©"Заметки по еврейской истории"
  июль 2021 года

Loading

Замечал нередко я, старея,
Сколько лет стихами их ни грейся, —
Многие поэты из евреев
Сторонились своего еврейства.

Александр Городницкий

СЕМИСВЕЧНИК НА ВЕТРУ

Александр ГородницкийПЕЧАЛЬНЫЕ ЕВРЕИ

Холодный день сереет,
Рассеивая тьму.
Печальные евреи
Живут в моём дому.
Когда-то я на полке
Их всех поставил в ряд.
Они там втихомолку
Со скрипочкой стоят.
Фигурки из металла,
Забавные на вид.
Поведать мне немало
Любая норовит.
Печальные евреи
Живут в моём дому.
Они меня мудрее.
Мне скушно одному.
Я чай себе согрею,
Зажгу ханукию.
Вы спойте мне, евреи,
Про бабушку мою.
Ей надо поскорее
Обнять своих внучат.
Молчат мои евреи,
И скрипочки молчат.
Голодный ворон реет
За окнами в дыму.
Печальные евреи
Живут в моём дому.
Забывшиеся были
Не вспомнят харидим.
Её в войну убили,
А я вот невредим.
Её теперь я старше.
Мне выжить суждено.
От жизни подуставший,
Смотрю в своё окно.
Теперь другое время,
Какое — не пойму.
Печальные евреи
Живут в моём дому.
Ненастная погода,
И мир вокруг не прост.
И дым из труб завода
Напомнит Холокост.
13.04.2020

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

В краю заснеженной хвои,
И бесконечных зим,
Скитались пращуры мои,
Народ ашкеназим.
У края мёрзнущих морей
Рождён в стране другой,
На девяносто я еврей,
Ну, а на десять гой.
Степной мне ночью снится жар,
Пролив далёкий Бельт:
На пять процентов я хазар,
На пять процентов — кельт.
По чьей нечаянной вине,
В итоге прошлых лет,
Есть крови разные во мне, —
Славянской только нет?
И в свете солнечного дня,
Со стенки глядя вниз,
Взирает Пушкин на меня,
Что тоже был метис.
05.06.2020

АШКЕНАЗИМ

Помню бабушкины песни,
И минувшую войну.
Список наций европейских
Сократился на одну.
Днём с огнём теперь не сыщешь
Тех, кто с детства их поёт.
На заброшенных кладбищах
Обитает мой народ.
У музея, возле входа,
Могендовид на стекле.
Нет вчерашнего народа
На сегодняшней Земле.
Там, на старом фотоснимке,
Семь десятков лет назад,
В Аушвице и Треблинке,
Трубы чёрные дымят.
Над землёю в небе реют,
Превращаясь в облака,
Европейские евреи,
Здесь прожившие века.
Вспомнив взлёты и паденья,
Горько плачу я сейчас,
Потому что от рожденья
Я по крови ашкеназ.
Пой же кадиш, срипка, звонче.
Ветер травами шуршит.
То, что Гитлер не докончил,
После Сталин завершит.
Нет народу воскресенья
Посреди иных широт.
Им Израиль — не спасенье, —
Там другой живёт народ.
Там, звучащий и поныне,
Словно немощный старик,
Умирает вместе с ними,
Уходящий их язык.
Всё былое год из года
Растворяется во мгле.
Нет вчерашнего народа
На сегодняшней Земле.
Недалёкою порою,
Неприкаян и гоним,
Как шагаловы герои,
Полечу я вслед за ним.
15.05. 2020

Х   Х   Х

Замечал нередко я, старея,
Сколько лет стихами их ни грейся, —
Многие поэты из евреев
Сторонились своего еврейства.
В стороне, где вечные метели,
И зима холодная темна,
Русскими считать себя хотели,
И свои меняли имена.
Неужели, многократно биты,
Там, куда их бросила судьба,
Стали и они антисемиты,
Превратясь в подобие раба?
Были ли они душою слабы,
Подчиняясь общему теченью?
Много ли добавило им славы
Горестное это отреченье?
Заслонило им Господню милость
Юдофобства яростное жало.
Почему того они стыдились,
Чем бы им гордиться надлежало?
21.04.2020

ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ШОТЛАНДСКОЙ КРОВИ

Не стоит, возможно, и цента,
За краем далёких морей,
Те пять невеликих процентов,
Что найдены в крови моей.
Те странные создали ветки,
Нарушив библейский закон,
Мои отдалённые предки,
С которыми я незнаком.
Я их не безгрешное ложе
Сумел оценить бы вполне,
Когда бы родился я тоже
В неведомой той стороне.
Не жил бы я в русской глубинке,
Смиряя шотландскую прыть.
Любил бы играть на волынке,
И в клетчатой юбке ходить.
Не зря, пребывая на риске,
На склоне отпущенных лет,
Люблю я шотландское виски,
А водку «Московская» нет.
В каких ты делах ни усердствуй,
В какой стороне ни живи,
Стучатся в еврейское сердце
Пять капель шотландской крови.
04.06.2020

ХАЗАРСКАЯ КРОВЬ

Неожиданно под старость
Мне геном мой рассказал,
Что в крови моей осталось
Пять процентов от хазар.
С этим знанием умру я
На исходе старых дней.
Не с того ли дед мой сбрую
В жизни делал для коней?
Не с того ли, как воочию,
Просыпаться не веля,
Конский топот снится ночью,
Вязкий запах ковыля?
Не с того ли было сладко,
Покидая город свой,
Век недолгий, без остатка,
Жить мне жизнью кочевой?
И, когда пора иная
Свой навязывает стиль,
Я на Волге вспоминаю
Имя древнее Итиль.
04.06.2020

ВЫКРЕСТЫ

Вряд ли не испытывал смущенья,
На витке судьбы своей крутом,
Тот еврей, что принимал крещенье,
Чтобы русским сделаться потом.
В позабытом времени старинном,
Что и к нам протягивает нить,
Для еврея стать христианином,
Как позднее — в партию вступить.
Мне припоминаются нередко,
Люди, что в былые времена,
Отрекались от еврейских предков,
И свои меняли имена.
Чтобы жить, уже не зная риска,
Чтобы тишь была вокруг, да гладь.
Только Бог не дом, и не прописка,
Что легко бывает поменять.
Выкресты печальные, не вы ли,
Те ветхозаветные рабы,
Что лазейку отыскать решили
От своей незавидной судьбы,
И в чужие двери постучаться,
Видимо, не ведая того,
Что и Бог покинет их в несчастье,
Как они покинули его
05.06.2020

Х   Х   Х

Уже не помню, ни когда, ни где,
Так говорил писатель именитый,
Что на две части разделил людей:
Антифашисты и антисемиты.
В ту пору был ещё я молодым,
И было слушать мне это не просто,
Поскольку над Европой таял дым
От адской кочегарки Холокоста.
Ушли в туман минувшие года.
Морские волны разгоняет ветер.
Но это разделение на Свете
Останется, похоже, навсегда.
Горят и вырубаются леса.
Воюют или мирятся народы.
Лишь эти вековые полюса
Не могут изменить своей природы.
Трёхтысячелетняя война
Идёт, не затихая, на планете.
И не придут другие времена,
Покуда существуют те и эти.
13.01.2020

АНТИСЕМИТИЗМ

Бронзовый здесь век или железный,
Непонятно, от каких причин,
От других в отличие болезней,
Антисемитизм неизлечим.
Неизвестна нам его природа.
В мире, где родился ты и вырос,
С давних лет, по нынешние дни,
Существует грязный этот вирус,
Что коронавирусу сродни.
Непонятна нам его природа.
Мифами зловредными влеком,
Он почти у каждого народа
С материнским всосан молоком.
Неизменно, древний, как папирус,
Как чума заразен, и как тиф,
Возникает грязный этот вирус,
Города и страны, охватив.
Здесь помочь не может медицина, —
Нынче, и в грядущие года,
Не придумать от него вакцину
Никому, нигде и никогда.
Чёрной птицей над планетой реет,
Где Христос витает и Аллах,
Слух непобедимый о евреях,
И о нечестивых их делах.
Заглушить бы злую байку эту,
Но народ к опроверженьям глух.
Даже в странах, где евреев нету,
Всё живёт зловещий этот слух.
К счастью, нас не выведет кривая,
К лучшему не ждите перемен, —
Сам об этом не подозревая,
Каждый третий носит этот ген.
В пору неустройства и смятений,
И иных безрадостных времён,
Словно рак на ослабевшем теле.
Из подкорки проступает он,
И повсюду, где бы мы ни жили,
Сколько самому себе ни лги,
Вечно остаёмся мы чужими,
И народу местному — враги.
И берёт топор погромщик грубый,
И палач восходит на помост,
И дымят освенцимские трубы,
Начиная новый холокост.
Над землёю, вечной и калечной,
Суеверный вызывая страх,
Горестный еврейский семисвечник
Догорает на семи ветрах.
20.04.2020

Х   Х   Х

Гитлер не собирался убивать евреев вначале,
Надеясь их депортировать куда-нибудь с глаз долой.
Но на его предложения другие страны молчали,
Подталкивая к решению — евреев смешать с золой.
Евреев спасать не желая, дескать, — куда их денешь,
Отнюдь не рвались демократы принять на себя этот груз.
Британия не взяла их в просторы своих владений,
Соединённые Штаты, Советский большой Союз.
От Лондона до Чикаго, от малых стран до великих,
Из всех государств на Свете никто их, увы, не спас.
И тогда задымили трубы Освенцима и Треблинки,
И закричали дети, вдыхая смертельный газ.
Антисемитизм не лечится. Понять это очень просто.
Продажным не верь газетам, и лживым речам не верь,
Поскольку всё человечество участвовало в Холокосте,
Хотя признаваться в этом не хочет никто теперь.
06.02.2020

ГЕНЕРАЛ ФРАНКО

Позабыть былое нету средства,
Нынче и в иные времена.
Почему-то помнится мне с детства
Горькая испанская война.
Давние безрадостные были,
Ибаррури пламенная речь
К нам детей испанских привозили,
Чтобы их от Франко уберечь.
Помнятся яснее час от часа,
Имена из тех далёких дней:
Мате Залка, «Герника» Пикассо,
Сент Экзюпери, Хемингуэй.
Их портреты помещая в рамку,
Неизменно, долгие года,
Проклинаем генерала Франко,
Что душил республику тогда.
Как к тому ни прилагай усилий,
Излечить не может этих ран,
То, что был испанский каудильо
По происхождению моран.
По нему сегодня не заплачем,
Но в войну, чей век ещё не стар,
Повернуться всё могло иначе,
Пропусти он немцев в Гибралтар.
И узнаем все мы, в то же время,
Если в документы поглядим,
Что спасал от Гитлера евреев
В целом мире только он один.
21.07.2020

ФРАНЦУЗЫ, СДАВШИЕ ПАРИЖ
(диалог)

ПЕРВЫЙ ГОЛОС

Над крутизной парижских крыш,
Где солнечные дали,
Возможно, помнить мове тон
Об этих пустяках:
Французы, сдавшие Париж,
Евреев немцам сдали,
И пели песенки потом
В парижских кабаках.
И были, видимо, собой
Довольны парижане,
И совесть их была чиста,
И взор по-детски чист,
Когда везли их на убой
Французские ажаны,
И вёл к Освенциму состав
Французский машинист.
Не перечислить всех имён
Во времени сокрытом,
Кого далёкою порой
Сумел попутать бес:
Писатель гордый Сименон,
Что стал антисемитом,
И Жан Маре — киногерой,
И комик Де Фюнес.

ВТОРОЙ ГОЛОС:

Какой тебе сегодня толк
Касаться этой темы?
Тот век теперь от нас далёк,
На ком искать вину?
Припомним лучше славный полк
«Нормандия и Неман»,
Который выиграть помог
Минувшую войну.
К чему на раны сыпать соль,
Лелея этим вечно
Под сердцем тягостную боль,
Рассудку вопреки?
Не забывать, дружок, изволь,
Что был у них, конечно,
И героический Де Голль,
И славное маки.
Зачем напрасно ворошишь
Ненужные детали.
Закончен счёт былых потерь.
В том нету новизны:
«Французы, сдавшие Париж,
Евреев немцам сдали»,
Поскольку все они теперь —
Герои той войны.
Здесь каждый встретить нынче рад
Победы праздник яркий,
Который злобных пустомель
Успешно опроверг.
Гремит торжественный парад
У Триумфальной арки,
Взлетает вверх над Тур Эффель
Победный фейерверк.

ПЕРВЫЙ ГОЛОС:

Забыть о прошлом, говоришь?
Получится едва ли.
Забыть стараемся о том,
А души в синяках, —
Французы, сдавшие Париж,
Евреев немцам сдали,
И пели песенки потом
В парижских кабаках.
Как нынче это им простишь? —
Когда мы воевали,
Когда боролись мы со злом,
С оружием в руках
Французы, сдавшие Париж,
Евреев немцам сдали,
И пели песенки потом
В парижских кабаках.
Сегодня в мире гладь и тишь,
Неясно, навсегда ли,
Но злая память о былом
Останется в веках:
Французы, сдавшие Париж,
Евреев немцам сдали,
И пели песенки потом
В парижских кабаках.
10.05.2019

ИВАН БУНИН

В суматохе сегодняшних шумных буден,
Где минувшее — невелика утрата,
Мне припомнится русский писатель Бунин,
Что евреев в войну от нацистов прятал.
Вернисажи в Ницце и фестивали,
Променады в Ницце и биенале.
А французы евреев вокруг сдавали,
И его бы сдали, когда бы знали.
Не отыщешь счастья в чужой лагуне.
Бог не выдал время ему иное.
Невезуч был русский писатель Бунин, —
Со страной не везло ему и с женою.
Но, когда приближаются снова бури,
Холокостом нынешним пахнет время,
Всё мне видится русский писатель Бунин,
Что в войну от нацистов спасал евреев.
И надеялся вряд ли, смотря безучастно,
На альпийских гор ледяные кручи,
Что блеснёт ему напоследок счастье,
Словно в тёмной аллее внезапный лучик.
17.01.2020

БЕРГЕН —  БЕЛЬЗЕН

Берген-Бельзен, лагерь уничтожения,
Лагерь смерти, боли и унижения,
Где была замучена Анна Франк.
Я стою над братской её могилою,
На бетонные плиты смотря унылые,
На густеющий в перелеске мрак.

Берген-Бельзен, лагерь уничтожения.
Палачи, потерпевшие поражение,
Понимая, что время бежать,
Неизменно в своих злодеяниях люты,
Всё старались до самой последней минуты,
Убивать, убивать, убивать.

Берген-Бельзен, лагерь уничтожения,
Это поле проигранного сражения,
Поминальные доски на пяти языках,
Коммунисты, евреи, цыгане, и пленные,
И сегодня их души неубиенные
Всё витают над лагерем в облаках.

Берген-Бельзен, лагерь уничтожения,
Нашим детям и внукам предостережение.
Между тысяч неведомых душ не найдена,
Там витает, озоном высот дыша,
Убиенной девочки из Голландии
Неопознанная душа.
06.09.2020

ОТРИЦАТЕЛИ ХОЛОКОСТА
(Ко дню международной памяти жертв Холокоста)

Снова слышится время от времени
Эта злая нацистская ложь:
«Холокост был придуман евреями.
Доказательств его не найдёшь».
И читают «историки» лекции,
Проповедуя ложь эту яро,
Будто не было вовсе Освенцима,
Терезина, и Бабьего Яра.
Полагает людей дураками
Беззастенчивость лживых речей,
Будто не было газовых камер,
И Треблинки дымящих печей.
Объясняется всё это просто,
И излишни ненужные прения:
Отрицание Холокоста
Означает его одобрение.
Ожидая, что вымрут свидетели,
Проявляют завидную прыть,
Этой славной идейки радетели,
Что мечтают его повторить.
27.01.2021

Х   Х   Х

Призрак бродит по Европе
Карл Маркс, Фридрих Энгельс

Мир опять качнётся завтра вправо,
Как позавчера качнулся влево.
Вновь орёт в Германии орава, —
Гитлерюгенд нового посева.
Гуманизма тоненькие узы
Удержать не смогут эту свору.
Ненадёжный блок Евросоюза
Невозвратно распадётся скоро.
Вороньё сколачивает стаи.
Зло неубиенно и исконно.
Снова через почву прорастают
Зубья побеждённого дракона.
Флаг нацистский над толпою реет, —
Каяться никто не хочет больше.
Снова призывают бить евреев
В городах Германии и Польши.
И, войны неумолимой признак,
Нашим внукам уготовив тризну,
Снова по Европе бродит призрак, —
Призрак возрождённого нацизма.
15.11.2019

Х   Х   Х

Крепчает нацистский ропот,
Миролюбив наружно,
По радио ли, в печати ли,
Готовя вновь Холокост.
Азия и Европа
Объединились дружно,
Чтобы решить окончательно
Еврейский больной вопрос.

В нынешнем мире жестоком,
Многострадальный Израиль
Вряд ли отыщет друга,
Свой защищая кров.
С Запада и Востока
Он клеветой изранен,
С Севера или Юга
Он под огнём врагов.

Смотрю на Святую Землю,
Где воздух горяч и душен,
Которая всех дороже
Евреям из года в год.
Собрали их не затем ли,
На этом кусочке суши,
Чтоб сразу всех уничтожить,
Не зная потом хлопот?

В солнечном этом гетто
Смеются и загорают.
Полны здесь кафе и пляжи,
Музей Яд Вашема пуст.
Ядерные ракеты
Нацелены на Израиль,
И ждут исламские стражи
Короткой команды «Пуск».
22.09.2019

ЕВРОПЕЙЦАМ

Опять угрожает нам век напряжённый.
Мы рано забыли о том,
Как прежде дымился Рейхстаг подожжённый,
И трубы Треблинки потом.
В далёкие годы, в минувшее время,
Такое бывало не раз:
Сначала всегда убивали евреев,
Потом принимались за вас.
Сегодня для нас, как в подобие Ада,
Вернуться к тем чёрным годам.
Об этом задуматься было бы надо,
Когда запылал Нотр Дам.
Опять небеса над Европою мглисты,
Пожары дымятся кругом.
И снова нацисты, и снова нацисты,
Приходят в обличье другом.
Опасность над вами смертельная реет,
В тревожный трагический час.
Сегодня они убивают евреев,
А завтра возьмутся за вас.
14.05.2021

ЯД ВАШЕМ

Яд Вашем, Яд Вашем,
Тягостный музей.
Стой, от ужаса нем,
На беду глазей.
Убежала вода
В буднях бытия.
Та былая беда,
Вроде, не твоя.
И смеётся твой внук,
Весел и вихраст,
И не знает твой друг,
Что тебя предаст.
Яд Вашем, Яд Вашем,
Зарево во мгле,
Тех музеев клише,
Что по всей Земле.
Отмеряет нам срок
Предсказанье звёзд.
Недалёк, недалёк,
Новый Холокост.
Яд Вашем, Яд Вашем,
Колокол в ночи.
Коли глуп не совсем,
Мудрость заучи:
Если ты по крови
С детства иудей,
Никогда не живи
Меж чужих людей.
Яд Вашем, Яд Вашем,
Горькая слеза.
Тяжело на душе, —
Близится гроза.
Приходи и поплачь,
Горестный народ.
Подрастает палач,
Что тебя убьёт.
16.03.2021

КОММУНАЛЬНЫЕ СОСЕДИ

Не просто с ними разобраться,
Деля одну и ту же землю.
Они по крови нам не братья,
А, в лучшем случае, кузены.
Воспитанным на кровной мести,
Им убежденья наши жалки,
И невозможно с ними вместе
В одной ужиться коммуналке.
На общем крошечном пространстве,
Среди холмов однообразных,
Принадлежа к единой расе,
В веках мы проживаем разных.
Нам никуда от них не деться, —
Их привлекает интифада, —
Они усваивают с детства,
Что убивать евреев надо.
И бесполезно время тратить,
Зовя их к дружеской беседе,
Они не братья нам, не братья,
А коммунальные соседи.
21.03.2021

РАССЕЯНИЕ

Когда я вижу в Иерусалиме
У Котеля молящихся евреев,
В их чёрных долгополых одеяньях,
При полосатом талесе и сфилне,
Желающих скорее наш народ,
Из неприютных чужеземных стран
Вернуть обратно на Святую землю,
Я сразу же при этом вспоминаю
О наших многочисленных врагах,
Мечтающих о новом Холокосте,
Которые хотят собрать евреев
На крохотной израильской земле,
Как гитлеровцы прежде собирали
Их в Вильнюсском или Варшавском гетто,
Чтобы потом их сразу уничтожить
Одним ударом ядерной ракеты.
Я постоянно думаю об этом.
Мне непонятно, по какой причине,
С лица Земли исчезли все народы,
Что прежде обитали здесь веками, —
И египтяне, правившие миром,
И римляне могучие, и греки,
А, вот, евреи всё-таки остались.
Не для того ли всемогущий Бог,
Который в отдалённые века
Дал уничтожить наше государство,
Когда пылал наш подожжённый храм,
И зверствовали римские солдаты,
Рассеял нас тогда по разным странам,
Чтобы спасти свой избранный народ
От поголовного уничтоженья?
24.07.2020

СТРОИТЕЛЬСТВО КОЛИЗЕЯ

 Игорю Петровскому

Развалины Храма слезой посоли,
Идя по обугленным плитам.
Был взят и разграблен Иерусалим
Наследником цезаря Титом.
Разрушив столицу еврейской земли,
Ограбив святилища в Храме,
Сто тысяч евреев они увели,
Своими их сделав рабами.
И нам повествуют сегодня музей,
И горькая память людская,
Что строили эти рабы Колизей,
Огромные камни таская.
И было им строить его тяжело, —
Их старые мучили раны,
И золото для Колизея пошло,
Украденное из Храма.
И Рим победивший, врага одолев,
Поверженных грабил открыто,
О чём и сейчас говорит барельеф
На арке победного Тита.
Но канула память о прошлом в века,
И в Риме, где пыльно и жарко,
Уже начала осыпаться слегка
Его триумфальная арка.
И, выжив в двухтысячелетнем аду,
Победе над Гитлером рады,
Под нею прошли в сорок пятом году
Солдаты еврейской бригады.
21.05. 2020

Х   Х   Х

Воспоминаньем душу не согрею,
Что, как известно в нынешние дни,
И Колизей построили евреи,
И пирамиды строили они.
Невольники печальные аиды,
Из них любой был, видимо, не рад, —
Для фараонов строить пирамиды,
И в Вавилоне строить зиккурат.
На Тибре, на Евфрате и на Ниле,
Был невелик для пленников улов.
Их для того и Родины лишили,
Чтобы навеки превратить в рабов.
Они лишенья выносили стойко,
Тоску свою и боль зажав в кулак,
И подыхали на великих стройках,
Которым мог завидовать ГУЛАГ.
И сотни лет, как повелось вначале,
Везде, где продолжался этот плен,
Они от всех народов получали
Презрение и ненависть взамен.
Покорные судьбе жестокосердной,
От Родины, отторгнутой вдали,
Они другим всё строили усердно,
И для себя лишь строить не могли.
21.05. 2020

ПЕРВОЕ ГЕТТО

 Игорю Петровскому

Гид, читавший нам целую лекцию,
Оказался на редкость толков.
Слово «Гетто» идёт из Венеции,
Из забытых сегодня веков.
Это место в далёкие лета,
В незапамятные года,
Получило название «Джетта», —
Здесь плавильня стояла тогда.
Здесь, где дремлет район Каннареджо,
Меж каналов и ветхих домов,
Было гетто старинное прежде, —
Постоянный приют беглецов.
В том краю, где бесснежные зимы,
От сожжённого храма вдали,
И сефарды, и ашкеназимы,
Многолетний приют обрели.
Здесь рождались и старились дети,
Толковали Тору мудрецы,
И сырой юго-западный ветер
Пахнул дымом сгоревшей мацы.
Здесь столпы христианской морали,
На краю итальянской земли,
Их четыреста лет запирали,
Чтобы ночью уйти не могли.
Над Венецией кружатся птицы
В полуночном мерцании звёзд.
Не отсюда ли путь к Аушвицу
Им проложит потом Холокост?
И ночами всё снится мне что-то,
Будто плещутся волны у ног,
И скрипят за спиною ворота,
Запираемые на замок.
14.02.2021

Х   Х   Х

Все страны, изгонявшие евреев,
Испания, Германия и Польша,
Не сделаются в будущем добрее,
И доверять не следует им больше.
Там радуются шумно европейцы,
Ликует развесёлая толпа,
Которых прежде раздражали пейсы,
И чёрная еврейская кипа.
Но, все надежды по ветру развеяв,
От мысли им себя не сохранить,
Что жить труднее стало без евреев,
Поскольку в бедах некого винить.
Когда на Солнце вспыхивают пятна,
И снова мир готов пойти ко дну,
Они зовут изгнанников обратно,
Чтоб было на кого свалить вину.
И юдофобства неотвязный вирус,
Из невесёлых гитлеровских дней,
Приходит снова, древний, как папирус,
В сто раз коронавируса страшней.
И, если разговор идёт о Боге,
То, очевидно, следует понять,
Что там, где поджигали синагоги,
Их будут и назавтра поджигать.
16.05. 2020

ЕВРЕИ И ПОЛЬША

Стародавние скажут были,
Что евреи Польшу любили.
И Варшаву, и Лодзь, и Вильно,
Где селились они обильно.
Для себя безо всякой пользы
Называли детей по-польски,
Своего умоляли Бога
Не судить эту землю строго.
А поляки их не любили, —
Вечно грабили их и били,
Изгоняли их, убивали,
Немцам радостно выдавали.
Уцелели с тобой едва б мы,
Оказавшись тогда в Едвабне.
Не понять почему, однако,
Так любили жиды поляков.
И евреи- поэты тоже
Были с братьями в этом схожи.
С ними дружбу всегда водили,
Их на русский переводили.
Был соблазн им особо лаком
Русский стих уравнять с поляком:
Слуцкий, Межиров и Самойлов.
Слово Богу о них замолвив,
Их Броневский любил и Тувим.
Только всё оказалось втуне.
Вы не верьте, евреи, Польше,
Не пишите стихи ей больше.
22.11.2019

Х   Х   Х

Евреи, любившие Польшу,
Евреи, любившие Русь, —
И в юные годы, и после,
Стихи их твержу наизусть.
В пределах оседлости где- то,
Среди христианских икон,
Любовь распроклятую эту
Впитали они с языком.
Кому принесли они пользу
В чужих и недобрых местах,
Стихи сочиняя на польском,
Поэтами русскими став?
В любви суеверной и страхе,
Писали они в той поре,
О Польше, лежащей на плахе,
О грозном Иване — царе.
Я сам на стихах этих вырос
С рождения, — не оттого-ль
И мне этот въедливый вирус
Даёт непонятную боль?
В краю, где полгода метели,
Лишая покоя и сна,
В еврейском, как скрипочка, теле
Славянская ноет струна.
25.05. 2020

НОВЫЙ ГОД ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ

Новый год для деревьев
В этот раз наступает в марте,
Когда набухают почки,
И проклёвываются листья.
Этот радостный день на иврите
Называется «Ту Бишват».
И учитель в еврейской школе
Рассказывает подробно
Малышам из начальных классов
О семи библейских плодах,
Возникающих на деревьях,
О природе, что нас окружает.
И рисуют дети картинки,
Где диковинные деревья,
На которых растут обильно
Груши, яблоки и бананы.
Там висят на ветвях корзины,
Разноцветных полные ягод,
И привязаны к ним качели,
На которых смеются дети.
И кружат над ветвями птицы,
Что совьют здесь назавтра гнёзда.
А за окнами школы площадь,
Что зовётся Борнплатц по-немецки.
Посреди поминальный камень
По стоявшей здесь синагоге,
Что сравняли с землёй в тридцатых.
И в весеннюю эту пору
Никому не хочется думать,
Что придёт неизменно осень,
На деревьях завянут листья,
Ненадёжные летние гнёзда,
Улетая, покинут птицы,
Перестанут смеяться дети,
И наступит потом зима.
28.03.2020

СУДНЫЙ ДЕНЬ

За окнами еврейский судный день
Витает в окружающем пространстве.
Такого нету более нигде, —
Ни в мусульманстве нет, ни в христианстве.
Нас от него молитвы не спасут
С Всевышним спор заведомо бесплоден.
У христиан лишь после смерти Суд,
А у евреев суд тот ежегоден.
Куда пришёл народ, что им ведом,
Прошедший путь от Оста и до Веста?
Он у евреев отнял отчий дом,
И на Земле им не оставил места.
За что он так не любит свой народ,
Которому живётся с ним непросто,
Из века в век его, из года в год,
Погромами травя и Холокостом?
Он смотрит на него издалека,
Угрозой вечной над народом рея,
Не потому ли в давние века,
Народ другого создал, — подобрее?
06.10.2019

ЙОМ КИПУР

Йом Кипур и молитва по умершим.
Хмурый вечер приходит за днём.
В доме свечка горит до полуночи
Немигающим жёлтым огнём.
Десять дней, миновало в Тишрее,
Где беззвучное время течёт,
И незримому Богу евреи
Годовой предъявляют отчёт.
Бог сегодня грехи твои судит.
Не пытайся о них умолчать,
Чтобы в книге для записи судеб
На тебе он поставил печать,
Все земные твои прегрешенья
Посчитавший, тебе на беду,
Принимать собираясь решенье
О судьбе твоей в этом году.
Ты, смотря, как свеча догорает,
Размышляешь наивно о том,
Что ещё это можно исправить
Покаянием или постом.
27.09.2020

ЖАН АНТУАН ГУДОН
(Статуя Вольтера)

Черты утраченного дома
К себе навек нас привязали.
Мне видится Вольтер Гудона,
Сидящий в эрмитажном зале.
Мыслитель едкий, узколицый,
По убежденьям многим близкий,
Он с государыней-царицей
Был в постоянной переписке.
Писал он, обгоняя время,
Старик, — лишь стоит ветру дунуть,
Что, если б не было евреев,
Их следовало бы придумать.
Чтоб, занеся над ними камень,
Могли бы люди год из года
Валить вину на них веками
За все несчастья и невзгоды.
Не потому ль, пиит Державин,
Кумир российских грамотеев,
Любезной угодил державе,
Черту оседлости затеяв?
Не такова ли вековая,
Имперская первооснова? —
Их потому не убивали,
Чтоб не придумывать их снова.
И в час, когда беда зареет,
Суля опасности для трона,
Хотя бы одного еврея
Сберечь для нового погрома.
06.08.2020

КАМИЛЬ ПИСАРРО

Родоначальник импрессионизма,
Нарушивший закон своих отцов,
Что не был современниками признан,
Но знаменитым стал в конце концов.
Держись, художник. Плакать ты не должен
В чужой стране, не верящей слезам.
Путь каждого — на прочих непохожий:
Ван Гог, Гоген, Моне или Сезан.
Среди забот, в скупом быту предместий,
Над Сены непрозрачною водой,
Лишь он один соединил их вместе,
Библейский старец с белой бородой.
К холсту и кисти яростною страстью
Невидимая связывала нить
Тех гениев, но воздух и пространство
Лишь он один сумел изобразить.
Он был художник, прочее — детали,
Хотя еврею этот путь не прост:
Его картины боши растоптали,
Предвосхитив надолго Холокост.
Не получал он от судьбы подарки.
Полуслепой, смотря через окно,
Он видел всё таким цветным и ярким,
Как зрячему увидеть не дано.
Всё временно, и первый Райх, и третий,
Бессмертны только кисть или перо.
И потому не первое столетье
Мы видим мир глазами Писарро.
20.01. 2020

ЭДГАР ДЕГА

Мне душу не согреет
Антисемит Дега,
Что в Писарро — еврее,
Изобличал врага,
В отличие от многих,
К нему непримирим.
Меня не манят ноги
Бесцветных балерин.
Меж импрессионистов
Держась особняком,
Он был искусством чистым
Пожизненно влеком.
Нося с рожденья имя
С приставкой гордой «Де»,
С коллегами своими
Чванлив он был везде.
Талантлив он? Ну, что же, —
Зато душою нищ.
Талант повсюду может
Выскакивать, как прыщ.
10.07.2020

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР

Игорю Петровскому

Гравёр и живописец Альбрехт Дюрер,
Что родился и умер в Нюренберге,
Всю жизнь гордился городом своим,
В который неизменно возвращался,
Из Базеля, Венеции, Кольмара,
И европейских городов других,
Где постигал он тайны мастерства,
Или позднее получал заказы.
Он там входил в муниципалитет,
И Лютера поддерживал упорно,
Который был сродни его гравюрам,
Лишённым оптимизма и улыбки.
Недаром этот город Нюренберг,
Стоящий на баварской речке Пегниц,
Что сохранить старается поныне
Свои средневековые черты,
Всегда считался истинно немецким,
В себе германский воплотившим дух.
Не оттого ли были в Нюренберге,
И первый съезд нацистский, и последний,
Где расовые приняты законы,
Родившие Треблинку и Освенцим?
Не потому ли, именно отсюда,
Коричневая двинулась чума,
Сжигая европейские народы?
Не потому ли древний этот город,
С историей его тысячелетней,
Где было всё: крестовые походы,
Народные восстания, и Лютер,
И Дюрер, и художники другие,
Где пели майстерзингеры когда-то,
Не этим будет славен для потомков,
Не пряниками вкусными своими,
А Нюренбергским памятным процессом,
Что в страшной той главе поставил точку,
А, может быть, всего лишь многоточье?
Когда теперь я думаю об этом,
Я Дюрера гравюру вспоминаю,
Увиденную как-то в Эрмитаже,
Что называлась«Рыцарь, смерть и дьявол»,
И горестный пророчила финал
Наследникам империи франконской,
Гордившимся своим немецким духом,
Где рыцарь это, видимо, народ,
А дьявол — воплощение нацизма,
Веками соблазняющий его,
И всё ещё, возможно, повторится.
13.03.2021

КОЛ НИДРЕЙ
(Молитва Судного дня)

День осенний на пороге,
Век непоправим.
В опустевшей синагоге
Молится раввин.
Тихий голос еле слышен.
В зале — никого.
Только голуби и мыши
Слушают его.
За стеной в окрестном мире
Тяготы и боль.
Там гуляют пандемия,
Войны и разбой.
Там напомнят нам о Боге
Храмы на крови.
В опустевшей синагоге
Молится раввин.
И звучит, сердцам открыта,
Из её окон,
Арамейская молитва
Канувших времён.
Мы о чём просить в итоге
Бога норовим?
В опустевшей синагоге
Молится раввин.
Чтобы слыша это пенье,
Как мы ни плохи,
Бог послал нам искупленье,
Отпустив грехи.
Чтоб любые наши клятвы,
И обет любой,
Год семьсот восьмидесятый
Забирал с собой.
И, не ведая печали,
С этого поста,
Жить могли мы, как вначале, —
С белого листа.
28.09.2020

КОГДА МИХОЭЛСА УБИЛИ

Когда Михоэлса убили,
Куранты над Москвою били,
Мерцали купола и шпили,
Вороний раздавался крик.
Сгущались над Россией тучи,
И голос возвещал могучий,
Что это всё — несчастный случай,
Что он попал под грузовик.

Ещё вчера он вряд ли ведал,
Что неизбежны эти беды,
Уже идёт за ним по следу
Убийц невидимая рать.
Забыть сумеем мы едва ли,
Что, до того, как убивали,
Его позвал на вечер Сталин,
Чтоб Лира перед ним сыграть.

Не прогоню те мысли прочь я.
Мы убедились в том воочью:
Его убили в Минске ночью,
Глухой порою, в январе.
Цинизм, неведомый для мира,
Мог стать бы темой для Шекспира.
Молчит испуганная лира,
Когда злодейство на дворе.

Когда Михоэлса убили,
Его с почётом хоронили,
И на морозе люди стыли,
Но весть зловещая опять,
Из власти пущенная кем-то,
Легла, как траурная лента,
Что можно с этого момента
Евреев снова убивать.

Когда Михоэлса убили,
Театр на идише закрыли.
И был никто уже не в силе
Евреям, видимо, помочь.
Как воду в ступе ни меси я,
Кого сегодня ни спроси я,
Хрустальной ночью для России
Январская та стала ночь.

Когда Михоэлса убили,
Ещё мы школьниками были,
Нам были горести любые
Ещё, казалось, не страшны.
Мы шли на праздник Первомая,
Вождя портреты поднимая,
Того ещё не понимая,
Что все уже обречены.

Давно Михоэлса убили,
Сменились времена и стили.
Года бегущие, как мили,
От прошлого уносят нас.
А новый век глядит сурово,
И кто нам объяснит толково,
Что принесёт назавтра снова
Грядущий день, грядущий час?
30.04.2021

РУССКИЙ ЕВРЕЙ

Не вздумает искать тебя Мессия
В пространствах, утопающих в снегу.
Евреем быть, родившимся в России, —
Такого не желаю и врагу.
Здесь места нет твоим печальным генам,
И не отыщешь безопасный дом.
Ты ненавистен здесь аборигенам,
Что будут обзывать тебя «жидом».
Так почему же, в том краю, где вырос,
Внезапно проявляясь вновь и вновь,
Тебя морочит, вязкая, как вирус,
К России безответная любовь?
Она тебя преследует, как эхо,
Ты не отыщешь от неё пути.
И даже, если сможешь ты уехать,
Ты не сумеешь от неё уйти.
Досужим рассуждениям не верьте, —
И в наши дни, и в прошлые века.
С Россиею мы связаны до смерти
Незримою цепочкой языка.
Во всех её несчастьях виноваты,
Какая бы ни грянула беда,
В Израиле, Европе, или Штатах
Мы делаемся русскими всегда.
И, у кого об этом ни спроси я,
Куда нас ни несёт гиперборей,
Любой еврей, родившийся в России,
Сначала русский, а потом еврей.
23.04.2021

Print Friendly, PDF & Email
Share

Александр Городницкий: Семисвечник на ветру: 24 комментария

  1. Александр

    Замечательные искренние стихи, но что-то вызывает сожаление. И это не незначительные неточности (исторические, грамматические и.т.д.).
    Это непонимание и незнание, возможно, «добровольное» основ и сути нашего мировоззрения. И это в значительной степени уподобляет критика критикуемым, делает повествование поверхностным и поэтому не совсем справедливым. Это как прекрасная реклама красивой упаковки и отличная антиреклама упаковки некрасивой, практически без рассказа о самом «товаре».

  2. Читатель газет

    Вот только город Нюрнберг поэт переиначил в НюрЕнберг, так была нужно по размеру стиха, но это слишком известное название, чтобы его можно было изменять произвольно.
    Тем не менее, поэт он все же замечательный!

  3. Абир Михаил

    Во всей этой выжимке мыслей о судьбе русских евреев — самое глубокое и точное — вот эти строчки:

    ЕВРЕЕМ БЫТЬ, РОДИВШИМСЯ В РОССИИ, —
    ТАКОГО НЕ ЖЕЛАЮ И ТАКОГО НЕ ЖЕЛАЮ И ВРАГУ.

  4. Soplemennik

    Судить поэта (с нашей позиции) сложно и не нужно. Стихи хуже не станут.
    Своеобразная нравственность из-за угла, как писал Л.Лиходеев.

  5. Александр

    Тошканди, только агрессивное недочеловечество видит в сионистах врагов человечества, они и создали еврейское государство через тысячи лет после его уничтожения. Израиль не даст недочеловекам ещё раз себя уничтожить.

  6. Александр Орфис

    Кстати, обожаемый Городецким Камиль Писарро (еврей) рисовал антисемитские карикатуры, причём куда более грубые, чем «умеренно юдофобские» портреты евреев-биржевиков, созданные Эдгаром Дега.

    https://www.tabletmag.com/sections/arts-letters/articles/degas-and-the-dreyfus-affair

    1. Элла Грайфер

      Александр Орфис
      — 2021-09-24 09:19:55(810)
      ———————————————————————-
      Кстати, он ГОРОДНИЦКИЙ.

  7. Александр Орфис

    Во-первых, что касается (мнимого) спасения евреев Франко, то совершенно согласен с Сэмом.

    Во-вторых, я глубоко уважаю Александра Городецкого, но мне непонятна его двойная мораль.
    Юдофоба (и гения) Эдгара Дега он ненавидит, а юдофоба (и гения) Александра Сергеевича Пушкина обожает.

    1. Izabella

      А Вы упорно называете поэта «Городецким». Он все-таки Городницкий. Как-то не очень прилично коверкать фамилию

  8. Л. Беренсон

    Да, он яркая и много одарённая личность, «русский поэт с еврейской кровью» и далеко не в старости, как сказано в одном из постингов, осознавший своё еврейство.(см. http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_127.html).
    Кстати, я не знаю больших поэтических циклов, где разные читатели были бы согласны с каждой строчкой, с тем или иным авторским мировосприятием.
    По мне, Городницкий делает честь российскому еврейству, как, условно скажем. Эмма Лазарус — американскому или Нелли Закс — немецкому.

  9. Марина Сонина

    Блистательна поэзия Городницкого, и не след обвинять его в неточных деталях, важно что поэт хоть на старости лет почувствовал свою глубокую внутреннюю связь с еврейством, которую, к сожалению, обретают далеко не все хорошие поэты еврейского происхождения.
    Низкий поклон Вам Александр Моисеевич!

  10. Toshkandi

    Британия, разгромив немецкие войска в Сев. Африке в 1942 г., спасла от неминуемого уничтожения полумиллионный еврейский ишув в Палестине. Ставший впоследствии ядром воссозданного Еврейского государства. Спасла СИОНИСТОВ!!! И за это — нет ей прощениия, во веки веков от прогрессивного человечества!

    1. BV

      Еврейское государство будет всегда, а антисемиты будут смыты в унитаз истории.

    2. Дмитрий Виноградов

      Британия делала все чтобы перед войной не пустить евреев в Палестину. На ее руках их кровь.

  11. В. Зайдентрегер

    \»…Что спасал от Гитлера евреев/В целом мире только он один.\»
    ——————————————————————————————
    Присоединяюсь к критическим замечаниям по поводу последней строчки.
    Ещё на Эвианской конференции нашлось одно, хоть и маленькое, государство, выразившее готовность принять немецких евреев. Доминиканская Республика.
    В годы войны не выдала своих евреев Болгария. Читал, что там численность евреев за время войны даже увеличилась. Не выдала своих евреев и Финляндия.
    Если автор хочет похвалить Франко за спасение евреев, то лучше сделать это, не упирая на \»он один\».

    \»Любой еврей, родившийся в России,/ Сначала русский, а потом еврей.\»
    ————————————————————————————
    ЭР посчитал, что автор говорит о чувствах самих евреев, и выражает своё несогласие с этим утверждением.
    На мой взгляд, автор пишет о том, что думают по поводу евреев из России аборигены тех стран, куда они приезжают. И в этом смысле автор, конечно, прав. Даже в Израиле мы — \»русские евреи\», не говоря уж о других державах. Но похожее утверждение относится не только к евреям. Немцы, приехавшие в Германию из СССР, тоже \»русские немцы\», т.е. сначала русские, а потом уже немцы. Но чтобы сомнений у читателей не возникало, автор, безусловно, должен был выразиться более чётко.

    P.s.
    В стихотворении АНТИСЕМИТИЗМ есть строчка: \»К счастью, нас не выведет кривая,\».
    Думаю, что первая запятая здесь — лишняя, и вряд ли она присутствует в авторском тексте.
    Как нет такой запятой в следующей строке: \»К лучшему не ждите перемен,\»

    1. Сергей Эйгенсон

      Да, это правда. Генералиссимус Трухильо единственный в мире, кто выразил желание принять евреев перед войной. Я был в Доминикане и видел тот квартал, который построили для себя еврейские эмигранты. В том числе и молочный завод. После Второй Мировой войны евреи перебрались в Штаты, а их собственность по иронии судьбы купили послевоенные эмигранты из Германии.
      Но вот что для меня удивительно — еврейских эмигрантов в Доминикане было очень мало, Пара сотен, кажется. Почему те, кого не пускали США, не поехали тогда в Доминикану. Ну, дыра. Теперь-то там хороший курорт. Но дыра не дыра, а уж лучше, чем в Аушвиц.

  12. Элиэзер Раьинович

    Его позвал на вечер Сталин,
    Чтоб Лира перед ним сыграть.

    Мне этот случай неизвестен. Буду благодарен автору за указание источника.

    КОЛ НИДРЕЙ
    (Молитва Судного дня)

    День осенний на пороге,
    Век непоправим.
    В опустевшей синагоге
    Молится раввин.
    Тихий голос еле слышен.
    В зале — никого.

    Где автор такое увидел? Если мы молимся по ЗУМу, это совсем не значит, что «в зале — никого». Сейчас я боюсь опоздать на такую службу через час. И в Израиле синагоги полны.

    И, у кого об этом ни спроси я,
    Куда нас ни несёт гиперборей,
    Любой еврей, родившийся в России,
    Сначала русский, а потом еврей.

    23.04.2021

    Автор — русский бард, никогда Россию не покинувший, может говорить только о себе. Ни моя семья, ни моё окружение в Израиле и Америке так не чувствуют.
    Очень сожалею, но я опять слышу автора слов «Севастополь останется русским» с неприемлемой для меня политической позицией.

    1. Виктор Каган

      А что раввинам запрещено молиться в синагоге, когда все уже ушли и он в ней один?
      И вообще очень жаль, когда вместо сильной и побуждающей думать поэтическая подборки обсуждаются, точнее — осуждаются, не меняющие её оценки отдельные исторические неточности и личность автора.

      1. Элиэзер Рабинович

        А что, уважаемый Виктор, писатель, а уж тем более поэт, не пишет для того, чтобы отразить свою личность и выставить её на суд? А что, сам автор не посвятил всю подборку резкому обсуждению личностей других известных поэтов? А что, отказ другим спасителям евреев в признании, навязывание мне статуса русского, — мелкие неточности? А что, отказ раввину в компании и миньяне — не нарочитое непризнание сохранения еврейского народа как нации и культуры? И не говорите мне «когда все ушли или не пришли» — речь о том, что раввин там всегда один.

        А «Севастополь останется русским» — постыдный русский нацционализм еврея, который Вам и мне, «вечным жидам», навязывает статус «вечного русского»?

  13. Элиэзер Рабинович

    Что спасал от Гитлера евреев
    В целом мире только он один.

    Опять забыт или нарочно игнорирован Хорти, который спас больше евреев.
    Но тема «Евреи и Франко» несомненн ждёт ещё своего исследователя.

    1. Сэм

      И узнаем все мы, в то же время,
      Если в документы поглядим,
      Что спасал от Гитлера евреев
      В целом мире только он один.
      /////////////////
      А может действительно стоит вначале чем слагать рифмы (извините, но мне эта поэзия как поэзия не понравилась), посмотреть в документы?
      Александр Яновицкий «МНИМОЕ СПАСЕНИЕ: ДВА НЕЙТРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ И ХОЛОКОСТ»
      https://lechaim.ru/ARHIV/199/yanovickiy.htm
      @http://lechaim.ru/ARHIV/199/yanovickiy.htm@

  14. Юрий Деген

    «Замечал нередко я, старея,
    Сколько лет стихами их ни грейся, —
    Многие поэты из евреев
    Сторонились своего еврейства»
    .

    Ион Деген
    ПАСТЕР И ПАСТЕРНАК

    Бесспорно, талантлив поэт Пастернак,
    Значимей Пастер, хоть короче.
    Родился французом. И прожил он так.
    Евреем Борис быть не хочет.

    Науму и Осипу тесно двоим.
    А Мандель по-русски Коржавин.
    Но Мандель крещёный не станет своим,
    Как в русской державе Державин.

    Мной каждый, кто честен, приемлем вполне.
    И вывод мой прост и недолог:
    Крещёных поэтов-евреев, по мне,
    Достойнее микробиолог.
    12.05.2009 г.

    МОГИЛА ПАСТЕРНАКА
    Не прекращал упорно убеждать,
    Что русский он. Не важен акт рожденья.
    Пытался от еврейства убежать,
    Порою проклинал происхожденье,

    Хоть знатные родители. Что в том?
    Евреи ведь. Такое вот злодейство.
    Писал, творил, и каждый новый том
    Стерильным был от чуждого еврейства.

    По-русски думал и по-русски жил.
    И даже почитал вождя-убийцу.
    Для чести русских премию нажил.
    Лишь в русских женщин страстно мог влюбиться.

    Но ни к чему российское подобье.
    Нет, от судьбы еврей не убежит.
    И юдофобы на его надгробье
    По-русски жирно написали «ЖИД».
    18.10.2009 г.

    ПРИГОВОР ПТИЦЕЛОВУ
    От волн морских, от птиц любимых леса
    Он, комсомолец новообращённый,
    Освистывал еврейскую Одессу,
    Химерой смутной глупо окрещённый.

    Ещё в нём тонны залежей таланта,
    И отомщённый Пушкин так же свят.
    Но громко гимн певца-ассимилянта
    Больные бронхи вряд ли просвистят.

    Задумался ли об отцовской боли?
    О сущности своей? Пусть даже редко.
    И мучил птиц любимых он в неволе,
    Не важно, что ухоженные клетки.

    И там, где отмеряются деянья,
    Все за и против в дело занесут,
    Ждёт, может быть, услышит покаянье
    Невидимый, но справедливый суд.

    Нет покаянья. Всё первоначально.
    Неисправим талантливый поэт.
    И приговор, как это ни печально:
    Ему умолкнуть в тридцать восемь лет.
    16.02.2016 г.

  15. Элла Грайфер

    …Что спасал от Гитлера евреев
    В целом мире только он один.

    Ну, я бы не сказала, что только один Франко, были и другие. Был публичный официальный протест католических епископов Голландии, был болгарский архиепископ, был Маннергейм… Но Франко все-таки случай особый, с учетом количества евреев. кототорые против него воевали в Интербригадах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.