©"Заметки по еврейской истории"
    года

Loading

Влияние немцев на евреев очевидно сказывается на языке идиш — диалекте немецкого языка, и на немецких фамилиях большинства евреев-ашкенази… Но всё это есть лишь отдаленные последствия каких-то событий в немецкой и еврейской истории, начало которых уходит далеко в античные времена. Какие это были события? Интересно было заглянуть в ту эпоху и посмотреть на нее глазами ее современников.

Семен Глейзер

ГЕРМАНСКИЙ МИР К НАЧАЛУ ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ В ГЕРМАНИИ

Работа выполнена благодаря дружественной поддержке Sozialbehörde Hamburg.

Юбилейный год в ФРГ: 1.700 лет еврейской жизни в Германии

Юбилейный год в ФРГ: 1700 лет еврейской жизни в Германии

1.  МЫ ЗДЕСЬ ДАВНО — УЖЕ 1700 ЛЕТ

Семен ГлейзерАвтор этих строк давно уже задавался вопросом: почему мы оказались здесь, в Германии? Есть ли какие-то серьезные основания для этого? Есть и такой довод: «кто не попал в Америку и не хотел в Израиль», тот оказался в Германии. Но основания этого феномена находятся гораздо глубже. Размышления об этом послужили основой для давней нашей работы, опубликованной в «Заметках» еще в 2007 году.

Новым поводом для возвращения к этой теме неожиданно явилась идея «праздничного года», отмечаемая в стране на федеральном уровне: «1700 лет еврейской жизни в Германии». Она отмечается в этом году как немецкий общенациональный праздник.

Сам автор, будучи родом из бывшего СССР, очень рано обратил внимание на странный характер собственной фамилии. Она всегда звучала по-немецки и означала в переводе «стекольных дел мастер». Перевод был одинаков, как с идиша, на котором говорили родители, так и с немецкого. Сходство языков казалось поразительным и указывало на какие-то родственные связи между языками немецким и идиш, равно как и на некие тесные отношения между евреями и немцами. Какие это были отношения?

На первое место приходили на ум события, получившие название Холокост. И со стороны немцев давно уже принесены извинения евреям за все, что случилось в 30–40-е годы ХХ века. С лозунгом «Nie wieder» — «Никогда больше» — эта мрачная страница совместной истории, можно надеяться, перевернута.

Но вопросы сходства языков и судеб народов оставались открытыми.

Почему-то евреи имеют такие странные фамилии как Гольдберг, Гольденберг, Гольдфарб, Гольдфедер, Гольденвейзер, Гольдштейн — все по-немецки  связанные со словом «золото». Точно так же имеется много фамилий со словом «серебро»: Файнзильбер, Зильберман, Зильбер… То есть фамилии, связанные с профессией их носителей. Или их предков. И названия немецких городов и местностей в еврейских фамилиях: Ландау, Ландсхут, Ландсберг, Берлин, Гамбург (Gamburg), Мозель. Эти фамилии явно указывают на места, откуда родом были предки сегодняшних носителей этих фамилий. Хотя все перечисленные фамилии носят и сегодня русскоговорящие евреи из бывшего СССР.

Автору лично пришлось познакомиться с носителями таких странных еврейских фамилий, которые легко переводятся с немецкого: Инденбаум — «на дереве», Ауслендер — «иностранец», Ландвер — «земельная национальная гвардия», Канцлер — «канцлер»: все они имеют явно немецкое значение. Люди с этими фамилиями живут и поныне в России и в Израиле.

Откуда у евреев такие очевидно немецкие фамилии? Этот феномен имеет длинную историю. О ней подробно будем говорить в последней главе этой работы. Но примерно с пятого века н.э. евреи жили уже в окружении немецкого населения в границах нынешней Германии. И переняли немецкие имена и язык, который стал диалектом немецкого — им стал язык идиш. Такая связь с немецким культурным миром оказалась чрезвычайно прочной, ибо евреи пронесли ее, в виде имен и языка, через полторы тысячи лет своей истории, куда бы их судьба ни забрасывала. С этим наследием евреи в конце концов и оказались в бывшем СССР, а потом и в России. А начиналось это примерно так.

Около 1000 года н.э. евреи из немецких земель вокруг Рейна стали постепенно переселяться на Восток, в Польшу. Причиной явились начавшиеся преследования и погромы евреев в немецких землях, связанные с крестовыми походами. Евреи уходили, унося с собой приобретенный «почти немецкий язык» — идиш. А также немецкие клички, обусловленные профессией, городом происхождения, или просто случайным словом. Эти клички стали впоследствии основой для регистрации в постоянные фамилии, неизменно передаваемые из поколения в поколение.

Евреи в Польше надолго сохранили язык идиш и немецкие клички. В конце XVIII века Польша была поделена между Австрией, Пруссией и Россией. Так, польские евреи стали евреями российскими, австрийскими и прусскими. Но язык идиш — диалект немецкого — сохранился у них у всех. Равно как и наименования фамилий.

Несколько лет назад одна из местных газет рассказала случай, когда один еврейский иммигрант из бывшего СССР привез с собой чудом сохранившиеся документы, доказывающие его происхождение из Германии. Счастливчик сразу же получил статус позднего переселенца (Spätaussiedler), который дают только русским немцам. А также паспорт, пенсию и другие льготы. В то время как остальные еврейские иммигранты получали статус «контингентных беженцев».

Это, конечно, был исключительный случай, так как кровавая история России в ХХ веке не способствовала сохранению каких либо документов на руках.

Например, мой отец в 32-м году получил инженерное образование в «Зиновьевском еврейском индустриальном техникуме сельскохозяйственного машиностроения» в Кировограде (тогда — Зиновьевск) на Украине. Это учебное заведение создали и оплачивали американские еврейские благотворительные организации. Евреев на Украине тогда было много, и они нуждались в современном образовании. И отец прошел курс учебы и получил диплом, где на двух языках: украинском и идиш, были записаны все данные об учебном заведении, имя выпускника и полученная им квалификация. Но всю последующую жизнь он скрывал этот диплом от посторонних глаз, так как в 40—50-е годы он мог бы стать основанием для репрессий по политической статье «еврейский буржуазный национализм»….

Что можно сказать о 1700 годах совместной жизни евреев и немцев? Об истории евреев в Германии уже много сказано и написано. У нас, в Гамбурге, существует даже специальный НИИ истории немецких евреев (Institut für die Geschichte der deutschen Juden). Изучаются и публикуются многочисленные труды по истории немецких евреев. Они касаются в большинстве случаев истории евреев со времен Средневековья, Нового времени и по сегодняшний день. Отдельно изучаются проблемы «еврейского вопроса» в период национал-социализма.

Есть определенное взаимное влияние евреев на немцев и немцев на евреев.

Влияние евреев сказывается в виде христианского вероучения — официально признанного в католической и лютеранской церкви в ФРГ, в виде Библии — древней истории евреев, откуда выводятся главные святые персонажи христианства. А через Библию немцы воспринимают древнееврейскую историю как свою собственную.

Многие немецкие имена являются прямыми переводами с древнееврейского. Например, Johannes — «божья благодать», Jakob — «второй из близнецов» , Maria — «госпожа», Martha — «владычица», Simon — «молва», Samuel — «его имя бог», Gabriel — «крепость божья», Michael — «кто подобен богу», Daniel — «бог мой судья», Thomas — «близнец», Mathäus — «божий дар», Bartholomäus — «сын пашни», Lothar — «божья помощь», Adam — «красный муж», Benjamin — «сын правой руки», Joseph — «преумножение», Tobias — «угодный Иегове», Joachim — «поддержанный свыше», Emmanuel — «с нами бог» и др.

Насаждение христианства в немецких землях в Средневековье происходило так назойливо и интенсивно, что дохристианская история немцев оказалась уже почти забытой. И ее с большим трудом, по крупицам, восстанавливают ученые. Будем надеяться, что и наша работа послужит той же цели.

Влияние немцев на евреев очевидно сказывается на языке идиш — диалекте немецкого языка, и на немецких фамилиях большинства евреев-ашкенази. Ну и, разумеется, большое взаимное влияние обоих народов друг на друга в области культуры, науки, искусства, техники, о чем существует большая литература.

Но всё это есть лишь отдаленные последствия каких-то событий в немецкой и еврейской истории, начало которых уходит далеко в античные времена. Какие это были события? Интересно было заглянуть в ту эпоху и посмотреть на нее глазами ее современников.

Вот об этом мы и попытаемся рассказать в нашем повествовании. Оно касается самого начала знакомства двух народов друг с другом, их взаимоотношений, развивающихся на фоне бурной истории Древнего Рима. Всё остальное в совместной истории евреев и немцев случилось уже значительно позже.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

О пользе языкознания

Основным методом определения истоков возникновения тех или иных народов служат их языки, родственные связи их с языками других народов. Так и с историей возникновения германцев: здесь следует полагаться на лингвистические связи языка германцев с языками соседних и несоседних народов. Особенно, если это касается связей между языками и народами в глубокой древности.

Немецкое языкознание определяет немецкий язык как часть так называемой «индогерманской» языковой семьи. Само название «индогерманский» звучит странно и, видимо, несет в себе пережитки пангерманизма и национал-социализма. С тем же успехом эту языковую семью можно было бы назвать, скажем, «ирано-славянской» семьей языков. С тем же самым фактическим наполнением. Потому мы здесь воспользуемся более нейтральным названием той же языковой семьи, как это принято в остальной Европе: индоевропейская семья языков и, следовательно, народов.

Интересно, что языковые параллели находятся и в таких, далеких друг от друга языковых традициях, как русский и санскрит. Так, древнеиндийский бог огня назывался «Агни», что соответствует по смыслу и по форме русскому слову «огонь». Индийские сборники гимнов и жертвенных формул «Веды» в переводе с санскрита означают «знания» и соответствуют слову «ведать» (Вспомним школьный курс — «Обществоведение»).

Попытки установить прародину индоевропейцев привели к интересным выводам. Ученые проанализировали, какие животные и растения характерны для языков всех индоевропейцев. Оказалось, что все эти биологические виды обитают только в умеренном климате. А он распространяется на огромные территории Европы и Азии. Один вид растений — береза — вообще наличествует во всех без исключения индоевропейских языках. Также очень сходно называются деревья: дуб, ясень, бук, осина, и животные: коровы, овцы, козы (2, стр.36).

Индоевропейская языковая семья состоит из групп языков: германской, кельтской, романской, славянской, балтийской, греческой, албанской, армянской, иранской, и группы некоторых языков современной Индии. Всего в этой языковой семье насчитывают 19 языковых групп. Разделение индоевропейского праязыка на упомянутые семьи фиксируется уже где-то к третьему — четвертому тысячелетию до н.э.

Отсюда и классификация групп народов: германские, кельтские, славянские, индийские, иранские и другие народы. Всех их объединяет «кровное» языковое родство, указывающее на общность их происхождения в далеком прошлом.

Самый древний памятник индоевропейской письменности — это документы хеттского царства, располагавшегося на территории современных Турции, Сирии и Ирака, он датируется XVIII веком до н.э. О хеттах имеются свидетельства в Библии у древних евреев и у других его ближневосточных соседей. Хеттское царство было изучено чешским ученым Беджихом Грозным (Hrozny) (1879–1952). Он впервые расшифровал хеттские клинописные надписи и установил их индоевропейскую принадлежность.

Предания древних индоевропейцев

Современный российский исследователь, А. Гудзь-Марков (3, стр. 104), проанализировал многие дохристианские и домусульманские предания нескольких важнейших индоевропейских народов. Такие очень схожие предания он выявил в письменной традиции индийцев («Ригведа»), иранцев («Авеста»), древних греков (известные мифы и легенды), и северных германцев («Младшая Эдда», глава «Видение Гюльви»).

Практически у всех индоевропейских народов присутствует предание о «Золотом веке», который автор соотносит с VIII–III тысячелетиями до н.э. И для всех этих народов выявляются общие предания о прошлых временах. Это мифы:

  • «яблоне с золотыми яблоками»,
  • «принесении огня, орудий и ремесел»,
  • «борьбе за колесницу бога Солнца»,
  • «трех богинях судьбы»,
  • «крылатой собаке или лунном псе»,
  • «двух богах, сменяющих друг друга зимой и летом»,
  • «путешествии к колодцу за «живой водой»,
  • «колодце, из которого вытекает тройной поток»,
  • «напитке для богов», и
  • «первом человеке».

Все эти совпадения дают нам некоторое представление о прарелигии всех древних индоевропейцев.

Особенно поразительным для жителей Европы в ХIХ–ХХ веков оказалось выявившееся родство языков германцев и индийцев. Для обоснования этого родства был придуман так называемый «арийский миф».

«Арийский миф»

Это была огромная сенсация, что европейцы по своим языкам оказались прямыми родственниками индийцев. Весь ХIХ век и половина века ХХ ученый мир Запада обсуждал новые возможности, что принесли с собой языковедческие исследования. Оказалось, что европейцы совсем не потомки библейского Иафета, и что вообще Библия — это «еврейский обман», как ее называл Гитлер. И что на самом деле европейцы, цивилизованные народы, ведут свое начало от древней Индии, где жили «арийцы», северяне, высокие блондины с голубыми глазами. И что древняя прародина таких «арийцев» была даже и не Индия, а некие северные страны, таинственный остров Туле.

Идеи индогерманизма были очень популярны в нацистской Германии. Даже сам рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, как истинный «селекционер» (агроном по первой профессии), будучи увлечен идеей индогерманизма, создал из пленных британских солдат индийского происхождения некие охранные отряды СС. Были даже выпущены специальные почтовые марки для Индии, которую планировать захватить, с загадочным названием «Azad Hind». Но эти «истинные арийцы» показали себя плохими солдатами в бою, что никак не вписывалось в облик «настоящего арийца».

Это потом, говорили нацистские ученые, корпевшие над легендой в институте Ahnenerbe — «Наследие предков», индоарии и ираноарии «почернели», стали смуглыми брюнетами, когда сами отделились от истинных «арийцев» на Севере в незапамятные времена.

Индоарии и ираноарии

Распад индоевропейского языкового единства датируется IV–III тысячелетиями до н.э. Тому свидетельством служат археологические памятники ямной, катакомбной, полтавкинской и других культур, найденные севернее Черного моря и гор Кавказа. Уже в те времена у жителей этих земель особую роль играло скотоводство в сочетании с земледелием. Широко развито у этих племен было и коневодство. В раскопках находят и боевые колесницы, ареал которых распространяется от южного Урала и Волги до Балкан. Датируются они второй четвертью II тысячелетия до н.э.

Следующий распад — распад индоиранского единства — ученые полагают, произошел в пределах 2000–1500 годов до н.э. Собственно говоря, ариями называли себя только те индоиранские племена, которые мигрировали из степных зон Евразии на юг, к территориям современных Индии и Ирана.

Самые ранние сведения об иранских племенах, появившихся на Западе современного Ирана, относятся к IX–VII векам до н.э. Они точно датируются в надписях соседних народов — ассирийских и урартских царей.

Дальше судьба индоариев и ираноариев развивалась раздельно.

В мифах Индии есть неоднократные упоминания о жизни где-то на Севере, где день и ночь длятся по 6 месяцев в году. Этот вопрос специально исследовали советские ученые Г.М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский. В своей книге «От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история» (4), они показали, что арийские предки индоевропейцев никогда не жили в полярных широтах. А сведения о полярном дне и ночи почерпнули у своих родственных соседей — скифов, а те, в свою очередь, — от угро-финских племен, которые населяли и населяют полярные широты на Севере России и Скандинавии.

Что же было на самом деле?

По мнению того же современного автора, А. Гудзь-Маркова, индоевропейцы разделились на восточных, западных и центральных где-то в IV–III тысячелетиях до н.э. и дальше их судьба пошла разными путями.

Удивительным образом мы больше знаем об индоариях и ираноариях, чем о предках европейцев. Индийский эпос «Ригведа», сборник священных гимнов, был составлен не позднее Х века до н.э. Позднее, к середине I тысячелетия до н.э., появляются произведения так называемой ведийской литературы: «Брахманы», «Араньяки», «Упанишады» и др. Благодаря древним индийским эпосам «Ригведа», «Махабхарата», «Рамаяна», а также древнеиранским эпосам «Авеста» и другим, древняя арийская история Индии и Ирана дошла до наших дней. Тем более, что сведения об ариях, переселявшихся с Севера на земли будущих Индии и Ирана имеются в летописных сказаниях их соседей — шумеров, ассирийцев, вавилонян и др.

Чего либо подобного о европейских индоевропейцах известно очень мало. Ближайшие соседи, которые могли бы сообщить что-то о переселявшихся в Европу племенах индоевропейцев, так называемые «древнеевропейцы», сами не имели письменности.

Слово «арий» (Arier — Deutsch, Aryans — Englisch) современный российский исследователь А.Ишутин (6, стр. 149) выводит из сопоставления корня «ar» во многих индоевропейских языках. Это немецкое Jahr — год, староверхненемецкое jar, старосаксонское jar, древнелатинское jorum — в нынешнем году, древнегреческое aristos — лучший, древнерусское яръ — весна. Переводы этих слов одновременно означают как лучшее время года, так и понятия «энергичный», «яростный», «ярый». Упомянутый автор делает смелый вывод, что это и было изначальное значение слова «арий», где корень Ar означал энергию, необходимую для войны.

Сюда вполне вписывается и такое знакомое всем нам выражение на русском языке как «ярый антисемит»… Слово «ярый» имеет здесь значение как «шумный», «яркий», «агрессивный». И слово «яркий» в русском языке имеет возможно такое же происхождение.

Ариями называют себя и сегодня жители Ирана и Индии. Название «Иран» есть сокращенная форма от первоначального названия «Арианам» — «страна ариев». В самой Индии, ее центральная часть, долина священного Ганга, называлась в древности Арьяварта — «страна ариев». И сегодня в Индии есть штат Ариана, что тоже переводится как «страна ариев».

Ираноарии, как считают ученые, первоначально были скотоводами и земледельцами в Восточной Европе. Часть из них мигрировала через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря на территорию нынешнего Ирана. Их постепенное проникновение происходило на рубеже XII–XI веков до н.э. Здесь они смешались с неиндоевропейскими местными народами и племенами. В иранской мифологии («Авеста») имеется смутное воспоминание о древней прародине иранских племен. Это «Ариана Вэджа» — «Арийский простор» (5, стр. 59). В книге «Видевдат» этот «Арийский простор» называется одной из «стран добра», созданных богом Ахурамазда на благо людей. Все попытки локализовать эту страну приводят к южнорусским степям или к северным областям в Средней Азии.

Индоарии отделились от степной культуры индоевропейцев и устремились на юг, в благодатные земли Индостана, гораздо раньше, между 1900 и 1500 годами до н.э. То есть мигрировали на юг порядка 4 тысяч лет назад (7, стр. 36). Они постепенно завоевали весь Север Индостанского полуострова, оттеснив на юг жившие в этих местах племена дравидов. Известны памятники дравидской культуры, оставшиеся покинутыми темнокожими дравидами в Северной Индии. Это знаменитые Мохенджо-Даро (Mohendjo-daro) и Хараппа (Harappa).

Расцвет культуры Мохенджо-Даро приходится на 2300–1750 годы до н.э. Археологические находки в Хараппе датируются примерно 2100 годом до н.э.

Сегодня дравиды — основное население Юга полуострова. Покоренные дравиды, оставшиеся на Севере, стали причиной разделения индийцев на касты, где самая нижняя каста — это потомки покоренных дравидов.

Интересно, что подавляющее большинство индоариев в Индии и ираноариев в Иране сегодня — мусульмане.

Индоевропейцы в Европе

Прародина западной индоевропейской языковой общности определяется нечетко, где-то там, где был умеренный улимат. Это могло быть где-то в степях южной Сибири, Центральной Азии и юга европейской части России. Когда индо-арии и ираноарии ушли, там оставались предки других европейских народов. Как, когда и почему они двинулись на Запад, неизвестно. Но так или иначе это произошло. Надо полагать, что двинулись они на Запад много позже. Добавим, что жизнь в степных зонах предполагает кочевой образ жизни. Хотя некоторые исследователи утверждают, что предки индоевропейцев не были кочевниками. Наоборот, они были земледельцами и скотоводами, и что они лишь постепенно мигрировали на Запад и занимали степные территории на протяжении многих поколений.

Скифы

Но не все оставшиеся в степях индоевропейцы стали переселяться на Запад. Часть из них осталась на своей исторической прародине, в степных зонах Азии и Восточной Европы. Они положили начало племенам настоящих европейских кочевников: древних скифов, сарматов, алан-осетин и др. Воспоминаниями о той эпохе служат ло сих пор сохранившиеся скифские названия многих рек в Восточной Европе: Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай. Они восходят к скифскому слову «дон» — «река» или «вода». В современном осетинском (аланском) языке, прямом потомке языка скифов, сохранилось от тех древних времен слово «дон» — также означающее «река» или «вода».

Скифам же самым первым и принадлежали легенды о северных областях, где вначале идут высокие горы, а за ними и Северный океан, а также полярные ночь и день, длящиеся по полгода каждый. Эти легенды они переняли у своих северных соседей — угро-финских народов, многие из которых живут и поныне в приполярных зонах.

Европа до прихода индоевропейцев

Не надо забывать, что в те времена Европа совсем не была пустынна. Ее населяли многие доиндоевропейские народы и племена. Отсутствие письменных свидетельств не дает нам сведений об этих самых первых европейцах. Однако после них осталось множество археологических памятников материальной культуры, например, дольмены, Стоунхендж в Англии, мегалиты, стоянки на берегах рек, курганы захоронений вождей и др. Их сегодня изучают археологи во всех странах Европы. Эти предшественники индоевропейцев, так называемые «древнеевропейцы», оставили после себя курганы XV–XIII веков до н.э. (археологическая «культура курганных погребений» 1500–1200 годов до н.э.).

В Европе, возможно, первыми из индоевропейцев явились греки-ахейцы, с начала 2-го тысячелетия до н.э. поселявшиеся на восточном побережье Средиземного моря. В ХII веке до н.э. их сменили греки-дорийцы. Древние греки известны науке еще с периода господства над ними минойской цивилизации на Крите. Минойцы господствовали в Средиземном море в период с 2600 по 1200 годы до н.э. (7, стр. 256). Следы минойского господства над греками отражены во множестве древнегреческих мифов и легенд.

Конец минойской цивилизации в ХV веке до н.э. также отразился в ряде древнегреческих мифов и легенд. Возможно, библейские предания о вторжениях «народов моря» («Seevölker») свидетельствуют как раз о разрозненных группах бывщих минойских (или наследовавших им крито-микенских) гарнизонов на всем Ближнем Востоке. Это прежде всего филистимляне, извечные враги древних евреев.

Аналогичные предания находят подтверждение в археологии и в письменных источниках и помимо Библии. Например, о вторжениях и господстве «народов моря» имеются подробные записи в древнеегипетских источниках. Кроме того, «народы моря» в 1190 году до н.э. полностью разгромили Хеттскую державу. Историки утверждают, что эти «народы моря» говорили на индоевропейских языках.

Также одними из первых индоевропейцев в Европе явились «италики» (Italiker), племена, поселившиеся во II тысячелетии до н.э. на Аппенинском полуострове. Одними из потомков которых были древние римляне.

Кельты

Как считают историки, кельты выделились из общей массы индоевропейцев в Европе в первой половине первого тысячелетия до н.э. Их предки пришли сюда, возможно, самым прямым путем: с Востока, из степей Евразии, на Запад, в Восточную, а затем и в Западную Европу. Вначале местом их колонизации был район между верховьями Дуная и Рейна. Но уже в в VII–VI веках до н.э. они расселились от среднего Дуная до рек Сены и Соны (в современной Франции). На Востоке они перешли Средиземноморские проливы и заняли Малую Азию, сегодня это земли Турции. Из Библии мы знаем о галатах в Малой Азии, это также были кельты.

В VI–V веках массы кельтов перешли Рейн и заселили Галлию (археологическая «латенская» культура). А во II веке до н.э. они вообще были выдавлены на Запад за Рейн наступавшими германскими племенами.

По историческим данным, кельты поначалу захватили все земли Европы, свободные для поселения, от Богемии (Чехии) до Ирландии. Древнейшим памятником их присутствия остается «гальштаттская» археологическая культура (Hallstadt-Kultur, найденная в современной Австрии), начало которой датируется 900 годом до н.э. (7, стр.188), хотя отдельные археологические находки относятся даже к 1200 году до н.э. (8, стр.56). Слово «кельт» первоначально означало «топор».

Кельты оставили после себя названия многих географических местностей, в том числе названия рек и речек, которые и сегодня называются «Ау» (Au) по-кельтски: Малентер Ау — Малентский ручей (в городе Бад Маленте в Шлезвиг-Гольштейне), Бернер Ау — Бернский ручей (в Гамбурге), Биркенау — Березовый ручей (в Польше), Браунау — Коричневый ручей (в Австрии) и т. д. Интересно название реки Дунай — Donau по-немецки. Здесь часть Don означает «река» по-скифски, а часть Au — «река» по кельтски.

Большой западный район Гамбурга сегодня называется Альтона, название, совсем не звучащее по-немецки. На самом деле оно возникло из старинного кельтского названия этого места: «All ton Au» — «всё за рекой».

Протогерманцы

Но нас интересует та часть индоевропейцев, что стала впоследствии называться германскими племенами. По современным данным, древнегерманские предки датчан, норвежцев, шведов пришли в Скандинавию с юго-востока во II тысячелетии до н.э.

Очень может быть, что здесь они столкнулись с местным населением — саамами (Saamen) или лапландцами (Lappen), племенами, говорящими на угро-финских языках.

Основанием так полагать служит то обстоятельство, что эти племена и народы и сегодня обитают на соседних землях: финны, карелы, эстонцы, саамы или лопари по-русски. А также и в самой Скандинавии, в приполярных областях Швеции, Норвегии и России. Видимо, германцы в конце концов и вытеснили этих угро-финов на север Скандинавии, в приполярные зоны и в Заполярье.

В преданиях самих германцев их прародиной всегда считалась Скандинавия. Да и в настоящее время основной корпус древнегерманской литературы выходит из Скандинавии (многочисленные «Саги», эпосы «Старшая Эдда», «Младшая Эдда» и др., записанные в Средневековье на основе устной традиции мифов и легенд).

Все попытки расшифровать эти эпосы с целью определения их прежней прародины в степях южной Европы и центральной Азии, оказались мало результативными.

В исландских эпосах «Саги», например, «Сага об Инглингах», «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», есть какие-то смутные воспоминания об их древней прародине где-то в Азии. Об этом упоминает и античный автор Иордан, рассказывая историю племен готов.

В мифическом городе Асгард (Asgard), то есть «ограда асов», городе богов-асов (Asen), расположенном где-то восточнее Дона (5, стр.64) или же в Средней Азии (9, стр.15). Оттуда якобы вышли боги Один, Тор и другие. Бог Один, или Водан, увел из Асгарда асов, предков древних скандинавов, куда-то на «северо-запад». Так якобы они и попали в Скандинавию.

Это всё, что известно о жизни протогерманцев до их прихода в Скандинавию из Азии.

Интересно, что все эти смутные воспоминания о мифической прародине протогерманцев вполне совпадают с таковыми у обитателей Индии и Ирана. То есть речь идет о степных зонах Южной Сибири, севера Центральной Азии и южнорусских степях. Тех самых, где много позднее господствовали кочевые орды гуннов, тюрок и монголов.

Но вернемся от мифов к языку исторических фактов.

По данным археологии, к 600-му году до н.э. возникает так называемая «ясторфская» археологическая культура (Jastorf-Kultur, найденная в современной Нижней Саксонии). На берегах средней и нижней Эльбы, в Ютландии и на юге Скандинавии поселились этнические общности, которые связывают с древнегерманскими племенами. Ясторфская культура, через стадии «риппдорф» (Rippdorf) и «зеедорф» (Seedorf), прослеживается вплоть до античных времен, когда уже появляются письменные римские свидетельства о древних германцах.

Интересно, что генетические исследования подтверждают, что «чистый» германский генотип, то есть набор генов, ныне наличествует именно у жителей Скандинавии. А чем южнее, тем больше этот генотип «разбавляется» генами других народов.

Остается неясным, каким путем и почему, мигрировали предки германцев из степей Евразии на Север Европы и в Южную Скандинавию. Туда, где сегодня климатические условия совсем не располагают к поселению. Очень может быть, в те далекие времена климат здесь был намного более теплый и мягкий, чем в наше время, что и привело к приходу и расселению здесь протогерманцев.

Происхождение названия «германцы»

Римский автор Тацит высказал догадку, что название «Германия» происходит от древнего германского самоназвания «наследники Манна», по-готски Heiri Manni. Это в свою очередь восходит к арийско-иранскому Ману, прародителю всех людей по индоевропейским воззрениям. По Тациту первые варварские племена, переправившиеся через Рейн и прогнавшие галлов, были тунгры, одно из них называлось германцами. Как потом свидетельствовали галлы, название другого племени германцев звучало как Germani. Потом так стали называть вообще все зарейнские племена, включая даже и самих кельтов.

Греческий автор Страбон считал, что римляне сами назвали эти варварские племена «германцами», на латинском — germani, что значит «настоящие», в отличие от похожих на них кельтов. По современным представлениям, в латынь это слово попало из кельтских языков. В современных кельтских языках слово ger на уэльском означает «соседний», на ирландском gearr имеет то же самое значение.

Имеется еще одно определение этого имени, приводимое Плутархом (10, стр. 41). Некая местность в Италии носила название «Герман», видимо потому, говорит он, что «братья» по-латыни назывались тогда «германы» (germanus). Хотя в известном нам латинском языке слово «брат» звучие как «frater». Интересно, что в испанском языке, потомке языка латинского, сохранилось слово «hermano», означающее также «брат». Не исключена генетическая связь между словами «германы», «германцы» и «hermano».

Само это обозначение народа как «германцы» впервые использовал римлянин Посидоний в первом веке до н.э. Окончательно это название закрепилось после походов Юлия Цезаря в Галлию, где он вплотную столкнулся с народами за Рейном, и обозначил их всех «германцами». В современном немецком языке есть слово Hermann, в измененной форме Harimann/Herimann, имеющее древнегерманское происхождение, где часть heri/hari означает «войско — Heer», а вторая часть «mann» — «человек».

Численность германцев в античную эпоху

Еще исследователь советского времени, Б.Ц. Урланис (11), на основе многочисленных исторических данных оценивал численность всех германцев, внутри и вне Римской империи, в 3 миллиона человек. К началу «Великого переселения народов», к V веку н.э., то есть уже много позже событий, о которых мы здесь рассказываем, автор оценивает разные племена в следующих цифрах. Франков было 80 тысяч человек, бургундов — 100 тысяч, вандалов поначалу — 20 тысяч, а ко времени их переселения в Африку — уже 80 тысяч. Самые многочисленные германские народы насчитывали от 80 до 120 тысяч человек, а мелкие народы от 25 до 50 тысяч.

Вот с этими-то силами германцы в конце концов и покорили Римскую империю с ее 50 миллионами жителей.

(продолжение следует)

Литература 

  1. С. Глейзер. Мы в Германии. Евреи-ашкенази возвращаются в страну Ашкеназ. «Заметки по еврейской истории», №13 (85), август 2007.
  2. А. Кондратов. Земля людей — земля языков. Авалон, Азбука-классика, С-Пб, 2006.
  3. А. Гудзь-Марков. Корни индоевропейских религий. В сб.: Варвары. М., Метагалактика, 1999.
  4. Г. Бонгард-Левин, Э. Грантовский. От Скифии ло Индии. Древние арии:мифы и история. М., 1983.
  5. Мифологический словарь. М., Советская энциклопедия, 1991.
  6. А. Ишутин. Ярила, Геркулес, Арес, Марс. В сб.: Варвары. М., Метагалактика, 1999.
  7. J. Guter. Das große Lexikon der Völker. Komet, Köln, 1995.
  8. У. Брей, Д.Трамп. Археологический словарь. М.: Прогресс, 1990.
  9. В. Щербаков. Где жили герои эддических мифов? М.: Знание, Серия «Знак вопроса», вып. 9, 1989.
  10. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. С-Пб, Азбука-классика, 2008.
  11. Б.Урланис. Википедия, Германцы_(племена). Интернет.
Print Friendly, PDF & Email
Share

Семен Глейзер: Германский мир к началу еврейской жизни в Германии: 2 комментария

  1. avraam

    Похоже, про Аркаим автор оставил для продолжения, ждем… Что до идиша, тоут не грех упомянуть Прагу, центр работорговли и окружающие территории, а век примерно десятый, отнюдь не 17 веков назад, хоть и упомянуты в римской колонии Трир. В идише немало заимствований из славянского языка, Тате, к примеру.

    1. Семен

      До 321 года н.э. в идише не могло быть славянских слов. Тогда славяне еще не были известны в мире.

Добавить комментарий для avraam Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.