Если говорить о самоидентификации, то дело это сугубо индивидуальное и интимное, но подавляющее большинство безусловно считало себя евреями и не сводило это к единственному — конфессиональному — признаку. Один лишь пример: гениальный русский поэт Осип Мандельштам, каковы бы ни были мотивы его крещения в 1911 году, ни на секунду не переставал быть евреем.
И ВСЕ-ТАКИ ШЕСТЬ МИЛЛИОНОВ: СТАТИСТИКА И ДЕМОГРАФИЯ ХОЛОКОСТА
Из книги «Между Аушвицем и Бабьим яром. Размышления и исследования о Катастрофе»
(продолжение. Начало в № 1/2024 и сл.)
ХОЛОКОСТ И ГАЛАХА: САГА О ЕВРЕЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Руководитель Центра еврейской демографии при Иерусалимском университете профессор Серджио Делла Пергола в статье «Между реальной и альтернативной историей: заметки к демографии Холокоста» (1996), подходя к Холокосту как к демографическому феномену, обозначил круг и сформулировал перечень тех обусловленных Холокостом социодемографических проблем, с которыми современное еврейство уже фактически столкнулось или столкнется в ближайшем будущем.
Этот перечень, увы, не так уж и короток, в нем 13 позиций, и то, чем мы до сих пор занимались, — демографический баланс и суммарное количество жертв[1] — пускай и первая, но всего лишь одна из них.
Среди остальных проблем ученый отмечает все ускоряющееся сокращение доли евреев в мировом населении, перенос центра тяжести еврейской культуры с Востока на Запад, неестественно (даже для евреев!) высокую международную мобильность в послевоенное время, общее и серьезное ухудшение их здоровья, резкий рост заболеваемости и смертности, распространение форм разрушенной семьи (множество вдов, сирот и др.) и ощутимый рост постоянного безбрачия среди еврейского населения, традиционно весьма склонного к семейной жизни, а при вступлении в брак — усиление склонности к смешанным бракам и к ассимиляции, страх заводить детей и как следствие сверхнизкая рождаемость среди евреев, половая диспропорция среди выжившей части еврейского населения (сверхперевес женщин), резкое и ускоренное старение выжившего еврейского населения, упущенные образовательные и социально-экономические возможности, переход в другую веру ради спасения собственной жизни или жизни детей, ослабление или утрату еврейского конфессионального самосознания вследствие разрушения общин.
Важнейшее и наиболее комплексное из этих затяжных последствий, достигшее своего полного развития и ставшее очевидным лишь после Второй мировой войны, это, по Делла Пергола,
«долгосрочное и прогрессирующее истощение еврейского репродуктивного потенциала. Оно является наиболее серьезной угрозой численности и жизнеспособности еврейского народа в мировом масштабе»[2]
Его производными стали сверхсмертность, а точнее гипертрофированное изведение самых старших и самых младших когорт еврейского населения, особенно в зоне бывшей российской черты оседлости. Убийство миллионов евреев, говоривших на идиш, сопровождалось уничтожением специфических форм их расселения и проживания («штеттле», или «местечек») — и означало, по сути, выкорчевывание целого этнокультурного комплекса идишеговорящего ашкеназского еврейства, складывавшегося столетиями.
Другое и, быть может, еще более значимое комплексное последствие, которым сегодняшнее еврейство обязано вчерашнему Холокосту, — это крайнее обострение вопроса о еврейской самоидентификации. И тут наше мнение расходится с мнением израильского демографа, видящего эту проблему так:
«Определенные трудности при оценке числа жертв возникают в связи с вопросом «Кого считать евреем?» Как известно, преследования основывались на концепции, связывающей принадлежность к еврейству с этническим происхождением, а не с индивидуальной и тем более не с конфессиональной самоидентификацией[3]. Те, кто имели еврейских предков, но сами не были евреями, все равно становились объектом преследования и его жертвами. Эти люди «обоснованно» включались в некоторые списки жертв. С другой стороны, стоит попытаться оценить результаты Шоа для собственно еврейского населения — тех, кто относил себя к еврейству перед Второй Мировой Войной и после нее» [4].
Иными словами, он предлагает выделить и обособленно рассмотреть среди жертв Холокоста галахическую группу, то есть тех, у кого мать еврейка. Галахические евреи — даже в светском Государстве Израиль — имеют множество привилегий по сравнению с не-галахическими, прибывшими в страну на основании Закона о возвращении.
Еще дальше идет в своих построениях Джордж Фельдман, автор сопроводительного текста к сводной таблице жертв Холокоста в альманахе «Холокост и Вторая мировая война». Широкими мазками отлучая от еврейства иноверующих и неверующих (конвертитов, атеистов, секулярных и ассимилированных евреев, многие из которых не теряют своего еврейства даже по Галахе!), он рисует донельзя упрощенную и до неузнаваемости искаженную картину:
«Нацисты определяли евреев по «расе», считая евреями всех тех, у кого были еврейские предки. Но евреи, перешедшие в христианство, или те, чьи родители были конвертитами (например, в Венгрии), не относили себя к евреям. Евреи, не практиковавшие никакой религии (например, в городах Советского Союза), также могли не считать себя евреями»[5].
И стало быть, продолжим за автора обозначенную им мысль: напрасно их немцы убивали, это все нелигитимные жертвы, это жертвы «по ошибке» или «по неразумению» палачей, — и это не Холокост! При этом переворачиваешь страницу и видишь столбик разнесенных по странам цифр и внизу суммарную оценку исследователя — 5 миллионов 820 тысяч 250 жертв. Лично «выковыривать» из этой цифры жертвы «второго сорта» исследователь не стал, — так зачем же было делиться с читателем утверждениями столь же кощунственными, сколь и голословными — «не считали» или «могли не считать себя евреями»?
Если говорить о самоидентификации, то дело это сугубо индивидуальное и интимное, но подавляющее большинство безусловно считало себя евреями и не сводило это к единственному — конфессиональному — признаку. Один лишь пример: гениальный русский поэт Осип Мандельштам, каковы бы ни были мотивы его крещения в 1911 году, ни на секунду не переставал быть евреем[6].
Стремление же к структуризации многомиллионного корпуса жертв необходимо и с нашей точки зрения[7]. Но главное в другом: Шоа — это беспримерная еврейская трагедия, катастрофа такого значения и такого масштаба, что некоторые старые понятия не выдерживают ее веса и рушатся на наших глазах, требуя своего пересмотра. Уничтожение евреев немцами действительно осуществлялось не по Галахе, не по конфессиональному, а по самому массовому — расово-этническому — признаку, не пощадившему почти никакие еврейские идентичности[8]. После Холокоста уже нельзя делить евреев «по сортам» или, что еще хуже, уподобляться нацистам и проводить «селекцию», отделяя внутри этих 6 миллионов истинных евреев от «не-евреев» — это кощунственно по отношению ко всем погибшим: никто не интересовался истинностью или глубиною их веры, прежде чем отправить в расход.
Заостряя проблему, и вовсе усомнимся в совместимости Шоа как исторического явления с Галахой как монопольным критерием еврейской идентичности. Холокост поставил перед раввинатом вопрос о необходимости пересмотра или корректировки Галахи, но раввинат, кажется, не расслышал вопроса.
Рассматривая возможные альтернативные демографические сценарии развития еврейского населения, каким бы оно было — или, точнее, могло бы быть — при нормальных условиях, то есть без Шоа, С. Делла Пергола заключает, что в таком случае
«старение еврейского населения — и количественная эрозия, неизбежно сопровождающая этот процесс, — было бы предотвращено, или, по крайней мере, отложено лет на 30» [9].
Мировое еврейское население не топталось бы вокруг 13 млн чел., как это происходит сейчас, а составляло бы в 1990-м гг. примерно вдвое большую численность — в интервале между 20 и 30 млн чел.
Если же с глобального и вероятностного уровней вернуться в мир еврейских демографических реальностей, то неплохим их репрезентантом может явиться Россия. Некогда самая еврейская страна мира (5,7 млн чел. в 1897 году), она, согласно последней Переписи населения, заканчивала XX век с 230 тыс. евреев (в 2002 году)[10].
В мировой иерархии еврейских общин мира она занимает пятую строчку — после Израиля, США, Франции и Англии, и даже в случае сложения сил с еврейскими общинами других стран СНГ могла бы подняться лишь на одну ступень и вклиниться между Англией и Францией.
Еще в 1989 году их численность в РСФСР превышала полмиллиона (536,8 тыс. чел.), и они входили в «двадцатку» крупнейших этносов России. К 2002 году российские евреи распрощались с «двадцаткой», при этом их численность, повторимся, составила в 2002 году лишь 229,9 тыс. чел., то есть сократилась более чем вдвое![11]
Положение не изменилось бы, если к евреям-ашкеназам, которые здесь имеются в виду, добавились бы другие еврейские субэтносы, проживающие в России, — горские евреи, грузинские евреи, бухарские евреи и крымчаки. Тогда их численность составила бы 233,6 тыс. чел. Не изменилась бы она и в том случае, если принять поправку израильского демографа М. Тольца, прибавившего к этой величине еще 20,0 тыс. чел. — из числа тех, кто не отнес себя ни к какому этносу: в таком случае они были бы на 25-м месте. Полученную в итоге цифру в 253,6 тыс. чел. можно признать как соответствующую понятию так называемого «ядра» еврейской популяции[12]. Но к 2020 году, по прогнозу М. Тольца, в России останется не более 130 тыс. так называемых евреев «ядра».
Если же рассматривать так называемое «расширенное» еврейское население, включающее в себя также и нееврейских родственников евреев, то для его приблизительной оценки в 1990-е гг. использовался коэффициент 1,8[13]. Таким образом, применительно к России, мы выходим на величину, равную приблизительно 456,5 тыс. чел. — это теоретический максимум резервуара гипотетической еврейской иммиграции.
Как и для большинства европейских стран, для России характерно постарение населения. Однако возрастная структура еврейского населения России и тут не порадует: попросту говоря — она катастрофична. Если медианный возраст (то есть тот, что делит население на две равные части, одна из которых моложе, а другая старше этого возраста) населения России в целом и русских как этноса составляют 37,1 и 37,6 лет, а для этнических немцев этот показатель лишь ненамного выше (39,7), то у еврейского населения он беспрецедентно высок — 57,5 лет!
И даже половая структура российского еврейства необычна: мужчин среди них большинство — 51,48 %. Мужчин больше, но женщины старше. И если медианный возраст евреев-мужчин равен 55,7, то у евреек 61,1 годам![14]
Главным фактором, обусловившим поистине катастрофическую демографическую ситуацию советского и постсоветского еврейства, как раз стал Холокост. Из более чем 3 млн евреев, проживавших в СССР накануне Второй мировой войны погибли примерно 1,1 млн чел. (или 36%), а из 1,9 млн евреев, проживавших на территориях, аннексированных СССР в 1939—1940 гг., — 1,6 млн чел., или более 86%. Таким образом, суммарные потери еврейства, проживавших в пределах СССР в годы войны, чудовищны и оцениваются в 2,7 млн чел.[15]
Но сокращение численности еврейского населения евреев на территории СССР не прекратилось и после войны. Отрицательное сальдо рождаемости в гомогенных еврейских семьях отмечено, начиная уже с 1958 года — первого же года текущего учета в СССР демографических показателей в разрезе национальностей[16]. Очевидно, что процесс начался раньше этой даты, но данных об этом нет.
И виной тому была не столько эмиграция[17], сколько те социально-демографические процессы, глубоко поразившие советское еврейство и тесно связанные как с Холокостом, так и с социализацией евреев в СССР. Фундаментальная причина депопуляции евреев, как отмечает М.Тольц, коренилась прежде всего в особенностях его воспроизводства:
«Среднее число рожденных детей среди еврейского населения России не превысило 1,6 во всех поколениях женщин, рожденных в ХХ веке. Начиная с поколений женщин, рожденных в 1919-1923 гг., этот показатель стабилизировался на очень низком уровне: 1,3—1,4 ребенка»[18].
Примерно там он находился и в 2002 г. –1,264[19]. Тот же М.Тольц указал и на значительный вклад в формирование низкого уровня рождаемости, который внесла высокая инфертильность евреек, то есть доля тех из них, кто, побывав или находясь в детородном возрасте, при этом ни разу не рожала или не родила[20]. В 2002 году этот показатель составил 20,2%. В итоге — непрекращающееся падение уровня рождаемости еврейского населения: с 1988-1989 по 1993-1994 гг. коэффициент суммарной рождаемости снизился с 1,5 до 0,8%[21].
Особенности воспроизводства еврейского населения в России, по-видимому, находятся в тесной связи с особенностями их социального и образовательного статуса. Оно состоит почти исключительно из городских жителей, а в значительной степени — из столичных; уровень образования среди евреев (в том числе и у женщин) — самый высокий в стране. Хорошо известен, например, своеобразный «бумеранг эмансипированности», или обратная зависимость между уровнем образования евреек[22] и уровнем рождаемости и смертности у евреев в целом: высокое образование у первых ведет к снижению еврейской рождаемости[23].
Все это определило черты образа жизни, которые обычно очень сильно влияют на демографические процессы. По существу, еврейское население России раньше других групп населения совершило демографический переход и наиболее последовательно демонстрирует последствия того типа демографического поведения, которое теперь утверждается в России в целом.
Наряду с уже названными факторами огромную роль в демографической эрозии еврейского населения России играла и играет брачная ассимиляция — смешанные браки с участием евреев. Выразительна и доля детей, у которых отец другой национальности, среди общего количества детей, рожденных еврейками: 27% в 1958 г., 40% в 1968, 42% в 1978, 58% в 1988 и 68–70% в 1993–1997 гг.[24]
В отличие от индикаторов рождаемости, особенности и индикаторы смертности евреев в России были относительно благоприятны для динамики еврейского населения, длительное время имевшего наиболее высокие в России показатели продолжительности жизни мужчин. Так, для 1993–1994 гг. Тольц оценивал среднюю продолжительность жизни еврейского населения России в 69,6 года у мужчин и в 73,2 года у женщин[25].
Так что не эмиграция с ее неизбежным сокращением численности женщин прокреативного возраста, а драматическое естественное движение было причиной того, что еврейское население бывшего СССР так быстро сокращалось в 1970-е и 1980-е гг. Лидерство перешло к эмиграции только в 1988 году, причем вклад рождаемости в этот «негатив» по-прежнему оставался крайне высоким — более 40%, по данным М. Тольца.[26]
Таким образом, Советский Союз как один из трех концентров мирового еврейства фактически сошел с мировой сцены. Самое массовое в начале XX столетия, российское еврейство отодвинулось к его концу на второй план, опустившись вровень с французским или английским.
Постсоветское еврейство оказалось в демографическом тупике, и, даже если оно и стабилизируется на современном уровне и останется существенной частью глобального еврейского расселения, то ни «развернуться», ни дать «задний ход» оно будет уже не в состоянии.
х х х х х
Не будучи единственной причиной этого кризиса, Холокост, безусловно, явился его главным стимулятором и детерминатором.
Отсюда — важность изучения многоразличных последствий Холокоста в современной жизни, причем не только еврейской. О том, насколько исследование геноцида цыган, например, отстает от исследования Холокоста, косвенно говорит и полное отсутствие работ об отрицании цыганского геноцида[27].
Отдадим должное коллективной пассионарности отрицателей. Агрессивность их интереса и напряженность поиска ими слабых мест в аргументации историков Холокоста (химия газовых камер, анализ аэрофотоснимков, вопросы логистики, разработка новых архивных источников, в частности, московских) несомненно мобилизовывали последних (даже и против их воли) и тем самым способствовали критической разработке и, нередко, разрешению поднятых вопросов. Это происходило и в режиме вынужденного контакта и конфронтации (например, во время судебных процессов), и в режиме «автономного плавания», когда иные, кроме публикаций и интернета, контакты отсутствуют.
Сказанное справедливо и для демографии Холокоста. Брошенная Ханкинсом и Заннингом «перчатка» хотя и поднята и ответы на поставленные ими вопросы хотя и даны, но нет и полной уверенности в окончательности этих ответов.
Но не исключено, что новые материалы и новые подходы помогут историкам быть еще более аргументированными и убедительными.
Приложение 5
Умершие и убитые евреи Европы, по странам и категориям: различные оценки
(тыс. чел.)
Страны* и контингенты | А | Б | В | Г | Д | Е
|
Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р |
Польша | 3271 | 32000 | 2350-26000 | 30000 | 30000 | 3000 | 3000 | 2900-3100 | 2900-3000 | 674 | 2700 | 30000 | 30000 | |||
СССР1 | 2438 | |||||||||||||||
СССР2 | 1153 | 946-996 | 10000 | 956 | 1150 | |||||||||||
СССР: аннекс. терр. | 1561-1628 | 1482 | ||||||||||||||
СССР (без Прибалтики) | 7000 | 7000 | 1000-1100
|
Н.д. | ||||||||||||
СССР3 | 1050 | 7000-11000 | 700-7500 | 1212-1317 | 2509-2624 | 2100 | 2805-2838 | 2656 | ||||||||
РСФСР8 | 107 | 144-170 | ||||||||||||||
Украина9 | 900 | Н.д. | 1430 | |||||||||||||
Белоруссия | 245 | Н.д. | 810 | |||||||||||||
Молдавия10 | 130 | |||||||||||||||
Прибалтика | 228 | |||||||||||||||
Эстония | 2 | 1 | 1 | 2 | Н.д. | 1 | 1 | |||||||||
Латвия | 70 | 70 | 69 | 70-72 | Н.д. | 69 | 75-77 | |||||||||
Литва | 130 | 130 | 145 | 140-143 | Н.д. | 145 | 215-220 | |||||||||
Данциг | 1 | |||||||||||||||
Мемельская область | ||||||||||||||||
Венгрия | 180 | 2400 | 200 | 1801 | 450 | 270 | 550-569 | 550-569 | 71 | 550 | 270 | 270 | ||||
Венгрия6 | 300 | |||||||||||||||
Румыния | 530 | 1600 | 200-2200 | 270 | 270 | 300 | 285 | 271-287 | 271-287 | 3 | 211 | 2850 | 2850 | |||
Румыния4 | ||||||||||||||||
Германия | 195 | 200 | 160-180 | 1200 | 165 | 134-141 | 134-141 | 165 | 165 | 165 | ||||||
Германия и Австрия | 210 | 159 | ||||||||||||||
Германия, с Протекторатом Богемия и Моравия | 250 | |||||||||||||||
Протекторат Богемия и Моравия | 80 | 78 | ||||||||||||||
Чехословакия | 255 | 1401 | 233-243 | 260 | 253 | 146-149 | 146 — 149 | 143 | 253 | 253 | ||||||
Чехословакия7 | 38 | |||||||||||||||
Словакия | 70 | 75 | 68-71 | 74 | ||||||||||||
Закарп. Украина | 15 | |||||||||||||||
Нидерланды | 120 | 104 | 104 | 100 | 1001 | 105 | 102 | 100 | 100 | 102 | 102 | 102 | ||||
Франция | 140 | 100 | 60-65 | 75 | 75 | 90 | 75 | 77 | 77 | 76 | 75 | 75 | ||||
Австрия | 53 | 80 | 58-60 | 50 | 501 | 65 | 50 | 50 | 65 | 65 | 65 | |||||
Югославия | 64 | 50 | 55-58 | 60 | 60 | 26 | 65 | 56-63 | 56-63 | 56 | 60-65 | 65 | 65 | |||
Греция | 64 | 60 | 57-60 | 60 | 60 | 54 | 59 | 60-67 | 60-67 | 53 | 59 | 59 | 59 | |||
Бельгия | 57 | 27 | 25-28 | 25 | 24 | 40 | 25 | 29 | 29 | 28 | 25 | 25 | ||||
Италия | 20 | 0 | 8-10 | 105 | 9 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | ||||
Люксембург | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||
Норвегия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Дания | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
Албания | 0 | 0 | 0 | |||||||||||||
Болгария | 10 | 14 | 8 | 11 | ||||||||||||
Финляндия | 0 | |||||||||||||||
Тунис | ||||||||||||||||
Прочие | ||||||||||||||||
Сов. военно-пленные | 80 | 50-70 | 80 | |||||||||||||
ИТОГО | 5722 | 4371 | 4894-5601 | 5172 | 5113 | 5994 | 5821 | 5708-6237 | 5596-5860 | 1269 | 5290-6540 | 5588
(5400-5800) |
||||
Кроме того DP | 308 | |||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р |
А — Англо-Американский комитет (апрель 1946). По: Retlinger, 1958. S.573.
Б — Frumkin, Gregory. Population Changes in Europe Since 1939, London, 1951. P.168-173.
В — Reitlinger G. Die Endlösung. Hitlers Versuch der Ausrottung der Juden Europas 1939-1945. Berlin: Colloquium Verlag, 1958. S. 573 (минимальная и максимальные оценки).
Г — По: Hilberg, Raul. Die Vernichtung der europäischen Juden. Die Gesamtgeschichte des Holocausts. Berlin: Olle a. Wolter. 1982. P.810.
Д — Hilberg, Raul. Die Vernichtung der europäischen Juden. Die Gesamtgeschichte des Holocausts. Frankfurt-am-Main: Fischer-Taschenbuch-Verkag. 1999. S.1300.
Е — Dawidowicz, Lucy S. The War against the Jews, 1933-1945. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1975 (см. также 2-е, пересмотренное издание: Ardmore: Seth Press, 1986).
Ж — Bauer, Jehuda with Keren, Nili. A History of the Holocaust. New York. F.Watts, 1982.
З — Gilbert, Martin. Die Endlösung. Die Vertreibung und Vernichtung der Juden. Ein Atlas. Reinbeck beim Hamburg, 1982. S.244 (Цит. по: Piper, 1993. S.177).
И — Gutman, Israel; Rozett, Robert // Guttmann, Israel;(Ed.). Enzyclopedia of the Holocaust. Yad Vashem, 1990. S.1799-1802.
К — Walther N. Sanning. Die Auflösung des osteuropäischen Judentums. Mit einem Vorwort von Arthur R. Butz. Tübingen — Buenos Aires — Montevideo: Grabert-Verlag, 1983.
Л — Арад Арад — Арад, Ицхак. Катастрофа евреев на оккупированных территориях Советского Союза. Центр «Ткума»; Д. : ЧП «Лира ЛТД»; М. : Центр «Холокост», 2007. — 816 с.
М — Wolfgang Benz, Dimension des Völkermords, München: Oldenbourg, 1991.
Н — Д.Поль ((см. в наст. издании)
О — Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945 гг. М., 2005.
П — М. Куповецкий (см. в наст. издании)
Р — П. Полян (см. в наст. издании)
Примечания
* В довоенных границах, если не указано иное (в т.ч. Венгрия — в границах до 1-го Венского арбитража, 1940);
0 Грубые примерные оценки; 1 СССР в послевоенных границах; 2 СССР в границах на 17.9.1939; 3 СССР в границах на 22.6.1941; 4 С Бессарабией и Сев. Буковиной; 5 С о. Родос и Албанией; 6 С Трансильванией; 7 С Закарпатской Украиной; 8 С Крымом, но без Калининградской обл.; 9 С учетом депортированных из Молдавии, без учета Крыма и Закарпатской обл.; 10 Без учета депортированных на Украину.
[1] Сам Делла Пергола, кстати, считает наиболее релевантной оценку в интервале от 5.6 до 5.9 млн чел.
[2] Della Pergola, Sergio. Between Science and Fiction: Notes on the Demography of the Holocaust. The A.Harman Institute of Contemporary Jewry. The Hebrew University of Jerusalem. Appeared in: Holocaust and Genocide Studies, Washington, D.C., United States Holocaust Memorial Museum, 10, 1, Spring 1996. P:34-51. См. русский перевод в: настоящем издании. КОХ, ПОЛЯН, 2008. С.105-129.
[3] Нацисты были последовательны: Холокост обошел стороной караимов и горских евреев, по крайней мере, их часть.
[4] Della Pergola, Sergio. Between Science and Fiction: Notes on the Demography of the Holocaust. The A.Harman Institute of Contemporary Jewry. The Hebrew University of Jerusalem. Appeared in: Holocaust and Genocide Studies, Washington, D.C., United States Holocaust Memorial Museum, 10, 1, Spring 1996, 34-51. См. русский перевод а настоящем издании..
[5] Feldman, George. Appendix A: Jewish Victims of Holocaust. // The Holocaust and World War II. Vol.2. / Ed. Peggy Saari, Aaron Maurice Saari. Detroit — New York a.o.: Gale Group, 2001. P.403.
[6] Вся его рижская, а возможно, и шяуляйская родня, кстати, погибла, а ему самому достигшая ушей русской эмиграции «молва» приписывала смерть не в лагере, о чем узналось позднее, а в оккупированном Курске Ельце — расстрел вместе с другими евреями! (Нерлер П. Слово и «Дело» Осипа Мандельштама. Книга доносов, допросов и обвинительных заключений. М.: Петровский парк, 2010. С.160)
[7] Согласно А.Б. Синельникову, Холокост явился одной из пяти основных причин сокращения численности советского и постсоветского еврейства. Четыре других — сталинские репрессии против ивритской и идишской культур в СССР, еврейская эмиграция из СССР, превышение смертности над рождаемостью и ассимиляция. Он пишет, что нацисты не делали различия между религиозными и секулярными евреями, между галахическими и не-галахическими, но при этом констатирует, что в количественном отношении первые пострадали гораздо больше вторых. Уцелели, как он полагает, как раз ассимилированные евреи Западной Европы, за исключением Голландии. Так что основной удар пришелся по ашкеназийской и галахической Польше и Литве, где случаи вступления в христианство или в смешанные браки были редки (несравнимо меньше, чем в Западной Европе и в России). В этом, согласно Синельникову, и состоит уникальность Холокоста, сделавшего «невозможным длительное существование еврейского народа в условиях диаспоры» (Синельников А.Б. Причины уменьшения численности советского и постсоветского еврейства. Его демографические перспективы. // Уроки Холокоста и современная Россия (Материалы международного симпозиума, проведенного в Москве 6— 8 апреля 1994 г.). М.: Российская библиотека Холокоста, 1995. С. С.95— 96).
[8] Исключений было всего два: караимы, по происхождению хазары, и горские евреи, по происхождению иранцы. Их немцы пощадили, и то не всех.
[9] Della Pergola, Sergio. Between Science and Fiction: Notes on the Demography of the Holocaust. The A.Harman Institute of Contemporary Jewry. The Hebrew University of Jerusalem. Appeared in: Holocaust and Genocide Studies, Washington, D.C., United States Holocaust Memorial Museum, 10, 1, Spring 1996, P.34–51. См. русский перевод в настоящем издании.
[10] Конечно, современная федерация территориально несопоставима с Империей 1897 года, но и в масштабе сопоставимого с ней б. СССР количество евреев, по оценке С. Делла Перголы на 1.1.2006, ненамного больше — всего 350-360 тыс. чел. (Della Pergola, Sergio. World Jewish Population 2006 // American Jewish Year Book.Vol. 106. New York: The American Jewish Committee, 2006. P.559— 601).
[11] Место евреев в «двадцатке» перешло к азербайджанцам: и это глубоко символично, поскольку соответствует переменам и в бытовой ксенофобии россиян.
[12] Всего в мире сегодня около 1,6 млн. евреев «ядра» — резидентов или выходцев из республик б. СССР.
[13] Tolts, Mark. The Post-Soviet Jewish Population in Russia and the World // Jews in Russia and Eastern Europe, 2004, No. 1 (52). P. 37-63.
[14] При этом малочисленное (всего 5266 чел.) сельское еврейское население существенно моложе: его медианный возраст — «всего» 53,5 лет.
[15] Куповецкий М. Людские потери еврейского населения в послевоенных границах СССР в годы Великой Отечественной войны. // Вестник Еврейского университета в Москве. 1995. № 2(9). C-134-155 (см.: Kupovetsky M. Estimation of Jewish Losses in the USSR during World War II. // Jews in Eastern Europe. — 1994. — No 2(24). P.25-35). См. Наиболее продвинутый вариант этой разработки см. в настоящей статье автора в настоящем издании.: КОХ, ПОЛЯН, 2008. С.176-203/
[16] Тольц, М. Российские евреи: пример убывающего населения. // Демоскоп. 2005. 11 января.
[17] Вскоре после войны СССР покинули несколько десятков тысяч польских и румынских евреев — в Польшу и Румынию (а оттуда — в Израиль).
[18] Тольц, М. Российские евреи: пример убывающего населения. // Демоскоп. 2005. 11 января.
[19] Ниже в России он был только у китайцев, которым, как известно, в Китае этот показатель жестко «спущен сверху», — 1,135.
[20] По данным переписи 1979 г., расчетный средний возраст вступления в первый брак составлял у евреек 23,1 года, а по переписи 1989 г. этот показатель был еще ниже — 22,7 года. Показатель окончательного безбрачия (доля никогда не состоявших в браке в возрасте 45-49 лет) равнялся 8,8% в 1979 и 7,3% в 1989 г. (Тольц, М. Российские евреи: пример убывающего населения. // Демоскоп. 2005. 11 января).
[21] Tolts, M. The Jewish Population of Russia, 1989-1995 // Jews in Eastern Europe. 1996. No. 3(31). P.5-19.
[22] Среди евреек Санкт-Петербурга лица с высшим образованием составляют 62,3% (против 28,6% во всем городском населении), еще 4,5% учатся в университете, значит, с полным и неполным высшим образованием — две трети евреек. (Миронов Б. Современная еврейская диаспора в Санкт-Петербурге. // Нева. 2006. № 9).
[23] Bondarskaya, G. Ethnic-Territorial Differences in Marital Fertility: A 1985 Survey. // Lutz, W., Scherbov, S., and Volkov, A. (Eds.), Demographic Trends and Patterns in the Soviet Union Before 1991. London and N.Y.: Routledge, 1994. P. 71-87; Shkolnikov, V.M., Leon, D.A., Adamets, S., Andreev, E., and Deev, A. // Educational Level and Adult Mortality in Russia: An Analysis of Routine Data 1979 to 1994. , Soc. Sci. Med. 1998. Vol. 47. No. 3. P. 357-369.
[24] Tolts, M. The Jewish Population of Russia, 1989-1995. // Jews in Eastern Europe. 1996. No. 3(31). P.5-19.
[25] Ibid. Tolts, 1996. Этот показатель у евреев остался почти без изменения по сравнению с концом 1980-х годов, тогда как у всего населения России он значительно снизился.
[26] Tolts, Mark. The Post-Soviet Jewish Population in Russia and the World // Jews in Russia and Eastern Europe, 2004, No. 1 (52). P. 37-63.
[27] Об изученности проблематики геноцида цыган см.: Бессонов Н. Об использовании терминов «Пораймос» и «Холокост» в значении «геноцид цыган» // Голокост и сучасность. Студії в Україні і світі . 2007. № 1. С.71-82.
Уважаемый Лев,
1. я могу, конечно, ошибаться, но если в статье автор приводит цитату без соответствующего критического своего комментария, то это означает его согласие с ней.
2. Понятие современности относительно и я в данном случае отнёс период после окончания ВМВ к современности по сравнению с тем период, про который я написал в своей статье и свой ответ на комментарий к которой Любови Гиль я писал одновременно.
3. Рад, что мой комментарий к статье Вашего ученика побудил Вас прокомментировать его статью, но интересно было ещё и прочесть объяснение самого автора статьи
Уважаемый Сэм. Хочу вам возразить, так как тоже очень внимательно читал эту статью и считаю, что ваши замечания не справедливы. Во первых текст, на который вы ссылаетесь, является изложением взглядов не самого автора, а руководителя Центра еврейской демографии при Иерусалимском университете профессора Серджио Делла Пергола в статье «Между реальной и альтернативной историей: заметки к демографии Холокоста» (1996). Поэтому вносить туда какие либо мысли, не принадлежащие исходному тексту некорректно. Более того, если читать внимательно отрывок — «среди еврейского населения, традиционно весьма склонного к семейной жизни, а при вступлении в брак — усиление склонности к смешанным бракам и к ассимиляции,» не возникает сомнений, что речь не может идти об евреях, живущих в Израиле.
Второе ваше замечание, связанное со здоровьем евреев в наше время, тоже не корректно. Прочитайте пожалуйста внимательно текст, на который вы ссылаетесь-» высокую международную мобильность в послевоенное время, общее и серьезное ухудшение их здоровья, резкий рост заболеваемости и смертности»
Мне кажется, что назвать современность послевоенным временем, некорректно.
С уважением Лев Кабзон.
общее и серьезное ухудшение их здоровья, резкий рост заболеваемости и смертности, распространение форм разрушенной семьи (множество вдов, сирот и др.) и ощутимый рост постоянного безбрачия среди еврейского населения, традиционно весьма склонного к семейной жизни, а при вступлении в брак — усиление склонности к смешанным бракам
Странно, что этот отhывок текста не предворён 2 словами:
В рассеянии
Или израильтяне уже евреями не считаются?
Не менее странно утверждение про «резкий рост заболеваемости и смертности».
100% уверен, что сегодня это неверно для любой еврейской общины.
Хочу добавить к предыдущему комментарию, что Павел Полян — выдающийся учёный и он десятки лет занимается изучением проблемы Холокоста. Его перу принадлежит множество книг, посвящённых этому вопросу. Если вы заинтересуетесь, то легко можете их найти в любом поисковике. Лично я горжусь, тем что он был моим учеником и тем, что у меня есть выдающаяся книга, написанная Павлом Поляном Бабий яр с его автографом.