Конечно, ничего не бывает только белым и чёрным. Точно так же и каждого когда-либо родившегося либерала или левака, или консерватора и правого можно определить прямо в тот момент, когда они откроют свой рот. И это правильно, так как жизнь более колоритна, а не чёрно-белая. Вот наглядный пример: да, это прекрасно сохранить английскую культуру, и они превосходные актёры, но английская культура имеет и другие грани, такие, как их жуткая традиционная еда.
УКРОЩЕНИЕ ЕВРЕЯ.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОБЪЕДИНЕННОМУ КОРОЛЕВСТВУ
Перевод с английского Минны Динер
(продолжение. Начало в № 5-7/2022 и сл.)
Хабен зи Геhёрт дас Дойче Банд?
Бродвейские сцены были когда-то домом блестящих еврейских творцов вроде Мела Брукса, чей побивший все рекорды мюзикл «Продюсеры» очаровал многие тысячи театралов в городе Большого Яблока и был награждён двенадцатью премиями Тони. Этих творцов уже давно нет на свете, а Бродвейская сцена стала лишь бледной тенью того, какой она была когда-то, но старые мюзиклы, вроде «Продюсеров» не исчезли, и так скоро не исчезнут.
«Продюсеры — это шоу о другом шоу. В нём рассказывается история о двух мошенниках, которые задумали заманить продюсеров на заведомо авантюрную постановку мюзикла «Весна для Гитлера». Если тот мюзикл, любовная история Адольфа Гитлера, провалится при постановке на сцене, то они рассчитывали прямо в день премьеры отменить её и улететь в Бразилию вместе с неиспользованными деньгами инвесторов и зажить счастливой жизнью в Рио. Но к их ужасу мюзикл «Весна для Гитлера» преуспел вопреки самым ужасным ожиданиям, завоевал прекрасные отзывы как критиков, так и публики, и никакая отмена даже близко ему не грозила.
Прощай Бразилия! Привет, Англия!
«Продюсеры» сейчас идут в Королевском Exchange Театре в Манчестере, и я собираюсь туда пойти и посмотреть. Я видел его несколько лет назад на Бродвее и я заинтригован предстоящим зрелищем того, как англичане оживят его, особенно потому, что ставится этот спектакль на своей круглой сцене, где зрители сидят вокруг неё.
Для любой комедии с совершенно надуманным сюжетом, как в этом мюзикле, требуются блестящие актёры, которые способны справиться с задачей в наиболее выразительной и убедительной форме. В противном случае, как это бывает с любой самой лучшей комедией, она может стать совершенно плоской постановкой, и даже хуже того, может превратиться в шоу ужаса, оскорбляющее любого, кто это видит. К счастью, актёры Королевского Exchange знают своё дело.
Двух главных героев-мошенников прекрасно сыграли Стюарт Нил (в роли Лео Блума) и Джулиус де Силва (в роли Макса Бялистока). Дейл Микс, в роли Германского нацистского писателя Франца Либкинда также блистал своим талантом.
Музыкальные номера «Я хочу быть продюсером» и «hабен Зи геhёрт дас дойче Банд» (Слышали ли вы немецкий оркестр?) привели английскую публику в такой восторг, что они чуть ли не снесли Манчестерский дом, начав неистово танцевать рок-н-ролл. А танец этих симпатичных маленьких пожилых леди, денежных ангелов Макса, напомнил мне ту старую еврейскую женщину, которая танцевала со своим ходунком, только здесь это выглядело гораздо смешней! А когда они присоединились к следующему музыкальному номеру «До Него» с этими двумя мошенниками, Максом и Лео, публика влюбляется во всех них. Какой прекрасный и трогательный момент. Правда, согласно тексту и цели Мела Брукса, актёры здесь показывают нацистов, включая Адольфа Гитлера милейшими и смешными зверьками национального зоопарка. Они настолько нелепы и смехотворны, эти нацисты, что удовольствие на них смотреть. Кто может соревноваться с таким талантом?
Эта постановка несомненно превосходит ту, что я видел на Бродвее. Как же эти актёры достигают такого уровня искусства?
Мы находимся в Манчестере, а не в Нью Йорке, но актёры преподносят свои роли не только в точности с американской манерой разговора и акцентом, но они еще в точности сохраняют особенности речи того района в Штатах, где это впервые было поставлено. Ни на момент у меня не возникали сомнения, что актёры на сцене настоящие Нью-Йоркцы. Удивительно!
Как же они это делают?
Я изучал актёрские лица и движения тел достаточно близко от них, и я заметил настоящую радость во время исполнения ролей.
Я также наблюдал за ними, когда у них не было текста, но они были на сцене, и они воспринимали действие того, что происходило с другими актёрами так, словно вся история была абсолютно настоящей. Эти актёры преданы своим ролям больше, чем публике, мастерству больше, чем идеологии. И они абсолютно втянуты в эту искусственную реальность, которую они создают на сцене в поте лица своего.
Они являются, и я повторяю это с большим уважением, превосходными лжецами. И на сцене это производит чудеса.
Когда я вижу выступления этих артистов, я думаю, что лучше понимаю людей из Лива, которые любят свою английскую культуру и совсем не хотят европеизироваться. Ни один другой европейский театр, по моему мнению, не сможет скопировать такое мастерство. И, если это то, что значит быть англичанином, то лично я полностью за Ливов.
Конечно, ничего не бывает только белым и чёрным. Точно так же и каждого когда-либо родившегося либерала или левака, или консерватора и правого можно определить прямо в тот момент, когда они откроют свой рот. И это правильно, так как жизнь более колоритна, а не чёрно-белая. Вот наглядный пример: да, это прекрасно сохранить английскую культуру, и они превосходные актёры, но английская культура имеет и другие грани, такие, как их жуткая традиционная еда.
Такую культуру следует уничтожить, по моему мнению.
Но одна англичанка говорит мне, что не стоит спешить. Вы еще не знаете наши блюда. Прямо здесь, в Манчестере есть превосходные рестораны. Не хотите ли попробовать сходить в один из них? Да, — говорю я. Завтра утром я хочу получить хороший завтрак в Манчестере. Что же, посмотрим, что принесёт нам завтрашний день.
Ресторан, Весь из Стекла и над Автострадой
— Что для Вас значит Манчестер? — спрашиваю я у молодого человека, который родился и вырос в этом городе.
— «Десять месяцев серости и дождя», — отвечает он в именно такой серый и дождливый день в Манчестере.
Я двигаюсь в направлении Эвелинс Кафе Бар, где состоится моё изучение завтрака. Да, я ем не ради поглощения пищи; я ем ради исследования. А вы не знали этого? Добро пожаловать, мои дорогие, в Эвелинс Кафе Бар, что в Северном квартале Манчестера.
Место красивое и уютное. Стройные официанты одаривают улыбкой шириной в расстояние отсюда до Гонолулу. Чего еще пожелать человеку?
Конечно, меню. Оно очень быстро доставляется мне стройной официанткой. И я начинаю читать:
- Чашка Будды, авокадо, крупа, тыква, морковь, зелень, арбуз, кунжут.
- Авокадо, варёные яйца, семена, масло аво, квашенное тесто.
- Марокканские грибы, кускус абрикосовый, нут, корица, варёные яйца, сумах.
- Мергуезские бараньи колбаски, фасоль, жареные яйца, квашенное тесто.
Чашка Будды… Я бы предпочёл чашку Моисея. А что такое масло аво?
Я прошу супер-стройную официантку помочь мне выбрать самое калорийное блюдо. Это всё равно, что спрашивать Иисуса про лучший вариант Корана. Конечно же, она вегетарианка. Но она говорит, что Мергуезские колбаски подошли бы лучше всего.
И я выбираю их, я выбираю N 4.
Моментально супер стройная официантка N2 спешит к моему столику и приносит заказанное блюда. Мне нравится вид этих жаренных яиц: красно-оранжевый круг окружённый молочно белым.
Мои супер худенькие официантки издали наблюдают за тем, как я делаю первый укус. О, мама, как это хорошо! Каждый укус, будь то яйца, или квашеное тесто, мергуезские колбаски, или фасоль приятны на вкус. Еда тает в моём рту и в ответ мой желудок шепчет мне громкое спасибо.
Наконец-то нашёлся кто-то, кто умеет готовить, как Макка из Данди.! Да, я должен признать: Британские законы не запрещают вкусную еду. Что за чудесное открытие!
Все стройняшки сохраняют сдержанное спокойствие. А мне мои вкусовые рецепторы требуют, чтобы я поговорил с шеф-поваром.
И я обращаюсь к милой тонюсенькой официантке:
— Не могли бы Вы передать своему шефу, что мне хочется поговорить с ним. Она быстро уходит к нему и уже через секунды он спешит ко мне.
В этом кафе стройных людей всё происходит быстро. И я спрашиваю у шефа по имени Джимми Карр:
— Это Вы сделали эти вкусные колбаски?
Надо сказать, что этот Джимми — серьёзный парень, в отличии от стендап комедианта с таким же именем.
— «Нет, их сделал мясник. Вообще-то мы придумали рецепт вместе с ним.»
— Что за мясник? Какой мясник?
— «Джек Вуд из Фэлсвортa. Это недалеко, всего 5 миль дороги. Мы вместе пришли к созданию этих колбасок, договорились о правильном фарше и правильной оболочке. Мы используем кожу желудка овцы для обёртки, а внутри начинка состоит из плеча и ноги овцы. Кожа желудка даёт хрустящий эффект, а плечевое мясо очень нежное, потому и тает во рту. А для ноги используют приправы. Мы используем паприку, пажитник, тмин.
— У меня была какая-то зелень на тарелке. Что это?
— «Это салат, сделанной из листовой капусты, укропа, граната и цитрусового соуса.»
— Мне бы хотелось поговорить о жаренных яйцах. Мне пришлось есть их тысячи раз в своей жизни. Но ни разу я не ел таких вкусных, как у вас. Как вы их готовите? Казалось бы приготовить жаренные яйца легче лёгкого, но в каждом ресторане, в котором я их ел…
«…они были неудавшимися.»
— Правильно. Почему же у вас они удачны?
— «Яйца можно покупать повсюду в Англии, но я предпочитаю брать их у компании Clarence Court, которая базируется в Лондоне. Они отличаются своими богатыми желтками. Их куры свободны в своих странствиях, диапазон пастбищ велик, поэтому их яйца лучшего качества. Действительно, их вкус гораздо богаче.»
— В каждом супермаркете продают яйца «свободного диапазона.» Что тут особенного?
— «Когда они пишут «свободного диапазона», то это может быть от маленькой узкой полоски земли до действительно большого места. Наши же куры имеют большой простор и их корм всегда лучшего качества. Их жизнь гораздо лучше, чем у других кур. А когда куры живут более счастливой жизнью и наслаждаются ею, то и яйца они откладывают лучшие.»
— А на каком масле Вы их жарите?
— «На масле виноградного семени. Оно дaёт яйцу небольшую горчинку, но в общем, по-видимому, это отличный баланс.»
— Я путешествовал по этой стране какое-то время. За небольшими исключениями ничего на этих островах до сих пор не отличалось хорошим вкусом, даже хлеб. А ваш хлеб удивил меня своим отличным вкусом. Абсолютно вкусно!
— «В Англии всё сводится к деньгам, к обороту и заботе о том, чтобы бизнес крутился, был в действии. Никто не фокусируется на продукте. Мой хлеб приходит из Kendall, из Пекарни “С Любовью”, где его изготавливают вручную. Они находятся в 60 милях езды от нас. Они специализируются только на хлебе, больше ничего они не пекут.»
— Значит хлеб у вас приезжает издалека — по дороге в 60 миль.
— «Каждый день.»
— Тогда позвольте спросить Вас следующее. Вы окружены огромным количеством безвкусных ресторанов. Вы выросли в стране, где люди рождаются с мёртвыми вкусовыми рецепторами. Как же так случилось, что Вы готовите так вкусно? В чём Ваш секрет?
— «Когда я вырос, я захотел стать юристом и компьютерным инженером. И, пока я учился в колледже, я подрабатывал в маленьком итальянском ресторане и видел какую радость может принести повар клиенту. В 17 лет у меня появилась мечта: владеть рестораном, который весь состоял из стекла и который находился бы над автострадой Можете представить себе? Люди могут видеть всё, что находится внутри, и они видят всё, что находится снаружи. Всё из стекла: пол, столики, стулья, и вы можете видеть все движущиеся машины через пол..»
— Мне это нравится!
— «Когда вы занимаетесь обедами, то вы знаете, что даже, если еда плохая, а картина вокруг тебя красивая, то и еда становится лучше. А хотите ли Вы попробовать наши оладьи?»
— Почему нет?
И перед тем, как отправиться делать оладьи, он с улыбкой говорит:
— «Кормить людей — это тоже театр.»
Да, я нахожусь в Англии. Здесь всё — театр.
Оладьи приносят быстро. И я, получая удовольствие от каждой секунды пребывая в этом ресторане, начал думать о тех кошерных ресторанах, охваченных огнём. Кто мог их поджечь?
Может, сходить мне еще раз к евреям, чтобы послушать их новые сказки? Почему нет?
Справившись с завтраком, я потащился в Прествич.
Я представился иностранным журналистом, заданием которого является написать историю об Еврейской общине.
Евреи с удовольствием разговаривают со мной Что же они говорят? А говорят они, что Манчестер — лучшее место для жизни евреев. А я вчера еще увидел на стенах этого серого и дождливого города надпись: На шестой день Б-г создал MANchester (лагерь для людей). О, они должны были бы еще добавить, что на седьмой день Он создал еврейских лгунов.
Я говорю евреям, что слышал, что два кошерных ресторана подожгли два ненавистника евреев. Правда ли это?
Нет, — отвечают они — это неправда. Эти два ресторана подожгли сами владельцы, чтобы получить страховку.
— «Вы видели, как выглядят эти рестораны теперь? Угадайте, кто за это заплатил!»
У них нет никаких доказательств, но они скорее обвинят в поджоге своего собрата еврея, чем не-еврея.
А потом я встретился с другим евреем, человеком, знающим о моём еврействе. Он разговаривает со мной тихим голосом, так, чтобы никто не услышал со стороны те секреты, которые он мне расскажет.
— «Знаете ли Вы район Golders Green в Лондоне?» — спрашивает меня он, указывая на район, где живут многие евреи.
— «Там есть много ресторанов, из них пять — кошерные. Все пять почему-то оказались в дыму пожаров. Но ни один из некошерных ресторанов не пострадал. Не будьте наивны — это дело рук наших евреев.»
Да. Проклятые евреи!
Так кто же лжет, а кто говорит правду?
Я приступаю к интервью с официальным лицом еврейской общины и он рассказывает мне об антисемитских нападениях в Прествиче.
— На Вас тоже нападали?
Напали на его маленького сына. Он гулял со своим сыном несколько недель назад, когда несколько белых ребят подошли к мальчику сорвали с его головы кипу и швырнули её в лужу. Он говорит мне, что антисемитизм растёт, и становится страшно, что Джереми Корбин, которого он характеризует, как настоящего антисемита, возглавляет лидирующую партию. И еще он говорит мне, перед тем, как мы расходимся:
— «То, что я рассказал Вам не должно быть опубликовано.»
— А в чём проблема ?Что Вы такого рассказали?
— «Если Вы опубликуете, то меня уволят.»
— Погодите минутку. Вы представляете еврейскую общину. И Вы говорите мне, что Вас могут уволить за то, что Вы сказали…
— «Нам не велено говорить, что Джереми Корбин антисемит!»
— Но он им является?
— «Конечно.»
— Но Вам нельзя это сказать?
— «Нет, нельзя.»
— Но разве Вы не можете высказать своё собственное мнение?
— «Я прошу прощения за потраченное на меня время. Но у меня есть семья, о которой я должен заботиться, и я не могу позволить себе потерять работу.»
Такова Еврейская жизнь в Манчестере.
Манчестер — второй по численности евреев город в ВБ, он следует за Лондоном. Но цифры не прибавляют уверенности. Евреи серого и дождливого города живут в страхе, постоянно являются объектами нападений, и защищены лишь собственной ложью. Они ведут себя, как крысы, прячущиеся от встреч с сэром Котом, пока не умрут внутри органа в Дублине, не обвиняя никого, кроме самих себя.
Именно эта история антисемитизма, история преступника и жертвы не присутствует в постоянных репортажах об антисемитизме в Лейбористской партии. А ведь антисемитизм в Манчестере, как и в других местах, где я побывал до сих пор в этой стране, не связан ни с Лейбористами и Джереми. Он гораздо мощнее. Антисемитизм в Лейбористской партии можно было бы искоренить простой очисткой антисемитов из партии, да и Джереми Корбин мог бы быть всегда уволен. Вот и всё решение. Но антисемитизм на улице, антисемитизм в сердцах людей — это совсем другое дело. Это вирус, который сопротивляется давно известным антибиотикам.
Буду ли я еще сталкиваться с антисемитизмом, продолжая мой путь по Англии? Время покажет.
А в настоящее время, прямо в эту минуту люди в Манчестере заняты одним евреем, знаменитым евреем. Догадываетесь ли кто это? Нет, не Майкл Маркс. Да, это — Иисус Христос. Сейчас время Рождества. И я болтаюсь в поисках праздника.
На следующий день после встреч с евреями мне следует испытать Рождество в городе серости и дождя. Что это за прекрасное зрелище! Выходите из дома, мои дорогие, поглядите на бесчисленные дороги Манчестера, и вы не поверите своим глазам. Абсолютно пустые дороги, редко встретишь где-либо машину. Манчестер, известный, как первый в мире индустриальный город, устрашающе тих сегодня. На данный момент я нахожусь в центре города в районе Пикадилли. Редко увидишь прохожих, за исключением бездомных и нищих. Согласно Акту о Бродяжничестве 1824 года в ВБ, «бесцеремонно спать», или попрошайничать в Королевстве Её Величества считается наказуемым преступлением. Но бедняки, как вы можете себе представить, не слишком осведомлены о правовых вещах.
Официально считается, судя по публикации в «Миррор», в ВБ имеется 4 751 «бесцеремонно спящих» в придачу к предполагаемым «320 000 бездомным людям, живущим во временных помещениях.»
Я захожу в Макдоналдс за чашкой тёплого кофе посреди серости и дождя.
Передо мной два нищих. Я разглядываю их и прислушиваюсь к их разговору. Скорее всего ни один ни другой не были в душе со времён Королевы Виктории, но всё же они являются образцами для изучения. Они незнакомы друг с другом, только сейчас встретились, но они относятся друг к другу, словно они братья. Один из этих пожилых мужчин по-видимому потратил весь день в собирании еды, различной еды. И он делится своим богатством с другим человеком. Кусок пирога, ломоть хлеба, полбанки содовой воды, специи. «У меня даже есть несколько кусков шоколада. Хотите? Это не хорошо для здоровья, но если хотите — я дам Вам.»
Так грустно наблюдать за этим, что хочется плакать. Но одновременно это так душевно и трогательно.
Завтра я поеду в Ливерпуль, который находится по пути в Лондон. Надо попробовать обманным путём встретиться с Джереми Корбином, и, возможно с некими лордами и несколькими членами Парламента.
Вы спросите: Почему Ливерпуль? Отвечу: Ливерпуль город Битлзов, очень британское понятие, а я хочу разобраться в британской душе, в английской душе. Возможно, Ливерпуль предложит мне пару ключей к её разгадке. Кроме того, в Ливерпуле не много евреев и никто не будет мне действовать на нервы. По крайней мере пока.
Счастливых праздников.
Tы Никогда не Будешь Один
Я регистрируюсь в моём новом отеле здесь в Ливерпуле, а потом проверяю новости. Что нового в Британии? — спрашиваю я у моего MacBookPro. Вот первый материал от CNN: «Антисемитизм в Британии настолько высок, что многие евреи планируют покинуть страну.»
Проклятье!
Я закрываю свой компьютер и выхожу. У человека, проходящего мимо меня, я спрашиваю:
— Есть ли что-то особенное, уникальное в Ливерпуле?
— «Да, это люди.» — звучит ответ.
— А что особенного в людях?
— «Ливерпульцы очень дружелюбны.»
Что происходит с людьми на этом острове, что они так высоко отзываются о себе самих? Мне не встречались другие люди, которые были бы так влюблены в себя, как англичане, как ирландцы, как шотландцы. Один за другим ирландцы, шотландцы и теперь англичане рассказывают мне, что они самые дружелюбные, самые тёплые, самые милые, самые остроумные существа на свете. Если я не ошибаюсь, то в прошлом веке немцы были такого же мнения о себе, и, как результат, Британцы чуть было не испарились с лица земли. Разумеется, немцы пошли на шаг вперёд, убивая тех, которые не были столь великолепны, как они. Британцы бы так далеко не пошли. Самое большое, на что они решились — это Брексит. Они упиваются своей собственной дружеской компанией, так что им совсем не нужны другие вокруг себя.
— Интересно узнать что думают люди Уэллса о себе самих.
Сегодня вечером эти дружелюбные добрые люди Ливерпуля слетаются в большом количестве к Ливерпульскому Театру, чтобы посмотреть «Рождественский хорал» Чарлза Диккенса. Я присоединяюсь к ним.
Театральная группа Spymonkey, актёры которой заняты сегодня в «Хоралe», приветствуют дружелюбных англичан в театре. Один актёр в роли Диккенса выкрикивает: «Добрые люди Ливерпуля!». И они отзываются громкими возгласами «О-о-о, А-а-а».
И представление начинается.
Частью этого представления является всё, что только можно представить себе самого идиотского. На этой сцене вы услышите самого Чарлза Диккенса, анализирующего Джереми Корбина. Есть еще более глупые идеи? Эти актёры были бы счастливы услышать их от вас. Можете подняться на сцену и выдать самую отъявленная ложь в мире. Все это принадлежит этой сцене. Эти артисты произносят самые причудливые тексты, которые им придут в голову, при этом настаивая, что сам Диккенс вложил их им в уста. А зрители им верят и любят их за это.
Почему нет? Мы же в Ливерпуле.
Этот «хорал» — это самая глупая, но в то же время самая освежающая, блестяще комичная театральная постановка из всех, которые я видел до сих пор. Браво!
Добрые люди из Ливерпуля, надо признать, заслужили хорошее шоу.
Пока хорошие ливерпульцы стекались в театр, меньшее количество людей со всего света стекались в этот город, заполняя гостиничные номера и создавали для остальных людей, вроде меня, головную боль в поисках номеров отеля, которые стоили чуть меньше нового Мерседеса. Почему они приезжают сюда? Ради спортивных соревнований и музыки, если назвать две главные причины их приезда.
На этой неделе, например, “Ливерпуль” сыграет против “Арсенала” на Энфилдском стадионе, и футбольные фанаты хотят увидеть это вживую. А еще здесь имеются другие фанаты, или группы, которые приезжают сюда, в город, где родились Битлзы, чтобы послушать их опять. Они приходят в “Пещерный Клуб”, где Битлзы играли в свои юные годы, и тогда они чувствуют себя частью истории.
В последний раз Битлзы выступали в «Пещере» в 1963 году. С тех пор клуб перестраивался по крайней мере дважды. Но у фанатов нет сомнений в том, что именно здесь, на этом полу Битлзов можно услышать, по крайней мере духовно. День и ночь в любое время фанаты бродят вокруг «Пещеры». Они ходят по ул. Мэтью, ул. Виктории, ул. Тэмпл и между ними, и вокруг них. На этой мании наживаются огромное количество музыкальных клубов, джентльменских клубов, игровые автоматы, ломбарды, нищие и снова клубы для джентльменов, которых натыкано в огромном количестве в этом районе.
Сегодняшний Ливерпуль совершенно отличается от того Ливерпуля, который был во времена Битлзов. Портовый город, когда-то известный тем, что живущим там людям приходилось нелегко, сегодня это преуспевающий город со сверкающими многоэтажными зданиями, построенными в виде огромных кораблей, с огромным количеством отелей и зарабатывающий множество миллионов фунтов, продавая воспоминания поколениям потерянных душ, жаждущих руководства в неуправляемом мире.
Фанаты Битлзов не ограничивают себя лишь улицами. Мэтью и Тэмпл. Их можно увидеть толпами, бродящими в различных других местах города, как, например, в потрясающем месте, где встречаются камень и вода, образующие волшебное зеркало, известное под названием Альберт Док. Ох, прошу прощения, Королевский Альберт Док. Мы же находимся в Англии. Если что-либо достаточно прекрасно на этом острове, его обязательно рано или поздно посетит член королевской семьи, чтобы даровать королевскую печать одобрения. Именно сюда, задолго до присвоения Альберт Доку королевского звания, сэр Уинстон Черчилль заходил, чтобы выпить, закусить, опять выпить и провести значительное время с прекрасными дамами Британии.
Я уже спал в комнате этого человека в Лондондерри Армс Отель, а теперь я пойду по его следам еще раз.
Королевский Альберт Док хорошо приспособлен и к фанатам Битлзов. «История Битлз» — один из множества музеев Битлзов в Ливерпуле предлагает прогулку в «животе земли», ведущую к различным моментам жизни Битлз.
Я иду на эту прогулку.
Поскольку я не фанат и, разумеется, не ходячая энциклопедия Битлз, как многие другие здесь, я только теперь узнаю их историю, которая как-то прошла мимо меня с моего рождения. Здесь я узнал, что не было бы никаких Битлз, если бы не еврей по имени Брайан Эпстайн, сын Малки. Да, ребята из Битлз играли в «Пещере», и это всё. Пока не появился Брайан. Он стал их менеджером, научил их как держаться на сцене, и сделал их такими суперзвёздами.
Ну нет мне покоя от евреев, живых, или мёртвых.
Были ли эти сладкие мальчики благодарны человеку, который вывел их в люди? Скорее всего да, но не обязательно, что каждой его части.
Когда они записывали песню «Baby, You’re a Rich Man» (Бэби, ты богатый парень), Леннон переделал припев так, что он поблекнул. Вместо «Baby, You’re a Rich Man too», он стал петь «Baby, You’re a Rich fag Jew» (Бэби, ты богатый еврей-педераст). Это я узнал из публикации Джона Мак Миллана в Ньюсуик.
Джон Леннон. Музей «История Битлз» посвящает значительную часть своего пространства Джону Леннону. Надпись на стене прямо передо мной — это строки из песни «Imagine» (Представь себе). Эта песня вдохновила… нет, создала целое поколение, поколение Мира и Любви, и её воздействие до сих пор всё еще очень сильно. В музее отведена целая комната «Imagine», одному из самых трогательных человеческих произведений, когда-либо сочинённых в мире. Там Джон поёт её, тихонько аккомпанируя себе, переплетаясь со строчками на стене. Это трогает каждую струну моего сердца. А потом мои глаза ловят фотографии. Фотографии Леннона любовно развешены в созданном со вкусом порядке на соседней стене. Вот он гуляющий по Нью Йорку , элегантный, в модной одежде , только что что вышедший из, или заходящий в своё люкс — жилище в Дакоте, в верхнем Вест Сайде Манхэттена.
Я знаю что такое Дакота. Чтобы окружить себя стенами Дакоты вам надо иметь тонны денег. Этот человек очень-очень богат. Я прислушиваюсь к словам, которые он поёт.
«Представь, никаких владений,
Если можешь это представить.
Нет никакой жадности, или голода
Просто человеческое братство.
Представь себе, как люди
Делятся всем миром…»
— и я гляжу на эти фотографии. Стихам и фотографиям не комфортно рядом. А я чувствую себя обманутым. То ли певец, то ли фотографии не рассказывают мне правду.
Джон, бэби, ты богатый лгун.
Я никогда об этом не думал. Только теперь и здесь, где образ, слова и звук совмещены против собственности, большого имущества я могу увидеть сквозь по-английски скроенную маску Джона. И я представляю себе… Я представляю себе священника-педофила, который молится за благополучие маленьких детей..
Я делюсь своими мыслями с Виктором, мужчиной из Ливерпуля. А он рассказывает мне, что был знаком с Джоном Ленноном лично.
— «Я ходил в школу Кверри Банк, которая считалась в 1956 году сильной грамматической школой. Но еще эта школа была знаменита тем, что прямо рядом с ней находилась школа для девочек. Наши школы разделяла лишь стена. Мне было 11 лет, и я любил ходить в школу до тех пор, пока я не узнал, что в ней есть определённая группа очень агрессивных учеников, лидером которой был Джон Леннон, который очень обрадовался, узнав, что юным мальчикам совсем не нравятся девочки в одиннадцатилетнем возрасте. И они зашли в класс для новичков, схватили их к их ужасу и отвращению, и закинули через стенку в девичью школу. Мы не знали, что девочки будут с нами делать Было очень страшно. А Леннон руководил своими друзьями с целью закинуть туда как можно больше новичков. Это была моя первая встреча с Джоном Ленноном, которого я описал бы, как хулигана. Я был всего лишь маленьким ребёнком в коротких штанишках, и Джон выбрал меня и выбросил за стену. Я кричал от страха.»
Джон сказал «Представь себе», и я представил…кричащего маленького ребёнка. Эй, Джон!
Мы живём в такое время, когда люди следят за музыкантами и актёрами, возносят их на пьедесталы, делая из них богов. Мы стремимся забыть, что они артисты, а не духовные лидеры, а в демократическом обществе не следует идти за кем-то, и не надо делать ни из кого бога. И именно здесь я увидел это более отчётливо.
Это не значит, что на свете нет хороших людей. Они, конечно есть. Вот, например, симпатичный немец по имени Юрген Клопп.
Я останавливаю Убер и еду на встречу с ним.
Слышали ли вы когда-либо о человеке, которого зовут Юрген Клопп?
Для вашего сведения: Юрген — наиболее располагающий к себе и любимый немец в Англии.
Юрген Клопп — футбольный гений, который в прошлом возглавлял футбольные клубы в Майнце и Дортмунде, достигнув успеха в Германии, а теперь пытающийся повторить его по той же формуле в Англии в качестве менеджера Ливерпульского Футбольного Клуба.
В умелых руках Юргена команды Ливерпульского Футбольного Клуба выигрывают одну игру за другой в Высшей Лиге, и сегодня они готовятся к следующей большой игре — Ливерпуль против Арсенала.
Имейте ввиду, что это настоящая игра, а не игра Шотландия — Израиль. О, нет!
Юрген собирается давать Пресс-конференцию на поле Ливерпульского Клуба в Мелвуде, и я приехал сюда, чтобы задать ему несколько вопросов.
— Вы, наверно, самый любимый и обожаемый английскими душами немец.
— «Это только из-за отсутствия альтернативы.»
— И каково это?
— «Я этого не чувствую. Я не чувствую себя немцем в повседневной жизни, если честно. И причина в том, что мы очень похожи.»
— Ну, не абсолютно, но почти.
— «Англичане», — быстро исправляет он себя — «значительно легче воспринимают погоду такой, какая она есть. Если бы это было не так, они не могли бы быть счастливы здесь. В этом кроется большая разница.»
Он продолжает, рассказывая мне, что его жизнь в этой стране делится в основном между полем и домом, и ничего между ними, что значит, что он почти ни с кем не общается.
— «Я не знаю, что люди в Англии думают обо мне», — говорит он и добавляет: «Поезжайте в Манчестер и спросите у них. Я уверен, что Вы найдёте лишь нескольких…»
Правда заключается в том (а я никогда не говорю этого представителям английского племени), что Англичане частично Немцы. Это факт, что четыре нации, составляющие Великобританию — это большая смесь различного происхождения: Кельты, Немцы, Викинги и Бог знает кто ещё. И всё же, как говорится, удивительно, что англичане любят и боготворят Юргена, также известного, как «Босса» и «Нормального». На днях я спросил у еврейского мальчика двенадцати лет, кто для него важнее — Бог или Юрген? И он ответил:
— «О, это просто. Конечно, Юрген Клопп.»
Билл Шанкли, человек, который более полувека тому назад поднял Ливерпульский Футбольный Клуб из глубокого дна до горных вершин, как-то, якобы, сказал, цитирую: «Некоторые люди думают, что футбол — это дело жизни и смерти. Уверяю вас, это гораздо серьёзней.» Перефразируя его, я спрашиваю у Юргена:
— Существует английская поговорка, о том, что английский футбол это не дело жизни и смерти, а что-то большее. Мой вопрос к вам такой: видите ли Вы разницу между Английскими болельщиками и Германскими? Действительно ли здешние болельщики гораздо глубже разбираются в футболе, чем немецкие, или чем болельщики в других местах мира?
— «Да, я бы так сказал.»
— Из чего это следует? Как Вы это видите?
— «Здесь чувствуется большее напряжение. Для людей более важно выиграла ваша команда, или проиграла.»
— А почему это так? Вы знаете почему?
— «Мне кажется, англичане гораздо чаще бьются об заклад.» Сказав это, он залился громким смехом.
Успокоившись, он рассказывает мне, что «в Дортмунде многие люди говорят, что футбол — это вид религии. Возможно, это правда. Но, когда ты приезжаешь в Ливерпуль, ты сталкиваешься уже с другим уровнем. Вот так. Это вообще всё. Тут либо болельщики Ливерпуля, либо болельщики Эвертона. И всё.»
— Что-то типа Святее Папы Римского?
— «Да, возможно. Это более интенсивное чувствование, Это здорово! Атмосфера на стадионе совсем другая. В Германии мы слышим постоянное пение в течении матча. Здесь же люди больше углубляются в игру , иногда бывает совсем тихо. Это не лучше и не хуже. Это по-другому.»
Несмотря на то, что Юрген не родился и не вырос в Ливерпуле, он очень дружелюбный парень. Да, клянусь вам!
Разумеется, мне необходимо посмотреть на это чудо — тихих болельщиков воочию. Я пойду посмотреть игру на стадион Энфилд, который вмещает в себя более 50 000 болельщиков. Билеты уже не получить, разве что купить у спекулянтов по баснословным ценам. Но мне повезло, и я получил билет благодаря Ливерпульскому пресс-центру.
Посмотрите на эти тысячи на трибунах! Карапузы, которые только что научились говорить и «алтэ какерс», которые уже едва разговаривают. В общем знаменателе: фанаты Ливерпуля. От рождения до смерти.
Игра вот-вот начнётся. Толпа встаёт при исполнении гимна. Но нет, не «Боже, Храни Королеву» звучит здесь. Здесь вместо Королевы Юргенс. То, что все поют вместо гимна, это «Ты Никогда не Будешь Идти Один» Роджерса и Хаммерстайна.
Иди вперёд, иди вперёд
С надеждой в твоём сердце
И ты никогда не будешь идти один
Ты никогда не будешь одинок…
Это одна из сложнейших для исполнения Бродвейских песен, и эти фанаты не Джуди Гарлэнд и не Дорис Дэй, которые умели, знали, как это петь своими божественными голосами. Однако для фанатов «You’ll Never Walk Alone» — это нечто большее, чем стихи и музыка. Это — их существование. Многие во время пения закрывают глаза, как будто молятся своему Богу — Юргену Клоппу.
А сам Юрген уже внизу на поле, как раз подо мной — тем местом, где я сижу, и я могу видеть его в действии. Он возбуждённо радуется, когда футболисты делают всё правильно, и расстраивается, если что-то не так. Большую часть времени его руки скрещены за спиной, напоминая молящихся раввинов в Иерусалиме. И он всё время переступает вперёд и назад, словно ученик иешивы, который пытается решить целый комплекс философских задач. Может, послать его в Гейтсхед.. Временами Клопп орёт игрокам что-то, хотя вероятней всего, что они его не слышат, и тогда он начинает размахивать руками в разные стороны, как подвыпивший дирижёр, до тех пор, как он, наконец, не водворил их на свой зад, крепко сцепив их очень по-раввински.
Вывод: этот человек очень любит игру.
Обе команды, Ливерпуль и Арсенал находятся в Высшей Лиге команд, и они знают, как поставить шоу. О, да! Обе команды очень профессиональны, играют на большой скорости и хорошо владеют мячём. В этой игре Арсенальцы очень хороши в пасах, но почему-то не знают, как забить мяч в сетку ворот. Как раз этой частью футбольного мастерства почти полностью владеют игроки Ливерпуля. Они наступают, наступают, и опять наступают. Игра заканчивается со счётом 5:1 в пользу Ливерпуля.
Были ли фанаты спокойны в течении 90 минут игры? Ни одной минуты. Это Юрген нафантазировал. Но всё же шоком для меня стал тот факт, что, как только игра закончилась, все 50 000 зрителей покидают стадион в какой-то порядочной манере. Никто не орёт, никто не толкается, все ведут себя очень прилично. Я гляжу на этот поток — 50 000 людских душ и не верю своим глазам, настолько это необычно.
Кто же создал этих дружелюбных людей? Я не знаю. Но я знаю точно: судя по тому, что мне рассказали, в Ливерпуле живут очень интересные люди. Это не люди, которые уже умерли, а люди, которые живут сейчас. Кто они? Их много. И я хочу надеяться, что смогу встретиться со всеми. Конечно, это невозможно, но я бы очень хотел встретиться с четырьмя из них, о которых я немного слышал: дама, два миллионера и гангстер.
Да, было бы интересно увидеть их, ибо они являются частью головоломки, которую я пытаюсь разгадать.
Госпожа Командор Ордена Британской Империи
Помните самые горячие новости на CNN? Даже не упоминайте о них при Члене Парламента из Ливерпульского Риверсайда Луиз Эллман, которую я собираюсь навестить сегодня. Она вознеслась высоко этими днями, или это так кажется.
Она только что вернулась из Букингемского дворца, места, где она никогда еще не была до прошлой недели. Во дворец она была приглашена Принцем Чарльзом, сыном Королевы, на церемонию награждения. Вы только подумайте, сам Принц наградил нашу леди званием Госпожи Командор в Букингеме, и начиная с четвёртого дня — Вы только послушайте меня внимательно — наша леди официально может именоваться «Госпожой Командор Ордена Британской Империи»! Да, Луиз, еврейская женщина замужем за Джеффри, является теперь Госпожой Командором Британской Империи. Никак не ниже. Такая честь может сделать любую женщину счастливой, не говоря уже о еврейской женщине во времена антисемитизма в Британии.
Я заказываю Убер и уже через несколько минут я уже нахожусь у Госпожи Командора Британской Империи. Да, я опять с евреем, вернее с еврейкой.
Надо же такому случиться!
Насколько я понимаю, она заслуживает этого звания. У Луиз ясный и чёткий голос, и вы можете рассчитывать на неё, даже рассказывая ей неприятную болезненную правду. В своей недавней речи, с которой она выступила в Палате Представителей, говоря о своём избирательном округе, она не скрывала плохие новости и говорила голую правду. «Сорок процентов детей Риверсайда в Ливерпуле страдают от бедности.» Для политика совсем не просто признать такие ужасные факты о своём округе, который она представляет. Но она на этом не остановилась. «Три квартала в Ливерпуле — Киркдэйл, Принцесс Парк и Риверсайд являются одними из беднейших районов во всей стране.»
Об этом больно говорить, но это честно, и она сказала это.
Дама — пламенная либералка и присягнувший член Лейбористской партии. Она представляла Лейбористов десятилетиями и является острым критиком Тори. За это, и по другим причинам она пользуется уважением многих. Но не Корбина. Согласно слухам из британских медиа, Джереми регулярно обращается к ней, как к «уважаемому члену Тель-Авива.» В чем её вина? А в том, что она является еврейкой, которая поддерживает Израиль.
В своём доме Дама приветствует меня широкой улыбкой, да так, словно я являюсь её давно пропавшим братом, которого она не видела годами. Джефф, её супруг, угощает меня вкусным лимонадом, каждым глотком которого я наслаждаюсь.
Жизнь прекрасна. И Командор Британской Империи беседует со мной.
— Я хотел бы задать Вам вопрос, но пожалуйста отвечайте «Да”, или «Нет».
Она смеётся.
— Джереми Корбин — антисемит? Да, или нет?
— «Я не знаю, что у него на душе, но я знаю наверняка, что под его председательством в Лейбористской партии наблюдается рост антисемитизма.»
Дама, будучи дамой не отвечает «да» или «нет». Надо использовать другую тактику.
— Человек, возглавляющий рост антисемитизма в ВБ, или где-то ещё — антисемит, или нет?
— «Он…»
— Забудьте Джереми Корбина. Я задал общий вопрос о личности, возглавляющей антисемитизм.
— «Это вызывает другой, больший вопрос.»
— Но не вызывая вопросов, эта личность…
— «Я думаю, что для него (Джереми) понятие левого антисемитизма является слепой зоной.»
— Но он сказал что-то эффектное, что у евреев нет Британского чувства юмора, что для меня звучит вполне по-антисемитски. Так он антисемит? Да, или нет?
Она издаёт звук «Ммм-хмм, что можно принять и за «да» и за «нет». Тогда я пробую по-другому.
— Он считает, что евреи не имеют прав на собственное государство — Израиль. Правильно?
— «Правильно.»
— Опираясь на принятое определение антисемитизма, отрицание этого права евреев и является антисемитизмом.
— «Ммм-хммм.»
Мне не хочется дать ей возможность соскочить с этого крючка. Поэтому я продолжаю свои вопросы, лишь перефразируя их:
— Согласны ли Вы с определением антисемитизма, как отрицание права на существование Израиля?
— «Определение правильное.»
— Правильно ли говорить, что Корбин отрицает право Израиля на существование?
— «Я думаю, что он в это верит.»
— Теперь давайте соединим эти два утверждения: что отрицание право Израиля на существование, и, что Джереми Корбин как раз и отрицает право Израиля существовать. Вывод: Джереми Корбин — антисемит. Простая арифметика. Можете ли Вы теперь ясно заявить, что Джереми Корбин — антисемит?
Но она не может заставить себя сказать это. Вместо этого она говорит:
— «Он ведёт себя, как антисемит..»
— Мне кажется, что в Британской Империи происходит что-то очень странное.
Муж Дамы, Джефф, который сидит с нами, начинает смеяться. Даже он не может этого понять.
Я спрашиваю Джеффа антисемит ли Корбин, и у него нет проблем, чтобы ответить: «Да, конечно.»
Я спрашиваю у него же:
— Когда Вы разговаривали с женой последний раз об этом, говорила ли она, что она думает, что Джереми Корбин антисемит?
— «Да.»
Тут наша Дама почувствовала себя явно неловко, и она делает то, что все политики делают в такой ситуации: спорить, не делая заявлений много лучше, чем что-то заявлять.
— «Я борюсь с антисемитизмом в Лейбористской партии, за что меня очень громко отчитывали, разумеется. Меня атаковали другие члены партии, которые хотят избавиться от меня и без сомнения постараются это сделать на следующих общих выборах. Меня не переизберут.»
— Тогда Вам нечего терять. Тогда почему Вы не скажете публично то, в чём уверены, что Джереми Корбин — антисемит?
Она не пошевелилась.
Я сижу с ней более часа, и ни разу она не сказала то, что думает. Это очень странно, потому что то, что она думает, сказал её муж, но не она сама. Ни за что! Скорее можно заставить собаку заговорить на идиш, — делаю я своё заключение, чем заставить эту еврейскую Даму назвать лопату лопатой.
Судя по тому, как она беспокоится, если я понял это правильно, нельзя назвать человека антисемитом, пока он сам публично не объявит себя таковым, сказав «я — антисемит». Но, если человек говорит, к примеру, что евреям нельзя дышать, то максимум, что вы можете сказать — это, что он «ведёт себя», как антисемит.
Из этого можно сделать однозначный вывод, что Гитлер не был антисемитом.
Я покидаю эту милую пару и иду встретиться с владельцем отелей миллионером Лоуренсом Кенврайтом. Лоуренс является самым успешным в Ливерпуле владельцем недвижимости, а сейчас он везёт меня в приют для бездомных, который он содержит из своего кармана. Во время поездки мы беседуем, и я узнаю немного о нём самом.
Лоуренс — интересный человек, отличающийся от других. Он любит заниматься бизнесом, его заботит его город, но больше всего он заботится о бедных людях, особенно о бездомных. Когда он представился, то сказал о себе, что он Скаузер, что значит настоящий коренной Ливерпулец. Но я должен сказать, что он представляет собой нечто большее, чем Скаузер. Он из тех настоящих ангелов, о которых мы слышали, или читали, но никогда не встречали.. Он владеет многими зданиями, некоторые из которых просто грандиозны, но в то же время он постоянно превращает часть своей собственности в приюты для бездомных. Очень жаль, конечно, что Принц Чарльз не приглашает его в Букингемский дворец, и, скорее всего в королевские планы не входит наградить его званием Лорда. Городские власти тоже его не благодарят. Он даже рассказал, что они часто угрожают ему уголовными делами.
Бездомность в городе — это область их компетенции, и они требуют, чтобы он не вмешивался в их дела.
Это совершенно непонятно. Но… может быть и понятно.
Чем больше мы едем через Ливерпуль, почти всеми выборными чиновниками которого являются лейбористы, тем больше бедности бросается мне в глаза. А ссылаясь на обычное мнение для либеральной Великобритании, что Консерваторы заботятся о богатых, а Лейбористы о бедных, я думаю про себя: как же лейбористы управляются с такой бедностью?
Я предполагаю, что понимаю дилемму лейбористов. Возможно они рассчитывают так: ведь, если бедные станут богатыми, то став ими, они станут голосовать за Консерваторов.
Как говорится, независимо от тех, или иных причин, мне представляется, что Лейбористы любят бедных так же, как они любят евреев.
Время движется медленно, в конце концов мы доезжаем до приюта, который расположился на богом забытой улице Эвертон. Мы заходим на первый этаж, который огромен, и там я вижу большое количество хижин, типа маленьких домиков. Я останавливаюсь возле одного из них, рассчитанного на одного человека. Внутри я вижу кровать, маленький телевизор, обогреватель и угол для личных вещей бездомного. Они ведь тоже любят, как и любой человек иметь свои личные вещи. А что касается еды, то её можно получить в определённое время в общем помещении. Как говорит Лоуренс: «Я сделаю всё, чтобы наполнить их желудки, но не их вены.»
Пусть будет благословен.
Мы беседуем с Лоуренсом, и, когда бездомные видят его, они подходят и обнимают его. Они так благодарны ему.
На улице погода ниже О градусов, и, если бы не этот человек, бездомные бы замерзали до смерти благодаря Лейбористской партии.
— Скажите мне Лоуренс, как Вы думаете, вот ваши англичане, не важно чиновники они, или нет, думают, прежде , чем открывают рот?
Конечно, это не то место, где я должен был бы задавать этот вопрос, но это приходит мне на ум, когда я вижу «вежливые» угрозы ему и это сводит меня с ума.
— «Всё приходит сверху, с самого верха. Нас воспитали быть вежливыми, и мы научились приукрашивать правду. Политики врут, а в нашем английском обществе мы в сущности знаем, что над политиками есть еще и монархия, которая врёт постоянно. От них мы перенимаем понятие, что так благородно себя вести. «
Вот это да!
Медленно, постепенно я начинаю раскалывать орех под названием Англия.
Лоуренс доставляет меня в мой отель, владельцем которого является другой богатый парень по имени Марван.
Этот Марван — добившийся всего сам миллионер родился на Среднем Востоке и вот уже более сорока лет живёт в Ливерпуле. Об англичанах он отзывается так:
— «Вы никогда не поймёте, что у них внутри, потому что там холод. Нет сердца. Ну…,кроме моей жены.»
— Расскажите мне Вашу историю, Марван.