©"Заметки по еврейской истории"
  июль 2024 года

Loading

Для российского еврейства это были тяжелейшие времена — в царствование Николая 1 десятки тысяч еврейских мальчиков в возрасте 8-12 лет были насильно вырваны из еврейской среды и сданы в кантонисты — малолетние солдаты. Их угоняли из родных местечек в глубь России, где в кантонистских батальонах еврейских детей жесточайшими пытками и истязаниями пытались склонить к измене своему народу и вере путем принятия православия.

Александр Шульман

ЕВРЕЙСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЗАГОВОРИЛИ: РЕКОНСТРУКЦИЯ БИОГРАФИЙ

Александр Шульман«Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти». Эти слова Альбрехта Дюрера относятся и к работам живописцев и фотомастеров, оставивших нам портреты людей неизвестных и незнатных, чьи биографии не прослеживаются в аристократических родословных.

О старом еврейском солдате Илье-Лейбе Ицковиче и речном надсмотрщике Пинхасе Карлинском, изображенных на портретах замечательного еврейского художника Юделя Пэна и известного русского фотомастера С.М. Прокудина-Горского в начале прошлого века, сегодня ничего неизвестно, кроме имен, оставленных авторами в названиях своих работ.

Однако портрет неизвестного может «заговорить» благодаря тщательно выписанным рукой художника или зафиксированным фотоаппаратом деталям — атрибутам и одежде портретируемого и многое рассказать об этом человеке. Детали портрета становятся свидетельствами эпохи, они хранят память прошлого, места и времени. По этим, не бросающимся на первый взгляд подробностям, можно произвести своеобразную реконструкцию биографии человека, изображенного на портрете.

Старый еврейский солдат Илья-Лейб Ицкович

Эта картина замечательного еврейского художника Юделя Пэна (1854-1937) названа автором «Солдат старой гвардии (Илья-Лейб Ицкович)»

О воине, изображенном на картине, практически ничего не известно. В каталоге работ Юделя Пэна об этой картине говорится лишь: «Описание этой работы отсутствует».

На помощь в реконструкции биографии человека с портрета приходит военная атрибутика и тогда тайна жизни неизвестного может раскрыться через форму, армейские знаки различия и награды военного ветерана, тщательно изображенные художником.

Старый еврейский солдат Илья-Лейб Ицкович

Старый еврейский солдат Илья-Лейб Ицкович

Первое, что бросается в глаза — это фуражка, на белом околыше которой под кокардой находится номер полка, в котором служил Илья-Лейб Ицкович

«163» — это 163-ый пехотный Ленкоранско-Нашебургский полк, с первого июля 1903 года расквартированный в Витебске — родном городе художника Пэна и, вероятно, еврейского солдата Ильи-Лейбы Ицковича

Описание боевого пути этого полка поможет восстановить подробности многолетней службы старого солдата

По данным Википедии, 163-ый пехотный Нашебургский полк был сформирован на Кавказе 1 августа 1874 г. из четвёртых батальонов 20-й пехотной дивизии, причём батальоны составились: 1-й — из батальона 77-го пехотного Тенгинского, 2-й — из батальона 78-го пехотного Навагинского, 3-й — из батальона 79-го пехотного Куринского и 4-й — из батальона 80-го пехотного Кабардинского полков.

Боевое крещение Нашебургский полк получил в русско-турецкую войну 1877—1878 гг., участвуя в военных действях в Пририонском крае. Находясь в составе Кобулетского отряда генерала Оклобжио, нашебургцы перешли 12 апреля через р. Чолок и, после авангардного дела у Муха-Эстапе, участвовали 29 апреля во взятии Хуцубанских высот.

16 мая 1877 г. полк переправился через р. Кинтриши и занял высоты Сальба. 11 июня он участвовал в неудачной атаке турецкого укреплённого лагеря на Цихидзирских высотах. На другой день нашебургцы 9 часов геройски отбивались штыками от турок. К 18 июня весь отряд сосредоточился на прежней позиции Муха-Эстапе. 15 ноября полк участвовал в занятии Хуцубанских высот, а 18 января 1878 г. — в атаке Цихидзирской позиции.

В этих боях в рядах своего полка сражался и еврейский солдат Илья-Лейб Ицкович. Боевой путь полка раскрывает подробности армейской службы еврейского солдата Ильи-Лейбы Ицковича. В рядах своего полка он мог участвовать в покорении Чечни и Дагестана и в русско-турецкой войне в Закавказье в 1877 — 1878 гг., что находит подтверждение в боевых наградах ветерана, о которых я расскажу ниже.

В 1883 г. полк был переведён в Европейскую Россию. 25 марта 1891 г. полку повелено именоваться 163-м пехотным Ленкоранско-Нашебургским полком, за заслуги в войнах на Кавказе и для сохранения в русской армии памяти покрывшего себя боевой славой Нашебургского пехотного полка.

В каждой пехотной дивизии первый полк имел красный, второй — синий, третий — белый, четвёртый — чёрный (тёмно-зелёный) околыши фуражек, первые два полка — красные, а вторые два полка (вторая бригада) — синие погоны.

На портрете изображены белый околыш фуражки и синие погоны. Значит, Илья-Лейб Ицкович служил во 2-ой бригаде 41-ой пехотной дивизии.

2-ая бригада 41-ой пехотной дивизии, в составе которой был 163-ый пехотный Ленкоранско-Нашебургский полк, в котором служил Илья-Лейб Ицкович, была расквартирована в Витебске с 1903 года по 1913 год, когда она была переведена в город Симбирск. (по информации портала Офицеры РИА — база данных и фотоархив офицеров и формирований Русской Императорской Армии)

Только Во время русско-японской войны Ленкоранско-Нашебургский полк был мобилизован и, после Высочайшего смотра в Витебске 30 октября 1904 г., отправлен на Дальний Восток. По окончании Русско-японской войны полк вернулся в Витебск (15 июня 1906).

Цветной (белый) околыш фуражки говорит, что картина была написана не позднее 1907г. — в этом году произошло реформирование военного обмундирования, вводился обязательный цвет хаки полевой формы, в т.ч. и фуражек.

Эти даты позволяют примерно идентифицировать время написания картины — не ранее июля 1903 года и не позднее 1907 года.

Многое могут рассказать погоны на шинели Ильи-Лейб Ицковича.

На синем погоне — два галуна, поперечный сплошной галун, указывающий на то, что Илья-Лейб Ицкович был фельдфебелем ротным, или батальонным. Продольный узкий галун (басон) указывает на то, что звание у него было выше фельдфебельского — подпрапорщик на должности фельфебеля.

Узкий басон на погоне также может указывать на то, что подпрапорщик Илья-Лейб Ицкович мог быть фельдфебелем полковой команды разведчиков.

Дополнить информацию о прохождениии сверхсрочной военной службы подпрапорщика-фельдфебеля Ильи-Лейбы Ицковича могут шевроны (или углы) на левом рукаве шинели.

Согласно «Положению о нижних чинах унтер-офицерского звания, остающихся добровольно на сверхсрочной действительной службе» награждение шевронами сверхсрочнослужащих нижних чинов, занимающих должности фельдфебелей (вахмистров) и взводных унтер-офицеров (фейерверкеров) строевых рот, эскадронов, батарей производилось:

Узкий золотой — после 4 лет беспорочной сверхсрочной службы.

Широкий золотой — после 6 лет беспорочной сверхсрочной службы.

Узкий серебряный — при поступлении на сверхсрочную службу.

Широкий серебряный — после 2 лет беспорочной сверхсрочной службы.

На левом рукаве шинели подпрапорщика-фельдфебеля Ильи-Лейбы Ицковича вшиты все эти шевроны — узкий и широкий золотые и узкий и широкий серебрянные.

Значит, стаж суровой сверхсрочной службы у него составляет как минимум 12 лет.

Перейду к наградам.

Первое, что бросается в глаза — золотая медаль на шее нашего героя и серебряные медали, пропущенные через петлицу. Это шейная золотая медаль «За усердие» и шейная серебряная медаль «За усердие».

Золотая шейная медаль «ЗА УСЕРДIЕ» — весьма почетная награда. Ею награждались нижние воинские чины за многолетнюю сверхсрочную службу.

Медаль «ЗА УСЕРДIЕ» имела две степени отличия — золотую и серебряную, ношение осуществлялось на шее и груди соответственно. Награждение медалью осуществлялось последовательно: от серебряной нагрудной до шейной золотой.

Шейными серебряными медалями на Станиславской ленте награждались сверхсрочные нижние чины 1-го и 2-го разрядов, прослужившие 3 года, а на Аннинской ленте — за 10-летнюю сверхсрочную службу.

С 1866 года золотой шейной медалью «За усердие» стали награждать после непрерывной двадцатилетней (золотой) сверхсрочной службы.

Значит, срок безупречной сверхсрочной службы еврейского солдата Ильи-Лейбы Ицковича составлял как минимум 20 лет.

На груди подпрапорщика на должности фельдфебеля Ильи-Лейбы Ицковича — три медали.

Крайняя слева медаль с красным крестом — Знак отличия ордена Св. Анны.

В статуте этой медали приводятся следующие заслуги, дающие право на получение этой награды: 1) особые подвиги, последствием коих была очевидная польза правительства; 2) поимка важного государственного преступника; 3) открытие важных сведений, до правительства относящихся, и 4) особенные подвиги самоотвержения, совершенные с опасностию жизни.

Этим знаком отличия награждались унтер-офицеры за 10 лет сверхсрочной беспорочной службы в строевых частях в должностях фельдфебелей, вахмистров и старших унтер-офицеров строевых рот, эскадронов или батарей.

Остальные медали не просматриваются четко. Но по орденским лентам и едва видным изображениям на медалях, можно предположить, что это могут быть медаль «За покорение Чечни и Дагестана» и медаль «За покорение Западного Кавказа».

Этими медалями награждались все чины армии, в том числе генералы, офицеры, нижние чины, как строевые, так и нестроевые, участвовавшие в боевых действиях в Чечне, Дагестане и Западном Кавказе.

Еще одну награду можно опознать как медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878». Ею награждались военные всех званий, участвовавшие хотя бы в одном из сражений против врага в ходе войны с 1877 по 1878 год, в том числе в ходе подавления восстаний на Северном Кавказе и в ходе боевых действий против десанта черкесов в Абхазии.

Подведем итоги нашего анализа изображенного на картине Юделя Пэна:

На картине изображен суровый еврейский воин-ветеран, подпрапорщик на должности фельдфебеля роты или батальона. Это высшее звание, доступное еврею тогда в русской армии.

За его плечами 25 лет срочной солдатской службы и, как минимум — 20 безупречной сверхсрочной службы. Возможно, он начинал армейскую службу еврейским кантонистом — мальчиком 8-12 лет.

За безупречную службу и отвагу, проявленную в колониальных войнах России на Кавказе он награжден пятью наградами.

Во время написания картины, которую можно датировать не позднее 1907 года, подпрапорщик на фельдфебельской должности Илья-Лейб Ицкович проходил службу в Витебске в 163-ем пехотном Ленкоранско-Нашебургском полку или вышел в отставку с правом ношения воинской формы. Так что все становится на свои места — еврейский художник Юдель Пэн жил и творил в Витебске в это время. Там, судя по всему, и состоялась встреча художника с героем его картины.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска Пинхус Карлинский

В июне 1909 года известный фотограф С.М. Прокудин-Горский по приглашению Министерства путей сообщения отправился в путешествие по Мариинской водной системе, связывающей верхнюю Волгу и Неву — намечался 200-летний юбилей строительства этого водного пути и чиновники готовили альбом с видами северных каналов и гидротехнических сооружений.

Среди множества фотографий С.М. Прокудина-Горского во время этого путешествия, мое внимание привлек один снимок, сделанный на Староладожском канале в 20 верстах от г. Новая Ладога.

Авторская подпись этой фотографии «Пинхус Карлинский. 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска. [1909 год]»

Этикетка с подписью с выставки цифровой копии в «Империи, которая была Россией» (2001). Транспорт: Портрет Пинхуса Карлинского, 84 года. Пинхус Карлинский, начальник Черниговского шлюза, стоит у паромной переправы Мариинского канала в северной части Европейской России. В фотоальбоме поездки по системе каналов Прокудин-Горский отметил, что Карлинскому восемьдесят четыре года, и он прослужил шестьдесят шесть лет. Система каналов, известная сегодня как Волго-Балтийский водный путь, была построена для того, чтобы соединить обширную речную систему Волги и ее притоков и обеспечить доступ из внутренних районов европейской части России к Балтийскому морю.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска Пинхус Карлинский

Надсмотрщик Черниговского водоспуска Пинхус Карлинский

Фотография сохранила облик этого еврейского труженика. На нем старая потертая черная шинель нижнего чина ведомства путей сообщения. На фуражке и шинельных петлицах путейские эмблемы — скрещенные топор и молот. Зеленый пояс также являлся принадлежностью обмундирования нижних чинов этого ведомства.

На левой стороне солдатской шинели можно заметить дырку, через которую на шинель некогда крепилась массивная металлическая нагрудная бляха. Такой знак отличия полагался нижним чинам путейского ведомства, отвечавшим за обслуживание гидротехнических сооружений, таких как шлюзы, плотины, обстановочные знаки. Судя по всему, отставной солдат донашивал свою старую ведомственную шинель.

Об этих беззаветных тружениках говорится в материалах съезда деятелей пути речного транспорта, состоявшемся в 1923 году:

«… в дореволюционное время служили по большей части старые, опытные в этом деле люди, которые приобрели громадный навык в деле, дорожили этой службой и, получая небольшое вознаграждение (10-20 руб в месяц) самоотверженно несли свою трудную службу, с риском для жизни держали в исправности обстановку»

Судя по отсутствию нагрудной бляхи, Пинхус Карлинский уже вышел в отставку, но продолжает по старой памяти объезжать на плоту некогда вверенную его попечению плотину — привык за долгие годы безупречной службы. И жил в глубокой старости он где-то рядом с плотиной.

О жизни Пинхуса Карлинского ничего не известно. Попробую разобраться в биографии этого еврейского труженика, прожившего жизнь в медвежьем углу северной России.

В фотоальбоме с фотографиями системы каналов Прокудин–Горский записал, что Карлинскому было восемьдесят четыре года и он находился на службе шестьдесят шесть лет. Значит, год рождения — 1825, а солдатскую службу он начал в возрасте восемнадцати лет в 1843 г.

Для российского еврейства это были тяжелейшие времена — в царствование Николая 1 десятки тысяч еврейских мальчиков в возрасте 8-12 лет были насильно вырваны из еврейской среды и сданы в кантонисты — малолетние солдаты. Их угоняли из родных местечек в глубь России, где в кантонистских батальонах еврейских детей жесточайшими пытками и истязаниями пытались склонить к измене своему народу и вере путем принятия православия. Тысячи еврейских детей приняли мученическую смерть в кантонистских батальонах, но сохранили верность своему народу.

Тех же детей, которых удалось сломить, крестили, давали православные имена и фамилии и они навсегда исчезали в русском окружении.

По тому, что Пинхус Карлинский сохранил свои еврейские имя и фамилию, его не удалось сломить и он остался верен еврейству.

Судя по фамилии, корни Пинхуса Карлинского можно искать в местечке Карлин, что находилось неподалеку от Пинска, города в черте оседлости в белорусском Полесье на реке Припять.

Само местечко Карлин отмечено в еврейской истории. Одним из самых известных носителей этой фамилии считается хасидский цадик и ребе Аhарон Карлинский (1736-1772).

В течение долгих лет возглавлял общину г. Карлина Яаков бар Аарон Брухин (р. Яаков из Карлина/1788-1845/ гг.)

В годы рекрутских наборов, когда еврейских детей принудительно угоняли в кантонистские батальоны, р. Яаков боролся с произволом властей.

На сайте toldot.com рассказывается о такой истории. Однажды во время молитвы в синагогу ворвалась рыдающая женщина, у которой включили в рекрутские списки сына — ее единственного ребенка, вообще не подлежащего призыву. Пробужденные словами раввина все молящиеся направились на призывной пункт, взломали двери и отпустили на свободу нескольких несправедливо призванных мальчиков.

Из Карлина путь еврейского мальчика Пинхуса Карлинского, угнанного в кантонисты, мог лежать на север России — в Архангельск или Псков, где стояли полубатальоны кантонистов. Именно туда направляли еврейских детей из западных губерний.

Страшен был путь еврейских детей, угоняемых в кантонистские батальоны:

«Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми-девятилетнего возраста. Во флот, что ли, набирают — не знаю. Сначала велели их гнать в Пермь, да вышла перемена. Гоним в Казань. Я их принял верст за сто; офицер, что сдавал, говорил: „Беда, да и только, треть осталась на дороге, — и офицер показал пальцем в землю. — Половина не дойдет до назначения“, — добавил он. — Повальные болезни, что ли? — спросил я, потрясенный до внутренностей. — Нет, не то чтоб повальные, а так мрут, как мухи: жиденок, знаете, эдакой чахлый, тщедушный, словно кошка ободранная, не привык часов десять месить грязь да есть сухари, — опять чужие люди, ни отца, ни матери, ни баловства; ну, покашляет, покашляет, да в Могилев (то есть: „в могилу“)».

«Привели малюток и построили в правильный фронт; это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал, бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати лет еще кой-как держались, но малютки восьми, десяти лет… Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст. Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких, толстых солдатских шинелях с стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо ровнявших их; белые губы, синие круги под глазами показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети без уходу, без ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого океана, шли в могилу. Я взял офицера за руку и, сказав: «поберегите их», бросился в коляску. Мне хотелось рыдать. Я чувствовал, что не удержусь…» (Герцен. «Былое и думы»)

Еврейские дети-кантонисты подвергались жестоким пыткам в кантонистских батальонах с целью склонить их к отказу от еврейской веры и к переходу в православие. Тем из них, кого властям удавалось склонить к крещению, давались русские имена и фамилии.

То, что Пинхас Карлинский сохранил свое еврейское имя означает, что его не сломили жестокие пытки и он остался верен еврейству.

В 18 лет кантонисты переходили на службу в армию в, частности, в военно-строительные роты в составе округов путей сообщения. Срок службы был определен им в 25 лет, время пребывания в кантонистских батальонах в этот срок не засчитывался.

Судя по месту съемки — Староладожскому каналу, указанному фотографом С.М.Прокудиным-Горским, солдатская служба Пинхаса Карлинского проходила в военно-строительных ротах II-го и I-го (Санкт-Петербургского) округов путей сообщения, занимавшихся строительством, эксплуатацией и охраной системы водных сообщений с реками, каналами, шлюзами, плотинами, водохранилищами и судоходством по водным путям Севера России.

Староладожский канал был прорыт по указанию Петра I в 1730 г. на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Он стал частью Вышневолоцкого водного пути, вступившего в строй в 1709 г. Сооружение его было вызвано тем, что Ладожское озеро часто штормило, и многие речные суда терпели аварии.

Вторая часть канала, которая тянется в обход Ладожского озера, между реками Волхов и Сясь, была построена в 1766-1802 гг. А третью — от устья Сясь до устья реки Свирь — построили в 1802-1810 гг. вместе с Мариинской системой.

II-ой округ путей сообщения включал Олонецкую, части Ярославской, Тверской, Новгородской и Санкт-Петербургской губерний. Округу принадлежала, в частности, система внутреннего судоходства Мариинского канала от реки Волги до Ладожского озера с озерами, реками, гидротехническими сооружениями, мостами, бечевниками. Управлял округом начальник, местонахождением которого был г. Вытегра.

В документах Петрозаводской еврейской религиозной общины имеются свидетельства того, что уже в 1845-1846 гг. в г.Вытегре в расквартированном там 2-м округе путей сообщения среди нижних чинов «было довольно значительное число» евреев. Для этих солдат тогда же за городом «на бичевнике реки Вытегры» с разрешения начальника дистанции, в которой служили эти солдаты, была устроена для них молельня.

В 1859 г. командир батальона в рапорте губернатору писал: «В настоящее время во вверенном мне батальоне простирается военнослужащих евреев, кроме их жен и детей, сблизительно до 200 человек».

За плечами каждого еврейского солдата — многие годы солдатской службы. В фондах Национального архива РК сохранились «Списки Петрозаводского губернского батальона нижним чинам еврейского закона», из которых следует, что к 1867 г., к тому времени, когда появился закон, разрешающий отставным и бессрочноотпускным солдатам евреям жить повсеместно в России, среди солдат батальона были такие, что прослужили в русской армии по 12, 15, 18 лет.

Среди них немало удостоенных медали на Владимирской ленте за участие в войне 1853-1856 гг.

Почти все они вступили в службу из батальонов военных кантонистов, куда попадали еще в детском возрасте.

За долгие годы военной службы, у еврейских солдат разрывались связи с родными и близкими, оставшимися в далеких краях черты оседлости. Возвращаться им было некуда.

Для Пинхуса Карлинского, многие годы прослужившего в армии, важное значение имел закон от 25 июня 1867 г. об устройстве отставных и бессрочноотпускных нижних чинов. Этот закон давал право отслужившим в армии солдатам евреям не только жить там, где они пожелают, то есть и вне черты оседлости, но и право приписываться с женами и детьми повсеместно в число городских сословий — в мещанство и купечество.

В Национальном архиве Карелии сохранились документы о приписке отслуживших в русской армии свои 12-20-летние сроки евреев к числу городских сословий Петрозаводска. В основном это происходило в 1869-1875 гг. В первую очередь приписывались солдаты из числа отставных и бессрочноотпускных солдат Петрозаводского батальона. Каждый такой отпускной солдат получал особый паспорт или «билет», дающий ему право жить, где он пожелает.

Впоследствии обязательный труд нижних чинов военно-рабочих рот был заменен вольнонаемным. Судя по всему, именно тогда уволенный из армии Пинхус Карлинский окончательно осел в северных краях и получил работу смотрителя Черниговского водоспуска Староладожского канала.

Этой работе он отдал десятки лет своей жизни.

Его образ сохранила нам фотография С.М. Прокудина-Горского.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.