©"Заметки по еврейской истории"
  ноябрь-декабрь 2024 года

Loading

«Стоя на одной ноге», выводы, содержащиеся в книге Нетанияху, можно сформулировать так: общепринятое мнение, что марраны остались в душе верны иудаизму, то есть были «криптоиудеями» и возвращались к иудаизму при первой возможности, неверно. На самом деле, они, хотя в большинстве случаев и перешли в христианство не добровольно, а спасая свою жизнь и/или имущество, стали ревностными христианами.

Сёма Давидович

ЕВРЕИ, КОНВЕРСО, ФЕРДИНАНД, ГИТЛЕР 

О книге Бенциона Нетанияху «Истоки инквизиции в Испании XV века»

Конец марта 2002 года, страшное время пика Второй интифады, террористы-самоубийцы, полупустые автобусы, пустые кафе и рестораны… Первое впечатление от Мадрида — шок. Полные кафе на площадях, толпы весёлого народа на улицах. В Эскориале — этой мрачной усыпальнице испанских королей, мы разговорились с одним местным туристом, в бриджах, с альпенштоком в руке и тирольской шляпе с пером на голове. Услышав, что мы из Израиля, он только что не стал нас обнимать, радостно воскликнув, что у него были предки марраны. И спросил: «Вы знаете, кто такие марраны?»

Кто такие марраны, я знал. В общих чертах. Я знал, что марраны — это испанские и португальские евреи, которых принудили перейти в христианство, но они в тайне старались остаться евреями и возвращались в веру предков, когда уезжали в другие страны, в первую очередь Голландию. Спиноза, родившийся в семье марранов — самый известный тому пример. А за 11 лет жизни в Израиле я узнал, что на иврите их называют אנוסים (анусим) — изнасилованные.

Вот, к примеру, отрывок из работы Дубнова КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ[1]:

«Эти люди думали, что по миновании опасности им дозволено будет возвратиться к вере своих отцов. Но они ошиблись. Открыто исповедовать свою старую религию могли только те из окрещенных, которые бежали в другие страны; все еще оставшиеся в Испании «новохристиане» находились под строгим надзором католического духовенства. Они могли только тайно исполнять обряды еврейской религии, а публично посещали церкви и притворялись католиками. Эта двойственность отравляла им жизнь. Евреи называли таких людей анусим (невольники), а испанцы называли их «новохристианами» или марранами, т. е. отверженными«.

***

Несколько лет назад я прочёл, что Бенцион Нетанияху, историк и отец нашего премьер-министра, написал серьёзнейшую работу с опровержением этого мнения. Эта работа «The Origins of the Inquisition in FifteenthCentury Spain«[2] вышла в свет в 1995 году. Через 20 лет вышел её перевод на русский язык: «Истоки инквизиции в Испании XV века»[3]

Правда, в своём труде Нетанияху использует не только это привычное «марраны» — между прочим, marranos по-испански свиньи (и хамы). Он зачастую использует термины: «конверсо» — обращённые и, реже, — «новые христиане».

Но прежде, чем о книге, несколько слов об её авторе.

Бенцион Нетания́ху, בנציון נתניהו‎, при рождении Бенцион Милейковский, родился в 1910 году в Варшаве, в 1920 году его семья совершила алию. Во время учёбы в Еврейском университете, где он изучал средневековую историю, Бенцион заинтересовался проблемой марранов, примкнул к движению ревизионистов и позже работал в их периодических изданиях. В 1940 году он переехал в Нью Йорк и несколько месяцев работал секретарём Жаботинского, а после его смерти был до 1948 года исполнительным директором организации американских сионистов-ревизионистов. В тот же период он защитил диссертацию по Ицхаку Абарбанелю[4]. В 1947 году Нетанияху был среди авторов опубликованной в «Нью-Йорк Таймс» петиции против плана ООН по разделу Палестины. В 1949 году он вернулся в Израиль и стал одним из главных редакторов «Энциклопедии иудаики» (на иврите). В середине 50-х годов он вернулся в Америку, где работал в различных колледжах и университетах, в том числе был профессором кафедры исследования гебраизма. После гибели в 1976 году сына Йонотана в Энтеббе, он с семьёй снова вернулся  в Израиль. Свою самую известную книгу, о которой эта статья, он предварил посвящением: «Эта книга посвящается в неизбывном горе памяти моего дорогого сына, ЙОНАТАНА, который погиб, командуя десантом, освободившим израильских заложников в Энтеббе 4 июля 1976 года.» Кроме старшего сына Йонатана у него родилось ещё двое сыновей — средний Беньямин и младший Идо — врач и драматург. Скончался Бенцион Нетанияху в Иерусалиме в 2012 года в возрасте 102 лет.

***

В статье не будет изложения содержания этого фундаментального труда, английский оригинал которого насчитывает 1,384 страницы (а русский перевод — 1,144 страницы). Если у кого-то не будет достаточно времени, или терпения, но будет желание с ним ознакомиться, то он может прочесть статью Алекса Тарна «По тому же шаблону (о книге проф. Бенциона Нетаниягу «Истоки инквизиции в Испании XV века»)» с его изложением. Не будет в этой статье и подробного рассказа об истории Испании, прежде всего истории евреев и марранов, для этого у меня нет ни знаний, ни возможностей, хотя совсем без него просто невозможен рассказ о книге.

Она, статья, — прежде всего мои впечатления от прочтения этого образцового научного труда (только  примечания и ссылки заняли несколько десятков страниц), монографии, в которой её автор предстаёт в качестве «нового историка», опровергающего сложившийся взгляд на нашу, Еврейскую, историю.

Впрочем, не евреи герои этой книги — название работы говорит само за себя. Эта работа не об испанских евреях — испанская инквизиция ими не занималась (хотя и желала сделать Испанию judenfrei). Официально задачей испанской инквизиции было бороться с религиозной ересью среди христиан, и в первую очередь — «новых христиан», то есть сменивших веру бывших евреев. Ведь по Альгамбрскому эдикту[5] евреев изгнали из Испании именно для того, чтобы зловредные евреи не склоняли своих бывших единоверцев вернуться к вере своих отцов. Это общепризнанное среди историков мнение и опровергает Нетанияху, объясняя гонения на «новых христиан», не религиозными, но расовыми причинами, не верой, но кровью. И тут нельзя избежать сравнения с преследованием евреев Гитлером, а гонения на них — с Холокостом, что, собственно, автор и делает. Но об этом ниже.

«Стоя на одной ноге», выводы, содержащиеся в книге Нетанияху, можно сформулировать так: общепринятое мнение, что марраны остались в душе верны иудаизму, то есть были «криптоиудеями» и возвращались к иудаизму при первой возможности, неверно. На самом деле они, хотя в большинстве случаев и перешли в христианство не добровольно, а спасая свою жизнь и/или имущество, стали ревностными христианами. И уж это в любом случае относится к их следующему поколению.

Обоснование автора произведённому им перевороту в истории конверсо просто: историки ориентировались на документы инквизиции, на свидетельства, добытые под пытками или угрозой пыток, которым верить, естественно, нельзя. (Такой допрос под пыткой, хотя он и происходит в 1792 году, показан в великолепном фильме Милоша Формана «Призраки Гойи».)

Нетанияху же ориентировался на документы периода до введения инквизиции в Испании. Он пишет[6]:

«…а что же заставило учёных принять ту точку зрения, а главное, почему она превалировала? Мне стало ясно, что, пожалуй, основным фактором в этом деле было то, что большинство учёных полагались на документы инквизиции. По правде говоря, я был озадачен тем доверием, которое историки оказывали этим документам и утверждениям инквизиции, основываясь только на них. Я полагал, что показания свидетелей, остающихся анонимными, не могут вызывать слишком большого доверия: их нельзя подвергнуть перекрёстному допросу со стороны обвиняемых, чьи показания, данные под пытками или под угрозой пыток, вряд ли можно считать правдивыми. И нельзя доверять документам, прошедшим цензуру инквизиции.
…Мне стало очевидным, что для того, чтобы определить, кем в действительности были марраны с религиозной точки зрения, нужны свидетельства, полученные из источников, абсолютно свободных от влияния инквизиции. Ясно, что такие свидетельства могут, в основном, быть найдены в документах, предшествующих эпохе инквизиции, чьи авторы не находились под угрозой её преследований и наказаний.»

(Правда, за скобками работы осталось, что есть разница межу тем, что происходит в реальности, и как эта реальность отражается в сознании простых, и не только простых, людей. Тем более, что в те времена показания под пытками считались вполне достаточными для принятия вины обвиняемого. Впрочем, Нетанияху сам написал в Книге четвёртой: Широко распространившееся мнение, что конверсо были мнимыми христианами, втайне преданными вере своих предков….)

Нетанияху приводит такой пример преследования конверсо по расовым мотивам:

Знаменитый Великий инквизитор Томас Торкемада, дядя которого, Хуан, был епископом, и с большой долей вероятности — конверсо, распорядился об исключении из основанного им монастыря в Авиле «любого, прямого или косвенного, потомка евреев«, что было ни чем иным, как проявлением самого настоящего расизма!

Это, считает Нетанияху, кроме всего прочего, является доказательством того, что предположение, что Великий инквизитор сам был «из евреев», неверно — конверсо не были и не могли быть расистами. Так что вполне возможно, предполагает Нетаниягу, что у отца Томаса и у епископа был один отец, но разные матери.

Но прежде, чем признать расизм причиной преследования конверсо, автор подробно рассматривает, и опровергает многочисленными фактами, документами, цитатами, как общепризнанную религиозную версию, так и возможную версию экономическую — устранение конкурентов.

При этом Нетанияху тщательнейшим, скрупулёзнейшим образом углубляется в различные многочисленные источники, в том числе из истории возникновения христианства, показывая глубокие знания его теологии и приводя не только аргументы в пользу своей версии, но и ей противные, анализирует и опровергает их.

***

Монография состоит из 4-х книг:

Книга первая. Исторические предпосылки.

Книга вторая. Правление Хуана II.

Книга третья. Энрике IV и Католические короли[7].

Книга четвертая. Истоки инквизиции.

В начале монографии, в Первой книге, автор приводит краткую историю антисемитизма в древности и в раннем Средневековье. При этом даёт ранее мне не встречавшееся объяснение антисемитизма в Древнем Мире: евреи помогали завоевателям держать в повиновении покорённый народ, что не могло не вызвать ненависть к ним. Нетанияху приводит пример завоевания Египта греками Александра Македонского. Египтяне

…»ненавидели греков, правивших их страной, и мечтали сбросить с себя их власть, но ещё больше, чем греков, они ненавидели евреев, бывших в их глазах прислужниками властителей. В 270 г. до н.э. египетский жрец Манефон опубликовал на греческом языке «Историю Египта», в которой изобразил еврейских предков бандой чужеземных завоевателей, которые, смешанные с толпой египетских прокажённых, были известны своей жестокостью и человеконенавистничеством».

(В какой-то степени это можно и отнести к росту антисемитизма в странах Прибалтики после их вхождения в состав СССР). Со временем завоеватели слились с завоёванным народом, сопротивление им ушло, нужда в евреях прошла, а вражда местного населения осталась.

Естественно, даёт Нетанияху и историю появления евреев в Испании.

Мне же представилось лучшим способом для того, чтобы очень кратко обрисовать историю испанского еврейства в раннем Средневековье, привести самое начало моего любого романа — романа Леона Фейхтвангера «Испанская баллада«:

Прошло восемьдесят лет после смерти пророка Магомета[8], и созданное мусульманами государство стало мировой державой, протянувшейся от границ Индии через Азию и Африку вдоль южного берега Средиземного моря до Атлантического океана. На восьмидесятом году своего победного шествия мусульмане переправились через узкий западный пролив Средиземного моря в «Андалус», в Испанию, разорили государство, основанное триста лет тому назад христианами-вестготами, и в своем мощном движении вперед заполонили весь полуостров до самых Пиренеев.

Новые властители принесли с собой высокую культуру и превратили Испанию в самую прекрасную, благоустроенную и населенную страну в Европе.

По планам, разработанным опытными зодчими и дальновидным строительным ведомством, создавались большие великолепные города, каких эта часть света не знала со времен римлян. Кордова, резиденция испанского халифа, была признанной столицей западного мира.

Мусульмане возродили пришедшее в упадок сельское хозяйство и, создав мудрую систему орошения, добились небывалых урожаев. Они усовершенствовали горное дело, применив новую, высокоразвитую технику. Их ткачи славились своими драгоценными коврами и тонкими сукнами, их столяры и ваятели — искусной деревянной резьбой, их скорняки — выделкой всякого рода мехов. Их кузнецы с непревзойденным мастерством изготовляли все нужное для мирного обихода и для военных целей. Мечи, шпаги, кинжалы, выкованные их мастерами, были острее и красивее, чем у немусульманских народов, доспехи — крепче, орудия — дальнобойнее,…

Искусства и науки никогда раньше не знали такого расцвета под небом Испании. В убранстве домов, отделанных на особый, величественный лад, роскошь сочеталась с изяществом. Искусно построенная система образования с широкой сетью школ давала каждому возможность получить знания. В городе Кордове было три тысячи школ, в каждом крупном городе был свой университет, такие богатые библиотеки мир знал только в эпоху расцвета эллинской Александрии. Философы расширили пределы Корана, перевели и истолковали творения знаменитых греческих мудрецов, по-своему переосмыслив их. Пестрое, яркое искусство сказочников открыло доселе неведомые просторы фантазии. Талантливые писатели довели до совершенства богатый и звучный арабский язык, и теперь на нем можно было передать тончайшие оттенки чувства.

К покоренным мусульмане были милостивы. Для своих христиан они перевели на арабский язык Евангелие. Многочисленным евреям, бесправным при христианах-вестготах, они дали гражданские права. Да, под властью ислама испанским евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения их собственного царства. Евреи поставляли халифам министров и врачей, основывали мануфактуры, вели широкую торговлю, посылали свои корабли во все семь морей. Не забывая своей еврейской письменности, они разрабатывали философские системы на арабском языке, переводили Аристотеля и сочетали его учение с учением их собственной Великой Книги и с доктринами прославленной арабской мудрости. Они создали свободную, смелую критику Библии. Они возродили еврейскую поэзию.

Больше трех столетий длилось такое процветание. Затем налетела грозная буря и разметала все.

Когда мусульмане покорили полуостров, разбитые части вестготов-христиан укрылись в северной гористой части Испании, они основали в этих малодоступных местах небольшие независимые графства и из поколения в поколение продолжали вести войну с мусульманами, разбойничью войну, герилью. Долгое время они сражались одни. Но затем папа римский объявил крестовый поход, знаменитые проповедники в пламенных речах призывали верующих изгнать мусульман из земель, отнятых у последователей Христа. И тогда отовсюду стали собираться крестоносцы, пришли они и к воинственным потомкам прежних христианских властителей Испании. Почти четыре столетия ждали эти последние вестготы, и вот, наконец, они устремились на юг. Изнеженные, утонченные мусульмане не могли устоять против их дикого натиска. Спустя несколько десятилетий христиане отвоевали всю северную половину полуострова до реки Тахо.

Мусульмане, все сильнее теснимые христианскими войсками, обратились за помощью к своим африканским единоверцам, диким, фанатически преданным исламу воинам, в их числе и к тем, что жили в огромной южной пустыне — Сахаре. Африканские мусульмане остановили продвижение христиан. Но они изгнали также и образованных, свободомыслящих мусульманских правителей, до тех пор царствовавших в Андалусии. Им была чужда веротерпимость. Африканский халиф Юсуф захватил власть и над Андалусией. Чтоб очистить страну от неверия, он призвал представителей иудейства в свою ставку в Лусену и сказал им так: «Во имя милосердного бога. Пророк обещал вашим отцам веротерпимости в землях, подвластных правоверным, но при одном условии, которое начертано в древних книгах. Если ваш мессия не явится в течение полтысячелетия, вы — на это дали согласие ваши отцы — признаете Магомета величайшим пророком среди пророков, затмившим ваших избранников божьих. Пятьсот лет истекло. Итак, выполняйте договор, признайте пророка, перейдите в ислам! Или покиньте мою Андалусию!»

Многие евреи ушли из Андалусии, хотя им и не было разрешено брать с собой имущество; большинство ушло в северную Испанию, ибо для восстановления разоренного войной края христиане, вновь воцарившиеся там, нуждались в евреях, в их превосходной хозяйственной сметке, в их прилежании к ремеслам, в их разнообразных знаниях. Они предоставили евреям гражданские права, отнятые у тех отцами теперешних властителей Испании, и, кроме того, даровали многие привилегии.

Но были и такие евреи, что остались в мусульманской Испании и признали Аллаха. Они рассчитывали спасти таким путем свое состояние, а позднее, при более благоприятных обстоятельствах, переселиться на чужбину и снова перейти в прежнюю веру. Но жизнь на родине была сладостна, жизнь в прекрасной стране Андалусии была сладостна, они медлили с переселением. А когда после смерти халифа Юсуфа воцарился менее суровый государь, они мало-помалу и совсем перестали думать о переселении. Правда, всем неверным по-прежнему запрещалось жить в Андалусии, но в доказательство своей приверженности к исламу достаточно было показываться время от времени в мечети и пять раз в день произносить: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет пророк его». Отрекшиеся от веры отцов евреи могли тайно соблюдать свои обряды, и в очищенной от евреев Андалусии были скрытые еврейские молитвенные дома

В VIII столетии продвижение мусульман на север было остановлено и началась Реконкиста[9], окончившаяся только через семь столетий падением в 1492 году последнего мусульманского оплота на Пиренейском полуострове — Гренадского эмирата. Христианским королям нужны были люди, люди умелые и активные, которыми можно было заселять отвоёванные ими города, и они разрешили поселиться в своих землях евреям.

Нетанияху пишет:

Особенно были востребованы квалифицированные мастера, и не только потому, что они могли обеспечить заработок для своих семей, но и потому, что они поставляли жизненно необходимые для армии вещи. Важнее всего то, что они могли содержать одежду, оружие и прочее оборудование солдат в хорошем состоянии — так, чтобы те были готовы к бою. Здесь евреи оказались особо полезными, потому что у христиан, посвятивших долгое время войнам, катастрофически не хватало обученных мастеров, в то время как евреи, пришедшие из гражданской жизни, располагали ими в большом количестве.

…Таким образом, мы видим, что евреи предлагают христианской Испании, помимо уже упомянутой военной помощи, не только фермеров и торговцев, но и врачей, землемеров, инженеров, математиков, горняков, добытчиков соли на соляных копях, откупщиков, сборщиков налогов, администраторов, переводчиков, дипломатических эмиссаров и представителей других профессий, в которых они отличались и продолжали совершенствоваться из поколения в поколение. Большинство этих профессий были чрезвычайно важны для развития испанской экономики, фискальной администрации и военных достижений страны. Стоит ли удивляться, что короли пригласили этих пришельцев во вновь заселённые города, предложив им дома и даже целые кварталы, предоставив им юридические гарантии и допустив их административную и судебную автономию?

То, что короли знали, как быть признательными за исключительный и многообразный вклад евреев в их администрацию — а если смотреть на это шире, то в страну в целом, — видно не только по предоставленной им защите и особым правам и привилегиям, но также по разнообразию высоких должностей, предложенных им почти во всех департаментах их правительств. Возможно, христианская Испания переняла эту практику у мусульманских правителей полуострова, которые назначили нескольких выдающихся евреев на высочайшие посты в своих правительствах. Но то, что случалось в мусульманской Испании лишь изредка и ненадолго, стало в христианской Испании обычным явлением, причём в течение очень долгого времени. Так, мы можем заметить, что за триста лет (начиная приблизительно с 1075 г.) в Кастилии не было ни одного короля, при котором евреи не занимали высоких позиций в королевской администрации…

Наверное самым известным «евреем при короле» можно назвать Шмуэля хаЛеви из семьи Абулафия[10], приближённого короля Кастилии Педро I, помогшего тому бежать из крепости, в которой держали короля мятежные гранды, и ставшего главным казначеем короля. Построенная хаЛеви синагога Эль Трансито, одна из 10 синагог в тогдашнем Толедо, позднее превращённая в церковь, сегодня является одной из главных достопримечательностей Толедо. Жил хаЛеви в роскошном дворце, в котором сегодня расположен музей Эль Греко. Кончил же жизнь ХаЛеви под пытками, когда его бросили в тюрьму по обвинению в растрате.

Нетанияху пишет:

… ни в одной стране средневековья евреи не играли столь важной роли в управлении королевскими финансами (и прямо или косвенно также и в других департаментах королевской администрации), как это было в средневековой христианской Испании. И нигде они не получили в ответ таких знаков признательности за свою работу, выраженных в особых правах, даровании поместий и прочих подарков, приносящих постоянный доход, как это было в Испании… Таким образом, для испанского еврейства этот период обоснования, быстрого роста и постоянного подъёма в статусе и влиянии при поддержке королей и грандов — период, который можно охарактеризовать как самый счастливый в их долгой истории на Пиренейском полуострове.

При этом евреи и жили отдельно от христиан[11] — в своих обнесённых стенами «худериях», и платили налоги не так, как их соседи-христиане, не королю и городу, а в основном — королю. Нетанияху приводит мнение историка Барона[12]: «В видении большинства людей средневековья еврей выглядел вечным иностранцем…». И добавляет: еврей был «вечным иностранцем» не только в глазах неевреев, но и в своих собственных глазах«.

И констатирует:

«Как и всех чужаков, евреев терпели в определённой мере до тех пор, пока их особые способности и функции считались полезными для большинства«.

Но экономически евреи не могли существовать обособленно от христиан. Нетанияху оспаривает известное мнение, что выбор евреев сферы своих занятий был только пассивным и определялся исключительно разрешённой им деятельностью — ростовщичеством и банками. Он пишет:

В целом процесс выбора профессий евреями не был таким пассивным, он являлся также результатом взвешивания различных возможностей при рассмотрении экономических потенциалов, внезапно образовавшихся в результате изменившихся обстоятельств. … В Испании именно так произошло с предоставлением займов и сбором налогов — двумя профессиями, ставшими в XII в. самыми заметными признаками экономики и социальной жизни испанского еврейства.

Налоги в Испании собирались по системе откупов[13], которыми руководил и контролировал верховный казначей, «который до конца XIV в. (когда эта должность перешла к конверсо) почти всегда был евреем«. А непосредственно сбором налогов занимались евреи чуть ли не вплоть до их изгнания в 1492 году и нетрудно догадаться, какие чувства это вызывало у простых людей. Не добавляло тёплых чувств к евреям и то, что простым ремесленникам и торговцам приходилось прибегать к займам у евреев — ведь христианам было запрещено ссужать деньги под проценты, а ни один бизнес не может существовать без кредитов. И при различных беспорядках чуть ли не первым делом уничтожались выданные евреям долговые обязательства.

Но главным источником богатства еврейских финансистов был приносивший большой доход откуп налогов, что позволял им давать большие ссуды знати, а иногда даже и королям. Неслучайно в истории Испании знать и короли так часто защищали евреев от простого люда.

Нетанияху пишет, что в этом плане отношения между евреями с королями напоминали их отношения с завоевателями в древности.

Упадок начался после страшной резни в Севильи в 1391 году[14]. Нетанияху так описал тот погром:

Буря разразились 4 июня 1391 года. Штурм начался на рассвете, когда силы Мартинеса[15] одновременно ударили по нескольким позициям еврейского квартала. Эти позиции были слабо защищены и вскоре рухнули. Тогда орды нападающих ринулись внутрь. То, что последовало за этим, было оргией кровопролития и грабежа в масштабах, которых испанское общество еще не знало. Тысячи евреев, в большинстве мужчины, были вырезаны, намного больше женщин и детей схвачены, чтобы быть проданными в рабство. Избежали этой судьбы только те евреи, которые поспешили заявить о своем согласии креститься, и они составляли явное большинство (возможно, не менее 20 тысяч). Они знали, что только крещение может спасти их от немедленной смерти, и, бросив свои дома и имущество, устремились толпой к церковным купелям. Вернувшись из церквей, они увидели, как мало осталось от их жилищ. Большинство домов были разграблены, а потом сожжены.

[На сайте MUSEUM OF JEWISH HERRITAGE приведены совсем другие цифры: еврейская община Севильи составляла 5 тысяч человек — 5% общего населения города[16]]

После Севильи погромы прокатились по всей Кастилии, страшные погромы состоялись в Кордове и Толедо, и по большей части Арагона[17].

Вот так выглядела в то время политическая карта Испании:

 From Wikimedia Commons, the free media repository. This file is licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license.

From Wikimedia Commons, the free media repository. This file is licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license.

В Толедо, Бургосе и других городах севера Кастилии, пишет Нетанияху, евреи предпочли смерти крещение, в Арагоне евреи Валенсии и Жероны пытались защищаться за стенами своих худерий, но, увы, безуспешно.

В Валенсии было убито около 250 евреев, многие убежали на корабли и в горы, но большинство, 7 тысяч выбрали крещение. В Барселоне значительная часть евреев нашла убежище в домах христианской знати, тогда как крестившиеся евреи составили большинство общины.

Общее число крестившихся в то время Нетанияху, на основе хроник XV столетия, оценивает в 200 тысяч. Чтобы представить пропорции — через 100 лет, в 1500 году по одним данным[18] население Кастилии составляло 7,000,000, Арагона — 950,000. По другим[19], население всей Испании составляло 6,500,000.

Нетанияху особо останавливается на соотношение крестившихся и оставшихся иудеями, обращая внимание на колоссальную разницу — небольшое число мучеников во время этих погромов в Кастилии и Арагоне по сравнению с выбравшими крещение, в то время как в других странах дело обстояло иначе. Особенно был ярок контраст с поведением немецкого еврейства во время Первого крестового похода (1096 г.), когда евреи в подавляющем большинстве случаев предпочли смерть крещению. Нетанияху объясняет это не только, и не столько, меньшей преданностью испанских евреев религии, но другими причинами. В XII веке их уже заставляли креститься нетерпимые исламские правители из династии Альмохадов, но в результате евреи смогли остаться хоть и тайными, но евреями. Кроме того сам Рамбам[20],

«восхваляя мученическую смерть во имя веры, не отвергал, тем не менее, насильственного крещения, и этим дал моральное оправдание крещению под угрозой смерти. У евреев Германии в 1096 г. не было ни такого опыта, ни такого учения«.

При этом надо отметить, что перешедшим в ислам евреям было много проще соблюдать законы иудаизма. Не было проблемы обрезания, не было проблемы не есть свинину. (Героиня фильма Милоша Формана «Призраки Гойи» была схвачена Инквизицией именно после того, как она в таверне предпочла свинине курицу.) Но главную причину Нетанияху видит в другом:

«В погромах того года, как предполагают свидетельства, нападающие еще до начала атаки объявляли, что они хотят, чтобы евреи крестились, и только не получив утвердительного ответа, они применят насилие. Таким образом, если в Рейнских погромах крещение было альтернативой смерти, то в 1391 г. в Испании смерть была альтернативой крещению».

Пожалуй, предполагает Нетанияху, никто в то время не сделал больше для крещения евреев, чем главный раввин Бургоса, третьей по величине еврейской общины Кастилии, Соломон хаЛеви, бывший, безусловно, человеком незаурядным. По реконструкции событий, сделанной Нетанияху, раввин, зная, что у власти нет достаточно возможностей предотвратить погром, решил его не ждать.

«зачем ждать нападения, понести множество потерь и затем креститься, будучи ограбленными, как это произошло с евреями Севильи, Кордовы и Толедо, когда можно креститься до того, спасти и себя, и своё имущество и избежать нестерпимых страданий? …Павел со своей семьёй (кроме жены) — три его брата, дети и его мать вместе с группой последователей — крестились 21 июля 1391 г., всего за несколько недель до начала погромов в Бургосе».

Часть евреев крестилась после нападения погромщиков на худерию, но многие обеспеченные евреи смогли укрыться в домах знати. Вскоре ситуация, как в Кастилии и Арагоне, стабилизировалась, Соломон, ставший Павлом, оказался под яростной критикой оставшихся верными иудаизму евреев, и 38-летний «новый христианин», знавший латынь и христианскую литературу, уехал в Париж изучать теологию в Сорбонне, стал магистром теологии, познакомился с жившим тогда в Париже епископом Арагона по имени Педро де Луна и тот, ставши папой Бенедиктом XIII, направил Павла своим представителем в Кастилию, где король сделал его королевским капелланом.

Нетанияху уверен, что именно Павел де Бургос, так теперь стали его звать, стоял за страшными антиеврейскими законами 1412 года: «Евреям, жившим вне стен худерии, предписывалось в 8-ми-дневный срок покинуть дома, иначе они подвергались штрафу и сотней ударов хлыста, был наложен запрет на практиковавшиеся евреями занятия, не говоря уже о высоких постах, им запрещалось брить бороды и подстригать волосы, приказывая им «носить их такими длинными, как они естественно отрастают, носить тюрбаны с красными знаками…» (а мусульманам — капюшоны с яркой луной). При этом под страхом строжайшего наказания евреям было запрещено уезжать из страны. Единственной целью законов было массовое обращение евреев, было ясно, что с их введением в силу богатые евреи обнищают, а бедные будут умирать от голода. За 7 лет, которые продолжались эти страшные преследования, многие еврейские общины исчезли. Нетанияху приводит свидетельство еврейского хрониста XV в. Закуто, что это было «самое большое насильственное крещение в еврейской истории».

В 1413 году евреев ждал новый удар, в арагонском городе Тортос начался диспут между евреями и христианами, как бы продолжение кончившегося без результата диспута в 1263 году. От евреев выступили 22 учёных, христиан возглавил «новый христианин» по имени Херонимо де Санта Фе, ученик Павла, в прошлом еврей Йошуа хаЛорки. В следующем году, на шестидесятой сессии, Херонимо объявил: евреи проиграли дебаты. Результаты диспута дали тысячам евреев, решивших креститься из чисто социально-экономических соображений, удобное обоснование для осуществления своего решения: они могли утверждать, что дебаты в Тортосе доказали истинность христианства. В конце этого года Павел был вознаграждён, он стал епископом Бургоса.

Рассказом об этом гонителе евреев Нетанияху завершает свою Первую книгу монографии «Исторические предпосылки».

(окончание следует)

Примечания:

[1] КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ С. М. ДУБНОВ

[2] The Origins of the Inquisition in Fifteenth-Century Spain, Paperback – October 1, 2001 by B. Netanyahu (Author)

[3] За ссылку спасибо Ефиму Левертову.

[4] Раби (дон) Ицхак бар Йеуда Абарбанель (יצחק בן יהודה אברבנאל), — один из величайших комментаторов Танаха, государственный деятель и финансист. Родился в Лиссабоне в 1437 г., после смерти отца сменил его на посту придворного казначея. В 1481 году переехал в Испанию, стал казначеем короля Арагона Фердинанда II и помог победить тому в войне с маврами. Та война окончилась завоеванием последнего их оплота на Пиренейском полуострове — Гренады. В 1492 году после безуспешной попытки предотвратить изгнание евреев, Абарбанель поселился в Италии, где и скончался в 1508 году.

[5] Альгамбрский эдикт, или Гранадский эдикт (Edicto de Granada) — указ короля Арагона Фердинанда II и королевы Кастилии Изабеллы I Кастильской от 31 марта 1492 года об изгнании с территорий их королевств тех евреев, которые до 31 июля этого года откажутся принять христианство. (Впоследствии срок был продлён до 2 августа ) Формально в указе говорилось, что евреи лишаются защиты закона, что лишало их права на законный суд и что делало невозможным любую коммерческую деятельность — основное тогда занятие испанских евреев. При этом евреям запрещалось вывозить с собой золото, серебро и т.п., а кроме того, под угрозой смертной казни не только возвращаться в страну, но и проезжать через неё. (Правда, после изгнания часть изгнанников вернулась и приняла христианство). В 1968 году правительство Франко объявило Альгамбрский эдикт недействительным, 1 апреля 1992 года король признал его потерявшим силу и, посетив мадридскую синагогу, попросил прощения за этот указ.

[6] Здесь и далее, текст, выделенный италиком — цитаты из книги Нетанияху, даже если это не указано.

[7] Католический король и католическая королева — титулы, присваиваемые Папой римским монархам, которые хранят католические принципы в личной жизни и в государственной политике и передаются по наследству. В настоящее время среди европейских монархов этим титулом обладают короли Бельгии и Испании. Фердинанд и Изабелла получили эти титулы в 1496 году.

[8] Мухаммед умер в 632 г., а в 711 г. арабы начали завоевание Пиренейского полуострова

[9] Реконкиста (Reconquista — отвоёвывание) — длительный процесс отвоёвывания христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.

[10] שמואל בן מאיר הלוי אבולעפיה (Samuel ben Meir Ha-Leví Abulafia) ~1320 — ~1360 из могущественной семьи Абулафия, возглавлявшая еврейскую общину Толедо начиная с XIII столетия

[11] Правда немного дальше Нетаниягу пишет: «Обычно в Средние века сами евреи, поселяясь в христианских городах, настаивали на предоставлении им отдельной территории для своего проживания. Они требовали этого не только исходя из общинных и религиозных нужд, но также для своей безопасности, и поэтому отведённый им район обычно обносился стеной для предохранения от нападений. Это было частью образа жизни евреев во всех странах Западной Европы. Однако в Испании, после долгих периодов мирной жизни, евреи часто селились за пределами своих районов, и не всегда к удовольствию христиан«.

[12] Salo Wittmayer Baron (1895–1989), родившийся в Австро-Венгрии американо-еврейский историк, названный самым выдающимся еврейским историком ХХ столетия

[13] Откуп — система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам (откупщикам).

[14] Этот погром не был первым. В 1109 г. произошли погромы еврейских общин Толедо и вокруг Бургоса и Леона.

[15] Ферран Мартинес (Ferrand or Ferrán, Martinez, кастильский священник, который никогда не поднялся в церковной иерархии выше средних позиций архидьякона и епархиального судьи в Севильи, антисемит-фанатик, много лет занимавшийся призывами к уничтожению евреев.

[16] Virtual Walking Tour: Jewish Seville

[17] Королевство Кастилия занимало тогда большую часть Пиренейского полуострова, гранича на западе с Португалией, на юге — с эмиратом Гренада и на северо-востоке и востоке с Арагоном. Королевство Арагон со столицей в Сарагосе, включала Каталонию (Барселона) и Валенсию. Во владения Арагонской короны входили также Балеарские острова (Мальорка), Сардиния, Сицилия, Южная Италия и до конца XIV века небольшая часть материковой Греции.

[18] List of countries by population in 1500

[19] Demographics of Spain

[20] ,(רמב»ם) משה בן מימון Моше́ бен Маймо́н (Рамбам), выдающийся еврейский философ и богослов-талмудист, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы, духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков. Родился в Кордове в 1138 году, после переехал в Фес (сегодня — Марокко), позже был, кроме всего прочего, личным врачом Саладина, был почитаем как в еврейском, так и исламском мире. Скончался в Египте в 1204 году и был похоронен в Тверии.

Share

Сёма Давидович: Евреи, конверсо, Фердинанд, Гитлер. О книге Бенциона Нетанияху «Истоки инквизиции в Испании XV века»: 28 комментариев

  1. Lev Kabzon

    Уважаемый Сэм. Очень рад тому, что стал членом команды авторов и читателей этого издания. Благодаря этому имею возможность комментировать то из прочитанного, что вызвало наибольший интерес. Совсем недавно мы встретились при обсуждении статьи Павла Поляна, где, честно говоря, Вы не убедили меня в своей правоте, но здесь не место для дальнейшего обсуждения. И, наконец, после затянувшегося вступления, перехожу к главному. Вашу статью прочёл на одном дыхании. Сказать, что статья понравилась, не могу, так как это слово не передаёт в полной мере моё впечатление. Будучи учителем, иногда сталкивался с очень интересными идеями учеников и вместо слов просто писал в их работах 5+ .Для меня Ваша статья 5+. Я рядовой читатель, который мало знаком с предметом. И мне красиво и доходчиво о нем рассказывают. Прочитав комментарии, так и не понял суть критики, напрвленной против этой публикации. Вот желание уколоть есть. Желание себя показать есть. А меня, как я говорил, рядового читателя, эти комментарии ни в чем не убедили. И совершенно непонятно, при чем здесь Ваши политические взгляды. Должен сказать, что во многих вопросах расхожусь с Вами, но это не мешает отдавать должное Вашим статьям.

  2. Любовь Гиль

    Автором статьи, Сёмой Давидовичем, поднята очень интересная историческая тема о марранах Испании и Португалии. Меня эта тема интересует давно, еще до посещения Португалии в 2001 г. и Испании в 2002 г. Об этом я даже написала в своей статье «Испанская грусть» (https://z.berkovich-zametki.com/y2024/nomer7/gil/). И вот сейчас увидела ссылку на книгу Бенциона Нетаниягу. Начала читать. Хочу выразить Сёме Давидовичу свою благодарность. Согласна с ним, 1144 страницы не каждый читатель сможет одолеть, поэтому такая статья очень нужна нам. А то, что некоторые пытаются давать свои комментарии не дочитав до конца такую важную работу, на мой взгляд, они только тем самым себя компрометируют. Полностью солидарна с комментарием Лазаря Беренсона. Жду продолжения. Спасибо автору статьи!

    1. Cэм

      Cпасибо, Любовь, за отзыв. Надеюсь, что и окончание статьи Вам тоже понравится.
      Получается, что мы были в Испании в один и тот же год. Tогда я в Севильи не был, но в следующий приезд увидел в ней много следов еврейской жизни. Впрочем, и в Толедо не меньше.
      Теперь это – туристская аттракция.

  3. Сэм

    Владимир,
    на вашу критику я не обижаюсь абсолютно. Очевидно мне просто не хватило умения сделать понятным для читателя то, что для меня было само-собой разумеющимся. Попытаюсь внести небольшое изменение в окончание статьи.
    Бенни,
    было бы удивительно, если бы вам моя позиция оказалось ближе, чем позиция Тарна.
    Повторю только то, что написал вчера в ответ на удивление Шмуэля: признаться удивлён, что представляя ваши политические взгляды, вы заинтересовались книгой отца Нетаньягу:
    Что касается Вашего удивления, то я никогда не окрашиваю свои статьи по истории своим отношением к происходящему сегодня. Или, по крайней мере, очень стараюсь этого не делать.
    Этим я и отличаюсь от так почитаемого вами борца с сусликами (сторожили сайта поймут, почему я так назвал г-на Тарна)
    Меня же больше, ещё раз повторю, поразила прямая аналогия с Шоа, когда евреев преследовали не по вере, а по крови.

    1. Benny B

      Сэм: … Меня же больше, ещё раз повторю, поразила прямая аналогия с Шоа, когда евреев преследовали не по вере, а по крови.
      =====
      Меня НЕ интересуют ваши эмоции, ваши благие намерения и ваши идеологические убеждения.
      Теперь я понял, что вас НЕ интересует аргументированная критика мнений и выводов Бенциона Нетаниягу в этой его книге.

      Общих интересов у нас нет.
      Всего хорошего.

      1. Сэм

        Согласен, Бенни, нет у нас общих интересов. Собственно я против этого и не возражаю.
        Если же вас НЕ интересуют мои эмоции, мои благие намерения и мои идеологические убеждения, то есть простой выход – не читать то, что я пишу. И наслаждаться филологическими упражнения этого «Дона». (Интересно заметить, сколько народа на этом сайте не читали в юности знаменитую в своё время книгу «Трудно быть богом» братьев Стругацких)
        И хотя я в какой раз жалею об отсутствии регистрации на сайте, по причине чего такие как этот «Дон» время от времени испускают звуки без помощи рта, должен поблагодарить этого «Дона» – благодаря ему эта моя статья привлекла большое внимание со-сайтников.
        Что же касается самой статьи, то её критика, в некоторых случаях наверняка справедливая, разразилась до прочтения её второй части. В неё кроме всего прочего сравнивая происходившее тогда в Испании и в Европе ХХ столетия я написал:
        Но было и отличие — евреи при Гитлере не могли стать конверсо — «новыми христианами», как при Фердинанде.
        … Но смею предположить, что в Европе времён Холокоста многие евреи не возражали бы против такого результата их преследований

        Про замечательную писательницу Ирэн Немировски я уже вспоминал

  4. Шмуэль

    Я не часто захожу на сайт, но журнал Заметки стараюсь не пропустить. Не буду повторять то, что уже написал про статью с рассказом о мне мало известном, но скажу, что ни разу не сталкивался при обсуждении статьи с таким цирком, который устроил здесь Дон Капада, и я понял, почему автор не хочет участвовать в конкурсе
    Думаю, что он вообще не должен был реагировать.
    Но мне жаль, что редакция допускает такое издевательство какого-то юзера
    над своим постоянным автором.

  5. Benny B

    Согласен с Don Kapada: я тоже НЕ понимаю, какие цели преследовал автор, работая над этим текстом. Зачем и для кого он написан?

    А я хочу сказать вот это: за год+ этой войны Израиля и про-палестинских протестов на Западе мне стало ясно, как сильно современные евреи Израиля и США попадают под тот «повторяющийся паттерн», о котором говорит и Бенцион Нетаниягу в заключительной главе своей книги, и Алекс Тарн в самом конце своей статьи. Верят Западу (в основном лево-либеральному, но также право-либеральному мейнстриму трампистов, а некоторые — даже про-путинскому пропагандисту Такеру Карлсону) так же слепо, как марраны верили королевской власти:

    Алекс Тарн ( https://www.alekstarn.com/benzion/ ):
    … … … Помните главку про повторяющийся паттерн?

    «Они совершили грубую ошибку, когда положились на превосходство королевской власти как на фактор, который обеспечит их безопасность и права, – пишет в заключительной главе своей книги израильский историк Бенцион Нетаниягу. – Их ошибка состояла в неспособности понять, что королю для получения абсолютной власти необходимо сначала завоевать симпатию народа путем различных уступок, которые должны служить как бы «приманками». Еще в меньшей степени ими осознавалось, что именно они, конверсо, станут первой – и главной – «приманкой», которую короли бросят толпе для достижения своих целей».

    Бейт-Арье,
    Май 2017

  6. Сэм

    Шмуэль11.12.2024 в 10:50
    Ещё раз спасибо. Шмуэль. Но никуда меня выдвигать не надо, не хочу участвовать в соревновании с г-ой Тучинской.
    И, надеюсь, что Вы прочтёте не только окончание этой статьи, но и мои следующие, которые сейчас и на клавиатуре компьютера и в моей голове.
    Vladimir U11.12.2024 в 12:00
    Цель была очень простая. Какое-то время назад Ефим Левертов дал ссылку на русский перевод книги Нетанияху, про которую я раньше много слышал, но не читал.
    Прочёл, читать мне было очень интересно, я знал очень мало, очевидно в отличии от Вас, о том, чему посвящена эта книга. Прочёл и подумал, что:
    Во-первых может не только я знаю мало и не только мне будет интересно, но не у всех будет терпение, а главное — время, прочесть тот колоссальный труд. Правда есть статья Тарна, на которую я дал ссылку, но она на мой взгляд слишком благоговейна. Об эффекте этого труда Нетанияху на сегодняшний взгляд на марранов я написал в конце статьи.
    Во-вторых мне было интересно написать что-то не об истории евреев Ишува и Израиля, а об истории евреев в другое время и в другой стране, истории, что так трагично и в таком катастрофическом масштабе повторилась во время Шоа. Нетанияху про это конечно же написал. Но мне показалось интересным акцентировать этот момент. А т.к. это касается в первую очередь преследования марранов, то это оказалось во 2-й части статьи.
    В третьих, я много использую в своих статья работы таких израильских историков, как Сегев и Моррис (и даже немного Паппе), которых называют «новыми историками», опровергающих признанную историю, и причисляют, справедливо или нет – что касается Паппе, то однозначно справедливо – к «левым». И вот оказалось, что «новым историком» может быть однозначно «правый» видный ревизионист.
    Л. Беренсон11.12.2024 в 11:09
    Рад был, Лазарь, прочесть этот Ваш отзыв. Только будет не продолжение, а окончание. В котором будет меньше про евреев и больше про марранов. И будет связь с одной из постоянных тем для дискуссий на сайте — кого причислять к евреям. Знаю, что тут мы с Вами расходимся во мнениях, т.ч. с интересом прочту Ваши замечания.

    1. Е.Л.

      «В котором будет меньше про евреев и больше про марранов. И будет связь с одной из постоянных тем для дискуссий на сайте — кого причислять к евреям».
      ————————————————
      Уважаемый Сэм!
      Дискуссии на сайте могут вестись до скончания веков. Кого причислять к евреям — это галахический, а не дискуссионный вопрос. Мараны, евреи, перешедшие в христианство, мусульманство, буддизм и пр., все равно остаются евреями. Именно поэтому те из них, кто совершил благородные деяния по спасению евреев во время 2МВ, не могут быть причислены Яд-ва-Шемом к Праведникам народов мира.

        1. Е.Л.

          Этот вопрос, Сэм, решается т. наз. компромиссом-соглашением, заключенным в свое время Бен-Гурионом и религиозными авторитетами.

          1. Сэм

            Ефим, мы говорим о разных вещах.
            В 1947 (пишу по памяти) году, в преддверии решения ООН по разделу Палестины, стремясь избежать проявления несогласия со стороны религиозных партий перед лицом прибывшей в Палестину комиссии ООН, Бен-Гурион написал письмо с гарантией еврейского характера будущего государства: выходной день, праздники, кашрут…
            Это то, что называется сегодня статус-кво.
            Я же написал о совсем другом: В марте 1970 года были приняты поправки к Закону о возвращении и к Закону о регистрации населения. В основу этих поправок легло компромиссное соглашение между партиями «Авода» и «МАФДАЛ»:
            В применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание
            …Вместе с тем Закон о возвращении был распространён на детей и внуков евреев, а также членов их семей, получающих (независимо от вероисповедания) тот же гражданский статус и пользующихся теми же правами и льготами, что и другие репатрианты., а также лицо, принявшее иудаизм.
            http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8#%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%BA_%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%83_%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8

    2. Vladimir U

      Сэм 11.12.2024 в 13:30
      ——————
      Сэм, не обижайтесь, но если бы вы в начале статьи столь же коротенько написали то, что написали сейчас, то никаких вопросов о целях не было бы. Но вы же написали, что «статья — прежде всего мои впечатления от прочтения этого образцового научного труда». Ваши ВПЕЧАТЛЕНИЯ-это нечто ЛИЧНОЕ, а не просто краткий пересказ книги. А ничего личного я пока не обнаружил…

  7. Vladimir U

    Сэм, я вижу, что комментарии Don Kapada вас обидели. Но, честно говоря, мне тоже не очень понятно, какие цели вы преследовали работая над этим текстом. Если «стоя на одной ноге», показать что выводы, содержащиеся в книге Нетанияху верны, то зачем? Разве кто-то из серьезных исследователей их опровергает или ставит под сомнения? Если поделиться с читателями статьи вашими впечатлениями от прочтения этого образцового научного труда, то в первой части статьи я ваших впечатлений не увидел — начало статьи (краткая информация о предмете исследования Бенциона Нетанияху в его книге «Истоки инквизиции в Испании XV века» и о нем самом) напоминает краткую аннотацию к книге), а вся статья на 45.5% состоит из цитирований книги Нетанияху и других источников с вашими короткими связками, в которых вы даете дополнительную информацию о многих вещах связанных с описываемой в книге эпохой. Возможно во второй части вашей статьи будет и то, что можно будет назвать вашими впечатлениями, но пока…увы.

  8. Сэм

    Cпасибо, Шмуэль, за отзыв, рад, что эту статью прочитал не только Don Kapada.
    Средневековая Испания действительно не входит в круг моих интересов, но мне интересно всё, связанное с историей нашего с Вами народа.
    А в данном случае история преследований евреев, ушедших от своего еврейства в XV веке, оказалась очень похожа на историю евреев, пытавшихся сделать тоже самое в ХХ веке.
    И тех и других преследовали не по вере, но по крови, разница в том, что в XV пытали на дыбе и сжигали на кострах, причём совсем не всех, а в ХХ отправляли в газовые камеры. И отправляли всех, кого могли.
    Прогресс!
    Кстати, очень характерна трагическая судьба русско-еврейско-французской совершенно замечательной писательницы Ирэн Немировски, перешедшей в католичество буквально накануне войны в 1939 году, что не спасло её от Освенцима. В приложении к её замечательному произведению «Французская сюита» https://flibusta.is/a/35294, рассказывающего о Франции в дни разгрома, приведены письма и телеграммы её мужа с мольбами о её спасении и объяснениями, что она еврейка по крови, но не по духу. Её муж тоже вскоре погиб в Освенциме.
    И ещё один момент. Сейчас много говорится о т.н. израильских «новых историках», пересматривающих общепризнанную историю Израиля, обвиняя их, справедливо или нет, в «левизне». И вот оказалось, что «новым историком», пересмотревшим общепризнанную историю, можно с полным правом назвать и Бенциона Нетанияху, убеждённого ревизиониста, секретаря Жаботинского.
    При этом я думаю, что именно то, чьим отцов он являлся и явилось причиной, или по крайней мере – одной из причин, перевода его труда на русский язык.
    Что касается Вашего замечания, то о конверсо будет во 2-й части статьи, хотя, признаюсь, мне интереснее было читать у Нетанияху не про них, а именно про евреев.
    Что касается Вашего удивления, то я никогда не окрашиваю свои статьи по истории своим отношением к происходящему сегодня. Или, по крайней мере, очень стараюсь этого не делать.

    1. Л. Беренсон

      Работа интересная, информативная. Жду продолжения. А вопрос недоброжелателей «зачем написана, если в ней нет…», считаю пустопорожним: такое можно спросить о подавляющем числе публикаций. Моё правило — судить о прочитанном по тому, что в нём ЕСТЬ. В этой статье Сэма есть краткий обзор назначения и содержания фундаментального исторического труда, сообщения о марранах и новый аспект этой темы, есть сведения о семье Нетаниягу и многое другое. Придирки — очень мелочное занятие.

  9. Don Kapada

    “В статье не будет изложения содержания этого фундаментального труда … Если у кого-то не будет достаточно времени, или терпения, но будет желание с ним ознакомиться, то он может прочесть статью Алекса Тарна «По тому же шаблону (о книге проф. Бенциона Нетаниягу «Истоки инквизиции в Испании XV века»)» с его изложением. Не будет в этой статье и подробного рассказа об истории Испании, прежде всего истории евреев и марранов, для этого у меня нет ни знаний, ни возможностей …”
    *************************************************
    В таком случае, непонятно, какие цели преследовал автор, работая над этим текстом. Зачем и для кого он написан? Изложение содержания книги не сопровождается мыслями и комментариями автора …

    1. Cэм

      А мне непонятно, Don Kapada, зачем писать комментарий, процитировав одно предложение и не обратив внимание на следующее, в котором и объясняется, почему я эту статью написал:
      Она, статья, — прежде всего мои впечатления от прочтения этого образцового научного труда (только примечания и ссылки заняли несколько десятков страниц), монографии, в которой её автор предстаёт в качестве «нового историка», опровергающего сложившийся взгляд на нашу, Еврейскую, историю
      И я уже давно, к сожалению, вышел из возраста, в котором пишут изложения.
      А для вас я специально дал ссылку на перессказ этой обширнейшей и интереснейшей работы. Говорят, что такой пересказ сделан и для «Войны и мира»

    2. Don Kapada

      Достопочтенный дон Сёма,
      Вы уж простите моё читательское недомыслие, но я все равно не понял. Не соблаговоизволите ли Вы, уважаемый, указать какие именно Ваши впечатления приведены в тексте? Всё что я вижу, выглядит как пересказ/изложение прочитанной Вами книги. А что же Вы, благородный дон внесли от себя, от высот Вашей многоученой мысли?
      Искренне недоумевающий и безмерно озадаченный Вами — Don Kapada

      1. Сэм

        С хамамами у меня ни малейшего желания общаться нет.
        Всё, что хотел, в т.ч. и про то, ради чего я написал статью, см.
        Сэм 10.12.2024 в 21:52
        А вам пожелаю читать Тарна, там найдёте то, что ваv надо.

        1. Шмуэль

          Не обращайте внимания уважаемый автор на это старческое ворчание этого Дона. Не часто я читаю здесь,что автор пишет про себя, что у него для чего-то не хватает знаний.
          Вы написали очень интересную статью, надеясь, что прочтя её окончание, смогу повторить эти слова.
          На мой взгляд вы не только заслуживаете участия в конкурсе, но и имеете полное основание на победу в нём

    3. Don Kapada

      Любезнейший дон Сёма,
      Возвратившись с утреннего выезда на охоту в моих родовых угодьях, обнаружил Ваше послание. Спешу сообщить Вам, что совершенно с Вами согласен: ни с хамами, ни с «хамамами», как Вы изящно выразились, общаться, по возможности, не следует. В особенности, если они, хамы эти, правы, а Вы, как раз наоборот, таки нет, не правы. Кстати, давно ли Вы перечитывали нашумевший в Арканаре трактат «О скотской сущности земледельца»? Как правильно, как верно рассуждает автор оного труда о правилах общения с простонародными хамами, осмелившимися перечить своему благородному господину, посмевшими ставить под сомнение его высокие думы и деяния !
      Признателен Вам за настойчивое привлечение моего внимания к пересказу А. Тарном труда уважаемого Бенциона Милейковского, прославившегося под фамилией Нетаньяху. Однако же никакой нужды для меня в этом нет, поскольку книгу мудрого Бенциона я впервые прочитал еще лет тридцать тому назад, в подлиннике, на языке англицком, и с тех пор перечитывал неоднократно, благо фолиант сей хранится на почетном месте в моем родовом книгохранилище. Поэтому, волнение Ваше, выражаемое весьма невнятно в нашей переписке, я вполне понимаю — на умы неподготовленные, сей трактат, оказывает воздействие головокружительное. И вместо интересных впечатлений и умственных рассуждений на бумагу выливается изложение, пересказ довольно таки корявый, сбивчивый, совсем не соответствующий величию обозреваемого научного труда. Мой совет Вам, от одного благородного дона другому: бросьте Вы эти глупости, дон Сёма! Не наше это с Вами благородное дело обозревать и проповедовать труды прославленных мудрецов и книгочеев. Нет у нас с Вами (а может быть только у Вас?) для этого, как Вы точно выразились «ни знаний, ни возможностей …”.
      Ох, опять рога трубят, зовут на славные благородные дела. Поэтому, откланиваюсь.
      Избегайте хамов и да хранит Вас от них и всех других бед святой Мика!
      Ваш Don Kapada

      1. Л.Беренсон

        Don Kapada
        11.12.2024 в 16:14
        *********************************
        Сказав о статье Сэма противоположное тому, что заметил Don Kapadа, всё же выражаю восхищение остроумием и лексическим богатством его эпистол.
        Кем бы Вы ни были — браво!

      2. Сэм

        Порезвились, показали своё ослоумуе, г-н Орловский, только не Стефан, а наверное Додик?
        Ну и лады, значит не зря я писал.
        Хотя у Сони красивше выходит, тут я с Лазарем не согласен.
        А дальше — просто Игнор, который должен был быть сразу.
        Не знал, в кого вляпался.

    4. Don Kapada

      Любомудрый дон Сёма,
      За трапезой мой письмоводитель огласил Ваше новое послание. Как я, так и мои гости-вассалы, все мы усладились Вашим изящным стилем и подняли бокалы отборного Ируканского за скорейшее избавление Вас от всех напастей и невзгод. Я отдельно приветствую Вашу хвалу в адрес благородной доны Сони. В обществе, при дворе, давно толковали о Вашем внимательном, и даже неравнодушном к ней отношении. Должен признаться, я тоже отношу себя к числу поклонников литературных талантов доны Сони. Возможно, на следующем рыцарском турнире, нам посчастливится сразиться в честь этой благородной дамы?
      Дай Вам Б-г и государь всего, что Вы заслужили, дон Сёма!
      Ваш Don Kapada

  10. Шмуэль

    Опять мой отзыв под статьёй этого автора первый и, думаю, что не последний.
    Честно говоря удивился теме статьи, не думал, что средневековая Испания входит в круг ваших, уважаемый, автор, интересов. Удивился и прочел с колоссальным интересом, ведь тема мне совершенно не знакомая.
    Хотя содержание статьи и не совсем соответствует её названию.
    И ещё, признаться удивлён, что представляя ваши политические взгляды, вы заинтересовались книгой отца Нетаньягу.
    Буду ждать окончания статьи.
    Ещё раз спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.