©"Заметки по еврейской истории"
  февраль-март 2023 года

Loading

Они все еще надеются, по старой памяти, что для военной победы необходимо, как во времена Петра Первого, если не принадлежать к их клубу, то хотя бы более или менее удачно подражать им. И как-то так позабыли, что сами после Вьетнама уже не выиграли ни одной войны, что экономические санкции их Иран пугают не слишком, что сделать-то оружие они, конечно, умеют, возможно, и лучше других, но даже самые лучшие танки, если использование их запретить, для врага не опаснее, чем воздушные шарики.

Элла Грайфер

А КАК ЖЕ С НАМИ?

Былое нельзя воротить и печалиться не о чем
У каждой эпохи свои подрастают леса
А всё-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
                   Б. Окуджава

Элла ГрайферЛегенда об извечном противостоянии России и Запада не то чтобы очень новая, популярность ее в стране последние 300 лет шла по синусоиде: военная угроза побуждает к культурным заимствованиям, заимствования поощряют зарождение и развитие в стране тонкого, но влиятельного слоя собственных «европейцев», возникают определенные достижения – прежде всего в военной и военно-технической области, одерживаются какие-то победы.

Общество же ставит их в заслугу своим «духовным ценностям», т.е. традиционному укладу, предписывающему, в частности, «не высовываться», ни в коем случае не быть «умнее всех», кому «больше всех надо», отсюда спонтанное стремление сделать всякого, кто на голову выше окружающих, как говорят немцы, «на одну голову короче». Исключение, правда, делается для «любимчиков», которых по своему капризу выделяет начальство, но лишь покуда они пользуются его благоволением, начальственный каприз в любую минуту может перемениться, и тогда страшной становится судьба вчерашнего счастливчика.

Те, чьими заслугами достигнуты были победы, бывают, как правило, «вольтерьянцами, не умеющими и не желающими вписываться в эту традицию, естественно, их начинают притеснять, работать толком не дают, вспоминают, как тульский косой Левша англицкую блоху подковал, но начисто забывают, что плясать-то она от этого перестала, и уже не желают слушать того же Левшу про то, что в Англии ружья кирпичом не чистят. В результате – война проиграна, начинаются реформы в духе «вольтерьянцев» и… На хвосте мочало – начинай сначала.

То есть, противостояние-то вполне реальное, только не внешнее, с настоящим Западом, с ним противостояний на поле боя как раз было куда меньше, чем с Востоком, а внутреннее – между традиционным мировоззрением, несовместимым с техническим прогрессом, и угрозой, подпасть под чужую власть, от которой этот самый прогресс был единственной защитой. Между «народом-богоносцем» и «вшивой интеллигенцией». Так вот и образовалась гегелевская спираль: чередование условного «НЭПа» и «военного коммунизма», сиречь той или иной формы крепостного права.

На первый взгляд может показаться, что и современный виток отличается от предыдущих не более, чем те различались между собой, но… лишь на первый взгляд. Прежде способность вести победоносную войну была через посредство технического прогресса намертво связана с укладом и мировоззрением Запада, ныне же этот уклад – при всех успехах науки и техники – превратился в гарантию поражения. В той войне, которую наблюдаем мы сейчас, прежние минусы России оборачиваются несомненными плюсами. И самое главное преимущество – автоматическое срабатывание на древний боевой клич: «Наших бьют!».

На Западе такое срабатывание наблюдается разве что у новичков, типа Чехии или Польши, но у них оружия-то как раз не густо, а достопочтенные державы типа Франции или Германии после 68-го года только позевывают лениво да на другой бок переворачиваются: Чего там? Все еще Украина?

Да надоело уже, все одно и то же, нисколько не занимательно. Что они там, в самом деле, колупаются целый год? Мы же уже и озабоченность выражали, и даже решительный протест, и на гуманитарку, видит Бог, не скупимся, и даже пускаем беженцев… Даже санкции наложили – себе в убыток. Оружие? О-о, с этим надо осторожно, не дай Бог – эскалация, затягивание страданий… А так-то, может, оно и как-нибудь… того… само рассосется… Да и Америка, до недавнего времени «зонтиком» прикрывавшая Европу, все больше на пиар давит… ну и, само собой, на деэскалацию.

Они все еще надеются, по старой памяти, что для военной победы необходимо, как во времена Петра Первого, если не принадлежать к их клубу, то хотя бы более или менее удачно подражать им. И как-то так позабыли, что сами после Вьетнама уже не выиграли ни одной войны, что экономические санкции их Иран пугают не слишком, что сделать-то оружие они, конечно, умеют, возможно, и лучше других, но даже самые лучшие танки, если использование их запретить, для врага не опаснее, чем воздушные шарики. Стреляют не пушки – стреляют люди, и никогда не победят люди, которые ну очень твердо решили, ни в коем случае не стрелять.

Вот уже год слушаем мы опасливые рассуждения на тему недопущения расползания войны на прилегающие территории и ее превращения в Третью мировую. И год назад этого действительно можно было избежать, завалив Украину оружием и загнав Россию в границы 91-го года, но теперь уже поздно пить боржом. Над Украиной летают иранские дроны, кажется, начались уже поставки вооружений из Китая, «палестинские беженцы» из Ливана в наемники записываться идут… Не думаю, чтобы все они так уж глубоко вникали в спор славян между собою, а просто…

Россия с самого начала утверждала, что не против Украины ведет войну, ибо невозможно войну вести против неодушевленного предмета, собственной волей не обладающего. Украинцы, как и все прочие народы СССР, по определению – крепостные московской власти, не их холопское дело решать, как им жить и с кем им дружить. Война – против Запада, против НАТО, чтобы на чужую собственность покушаться не смели.

Так вот, с Западом разбираются нынче все. С 1968 года началось его впадение в зубодробительный пацифизм, со времени правления Обамы только слепой мог не заметить, что Акела промахнулся. Но есть еще явления, заметные не всем и не сразу: фундаментальная наука теряет престиж, оплачивается все хуже, все бо́льшую роль играют гранты на конкретные проекты, а распределяют их люди, гораздо лучше разбирающиеся в биржевой игре, чем в теоретической физике. Конечно, задел с двадцатого века остался огромный, но все же не бесконечный. И наконец, фактор, вроде бы, нематериальный, но более чем влиятельный: разложение научной этики. «Спасение климата» и ковидная эпопея наглядно продемонстрировали торжество лысенковщины в международном научном сообществе, а по методам Трофим-Денисыча коровы доятся только если шоколадом кормить… Выпадает из колоды главный козырной туз Запада – его научно-техническое превосходство.

…Да-да, слышу, уже слышу ваши возражения: научно-технического превосходства еще надолго хватит, к тому же маятник может качнуться и в другую сторону – вот уже производства, ушедшие было на аутсорсинг куда-нибудь в Третий мир, возвращаются в страны Золотого Миллиарда… Очень хотелось бы с вами согласиться, но боюсь, что слишком уж далеко зашло разложение и в истории не бывает пути назад…

Вакантным становится место Царя Горы, и сегодня у нас на глазах складывается первый антизападный альянс. Нет, конечно, не Россия в нем станет главной (где уж ей – давно Китаем подмята), она служит всего лишь затравкой. Неясно пока, какую роль сыграет зарождающийся альянс конкретно в этой войне, кто его возглавит, насколько будет он прочен и удачен, но… лиха беда начало. Исчезает стимул для подражания, для возникновения в незападных обществах рассадников западного мировоззрения, «пятой колонны» модерна. А ведь именно на этом фундаменте была выстроена наша с вами традиция, взгляды, привычки, система ценностей, культурное пространство, в котором поколениями жили и умирали мы – многонациональная интеллигенция Империи Российской.

Мы жили в определенной, с детства привычной обстановке, в которой зачастую прекрасно ориентировались и даже преуспевали, но всегда по умолчанию исходили из того, что обстановка эта неправильная, не такая как надо. Наша картина мира не местная была, а импортная, точнее – импортозаместительная. Салтыков-Щедрин постоянно демонстрирует, что, пытаясь к российской истории западные лекала прикладывать, с неизбежностью получаем на выходе театр абсурда: вес в сантиметрах не измеряют.

Конечно, что греха таить – идеализировали мы Запад, особенно после 1917-го, когда особенно нужна была вера, что где-то там, вдали, за колючей проволокой железного занавеса, и вправду можно жить «как надо»,  – пусть даже и не совсем как в наших мечтах, но все же, все же, все же…

И верили наши предки в мессианское свое предназначение: «просвещение» народа, приобщение его, не мытьем так катаньем, к этому самому Западному мировоззрению, точнее – в то, что мировоззрение это на самом деле «общечеловеческое», и только неправильное воспитание коварных власть имущих народу-богоносцу мешает приобщиться к нему. И еще верили в бессмертие если не лично каждого интеллигента, то интеллигенции как сообщества. Помните, как пели:

Если ж погибнуть придется
В тюрьмах и шахтах сырых, —
Дело, друзья, отзовется
На поколеньях живых.

И ведь были для этого основания: как ни ненавидело нас начальство, а после очередного поражения или собираясь вновь на войну, со скрежетом зубовным, но… воссоздавало тот отдельный полуимпортный мир. Даже Сталин физиков резать прекратил, даже Берия создавал шарашки, именно в закрытых НИИ да по академгородкам шли концерты Высоцкого…

Так было, покуда «западность» была несомненным залогом победы. Но что будет после того, как этот сдерживающий фактор окончательно утратит силу?

Конечно, нет ничего нового под солнцем, будет – пусть и не сразу, и, возможно, ценой большой крови – новый Царь Горы, и его культуру будут копировать и заимствовать неудачники, но нас уже не будет. Ни наших надежд, ни заблуждений, ни странного культурного пространства, возникшего на стыке импортных моделей и нескольких национальных культур ушедшей империи.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Элла Грайфер: А как же с нами?: 18 комментариев

  1. Элла Грайфер

    У вас, Элла, антироссийский уклон, поэтому мне нет смысла больше рассказывать вам об этой войне, которую спровоцировали США и которой можно было избежать.

    Действительно, ваши идеи об этой войне имеет смысл рассказывать только товарищам с уклоном пророссийским, другие не поверят.

    Пора взрослеть, Элла

    Вам, значит, можно в детство впадать, а мне нельзя?

  2. Ян

    Очень сумбурная статья . Элла не понимает причин войны на Украине.
    «И год назад этого действительно можно было избежать, завалив Украину оружием и загнав Россию в границы 91-го года,» Россия была в границах 91, пока Украина не стала опасной для России. Российская интеллигенция очень наивная думая что слова свобода, права человека, демократия имеют какое-то значение. Это просто предлог для вмешательства во внутренние дела других стран. Дайте людям жить так как они сами хотят жить

    1. Элла Грайфер

      Ян
      — 2023-03-16 06:56:39(106)
      ——————————————————————————————

      Причины войны, как понимает их Элла, не слишком сложны: Россия не может смириться с тем, что она уже не империя, реальная независимость Украины (чтоб тамошним людям вот именно «жить, как сами хотят») и есть та самая «опасность для России», т.е. болезненное крушение последних иллюзий. А насчет демократии и прав человека — так то не российское дело, украинцы сами у себя наведут, коли захочется, а не захочется — как сами решат.

      1. Л. Беренсон

        Элла Грайфер
        16.03.2023 в 13:03
        Причины войны, как понимает их Элла, не слишком сложны: Россия не может смириться с тем, что она уже не империя…
        *************************************
        Полностью согласен: не может, не хочет и посчитала, что сейчас, под предлогом защиты русской диаспоры в Украине, самое время сделать первый (в чём-то пробный) решительный шаг вперёд — к возврату советского величия, всесилия и глобальной значимости. Очень рекомендую:
        2023-03-10 15:59:12(601)
        Там фрагмент статьи «Грядёт сталинизация!» и ссылка на неё. Идеи статьи воспроизводятся её же авторами на федеральных тв каналах с убедительными картинками никчёмности Запада и вместе с тем его экзистенциальной угрозы России как государству.
        Боюсь, что визит Асада в Москву откликнется и на наших возможностях бить по иранским силам в Сирии. Израильский внутренний раскол тем опаснее, что совпал (возможно, и не случайно) с расколом мирового сообщества. Резонанс множества шагов на шатком мосту приводит к его слому.

      2. Yan

        У России нет имперских амбиций. Строительство или восстановление империи требует экономической и военной мощи. Но Россия решила уничтожить свою промышленность и теперь Россия ничтожна в экономическом и военном отношении. Россия почувствовала угрозу, которая исходила из США через Украину. Сравните это с Карибским кризисом, бомбардировкой Израилем иранских объектов в Сирии. Какой вы видите победу Украины? Они возьмут Крым и Донбасс? Этого никогда не произойдет. Дополнительное вооружение не поможет Украине, а приведет лишь к ненужным смертям. Я попросил своего конгрессмена не голосовать в Конгрессе за поставки оружия в Украину. Но он демократ и написал мне всю эту чушь о войне за демократию и свободу. Украина с такими «героями» как Петлюра, Бандера, Шухевич обречена на провал.

        1. Элла Грайфер

          Правильно, экономической и военной мощи у России уже нет, а вот имперских амбиций все еще хоть отбавляй. Угроза, исходившая из Украины (не из США, а вот именно из нее) была вот именно угрозой разоблачения безнадежности имперских амбиций, никаких территорий украинцы у России отнимать не собирались, нападением ей не угрожали, так что давайте не будем про иранскую бомбу и ракеты на Кубе. Я вовсе не уверена, что Украине удастся отбить Донбасс или Крым, зато не сомневаюсь, что если это НЕ удастся, они будут использованы как плацдарм для продолжения захватов, также как в 1938 году началось все с Судет и их отдали из опасения ненужных смертей, а потом удивлялись бомбам на Лондон и параду Вермахта под парижской Триумфальной аркой.
          Бандера и Шухевич, конечно, герои не моего романа, но почему же это русским можно Сталинград обратно переименовывать, а украинцам нельзя?

          1. Benny Blus

            Элла Грайфер:

            … Я вовсе не уверена, что Украине удастся отбить Донбасс или Крым, зато не сомневаюсь, что если это НЕ удастся, они будут использованы как плацдарм для продолжения захватов …
            ===
            Наверняка НЕ для захватов новых стран НАТО вроде Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Румынии.

            А захваты Украины, Молдовы, Грузии и даже Казахстана — по-моему для Америки это вторично. Тут самое важное это предотвратить не сами эти захваты, а агрессивный стратегический союз России и Китая, с которым будут компромиссничать Германия и Франция.

            Именно в создании такого союза и есть самая главная проблема нынешней политики Байдена в Украине.

            А международная система безопасности уже наверное скоро умрёт, к огромному моему сожалению. Сейчас обе части расколотой Америки НЕ хотят её защищать той ценой, которая для этого нужна.

          2. Yan

            Вы, ребята, застряли во временах колониальных завоеваний. Сегодня военная оккупация уже не осуществима, а главное экономически не имеет смысла. Россия не возьмет дополнительные украинские территории, только те, где люди не прочь стать частью России. Россия не выдержит длительной партизанской войны с остальной Украиной. Поэтому Россия никогда не захватит ни всю Украину, ни другие бывшие советские республики. Эта война ведется между США и Россией за влияние, а также за безопасность России. К сожалению, Украина стала игрушкой в ​​этой геополитической игре и источником пушечного мяса. У вас, Элла, антироссийский уклон, поэтому мне нет смысла больше рассказывать вам об этой войне, которую спровоцировали США и которой можно было избежать.
            =================================
            «Бандера и Шухевич, конечно герои, не моего романа, но почему же это русским можно Сталинград обратно переименовывать, а украинцам нельзя?»
            ======================================
            Это так по-детски. Пора взрослеть, Элла

  3. Benny Blus

    Я согласен с по-моему главной идеей этой статьи:

    «…Прежде способность вести победоносную войну была через посредство технического прогресса намертво связана с укладом и мировоззрением Запада, ныне же этот уклад – при всех успехах науки и техники – превратился в гарантию поражения. …»

    Только вместо «гарантии поражения» было бы правильно написать «гарантии нежелания победить». Именно так целый год Запад снабжал Украину оружием, а теперь наверное уже поздно.
    Международная система безопасности под эгидой США, которая сложилась после распада СССР — она уже потеряла статус гегемона в мире не только у Китая, России и Ирана, но и у Саудовской Аравии и многих-многих других всё ещё про-западных стран.

    1. Элла Грайфер

      Наверняка НЕ для захватов новых стран НАТО вроде Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Румынии.

      А вот это бабушка надвое гадала. Европейские державы ну очень привыкли видеть в НАТО американский зонтик, который их обезопасит, а они сэкономят на армии, да еще за те же деньги американский империализм поносят на всех углах. А ведь у американцев терпение и лопнуть может, с ним же и НАТО лопнет. И российско-китайского союза (а вернее прогрессирующего поглощения России Китаем) им не предотвратить, к тому давно уже все идет. Международную систему безопасности каким-то международным сообществом строить надо, а его-то и нету. Америка не потянет одна.

      1. Benny Blus

        Элла Г.: «… И российско-китайского союза (а вернее прогрессирующего поглощения России Китаем) им не предотвратить, к тому давно уже все идет. …»
        ===
        Российско-китайский союз создаёт нынешняя политика Байдена: «бесконечные Западные санкции против России + бесконечная война России в Украине (будут перемирия, но Россия сохраняет великоимперскую мечту и готовится к следующей активной фазе войны)».

        А по-поводу поглощения России Китаем очень стоит посмотреть на данные по демографии Китая: его население вымирает так же активно, как и в России.

        1. Элла Грайфер

          Российско-китайский союз создаёт нынешняя политика Байдена: «бесконечные Западные санкции против России + бесконечная война России в Украине (будут перемирия, но Россия сохраняет великоимперскую мечту и готовится к следующей активной фазе войны)».

          И да, и нет. Этот союз складывается уже давно, но, конечно, политика Байдена весьма способствует его продвижению — именно так, как описали вы. Демография Китая, конечно, падает, но в нем есть еще достаточно много крестьян, т.е. людей, способных снова ее поднять, а вот в России сталинская коллективизация эту базу подорвала, а стратегия «закидывания трупами» для городской цивилизации не годится — новых не нарожают.

          1. Benny Blus

            В Китае с «способными поднять страну» крестьянам так-же туго, как и в России.
            Это мнение основано на фактах.

            А по поводу России и Украины надо продолжать наблюдать за действиями сторон и их союзников-покровителей.
            Или в этом или в 2024-ом году многое станет окончательно понятно.

  4. Л. Беренсон

    Так с кем же с нами в «а как же с нами?»?
    Почему «после Вьетнама не выиграли ни одной победы», а во Вьетнаме выиграли? Американцы?
    Может, в чём-то и права автор, но так всё чрезмерно перемудрено и замудрено, что перебор даже для знающих стиль Э.Г.
    Простите за плагиат, но Е.Л. прав: кошерный борщ со свининой и не в отдельных местах, а повсеместно. Похоже, что это прямое заимствование art nouveau из современной живописи Запада, столь презираемого автором.
    Вот Окуджава всегда хорош, даже когда упомянут не к месту.
    Но к Э.Г. я отношусь с неизменным уважением и признаю её заметный вклад в политическую публицистику портала.

  5. Ефим Левертов

    Спасибо! Но в некоторых местах ирония переплетена с неиронией, как кошерный борщ со свининой.

  6. Cэм

    Как же Элла ненавидить Запад!
    Может что-то личное?
    P.S.
    Элла, это слишком сложно перед тем, как писать статью, хоть немного ознакомится с фактами?
    Вы про военные результьы 2-х войн против Садама Хусейна ничего не слышали?

    1. Элла Грайфер

      Вы про военные результаты 2-х войн против Садама Хусейна ничего не слышали?

      Я слышала, что доблестная иракская армия враз разбежалась, ИГИЛом обернулась и захватила территорию, а американцы и по сю пору в затылке чешут: как же так? Кто же это сопротивляется после разгрома армии? Не по правилам это!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.