©"Заметки по еврейской истории"
    года

Loading

Социалистический миф в Израиле протух по целому ряду причин. Как мне, кажется решающую роль в смерти израильского социализма сыграла громадная волна эмиграции из СССР. Советского еврея, слишком свежо помнящего первые отделы, «дело врачей», «куда без очереди?», «в Ташкенте воевал?», «покажи инвалидское удостоверение» и полки, тупо заполненные исключительно морской капустой, тошнило от запаха и вкуса социализма.

ТРИ ЕВРЕЙСКИХ ПРОЕКТА

Эдуард Бормашенко

Направо пойдёшь — коня потеряешь, прямо пойдёшь — голову потеряешь, налево пойдёшь — меча лишишься.
Русские Былины.

ХХ век оказался веком евреев. Неожиданностей в прошедшем, но не ушедшем веке доставало: он должен был стать веком науки и просвещения, а стал веком мировых войн, Холокоста, Хиросимы и Чернобыля. Парижскую выставку 1900 года посетили 50 миллионов человек, на ней впервые показали озвученные фильмы, эскалатор и двигатель Дизеля (прошло сто двадцать лет, но эта триада с нами). Павильон России был одним из самых впечатляющих. Это было время больших и обоснованных надежд. Все взорвалось в Сараеве 28 июня 1914 года. В этот день многим стало ясно, что произошла катастрофа. Но никто не знал того, что главными актерами и жертвами предстоящей исторической трагедии станут евреи. К началу века евреи были малозначительным народом, обделенным национальным государством и повсеместно и привычно ущемленным в правах. Но произошло то, что произошло — евреи реализовали три грандиозных проекта: СССР, США и возвращение в Сион. Каждый из этих проектов вырос из синтеза старых, добротных, отстоявшихся и новоблагословенных, просвещенческих мифов. Воистину, налево пойдешь…

                                                            ***

СССР

«Вся предшествующая история человечества есть история борьбы мифов».
Карл Маркс, Фридрих Энгельс (из ненаписанного).

Начнем с похода налево в коммунистическое недалеко. Любителям подсчитывать процент евреев в Ленинском Политбюро и ВЧК, скажу сразу: я полагаю этот подсчет совершенно бессмысленным предприятием. Эта столбовая бухгалтерия ровно ни о чем не говорит. Дело даже и не в том, что евреи заменили выметенное из страны революцией образованное и квалифицированное русское меньшинство. Важнее иное — евреи подарили советской власти миф. Советский мессианский миф был странным сплавом еврейской оголтелости и русского «мы есть третий Рим».

Прежний миф, покоившийся на «православие, самодержавие, народность» сгнил. Мы видим сейчас ремиссию этого мифа, но в одни и те же валенки нельзя влезть дважды, и в долговременность путинизма я не верю, и русский народ не тот, и валенки стухли. Однако в становлении и цементировании советской власти, еврейские мифотворчество и начетнический фанатизм сыграли решающую роль. Я позволю себе длинную цитату: «Евреи обладают поразительной способностью срастаться с мифом, отождествляться с истиной мифа до последней капли, ведь истину мифа нельзя узнать, ее можно только прожить. После переворота еврейское мифотворчество семьдесят лет подпитывало советскую власть, разрешившись полетами в космос и культурным взрывом семидесятых. Черток и Зельдович, Эйдельман и Лотман, Райкин и Раневская без остатка растворялись в «деле», превращая его в богослужение. Без фанатичного мучительства, издевательства над собственным оголодавшим телом не бывает Рамбер и Плисецких, без готовности провести жизнь над исчерканными клочками бумаги ― Эйнштейнов и Ландау, без способности радостно убиваться над черно-белыми клавишами ― Горовцев и Гилельсов. Еврейские фанатизм и способности к мифотворчеству в сочетании с безмерными русскими терпением, наплевательским отношением к своей и чужой жизни, готовностью страдать и породили тот сплав, которому было суждено сломать нацизм. Этот миф оказался сильнее гитлеровского. И слава Б-гу. Не совсем по теме, скажу, что все беды современной России, обусловлены победой над фашизмом. Миф Победы оказался самым сильным, самым живым и жизне-образующим в громадном осколке СССР. Ни в какой приличной немецкой компании невозможен такой разговор: «Да, конечно, Гитлер был негодяем, нацисты творили ужасные гадости, но мы жили, влюблялись, пили шнапс, пели песни». А в российской не только возможен, но почти неизбежен: «Сталин, конечно, злоупотребил доверием народным, но войну мы выиграли, и песни пели, и какие песни… Их, конечно, пели Бернес и Кристалинская, и написали их евреи, но какие песни…» Ядовитость этого мифа стала ясна только после 24 февраля 2022 года, но написал я свой текст «Еврейско-Русский Воздух» в 2019 году, когда полнокровную русско-украинскую войну и представить себе не мог,

 «Ленин в Октябре», «Ленин в 18-м году», «Девять дней одного года», трилогия о Максиме, «Офицеры», песни: «Враги сожгли родную хату», «Русское поле», «Гренада» ― великолепные примеры еврейского мифотворчества… Евреи сыграли в русской жизни роль афинянина Тиртея. Предание гласит, что во время Второй Мессенской войны (первая половина VII века до н. э.) дельфийский оракул повелел спартанцам попросить себе полководца у афинян. Издеваясь над заклятыми союзниками-спартанцами, афиняне отправили им облезлого, плешивого, хромого школьного учителя Тиртея. Тиртей сумел оказаться полезным, написав бряцающие железом, воинственные гимны, вдохновившие спартанцев и принесшие им победу. Всякий, знакомый с действительностью советской армии, знает, что фильм «Офицеры» не имеет к ней никакого отношения, знать-то мы знаем, но хлесткая фраза Бориса Васильева «есть такая профессия — защищать Родину» останется надолго». Керенский вовсе не бежал из Зимнего дворца, переодетый сестрой милосердия, Берест, Егоров и Кантария не водружали знамя Победы над Рейхстагом, реальные 28 панфиловцев имели немного общего с реальными, но в народном сознании останутся мифологемы, созданные Халдеем и Кривицким; правда мифа всегда заслоняет истину факта.

Еврейское мифотворчество парадоксально не отменяло государственный и сермяжный антисемитизм. Советский антисемитизм был весьма дифференцированным явлением: с течением времени на высших этажах власти евреев становилось все меньше, но на полях наук и искусств евреям позволяли резвиться, разумеется, преодолевая изрядное противодействие системы. И советский мессианский миф до самого заката СССР подпитывался еврейским гением: братья Стругацкие, Сергей Герасимов, Даниил Храбровицкий, Татьяна Лиознова сноровисто делали свое мифотворческое дело.

Важно понимать, что 24 февраля 2022 года этот миф рухнул. Дело в том, что еврей в России, как правило либерал и западник (об этом очень ярко писал в «Трепете Забот Иудейских» Александр Воронель). Осознанный разрыв России с Западом делает горячечную еврейскую активность попросту ненужной на просторах стылого московского ханства. Русско-еврейский проект окончен. Третий Рим видит себя Византией, а не Афинами и уж точно не Иерусалимом. Новая мифология топорно сбивается бездарями, вроде Маргариты Симонян и Владимира Соловьева. Но на своем взлете еврейско-советский проект поражал высотами духа; zeitgeist переменчив, империи сгинут, а Мандельштам, Пастернак, Ландау и Трифонов пребудут. Удался ли этот проект? Его завершение путинизмом подталкивает к очень скептической оценке еврейско-русского предприятия; еврейско-немецкий проект бодро, гуманно и либерально начавшись Веймарской Республикой известно ведь, чем закончился. Россия всегда отставала на Европы примерно на век, вот и сейчас в ней происходит то, что происходило в Германии и Италии в тридцатых годах недобитого ХХ века. Появление фараона, не помнящего Иосифа, не за горами.

Проект создания капиталистической, сытой, умеренной, пошлой России в который раз провалился. Почему? Недостало религиозной, мифологической основы, России не органична мифология разумно, религиозно устроенной, размеренной земной жизни. Православие не поощряет строить теплые туалеты, полоть грядки и ровно забивать гвозди. «История столыпинских реформ, мне кажется, ясно показывает, насколько трудно, если просто невозможно вне и помимо религиозного смысла (и массового движения) создать средний класс («срединную культуру») на основе экономического здравомыслия и рациональных мер» (Мераб Мамардашвили, «Записи в ежедневнике»). История Гайдаровских реформ только подтвердила это прозрение Мамардашвили. Здравомыслие и рациональность нуждаются в религиозном фундаменте, в противном случае, они зависают в бытийной пустоте. Этот фундамент долгое время крепко подпирал США.

США

Идем направо. В США. И в США евреи составляли небольшое, но непреклонно дискриминируемое меньшинство. Процентная норма в университетах США действовала очень долго: «президент Гарвардского университета Лоренс Лоуэлл заметил, что с 1908 по 1922 год доля студентов-евреев в Университете выросла с 6 до 22%, и забил тревогу. В результате такого наплыва евреев, считал он, университет потеряет свой христианский и демократический характер; Лоуэлл предложил ввести процентную норму. Норма, введенная в Гарварде, была еще довольно либеральной: не более 15% на каждом факультете. Пример был подхвачен другими университетами Восточного побережья. Следом за Гарвардом процентные нормы ввели университеты: Колумбийский, Йельский, Принстон, Ратгерс, им. Дьюка, им. Джона Хопкинса, Корнелльский, Северо-Западный и др. Нормы обычно устанавливались от 3 до 16%. Университет Колгейт принял решение о приеме шести студентов-евреев в год. Принятые в университеты евреи сталкивались с ограничениями и остракизмом. В университетах Сиракьюза и Огайо евреев селили в общежитиях отдельно от христиан. В Мичигане и Небраске девушкам-христианкам советовали не общаться с еврейскими юношами. Студенты-христиане были недовольны присутствием евреев. Претензии к евреям были разнообразные: им чужд дух университета; они слишком умные; не курят, не пьют, не занимаются спортом; физически отталкивающие. Повсеместно евреев не принимали в студенческие братства. При этом в Брауне президент университета не разрешил основать еврейское студенческое братство, «чтобы не разжигать расовый антагонизм».

Еще хуже было положение тех, кто пытался получить степень или должность в университете. В Йеле, Принстоне, университетах Джона Хопкинса, Чикагском и Техасском действовало правило: один еврей на факультет; Беркли и Колумбийский университет допускали двоих, Гарвард — троих. Евреи категорически не допускались на отделения английского языка и литературы» (Романовский Д. «Ди голдене медине» против евреев. Антисемитизм в США, 1900–1950, Лехаим, Февраль, 2012). Американский антисемитизм был вегетарианским. Ни «дела врачей», ни травли космополитов в США не было, но жесткая дискриминация была.

В США евреи занялись любимым мифотворчеством. Роль евреев в становлении Голливуда переоценить невозможно. Я имею в виду Голливуд, как социальное явление, миф, становой хребет американской нации. Опять же, бессмысленно подсчитывать процент евреев в американской киноиндустрии, эта расовая бухгалтерия ничтожна в своем значении. Важно, что евреи вложили свой дар к мифотворчеству в «американскую мечту», в голливудский миф. Сэмуэль Голдвин, Уильям Уайлер, Стивен Спилберг, Кирк Дуглас, праведная гийорет Элизабет Тэйлор и несть числа остальным и примкнувшим создали голливудский стиль и голливудский акцент. Забавно, что еврейские гении американской киноиндустрии меняли фамилии, дабы от них на версту не разило идишем и форшмаком, точно так же, как это делали их советские коллеги.

Голливудский миф оказался гораздо более совместим с человеческой природой, сделав ставку на алчность, похоть и тщеславие, вращающие шестерни цивилизации. Советский миф ставил на жертвенность (главному герою советского фильма не возбранялось в эпилоге умереть), интернационализм (в советской картине положительно выпяченный грузин или армянин были столь же неизбежны, как появление в финале парторга, разруливающего неразрешимые проблемы бытия), Просвещение и бескорыстный труд. Советский труженик самозабвенно вкалывал не для того чтобы прикупить кирпичный домик под черепичной крышей в пригороде, а на благо человечества, мировой революции, ну, на худой конец, социалистической родины. Американский голливудский миф был семейным, пошлым, приторным и мещанским. Чистенькие, ухоженные дети в этом самом кирпичном домике в пригороде и представали венцом творения в нашем падшем мире. Добавка полагалась за гробом (Довлатов ошибочно полагал, что добавки у Б-га не просят, еще как просят). Непременный, вымученный happy end, полагающийся голливудскому фильму, приучал к мысли о том, что и в этом мире можно прожить недурную жизнь. Хорошие парни непременно победят плохих.

Советский миф для горячей, интеллигентной публики был куда более привлекателен, нежели американский. И полезно и поучительно их сравнивать: «мы в вашем возрасте о деньгах совершенно не думали. Кто думал о деньгах? Какие-нибудь нэпманы, кулаки и лишенцы. А у нас не хватало на это времени. Мы были слишком увлечены жизнью, трудом, друзьями, событиями», — говорит сыну в «Другой Жизни» Трифонова чудом выжившая в чистках и большом терроре революционная старуха. Этот миф гнал в Советскую Россию чистых, самоотверженных интеллектуалов, полагавших, что кроме алчности, похоти и тщеславия, есть вещи поважнее. Они погибали в жерновах сталинской сатанинской машины первыми: Александр Вайсберг-Цыбульский, Фридрих Хоутерманс, Джон Тучельский, Эдмундо Пелозо, — список чистейших жертв советского мифотворчества, заглотивших крючок советской мифологии, и очень внушителен, и едва ли вполне изучен. На кирпичный домик под черепицей в американском пригороде таких людей не укупишь. А вот на блесну мировой революции, освобождения пролетариата и бескорыстного, творческого труда эти незамутненные души ловились легко.

Но, как-то так получилось, что самоотверженный труд на благо отечества разрешился гнилой, осклизлой, зловонной картошкой для пролетариата, семейными трусами для мужчин и безобразными навымниками для женщин, интернационализм — Афганской Войной и обществом «Память», а Просвещение — свирепой цензурой и тотальным промыванием мозгов. Но более удивительным было иное: если и существовало в семидесятые-восьмидесятые общество потребления, так это был вовсе не американский народ, а ново-обобществленный народ советский. За финскими обоями, чешскими гарнитурами и песцовыми шапками записывались в очередь с ночи, стояли в этих очередях в лютый мороз, и самыми популярным мемами позднего советского общества были: «куда без очереди?» и «покажи инвалидское удостоверение».

Америка всего этого не знала. На вопрос: «кто думал о деньгах?» следовало бы ответить: «все». Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке» заметили, что неверно говорить о том, что деньгам в Америке поклоняются. Это не так. Деньги уважают, как старого почтенного дядюшку. И когда необходимо жертвовать на благотворительность, американец легко расстается с нелегко заработанными долларами. Еврейские фанатизм и оголтелость легко привились на российское мессианско-имперское дерево. Еврейские деловитость и желание устроить разумно организованную семейную жизнь органично прижились на протестантском кусте, с его культом порядочности, деловитости и высокого трудового этоса. Мне запомнилась фраза из «Дела Локвудов» Джона О’Хара: «он достойно нес порядочность американского мастерового, умеющего делать дело, и знающего себе цену». На этих мастеровых сто лет держалась американская цивилизация. Именно они помогли СССР разгромить немецкий фашизм, победили в «холодной войне» и слетали на Луну: трудолюбивые, порядочные сдержанные парни, спокойно делавшие свое дело и слушавшие по воскресеньям пастора.

К восьмидесятым советский миф провонял. Анекдоты о Брежневе больше расскажут о распаде СССР нежели утонченный Гайдаровский экономический анализ-разнос (ах, какие были анекдоты!). Заметим очевидную деградацию, регрессию мифологии: как плосок, скучен, примитивен коммунистический миф, в сравнении с миром традиционных религий. Всем развитым религиям давным-давно известно, что препятствием к раю на Земле служит неисправимо кривая душа человека, а кто же выпрямит кривое? ― спрашивал еще царь Соломон. А вот Марксу с Лениным это было невдомек. Они в самом деле были уверены в том, что, если отнять и поделить, все как-то само-собой образуется. Оглушающе пошлая уверенность.

СССР никто не разрушал, он сгнил сам по себе, ибо протух его миф. Людям надоели жертвенность, труд за три копейки и новая историческая общность людей — очередь. Им захотелось пряничного домика под черепицей, и СССР сдох. Америка стала владычицей мира. И вот этого испытания она не выдержала. Состязание с СССР сильно напрягало американские мускулы, смерть СССР привела в американское общество разгильдяйство и расслабленность. Американский мастеровой, умеющий делать дело вымер, как лошадь Пржевальского. Недавно мне довелось живать в пятизвездочном отеле в Сан-Диего, где проходил физический симпозиум. В номере не работало ничего, включая телефон и унитаз. Присланный портье сантехник, ни слова не понимавший по-английски, быстро доломал унитаз и залил номер вонючей жижей.

Начал сворачиваться американский миф. Несколько факторов синергически способствовали его разрушению: во-первых, индустриальная и информационная революции резко сократили долю квалифицированного труда в мировом промышленном производстве. Целые профессии вымирают и находятся на пути в красную книгу: токари, фрезеровщики, шлифовальщики не востребованы. Один современный станок с ЧПУ заменяет батальон квалифицированных рабочих. В недалеком будущем за токарями последуют водители, их прикончит робот “Тесла”. Во-вторых, мощные сельскохозяйственные гиганты нанесли удар по становому хребту США — фермерским хозяйствам. В-третьих, новые волны эмиграции из Латинской Америки размыли довлеющее влияние протестантизма в США. В-четвертых, начал подгнивать военно-промышленный комплекс, требовавший умных голов и умелых рук: в самом деле, воевать после развала СССР стало не с кем. Поход направо предрешенно закончился потерей коня, совершенно бесполезного в ядерной войне. Американская цивилизация растеряла военный драйв, дав деру из Вьетнама и Афганистана.

Между тем, американская интеллигенция начала упорно искать униженных и оскорбленных. Они нашлись: негры и гомосексуалисты образовали новый американский революционный класс, науськиваемый творческой интеллигенцией на истэблишмент. Левая интеллигенция занялась любимым делом: натравливанием бедных на богатых, униженных и оскорбленных на преуспевающих. Реальная борьба за права меньшинств как-то незаметно превратилась в борьбу с трудящимся большинством. Теперь в лаборатории, занимающейся генетикой, ядерной физикой или органическим синтезом непременно должны присутствовать афроамериканец, лесбиянка и трансгендер. Могут ли они заниматься исследованиями, никого не интересует; миф о свальном равенстве требует жертв. Во главе этого слишком мне знакомого по СССР культа, нарисовались знакомые ашкеназские носы и кучеряшки: Берни Сандерс в горячечном, мифотворческом идиотизме представляет собою реинкарнацию Троцкого столь же очевидную, сколь и тлетворную. В Америке забродил призрак коммунизма. Теперь русские патриоты могут вздохнуть с облегчением: Сандерсы в мифотворческом раже угробят США вернее агентов ФСБ, не все ж Троцким поганить Россию. Если еврейская история чему-либо и учит, так это тому, что американские Швондеры станут первыми жертвами восстания масс. И куда же деваться американскому еврею? Только в Израиль. Но Израиль все менее привлекателен для американского интеллектуала с зализанной еврейской фамилией, ибо там в борьбе мифов все более прочерчивается победа Ветхого Завета. Стилистика этого мифа худо сочетается с «отнять и поделить» и борьбой за права гомосексуалистов. Американский, образованный еврей, огорчился и предпочел ассимиляцию. Но мы идем прямо, в Израиль.

Израиль.

«Человек — это существо, нуждающееся в тайне (т.е. с жалом бесконечности в душе) и знающее себя смертным».
Мераб Мамардашвили, «Записи в ежедневнике».

Направляясь по прямой дороге в Сион евреи, следуя былинному предписанию, потеряли голову. Точнее, голова до Израиля не доехала. В начале ХХ века израильский проект выглядел непривлекательно для еврейских интеллектуалов. Я полагаюсь на свидетельства Шимона Дубнова, Исаака Башевиса Зингера, Зеева Жаботинского и Шолом Алейхема, свидетелей вполне проницательных и компетентных. Альберт Эйнштейн, Владимир Хавкин, Макс Борн, Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Норберт Винер, Джон фон Нейман, Ричард Фейнман, Лео Сцилард в лучшем случае проявляли интерес к Израилю, но о том, чтобы связать свою судьбу с сионистским проектом, и не помышляли. Королевство было маловато. Израиль им представлялся непомерно разросшимся Бердичевом. Фриц Габер двинулся в сторону Израиля только после того, как на него накатил тотальный бойкот мирового научного сообщества. Израиль представлялся титанам духа слишком провинциальной, слишком отсталой, слишком восточной страной. Таким он видится еврейским интеллектуалам и поныне, достаточно прочитать воспоминания Сола Беллоу о его путешествии в Израиль; едва ли Беллоу отдавал себе в этом отчет, но для него Израиль был слишком еврейским: жарко, шумно, грязно, лапсердаки, шабат, кашрут, и вообще…. Стоит заметить, что сионистский проект не привлекал и религиозную элиту еврейского народа, видевшую в этом полу-коммунистическом проекте, прямой путь к ассимиляции. Ясно и выразительно озвучил эти мысли в романе «Пятеро» устами Торика Зеев Жаботинский: «Бунд и сионизм, если рассуждать клинически, одно и то же. Бунд — приготовительный класс, или, скажем, городское училище: подводит к сионизму; кажется, Плеханов это сказал о Бунде — «сионисты, боящиеся морской качки». А сионизм — это уже вроде полной гимназии: готовит в университет. А «университет», куда все они подсознательно идут, и придут, называется ассимиляция. Постепенная, неохотная, безрадостная, по большей части даже сразу невыгодная, но неизбежная и бесповоротная, с крещением, смешанными браками и полной ликвидацией расы. Другого пути нет. Бунд цепляется за жаргон; говорят, замечательнейший язык на свете — я его мало знаю, но экстерны мои, например, цитировали уайтчепельское слово «бойчикль» — хлопчик, что ли — ведь это tour de force: элементы трех языков в одном коротеньком слове, и звучит естественно, идеальная амальгама; но через 25 лет никакого жаргона не будет. И Сиона никакого не будет; а останется только одно — желание «быть, как все народы». Под словами Торика легко подписались бы многие раввины, глядевшие на сионистский проект, как на школу ассимиляции. Отметим забавное сходство с советским и американским проектами: отбивая запах форшмака и чеснока, израильские евреи тоже меняли фамилии: Давид Бен-Гурион, Залман Шазар, Ицхак Бен-Цви, Эфраим Кацир, Голда Меир, Шимон Перес, все обзавелись псевдонимами. Герои и творцы мифов, меняя имя, обзаводились новой сущностью.

В итоге, до Израиля добралась ничтожная, но донельзя пассионарная горстка еврейских интеллектуалов; среди них: Хаим Вайцман, Ахад ха-Ам, Хаим-Нахман Бялик, Шай Агнон, Мартин Бубер. В союзе с политическим руководством ишува им удалось невероятное: создать и отстоять в тяжких, нескончаемых войнах еврейское, демократическое государство. Огромное значение в создании государства имела сионистская позиция главного раввина Израиля, рава Авраама Ицхака Кука. При создании этого государства произошел невероятный синтез мифов: миф социализма прижился на ветхозаветном древе еврейской религиозности. Этот синтез казался вполне естественным, ибо Коммунистический Манифест пророс из яростной этики еврейских пророков, на дух не переносивших социального зла и вознесших права пришельца, сироты и вдовы. Хаим Вайцман, Давид бен Гурион и Голда Меир будучи уверены в том, что со временем библейский ствол увянет, а социалистические ветви расцветут, беззаботно-ностальгически приглашали религиозные партии в правительство Израиля. Между тем произошло прямо противоположное: из синтетического сионистского мифа вымерз социализм, и расцвела классическая еврейская религиозность.

Социалистический миф в Израиле протух по целому ряду причин. Как мне, кажется решающую роль в смерти израильского социализма сыграла громадная волна эмиграции из СССР. Советского еврея, слишком свежо помнящего первые отделы, «дело врачей», «куда без очереди?», «в Ташкенте воевал?», «покажи инвалидское удостоверение» и полки, тупо заполненные исключительно морской капустой, тошнило от запаха и вкуса социализма. Новые иммигранты— сефарды тоже шарахались от социалистического ладана. Но дело не только в алие из СССР и стран Магриба. Коммунисты-кибуцники со временем естественно переродились в крупнейших израильских латифундистов, а элита рабочей партии намертво срослась с израильской буржуазией и разжиревшими судейскими чинами. Когда насельники северного Тель Авива и Совьона голосуют за Рабочую Партию и Мерец, то, понимаешь, что Маркс ровно ничего не понимал в политике, ибо электоральная база этих партий исключительно буржуазна, и борьбу за светлые идеалы социализма ведут почему-то люди, по жизни предпочитающие childfree style, Вольво, Мерседес и отдых на Лазурном Берегу.

Судьба социализма в Израиле вынуждает и вообще задуматься о судьбе Проекта «Просвещение», переживающего не лучшие времена не только в Израиле. Проект «Просвещение» принес свободному миру, «золотому миллиарду», три значимых плода: свободное время, дешевое и сытное питание, и атомную энергию. Все три плода оказались преждевременны, проект «Просвещение» разбился о пресную косность масс. Избыток свободного времени породил скуку, от которой ненадолго избавляют наркотики, обильное питание разрешилось краснолицыми, апоплексическими толстяками, а атомная энергия грозит каждую минуту покончить с самим золотым миллиардом. Ветхозаветная религиозность легко справляется с этими проблемами: свободного времени у отца дюжины детей нет, на еду едва хватает куцего жалованья, а об атомной бомбе, пусть думает тот, кто ведает всем мировым хозяйством.

У нас на глазах происходит ожесточенная схватка Ветхозаветного и социалистического мифов, не думаю, что эти последний и решительный бой, отступать никто не намерен. Заметим, что сионистский проект не соблазняет эмигрантов из покойного СССР и поныне. Волны еврейской эмиграции и после образования Государства Израиль плещутся у берегов США, Германии, Австралии и Канады. Для эмигрантов из СССР Израиль излишне ветхозаветен; подумать о том, что именно крушение мифа Просвещения вышвырнуло их из социалистического отечества им недосуг. До Израиля добираются и задерживаются в нем оголтелые единицы, что идет Израилю лишь на пользу; без пассионариев на вулкане не выживешь.

***

Для жизни человеку помимо дешевого и сытного питания необходимо еще и гармонизированное бытие, упорядоченный и понятный мир. Это с одной стороны; а с другой, мятущаяся, противоречивая душа человека жаждет тайны, и не может смириться с конечностью нашего пребывания в мире, жалит душу жало бесконечности, как говорил Мераб Мамардашвили. Человеку хочется одновременно и расколдовать мир, и жить в сказке. И тогда человек творит, рассказывает и утверждает миф. Рациональное постижение жизни совершенно невозможно; будущее нависает над нами темной, непроницаемой громадой. Заметим, что наше будущее еще более непредсказуемо, нежели будущее наших предков, проживавших жизнь в одной вере и чаще всего в одних стенах. В моих детстве и юности не было компьютера, интернета и смартфона, определяющих жизнь современного человека; в школе, в которой я учился, слыхом не слыхивали о наркотиках, а я еще не вполне дряхлый старец. Я полжизни прожил в СССР, успел пожить в независимой Украине, а сегодня с изумлением обнаружил себя на краю географии в поселке Рахелим, и по утрам меня будит разрезающий мозг вопль муэдзина. Темп происходящих с нами изменений невероятно ускорился, и чего ждать от ближайшего будущего совершенно не ясно. Мир вокруг нас меняется, так было всегда, но, если темп этих изменений превышает наши адаптационные возможности, жизнь теряет смысл. Учебники истории, например, в России, полностью переписываются быстрее, нежели учителя успевают их усвоить. Время осознаваемой еврейской истории во много раз превосходит длительность человеческой жизни, и только поэтому, мы можем высказывать осмысленные бытийные суждения. Этим суждениям необходима рамка, имя этой рамки — Традиция; как говорил Авраам Иегошуа Гешель, еврейский Б-г — царь времени, человеку неподвластного времени, пространство человек худо-бедно освоил. В этом времени, у нас на глазах происходят самые невероятные вещи: великий СССР рухнул на головы своих насельников, США прощаются со своим славным иудео-протестантским прошлым. Что в сухом остатке? Непостижимый Израиль.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Эдуард Бормашенко: Три еврейских проекта: 22 комментария

  1. Влад Сок

    Странно, что г-н М.Носоновстий не понимает фразу Э. Бормашенко о том что “непременно должны присутствовать афроамериканец, лесбиянка и трансгендер” как наметившуюся общую тенденцию в стране, что точно подмечено. Такая активность и многословность М. Носоновского, к-рый так обобщает свой узкий частный опыт, только подчеркивает правоту Э. Бормашенко.

  2. Alexander Gabovich

    Исключительно приятно было читать. Многое созвучно моим мыслям, а о многом я знаю значительно меньше, чем профессор Бормашенко. Поделюсь с ним и читателями событием, которое меня поразило. Итак, дней 10 назад один уважаемый научный журнал прислал мне на рецензию статью (кстати, я дал ей положительную рекомендацию, но условную — необходима переделка изложения). Когда я регистрировал свое согласие онлайн, мне подсунули анкетку, без заполнения которой я рецензировать не имел права. В анкетке спрашивали, какого я гендера (понятие «пол» здесь не уместно, обширный список гендеров прилагался), из какого места я происхожу (вариантов было тоже много) и какой я расы (ну и рас у нас на планете развелось — пруд пруди!). К счастью для меня, автор статьи, которую я рецензировал был одного со мной гендера, одной группы стран и одной расы, хотя, увы, не еврей. Поэтому мое позорное существование в качестве восточно-европейского белого мужчины не повредило. А если бы автор статьи был черной женщиной, а я дал бы отрицательный отзыв? Кстати, редактор отлично знает, кто я такой, так что анкета была не для него, а для надсмотрщиков — Большого брата. По-моему, появление таких анкет означает гибель того западного ученого мира, к которому я принадлежу. В нем никто и не помышляет об оценке статей с точки зрения пола и расы авторов. Грядет новый мир, где каждый по определению расист, женоненавистник и мерзавец.

  3. Виктория Куренкова

    Я, являясь давней и тайной (никогда не комментировала) поклонницей творчества Эдуарда Бормашенко, сегодня не могу не высказаться, потому что его эссе — это совершеннейший блеск! Спасибо за праздник!

  4. Владимир Ханан

    Я не так хорошо, квалифицированно и,увы, обдуманно знаком с реальным положением вещей, так великолепно (с мелкими и непринципильными неточностями) обрисованным Эдуардом Бормашенко. Статья просто великолепна — это
    скорее художественное определение к ней подходит, ибо она написана с художественным мастерством. Будучи детально расширена она может быть преобразована в целостную программу, что не может рассматриваться как минус для данной. На мой взгляд, статья в главном точна и, без преувеличения, поучительна (не сумел подобрать более точного слова). Приношу свою огромную ьлагодарность автору.

    1. Dan Dorfman

      Уважаемый Владимир!
      Речь пойдет о вашей публикации:
      https://kontinentusa.com/istoriya-konec-noveyshey-ili-nachalo-svehnovoy/
      В «Континенте» редакторов, а тем более, корректоров, нет.
      Поэтому редактирование, проверка приведенных сведений, проверка ошибок, ссылки хотя бы по главной теме статьи и т.д. и т.п. на совести авторов.
      К сожалению, вы очень небрежно готовите свои публикации, хоть я их читаю в «Континенте» довольно часто.
      Раньше я не хотел об этом писать, но с каждой вашей публикацией, число вольных или невольных ошибок подобного рода увеличивается.

      Например, вы написали текст, который является развернутой рецензией на публикацию Бормашенко. Но при этом то ли забыли, то ли не захотели поставить ссылку на оригинальный текст того, что вы рецензируете.
      Так нельзя, мне кажется.

      В вашем тексте есть утверждения, которые без точных ссылок воспринимаются очень негативно.
      По принципу, старого одесского анекдота «Кто говорит? Все говорят». Кто все, откуда вы это взяли?
      Пример — ваш пассаж об англичанах, которые на 70 процентов практические антисемиты:
      Цитирую вас:

      >>По одному опросу, в Англии почти семьдесят процентов англичан не являются практикующими христианами, что не мешает им быть практикующими антисемитами.>>

      Такого опроса, т.е. опроса о том, что 70 процентов англичан, антисемиты — да ещё практикующие в природе не существует. Вы его придумали.
      Не говоря уже о нелепом «практикующие». Что означает такое странное слово в связке со словом «антисемиты»?

      Ваши перечесления многочисленных евреев вы никак не проверяете. Откуда вы взяли что Тухманов — еврей?
      Вы это сами придумали.
      Вот Википедия:

      >>Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Отец, Фёдор Давидович Тухманов (армянин по национальности) — инженер; мать, Вера Анатольевна Карасёва — музыкант, композитор>>

      Из вашего списка примерно треть — этнические евреи только наполовину. Я не буду уточнять, что по Галахе, тoт, кто еврей по отцу, евреем быть не может или те, кто рождены как христиане, (Карл Маркс), тоже не евреи, мы — не ортодоксы.
      Кстати, Карл Маркс не только не был официально евреем, он еще никогда себя евреем не считал.
      Как не считал себя евреем Ленин, хоть его мать по происхождению — этническая еврейка. Выкрестами были родители Карла Маркса, выкрестом был и отец матери Ленина.
      Вы же, как начальник советского Отдела Кадров при приёме на работу в закрытый НИИ, решаете, что Карл Маркс — еврей.

      Проверить подобные списки, которые, как показал Тухманов, можно элементарно, надо потратить ровно 10 секунд: открыть ВИКИПЕДИЮ и прочесть первые строчки биографии персонажа.

      Кроме того, удивляют грубые орфографические ошибки, например:

      >>небольшое число евреев – энтузиастОК нового по тем временам искусства.>>

      В общем, ваш текст вы к публикации готовили, к сожалению, очень небрежно. Жаль.

      1. Dan Dorfman

        Здесь нет возможности исправить текст комментария, поэтому отдельно корректирую свою собственную опечатку:
        Ваши перечесления = Ваши перечисления

  5. Zvi Ben-Dov

    «Важнее иное — евреи подарили советской власти миф. Советский мессианский миф был странным сплавом еврейской оголтелости и русского «мы есть третий Рим».»
    _____________________________________________________________

    Кончилось всё… не очень 🙁

    На рассеян нагнавши страху,
    Молиться вынудив звезде,
    Еврей поднял Рассею на@@@
    И оказался там… в п…э…ну в этой самой 🙂

    1. Zvi Ben-Dov

      » Непременный, вымученный happy end, полагающийся голливудскому фильму, приучал к мысли о том, что и в этом мире можно прожить недурную жизнь. Хорошие парни непременно победят плохих.»
      ______________________________________

      Как хорошо сказал мой коллега (лет двадцать пять назад) об отсутствии правды жизни в американских фильмах:
      «Мне этой правды в реальной жизни вполне хватает, а в фильме я хочу увидеть не правду, а happy end — я смотрю фильм, чтобы отдохнуть»

      1. Zvi Ben-Dov

        «Между тем произошло прямо противоположное: из синтетического сионистского мифа вымерз социализм, и расцвела классическая еврейская религиозность.»
        _____________________________________________

        Просто «классическую еврейскую религиозность» стали подкармливать, и она, как кукушёнок, решила всех остальных птенцов выбросить из гнезда. Надеюсь, что это врядли получится.

        1. Zvi Ben-Dov

          «В моих детстве и юности не было компьютера, интернета и смартфона, определяющих жизнь современного человека; в школе, в которой я учился, слыхом не слыхивали о наркотиках, а я еще не вполне дряхлый старец. Я полжизни прожил в СССР, успел пожить в независимой Украине, а сегодня с изумлением обнаружил себя на краю географии в поселке Рахелим, и по утрам меня будит разрезающий мозг вопль муэдзина.»

          Ну вот мы и добрались, наконец, до «полного счастья» — до смысла жизни 🙂
          Но автор ошибается. Тому Израилю, за который он голосует нужен не он (за такой Израиль и я — атеист был бы готов проголосовать), а Шимон с шука, в которого по его собственному свидетельству временами превращался сам Шимон Бар Йохай, но… без обратного превращения в автора Зоhар.

  6. Йосеф Глузман

    Я почти всегда читаю с упоением статьи Э. Бормашенко. Отрада для души. Если и есть небольшие преувеличения, как непременное присутствие лесбиянок в научных центрах, то это такие мелочи! Думаю, это шутка. Добавка к тому, что стараются взять афроамериканца в коллектив, по возможности образованного, даже если не дотягивает до уровня остальных в этом коллективе. Чрезвычайно рад возможности читать публикации Э. Бормашенко.

  7. Ефим Левертов

    Миф — это своего рода коллективная память – вид «историй, которые имеют влияние на жизнь сообществ и ход событий – историй, которые люди несут в головах; эти картины, не соответствующие реальному прошлому, помогают определять идеи людей о политике и обществе»[1] в противовес исторической памяти, являющейся «продуктом академического исследования документов прошлого», который является «наукой, отделенной от влияния непосредственной социополитической действительности»[2]. Мифы являются результатом меняющейся социальной динамики, в то время как историческая память — результат научной деятельности не должна подчиняться влиянию текущих общественных факторов. П.Нора (Франция) вводит понятие «областей памяти», где происходит взаимодействие между историей и памятью (мифом), каждая из которых стремится «прорвать границы». Применительно к Франции Нора отмечает победу исторической памяти — вывод, который пока нельзя сделать в отношении Израиля. Здесь имеются в виду такие исторические события как Масада, Восстание Бар-Кохбы, Катастрофа, Тель-Хай (аналог российских 28 панфиловцев) и др., отношение к которым сформировано коллективной памятью, то есть мифами.
    [1] C. L.Becker. What Are Historical Facts? См. в кн. Скорбь познания. Сборник статей. Раанана. 2006.
    [2] M.Halbwach. Collective Memory. Цит. по Y.Zerubavel. «The Dynamics of Collective Remembering». См. там же.

    1. Ефим Левертов

      Чтобы исключить возможную спекуляцию, прошу исключить из последнего предложения слово «Катастрофа».

  8. Benny Blus

    По-моему M Nosonovsky прав на уровне микро, а автор — на уровне макро.
    И спасибо за интересную и глубокую статью.

  9. алех

    про Америку ошибок увы нет, но во всем мире и всегда мыслят мифами. Проект Просвещение тоже миф и не из лучших,

  10. Сэм

    Несколько замечаний:
    В начале ХХ века израильский проект выглядел непривлекательно для еврейских интеллектуалов. Я полагаюсь на свидетельства Шимона Дубнова, Исаака Башевиса Зингера, Зеева Жаботинского и Шолом Алейхема, свидетелей вполне проницательных и компетентных
    Во первых в начале ХХ века не было израильского проекта, а был проект строительства Евреёского Дома в Палестине с надеждой, что он со временем станет Еврейским государством.
    Во-вторых в перечисленных автором выдающихся деятелей нашего народа двое, Дубнов, Зингер, и Шолом Алейхем насколько мне известно, никогда не были в Палестине (Зингер впервые приехал уже в Израиль только в 1955 году), а Дубнов вообще был принципиальным противником сионизма. Вот что меня заинтересвало, так это отрицательное отношение Жаботинского.
    Хаим Вайцман, Ахад ха-Ам, Хаим-Нахман Бялик, Шай Агнон, Мартин Бубер. В союзе с политическим руководством ишува,,,
    Как можно отделить Хаима Вейцмана от политического руководства Ишува?!!?
    До Израиля добираются и задерживаются в нем оголтелые единицы, что идет Израилю лишь на пользу; без пассионариев на вулкане не выживешь.
    Конечно приятно знать, что ты «оголтелая единица», но как быть с ещё многими сотнями тысяч моих дважды соотечественников

  11. Бормашенко

    Бормашенко-Носоновскому
    Михаил, спасибо. Вполне возможно, что в том, что касается Америки, Вы правы я нет. Когда пишешь о стране, в которой не живешь, то всегда рискуешь сесть в калошу. Возможно, я в нее и сел. Но я много общаюсь с американцами, и борьба за все виды равенства многих крепко достала. Опять же, возможно Вам виднее. Что же касается общего посыла: то я полагаю, что определяющую роль в жизни страны играет ее структурообразующий миф. И этот миф был иудео-христианским (кажется, он перестает быть таковым). В этом смысле, дня меня Америка – еврейский проект.

    1. Eugene Medovoy

      Активно прожив более 30 лет в Америке и по-прежнему часто наезжая туда, пристально следя за тамошними событиями и регулярно общаясь с друзьями и родственниками, я гораздо более согласен с автором-«иностранцем», чем с «местным» М. Носоновским. С поправкой на полемический задор публикации, автор совершенно верно ухватил и нынешнее положение дел в стране и наметившиеся тенденции. В отличие от Израиля, Америка таки да расколота примерно пополам, баррикады выстроены и зацементированы, демография ничего утешительного не обещает. Увы…

      1. M. Nosonovsky

        Коллеги, по-поводу лесбиянок в лабораториях я все же не согласен с теми, кто судит об этой теме «наезжая туда, пристально следя за тамошними событиями и регулярно общаясь с друзьями и родственниками.» Кадровые решения обсуждаются и принимаются на закрытых заседаниях комитетов, куда посторонних не допускают, и где присутствуюшие обещают хранить в тайне обсуждаемое.

        У меня перед глазами очень конкретные примеры. На отделении (кафедре), где я работаю, до последнего времени было 15 профессоров-мужчин и ни одной женщины. Несколько месяцев назад заведующий решил пригласить перевести молодую женщину, которая имела миллионные гранты, но специальность которой не на 100% соответствовала нашей кафедре. Я не имею права писать здесь детали обсуждения конкретного человека. Скажу только, что некоторые коллеги озвучивали опасения, похожие на те, которыe здесь высказывают г-н Медовой и другие. Но в результате все 15 мужиков тайным голосованием проголосовали единогласно, чтобы ее принять! При горячей поддержке декана (тоже мужчины) и зам декана по науке (тоже мужчины). Миллионные гранты сыграли свою роль.

        Что я могу сказать абсолютно точно, это что тема сексуальной ориентации или личной жизни вообше никак не звучала и не могла звучать в таких обсуждениях. Решаюший (и единственный) фактор — деньги, потому что это Америка.

        Почему вообще этот вопрос встает? Какая разница, какого пола профессор? Профессор не только занимается наукой, но и преподает студентам бакалаврам (первой степени). И тут он или она — ролевая модель. У нас и среди студентов ситуация похожая. В классе на 50 человек обычно бывает 2-3 девочки. Речь о студентах на первую степень, которые во многом похоже на студентов механического техникума в России. Для них в Висконсине есть работа инженеров-механиков на разных предприятиях. 100% наших выпускников находят работу, образование инженера-механика востребовано. Но девочки не идут в инженеры-механики, полагая, что это работа для мужчин.

        При этом у нас сокращение демографии. Каждый год школы заканчивает все меньше молодых людей. Скаждум годом все меньше абитуриентов и enrolment новых студентов. А значит отделение имеет все меньше ресурсов, ведь деньги приходят за счет платы за обучиение. Вот и возникает у администраторов, которые все это планируют. Они щхитают, что если бы девочки интересовались профессией инженера-механика так же, как мальчики, у нас было быв два раза больше студентов и в два раза больше денег! Вот и предпринимают все меры, чтобы девочек заинтересовать и показать, что механика — это не чисто мужская профессия.

        Про лесбиянок вообще нет никаких разговоров, но есть разговоры, что все студенты (включая и необычхные меньшинства) должны чувствовать себя в университете комфортно. Это тоже капиталистическая, американская идея — клиент всегда прав. А не то, что вам кажется.

        Короче говоря, рулят этим процессом гендерного равенства РЫНОК и ДЕНьГИ, то есть капитализм par excellence, как всегда и было в Америке. Называете это еврейским проектом или как вам угодно, но это капиталистический проект, и «борьба за равенство» — результат постановки денег во главу угла и стремления заинтересовать как можно больше покупателей. А в университете покупатели — это студенты (среди которых бывают, наверно, и лесбиянки, но я за 15 лет ни одной лесбиянки на mechanical engineering не видел).

  12. M Nosonovsky

    Всегда с удовольствием читаю материалы Э. Бормашенко.

    Действительно, в ХХ веке евреи прославились и в СССР, и в США, и в Европе, и в Израиле. Мне не очень нравится термин «проект«, поскольку он подразумевает некую поэтапную последовательность мероприятий для достижения определенной заранее намеченной цели. Можно сказать, что отцы-основатели XVIII в. спроектировали Конституцию США. Но говорить, что развитие США в ХХ веке было «еврейским проектом»? Разве что ради красного словца.

    К явным преувеличениям я бы отнес и фразу «Теперь в лаборатории, занимающейся генетикой, ядерной физикой или органическим синтезом непременно должны присутствовать афроамериканец, лесбиянка и трансгендер. Могут ли они заниматься исследованиями, никого не интересует.» Это где же вы такое видели? Мне приходилось участвовать в заполнении разных отчетов, и ни разу — повторю НИ РАЗУ — я не видел и не слышал, чтобы в отчетах по кадрам фигурировали лесбиянки или трансгендеры, даже если речь об opportunity hiring (создании вакансий для супругов или для политически желательных недопредставленных меньшинств, таких как женщины или афроамериканцы).

    Другое дело, что бывают ситуации, когда например на инженерной кафедре на 15 профессоров ни одной женщины. Или на 50 студентов Mechanical Engineering 1-2 девочки, ни одного афроамериканца. Нормально ли это? Ведь даже в дремучем и патриархальном СССР на инженерных специальностях всегда было 20-30 процентов девушек. Тогда при прочих равных стараются взять женщину или афроамериканца, но НИКОГДА не бывает что не интересуют их способности к наукам.

    Как правило, девочки получают преимущества над мальчиками совсем по другим причинам — для девочек есть отдельные кружки и секции, у них больше возможностей реализоваться, в них больше вкладывают. Например, у нас есть кружок программирования для школьниц Code for Girls. А для мальчиков, для моего сына, интерсующегося программированием, такого клуба нет. В книжном магазине полка для девочек в три раза больше, чем для мальчиков (про магазины одежды уж не говорю). Это определяется рынком — в женщин больше вкладывают. В результате женщины (те из них кто мотивирован на карьеру) к моменту конкурса имеют большее число инструментов. Тут вообще несправедливость существует от Cотворения мира: мужчины зарабатывают, наверно, 70% всех денег в мире, а тратят 70% денег женщины — женских товаров вообще больше, они разнообразнее и дороже. И эту ситуацию диктует не правительство, а рынок. (Но феминистки со мной и с такой постановкой вопроса не согласятся.)

    У нас тут в Висконсине на заседаниях ученых советов коллеги увлеченно делят деньги. Я вообще за 15 лет в университете (из них 8 последних лет с теньюром и с посещением заседаний комиссий за закрытыми дверями) не слыхал, чтобы ученые администраторы или администраторствующие обсуждали что-либо, кроме денег, или конфликтовали из-за чего-либо, кроме денег. Какие там лесбиянки, тут и слов таких не знают! Уверяю вас, что никого абсолютно тема приема на работу лесбиянок не волнует. Это миф, раздутый СМИ, а реальность в Америке устроена не так.

Добавить комментарий для Ya'akov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.