©"Заметки по еврейской истории"
  апрель 2023 года

Loading

Тель Авив веселится, Иерусалим молится, Хайфа работает — шутя объясняли более 30-ти лет назад нам, только вчера впервые приземлившимся в Бен Гурионе (если бы я мог представить тогда, сколько раз я буду улетать и прилетать в него!) про нашу новую страну ватики [старожилы], прожившие в ней уже, страшно подумать, целых 10-15 лет! И не зря говорят, что в каждой шутке есть доля шутки. Так сложилась моя судьба, что именно с Хайфой оказалась она связана и именно Хайфа, спускающаяся по двум склонам с хребта Кармеля к самому синему морю, стала для меня своим городом в своей стране. Всё, лирика кончилась, началась история.

Сёма Давидович

ХАЙФА: ОТ ОСМАНСКОГО ГОРОДА К ИЗРАИЛЬСКОМУ

Часть I. Века XVIIIXX

01. Немного истории. Османская империя, 1769–1918

Не буду погружаться в глубину тысячелетий, началом же современной истории Хайфы можно считать 1769 год, когда поднявший мятеж против султана властитель Акко и Галилеи, бедуинский шейх Захир-аль-Омар перенёс древний порт, находившийся на месте сегодняшнего пляжа Бат Галим, немного на юго-восток, на место сегодняшней Парижской площади и начальной станции подземного фуникулёра Кармелит. Порт он перенёс вместе с населением маленькой деревушки, насчитывающей около 250 жителей[1], среди которых была и крошечная еврейская община выходцев из Марокко и Алжира со своей синагогой. Поселились они рядом с новым портом в районе сегодняшнего правительственного комплекса. Поселение было окружено стенами, с Аккскими и Яффскими воротами и главной улицей Яффо, их соединившей. Над поселением, там, где сегодня расположен сквер גן הזיכרון Ган хаЗикарон (Сад памяти) с памятником в честь освобождения Хайфы напротив здания ирии[2] на Адаре, была воздвигнута цитадель, которую Омар назвал Бурдж ас-Салам» (Крепость Мира). Рядом с портом Омар построил еще одну цитадель с таможней для сбора пошлины с паломников. Символы этих цитаделей изображены сегодня на гербе города.

В 1774 году поражением Османской империи окончилась русско-турецкая война 1768–74 годов. Освободившая армия султана была брошена против мятежного властителя, который погиб в бою с ней в 1775 году. Хайфа оставалась под турецким владычеством до 22 сентября 1918 года, когда индийская кавалерия британской армии вошла в Хайфу.

В 1799 году Хайфу захватил французский генерал Бонапарт, будущий император Наполеон, в которой он после отступления от стен Акко оставил в монастыре Кармелитов раненных и больных солдат, которые были перебиты турками.

В XIX веке население Хайфы росло: 1000 человек в 1800 году, 2,000 в 1840 и 3,500-4,000 — в 1868 году.[3]

Росло и число евреев: 124 человека в 1839 году, около 200 в 1875.[4]

В 1868 г. в Хайфу переселились первые семьи темплеров[5], создавшие здесь свою колонию — сегодня מושבה גרמנית «Мошава Германит» на проспекте Бен Гуриона. С ними в Хайфу пришли зачатки современной цивилизации — мощёные дороги, почтовые кареты, дилижансы в Назарет и Акко, современные способы ведения сельского хозяйства. В том же году в Хайфе поселился высланный из Персии Мирза Хусейн Али, основатель бахайской религии. Сегодня Бахайский храм на склоне Кармеля является одним из символов Хайфы.

В середине века в Хайфе начали поселяться евреи, в основном из Марокко и Турции и очень небольшое число ашкеназов.

В 1891 году еврейское общество Адар хаКармель[6] приобрело у арабского хозяина 60 дунамов[7] за пределами городских стен, где и возник район под названием «Арид аль-Йехуд», в переводе с арабского — «Земля евреев». На этом месте сегодня район Вади Салиб, улицы אבן גבירול Ибн Габироль и הירמוך хаЯрмух[8] на территории Нижнего города.

Первая и Вторая алия значительно увеличили еврейское население города, 1,500 человек в 1900 году[9], 3,500 в 1914 году (при общей численности населения 11,000-12,000 и 22,000 соответственно).[10]

Развитию Хайфы в огромной степени способствовало то, что она, а не Акко, была выбрана начальной станцией для завершённого в 1905 году строительства рокадной железной дороги, «Мсилат аЭмек (железная дорога Долины), соединившей морское побережье и Хиджаскую железную дорогу[11].

В 1912 году началось строительство Хайфского Техниона, который был официально открыт только спустя почти 13 лет в 1925 году. История одного из лучших университетов Израиля и по некоторым рейтингам входящего в первую сотню в мире — это отдельная история.

02. Немного истории. Британский Мандат, 1918–1947[12]

Изгнание турок из Палестины заняло почти год: 31 октября 1917 года британцами[13] под командованием генерала Алленби была захвачена Беэр Шева, 9 декабря — Иерусалим, и только 23 сентября 1918 года — Хайфа, а через месяц с небольшим, 30 октября Османская империя признала своё поражение в войне, подписав Мудросское[14] перемирие.

Вот так выглядела в то время Хайфа.

Вместе с армией Алленби в Палестину пришёл XX век, пришли западные технологии и (в какой-то степени) западные понятия об устройстве общества.

Только один небольшой пример пришедших изменений.

Поездки из Хайфы в находящийся где-то в километрах 25-ти на север древний Акко осуществлялись на повозках, неторопливо двигавшихся по песку по самой кромке моря…

В 1918 году из британской армии демобилизовались два новозеландца, братья Gerald and Norman Nairn Джеральд и Норман Наирн. И вместо того, чтобы вернуться домой, они открыли бизнес по продаже списанных армейских машин. Продав машины, они заказали в 1920 году партию американских Фордов, подходящих для езды по труднопроходимой местности, но продать их не получилось. Тогда они решили использовать эти Форды, организовав компанию по пассажирским и почтовым перевозкам между Хайфой и Бейрутом, благо границы в ту счастливую пору были открыты. Границ фактически не было, но не было и нормальной дороги, и машины, как и повозки, просто ехали по пескам вдоль моря. Особой проблемой было преодоление двух «водных преград», речек Кишон и Нааман, для чего требовалось участие местного проводника, а порой и операция по вытаскиванию застрявших машин. Следующий участок пути — от Акко до Тиры проходил по сельскохозяйственным полям. Зимой поля затоплялись и машины вытаскивали из грязи лошадьми и только от Тира до Бейрута была хорошая дорога. Путь, протяжённостью менее 150 километров занимал где-то 19 часов. Сегодня в принципе на него хватило бы часа два на автомобиле, но сегодня проехать из Хайфы в Бейрут можно разве что на танке.

Из-за всех проблем эта линия просуществовала всего один год и вместо неё братья организовали перевозки между Дамаском и Багдадом по пескам безлюдной Сирийской пустыни. Путешествие совершалось навигацией по компасу и звездам колоннами машин, которые были снаряжены на десять дней, в том числе средствами для ремонта любой неисправности и на всякий случай оружием.

Британцы развивали, как теперь принято говорить, инфраструктуру. прокладывали шоссе, в строительстве которых, необходимо отметить, активнейшую роль играли молодые олимы Третьей, Четвёртой и Пятой алии. И когда было построено шоссе между Хайфой и Акко, и дальше на север, братья организовали сообщение из Хайфы в Бейрут, а оттуда в Дамаск и Багдад. Вот таким он был этот «Старый Ближний Восток»!

В те годы в Дамаск из Хайфы ходил и поезд. Поезд ходил и в Египет, до станции Кантара на берегу Суэцкого канала. На западный берег Суэцкого канала пассажиры переправлялись на пароме и потом пересаживались на поезд до Каира или Александрии.

***

Перед Первой Мировой Войной Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль стал инициатором перевода ВМФ Его Величества с угля на жидкое топливо и с тех пор и по сегодня нефть стала одним из самых важных стратегических ресурсов и одновременно оружием.

В 1927 году на севере Ирака в Киркуке началась разработка нефтяного месторождения, нефть надо было доставить на берег Средиземного моря и оттуда — в Европу. Тому, что конечной точкой нефтепровода была выбрана Хайфа, было несколько причин. Во-первых, вся его трасса проходила по территории, полностью принадлежавшей Британской империи. В принципе дальше можно и не продолжать, но стоит назвать и другие причины: в Хайфе уже был план строительства нового порта; Хайфский залив был удобен для стоянки нефтяных танкеров, вдоль его берегов были большие свободные площади; трасса частично проходила вдоль железной дороги Долины. В 1934 году по трубе длиной 947 километров[15] пошла нефть и в районе Хайфского залива на берегу реки Кишон были построены нефтеперерабатывающие заводы, которые снабжали во время 2МВ горючим британскую 8-ю армию в Ливийской пустыне и высадившихся в ноябре 1942 года в Марокко и Алжире американцев. В 1940–42 годах итальянская авиация совершила 21 атаку на эти заводы. В 1947 году на заводах кроме британских менеджеров работали около 1,700 арабов и 470 евреев.[16] Про трагедию, произошедшую на них 30 декабря 1947 года см. гл. 04. С созданием государства Израиль нефтепровод прекратил свою работу,  начиная с конца 1949 года нефтяные танкеры уже не везли нефть в Европу, а доставляли её из различных месторождений к берегам Хайфского залива для переработки. Сегодня для Хайфы знаменитые בתי זיקוק «Батей зикук» вместо благословения превратились в отравляющее окружающую среду проклятие, от которого избавиться пока не удаётся.

***

Сама природа определила Хайфу как место для создания морского порта: глубоководный залив, гора Кармель, защищающая от ветров. Впервые её гавань была упомянута в истории ещё в 104 году до н.э., в XII веке крестоносцы использовали гавань для связи со своей столицей Галилеи — Тивериадой, сегодня — Тверия, в XVIII в. в гавани обосновались пираты.

В XIX веке главным портом в регионе был Акко, но к началу следующего, XX века, из-за процесса заиливания большие корабли пользоваться им не могли и на первый план вышел Хайфский порт, особенно после строительства рядом с морским берегом железнодорожной станции Хайфа Восточная, Хайфа Мизрах, конечной станции железной дороги Долины в Сирию.

Хайфский порт 1930 год

Решение о строительстве нового, современного порта было принято в 1927 году. Варианту его строительства в устье реки Кишон был предпочтён вариант, предложенный английским инженером Frederick Palmer Фредериком Пальмером, строительства порта в тогдашнем центре города. Сегодня именем Пальмера названы одни из ворот порта и маленькая улочка, ведущая к ним.

Порт был официально открыт 31 октября 1931 года, но намеченный праздник с участием жителей Палестины, евреев и арабов, был в последний момент отменён из-за произошедших в конце октября демонстраций арабов против британских властей, переросших в кровавые беспорядки.[17] Так выглядел новый порт Хайфы.

По проекту выкопанный для углубления дна грунт шёл на осушение прилегающей к арабской застройке прибрежной территории. Часть её была передана под портовые причалы, склады и мастерские, а на внутренней части была проложена King’s way, Королевский путь, сегодня דרך העצמאות Дерех хаАцмаут, Дорога Независимости.

Сегодня по центру улицы, где припаркованы машины, проложена трасса хайфского чуда — безрельсового трамвая «Метронит». Обратите внимание: над тротуарами — навесы, и в наши дни они защищают летом от солнца, зимой — от дождя. Но подземных переходов нет. Их нельзя было построить из-за высокого уровня грунтовых вод.

Интересно сравнить с улицей старой Хайфы.

Рыночная улица

Через 6 лет после открытия порта, в 1937 году, на отвоеванной у моря территории в полутора километрах от станции Хайфа Мизрах была построена пассажирская железнодорожная станция Хайфа Мерказ (Хайфа Центральная).

03. Немного истории. В городе — еврейское большинство

В 1902 году был опубликован роман-утопия Герцля, Altneuland с описанием будущей Еврейской страны. Дословно название переводится как «Старо-новая земля», в русском переводе он назван: «Обновлённая страна», в переводе на иврит Нахума Соколова — תל אביב Тель-Авив (Холм весны). Правда сам первый за тысячелетия еврейский город в романе не упомянут — он был основан через 7 лет после выхода книги, а ещё через год был назван в её честь. В романе рассказывается про три города: Хайфу, Тверию и Иерусалим и, пожалуй, самым красочным было описание Хайфы.

1922 год:

Герои книги высадились на берег в Хайфе.

«Перед ними лежала огромная площадь, окаймленная великолепными стильными зданиями. Посредине зеленел пальмовый сад, обведенный ажурной железной решеткой. Пальмы, обычные в этой стране деревья, росли также вдоль всех улиц, выходивших на площадь. Пальмы эти, очевидно, служили городу двойную службу: днем они давали тень, вечером свет, так как на верхушках висели, словно стеклянные фрукты, большие электрические фонари.

Город производил впечатление выдающегося европейского центра какого-нибудь большого итальянского приморского города. Лазурь неба и моря, богатство красок напоминали благословенную Ривьеру. Но здания здесь были красивее, новей,…»[18]

Над верхушками пальм проносились вагоны подвесной электрической дороги, набережная Кишона была окаймлена зелеными шпалерами деревьев…

Особо впечатлило описание набережной реки Кишона. Знающие Хайфу поймут почему. Но вот подвесные дороги есть: одна — туристическая аттракция, фуникулёр из района Бат Галим к монастырю Стелла Марис, вторая — недавно построенная пассажирская канатная дорога «Ракавлит» протяжённостью 4,4 км и перепадом высот между конечными станциями около 460 м, соединяющая транспортный терминал לב המפרץ Лев хаМифрац с Технионом и Хайфским университетом.

А теперь от поэтической мечты — к прозе истории:

Хайфа действительно привлекала много новых репатриантов. И достаточно развитой промышленностью, а может просто ещё и тем, что многие из них сходили на землю Эрец Исраэл в Хайфском порту.

В следующей таблице[19] приведена демографическая динамика Хайфы

Таблица 1

Население Хайфы в период до образования государства Израиль.

На период Мандата пришлись 3 волны алии:
Третья алия, 1919–24 годы, около 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы;
Четвёртая алия, 1924–31 годы, около 82 тысяч евреев, также в основном из Восточной Европы (её иногда называют «алиёй Грабского » по имени польского премьер-министра и министра финансов, введшего высокие налоги, что подтолкнуло многих польских евреев к отъезду), но также из Азии и Африки;
Пятая алия, 1930–39 годы (окончилась с началом 2МВ),  около 250 тысяч евреев, в основном из Европы. Её пик пришёлся на 1933–35 годы — приход к власти Гитлера, поэтому её называют «алия йеки[20]» — приехало около 60 тысяч немецких евреев.

И хотя по национальной идеологии Ишува наиболее престижной группой были кибуцники и мошавники, называвшие себя «трудовым ишувом», большинство новоприбывших поселялось в городах. К примеру, к концу 1920-х годов не больше, чем 4 тысячи, включая детей, жили в 30 кибуцах, что составляло около 2.5% еврейского населения,[21] 80% процентов пятой алии[22], четверть численности которой составила алия из Германии, поселились в больших, в масштабах тогдашней Палестины, городах — в Хайфе, Тель Авиве и Иерусалиме.

***

В Хайфе чем выше в гору, тем микроклимат лучше. Евреи начали строить дома на склоне Кармеля ещё в первом десятилетии ХХ века. Немного южнее и выше арабского района Анфотре, сегодня улица הנביאים  хаАневиим, обществом הדר הכרמל «Адар хаКармель» в 1907 году был приобретён участок площадью 12 дунамов, на котором был основан район Герцлия, сегодня район улиц הרצליה Герцлия и שבתאי לוי Шабтай Леви. К сентябрю 1909 года были построены первые 5 домов, пробурена скважина и начато строительство водонапорной башни. К концу 1912 года в микрорайоне было построено 12 домов.

Но по-настоящему еврейское строительство в том районе началось после войны, когда был основан район הדר הכרמל Адар хаКармель, сейчас известный как просто Адар. Его проект разработал немецкий еврей, архитектор Richard Kauffmann Ричард Кауфман [23], спланировавшим по принципу «Город-сад»[24] и самый фешенебельный район светского Иерусалима — רחביה Рехавия. Строительство началось к востоку и немного ниже района Герцлия, недалеко от здания Техниона, первоначально вдоль грунтовой дороги, ставшей רחוב הרצל улицей Герцля. В 1925 году в районе в 145 домах и 90 бараках проживало 2500 жителей. Тогда же началось мощение улиц и строительство водопроводно-канализационной инфраструктуры.[25]

После волнений 1929 года многие евреи из района Арид аль-Йехуд перебрались на Адар и в 1931 году его население насчитывало уже 6500 человек[26]. Начало 5-й алии привело к строительному буму, вместо одноэтажных стали строится многоэтажные дома и достраиваться одноэтажные, строиться коммерческие и торговые здания, известные сегодня всем хайфовчанам, такие как בית הקרנות  Бейт хаКранот, 1937 год, и рынок  תלפיות Тальпиот, 1940 год. Накануне провозглашения государства в районе проживало около 48 тысяч человек.[27]

Таблица 2
Численность населения Адар хаКармель[28]

Сегодня приятно пройтись по тенистым улицам Адара, на которых стоят симпатичные дома, многие отделанные камнем. (В 1926 году, после открытия цементного завода Нешер, англичане разрешили заменить облицовку камнем штукатуркой. Добыча камня и каменная кладка была монополией арабов, а в Ишуве стремились к исключительно еврейскому труду). Но если присмотреться, то многие дома обветшали и не ухожены. Еврейский средний класс переехал в более престижные районы на Кармеле, и в районе теперь живут много ортодоксов, арабов, а также олим Большой алии из бывшего СССР.

***

Чем выше, тем лучше и престижнее.

До середины XIX веке на хребте горы Кармель были только хижины пастухов и отшельников, по самому хребту проходила одна ухабистая дорога, известная как «Верхняя дорога», в отличие от «Нижней дороги», которая теперь называется דרך ההגנה Дерех хаХагана, а земля принадлежала государству, Ордену Кармелитов и жителям арабской деревни А-Тира (на месте которой сейчас находится город טירת הכרמל Тират хаКармель)

В начале ХХ века Англо-Палестинский банк и основанная Сионистской организацией компания «Развитие Ишува»[29] (הכשרת הישוב Israel Land Development Company) начали покупку земель в этом районе, после войны началась продажа земли под застройку. Архитектор Patrick Geddes Патрик Геддес[30], разработчик генплана Тель Авива, начал проектировать район по принципу «города-сада», разметив около 250-300 участков по три дунама каждый. Дома должны были располагаться только на хребте, чтобы жители могли наслаждаться открытым небом и видом на море. Продолжил планирование Рихард Кауфман с созданием улиц на основе естественной топографии с садами на их концах.

В годы 5-ой алии на Кармеле поселились многие немецкие репатрианты-йекке. И некоторые йекке-врачи, те, кто не смог продолжить свою врачебную деятельность, создали на Кармеле «санатории».

Отрывок[31] из книги Артура Кестлера PROMISE AND FULFILMENT Palestine 1917-1949, описание приезда Кестлера в только что рождённое государство:

Суббота, 5-го июня Хайфа
Прежде чем отправиться в Тель Авив мы решили провести пару дней в Хайфе, встретиться со старыми друзьями. Поэтому прямо из аэропорта мы поднялись на такси на гору Кармель в «Санаторий». В мирное время это была лечебница воображаемых недугов богатых тель авивццев. Она прекрасно управлялась старым доктором Боденхаймером из Берлина, сочетавшем великолепную кошерную кухню с триумфом тевтонской чистоты. В комнатах большие балконы с очаровательным видом на залив, воздух пропитан ароматом знаменитых кармельских сосен. В жаркие и влажные дни, которых так много на Кармеле, ощущение такое, что входишь в ванную комнату, в которой кто-то — может быть Батшева, а Урия держит полотенце — только что принял горячую ванну добавив в воду сосновый экстракт.

Санаторий Фотографии восточного фасада здания и вид с балкона

Рекламное объявление Санатория

Сегодня כרמל Кармель — самый престижный район Хайфы, цены на жильё в котором можно сравнить с тель авивскими.

***

Также в начале 20-х годов были заложены районы Хайфы בת גלים Бат Галим и נווה שאנן Неве Шаанан, тоже спроектированные Рихардом Кауфманом.

Бат Галим, поэтическое название которого «Дочь волн» — книга Исайи: «Радуйся гласу дочери волн» говорит само за себя — расположен на берегу моря. Особое развитие он получил во времена 5-й алии в середине 30-х годов.

В начале 20-х Компания развития Ишува купила у арабского шейха земли в восточной седловине Кармеля. В османский период это место было известно как «Кармель аль-Ахмар» («Красный Кармель») из-за красноватого цвета горной почвы. В свою очередь компания перепродала 600 дунамов компании  נווה שאנ Неве Шаанан — так называлась ассоциация учредителей района.

Компания разделила 430 дунамов территории на 215 участков по 2 дунама каждый. 7 января 1922 года была проведена жеребьевка и началось строительство. В этом же году поселились первые жители. В 1929 г. в микрорайоне было около 60 домов.[32] Строительный бум произошёл в период 4-ой алии.

В 1925 году была построена водонапорная башня, признанная сегодня объектом наследия Израиля.

В 20-х годах кибуцники הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר  хаШомер хаЦаир[33] построили дорогу, связавшую Неве Шаанан с городом.

Часть II. Конец эпохи Мандата, 1947 — 1948 годы

04. Начальный этап Войны За Независимость, декабрь 1947 — апрель 1948 года.

29 ноября 1947 года Генассамблея ООН резолюцией №181 приняла рекомендации комиссии ООН, UNSCOP, о разделе Палестины, 30 ноября Верховный арабский комитет[34] объявил общенациональную всеобщую забастовку, начавшуюся на следующий день и продолжавшуюся 3 дня.[35]

Таблица 3

Расчётная, основанная на официальных данных на конец 1946 года, численность населения этих новых государств и территории под интернациональным управлением.

По плану раздела Хайфа входила в состав будущего Еврейского государства. К тому времени в городе образовалось еврейское большинство, в 1940 году впервые в истории вместо скончавшегося мэра Хасана Шукри мэром стал еврей שבתי לוי Шабтай Леви[36].

Данные по составу населения города в разных источниках сходны. По подготовленному в декабре 1945 — январе 1946 администрацией Мандата для англо-американской комиссии[37] «Обзор по Палестине[38]» расчётное число населения на 1944 год в Хайфе составляло: всего — 128,800 человек, из них мусульман — 35,940, христиан — 26,570, евреев — 66,000, других — 290. Другими словами — евреи составляли 51.2% населения.

По данным из Википедии и приведённым в Таблице 1 в 1946 году в Хайфе проживало 74,230 евреев — те же 51%. Бенни Моррис в своей книге «Рождение проблемы палестинских беженцев» [39], из которой я почерпнул многие факты для написания следующих глав статьи, приводит цифру в 65,000 арабов и 70,000 тысяч евреев, примерно тот же процент. При этом по плану раздела еврейское большинство в Еврейском государстве должно было составить 55% (См Таблицу 3)

***

Еврейские жители были в основном сосредоточены в верхней части Хайфы, Адар хаКармель, Неве-Шаанан и Кармель, и в прибрежном Бат Галиме. Небольшое число евреев продолжало жить в Нижнем городе. Мусульмане жили в основном в нижней восточной части Хайфы, а христиане — в западной.

Уже в декабре между вооружёнными формированиями арабов и евреев начались перестрелки, 8 декабря 1947 года, הגנה Хагана[40] отбила нападение арабов на Адар хаКармель, 9 арабов были убиты и десятки ранены[41]. При посредничестве англичан боевые действия прекратились.

Между еврейскими и арабскими кварталами была создана городская пограничная линия, которую с еврейской стороны удерживали силы Хаганы.

Также как в иерусалимском коридоре, и в Хайфе, и в её окрестностях, главной целью нападений арабов явился еврейский транспорт, 9 декабря было убито 3 еврея, проезжавших через арабский квартал[42]. Из-за нападений на Приморском шоссе (сегодня шоссе №4) и в районе деревни Балад-эль-Шейх (сегодня район תל חנן Тель Ханан города-спутника Хайфы נשר Нешер) движение еврейского транспорта шло в обход через יקנעם Йокнеам и  קריית אתה Кирьят Ату. Со своей стороны евреи из קריות Крайот[43] угрожали передвижению арабов из Хайфы в Бейрут и Галилею.

Другим видом террора были взрывы заминированных автомобилей.

Хагана отвечала акциями возмездия, אצל ЭЦЕЛ[44] вёл себя иначе. С 11 декабря его боевики начали забрасывать арабские толпы и автобусы бомбами, в этом месяце 105 арабов было убито и 248 получили серьезные ранения[45].

***

Британская разведка сообщила, что и евреи, и арабы эвакуируют пограничные районы между двумя общинами и перебираются в более безопасные районы.[46] Одновременно началось бегство арабов из самого города.

Первое сообщение об эвакуации 250 арабских семей пришло 4 декабря из квартала Халисса.[47] Бенни Моррис приводит следующие факты:

К 10 декабря арабский отдел разведки Хаганы сообщал, что происходит паническая эвакуация из [арабских] приграничных районов страны. Несколько арабских христианских семей, которые жили внутри или на окраинах еврейских кварталов на горе Кармель, были запуганы угрозами и приказами людей ЭЦЕЛя и вынуждены покинуть свои дома в середине декабря. В отчете британского миссионера из Хайфы в это время говорится о евреях, терроризирующих две арабские семьи, чтобы они отказались от своего дома. К 23 декабря разведка Хаганы сообщала, что экономическое положение в Хайфе — плохое. Около 15–20 тысяч арабов, особенно из Хаурана [Сирии] и Египта, и много богатых людей покинули город. Многие магазины и предприятия закрылись. Верховный арабский комитет потребовал от Национального комитета[48] Хайфы прекратить бегство… Христиане в Хайфе живут в страхе перед мусульманами…[49]

В отчете Хаганы от 8 января 1948 г. говорилось, что от 15 до 20 тысяч арабов уже бежали из Хайфы. Многие арабские магазины закрыты, и многие другие вот-вот уедут. Толпы бегут… вглубь страны, на арабскую территорию. Те, у кого есть возможность — за границу.[50]

Разведка Хаганы сообщала, что в декабре ливанское и сирийское консульства в Хайфе выдали 8,000 въездных виз… Кроме прочего, к бегству из города арабов побуждало стремительно ухудшающееся экономическое положение. Цена мешка муки выросла в декабре с 1.750 до 6.500 фунтов стерлингов, и по этой цене ее также трудно достать. Большинство магазинов закрыты весь день. Овощной рынок закрыт, транспорт почти полностью остановлен.[51]

Кроме этого на начавшееся бегство арабов повлияло и то, что они были деморализованы перспективой жизни под властью евреев.

К февралю Хайфу покинуло около трети предвоенного арабского населения.[52]

***

В Хайфе евреи имели безусловное преимущество перед арабами как в численности и в военной организации, так и в топографии — еврейские районы, за исключением Бат Галима, располагались выше арабских.

Типичным примером использования топографии был разлив по улице смешанного с маслом бензина и его поджёг. Пытавшихся потушить заползающий в их квартал огонь арабов обстреливали сверху из пулемёта. Другим оружием были большие железные шары и бочки, начиненные взрывчаткой, которые катили по склонам улиц к позициям и блокпостам арабов[53].

Руководители Арабского национального комитета в Хайфе понимали свою слабость по сравнению с еврейскими силами обороны и пытались сдерживать арабских боевиков от нападения на евреев, надеясь дождаться прихода арабских армий после ухода британцев.

Хагана тоже готовилась к следующему этапу войны.

Сообщение штаба Хаганы:

Враг угрожает вторжением. Нельзя игнорировать эту опасность. Возможно, что она близка. У сил безопасности есть необходимые средства. Со своей стороны жители должны оказать всю необходимую помощь.

Во всех поселениях надо вырыть убежища и выполнять все указания на случай атаки с воздуха:

  1. Надо избегать скопления народа на улицах и площадях.
  2. Надо содействовать командирам сил обороны в создании заграждений и укреплений и т.п.

Без паники, без самоуспокоенности, бдительность и дисциплина.[54]

28 декабря хайфский арабский Национальный комитет заключил перемирие с Хаганой, но оно продержалось совсем недолго. Утром 30 декабря люди ЭЦЕЛ бросили из проезжавшей мимо ворот Батей Зикука машины самодельные бомбы в большую группу арабских подёнщиков, ожидавших у ворот. Как утверждал ЭЦЕЛ — в ответ на нападение арабских рабочих завода на еврейских. Погибло 6 и 42 араба было ранено. Сразу после этого разъяренная арабская толпа с дубинками, железными прутьями и ножами ворвалась на территорию завода, 39 еврейских рабочих были убиты, 49 ранены[55]. 19-летний Йосиф Элиас Матанс «Абу Камиль», младший клерк отдела кадров спрятал в своём кабинете несколько евреев, в День Независимости 2010 года он был среди 12-ти зажегших факелы на הר הרצל горе Герцля.[56]

Британские военные прибыли на место спустя более часа, порядок был восстановлен, арабов на автобусах отвезли домой, попыток определить и задержать погромщиков сделано не было.

Акция возмездия была проведена на следующий день. В новогоднюю ночь с 31 декабря 1947 года на 1 января 1948 года Хагана, 4 взвода 1-го батальона פלמ»ח Пальмах[57] и 2 взвода חי»ש [58] из кибуца Ягур, нанесла ответный удар по деревням Балад-эль-Шейх и Хавасса (сегодня на их местах расположены районы города נשר Нешер, תל חנן Тель Ханан и בן דור Бен Дор соответственно), где проживали многие погромщики.

Бенни Моррис так описывает эту акцию:

было приказано убить «как можно больше взрослых мужчин». Бойцы Хаганы проникли в центр Балад-эль-Шейха, обстреляли и взорвали дома, вытащили взрослых мужчин и расстреляли их. По данным разведки Хаганы, «вошедшие части . . . были вынуждены отклониться от согласованного плана и в нескольких случаях наносили удары по женщинам и детям после того, как в них стреляли из домов…. После рейда многие семьи бежали из двух деревень в Наблус (Шхем), Дженин и Акко. Разведка цитирует арабского информатора, который сказал, что «исчезли целые семьи со своими домами». … Араб говорит, что возникла неописуемая паника. Жители деревни, как сумасшедшие, метались во всех направлениях, чтобы покинуть деревню. Раненые тоже побежали в сторону горы и наутро были найдены мертвыми. Хагана не тронула бедуинов, расположившихся лагерем в деревне или рядом с ней; они не принимали участия в резне.

В Ишуве рейд подвергся критике. В промарксистской הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר  хаШомер хаЦаир [59] отметили, что хотя многие рабочие завода не участвовали в погроме, а некоторые даже защищали евреев, акция возмездия проводились без разбора, «и неизвестно, кто был поражен». Более того, инцидент был спровоцирован взрывом бомбы ЭЦЕЛ. Бен-Гурион ответил, что «Мы на войне, а на войне нельзя проводить индивидуальное различие…, между… деревнями, да, но не между отдельными людьми». В сообщении разведки Хаганы от 6 января говорится об около 70 убитых, в сообщении от 9 января — о 21 убитом («в том числе две женщины и пятеро детей») и 41 раненом. Потери Хаганы составили два убитых и два раненых.[60]. В другом источнике пишется, что было убито более 60 арабов, большинство из которых были членами банд, нападающие потеряли троих.[61]

Районы Нешера Бен Дор и Тель Ханан названы в память о погибшем бойце Пальмаха חיים בן-דור Хаиме Бен Доре, и командире взвода חנן זלינגר Ханене Зелингере.

Всплеск насилия привел к тому, что большинство еврейских и арабских служащих перестали ходить на смешанные рабочие места, в том числе в муниципалитет. По инициативе арабов в муниципальных и правительственных учреждениях и в судах был создан «Комитет безопасности» (по три представителя с каждой стороны). На встрече с представителями Хаганы» 2 января руководители арабов заявили, что они отдали приказы избегать нападений на евреев — «арабы заинтересованы в тишине в Хайфе.»[62]

Но благими намерениями вымощена дорога в ад. 14 января на еврейской автобусной станции в торговом центре взорвалась заминированная машина, восемь человек погибли, около сорока получили ранения. 19 февраля четверо евреев были убиты в результате обстрела автобуса в немецкой колонии. На следующий день Хагана взорвала дом в Нижней Хайфе рядом с домом «Национального комитета» и убила трёх арабов.

17 февраля солдаты Арабского (Трансиорданского) легиона[63] обстреляли автомобиль, погибло трое пассажиров, после чего британцы вывели силы легиона на окраины города.

28 февраля Хагана узнала о взрывном устройстве, которое арабы готовили в гараже. В ответ на это сотрудники арабского отдела Хаганы загнали в гараж машину со взрывчаткой для «ремонта». Взрыв уничтожил арабское взрывное устройство и убил пятерых арабов. [64]

Бдительность еврейской охраны предотвратила множество жертв в организованном арабскими боевиками 21 марта теракте около офиса строительной фирмы «Солел Боне» на небольшой улице הנמל хаНамаль, параллельной King’s way. Арабы подогнали к входу в здание заминированную машину и подожгли фитиль (В наши дни заминированные машины подрывают телефонным звонком по сотовой связи. Прогресс!). Дежурившие у входа охранники заметили подозрительный дымок, предупредили людей у входа и начали отталкивать машину. При взрыве погибло шесть человек, из них трое героев-охранников חיים גרף Хаим Граф, מרדכי קומורניק Мордехай Коморник и משה פלוסקר Моше Флюскер, мужество которых позволило избежать намного большее число жертв.

В ответ на это Хагана решила действовать аналогичным методом. 22 марта на улицу Ирак в центре арабского района (ныне улица קיבוץ גלויות Кибуц Галуйот) был направлен грузовик с 700 кг взрывчатки. Водители и сопровождающие колонну были одеты в форму британских солдат и не вызвали подозрения у охранников. Взрыв разрушил ряд зданий, было много убитых и раненых. [65]

Одним из самых проблематичных мест в городе был морской порт, где работали и арабы, и евреи. В декабре 1947 года в порту было создано специальное подразделение Пальмаха, военно-морская рота, англичане не препятствовали, считая, что она способствует нормальному функционированию порта.

(окончание следует)

Основные источники:

1.לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947– 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)

2.המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות יעקב מרקוביצקי,

  1. יגאל גרייבר, מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות

4.מרוע עזבו התושבים הערבים את חיפה? עיון בסוגיה חצויה ,תמיר גורן

5 מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות יגאל גרייבר,

6.חיפה בידינו ,צבי גיל

  1. ILAN PAPPE. THE ETHNIC CLEANSING OF PALESTINE
  2. הקרב שלא היה אורי מילשטיין,
  3. הקרב על חיפה
  4. חיפה

Примечания:

[1] Haifa

[2] Муниципалитет

[3] חיפה

[4] Haifa

[5] Темплеры (не путать с тамплиерами), от нем. Tempel — храм, нем. Tempelgesellschaft — «Храмовое общество», известны также как «Общество друзей Иерусалима» — лютеранская церковь, состоявшая из выходцев из Германии. С 1860-х по 1930-е годы темплеры создавали колонии в Палестине. В 1939 году были частично депортированы из Палестины британскими властями как граждане Германии, а после образования Израиля оставшиеся темплеры депортированы из-за прежних связей с нацистским режимом. В настоящее время проживают в основном в Австралии и Германии.

[6] אגודת הדר הכרמל Общество «Хадар хаКармель» было основано евреями, выходцами из Сирии, Ливана, и частично из Марокко, которые жили в стенах «Нового города» в домах, принадлежавших арабам. Ассоциация была создана в развитии общей тенденции евреев Ишува выходить за стены города, аналогично происходившему в то время также в Иерусалиме и Яффо. Каждый поселенец приобрел участок земли в один дунам, на котором построил здание

[7] Дуна́м (דּוּנָם) — мера площади. Турецкий дунам составлял 919 м2. В Израиле дунам равен 1,000 м2 или 0.1 га.

[8] Хотя названия улиц и районов современной Хайфы что-то говорят только хайфовчанам или людям, хорошо знакомым с городом, но мне кажется правильным всё-таки эти названия приводить.

[9] Haifa

[10]) חיפה См. Таблицу 1)

[11] Дамаск — Медина. Написанное в этой статье относительно железных дорог почерпнуто из опубликованной на сайте несколько лет назад статьи Шмуэль Данович: «Не важно, какая длина, важно, что ширина как у всех!»

[12] Формально эти временные рамки не совсем точны. В период с 23 сентября 1918 года, даты изгнания турок из города, и по 30 июля 1920 года, когда первый Верховный комиссар Герберт Самуэль (Herbert Samuel) прибыл в Палестину, город и вся страна находилась под военным управлением оккупационной армии. (Occupied Enemy Territory Administration)

[13] Egyptian Expeditionary Force, EEF (Египетская экспедиционная армия). В составе армии, кроме британских, были австралийско-новозеландские части (ANZAC), египетские и индийские части, и немногочисленные французские и итальянские подразделения.

[14] Мудрос — порт на греческом острове Лесбос.

[15] צינור הנפט כירכוכ–חיפה

[16] טבח בתי הזיקוק

[17] Начавшиеся в конце октября 1933 года с демонстраций арабов против «политики британского империализма», способствующей массовой эмиграции евреев, переросли в кровавые столкновения с полицией, в которых было убито 26 и ранено 187 арабов, убит один полицейский-араб и 56 полицейских ранено. (1933 Palestine riots)

[18]Altneuland КНИГА ВТОРАЯ. ХАЙФА. 1923 ГОД, глава II

[19] חיפה

[20] См статью Сёма Давидович: ЙЕККЕ. ЕВРЕИ БЕН ЙЕХУДА ШТРАССЕ

[21] Henry Near, The Kibbutz Movement (Oxford University Press, תום סגב, ימי הכלניות — ארץ ישראל בתקופת המנדט, תום שגב

[22]מרים גטר. העלייה מגרמכיה בשנים 1933-1939 קליטה חברתית-כלכלית מול קליטה חברתית-תרבותית

[23] ‏Richard Kauffmann ריכרד קאופמן ‏‎ Рихард Кауфманн (1887–1958) — немецко-еврейский архитектор, приехал в Палестину в 1920 году, был членом комитета мандатной администрации по городскому планированию, заложил архитектурную основу Ишува и Государства Израиль, сторонник идеи The garden city movement (Garden suburbs)

[24] The garden city movement архитектурное направление начала ХХ века, подразумевающих создание городов-спутников с открытыми пространствами, парками, в идеале с населением 32 тысячи человек.

[25] הדר הכרמל

[26] Там же

[27] Там же.

[28] Там же

[29] הכשרת הישוב Israel Land Development Company LDC создан в 1909 году Сионистской организацией для покупки земли, обучения евреев сельскохозяйственным занятиям и созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине. К началу Первой мировой войны было приобретено около 50 000 дунамов.

[30] Patrick Geddes Патрик Геддес (1854–1932) — британский биолог, социолог, географ, филантроп и новаторский градостроитель. В 1919 году разработал план Еврейского университета в Иерусалиме, отчеты о реальном и возможном строительстве в Иерусалиме, о городском планировании в Яффо и Тель-Авиве, ставшим единственным городом, центр которого полностью построен по плану Геддеса.

[31] «Израиль. 3 дня в июне 1948 Артур Кестлер» Перевод Сёмы Давидовича

[32] נווה שאנן (חיפה)

[33] הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר Ха-шомер хаЦаир‏ ‏‎ (юный страж) — всемирная молодёжная организация левой ориентации, основана в 1913–16 годах как еврейский аналог скаутских организаций для подготовки еврейской молодёжи к алие и к кибуцной жизни, декларировала принципы социалистического сионизма. (В 1946–48 годах в Ишуве была левая политическая партия с тем же названием)

[34] Верховный арабский комитет — политический орган арабов Палестины во время Британского мандата, основан весной 1936 года после начала Арабского восстания, запрещён властями осенью 1937 года, воссоздан в 1945 году, прекратил существование после окончания войны.

[35] לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)

[36]שבתי לוי , 1876 — 1956, родился в Стамбуле, совершил алию в 1894 году, один из основателей района Герцлия, мэр Хайфы 1940–1951 годы.

[37] Англо-американский комиссия (комитет) по расследованию в составе 6 англичан и 6 американцев был, создан в конце 1945 — начале 1946 годов для изучения политических, экономических и социальных условия в Подмандатной Палестине и возможности расселения в ней находящихся в Европе в лагерях для перемещённых лиц уцелевших в Холокосте евреев.

[38] A SURVEY OF PALESTINE DEC 1945-JAN 1946 VOL I

[39] לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947– 1949 בני מוריס (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)

[40] הגנה Хагана (Оборона) основана 15 июня 1920 года в кибуце Кинерет на съезде партии «Ахдут хаАвода. В 1948 году преобразована в ЦАХАЛ ((צהל -Цва Хагана леИсраэль — Армию обороны Израиля ((צבא הגנה לישראל

[41] הקרב על חיפה

[42] Там же

[43] קריית חיים Кирьят Хаим, קריית מוצקין Кирьят Моцкин, קריית ים Кирьят Ям, קריית אתא Кирьят Ата — города-спутники на север от Хайфы (

[44]אצ»ל  ЭЦЕЛ (‏ ארגון צבאי לאומי‏‎иногда используется название «Иргун», еврейская подпольная организация, Палестины 1931–1948гг. До 1939 г. занималась защитой еврейских поселений от нападений арабов, после принятия Белой книги 1939 г. начала бороться с британцами и перевозить нелегальных иммигрантов,после начала 2МВ сотрудничала с англичанами. В 1944 году под руководством Менахема Бегина возобновила вооружённую борьбы с англичанами. После провозглашения независимости Израиля самораспустилась, большая часть бойцов вступила в ЦАХАЛ. В июне 1948 года на базе Эцеля создано политическое Движение Херут, председатель М. Бегин.

[45]בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947– 1949 (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM).

[46] Там же

[47] הקרב על חיפה

[48] Национальный комитет Хайфы, состоящий из 14 членов, был создан 2–3 декабря под председательством мусульманина Рашида Хаджа Ибрагима..

[49]בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947– 1949  (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM).

[50]המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות יעקב מרקוביצקי

[51] בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947– 1949 (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM).

[52] הקרב על חיפה

[53] המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות.. יעקב מרקוביצקי

[54] Цитируется по: מרוע עזבו התושבים הערבים את חיפה ? עיון בסוגיה חצויה ,תמיר גורן

[55] טבח בתי הזיקוק (Бенни Моррис пишет о 11 серьёзно раненных)

[56] יגאל גרייבר  מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות

[57] פלמ»ח  — особые «ударные роты» Хаганы (сокращённо — Пальмах, созданные в мае 1941 годы при содействии британцев. 7 ноября 1948 года Пальмах был расформирован, и слит с Армией Обороны Израиля.

[58] חיל השדה Хайл хаСаде — Полевой корпус Хаганы в 1939-1948 годах был секретной военной организацией в которой состояли добровольцы в возрасте 18-26 лет

[59] פּוֹעָלִים הַשׁוֹמֵר הַצָעִיר בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל  מִפְלֶגֶת Мифлегет Поэлим хаШомер хаЦаир была марксистской политической партией в подмандатной Палестине британском мандате Палестины, придерживающаяся промарксисткой идеологии, находившаяся где-то между умеренной МАПАЙ во главе с Бен Гурион и коммунистами. На момент основания в 1946 году насчитывала около 10,000 членов, в основном кибуцников. (С тем же названием в 1913–16 годах году была основана всемирная молодёжная организация левой ориентации как еврейский аналог скаутских организаций для подготовки еврейской молодёжи к алие и к кибуцной жизни)

[60]בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947– 1949 (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM).

[61]המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות  יעקב מרקוביצקי

[62] בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949 (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM).

[63] Арабский Легион, создан в 1923 году для поддержания порядка в стране, финансировался Великобританий, офицерами были англичане, наиболее известный, его командир 1939 –56 годы John Bagott Glubb; Джон Баггот Глабб (Глабб-паша). Во время 2МВ участвовал в подавлении антибританского восстания в Ираке. Во время войны с Израилем был самой боеспособной арабской армией численностью 6 тысяч. В 1956 году переименован в «Арабскую армию», сегодня — «Вооружённые силы Иордании»

[64] הקרב על חיפה

[65] המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות  יעקב מרקוביצקי В статье הקרב על חיפה указано 7 жертв теракта.

Share

Сёма Давидович: Хайфа: от османского города к израильскому: 6 комментариев

  1. Шмуэль

    Очень интересно.
    Сколько раз проходил по этии улицам, по Адару, Неве Шаанану, Кармелю и не представлял историю этих мест.
    Кстати, а почему вы не написали ничего про Шпринцак?
    И отдельное спасибо, что вспомнили и использовали мою статью!
    Но почему такой низкий интерес к статье?

    1. Сэм

      Большое Спасибо, Шмуэль за интерес к статье и за информацию, которую я взял из Вашей про историю ракевета.
      Про Шпринцак я не написал, как и про другие районы, потому что он возник в 60-е годы, а статья про Хайфу во времена турок и Мандата. Хотя в самом конце и есть немного про сегодняшние отношения в городе между евреями и арабами.
      Насчёт низкого интереса – это обычное дело. Сегодня на сайте можно по пальцем можно пересчитать тех, кого интересует история, по крайней мере та, о которой мои статьи. Но пишу их прежде всего потому, что мне самому это очень интересно. Пока я не начал собирать материалы к этой статье, я не знал и половины того, что в неё вошло.
      Ну а если это кому-то оказалось интересно, как Вам и Инне, то и прекрасно!
      И может окончание статьи, где будет про историю возникновения проблемы арабских беженцев, проблемы, более, чем актуальной и сегодня, заинтересует больше.

  2. Сэм

    Не больше, чем у всей Палестины, Инна.
    И подождите судить, пока не выйдет 2 часть статьи про Победное окончание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.