©"Заметки по еврейской истории"
    года

Loading

Сионистское движение всегда утверждало, что арабы и евреи могут мирно жить вместе в Палестине. Увы, разразившиеся в мае беспорядки показали, что прошлогодний апрельский погром в Иерусалиме не оказался уникальным событием. Теперь, утверждал Бен Цви, «если весь арабский мир против нас, мы так и должны сказать это».

ПЕРВОМАЙСКИЙ ПОГРОМ

Подмандатная Палестина, год 1921

Сёма Давидович

01. Background

Четыре столетия и один год в Палестине правили турки-османы. 24 августа 1516 года в битве на территории сегодняшней Сирии, недалеко от Алеппо султан Селим I разбил армию мамлюков[1] и вскоре без боя захватил Иерусалим, 9 декабря 1917 года в Иерусалим вошла армия британского генерала Алленби.[2] И все эти четыре столетия в Палестине было тихо и спокойно, захудалая часть Блистательной Порты дремала в восточной неге и даже несколько десятков тысяч олим Первой алии[3] из Российской империи и Румынии не разбудили это сонное царство.

Первый еврейский погром в Палестине[4] разразился на 3-м году британского правления, в апреле 1920 года. Про этот погром во время Песаха תר״פ можно прочесть в статье Сёма Давидович: АПРЕЛЬ 1920-ГО. ПОГРОМ В ИЕРУСАЛИМЕ.

Вскоре после него, получив на конференции в Сан Ремо Мандат на Палестину и не дожидаясь его подтверждения Лигой Наций, военная администрация была заменена гражданской и 30 июля 1920 года первый Верховный Комиссар Герберт Самуэл (Herbert Samuel), между прочим ставший ещё до Великой Войны первым министром-евреем в правительстве Его Величества, прибыл в Палестину. Подробнее об этом можно прочесть в статье Сёма Давидович: БЕЛОЕ И ЧЁРНОЕ Тридцать лет правления Британии в Палестине

02. «Мопсы»

Первый британский послевоенный Военный министр Уинстон Черчилль безуспешно пытался бороться с российскими большевиками на полях Гражданской войны в России.

Став 13 февраля 1921 года Министром колоний, он сделал всё возможное, чтобы не допустить «большевистскую заразу» на поля Палестины, ставшей частью Британской империи, достигшей после Войны максимальных исторических размеров и с того времени начавшаяся уменьшаться и уменьшаться, пока от неё не осталась только гибралтарская скала.

Во время поездки Черчилля по Палестине весной 1921 года Вейцман организовал ему встречу с молодыми евреями, строящими шоссе.

Черчилля интересовал главным образом вопрос: не большевики ли эти молодые рабочие-евреи? Служивший переводчиком Рутенберг[5] вспоминал:

«Этот вопрос очень его занимал. В результате расспросов Черчилль убедился, что переселенцы не были большевиками, но являлись людьми, «преданными идеалам труда», то есть рабочими-сионистами. Их целью было переустройство земли с помощью физического труда — в полях, на дорогах, на каменоломнях и на стройках»[6].

Но большевики из России в Палестине были, хоть и было их немного, несколько сот человек. В 1919 году в Палестине была создана партии מפלגת פועלים סוציאליסטית (Мифлагат Поалим Социалистим)[7], что означает «Социалистическая рабочая партия», сокращённо МПС, её членов в шутку называли «мопсим». Естественно, ни Вейцман, ни Рутенберг встречу с ними Черчиллю не организовали.

7 ноября 1920 года МПС расклеила в Яффо и Тель-Авиве плакаты с призывом всем трудящимся Палестины принять участие в социальной революции, не иметь больше ничего общего с «рабами британского штыка», отпраздновать 7 ноября, годовщину установления советской власти в России, и устроить забастовку. Плакат завершился следующими призывами:

«Да здравствует Пролетарский Интернационал 7 ноября.
Да здравствует Российская Советская Республика.
Да здравствует Коммунистический Третий Интернационал.
Да здравствует Социалистическая Палестина
».[8]

Три–четыре десятка человек с Красным флагом устроили в Яффо демонстрацию.

Добиться успеха на «еврейской улице» у «мопсим», численность которых на пике расцвета не превышала 300 человек, а штаб-квартира которых находилась в Яффо, не получилось. Попытка открыть филиал в Петах Тикве окончилась провалом.

«Не только еврейская буржуазия Тель-Авива, но и подавляющая масса еврейских рабочих не имели к ним никакого отношения и относились к ним с неподдельной враждебностью»[9]

Попытка проведения агитации среди арабов также не имела успеха, но арабы узнали об «еврейской опасности» для их образа жизни.

03. Две демонстрации

Накануне 1-го мая 1921 года, на который в тот день выпадала и православная Пасха, руководство партии Ахдут хаАвода[10] получила от губернатора Яффо разрешение на проведение первомайской демонстрации, взяв при этом обязательство своими силами обеспечить порядок при её проведении.

К Первомаю начали готовиться и «мопсы». Накануне, 30 апреля в Яффо были расклеены прокламации на иврите, идише и арабском, подписанные «Исполнительный комитет Коммунистической партии Палестины» с призывом пролетариев всех наций объединиться в борьбе за социальную революцию, а еврейских и арабских рабочих — присоединиться к свержению своих угнетателей и «победить ваших мучителей и тиранов». Призыв на иврите и идиш заканчивается следующим образом:

«Да здравствует Первое мая! Долой диктатуру буржуазии! Долой угнетение в Палестине!
Да здравствует международная солидарность еврейских и арабских пролетариев!
Да здравствует социалистическая мировая революция!
Да здравствует диктатура пролетариата! Вся власть Совету рабочих и крестьян Палестины!
Да здравствует гражданская война!
Да здравствует Советская Россия!
Да здравствует Третий Коммунистический Интернационал!
Да здравствует Коммунистическая партия Палестины!
«

Арабская версия заканчивается словами:

«Долой британские и французские штыки!
Долой арабских и иностранных капиталистов!
Да здравствует Третий Коммунистический Интернационал!
Да здравствует мировая социалистическая революция!
Да здравствует диктатура пролетариата!
Да здравствует Советская Палестина!
»[11]

Утром 1-го мая несколько десятков демонстрантов-мопсим отправились из Яффо в сторону Тель Авива. На их одежде были красные розетки, на плакатах на идише было написано:

Да здравствует Коммунистический Интернационал.
Да здравствуют свободные женщины коммунистического общества».
Да здравствует Первое мая! Долой английское угнетение!
Да здравствует социальная революция!
Да здравствует Советская Социалистическая Палестина!
«[12]

В 10 утра на главной улице Тель Авива, улице Герцль, началась легальная демонстрация лейбористов. В конце улицы, рядом с гимназией Герцлия[13] их колонна встретилась с подошедшей колонной палестинских большевиков, завязалась драка, в которой пострадала одна «мопсик».

Улица Герцль. Место столкновения колон. На заднем плане здание гимназии Герцлия, формой напоминающей художественную реконструкция Первого Иерусалимского Храма

Улица Герцль. Место столкновения колонн. На заднем плане здание гимназии Герцлия, формой напоминающей художественную реконструкция Первого Иерусалимского Храма

Полицейские вытеснили эту колонну из Тель Авива в пески пустыря между ним и Яффо.

04. Первая искра

К этому времени арабы Яффо, узнав о беспорядках в Тель Авиве и возмущённые большевистской демонстрацией,  собрались, многие с палками, на яффской стороне пустыря. Интересно сравнение арабов и евреев, данное в отчёте Комиссии по расследованию (дальше в тексте — Отчёт):

«Арабское население обычно очень послушно властям, и только когда возникают какие-то религиозные или расовые эмоции, с ними становится трудно справиться. Евреи менее послушны властям, и их труднее контролировать: с другой стороны, они менее склонны к тому внезапному проявлению насилия, которое характерно для араба, когда они возбуждаются в гневе в результате какой-либо действительной или предполагаемой несправедливости или провокации»[14]

Вскоре арабы покинули пустырь и устремились в яффский квартал Маншия, где жили и евреи, и арабы. По приведённым в книге[15] Тома Сегева[16] данным в то время в Яффо проживало около 45,000 человек, примерно половину составляли арабы, треть — евреи, остальные были христианами.

Интересное описание тогдашних Яффо и Тель Авива приведено в Отчёте:

Старый город [Яффо], лабиринт узких улочек, петляющих среди множества живописных старинных зданий, расположен близко от набережной и населен в основном мусульманами; но и у христиан, и у евреев есть магазины и офисы в этом квартале и рядом с ним. Вдоль морского берега на юге находится современный пригород Аджами, населенный мусульманами и христианами, а на севере, населенный мусульманами и евреями, находится квартал Маншиа, через который проходит главная улица, вдоль которой с обеих сторон расположены магазины, в основном принадлежащие. евреям. … Между Маншиа и более бедным кварталом, известным как «Оловянный город», который является северным продолжением Маншиа вдоль моря, находится песчаное пространство, отделяющее эти кварталы от Тель-Авива. Это песчаное место было местом важных событий утром 1 мая. Тель-Авив — это хорошо построенный квартал с собственной ратушей и муниципалитетом, который мало чем отличается от небольшого современного континентального пригорода.

… К востоку от Яффо и его окрестностей находятся апельсиновые рощи и сады.

Вид с берега на Яффо

Вид с берега на Яффо

Лабиринт узких улочек. Они были уничтожены британцами в 1936 году при подавлении восстания 1936-39 годов

Лабиринт узких улочек. Они были уничтожены британцами в 1936 году при подавлении восстания 1936-39 годов

И интересна характеристика жителей:

Трудящиеся-неевреи Яффо, составляя компактную общину, во многом отличаются от европейского пролетариата. Есть большое количество лодочников, носильщиков, ремесленников и рабочих, населяющих преимущественно старый Яффо, Маншиа и «Оловянный город». Они общительны, легковерны, возбудимы, охотно собираются в толпы в любой момент, когда возникает какая-либо причина возбуждения; но у мусульман нет классового сознания, как у европейского пролетариата, разрывающего узы расы и религии. Классов в европейском понимании этого слова нет.

В Яффо, как и в большинстве портов, есть заметные проявления грубости и плохих характеров.

«Старые» евреи Палестины всегда вели более или менее обособленный образ жизни, верные своей расе и религии, терпеливые к невзгодам, равнодушные к понятию социальное равенство, но живущие в дружеских отношениях со своими соседями. Еврейские сельскохозяйственные колонисты европейского происхождения[17] основали процветающие общины, чему способствовала щедрость европейских единоверцев, а также собственный интеллект и трудолюбие. Они также жили отдельной жизнью, но подали хороший пример своим соседям как мирные и трудолюбивые земледельцы.

«Новые» евреи, связанные с сионистской иммиграцией[18], принесли с собой европейский образ мышления, политически настроены и склонны к продвижению в своих взглядах на общественные вопросы. Они создали профсоюзные организации с обычными публичными демонстрациями и забастовками, характерными для европейской рабочей активности. До 1 мая 1921 г. за такой деятельностью пристально наблюдали арабы, но они считались внутренним делом евреев, и не вызывали общих беспорядков»[19]

05. Свидетельства очевидцев

Свидетельства очевидцев погрома, и евреев, и арабов, и британцев, были сходны: арабские мужчины вламывались в еврейские дома и убивали их жильцов, после приходили арабские женщины и грабили. Вооружённые дубинками, ножами, саблями, и в некоторых случаях пистолетами, арабы нападали на еврейских прохожих и разрушали еврейские дома и склады. Они избивали и убивали евреев, включая детей, в их домах, в некоторых случаях они раскалывали череп своей жертвы.[20]

В своей книге Том Сегев приводит показания двух британских военных, приехавших в свой отпускной день, 1-е мая выпало на воскресенье, в Яффо погулять по городу, сделать покупки на рынке, и оказавшихся в центре беснующейся толпы.

«Вокруг в истерике бегали люди, размахивая деревянными досками и железными прутьями. Реджинальд Самуэль Фостер не верил глазам своим — он увидел человека, бравшего у людей ножи и точившего их на камне, ножи были очень длинными, свидетельствовал он потом. Он чувствовал, что должно произойти что-то страшное. Фостер и его спутники проскользнули в расположенный поблизости французский госпиталь, чтобы защитить женщин, объяснил он. Он поднялся на крышу здания, откуда он услышал выстрелы. Его приятель, старший сержант Евклид Броокс Вагнер, остался на первом этаже, его жена от волнения упала в обморок. Потом Вагнер тоже поднялся на крышу, но ничего не увидел и вскоре спустился проведать жену. В это время Фостер увидел толпу, пытающуюся сломать ворота в соседнем здании.

Реджинальд Самуэль Фостер, который продолжал находиться на крыше французского госпиталя, услышал женский пронзительный крик и увидел, как несколько мужчин гнались за девочкой лет четырнадцати. Девочка упала. Фостер увидел, как мужчина ударил её железным прутом. Сержант Вагнер то спускался с крыши, чтобы проверить самочувствие жены, то возвращался на неё, он увидел бегущего человека, за которым гнались преследователи. Они схватили несчастного за одежду и повалили на землю. Его, лежащего, толпа начала избивать железными прутьями, прыгать на нём и потом он был пронзён металлическим прутом. Несколько минут спустя Вагнер увидел другого лежащего на земле человека, его насмерть забили деревянными досками.

Позже Вагнер рассказал про всё это комиссии по расследованию. Его спросили, не собирался ли он выйти на улицу, чтобы попробовать что-нибудь сделать. Его ответ охарактеризовал дилемму, с которой столкнулись британцы в Палестине: «Когда мы сталкивались с проблемой, возникшей между евреями и арабами, мы не думали, что мы должны вмешиваться. Кто мы такие, чтобы останавливать. Это было не нашим делом«[21].

06. בית החלוץ

Эти британские военные стали свидетелями нападения наבית החלוץ[22], Бейт хаХалуц, общежитие, в котором тогда проживали около 100 недавно приехавших новых олим. Арабские соседи с ужасом смотрели, как из здания выходят молодые пары и взявшись, о ужас! за руки идут к морю купаться. А яффский губернатор рассказал, что получал жалобы на то, что молодые евреи и еврейки купаются вместе голыми.[23]

Бейт хаХалуц

Бейт хаХалуц

Мемориальная доска на здании

Мемориальная доска на здании

Текст гласит:

В годы תרע״ח תרס״ע (1921–1918) этот дом был «домом олимов». Дом был создан «Сионисткой комиссией» Сионистской организации и жили в нём пионеры Третьей алии после того, как они сходили на берег.
В день בכ״ג בניסן ה’תרפ״א (1.5.1921) на этом месте были убиты 14 халуцим, которые яростно боролись с нападавшими, пока не пали под их ударами.

Описание Бейт хаХалуц, данное в Отчёте, где оно названо «Иммиграционным домом»:

Главное здание Иммиграционного дома, с цокольным и вторым этажами, выходит на главную улицу, а внутренний двор примыкает к нему с севера по той же улице. За главным домом находится здание с цокольным этажом и мансардой, которое использовалось как столовая, читальный зал и офисы, также там находилась комната поварихи. У восточной стены двора — здание из рифленого железа, используемое как кухня и прачечная. Входные двери во все эти постройки находятся во дворе. Есть четыре способа входа во двор: центральные ворота с двумя большими дверями и небольшая дверь, которой обычно и пользовались. То, что обычно называют боковой дверью, находится в северо-западном углу и ведет в проход, ведущий во двор. Есть еще два входа: один между главным зданием и французской больницей, другой к югу от кухни и прачечной.[24]

Согласно Отчёту, около часа дня губернатор, получив сведения о пытавшейся ворваться в Бейт хаХалуц (в Отчёте сказано, что арабы утверждали — евреи их обстреляли), отправил туда начальника тюрьмы, главного инспектора полиции Тофика Бея (он служил полицейским начальником ещё при турках) и двух полицейских выяснить ситуацию. Придя на место и увидев толпу, осаждавшую здание, начальник, оставив полицейских у ворот, отправился по другим делам. Вернувшись, он обнаружил, что эти полицейские стреляют по воротам. Приказав им прекратить огонь, а толпе разойтись, начальник отправился домой обедать. Ворота были взломаны толпой, потекла кровь, но остававшийся на тот момент на месте полицейский инспектор[25] тоже пошёл домой пообедать. Толпа ворвалась внутрь, некоторые мужчины пытались выбежать на улицу и были забиты до смерти топорами, палками и деревянными досками, другие были убиты во дворе общежития. Выстрелом через окно была убита одна женщина, несколько выбежавших на улицу женщин было ранено и их укрыл арабский сосед.[26]

Евреи оказывали сопротивление — из окон летели камни, на улице взорвались две бомбы. В нападении на Бейт хаХалуц 13 евреев убиты и 24 ранены; один араб убит и четверо ранены.[27]

В отчёте особо выделено:

Возможно, самым отвратительным инцидентом стало поведение одного из арабских полицейских. Поначалу женщины считали его защитником, но он воспользовался царящим террором, чтобы отнять у них их небольшое имущество, а двоим он сделал неприличные предложения, сказав им, что он еврей, и угрожал расправой, если они откажутся выполнить его требования. Но они сумели сбежать. Этот человек был осужден особым судом по делу о преступлениях, совершенных во время беспорядков, и приговорен к 13 годам лишения свободы.[28]

Том Сегев описывает этот эпизод более красочно:

Дебора Мелер, хозяйка дома, оказалась в ловушке, спрятавшись в углу с одной из девушек, которую она укрыла собой. Полисмен захотел девушку. Мелер попыталась её защитить, но полицейский ударил её в голову. Мелер попыталась откупиться от полицейского, предложив ему золотое ожерелье, но этого ему оказалось недостаточно. Мелер показала жестом, что у неё больше ничего нет. Он жестом показал, что у неё есть кое-что, что ему нужно и начал расстёгивать штаны. Когда она попыталась убежать, он выстрелил в пол, чтобы её напугать и начал задирать её юбку. Мелер опять попыталась сбежать и он снова выстрелил в пол. В конце концов ей удалось вырваться и убежать, полицейский выстрелил ей вдогонку, но промахнулся. [29]

07. Убийство писателя

Сегодня в Израиле имя Абу Кабир прежде всего ассоциируется с израильским Национальным центром судебной медицины, расположенным в Южном Тель Авиве. В 1921 году на этом месте находилась арабская деревня, основанная ещё в 1832 году во время египетского владычества в Палестине. Деревня была яффским пригородом, отделённым от города апельсиновыми рощами. На одной из улиц, Ramleh Road, стояло в отдалении здание, носившее название «Красный дом». Его арендовал недавно совершивший алию из уже Советской России (тогда это ещё было можно) Иехуда Ятцкер. В России он занимался кормом для рогатого скота, в Палестине стал молочным фермером и имел несколько коров. Дом был просторный и Иехуда сдавал несколько комнат постояльцам-евреям. В одной из них жил среднего возраста человек, с нехарактерной для еврея внешностью, измождённым лицом, с густой чёрной бородой и выступающими скулами. В комнате стояли раскладушка, простой стол, и ящик вместо стула.

Этим постояльцем был Йосеф Хаим Бреннер, один из основоположников ивритской литературы.

יוֹסֵף חַיִּים בְּרֶנֶר, Йосеф Хаим Бреннер,  родился в 1881 году в бедной еврейской семье в местечке Новые Млины Черниговской губернии, учился в ешиве, потом переехал в Гомель, где начал литературное творчество. В 1902 году был призван в армию, когда началась русско-японская война дезертировал и смог добраться до Лондона, где стал редактором ивритского литературного журнал המעורר, «XaMeorer» (Будильник), cтал активистом еврейской социал-демократической рабочей партии «Поалей-Цион»[30]. В 1909 году совершил алию, сначала работал на ферме в Хадере, потом журналистом в Иерусалиме. Во время 1МВ получил османское гражданство и преподавал в гимназии Герцлия, в 1919–1920 годах был редактором литературного ежемесячного приложения האדמה, «хаАдама» (Земля), печатного органа партии Ахдуд хаАвода קוּנטרס, «Контрас» (Брошюра, Памфлет.)

Весной 1921 года он был занят редактированием писем убитого недавно Иосифа Трумпельдора.

Сегев написал про Бреннера:

Бреннера окружала атмосфера мальчишества, он выглядел мечтателем, романтиком, меланхоликом и очень русским. Когда он приехал в Палестину он носил густую бороду, которая добавляла к его харизме. «Мы все льнули к нему с любовью» написал один из его поклонников.

К нему относились как к проповеднику еврейского секуляризма, он выглядел измождённым (мрачным) с выступающими скулами, что придавало его лицу славянский облик, но его поклонники находили у него еврейскую мужественность, вдохновляемую почти эротической страстью к земле. Однажды ночью после лекции один из его учеников провожал его до его дома. «Неожиданно Бреннер упал на вспаханное поле», написал он, «взял горсть земли, поцеловал её и плача воскликнул: Земля Израиля, станешь ли нашей?»

Бреннер писал страстно и яростно, порой злобно и враждебно. Философски он искал пути отделить себя от еврейской жизни в изгнании, как тогда называли диаспору. В его рассказах евреи диаспоры были презрены, дегенеративны, хитры и мерзки. Его описания были почти антисемитскими, и он часто оказывался в центре яростных споров. Его критики обвиняли его в самоненависти. Но, по правде говоря, новая ивритская культура никогда не изменяла свою еврейскую сущность. Более того, Бреннер принадлежал к еврейской литературной среде, наиболее процветающей на иврите и на идише, более могущественной вне Палестины, чем в ней самой. Наиболее значительные литературные фигуры, как Бялик, Ахад Ха’ам и Черняховский ещё не поселились в Палестине, и Ш.Й. Агнон недавно уехал надолго в Европу. И когда однажды Бреннер переехал в Палестину, это фактически означало, что Бреннер предпочёл жизни среди евреев в изгнании, жить рядом со своими арабскими соседями.[31]

Йосеф Хаим Бреннер. Портрет работы Дани Кермана

Йосеф Хаим Бреннер. Портрет работы Дани Кермана

Вечером в «Красный дом» из Тель Авива послали машину, чтобы вывезти оказавшихся в западне его жильцов. Но в машине было только 3 места…

Утром следующего дня шестеро оставшихся: писатель Йосеф Хаим Бреннер, писатель Цви Гогиг (Бергегрин) — 25 лет, хозяин дома Иегуда Ицкар — 45 лет, его сын Авраам Ицкар — 19 лет, писатель Йосеф Луидор — 28 лет, и писатель Цви Шац, зять Ицкара — 31 год, решили самостоятельно добираться до Тель Авива. Но далеко они не ушли. Рядом с домом было арабское кладбище, и беглецы столкнулись с похоронной процессией убитого накануне арабского мальчика. Если бы они остались дома!

Их тела были обнаружены вечером поисковой группой, в которую входил рабочий лидер Берл Кацнельсон. Бреннер и Шац[32] были застрелены, остальные были забиты на смерть палками и зарублены топорами. К тому времени, когда полиция разрешила забрать тела, одно тело исчезло и так никогда и не было найдено. Убийцы изуродовали жертвы,…
Агнон написал, что Бреннер «освятил свою жизнь своей смертью и освятил свою смерть своей жизнью«..[33]

Открытка с фотографией тела Бреннера

Открытка с фотографией тела Бреннера)

08. Подавление погрома

В отчете Комиссии по расследованию приведена тогдашняя численность и состав яффской полиции: Двое офицеров были британцами, пять офицеров и 141 рядовой полицейский — мусульманами, два офицера и 19 рядовых — христианами, один офицер и 21 рядовых — евреями.

В отчёте деликатно замечено, что

«…гражданская полиция в целом была теперь совершенно неэффективной либо потому, что чувствовала себя неспособной справиться с беспорядками, либо потому, что расовые страсти стали заразительны, и они не хотели предпринимать никаких усилий,чтобы сдержать гнев своих соплеменников. Трудно полагаться на показания лиц, участвовавших в рукопашном бою, но у нас сложилось мнение, что с этого времени полиция стала пристрастной, что подтверждается последующими судебными разбирательствами
Поведение военных вызывало восхищение во всем.[34]

Хотя и действовали с опозданием.

Британский Верховный Комиссар Герберт Самуэл был потрясён известием о начавшихся в Яффо беспорядках. А пока он совещался со своими помощниками о мерах, которые необходимо было срочно принять для прекращения беспорядков, «леди Самуэль ходила взад и вперёд по длинному коридору Augusta Victoria бормоча: «Они убивают наших людей, они убивают наших людей.»[35]

В Яффо были направлены два высокопоставленных чиновника Самуэла, оба сторонники сионистов, Виндхем Дидес (Wyndham Deedes)[36] и Норман Бентвич (Norman Bentwich). Верховный комиссар Египта, ставший 2 года назад фельдмаршалом, освободитель Палестины от османов Эдмунд Алленби отправил эсминцы в Яффо и Хайфу, правда корабли прибыли только 5-го[37] мая.

Нападение на Бейт хаХалуц прекратил одним выстрелом в воздух британский начальник полиции порта, которого привёл на место один из евреев — портовых чиновников.

Только без четверти четыре вечера из военного лагеря Сарафанд около города Лида, (сегодня — Лод, а Сарафаед — сегодня это известный всем израильтянам Црифин), прибыл на грузовиках отряд солдат численностью около 80 человек и приступил, как теперь принято говорить, к «зачистке» квартала Маншия. Потом прибыли ещё отряды с броневиками.

В это время в лагере Црифин были дислоцированы ещё не демобилизованные солдаты знаменитого Еврейского легиона, или Полка, созданного в конце войны по инициативе Жаботинского и Трумпельдора. (См. статью Сёма Давидович: Евреи и Великая (1 Мировая) Война. 5.2. Еврейский полк) Вступившие в полк «портные Уайтчепела» и американские добровольцы давно вернулись домой, оставалось подразделение «First Judaeans» (или The First Jewish Battalion of Judea), состоящее из палестинских солдат-добровольцев, записавшихся в британскую армию после захвата ею юга Палестины. (Север, включая Галилею, оставался в руках турок до конца войны.) Командовал ими, родившийся в Белгороде и выросший в Реховоте, офицер австралийской и британской армий, подполковник Элиэзер Марголин (Eliezer Margolin)

Eliezer Margolin 1874 — 1940

Eliezer Margolin 1874 — 1940

Марголин получил известие о беспорядках вечером 1-го мая и на следующий день на автомобиле прибыл на место событий[38]. Он получил разрешение вооружить 18-ю турецкими винтовками, хранившимися у начальника портовой полиции, находившихся в Тель Авиве демобилизованных солдат Еврейского полка, которые начали патрулирование улиц. Кроме того в Тель Авиве находились 17[39] вооружённых еврейских солдат прибывших самовольно ночью. Первоначально британские военные власти угрожали Марголину  трибуналом, но в результате отправили его в почётную отставку и приказали покинуть страну, Еврейский полк был окончательно распущен. Прах скончавшегося в Австралии Марголина в декабре 1949 года был доставлен в соответствии с его завещанием в Израиль и захоронен рядом с могилой его родителей. В церемонии принял участие бывший солдат Еврейского легиона премьер-министр Израиля Бен Гурион. В 1956 году в Реховоте был открыт мемориал Марголина.[40]

В отчёте Комиссии по расследованию дано следующее описание событий и предпринятых властями мер[41]:

В понедельник 2-го мая в Яффо прибыли дополнительные силы, в результате чего численность войск в городе составила около 200 человек. Изолированные еврейские семьи были эвакуированы, а иммигранты, все еще находящиеся в Бейт хаХалуц, доставлены в Тель-Авив. Среди арабов распространились слухи о том, что евреи убили двух арабских детей, толпа направилась в сторону Тель-Авива, но была остановлена британским броневиком. Впоследствии пропавшие дети были найдены невредимыми.

На следующий день, во вторник 3 мая из Иерусалима прибыл эскадрон 31-го (индийского) уланского полка в составе около 120 человек и двух британских офицеров.

3-го мая было объявлено наконец «Военное положение» в Яффо и окрестностях, демобилизованным еврейским солдатам, которым накануне было роздано 18 турецких винтовок было приказано их сдать, как и дубинки, которыми они вооружились, и снять с себя военную форму.

Цензура обязала редакторов газет «воздерживаться от публикации какой-либо информации или новостей, касающихся текущих событий». Газета «Гаарец», уже готовая к печати с сообщениями о событиях предыдущих двух дней, была напечатана с оставшейся незаполненной страницей.[42]

Надо отметить, что в этот раз евреи не вели себя только как беззащитные жертвы. Том Сегев пишет:

На следующее утро [2 мая] вооружённые евреи появились на яффских улицах с намерением отомстить.
Сообщения арабов об еврейском насилии были очень похожи на свидетельства евреев об арабских буйствах. Евреи грабили дома и склады. Они врывались в арабские дома, избивая и убивая их жителей, в одном доме были убиты ребёнок и женщина. Горбун-араб и его дети были убиты в апельсиновой роще, их тела были изуродованы. Еврейский полицейский принял в этом участие.
[43]

Беспорядки в Яффо продолжались до полудня 3 мая.

Но через день запылало в других местах подмандатной Палестины.

09. Беспорядки по стране

Искры вспыхнувшего в Яффо пламени разлетелись по стране. 5-го и 6-го мая произошли нападения на евреев в Петах Тикве, Хадере и Реховоте. Общей чертой, в отличии от Яффо, стала готовность этих еврейских поселений к нападению. Вот очень краткий обзор произошедшего.

Петах Тиква

На расстоянии около 11 км к северо-востоку от Яффо была расположена первая в Ишуве сельскохозяйственная колония פתח תקוה, Петах Тиква (Врата Надежды), основанная ещё 1878 году, до начала Первой алии, спустившимися из Иерусалима религиозными евреями. Впрочем тогда других и не было. В 1921 году в Петах Тикве проживало около 3-х тысяч евреев[44]. В 1903 году недалеко от Петах Тиквы было основано её поселение-спутник כפר סבא, Кфар Саба, до войны в нём было 22 дома. В 1912 году был основан рабочий посёлок (мошав) עין חי, Эйн-Хай (позднее כפר מל»ל, Кфар-Малаль), в котором в то время было всего 4 дома,[45] так и оставшийся в отличии от Кфар Сабы — сегодня одного из самых процветающих городов Израиля — небольшим посёлком с населением немногим больше 300 человек.

В отчёте Комиссии приведён рассказ свидетеля:

Во вторник утром, 3 мая, арабские рабочие пришли на работу как обычно. Проработав несколько часов, они вернулись в дома, сдали свои инструменты и инвентарь и вернулись в свои деревни. Я спросил одного из моих рабочих из Калкилии: «Почему ты бросаешь работу и идешь в свою деревню?» — и он сказал мне: «Вчера вечером в нашей деревне было большое собрание, и было решено напасть на Яффо, а мы пошли в Кфар. Сабу… Он сказал, что «рабочие не обратили внимания на решение большинства и приступили к работе в обычном режиме, но через несколько часов из Калкилии прибыл посыльный, чтобы позвать их обратно в деревню». Он добавил, что работник посоветовал ему отправиться в Петах-Тикву и пообещал присмотреть за его имуществом.[46]

Из Кфар Сабы обратились к уже созданному в Петах Тикве Комитету обороны под руководством Авраама Шапиро с призывом о помощи, но получили ответ, что нельзя дробить свои силы и им надо эвакуироваться. Жители этих двух поселений ушли в Петах Тикву, оставив своё имущество и дома, которое было разграблено и подожжено арабами.

Комитет обороны разработал план с тремя линиями обороны. Первая, внешняя, линия представляла собой отряд конницы, который должен был выступить вперёд при приближении арабов.

Отряд конной охраны. Петах Тиква 1920 год

Отряд конной охраны. Петах Тиква 1920 год

Вторая линия опоясывала всю колонию по её окраине.

Третья, внутренняя линия в центре, в укреплённых зданиях, где должны были укрыться женщины и дети в случае прорыва второй линии.

Защитники Петах Тиквы

Защитники Петах Тиквы

Рано утром 5-го мая был обнаружен отряд арабов около 400 человек, приближавшихся с севера к Петах Тикве. Навстречу им направился конный отряд, арабы начали стрелять по всадникам, которые были удобной мишенью, конный отряд спешно отступил ко второй линии обороны. Во время отступления был убит один из руководителе обороны Петах Тиквы Авшалом Гиссин, в прошлом офицер турецкой армии. Арабы воодушевились, подошли вплотную ко второй линии обороны и возникла реальная опасность их прорыва в посёлок.

Ситуация резко изменилась, когда прибыли индийские кавалеристы из гарнизона, расположенного в Рош хаАина, находящегося на расстоянии около 10 километров от Петах Тиквы, куда были посланы гонцы с просьбой о помощи. Солдаты открыли огонь, арабы отступили.

Кроме того был обнаружен другой отряд тоже численностью около 400 человек, направлявшийся к Петах Тикве с юга. Из Рамле был послан самолёт, лётчик увидев, что около 20 человек из этого отряда были с винтовками, сбросил перед ними 4 бомбы, арабы отступили.

Всего при нападении на Петах Тикву погибло 4 еврея и 12 было ранено. Британцы убили 28 арабов и 15 ранили.[47]

Памятник защитникам Петах Тиквы Аврааму Шапиро и Авишалому Гисину

Памятник защитникам Петах Тиквы Аврааму Шапиро и Авишалому Гисину

Хадера

Сельскохозяйственная колония Хадера была основана в период Первой алии, в 1891 году членами группы Ховевей Цион[48] из Латвии и Литвы.

В отчёте Комиссии по расследованию дано такое описание Хадеры 1921 года:

Хедера — еврейская сельскохозяйственная колония с деревней, расположенной на возвышенности, окружённой песчаной, но обычно возделываемой равнине Филистии, примерно в 2 милях от моря, между Яффой и Кесарией. Деревня хорошо застроена с домами европейского типа и улицами из мягкого песка, вся опоясанная и засаженная эвкалиптовыми деревьями. Это приятное место, и колонисты производят впечатление крепких и здоровых людей. Они выглядят такими, какие они есть, — сельскохозяйственной общиной, и они создали процветающее маленькое сообщество благодаря своему собственному постоянному производству. Их число составляет около 600 душ, и до недавних волнений они нанимали от 400 до 500 арабских рабочих, из окрестных деревень, которые обычно проживали в колонии, за исключением периодических посещений своих деревень.[49]

К 6-му маю слухи о том, что в Яффо евреи, которые как известно все большевики, и которые против собственности, правительства, брака и религии, убивают мусульман, включая детей, дошли до Тулькарема, который комиссия охарактеризовала как «большую деревню или маленький городок». Сами хадерские евреи обвинялись в том, что они задержали от 100 до 150 работавших в Хадере арабов и заперли их в конюшне и дворе при ней.[50]

Утром толпа арабов подошла с юго-востока к Хадере, защитники колонии открыли огонь и не дали погромщикам проникнуть в центр посёлка[51], но погромщики проникли на его окраину.

Тем временем посланцы из колонии добрались до железнодорожной станции Хадера Мизрах (Восточная) и из Рамле был вызван самолёт. Лётчик обнаружил на расстоянии около 5 километров от Хадеры толпу из примерно 500 арабов, и чтобы напугать толпу сбросил несколько бомб и открыл огонь из пулемёта. Толпа рассеялась, горючее в самолёте подходило к концу, и лётчик полетел в Дженин, чтобы связаться с начальством и получить указания. Когда в 12:30 он вернулся и стал облетать Хадеру, то он увидел грабежи и поджоги домов. Он обстрелял толпу из пулемёта и сбросил бомбы. Погромщики запаниковали и бежали вместе с мешками с награбленным добром. (Тогдашний Министр колоний Уинстон Черчилль, большой поклонник авиации и сам учившийся пилотировать самолёты, был прав, когда считал, что использование авиации необходимо для поддержания порядка на безграничных просторах Империи.)

Когда с запозданием в Хадеру пришли британские солдаты, то всё было кончено. Никто из евреев не пострадал, 14 домов были разграблены, несколько подожжено[52].

Было убито 3 и ранено 4 арабов.[53]

Дом семьи Котляр

Дом семьи Котляр

Реховот

Реховот был основан на Приморской равнине в примерно 20 километрах южнее Яффо в 1890 году, в Первую алию, олимами из Польши. Согласно переписи 1922 года в то время в Реховоте проживал 1241 еврей (и 1 араб)[54] Он находился на расстоянии немногим более 6-ти километров от Рамле на дороге, соединяющей её с Газой.

6 мая 1921 должен был отмечаться праздник мусульманского пророка Наби Салеха. Руководители арабской общины в Рамле обещали властям, что никаких беспорядков не будет и получили разрешение на проведение праздника, на который собралось от 25 до 30 тысяч человек.

После окончания праздника толпа с криками «Долой евреев!»[55] направилась в Реховот. Его жители, как и жители Петах Тиквы и Хадеры успели подготовиться и выстрелами встретили приблизившуюся толпу. Здесь, в отличие от Хадеры, им удалось не позволить арабам проникнуть в колонию.

Правда в Отчёте комиссии главная заслуга в защите Реховота приписана прибывшим на место британским солдатам.

В результате в попытке нападения на Реховот было убито 3 арабов и 5 ранено. Среди евреев пострадавших не было.

10. Результаты и последствия

На иврите погром в Яффо и нападения на еврейские колонии принято называть  פרעות תר״א — «События 5681 еврейского года», который начался в воскресенье в Тишри, или 13 сентября 1920 года, и закончился в 29-й день элула, 2 октября 1921 года.

Как и обычно в таких случаях, власти учредили комиссию по расследованию. Главой её был назначен Председатель Верховного суда в Палестине Томас Хайкрафт (Thomas Haycraft), двое других членов комиссии являлись правительственными служащими. Комиссия выпустила подробный отчёт, в начале которого дала обзор ситуации в стране, предшествующей беспорядкам, привела своё мнение об их причинах и дала подробное описание по дням произошедших событий с таблицами убитых и раненных, как евреев, так и арабов с разделением на пострадавших от пуль, бомб, ударов саблями и дубинками.

Заглавный лист отчёта

Заглавный лист отчёта

Таблица 1. 1 мая

Таблица 2. Сводная таблица[56]

Как видно из таблицы, почти все евреи погибли в Яффо. В Реховоте и Хадере, благодаря организованной евреями обороне, они, без потерь, продержались до прихода британских солдат. (В статье[57] Еврейского телеграфного агентства JTAВ, посвящённой 10-летней годовщине погрома приведены немного другие цифры относительно арабов: 42 убитых и 64 раненных.)

Арабы были убиты и ранены как британцами, так и оказавшими сопротивление погромщикам евреями.

Комиссия пришла к выводу, что «основной причиной беспорядков в Яффо и последующих актов насилия было чувство среди арабов недовольства враждебности к евреям, вызванное политическими и экономическими причинами и связанное с еврейской иммиграцией,» а несанкционированная первомайская демонстрация явилась лишь «непосредственной причиной беспорядков в Яффе 1 мая… «, большинство жертв которых составили евреи. При этом «основная масса евреев настроена против большевизма и не ответственны за большевистскую демонстрацию«. Сама же вспышка не была заранее запланированной, а была вызвана чувством расовой вражды арабов к евреям. «Беспорядки быстро переросли в антиеврейский бунт, при этом большая часть мусульманской и христианской общин не противодействовала ему, хотя и не поощряла насилие. В то время как некоторые из образованных арабов, похоже, подстрекали толпу, руководство обоих общин каковы бы ни были их чувства, помогли властям уладить проблему. 

Сионистское движение всегда утверждало, что арабы и евреи могут мирно жить вместе в Палестине. Увы, разразившиеся в мае беспорядки показали, что прошлогодний апрельский погром в Иерусалиме не оказался уникальным событием. Теперь, утверждал Бен Цви[58] «если весь арабский мир против нас, мы так и должны сказать это«. Ему возразили, что любое утверждение, что еврейское присутствие в Палестине неизбежно ведёт к насилию, будет только служить арабской пропаганде. Сионисты должны продолжать утверждать, что столкновения явились результатом преднамеренной пропаганды и не выражают реальные чувства арабов.[59]

В выводах комиссии ничего не сказано об изменении политики по иммиграции евреев в Палестину, рекомендовано было только улучшить работу полиции. Но решение об изменении этой политики, к ужасу руководства Ишува, было незамедлительно принято властями Мандата. Может поэтому один из участников обсуждения назвал произошедшее Холокостом[60]. До гибели 6 миллионов оставалось четверть века.

Прежде всего Самуэл попросил Алленби разрешить перенаправить в Египет корабли с приближавшимися к берегам Палестины 300 репатриантами. Алленби отказался и Самуэл приказал вернуть корабли в Стамбул.

Еще до того как комиссия закончила свою работу, 3 июня 1921 года, в своём выступлении в честь дня рождения короля Британии Георга V Самуэл произнес речь, в которой изложил основные принципы новой политики, направленной на успокоение арабов.

Главными моментами были:

— масштабы репатриации должны быть приведены в соответствие с экономическими возможностями Палестины. Другими словами, с этого момента количество еврейских иммигрантов ограничивалось, при этом учитывался тот вклад, который новоприбывшие могли внести в развитие благосостояния страны.

— не будет создано еврейское правительство, которое возьмет на себя обязанности по управлению мусульманско-христианским большинством, и что все без исключения жители страны примут равное участие в формировании органов власти.

Узнав, что погром начался с демонстрации яффских большевиков, Черчилль дал строжайшее указание Верховному комиссару Самуэлю не впускать еврейских большевиков в Палестину и что «следует без промедления и отсрочки изгнать из Палестины всех виновных в подрывной агитации«. А выступая в Парламенте Черчилль заявил:

«Делаются все возможные усилия, чтобы обеспечить въезд в Палестину только добропорядочных граждан, которые будут обустраивать страну. Мы не можем допустить, чтобы страна была наводнена большевистским сбродом, жаждущим свергнуть правительственные устои, как они это уже сделали в той стране, откуда прибыли«[61]

Через несколько месяцев иммиграция возобновилась.

По приказу Верховного комиссара уже 11 мая[62] «квартал Тель Авив» административно был отделён от Яффо, многие еврейские жители Яффо бежавшие из города во время погрома переехали в Тель Авив. Если до погрома еврейское население Яффо составляло около 15 тысяч, треть всего населения Яффо[63], то по переписи 1922 года оно составило 5,087 человека[64]. Население же Тель Авива увеличилось с 3,600[65] в 1914 году до 15,065[66] в 1922 году.

3 июня была опубликована Белая книга 1922 года по Палестине, которую часто называют Белой Книгой Черчилля. [67] Главным в этом достаточно коротком, менее 2 тысяч слов документе было:

— Великобритания не отказывается от Декларации Бальфура и еврейская иммиграция будет продолжаться, но с учётом экономической ёмкости страны;[68]

— права арабов этим не ущемляются, а ожидания, сионистов, что «Палестина должна стать такой же еврейской, как Англия является английской» неосуществимы;

— в состав Законодательного Собрания, кроме избираемых членов, будут введены британские чиновники.

Историк אביבה חלמיש, Авива Халамиш[69] подытожила результаты разразившихся беспорядков:

События 1921 года способствовали формированию модели, которая неоднократно воспроизводилась в мандатный период: арабы прибегали к насильственным методам в борьбе против евреев (и британской администрации); назначалась комиссия по расследованию; комиссия излагала свои выводы по поводу случившегося; исходя из этих выводов, правительство вырабатывало новую политическую линию в отношении палестинского вопроса. В целом, можно сказать, что при помощи насилия арабы добились значительных результатов в политической сфере.[70]

11. Спустя 27 лет

29 ноября 1947 года Генассамблея ООН резолюцией №181 приняла рекомендации комиссии ООН, UNSCOP, о разделе Палестины: 33 за, 13 против, 10 воздержались (включая Великобританию). На следующий день, 30 ноября, у мошава Кфар-Сиркин недалеко от Петах Тиквы пришедшие из Яффо террористы напали на автобус с евреями. 5 пассажиров было убито и несколько ранено.

По плану раздела территория подмандатной Палестины должна была быть разделена на Еврейское государство, Арабское государство и район большого Иерусалима, который должен был остаться под управлением ООН.

В Таблице 3 приведена расчётная, основанная на официальных данных на конец 1946 года, численность населения этих новых государств и территории под интернациональным управлением.

Талица 3.

В последний момент для того, чтобы по возможности уменьшить процент арабского населения создаваемого Еврейского государства, Яффо было решено включить в состав Арабского государства.

На карте раздела хорошо видно, что он должен был стать анклавом внутри территории Еврейского государства.

В разных источниках приводятся немного отличающиеся одна от другой цифры тогдашнего населения города.

В подготовленном в 1945-46 годах для англо-американского комитета по расследованию отчёте[71] указано, что по состоянию на конец 1944 года ориентировочная численность населения Яффо составляет: всего 94,310, арабы 50,880, евреи 28,000, христиане 15,400, другие — 30. Бенни Морис в своём труде[72] THE BIRTH OF THE PALESTINIAN REFUGEE PROBLEM (Рождение проблемы палестинских беженцев), данные из которого широко использованы при написании этой главы, приводит цифру в 80-90 тысяч. Яффо тогда был одним из главных центров арабской общины Палестины, в нём размещалась большая часть арабских газетных систем и партийных учреждений, жило много интеллигенции.

30 ноября арабскими ополченцами начался обстрел Тель Авива, по апрель 1948 г. было убито около 170, ранено около 1000 евреев, около 17 тысяч жителей районов, граничащих с Яффо, были вынуждены бежать в центр Тель-Авива и на север.[73]

Последовали еврейские ответные удары. 2-го декабря Хагана взорвала дом в Абу-Кабире, а 6-го-члены ЭЦЕЛ подожгли несколько зданий, в результате чего погибли по меньшей мере два человека.[74]

Ситуация в городе ухудшалась с каждым днём, и жители опасались, что дальше будет только хуже

9 декабря разведка Хаганы сообщала: «Экономические условия в Яффо плохие. Цена на муку выросла. Арабские беженцы спят на улицах города. . . Зажиточные семьи уезжают из городов вглубь страны. Богатые эмигрируют в Сирию, Ливан и даже на Кипр«[75]

Разрасталась безработица, многие жители Яффо работали в Тель Авиве и стали безработными, к марту единственным крупным рабочим местом, которое все еще функционировало, был порт. К апрелю возникла серьезная нехватка бензина и тут же возник его черный рынок, ощущалась острая нехватка врачей и медикаментов. Телефонная связь часто прерывалась, перестали работать почта и железная дорога. К концу января больницы были переполнены ранеными и некоторых просто отправили домой, не было средств на зарплату врачам. И не было желания воевать. Одной из причин был страх среди арабских мужчин, что не будет компенсации или поддержки их вдовам и сиротам. Многие просто предпочитали бежать. Разведка Хаганы сообщала:

Было «общее мнение», что Хусейни[76] «хотел пожертвовать Яффо, чтобы настроить арабский мир против евреев и против раздела»[77]

В январе 1948 года руководители яффских арабов cтали прощупывать возможность договориться о перемирии, но Хагана отказалась — пока евреи в других местах и в первую очередь в Иерусалиме подвергаются нападениям арабов, перемирия в Яффо не будет. Кроме того не было уверенности, что в случае достижения договорённости, она будет соблюдаться боевиками. В феврале Бен Гурион написал Чертоку (Шарету), что по его сведениям Хейкал (мэр Яффо) через британского посредника пытался заключить соглашение с Тель-Авивом, но командир боевиков Али Шихайни заблокировал его. Мэр сказал, что «без соглашения Яффо [будет] полностью разрушено». Шихайни ответил: «Я не возражаю против [] разрушения [] Яффо, если мы обеспечим [] разрушение [] Тель-Авива[78]

В итоге официальное соглашение так и не было заключено. Но и не было полной блокады Яффо, продолжался сбор и экспорт апельсин. В период с января по середину апреля 1948 года Хагана не пыталась захватить Яффо; предполагалось, что британцы предотвратят это. Хагана ограничилась частичной осадой и акциями возмездия, в Абу-Кабире 13 арабов, в том числе мухтар (староста), были убиты, а 22 ранены.[79] В марте Хагана обстреляла Абу Кабир (где в 1921 году был убит Бреннер и его спутники) из «Давидок» — самодельных миномётов, (в Иерусалиме есть площадь Давидка с памятником ему). Грохот от миномётных выстрелов напугал жителей, многие в панике покинули дома.

К середине апреля жители Яффо также были деморализованы событиями в других частях страны, главным образом в Дейр-Ясине. Разведка Хаганы сообщила, что житель Яффы написал другу или родственнику в Египет:

«Евреи жестоки. В Тивериаде, как и в Дейр-Ясине, они вели себя варварски и топорами отрубали руки и ноги людям и детям. Они творили ужасные вещи с женщинами, но писатель не может писать о них от стыда[80]

Продолжавшееся бегство представителей среднего и высшего класса деморализовала простых граждан, но к середине апреля в городе ещё оставалось около двух третей населения.

Хотя Хагана не считала Яффо стратегической угрозой и не планировала наступление на город — как только британцы уйдут, она свалится в руки евреев как спелый плод с дерева, Эцел считал по-другому. Он относился к Яффо, угрожающей жителям Тель Авива, тогдашнему оплоту Эцеля, как к раковой опухоли, которую надо срочно удалить. И ему надо было показать, что в стране есть ещё один, кроме Хаганы, центр силы.

Рано утром 25 апреля Эцел, силы которого были эквиваленты примерно 6 пехотным ротам, при поддержке огня 2-х похищенных у британцев миномётов, атаковал квартал Маншия в северной части Яффо с целью достичь побережья и отрезать квартал от остального города. Штурм возобновился 27 апреля и сопровождался 3-х дневным непрерывным обстрелом города. При этом Бегин утверждал, что был отдан приказ избегать обстрела больниц, религиозных объектов и консульств.

Несколько дней спустя британский Верховный комиссар Каннингем написал: «Следует пояснить, что обстрел из минометов был неизбирательным и был направлен на то, чтобы вызвать панику среди гражданского населения.«[81]

Началось массовое бегство из гавани по морю в Бейрут и по суше, обычно под британским эскортом, на восток к Западному берегу и на юг к Газе. К 8-му маю в главной больнице города остался только один врач и одна медсестра. Каннингем, указав на бегство лидеров как на виновника массового бегства, сообщил, что мэр Хейкал ушел в «четырехдневный отпуск» в середине апреля и так и не вернулся.[82]

Арабские лидеры обвинили британцев в пособничестве евреям, Военное министерство отвергло эти обвинения, Бевин заявил, что «армия его подвела»[83].

28 апреля в Яффо вошли около 4,500 солдат с танками, начались переговоры в треугольнике: Хагана — Эцел — британцы, 30 апреля соглашение было достигнуто, бойцы Эцеля ушли.

Но окружающие Яффо деревни постепенно захватывались силами Хаганы и бегство арабов из города продолжалось. К 8 мая Яффо представлял собой почти полностью вымерший город, в котором оставались в основном бедняки, старики и больные.

12 мая члены «Яффского арабского комитета по чрезвычайным ситуациям» прибыли в Тель-Авив обсудить условия капитуляции. Им было обещано, что оккупация будет легкой и «не будет никаких военных процессов или актов мести», Хагана арестует только тех, кто явится угрозой миру. 13 мая 1948 года в Яффо осталось всего 3,665 мусульман.[84]

14 мая, в день провозглашения Независимости, отряды Хаганы в сопровождении сил Эцел беспрепятственно и организованно заняли город и был назначен его военный губернатор יצחק צ’יזיק, Ицхак Чизик, который начал бороться с грабежами, творимыми как солдатами, так и тель авивцами, нападениями на жителей, включая случаи изнасилований. К августу ситуация нормализовалась.

Через год военное управление было заменено на гражданскую администрацию в составе Тель Авивского муниципалитета, а с 1 января 1950 Тель Авив и Яффо были полностью объединены, и ирия (муниципалитет) стала называться «Ирия Тель Авив-Яффо».

В Яффо сейчас проживает около 46,500 жителей, из них 32,500 евреев и 14,000 арабов.[85]

Основные источники

  1. «Report by the Commission of Inquiry
  2. ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב
  3. מאורעות תרפ»א
  4. PALESTINE REPORT AND GENERAL ABSTRACTS OF THE CENSUS OF 1922
  5. Авива Халамиш. Британские мандатные власти, евреи и арабы в 1917–1929 годах
  6. Tenth Anniversary of Palestine Pogrom: and Tenth Anniversary of Death of Hebrew Author Brenner Killed in Pogrom
  7. פרעות תרפ»א הסיפור שלא סופר על חיסולו של הערבי הלא נכון על ידי מתנקשיה של מניה שוחט
  8. תל אביב-יפו
  9. Benny Morris THE BIRTH OF THE PALESTINIAN REFUGEE PROBLEM REVISITED
  10. יפו

[1] Мамлю́ки (принадлежащие) — военное сословие в средневековом Египте, рекрутировавшееся из юношей-рабов, тюрок, жителей Кавказа, Балкан и южных славян.

[2] Этот подсчёт условен: в январе 1517 года Селим выиграл последнее сражение с мамлюками возле Каира, 23 сентября 1918 года британцы захватили Хайфу

[3] Около 35 тысяч, 1882–1903 годы

[4] При османах тоже случались нападения на евреев: в 1834 году в ходе разразившихся в стране беспорядков, получивших название «Восстание феллахов». (Хотя если быть точным, то это был период, когда Палестина оказалась под властью не султана, а восставшего против него его вассала, властителя Египта Муха́ммед Али-паши), в 1886 году нападение на жителей первой еврейской колонии Петах Тиква, в 1908 году столкновения в Яффо во время Пурима, но эти инциденты не имели последствий.

[5]פנחס רוטנברג Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг 1878, Ромны — 1942, Иерусалим, эсер, активный участник русских революций 1905 и 1917 гг., организатор убийства Гапона, в 1917 году соратник Керенского и заместитель губернского комиссара Петрограда, сионист, инженер и бизнесмен, создатель Палестинской Электрической Компании

[6] Цитируется по: Гилберт «Черчилль и евреи«

[7] ,מפ»ס מפלגת פועלים סוציאליסטית Социалистическая рабочая партия (MPS) 1919–1922 годы, её последователи были известны как «мопсим», Учредительный съезд состоялся в октябре 1919 г. в Яффо, через несколько недель в новой партии было около 110–120 человек, в 1920 году сменила название на מפלגת פועלים סוציאליסטית עברית מפס»ע Еврейская (ивритская) социалистическая рабочая партия, является предшественницей Компартии Палестины, потом Израиля.

[8] Цитируется по: «Report by the Commission of Inquiry«

[9] Там же

[10] (‏אחדות העבודה Ахдут хаАвода (Единство Труда) — еврейская рабочая политическая партия, созданная в 1919 году, одна из предшественниц современной партии «Авода».

[11] Цитируется по: «Report by the Commission of Inquiry«

[12] Там же

[13] Еврейская гимназия «Герцлия» הגימנסיה העברית הרצליה‏‎ основана в 1905 году и была первой в мире средней школой, где преподавание велось на иврите, а обучение мальчиков и девочек было светским и совместным. В 1909 году (по некоторым данным — в 1910) гимназия переехала в специально построенное для неё здание в Тель Авиве, ставшее первым общественным зданием только что основанного первого за много веков еврейского города. В 1962 году здание было разрушено, гимназия переехала в новое на улице Жаботинского, а на месте разрушенного здания был построен в 1965 году первый израильский 34-хэтажный небоскрёб высотой 142 метра, ставший на тот момент самым высоким зданием на Ближнем Востоке, и до 1999 года, до постройки башен Азриэли остававшейся самым высоким зданием в Израиле.

[14] Цитируется по: «Report by the Commission of Inquiry»

[15] ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב (Дни анемонов — Эрец Исраэль в период Мандата, в английской версии»: «One Palestine, Complete: Jews and Arabs Under the British Mandate»)

[16] Том Сегев, родился 1 марта 1945 г. в Иерусалиме, один из ведущих израильских историков, принадлежащий к направлению так называемых «новых историков», автор нескольких интересных и спорных книг.

[17] Первая алия

[18] Вторая алия

[19] Цитируется по: «Report by the Commission of Inquiry«

[20]ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[21] Цитируется по: ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[22] Бэйт хаХалуц — Дом пионера, первопроходца. Халуцимами называли тогда олим, приехавших строить свою страну.

[23] ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[24] Цитируется по: «Report by the Commission of Inquiry«

[25] В январе 1923 года еврейские мстители застрелили уже ушедшего в отставку Тофика Бея, которого сочли ответственным за нападение на Бейт хаХалуц. Много лет спустя Шмуэль Гилер, чей дядя Ицхак погиб в Бейт хаХалуце, изучив различные архивные материалы, с удивлением обнаружил, что Шауфик-Бей вовсе не виновен в резне и его возможно спутали с другим полицейским с тем же именем.

 פרעות תרפ»א הסיפור שלא סופר על חיסולו של הערבי הלא נכון על ידי מתנקשיה של מניה שוחט В принципе отчёт комиссии свидетельствует о его халатности, а не участии в убийствах.

[26] Через 8 лет, в страшном еврейском погроме в Хевроне тоже нашлись арабы, укрывавшие евреев.

[27] «Report by the Commission of Inquiry«

[28] Цитируется по: «Report by the Commission of Inquiry«

[29] ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[30] פועלי ציון «Поалей Цион» («Рабочие Сиона») — еврейская социал-демократическая рабочая партия, возникла в 1900 году, окончательно прекратила своё существование в СССР в 1928 году, в Польше существовала до 1950 г. Одним из руководителей партии в Палестине был Бен Гурион, сыгравший одну из главных ролей в создании партии «Ахдут ха-Авода (см. примечание 10)

[31] ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[32] Он приехал накануне из Тель Авива на добытой им машине и остался

[33] ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[34] Цитируется по: «Report by the Commission of Inquiry«

[35] Цитируется по: ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[36] Вейцман своих мемуарах написал про встречу с ним в 1918 году: «он принадлежал к числу тех немногих, кто понимал наше положение«

[37] מאורעות תרפ»א

[38] Комиссия с пониманием отнеслась к действиям Марголина. «Он еврей и, естественно, беспокоился о своих друзьях, особенно о безопасности квартала Тель-Авива» » (Report by the Commission of Inquiry)

[39] Там же

[40] Margolin, Eliezer (Lazar) (1875–1944) by Suzanne Welborn

[41] Report by the Commission of Inquiry

[42] Tenth Anniversary of Palestine Pogrom: and Tenth Anniversary of Death of Hebrew Author Brenner Killed in Pogrom

[43] Цитируется по: ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[44] PALESTINE REPORT AND GENERAL ABSTRACTS OF THE CENSUS OF 1922

[45] Странно, но в переписи 1922 года (см. примечание 35) указано, что в Кфар Сабе проживало только 14 человек (10 мужчин и 4 женщины), а в Эйн Хай — 67 человек (36 мужчин)

[46] Цитируется по: Report by the Commission of Inquiry

[47] «Report by the Commission of Inquiry«

[48](חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן Ховеве́й Цио́н буквально «любящие Сион»; в русской традиции палестинофилы), движение, основанное из разрозненных кружков и групп, возникших в Европе во 2-ой половине XIX века. В 1884 году на съезде в городе Катовице в Польше делегатами, в основном из Российской империи, но также из Германии, Франции, Англии и Румынии, было принято решение создать единую организацию, которая бы объединила разрозненные до этого еврейские сионистские кружки и группы

[49] Цитируется по: «Report by the Commission of Inquiry«

[50] В своём отчёте Комиссия опровергла это обвинение

[51] В отчёте Комиссии про это не упомянуто

[52] מאורעות תרפ»א

[53] «Report by the Commission of Inquiry«

[54] PALESTINE REPORT AND GENERAL ABSTRACTS OF THE CENSUS OF 1922

[55] Report by the Commission of Inquiry«

[56] «Report by the Commission of Inquiry Сводная таблица приведена в Приложении..

[57] Tenth Anniversary of Palestine Pogrom: and Tenth Anniversary of Death of Hebrew Author Brenner Killed in Pogrom

[58] יצחק בן צבי ‏‎ (Исаак Шимшилевич), 1884 год Полтава — 1963 год Иерусалим, второй президент Израиля

[59] ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[60] Там же

[61] 2 цитаты по Гилберт «Черчилль и евреи«

[62] מאורעות תרפ»א

[63] ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[64] PALESTINE REPORT AND GENERAL ABSTRACTS OF THE CENSUS OF 1922

[65]תל אביב-יפו

[66] PALESTINE REPORT AND GENERAL ABSTRACTS OF THE CENSUS OF 1922

[67] Официальное название:»Palestine — Correspondence with the Palestine Arab Delegation and the Zionist Organization»

[68] Сионисты утверждали, что рассматривать надо только еврейский сектор экономики, без арабского.

[69] Родилась в 1946 году в Хайфе в семье олим из Германии и Польши, окончила Еврейский университет в Иерусалиме и университет Колумбия в Нью Йорке

[70] Цитируется по: Авива Халамиш Британские мандатные власти, евреи и арабы

в 1917–1929 годах

[71] A SURVEY OF PALESTINE Prepared in December 1945 and January 1946 for the information of the ANGLO-AMERICAN COMMITTEE OF INQUIRY

[72] Benny Morris THE BIRTH OF THE PALESTINIAN REFUGEE PROBLEM REVISITED

[73] יפו

[74] Benny Morris THE BIRTH OF THE PALESTINIAN REFUGEE PROBLEM

[75] Там же

[76] Мухаммад Амин аль-Хусейни 1895 — 1974, бывший главный муфтий Иерусалима, во время 2МВ — союзник Гитлера, с мая 1946 года стал председателем Верховного арабского комитета.

[77] Цитируется по: Benny Morris THE BIRTH OF THE PALESTINIAN REFUGEE PROBLEM

[78] Там же

[79] Там же

[80] Там же

[81] Там же

[82] Там же

[83] Там же

[84]יפו

[85]Там же

Основные источники:

  1. «Report by the Commission of Inquiry
  2. ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב
  3. [1]מאורעות תרפ»א
  4. PALESTINE REPORT AND GENERAL ABSTRACTS OF THE CENSUS OF 1922
  5. Авива Халамиш. Британские мандатные власти, евреи и арабы в 1917–1929 годах
  6. Tenth Anniversary of Palestine Pogrom: and Tenth Anniversary of Death of Hebrew Author Brenner Killed in Pogrom
  7. פרעות תרפ»א הסיפור שלא סופר על חיסולו של הערבי הלא נכון על ידי מתנקשיה של מניה שוחט
  8. תל אביב-יפו
  9. Benny Morris THE BIRTH OF THE PALESTINIAN REFUGEE PROBLEM REVISITED
  10. יפו
Print Friendly, PDF & Email
Share

Сёма Давидович: Первомайский погром. Подмандатная Палестина, год 1921: 6 комментариев

  1. Сэм

    Уважаемые Бенни, Шмуэль, Лазарь и Виктор, большое Спасибо.
    Виктор, подозреваю, что этот сборник будет интересен человекам пяти, ну может кроме моей жены.
    Шмуэль, книга Морриса послужила мне во многом основой для последней главы. Я давно до неё, книги, добирался и наконец добрался в английском варианте. Эта книга действительно вызвала самые противоречивые оценки и критику с противоположных сторон, что может и свидетельствует в её пользу. С моей т.з. в ней недостаточно места уделено арабским нападениям на евреев, что в свою очередь приводило к операциям репрессии и последующему бегству арабов. Но она замечательна огромным количеством фактического материала, цифрам, выдержкам из документов и пр.
    Если попытаться сформулировать главную идею книги «стоя на одной ноге», то это:
    А) Автор не нашёл никаких доказательств предварительных намерений руководства Ишува по изгнанию арабов, а действия армии определялись конкретной ситуацией на местности, желанием обезопасить тылы во время войны и т.п. и во многом зависели от характера конкретных командиров. К примеру, на Юге и Центре изгнание оказалось в результате почти повсеместным (может за исключением бедуинов в Негеве), а в Галилее бригадой Кармели было оставлено много арабских деревень.
    Б) Со стороны арабских руководителей не было однозначной политики. Временами и местами они старались предотвратить бегство мужчин, способных воевать, а порою они стремились усилить поток беженцев, чтобы побудить и усилить вмешательство арабских стран.
    В) Но вот что по мнению Морриса было однозначно, так это решительное противодействие уже правительства страны возврату беженцев.
    Что же касается Вашего голосования, то Шмуэль, во-первых — Спасибо, во-вторых Вы оказались в подавляющем меньшинстве. Вообще же соревноваться мне «любителю» с прекрасным историком-профессионалом, это тоже самое, что нашему Маккаби с Реалом. А сравнивать статьи про историю нашего народа со скучными цифрами с эмоциональными путевыми заметками, прекрасно написанными опять-таки профессиональным литератором, это сравнивать солёное с горячем.

  2. Виктор Зайдентрегер

    Как и предыдущие работы СД, прочитал и эту статью с большим интересом. Думаю, что автору по силам написать/составить если уж не учебник, то, как минимум, хрестоматию по истории становления нынешнего Израиля. Прежде всего, для русскоязычных читателей/учащихся, но не только для них.

  3. Л. Беренсон

    Не ново для работ Сэма: обстоятельно, композиционно хорошо выстроено, аргументированно, познавательно, интересно, удачно оснащено фото и таблицами, содержанием много шире названного заглавием. Автор достойно служит сионистской идее и верен своему интеллектуальному пристрастию — истории еврейского народа. Спасибо.

  4. Шмуэль

    И мне тоже было интересно прочесть. Жил когда-то на хайфской улице Бренер и не имел ни малейшего понятия чьим ииенем она названа. Но особо интересной мне показалась последняя глава про время Войны За Независимость, когда боялись уже не евреи, а боялись их.
    Источником для вас послужила книга Морриса? Я про нее много слышал, причем абсолютно противоположные мнения.
    Но был очень удивлен, не найдя вашего имени среди победителей конкурса.
    Я не задумываясь проголосовал за вас.
    Странно.

  5. Benny Blus

    Действительно интересно, спасибо.

    П.С.: Не знаю почему, но меня заинтересовали творчество и мировоззрение Йосефа Бреннера. Буду заниматься самообразованием 🙂

Добавить комментарий для Л. Беренсон Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.