©"Заметки по еврейской истории"
  август-сентябрь 2022 года

 315 total views,  2 views today

Антисемитизм и предрассудки надежно закрепились в умах англичан, проникли в литературу и быт. Презрительные образы Шекспировского Шейлока или ростовщика Исаака из романа Вальтер Скотта “Айвенго” формировали взгляды и мнения многих поколений. Однако при Кромвеле нетерпимость сменилась относительной религиозной свободой и появились христианские сочинения, написанные в защиту изгнанников.

Светлана Островская   

JEWRY STREET
РОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В
СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ

Если проблему можно решить за деньги, это не проблема, это расходы.
Еврейская мудрость

Светлана ОстровскаяБританские евреи ведут отсчет жизни своей общины с 1656 года, когда Оливер Кромвель вновь впустил евреев в Англию через три с половиной века после того, как король Эдуард I выслал их из страны. Однако, отсчет этот не совсем верен. В истории Англии до сих пор существуют страницы, о которых не рассказывают широкой публике. Это средневековая трагическая история евреев.

Но времена меняются и сегодня, в начале ХХI века, в старинном английском городе Винчестер, когда-то бывшей столице Англии, «британские ученые доказали», что евреи не только жили здесь, но соблюдали все английские законы наряду со своими, еврейскими законами. Старинные архивы хранят память о появлении, жизни и исчезновении англо-еврейской общины в течении более чем двух столетий Средневековья.

История евреев как оседлой общины начинается после того, как Вильгельм I завоевал Англию в 1066 году и пригласил их помочь колонизировать свое новое королевство. С тех пор “еврейский вопрос” присутствовал на всех важнейших перекрестках Cредневековой Англии. Положение средневековых англо-евреев было двойственным: с одной стороны, у них была защита короля; с другой стороны, они рассматривались как чужаки и королевские агенты. Они также придерживались другой веры в обществе, где была только одна правильная вера.

Первый кровавый навет в Европе случился в Англии 22 марта 1144 года, (16 Нисана 4904 года по еврейскому календарю). Евреи города Норвича (Англия) обвинены в убийстве — распятии на кресте мальчика Уильяма для использования его крови в изготовлении пасхальной мацы. Организаторы этого кровавого навета утверждали, что евреи Европы составили заговор против христианского мира обязывающий одну из еврейских общин ежегодно по очереди, определяемую жребием, приносить в жертву христианского ребенка. В этом, первом случае обвинения евреев в ритуальном убийстве, погрома не последовало. Уильяма провозгласили мученником и святым и построили для него храм.[6]

3 сентября 1189 года, (19 Элула 4949) в Лондоне, собравшиеся на церемонию коронации короля Англии Ричарда I Львиное Сердце крестоносцы, устроили погром в столице. Попытка короля остановить бесчинства не удалась, лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев.[6]

Здесь уместно вспомнить историю Бенедикта Йорского.

Бенедикт (Борух) был ведущим членом еврейской общины английского города Йорка в конце двенадцатого века. Он был одним из богатейших евреев Англии. Его каменный дом в Йорке напоминал королевский дворец. Вместе с Джосом Йоркским он присутствовал на коронации Ричарда I в Лондоне и в жестокой антисемитской резне, которая произошла на этой коронации. Здесь он был ранен, а затем насильно крещен в баптистскую веру в церкви Св. Марии Йорка. Ему было дано новое имя «Уильям». Сразу после крещения еврейские лидеры пришли с подарками умилостивить короля, но простолюдины набросились на них, сорвали с них одежду, избили и вышвернули из зала. [12]

Бенедикт не признал свое насильственное крещение перед лицом короля и тогда архиепископ Кентерберийский решил его судьбу:

“Если не хочет быть христианином, пусть будет человеком дьявола”.

В Нортгемптоне, где у Бенедикта был еще один дом, он был зверски убит в 1189 году. Ему было отказано как в традиционном еврейском, так и в христианском погребении, потому, что он, ”как собака вернулся в свою блевотину.” [12] Его вдова и дети были заживо сожжены во время восстания в Йорке на Пасху 1190 года.[10]

Аарон Линкольнский

Аарон Линкольнский родился в английском городе Линкольне в 1125 году и был англо-еврейским финансистом. Считается, что он был самым богатым человеком в нормандской Англии и его богатство превышало состояние короля. Впервые он упоминается в архивах в 1166 года как кредитор короля Генриха II в девяти английских графствах. Он вел свой бизнес через агентов и практически создал крупное банковское объединение, распространившееся по всей Англии.

Аарон Линкольнский специализировался на ссуде денег на строительство аббатств и монастырей. Он ссужал деньги не только на землю, но и на зерно, доспехи и дома, и таким образом, приобрел интерес к собственности, разбросанной по восточным и южным графствам Англии. После его смерти Генри II захватил его имущество и английская корона стала его универсальным наследником. Денежные сокровища, накопленные Аароном, были отправлены во Францию, чтобы помочь Генриху в его войне с Филиппом Августом, но судно, перевозившее их, затонуло во время путешествия. Однако, закладные более мелких баронов и рыцарей осталась и перешли в руки короля. Сумма была настолько велика, что для ведения дел было образовано подразделение Казначейства под названием “Казначейство Аарона”.

16 марта 1190 года (7 Нисана 4950 г. Шаббат перед Пасхой) аристократы города Йорк сильно задолжавшие Аарону из Линкольна, которого в Йорке представлял Иосеф, организовали погром. Ричард де Мальбис, должник Аарона Линкольнского, возглавил нападение на семью агента Аарона в Йорке, в результате которого в Йоркском замке погибла вся еврейская община, около 150 мужчин, женщин и детей. Случилось это так.

Когда крестоносцы готовились уйти в Третий крестовый поход, религиозный пыл привел их к мысли о поголовном крещении йоркских евреев. Лидер евреев Йорка, Иосиф, попросил коменданта Йоркского замка укрыть их вместе с женами и детьми, и они были приняты в замок, впоследствии названный Башней Клиффорда.

Заподозрив коменданта в злом умысле, евреи отказались пустить его к себе, и по его приказу замок осадили солдаты. Когда камнем, брошенным с башни, был убит монах, призывавший солдат к расправе над евреями, к осаждающим замок присоединилась разъяренная чернь. 6 дней евреи оборонялись, затем Раввин Йом Тов, выходец из французского Руана, призвал евреев предпочесть смерть от руки близких позорной гибели, и большинство осажденных лишили друг друга жизни. Иосиф убил свою жену Анну, раввин Йом Тов, умертвив Иосефа, покончил с собой. Евреи, не пожелавшие принять смерть, в надежде спастись крещением, вышли на следующий день из башни, но тут же почти все были растерзаны чернью. Толпа, не обнаружив в замке долговых обязательств христиан, ворвалась в сокровищницу собора, уничтожила хранившиеся там копии, затем разграбила и разрушила дома богатых евреев. [3, 7]

Еврейская трагедия и Йоркский замок или Башня Клиффорда. Сегодня здесь проводятся экскурсии для туристов.

Еврейская трагедия и Йоркский замок или Башня Клиффорда. Сегодня здесь проводятся экскурсии для туристов.

Таким образом, евреи английского города Йорка повторили подвиг защитников крепости Масада во времена Иудейской войны (70 году н.э.)

Согласно книге Иосифа Флавия, в ночь на 15-е Нисана (первый день праздника Песах): Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми — предпочесть смерть мучительному и позорному рабству:

«Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет.

Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми!

Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев — вместе с теми, кто нам дорог.

Пусть наши жёны умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость…» [4]

События в Йорке были оскорблением достоинства и авторитета короля Ричарда, и вскоре после этого было проведено королевское дознание. В результате город был оштрафован, но к тому времени зачинщики скрылись, и никто не был наказан за преступления, совершенные в ту роковую ночь. Вероятно, некоторые из них присоединились к самому королю в крестовом походе, поскольку к тому времени он уже направлялся в Святую Землю через Францию.

Историки расходятся во мнениях относительно суровости наказаний виновных. Но несомненно то, что убийство 150 евреев, имевших право на защиту короля, не было проигнорировано. Это также не означало потери королевских доходов. Оштрафовано около 50 жителей города. Также было внесено изменение в закон, защищавший интересы короля в любых подобных случаях. Ричард I ввел систему, по которой все долги евреев дублировались короне. Но резня евреев Йорка оставила неизгладимый след в городе.

Говорят, что на город было наложено еврейское проклятие, и евреи не должны были проводить там время, и уж тем более, не есть и ночевать там. Обычно считается, что это клеймо было снято после церемонии, проведенной на этом месте в 1990 году тогдашним главным раввином лордом Якобовицем и архиепископом Йоркским доктором Стюартом Бланшем. Однако, прямых доказательств проклятия не найдено. Евреи действительно вернулись в Йорк, чтобы жить там через 15 лет после убийств, хотя город так и не восстановил прежний уровень еврейского достатка.

Сегодня в городе Йорк живет не много евреев. При университете действует небольшое, но действующее еврейское студенческое общество. Раз в год группа хасидов проводит поминальные службы на месте бывшего еврейского захоронения. Хотя это произошло много веков назад, бойня в Йорке может преподнести полезный урок, какими бы болезненными ни были воспоминания о погроме. Зло расизма и слепых предрассудков остается постоянной угрозой для более широкого британского общества и представляет собой реальный вызов для извлечения уроков из ошибок прошлого.

1 ноября 1210, (13 Хешвана 4971) во время правления Короля Джона по приказу его брата Ричарда арестована большая часть евреев Англии с требованием выплатить огромный выкуп в 66000 фунтов. Авраам из Бристоля отказался платить свою долю в 1000 фунтов. Тогда король приказал удалять ему зуб за зубом до тех пор пока несчастный не отдал все, что у него было.

29 августа 1255 года (24 Элула 5015) повторился Кровавый навет в городе Линкольне. Тело мальчика, залитое грязью, было найдено в яме или колодце, принадлежавшем еврею по имени Копин. Получив от судьи Джона из Лексингтона гарантии неприкосновенности, Копин дал ложные показания что мальчик был распят евреями, которые с этой целью собрались в Линкольне. Пять недель спустя, в начале октября, король Англии Генрих III отказался от обещания, данного судьёй Джоном из Лексингтона и Копин был казнён. Заодно схватили 91 еврея, доставили их в Лондон и 18 из них казнили. Остальные были помилованы по ходатайству франсиканцев.[6,13]

Евреи английского города Винчестера

Завоевав Англию в 1066 году, Вильгельм положил начало эпохе норманов в Англии. Он официально объявил Лондон и Винчестер двумя столицами государства и в подтверждение своих слов короновался дважды: в Вестминстерском Аббатстве и Винчестерском соборе.

Средневековый Винчестер был удачно расположен на торговых путях. Это был процветающий город с широким разнообразием ремесел. Здесь также размещались одна из великих ярмарок Англии, Ярмарка Сент-Джайлс, на которой взаимодействовали еврейские и христианские торговцы. Раз в год в течение трех дней здесь проходила самая большая в Англии ярмарка. Право на ее проведение было даровано монахам еще самим Вильгельмом Завоевателем в 1096 году. Изначально ярмарка проходила с 31 августа по 2 сентября, но к 1200 году мероприятие стало настолько популярным, что стало привлекать торговцев со всей Европы и ее продолжительность была увеличена до недели. Обычная торговля в городе прекращалась на время проведения ярмарки. Мэр Винчестера торжественно вручал ключи от города представителям епископа, так на время ярмарки власть в городе переходила в руки Церкви. [15]

Торговцы размещались в соответствии с видом деятельности, статусом и национальностью. Отсюда в этом районе города появились такие названия улиц, как Шерстяная улица (Wool Street), Французская улица (French Street), Чеканная улица (Fuller’s Sreet), Еврейская улица (Jewry street).

С конца XII века вся еврейская деятельность подлежала регистрации. Записи хранилась в сундуках, известных как археи, поэтому евреи сосредотачивались в тех городах, в которых существовали эти сундуки. Винчестер был одним из таких городов и со временем стал центром еврейских административных дел в округе.

Положение евреев в Винчестере, по сравнению с другими городами, было исключительно благоприятным. Одного из них даже приняли в купеческую гильдию, что было весьма необычным явлением в ранней англо-еврейской истории.

Когда в Англии произошла резня (1189–1190), Винчестер пощадил своих евреев, хотя впоследствии кровавые обвинения были выдвинуты против нескольких из них. С 1192 года Винчестер уже называли «Иерусалимом евреев». Еврейская община имела международные связи, в частности, имела отношения с евреями Франции, что дало основание называть их “анжуйскими евреями”. Многие евреи до изгнания из Англии говорили и писали по французски.

Ростовщичество было занятием многих. Христианам по каноническому закону было запрещено предлагать ссуды под проценты, что позволило многим евреям зарабатывать на жизнь. За это они платили высокую цену непопулярности в народе. Часто их должники сталкивались с растущими процентами или не могли выплатить свои ссуды, вынужденно отказываясь от своих вкладов. Христианская Церковь с презрением относилась к другим верованиям, хотя вынуждена была их терпеть внушая своей пастве, что ссужать деньги с целью обогащения — грех. А для лишенных всех прав и постоянно преследуемых евреев деньги были не столько способом обогащения, сколько средством выживания своей общины.

В 1200 году в Англии насчитывалось приблизительно от 4000 до 5000 евреев. Они были свободны но, на первых порах, им не разрешалось покидать пределов Англии. Короли были заинтересованы в переселении евреев из Франции чтобы использовать их деньги и пополнять свою пустеющую, разоренную крестовыми походами казну. Это означало, что им разрешалось торговать и исповедовать свою религию, но нужно было платить королю большие налоги за жизнь, работу и проживание в стране.

Любой еврей старше 12 лет должен был ежегодно платить налог в размере 7 шиллингов. Эти деньги шли на поддержку евреев, обращенных в христианство. [7] Занимаясь ростовщичеством, евреи действовали как своего рода банк для короля. Из-за этого любой, кто причинил вред еврею, отвечал непосредственно перед королем. Так появился термин «королевские евреи».

30 марта 1218 года, (2 Нисана 4978 г.) при Генрихе Третьем евреям было законодательно постановлено носить знаки отличия. Все евреи старше 7 лет должны были носить на одежде полоску фетра размером от 6 до 3 дюймов в форме двух камней Скрижалей, данных Моисею на горе Синай [7]. Богатые еврейские семейства могли заплатить выкуп, чтобы не носить еврейский желтый знак, и какое-то время в Винчестере это было возможно. Евреев можно было узнать также по особому головному убору. Формы шляпы значительно различались, одни были коническими, другие заостренными, а некоторые имели на острие небольшой шарик.

Евреи Англии жили небольшими поселениями от 50 до 200 человек, находясь под контролем королей. Как правило, эти поселения находились в центральной части городов вблизи соборов. Часто соборы и замки служили убежищем от стихийных бедствий и разбойников. Богатые евреи часто отдавали свои дома под синагоги и убежища. В Средневековом Винчестере существовала “еврейская башня” рядом с замком короля, где евреи прятались во время погромов. В 1265 году во время осады Винчестера Саймоном де Монфором Младшим были убиты практически все евреи, кто не успел укрыться в Башне.

В 1230-е годы рост антиеврейских настроений в Англии усилился когда король и страна погрузились в долги. Архивы сохранили историю, ставшую классическим Кровавым наветом, который из Средневековой Англии катился по всей Западной и Восточной Европе в течении 7 веков.

История Авраама Пинча

В сундуках с еврейскими записями хранится история Авраама Пинча, который был одним из самых активных ростовщиков графства Хэмпшир. В 1232 году возле церкви Св. Приорат Свитуна нашли мертвого мальчика. Его тело было расчленено и изуродовано. Мать ребенка бежала из города, но подозрение пало на Авраама Пинча, которого обвинили в покупке ребенка у его няни и совершении ужасного ритуала, высмеивающий распятие Иисуса. Вся еврейская община была заключена в Винчестерский замок, как утверждалось, из соображений собственной безопасности, пока не раскрыто лицо, совершившее убийство. В конце концов, мать мальчика была признана виновной, а еврейской общине было разрешено покинуть замок только после уплаты штрафа.

Однако, гражданам Винчестера не понравился приговор, он вызывал возмущение в течении нескольких лет. В феврале 1236 года горожане еще раз обвинили Авраама Пинча в краже двух шиллингов из местного магазина. Невиновный в этом преступлении, он был повешен на Еврейской улице (Jewry street) за пределами городской тюрьмы, которая находилась напротив его собственного дома. Он был похоронен тут же под виселицей. Его собственность была отдана королю, а затем передана Адаму, королевскому лизоблюду, то есть человеку, который следил за тем, чтобы еда короля была должным образом приправлена. Ему же было отдано и здание синагоги. Впоследствии сообществу удалось выкупить ее и к 1290 году, моменту изгнания, она принадлежал Якову, внуку Ликориции.

Лукориция Винчестерская и ее сыновья

Еврейские женщины Средневековья успешно вели семейный бизнес и были уважаемыми членами процветающей еврейской общины. Еврейские законы обеспечивали невесте приданое, а вдове или разведенной женщине наследство, обозначенное в брачном контракте. 10 процентов из всех кредиторов короля состовляли еврейские женщины. История об одной из таких женщин стала знаковой для города Винчестера только в ХХI веке.

Винчестер средневековья был столичным городом. Похоже, что еврейство находилось на улице Шортен, впоследствии названной еврейской улицей (Jewrely street), ведущей к Северным воротам города. Синагога находилась на улице Труссиль, где теперь находится Тюрьма.

Благодаря кропотливым архивным исследованиям покойной Сюзанны Бартлет (Suzann Bartlet), мы знаем, что наша героиня впервые появилась здесь в 1234 году как молодая вдова, известная как Ликориция. Именно потому, что король мог облагать евреев налогом непосредственно как свое «имущество», велись подробные записи еврейских сделок, сохранившихся в архивах. Именно поэтому История сохранила для нас историю Ликориции.[2]

Теоретически Ликориция должна была носить «еврейский знак», который в Англии имел форму двух каменных скрижалей. Введенный папой Иннокентием III в 1215 году, он предполагал, что без него невозможно было бы отличить еврея от кого-либо еще. Однако богатые евреи могли купить освобождение и, вероятно, Ликориция так и поступила.

Имя Ликориция (Licoricia) происходит от названия растения лакрица или солодка, сладкий корень. Ликориция (Licoricia), дочь Ицхака Вен Амнона, была самой известной английской еврейской женщиной в свое время. Она родилась в начале тринадцатого века и дважды была замужем. После смерти ее первого мужа, Авраама, сына Исаака из Кента, Ликориция осталась жить в Винчестере со своими тремя сыновьями: Кокерелем (Исааком), Бенедиктом (Барухом) и Лумбардом. С начала 1230-х годов, она была ростовщиком и еврейским адвокатом, и к концу десятилетия стала одной из самых богатых еврейских финансистов Винчестера.

Путь к процветанию этой незаурядной и деятельной женщины пролег через брачные узы. Второй брак Licoricia с богатейшим из всех английских евреев того времени Дэвидом Оксфордским состоялся в 1242 году. Для этого паре пришлось преодолеть множество препятствий и пережить разразившийся скандал в еврейской общине. Дэвид был женат, когда ухаживал за вдовой с тремя детьми. Община это не одобряла, браки и разводы осуществлялись еврейскими равинами согласно еврейским законам.[15].

Чтобы жениться на Ликориции, Дэвиду пришлось развестись со своей первой женой Мюриэль, которая была бесплодна. Последовала сложная юридическая битва с участием Дэвида, Мюриэль и ее английских и парижских сторонников, короля Англии Генриха III (Генри Винчестерский) и архиепископа Йорка Уолтера де Грея. Дело рассматривалось в еврейском суде Beit Din Парижа, а затем и Лондона.

Мюриэль тормозила развод обратившись к еврейскому галахическому суду Бейт-Дину. Несмотря на то, что Парижский Бейт-Дин в целом отклонил ходатайство Дэвида о разводе, король Генри вмешался, осудив вето французских раввинов и постановив, что никто не должен вмешиваться в английский развод. Поступок короля был уникальным вмешательством в постановления раввинов, несомненно, побужденный щедрым подарком от Давида. Таким образом, Давиду и Ликориции разрешили пожениться без угрозы отлучения от еврейской общины. Мюриэль после развода получила дом Дэвида в Оксфорде, согласно еврейскому брачному контракту (ктуба), и поддержку еврейской общины.

После развода и брака Licoricia с Дэвидом поселились в Оксфорде, где Licoricia родила сына Ашера, по прозвищу Sweetman (Сладкий). В Оксфорде она помогала мужу в его делах, вникая во все детали. Трудно сказать, чего было больше в этом союзе, любви или предпринимательства, возможно того и другого, но, на этот раз, они своего добились.[15].

Когда Дэвид внезапно умер два года спустя, в феврале 1244 года, все его многочисленные сундуки, содержащие официальные документы о должниках, были арестованы и доставлены в еврейское казначейство для оценки. Такова была общая практика.

В каждом таком сундуке было по три замка: один комплект ключей держали два назначенных еврея, другой — двумя назначенными христианами, а третий — двумя королевскими клерками. Они могли быть открыты только в том случае, если все держател ключей действовали вместе. Сами сундуки, а чаще списки содержащихся в них долгов, хранящиеся у королевских клерков, отправлялись на «проверку» в Вестминстер, где судьи докладывали королю о способности еврейтва нести дальнейшие сборы. Если же они не выплачивались, жену и детей еврея часто бросали в тюрьму в качестве заложников, или его самого отправляли в Тауэр, а его земли и движимое имущество арестовывали.

Чтобы предотвратить любую попытку вмешательства, Ликориция была немедленно заключена в лондонский Тауэр на время пока процесс оценки не будет завершен. Цена выкупа всех векселей, хранящихся у Дэвида, была установлена в размере 5000 монет, из которых 4000 должны были отправиться в специальное казначейство в Вестминстерском аббатстве для строительства нового святилища для Эдварда Исповедника (1003—1066). Он был коронован в Вестминстерском соборе и считался покровителем королей, трудных браков и разошедшихся супругов. По тем временам это были огромные деньги. Монета была мерой серебра, весом 8 унций, что было эквивалентно 13 шиллингам и 4 пенсам. Для сравнения рыцарь получал около 2 шиллингов в день, а кухонный слуга около 2 шиллингов в год.

В сентябре 1244 года, Ликориция была выпущена на свободу после уплаты выкупа, и вернулась со своей семьей в Винчестер. Она сразу же начала заниматься деловыми предприятиями Дэвида и затевать свои собственные. История умалчивает, почему она пользовалось благосклонностью и доверием короля. Она молчит и о том, как удалось еврейской дважды вдове проникнуть в королевское окружение, но факты говорят за то, что она ссужала деньгами самых близких королю людей, в том числе, мятежного графа Симона Манфора. Ничего личного, просто бизнес… Еще со времен древней Помпеи известно, что «деньги не пахнут». [15]

Ликорисия была дружна с королевской знатью и часто была принята при дворе Генриха III, сына короля Джона Безземельного, принявшего, но не исполнявшего Хартию Вольности. Великая Хартия вольностей (Magna Charta Libertatum) — политико-правовой документ, составленный в июне 1215 года на основе требований английской знати к королю Иоанну (Джону) Безземельному и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии. Она состояла из 63 статей, регулировавших вопросы налогов, сборов и феодальных повинностей, судоустройства и судопроизводства, прав английской церкви, городов и купцов, наследственного права и опеки.

Впоследствии, от имени девятилетнего Генриха III действие Хартии возобновилось, но пройдет еще несколько веков, пока она превратится в Права Человека. В настоящее время продолжают действовать четыре статьи Хартии, в связи с чем она признается старейшей частью некодифицированной британской конституции.

Но вернемся к нашей героине. Лукориция Винчестерская вела независимый образ жизни, богато одевалась и разъезжала в повозках, сопровождаемых военизированной охраной. Времена были лихие, выживали кто как мог: кто тяжким трудом на вассалов короля, кто разбоем..

Король помогал Ликориции в некоторых сложных житейских обстоятельствах, иногда сомнительных. Евреи того времени имели право владеть землей в качестве обеспечения выплаты долга. Один из судебных случаев произошел в 1253 году, когда наследник сэра Томаса Шарлекота подал иск против Licoricia за сохранение опеки над имением его покойного отца. Имение было обещано ей в качестве гарантии выплаты долга. Король дал ей разрешение пользоваться имением в три раза дольше, чем было обещано, но суд принял сторону истца и, в конце концов, Ликориция была признана виновной и приговаривалась к штрафу. Король ходатайствовал, чтобы штраф был уменьшен наполовину, что и было сделано. Часть денег, разумеется, пополнила казну.

Легкость, с которой Ликориция проникала в окружение короля Генриха, считалось преимуществом для еврейской общины, и многие обращались к ней за ходатайством и помощью. И опять не обошлось без скандала.[15]

В 1258 году Белия Бедфорд, еврейский ростовщик, который был партнером Лукориции в сделках, отправил через нее ценное золотое кольцо в подарок королю. Кольцо было утеряно, а Иветта, сосед, обвинил Ликорицию в краже. Ликориция снова была отправлена в Тауэр для выяснения обстоятельств дела, но была оправдана и выпущена на свободу. Расследование показало виновность в краже самого Иветта.

Ликориция оставалась активным финансистом в течение следующих тридцати или более лет и участвовала в широкомасштабных деловых мероприятиях. Многие из ее клиентов были членами королевской семьи, аристократии и церковниками. Она также предоставляла помощь другим евреям, местным землевладельцам и мелким фермерам. Имя Licoricia постоянно появляется в финансовых отчетах того времени, часто с одним из ее сыновей, в спорах по деловым вопросам. Ее деловые отношения распространялись на южную и юго-западную Англию, и до преклонных лет она регулярно разъезжала по стране, управляя своими активами.

В XIII веке даже женщины-финансисты, а их было приблизительно 10 процентов, должны были быть «безжалостными, проницательными и беспринципными», и Licoricia не стала исключением. Сделав себе имя, она расширила свою географию, и успешно действовала по всей южной Англии. Ее сыновья продолжали вести дела, как «сыновья Ликориции».

Конец ее был печален. В 1277 году Licoricia и Алисия Биктон, ее христианская служанка, были обнаружены зарезанными в винчестерском доме Ликорисии. Дело представили как ограбление. По слухам украденная сумма была невероятно огромной. Власти больше интересовались хищением ее имущества, чем расследованием убийства. Несколько мужчин местным судом были названы подозреваемыми в краже и убийстве, в том числе некий шорник, бежавший из города. Однако, дело ничем не кончилось.

Ликориция, по всей вероятности была похоронена на еврейском кладбище Винчестера. Весть о ее смерти распространилась в Европе, а в Германии об этом было напечатано в газетах.

Притеснения евреев усугублялись по мере ухудшения экономического положения в стране. Сын Ликориции Бенедикт (Барух) был в свое время богатым человеком, владел несколькими домами. Он был могущественным и влиятельным еврейским бизнесменом своего времени, единственным евреем, когда-либо избранным в гильдию в средневековой Англии. Он также стал хирографом Винчестерских архей. Эта почетная роль требовала от него засвидетельствования и записи финансовых операций города. Однако, многое изменилось, когда его главный защитник, король Генрих III, умер в 1272 году. Пришедший ему на смену Эдуард I иначе относился к евреям. Тем не менее, еще некоторое время Бенедикт сохранял особый статус став королевским асессором, сборщиком еврейских налогов Лондона. И не удивительно, что на пути к успеху он сделал себе много врагов.

Репрессии уничтожили его, как и многих других, лишенных средств к существованию. Бенедикт был повешен за недоказанное преступление без разрешения быть похороненным на еврейском кладбище. Вместо этого он был похоронен в тюрьме. Интересно, что обвинение строилось на предположении, что он занимался обрезкой и переплавкой краешков серебряных монет, что никак не вяжется с его статусом королевского доверенного лица.

Английский серебряный пенни, отчеканенный в правление Иоанна Безземельного (начало XIII века)

Английский серебряный пенни, отчеканенный в правление Иоанна Безземельного (начало XIII века)

В 1279 году по приказу короля Эдуарда Первого были арестованы 680 евреев. 269 евреев и 29 христиан были обвинены и казнены за такое же правонарушение, то есть обрезку краешков серебряных королевских монет, их переплавку и перечеку. Упомянутые христиане были выкрестами, вынужденными, как и евреи, рисковать своими жизнями ради выживания.

Эдуард получил 16500 фунтов из имущества казненных и в результате штрафов, наложенных на оставшихся. В то время евреи составляли 1% от населения Англии. 16500 фунтов равнялось почти 10% национального дохода. Еще через 10 лет, в 1287 году евреи Англии опять подверглись аресту по обвинению в изготовлении фальшивых (обрезанных) монет и их перечеканке. Доказательств не было найдено, тем не менее община вынуждена была заплатить штраф 4000 (или 12000) фунтов серебра.

Младший сын Лукориции, Ашер, также был успешным финансистом вплоть до поголовного принудительного выселения евреев из Англии в 1290 году. Владея несколькими домами, он жил в собственном каменном доме, оставленном ему отцом, Давидом Оксфордским и был приближен к королю, помогая ему собирать налоги и ведя соответствующие записи.

Еврейские деньги

Единственное, что можно делать без денег — это долги.
Франц Шенк (1658—1740)

Сохранившиеся записи из казначейского свитка рулонов (записей) времен правления Генриха I показывают, что евреи Англии составляли главный источник королевских доходов в начале ХIII века. Смысл для королевства состоял в том, чтобы использовать еврейство в качестве резервуара, открытого для приема и закрытого для хранения излишков богатства королевского окружения. Это была своего рода “касса на черный день”.

С этой целью возникла необходимость иметь центр для всего еврейского бизнеса, и он был присоединен к Вестминстерскому казначейству и назван «Казначейство евреев». Первое зарегистрированное упоминание об этом относится к 1200 году, когда были названы имена четырех «иудейских судей», двое из которых были евреями, Бенджамин де Талемунт и Иосиф Аарон. Эти судьи имели статус баронов казначейства и подчинялись Казначею и главному Cудье. Формально евреи могли занимать эти должности, но, за исключением двух упомянутых выше, ни один из них никогда не становился еврейским судьей. Судьям помогал пресвитер Judaeorum (главный раввин), который помогал им в решении вопросов еврейского закона, которые, возможно, стояли перед ними.[11]

Англо-евреи пользовались автономией со стороны короля в некоторых дополнительных вопросах. Например, у них была свобода в процентной ставке по кредитам, которые они давали (хотя в некоторых записях указан максимальный предел), а также в юридических вопросах. Кроме того, случаи, когда дело касалось только евреев, оставались на усмотрение судов самих евреев.

Короли взаимодействовали с евреями теснее, чем с собственным народом. Каждый король строил c ними свои собственные отношения. Еще будучи молодым принцем, Эдвард I осознал необходимость связей с евреями. Он знал растущую ненависть баронов к еврейским финансистам. Знал он и о том, что его брат Эдмунд общается с богатейшими лондонскими евреями и даже имеет “собственного еврея”, лондонского коммерсанта Аарона фил Вивса (Aarona fil Vives). Дядя Эдварда I, Ричард Корнуэл, использовал еврейских финансистов и бывал с ними “в доле”. Элеонора Кастильская, жена Эдварда, имела “собственного” еврея по имени Кок Хагин (Hagin fil Deulecrese), которого иначе называли Евреем Супруги Короля.[18]

Невестка Ричарда Элеонора Прованская, жена Генриха III, ненавидела евреев, тем не менее, исползовала их к не малой своей выгоде. Ее доходы состояли во-первых из земель, полученных ею в приданое и, во-вторых, ей полагалось 10% того, что называли “королевским золотом”. Эти доходы выплачивались ей с помощью еврейского кредитования. Тратила их Элеонора на покупку драгоценностей, содержание слуг и строительство доминиканской церкви в Сентебюри. Пока она была молодой, король распоряжался ее наследством, но повзрослев, она завела свой официальный двор и приблизила к себе нескольких евреев, чтобы пользоваться их советами о вложении денег и не только. Пользуясь своим положением, она залезала в их архивы и вымогала у них наличные деньги. Положение изменилось в 1275 году, когда король Эдвард повелел ей выселить всех евреев из городов, полученных ею в наследство. Таким образом многие города Англии лишились еврейских общин.[18]

Экономическое положение Англии с помощью еврейских денег и инициатив менялось под давлением местной знати, что было законодательно закреплено в Хартии Вольностей (Magna carta). Примечательно, что два пункта из правил еврейских сделок были внесены в Хартию мятежными баронами, ненавидящими евреев. Первым пунктом было предложено отменить долги умерших еврейским или другим ростовщикам. Второй пункт касался вдов и детей должников, которых предлагалось освободить от обязательств. Но тут вмешался король Джон и под его давлением эти пункты не вошли в Хартию. В ее последующих редакциях эти пункты то появлялись, то исчезали в зависимости от отношений королей с евреями и их деньгами.

Замечу, что многие из еврейских законов Средневековья сохранились в современном государстве Израиль, например, обеспечение вдов и детей должников и разведенных женщин.

Особые отношения складывались между евреями и монастырями. Английская церковь в Средние века являлась владельцем большого числа земель. Цистерцианцы (белые манахи) впервые оказались в Англии в 1128 году, и в течение последующих лет орден учредил около 80 монастырей. Духовно-рыцарский орден тамплиеров, принимавший участие в крестовых походах, тоже обладал крупной собственностью в Англии. Религиозные институты были заинтересованы в расширении своих владений и покупке земель. Так появились ипотечные ссуды, предлагаемые евреями.[18]

К середине XIII столетии долгие годы практики кредитования земельных участков под залог сделали евреев опытными “риэлторами”. Земля была надежным залогом. Но у собственников земли оставались права, что создавало проблему, когда должник не мог расплатится с кредитором. Еврейский бизнес привел к тому положению, что земля должников теперь могла быть продана на свободном рынке, а права феодалов капитализированы. Это в конечном счете означало, что земли могут переходить из рук в руки и позволяло аббатам, клеркам и королевским слугам покупать земли задолжавших рыцарей. Прежние должники поначалу были благодарны тем, кто брал на себя ответственность за их долги.

Церковные дома, с одной стороны, осуждали евреев, с другой были рады иметь с ними дело. Между 1240 и 1260 годами сделки стали нотариально заверяться. Королевская семья имела свой процент от еврейских заработков и патронировала некоторых “своих” финансистов.

Еврейские ростовщики предлагали христианским богачам, управляющим, графам, коммерсантам и всем желающим инвестировать в недвижимость задолжавших рыцарей, а те, в свою очередь, были рады избавиться от обязательств. Таким образом, богачам предлаглось зарабатывать на задолженности должников, скупая векселя. В конечном итоге земли оказывались в руках новых хозяев. Горечь, отчаяние и ненависть рыцарей ложились на плечи евреев и новых хозяев земли. [10, 18] В 1258 году бароны распространили жалобную Петицию, в которой продемонстрировали, что ипотечные ссуды и заемные векселя евреев переданы богачам, которые отказываются освобождать земли прежних заемщиков. За этим последовал реформистский бунт очаявшихся рыцарей в 1260 году. Гонения на евреев усилились, а их деньги и недвижимость постепенно переходила в руки Короны и Церкви.

Техника, используемая еврейскими финансистами и их несомненная прозорливость, существенно продвинула экономику средневековой Англии и приблизила революцию капиталовложений. Ирония еврейской судьбы заключалась в том, что христиане усвоили интригу и возжелали ее перенять. Судьба англо-евреев, таким образом, была предрешена.

Тамплиеры

Чему учит нас история религий? Что они повсюду разжигали пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.
Клод Адриан Гельвеций, французский писатель и философ (1715–1771)

Особая роль в развитии средневекового капитализма принадлежит рыцарям ордена тамплиеров. Орден тамплиеров (храмовников) — религиозная и военная организация, официально признанная в 1128 году, получившая папское благословение и освобождение от всех налогов, созданная с изначальной целью «защиты пилигримов на пути к Гробу Господню».

Первоначально (1119) Орден имел название «Нищие рыцари». Однако, финансовое положение своей организации они поправили очень быстро. По прибытию в Палестину часть своих помещений им уступил король Иерусалимский Балдуин II, передав прибывшим в пользование мечеть Аль-Акса. При этом обычно пишут, что «их штаб-квартира находилась рядом с руинами Второго Храма — поэтому они и получили название «храмовники» или тамплиеры» (temple — Храм Соломона). [20]

Надо думать, что именно здесь, в Иудее, они научились ремеслу древних «еврейских менял». Действительно, такой бизнес процветал во времена Второго Храма. Иудея являлась единственной провинцией Римской империи, которой было позволено чеканить свои монеты. На внутреннем рынке в ходу был серебрянный шекель, Риму же платили дань золотом. Товары, привозимые из Рима покупались за золото, а продавались за серебро. 1 грамм золота в метрополии стоил 12,6 г серебра, а на Востоке, в том числе в Иерусалиме, за тот же грамм золота давали 4,7 г серебра. На разнице кормились и богатели еврейские менялы и итальянские ростовщики. [21].

В ходе захватнических войн, тамплиеры аккумулировали огромные средства от грабежей. Среди всех «крестовых походов» самой прибыльной стало ограбление православного Константинополя. В момент своего расцвета Орден имел более 9000 отделений, расположенных в 10 регионах Европы и Ближнего Востока. Две основные штаб-квартиры находились в Лондоне и Париже.

Одна из основных резиденций находилась на Кипре. Во время третьего крестового похода английский король Ричард I Львиное Сердце, всегда остро нуждавшийся в деньгах, продал храмовникам захваченный им у Византии Кипр, за который в 1191 г. тамплиеры заплатили 100 тысяч золотых денег.[20]

Тамплиеры стали практически монопольными финансистами крестоносцев, а затем и всей Франции. Англия не столь преуспела в крестовых походах и мало получила от разграбления Константинополя и других городов Европы. В 1204 году, Иоанн Безземельный (1199–1216) сменивший на троне брата — Ричарда Львиное Сердце, передал на хранение, а фактически заложил, в лондонский «Тампль» коронные драгоценности, а в 1220 году на «хранении» у английских тамплиеров оказалась и большая королевская печать Англии.

Часто тамплиеры брали в залог важные государственные документы, что давало им возможность оказывать и политическое влияние. Так, в парижском «Тампле» хранился оригинал договора, заключенного в 1258 году между Людовиком Святым и послом английского короля Генриха III, а в 1261 году там же оказывается уже и корона английских королей, которая хранилась у тамплиеров десять лет.

Во времёна крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же отдавали долги в любом случае. Таким образом, «нищие рыцари», не имеющие денег в личном обращении, стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи. Прибыльная торговля, оживленное банкирское и вексельное дело беспрерывно увеличивали огромные наличные средства Ордена, которые хранились в его главном банке —  парижском Тампле, превратив его в крупнейший финансовый центр. Во второй половине XIII века ежегодный доход Ордена достигал 200 тысяч ливров.[20]

Когда финансовое влияние тамплиеров стало таковым, что они превратились в «глобальных олигархов», плотно держа за горло основные королевские дома Европы и католическую церковь, Орден был планомерно уничтожен (с 1307 по 1314 годы).

Власть, которую тамплиеры получили, объединив все изобретенные человеком способы управления — силой, религией и деньгами, — была сметена восставшими заемщиками, неспособными оплатить долги, и конкурентами, которые оказались способными объединить свои ресурсы. Европейскую знать и «чернь» в дальнейшем кредитовали уже итальянские и еврейские ростовщики. При этом множество рыцарей-финансистов скрылось от преследования, а их потомкам приписывается и основание первого масонского ордена «вольных каменщиков». 

Родившись в Средние века, капитализм в Европе развивался на протяжении нескольких столетий в разных формах: денежные займы, спекуляции на бирже, торговые и финансовые компании. К нему были причастны не только евреи, практически все слои общества покупали акции, как бедные так и богатые. Без преувеличения можно сказать, что это был “народный капитализм”.[17].

Изгнание (Exodus) 

Фальшивые деньги появляются из-за нехватки средств у талантливых людей
Франтишек Крышка, словацкий поэт и переводчик

Несмотря на королевскую милость, оказанную нескольким влиятельным финансистам, нормандские короли никогда не были друзьями евреев. Они использовали и эксплуатировали их требуя чрезмерно высоких налогов, несоразмерными с еврейскими доходами. По прихоти, король мог и регулярно отменял свои долги евреям чтобы выслужиться перед своими дворянами. В годы, близкие к изгнанию, враждебная Корона под руководством Эдуарда I привела к множеству погромов и невзгод евреев, что сделало практически невозможным занятие бизнесом или выживание.

До 1271 года евреям разрешалось сдавать в аренду собственность, которой они владели, но с 1271 года им запретили владеть любым домом, если только они не жили в нем. Сдача собственности в аренду христианам была запрещена, и это, наряду с запретом в 1275 году ростовщичества, означало, что у евреев было очень мало возможностей заработать на жизнь.

Большинство евреев и раньше не были богаты, а теперь и вовсе обнищали. Некоторые голодали или были вынуждены обратиться в христианство. Когда, наконец, евреям приказали покинуть Англию под страхом смерти, им было разрешено взять с собой наличные деньги и личные вещи. Однако, долговые обязательства снова были отменены, Корона захватила их недвижимость, кладбища и синагоги.

К 1290 году еврейская община окончательно обеднела, церковь выступала против них, население в целом возмущалось ими, и они больше не приносили королю никакой финансовой пользы.

После переворота 1260 года евреи начали двигаться в сторону Оксфорда ищя защиты Короля. После баронской войны их положение оказалось крайне плачевным. То есть настолько плачевным, что Король приказал жителям Йорка защищать евреев и даже приставил к некоторым бюргерам своих охранников. Он даже приказал вернуть евреям награбленное во время Йоркской резни имущество. Еврейский бизнес, несмотря ни на что, должен был продолжаться, принося королю золотые яйца.

Но уже через десяток лет сын Генриха Третьего изменил королевскую политику и пытился придать еврейству “особый статус”, что предшествовало новым массовым арестам и издевательствам. Два года 1275–1277 евреи провели в Лондонском Тауэре. К тому же это совпало с компанией борьбы с фальшивомонетчиками.

Обрезка и переплавка серебряных монет была распространенным преступным и опасным способом выживаниядля многих людей в течение столетий. Это тормозило экономику Англии. Были ли в ней замешаны евреи? Возможно некоторые от безысходности и были замешаны. Во всяком случае, во всех домах были произведены обыски и вина их была доказана. Было найдено и конфисковано большое количество серебра и оборудования для перечеканки монет.

В 1279 году было вынесено множество обвинений в фальшивомонетничестве и проникновении в пустующие еврейские дома. Впоследствии были установлены ложные обвинения христиан против евреев. Евреям разрешили вернуться в свои дома, заплатив штраф за недоказанное обвинение.

Чем больше обвинений, тем больше штрафов и 600 евреев вновь пополнили Тауэр. Имущество евреев было разграблено. В декабре 1279 года Король приказал отрыть еврейские архивы и отменить все соглашения с ними. Имеющиеся записи красноречиво свидетельствуют скольно евреев было повешено, разорено и обращено в христианство.

Указ о высылке евреев их Англии был подписан 18 июля, в Тейша б’Ав, (9 Ава) день великой скорби в еврейской традиции. В июле 1290 года, Эдуард I объявил, что к ноябрю все евреи должны быть изгнаны из королевства. Срок уладить дела и продать имущество им был дан до 1 ноября. Эдуард обеспечил евреям на этот период защиту и безопасность, что было редкостью в подобных случаях. Более 16000 человек остались верны вере и отправились искать пристанища в других странах. Остальные приняли христианство. Евреи уезжали из Англии по Темзе, пускаясь в путь из лондонского Тауэра. Ко всему прочему изгнанник должен был заплатить поголовную пошлину за депортацию.

Потомки Ликориции Винчестерской вернулись во Францию с остатками средневекового англо-еврейства. В то время как испанские евреи, также изгнанные на Тейша бе-Ав двумя веками позже, сохранили свою идентичность, английские евреи на время исчезли из поля зрения.     

Закон о Возвращении

Если вам говорят, что дело не в деньгах, значит это не ваше дело.
Бил Клинтон, экс Президент США

Деньги и капитализм придумали не евреи, но торговля и денежные операции, действительно, входили в традиционные занятия евреев много столетий. Евреи в совершенстве владели методикой подсчетов и другими техническими приемами в финансово-кредитной сфере, старательно приобретали знания, откуда бы они ни исходили, и сумели их сохранить в длительных и тяжких скитаниях. Еще до взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году они познакомились с заемными письмами (векселями) и чеками, употреблявшимися в мусульманском мире. Несмотря на то, что мусульманство, как и христианство, считало ростовщичество грехом, и те и другие не гнушались “делать деньги из денег”. [16]. Иудаизм не содержит на этот счет резких ограничений и даже запретов, какие есть в других религиях. В условиях изгнания и рассеяния выбор занятий диктовался не ими. Евреи заняли «нишу», которая оказалась свободной в силу обстоятельств. Разумеется, в диаспоре евреи оказывались не только в роли финансистов, откупщиков, купцов, поставщиков товаров, ростовщиков, держателей ломбардов. Они сумели довольно успешно освоить и множество других профессий, в которых проявили себя не менее конкурентоспособными.

История возвращения евреев в Англию после нескольких столетий пребывания в Европе растянулась еще на одно столетие. Это были уже не те евреи и не та Англия. В Англии произошла революция.

26 января 1649 года Карл I, король Англии, Шотландии и Ирландии, был приговорён к смерти и вскоре казнён за «преступные действия против английского Парламента и народа». 17 марта 1649 года английский Парламент объявил об упразднении английской монархии как «ненужной, обременительной и опасной для блага народа».

Правителем (лордом-протектором) Англии, Шотландии и Ирландии в начале этого периода был Оливер Кромвель. [16]. Имея пуританские взгляды, основанные в основном на Ветхом Завете, и будучи религиозно терпимым, Кромвель считал евреев полезными. Он был заинтересован в укреплении экономики Англии и с его помощью началась “Великая перечеканка” монет, которую завершил Исаак Ньютон, став хранителем Тауэрского монетного двора в 1696 году.[19]

Возвращение евреев приписывают как заслугам Кромвеля так и заслугам раввина еврейской общины Амстердама по имени Менаше бен Исраэль.[8] И тот и другой убеждали англичан в том, что евреи в новых условиях сумеют принести пользу их торговле и финансам. И хотя заслуги обоих несомненны, оба они при жизни не дождались Закона о возращении евреев в Англию.[9]

Антисемитизм и предрассудки надежно закрепились в умах англичан, проникли в литературу и быт. Презрительные образы Шекспировского Шейлока или ростовщика Исаака из романа Вальтер Скотта “Айвенго” формировали взгляды и мнения многих поколений. Однако при Кромвеле нетерпимость сменилась относительной религиозной свободой и появились христианские сочинения, написанные в защиту изгнанников.

Кромвель, преодолевая сопротивление национальной Ассамблеи, нелегально разрешил евреям жить в Англии в 1657 году. Ссылаясь на то, что высылка евреев осуществлялась в XIII веке по единоличному решению короля Эдуарда I и была незаконной, Кромвель пытался узаконить возвращение евреев в Англию через Парламент. Революционер Кромвель и раввин Менаше хлопотали об одном и том же, но с разными целями. Кромвель надеялся привести евреев в лоно христианства. Менаше бен Исраэль рассчитывал на свободу вероисповедания для своего народа.

Сначала Кромвель разрешил отдельным евреям под видом испанцев и португальцев поселиться в Лондоне, предоставил им участок земли для обустройства кладбища и разрешив соблюдать свои еврейские законы, заниматься бизнесом. В 1653 году Англия приняла первые 20 семей марранов (сефардских выкрестов Испании), бежавших от инквизиции. Глава подпольной еврейской общины Лондона Антонио Фернандес де Карвахаль помогал деньгами парламенту в борьбе с королём и через своих агентов добывал информацию о связях роялистов с Испанией. Но только 7 июля 1753 (5 Таммуза 5513) Парламентом Англии был принят акт, позволяющий евреям натурализоваться в стране. Но это уже другая история.

А наша история средневековой англо-еврейской общины неожиданным образом возвращается в город Винчестер .

Cегодня Великобритания является второй после Франции страной Западной Европы по численности проживающих в ней евреев, а иудейская община страны находится на седьмом месте в списке крупнейших иудейских общин мира.

Город Винчестер больше не является столичным, но его богатая история привлекает многих туристов.

Что же должно было случиться, что полузабытая еврейская средневековая история стала интересна современным английским писателям и историкам? А случился ХХI век с его мультикультуризмом, толерантностью, феминизмом и веротерпимостью.

С помощью совместных усилий Винчестерского Университета и городского Совета возрождается богатая средневековая еврейская история. Создан благотворительный фонд по увековечению памяти средневековой еврейской женщины — финансиста Ликориции Винчестерской. Макет статуи Ликориции вместе с сыном Ашером уже выполнен всемирно известным скульптором Яном Ранк Бродлиакетом. Объявлен фондрайзен для установки памятника в бронзе. Книга Сюзанны Бартлет ”Ликориция. Замужество, материнство и смерть средневековой еврейской общины” широко рекламируется. [2]

Вторую книгу о Ликориции поручено написать известной писательнице Ребекке Абрамс. Ее книга должна выйти в 2021 году.

Управление образования графства Хэмпшир разработало уроки для средней школы, посвященные английской средневековой еврейской общине, и ее королевским связям. Цель образовательной программы — вынести урок в борьбе с предрассудками и расизмом. [9]

Управление туризма Винчестера разработало туристический маршрут по бывшему еврейскому кварталу, Jewry street, где туристам показывают сохранившиеся дома средневековых евреев и рассказывают их историю. В Винчестерском соборе, наиболее посещаемом туристами из разных стран, экскурсоводы показывают знаки присутствия евреев, в том числе изображение “Поверженая Синагога”. Две молодые девушки, стоящие рядом, олицетворяют гордую Церковь и униженную Синагогу. Этот сюжет можно встретить во многих европейских соборах, также как и изображение евреев в колпаках, еврейских шляпах.[1] Эти готические соборы, шедевры средневековой архитектуры, построенные “вольными каменщиками”, по большей части масонами, хранят суровые тайны королей и их подданых евреев.

Итак, память о Средневековой еврейской общине вернулась на улицы Винчестера и ждет своих туристов.

Восстановленная еврейская улица города Винчестера (Jewry street)

Восстановленная еврейская улица города Винчестера (Jewry street) 

Макет двухметрового памятника Ликориции Винчестерской с сыном Ашером на месте его будущей установки

Макет двухметрового памятника Ликориции Винчестерской с сыном Ашером на месте его будущей установки

 План экскурсии о жизни средневековой еврейской общины

План экскурсии о жизни средневековой еврейской общины

Литература

1.Medieval Jewish Winchester A collaborative project by the University of Winchester and Winchester City Council to uncover  Winchester’s rich medieval Jewish history.

2.Suzann Bartlet. Licoricia of Winchester: Marriage, Motherhood and Murder in the Medieval Anglo-Jewish Community

3.Владимир Чижик: О евреях, лордах и лордах-евреях. Заметки по еврейской истории.

4.Масада. Википедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0

5.Англия. Еврейский календарь
http://luahshana.com/tag/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F

6.Эксурсия по средневековому городу Винчестер
https://www.visitwinchester.co.uk/app/uploads/2017/10/medieval-jewish-trail-print.pdf

7.Цви Гольдблюм. Менаше Бен Исраэль: Человек надежды. Пер. Александр Непомнящий.
https://archive.9tv.co.il/news/2018/04/18/256545.html

8.Хэмпширские уроки https://licoricia.org/
Robin R. Mundill. The King’s Jews: Money, Massacre and Exodus in Medieval England

9.Экономика Англии (1066—1509). Википедия.

10.Роджер Ховеден: Анналы, включающие историю Англии и других стран Европы с 732 по 1201 год нашей эры, пер. Генри Т. Райли, 2 тома. (Лондон: HG Bohn, 1853; представитель New York AMS, 1968), том 2, стр. 117-19.

11.Medieval-Jewish Winchester
https://www.winchester.ac.uk/media/content-assets/documents/rke-documents/MJW-walk-information-brochure.pdf

 12.Ирма Фадеева. Евреи и Капитализм. Лехаим. Апрель 2005

13.Светлана Островская. Истории из саквояжа. Издательство Ridero.
https://ridero.ru/books/istorii_iz_sakvoyazha/

  1. Протекторат Кромвеля. Википедия.
  2. Жак Эрс. Рождение капитализма в Средние века. Менялы, ростовщики и крупные финансисты.

16. Robin R. Mundill. The King’s Jews: Money, Massacre and Exodus in Medieval England

17.Артем Ефимов. Исаак Ньютон и «Великая перечеканка 1696 года»

18.Системное роставщичество. https://martinis09.livejournal.com/168602.html#cutid1

19.Кирилл Коликов. Проблема 2000. Кто убил Христа?
https://www.kommersant.ru/doc/2287091

Print Friendly, PDF & Email
Share

Светлана Островская: Jewry Street. Рождение капитализма в Средневековой Англии: 2 комментария

  1. Ефим Левертов

    См. Гарольд Блум. Испытания диаспоры
    Рецензия на книгу Энтони Джулиуса «Еврейский вопрос : британский антисемитизм. История антисемитизма в Англии» (Издательство Оксфордского университета)
    https://blogs.7iskusstv.com/?p=46160

  2. ihnevmon

    1. «а в Германии об этом было напечатано в газетах.» — в 13 веке в Германии газет не было, впрочем, как и в остальной Европе.
    2. Иудаизм запрещает дачу денег в рост так же строго, как и остальные выросшие из него авраамические религии, только это относится к единоверцам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Арифметическая Капча - решите задачу *