был финансистом, коррупционером, реформатором, любителем женщин, но до конца своих дней оставался евреем.

Только в наши дни была поставлена точка в истории Иосифа Зюсс-Оппенхеймера. На заседании парламента Земли Баден-Вюртемберг (Германия, 1998) муниципальный советник доктор Михаель Кинцле выступил с заявлением по вопросу сохранения памяти Иосифа Зюсса Оппенхеймера. С 15 октября 1998 г., в ознаменование 300-летия со дня его рождения, площадь в центре Штутгарта недалеко от старого Монетного двора названа именем «Зюсс-Оппенхеймера». На стене одного из домов висит табличка с пояснением «Вюртембергский тайный финансовый советник, убитый как еврейская жертва юстиции».

Площадь Зюсса Оппенхеймера в Штутгарте

Площадь Зюсса Оппенхеймера в Штутгарте3

Зюсс в литературе и кино15-19

После смерти Зюсса появилось множество обличительных памфлетов и трактатов, баллад. Постепенно интерес к нему угас. О жизни Зюсса есть два значимых произведения. Молодой романтик Вильгельм Гауф в 1827 году написал новеллу «Еврей Зюсс»19, где немного сказочный Зюсс представлен энергичным исполнителем воли герцога. Он идет на подкуп, на хитрости, чтобы угодить господину — Карлу Александру, удовлетворить его ненасытное желание получать удовольствия, не задумываясь, откуда Зюсс берет эти средства. При этом собственная жажда Зюссом денег также оказывается утоленной. Хотя новелла Гауфа не свободна от антисемитских клише, Зюсс впервые предстает в ней как жертва несправедливого суда.

Вторая — это роман Лиона Фейхтвангера «Еврей Зюсс»7 написанный в 1925 году, где историческая правда соединяется с вымыслом, наряду с историческими фигурами в нём действуют герои, придуманные автором17.Книга повествует о жизненном пути человека, который, преуспевая, шел по неверному пути коррупционера, но нашел свой путь уже в несчастье. Думая, что достиг подлинного величия, Зюсс лишь занимается стяжательством и ущемлением народа. Понимание же смысла жизни и познание мудрости пришли к Зюссу после несчастья с дочерью17. Фейхтвангер сделал Зюсса живым человеком со всеми его страстями и пороками, служившего герцогу Вюртемберга и отомстившему ему за погубленную дочь. Автор показывает, что в конце жизни Зюсс морально выглядит более привлекательным, чем некоторые религиозные деятели, описанные в романе.

В 1934 выходит английский художественный фильм «Jew Süss» по мотивам одноименного романа Лиона Фейхтвангера. Фильм заканчивается замечательными словами: «Возможно, однажды стены рухнут, как стены Иерихона, и весь мир станет одним народом»18.

В антисемитском художественном фильме 1940 года «Jud Süß» , в котором Зюсс предстает демонической фигурой: хитрым, жадным и развратным евреем, изнасиловавшим католическую женщину, способным лишь к развалу немецкой нации и государства. А евреи показаны чужаками общества, а их религиозные обряды — жуткими и зловещими. Сцены еврейского праздника Пурим, ставшие по воле сценаристов и режиссёра главными эпизодами фильма, демонстрировали не столько ликование народа по поводу чудесного избавления, как трактует эту страницу истории евреев «Книга Эстер», но как торжество по поводу победы над христианами, над этими не евреями.

Такого Зюсса с реальной исторической личностью связывало лишь имя и кое-какие детали, остальное стало лишь иллюстрацией распространяемых в Рейхе антисемитских стереотипов. В то же время в фильме показано, что такого Зюсса сделал герцог, Карл Александр, постоянно нуждавшийся в деньгах для утех. Но фашистская пропаганда выставила виновниками евреев в лице Зюсса и его помощников, а люди, смотревшие этот фильм, были ослеплены этой пропагандой и концентрировали внимание только на действиях евреев.

Судьба основных антигероев фильма «Еврей Зюсс» 1940

Режиссер Файт Харлан (Veit Harlan) 20-23

Харлан (22.09.1899-13.04.1964) уже был одним из ведущих режиссеров Германии до снятия фильма «Еврей Зюсс». А после него ему позволили снимать самые главные пропагандистские нацистские фильмы, так в 1942 году он снял фильм «Великий король», на тот период самая дорогая немецкая постановка с участием 15000 статистов (этот фильм получил Кубок Муссолини за лучший иностранный фильм на 10-м Венецианском кинофестивале в 1942 году).

После войны Харлан был обвинен в участии в антисемитском движении и пособничестве нацистам и получил запрет на профессию. Но он успешно защищал себя, утверждая, что работал под контролем нацистов, и что он не должен нести личную ответственность за его содержание. В 1949 году Харлан был обвинен в преступлениях против человечности за его роль в фильме «Еврей Зюсс». На суде в свою защиту он говорил теми же словами, что и Зюсс в его фильме. Гамбургская Уголовная палата окружного суда (Schwurgericht) и британский суд в зоне оккупации оправдали Харлана. Он начал снимать фильмы с женой Кристиной Седербаум в главных ролях в период между 1951 и 1958 годами (9 фильмов). Но его фильмы бойкотировались, и проходили демонстрации перед их показом. Постоянно подвергавшийся прессингу и непрекращающимся угрозам, Харлан, переживший несколько инфарктов, прекращает свою деятельность и уезжает с женой в деревню, потом на Капри, где и умирает в 1964 году, оставив семью с огромной горой долгов.

В 2008 году Феликс Мёллер снял документальный фильм «Харлан — В тени еврея Süss», где исследует мотивы Харлана и послевоенную реакцию его детей и внуков на его «славу». В нем дети режиссера по-разному переживали то, что их отец косвенно причастен к уничтожению евреев. Кто-то сменил фамилию, кто-то вышел замуж за еврея и принял иудаизм, кто-то буквально каждый день проклинает отца, кто-то пытается его любить.

Фердинанд Мариан (Ferdinand Marian) в роли Зюсса 24-25

Настоящая фамилия Фердинанда Мариан (14.8.1902–9.8.1946) — Хашковен (Haschkowetz), актер театра и кино. После того, как Мариан сыграл в фильме 1937 года «Голос сердца», он стал кумиром немецких женщин и считался одним из красивейших актеров Германии, популярность его достигла своего пика. Мариан был полностью аполитичным и никогда не высказывался в поддержку режима, но он не был и противником нацизма. Геббельс решил использовать популярность Мариана и пригласил его на главную роль в антисемитском фильме «Еврей Зюсс». Мариан попытался уклониться от предложения, но получил категоричный приказ с угрозами, что он может быть исключен из Имперской палаты кино. После этого фильма он еще снялся в 11 фильмах, но начал пить. После войны бежал в Австрию, но продолжить карьеру ему не разрешили. Он предстал перед комиссией по денацификации Германии. За исполнение главной роли в антисемитском фильме ему было запрещено заниматься актерской профессией. В августе 1946 года Мариан погиб в автокатастрофе. Говорили, что на самом деле он, находясь в состоянии тяжелой депрессии, покончил с собой. В 1949 году, вскоре после суда над Харланом, вдова Мариана Мария Бук покончила с собой. В 2010 году был снят художественный фильм о жизни Мариана с 1940 году по 1946 и назывался «Еврей Зюсс — фильм без совести».

Генрих Георг в роли Карла Александра герцога Вюртембергского26-27

Генрих Георг (родился 9.10.1893, † 25.09.1946 в специальном лагере Заксенхаузен, Ораниенбург) как Георг Август Фридрих Герман Шульц и снялся в 80 фильмах. Принимал активное участие в пропаганде нацистского кино и радио до 1945 года, в том числе снялся в нацистских пропагандистских фильмах: «Квекс из гитлерюгенда» (1933) и «Кольберг» (1945) и в антисемитском пропагандистском фильме «Еврей Зюсс» (1940). После падения третьего рейха несколько раз был арестован. В середине лета 1945 года окончательно был арестован за профашистскую агитацию на радио и в газетах и помещен в специальный лагерь Заксенхаузен № 7, где он продолжал играть для заключённых. Летом 1946 года он резко похудел, был прооперирован для удаления аппендицита и скончался от осложнений 25 сентября 1946 года. Только в 1994 году останки Георга были похоронены на кладбище в Целендорфе-Берлин.

Сценаристы 28

В титрах фильма сценаристами объявлены: Файт Харлан и Эберхард Вольфганг Мёллер, но реальным сценаристом был Па́уль Йо́зеф Ге́ббельс (29.10.1897-01.05.1945), министр пропаганды и президент имперской палаты культуры с 1933 года. Он был еще в течение одного дня 30.04.1945 рейхсканцлером Германии, после самоубийства Гитлера. 1 мая 1945 года он и жена покончили с собой, предварительно отравив шестерых детей от 5 до 13 лет. Его прах был в 1970 году развеян возле одного из притоков Эльбы.

Но рассказ будет неполным, если не рассказать о главном антигерое, речь о котором пойдет далее.

Злодей номер один

Руководителем антисемитизма в ту эпоху в Германии был Гитлер. Основные причины его антисемитизма следующие:

  1. Расовые причины,
  2. Евреи виноваты в поражении Германии в первой Мировой войне,
  3. Борьба за политическое влияние,
  4. Экономические мотивы,
  5. Поиск социального врага — «козла отпущения»,
  6. Другие личные причины.

Очень много написано на эту тему разными авторами, но, я думаю, сюда надо добавить ещё одну причину — страх. Она вытекает из высказываний самого Гитлера о евреях. Вот некоторые из них:

  1. «… Еврей смог сохранить свою расу и свои расовые характеристики намного успешнее, чем большинство многочисленных народов, среди которых он живет…. Его власть — это власть денег, которые он накапливает так легко и нескончаемо в форме процентов, с их помощью он накладывает ярмо на нацию…
    Еврей стал движущей силой революции».

Из письма капитану Карлу Майеру 16 сентября 1919 г. 29

  1. В «Майн кампф»30 он пишет: «Смерть Эйснера ускорила… развитие событий и привела… к диктатуре Советов… к засилью евреев, как и было первоначально задумано организаторами всей революции.
  2. …Еврейская нация — самая жизнестойкая».

01.07.1942, среда, полдень «Волчье логово» 31.

  1. «Он протиснулся сквозь щель в социальной структуре, чтобы несколькими революциями потрясти мир.
    Еврей — это катализатор, воспламеняющий горючие вещества».

17.2.1942, полдень «Волчье логово»31.

Гитлер как руководитель государства боялся, что любой его промах в войне может привести к революции, движущей силой которой будут евреи. Страх перед революцией побудил его с первых дней прихода к власти начать гонения на основную её движущую силу — евреев. И только после Хрустальной ночи, когда евреи потеряли все гражданские права и стали изгоями среди народа, он начал подготовку к серьезной войне, не боясь за тылы.

Но вернемся к самому фильму. Пытаясь угодить фюреру, создатели фильма из финансиста — мошенника Зюсса (такие финансисты были, есть и, к моему сожалению, будут, независимо от национальности), сделали его евреем Зюсс. Идеологи нацизма немало поработали, чтобы возбудить антиеврейские настроения в массах, внедрить в массовое сознание лозунг: «Евреи — наше несчастье!». Я не нашел мнения Гитлера по этому фильму, но он во многих своих выступлениях сотни раз нападал на евреев, обвиняя их во всех грехах. Закончил Гитлер свою жизнь самоубийством в 1945 году, и частично сбылась его мечта: «Но я бы хотел, чтобы в радиусе 10 километров от моей могилы не было ни одного попа»34. Их не было и не будет, так как он даже не имеет могилы.

Антисемитизм в разной степени был до Гитлера, при нем и после него. Об одной из основных причин его высказался отец доминиканской церкви Марсель Дюбуа (профессор философии):

«Евреи — народ божественной природы чья суть и предназначение — свидетельство власти Всевышнего над миром…Это и становится причиной антисемитизма: мир ненавидит избранных Богом, свидетелей его силы».33

Заключение

Зюсс, по моему мнению, был реформатором и одновременно коррупционером. Его деятельность дала первые ростки капитализма в Штутгарте. С его смертью Штутгарт на столетия остался в средневековье. Он мог остаться в живых, приняв католицизм, его бы только изгнали нищим из Штутгарта. С его способностями он бы быстро восстановил свое богатство. Но он принял судьбоносное решение остаться евреем и, когда шел на виселицу, пел «Шма Израэль». Актеры и режиссер тоже могли отказаться от участия в фильме, но слава, деньги и престиж (максимум, что им грозило, это потеря работы) сделали их участниками этого антисемитского фильма. Штутгарт через века признал ошибку того времени, назвав именем Зюсса одну из площадей города.

В фильме полностью искажена реальность, деятельность Зюсса была направлена исключительно на унижение немцев и возвышение евреев. Даже внешность главного героя была искажена — из человека вельможного вида сделали демона (Приложение № 2). А геббельская пропаганда привела к тому, что зритель, еще не видя фильма, знал, что во всем виноваты евреи. Ложь, многократно прозвучавшая в СМИ, для многих становится «правдой», что случается в разные времена.

Мне было бы интересно знать Ваше мнение, Уважаемый читатель: «Как современные люди на должностях Зюсса и актеров повели бы себя?»

Цель моего рассказа показать, что на Земле есть люди, которые ради веры готовы не бежать, не прятаться за чужие спины, а пойти на смерть.

Приложение № 1 

Положение евреев в эпоху Зюсса и понятие «придворный еврей»9-11

Во времена Зюсса придворным евреем (Hofjude, Hoffaktor) назывался еврейский банкир, который давал деньги в долг европейским королевским и прочим знатным семьям или же занимался их финансами. Клан придворных евреев возник в Средние века, потому что евреям запрещалось заниматься почти любым видом торговли, и они начали занимать нишу ростовщиков. Только им разрешалось брать проценты по кредитам, поскольку, хотя церковь была против ростовщичества, нормы канонического права были применимы только к христианам, но не к евреям. В конце концов большинство еврейских общин Европы начали заниматься финансовыми делами, тем самым внося существенный вклад в развитие средневековой экономики.

Придворные евреи были так необходимы монархам, потому что иудеям не запрещалось заниматься ростовщичеством, в отличие от христиан. Но это не меняло отношение в целом к евреям. Ведь даже во Франкфурте, в главном деловом центре Германии, который в эпоху Зюсса населяло более трех тысяч иудеев, что составляло 16% от общей численности населения, у ворот городского парка была вывешена надпись:

“Ни один еврей, и ни одна свинья не имеют права сюда входить”.

Уровень жизни еврейской общины был по меньшей мере равен уровню низшей знати. Однако, несмотря на экономическое процветание, общины никогда не находились в полной безопасности: религиозная неприязнь возрастала настолько, что иногда выплёскивалась в виде погромов и изгнаний. В позднесредневековый период евреи были последовательно изгнаны из различных стран Западной Европы.

Эпоха Зюсса описана в книге Греты Ионкис «Еврей и немцы» 14: «Начиная со средних веков, евреи, постигшие тайну золота, изобретатели кредита — представлялись основной массе немцев магами и чародеями. Их не только презирали и ненавидели, их боялись, как боятся колдунов, злых демонов».

Приложение № 2

Зюсс в жизни (первая картинка) и в фильме (вторая картинка)

Зюсс в жизни (первая картинка35) и в фильме (вторая картинка4)

             

Литература и Примечания 

  1. https://tvkultura.ru/article/show/article_id/2788/
  2. https://www.forbes.ru/stil-zhizni-column/afisha/83744-evrei-zyuss-i-my
  3. http://flibusta.site/b/484397/read
  4. https://jewish.ru/ru/people/business/186027/
  5. https://www.meisterdrucke.com/kunstdrucke/German-School/475659/Hinrichtung-von-Joseph-S%C3%BCss-Oppenheimer-1738-(kolorierter-Holzschnitt).html
  6. http://haasis-wortgeburten.anares.org/suess_oppenheimer/justizmord.php\
  7. Фейхтвангер Л. Еврей Зюсс, пер. с нем. В. Вальдман. М.: Журнально-газетное объединение, 1936. 340 с.
  8. https://www.forbes.ru/stil-zhizni-column/afisha/83744-evrei-zyuss-i-my
  9. http://www.morethanonelife.com/1047107010571057-10541055105510451053104310451049105210451056.html
  10. http://haasis-wortgeburten.anares.org/suess_oppenheimer/justizmord.php
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8
  12. https://lechaim.ru/ARHIV/102/zuss.htm
  13. http://booknik.ru/today/bullets-over-broadway/kak-nam-pobedit-evreya-on-umnee-nas/
  14. Грета Ионкис — Евреи и немцы в контексте истории и культуры. Алетейя, 2006. Серия «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы». ISBN 5-89329-897-7
  15. https://vtoraya-literatura.com/pdf/nota_bene_07_2005__ocr.pdf
  16. https://www.partner-inform.de/partner/detail/2008/6/230/2983/nazad-v-hviii-vek-ili-zjuss-kak-lico-istoricheskoe?lang=ru
  17. В романе Фейхтвангер Л. вводит взрослую дочь Зюсса — Ноэми, которую он скрывает от всех (Гауф придумал Зюссу сестру Лею, с той же судьбой). Герцог узнает о существовании дочери Зюсса и под действием алкоголя и интриг пытается овладеть ею силой. Ноэми вырывается, бросается с крыши дома и погибает.
  18. https://de.wikipedia.org/wiki/Jud_S%C3%BC%C3%9F_(1934)
  19. Вильгельм Гауф. Еврей Зюсс. Перевод Елены Дорошенко. Москва, «Российский писатель», 2002.
  20. https://de.wikipedia.org/wiki/Veit_Harlan
  21. https://www.dhm.de/lemo/biografie/veit-harlan
  22. https://ru.qwe.wiki/wiki/Veit_Harlan
  23. https://www.deutsche-biographie.de/pndhtml
  24. https://androom.home.xs4all.nl/biography/phtm
  25. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD,_%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B4
  26. https://www.dhm.de/lemo/biografie/heinrich-george
  27. https://de.wikipedia.org/wiki/Heinrich_George
  28. https://de.wikipedia.org/wiki/Joseph_Goebbels
  29. http://new-history.narod.ru/3ah10b.htm#L04
  30. Адольф Гитлер. Моя борьба. («Майн Кампф»). «Т-Око», 1992
  31. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера = Hitlers Tischgespräche im Führerhauptquartier 1941—1942.(Пер. снем. И. В. Розанова), Смоленск: Русич, 1993. ISBN 5-88590-084-1.
  32. https://ulis-buecherecke.ch/pdf_neben_dem_krieg/hitlers_tischgespraeche.pdf
  33. https://gatesofzion.od.ua/news_print_313.html
  34. Н.И. Конюхов «Мягкая сила в истории Германии. Уроки 30-х годов ХХ века» -М.: 2014.
  35. https://mnenia.zahav.ru/Articles/11441/evrei_zus_jizn_cheloveka_i_zloklucheniya_personaja
  36. Фамилия Оппенхеймер на немецком языке пишется Oppenheimer и имеет второй перевод: Оппенгеймер.
Print Friendly, PDF & Email
Share

Валерий Рапопорт: Зюсс, его судьи и защитники: 4 комментария

  1. Alex

    Я знаком со статьей г-на Рапопорта давно и имел возможность наблюдать, как она созревала, обретая форму серьёзного исследования. Здесь надо отметить обстоятельства создания фильма Еврей Зюсс, хотя успех его я объяснил бы не столько талантами сценариста, режиссера и артистов, сколько атмосферой воинствующего антисемитизма, которую удалось создать нацистам в конце 30-ых годов. Попытка же объяснить антисемитизм Гитлера выглядит неубедительно и не к месту. Ставить Зюссу в вину «коррупцию и любовь к женщинам» тоже не следует, поскольку первое понятие тогда не существовало, я второе, хотя и существовало всегда не было уголовно наказуемым. Реальной находкой автора является информация о присвоение одной из центральных площадей Штутгарта имени Зюсса « финансиста и жертвы юстиции».

    1. Валерий

      Уважаемый Alex!
      Я продолжу наш спор.
      Это рассказ о вечном конфликте между двумя группами людей, первой — готовой пожертвовать жизнью за веру, второй – стремящейся любой ценной к славе, богатству и власти. Есть и третья группа – это почти 40 миллионов, просмотревших этот фильм, но сейчас речь не о них.
      Говоря о Зюссе, как представителе первой группы, не предавшего свою веру, не шедшего на сделку с совестью как финансист, ведущего Штутгарт к капитализму. Но в тоже время не лишённого слабостей: жажды богатства и славы, потому я назвал его одним словом: коррупционер*. Если бы я не сказал об этом, то Зюсс бы вышел «белым и пушистым», не соответствующим истине.
      Вторую группу можно также разделить на две. Первая — это артисты и режиссёр, жаждущие славы и богатства. В течение 5 лет после выхода фильма они были кумирами публики, а затем — бесславный конец. Во второй группе – Гитлер и Геббельс: идеолог и пропагандист нацизма. В первой версии рассказа их не было. Но, не показав этих двух «г», я бы не объяснил, почему актеры и режиссер пошли на сделку с совестью. Я представил фильм без них, и это был бы хороший фильм об эпохе Зюсса, без антисемитизма. Тогда не было бы 70 летнего запрета на него. Но эти два «г» были. И под их прямым и косвенным руководством был создан этот фильм, призывающий к уничтожению евреев из страха перед возможностью революции, так как движущей силой её чаще всего были евреи. Страх был у них все 12 лет нахождения у власти, и он заставил их покончить собой из-за разоблачения их преступлений перед человечеством, за гибель более 30 миллионов мирных жителей Европы.

      * Первое упоминание о коррупции было еще при шумерах во второй половине XXIV века до н. э. Она была и при фараонах Египта. В Торе о ней написано: «И мзды не бери; ибо мзда ослепляет зрячих и искажает речи правые» (Исх.23:8). Другой перевод: «Не бери взятки, потому что взятка ослепляет зрячих и губит невиновных». Таким образом коррупция было и до Зюсса, при нем и существует сейчас. Пока есть, что продать и что купить, пока кто-то любыми средствами цепляется за власть, она будет. Мы с Вами часто беседуем о таких людях, которые цепляются за власть, нарушая все законы, и глумящиеся над верой.
      Валерий Рапопорт

  2. Ева

    С огромным интересом прочитала эту статью. Поднят очень важный для сегодняшнего дня вопрос: усиление опасности антисемитизма. Автор теобыкновенно тщательно и глубоко проработал огромный массив источников, о котором, я уверена, большинство читателей не знали. Экскурс в историю, литературу, кинематограф. Самостоятельная оценка всего материала и смелое приглашение к дискуссии.
    Предполагаю, что мнения будут полярные. Но для этого мы живём, читаем и думаем.
    Спасибо автору и журналу за своевременно и профессионально поднятую проблему.11

Добавить комментарий для Валерий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.