©"Заметки по еврейской истории"
    года

 1,716 total views,  4 views today

Человек стал рабом общества, а теперь еще и гаджетов. Была бы шея, хомут всегда найдется. Экологическая катастрофа заставит нас пересмотреть отношения с природой? Возможно. Но почему же от «зеленого движения» за версту несет антисемитизмом и ненавистью к Израилю? Почему ХАМАС, опоганивший Газу и создавший на ее территории тюрьму-помойку, природолюбцам-зеленым ближе евреев, напоивших пустыню и превративших свою страну в цветущий сад?

Эдуард Бормашенко

СЫРОЕ И ПРИГОТОВЛЕННОЕ

«Так вот она, гармония природы…
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее».

Николай Заболоцкий, «Лодейников»

Эпидемия коронавируса заметно ободрила, оживила, гальванизировала борцов с современной медициной, противников прививок, вегетарианцев, веганов, активистов сыроедения и сторонников природного образа жизни. Этих очаровательных сектантов легко распознаешь по просветленному постными диетами и голоданием взгляду, твердеющему, застывающему и стекленеющему, когда речь идет о врачах, фармацевтах и прочих пособниках дьявола. Сектантов безошибочно выделяет непогрешимое знание о том, где именно обитают Сатана и его вездесущие слуги. Это знание невероятно упрощает мир, а значит делает его осмысленным. Я симпатизирую сектантам. Непробиваемый нон-конформизм, страсть писать по линованной бумаге поперек, воля, терпение, готовность пострадать за веру, — вот качества, приводящие в секту. А это ведь не худшие человеческие качества.

Врачи и ученые, говоря о вирусах, печально разводят руками и честно говорят, что лекарств от них нет. Несмотря на все успехи науки, люди продолжают умирать (неслыханное повышение средней продолжительности жизни, — не в счет), на города наступают зловонные терриконы отходов и мусора, у морского побережья вместо русалок плещутся пластиковые пакеты и нефтяные пятна, в небесах вместо пухлых, улыбчивых ангелов и злобных джиннов резвятся расползающиеся конденсационные следы, оставляемые самолетами. Как же не завестись сектантам, отождествляющим цивилизацию и мировое зло? Раскассировав идолов цивилизации, необходимо обзавестись Божеством; идолом веганов и борцов с прививками является Природа, Природа с придыханием и с большой буквы. Идеи Руссо переживают ослепительный ренессанс.

Я не собираюсь писать диссертацию о современном природо-поклонничестве, представляющем собою составную часть глобального восстания против разума и ratio. Но наличное языческое воцарение Природы-матери может быть осмыслено; предметом философского осмысления может быть все, что угодно, им может стать и страстная борьба с прививками, таблетками и удобрениями.

* * *

Остановимся только на одной стороне дела: феномен человека, человеческое в человеке — не есть часть природы. Природа — великолепно равнодушна, беспощадна и бессмысленна; лучше Тютчева не скажешь:

«Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной».

Гармонии природы равно дороги Моцарт, коронавирус и опарыши. Перед ее величием и само-согласованностью можно в трепете застыть, но смыслы искать в ней не следует. А человек — существо, ищущее смысл. Физик, химик и биолог не озабочены вопросом: «зачем?»; они счастливы, если им удается ответить на скромные: «как?» и «почему?». Человек, феномен человека, возникал в медленной, упорной, жертвенной борьбе с природой. Как говорил Мераб Мамардашивили «все, что в нас есть человеческого, — не наши свойства, а продукт цивилизации, которая сравнима с обработанной землей… Та земля, на которой, что-то вырастает, — она продукт культуры и вырастает по сантиметру, медленно, но его легко разрушить. Это культурный пласт земли, на котором растут персики, виноград. На скалах они не растут. Если ты хочешь, чтобы росло, — приложи усилие» (М. Мамардашивили, «Лекции о Прусте»). Ни доброты, ни милосердия в природе — нет. Сними с человека тонкую пленку цивилизованности и обнажится вольготно под ней рассевшийся и ждущий своего часа хам и хищник. Но никакой спокойный разговор в разумном поле с вегетарианцами и борцами с прививками невозможен.

Я приведу один пример: объектом священной ярости природо-поклонников являются генетически модифицированные продукты; сектанты совершенно искренне веруют в то, что, если съесть генетически модифицированное яблоко или помидор, тебя и твое потомство в худшем случае до седьмого колена настигнет рак, а в лучшем, у вкусившего от плодов генетики вырастет хвост. Им невдомек, что столь любимые ими «природные» яблоки, груши и персики — продукт генной модификации, селекции произведенной нашими талантливыми, наблюдательными предками, интуитивно шедшими к сочетанию генов, обеспечивающему изумительные вкус и запах. Возьмем пшеницу: «пшеница была одним из первых одомашненных злаков, её культивировали ещё в самом начале неолитической революции. Можно с уверенностью утверждать, что древние люди могли использовать в пищу дикорастущую пшеницу, однако особенность дикой пшеницы — её зёрна осыпаются сразу же после созревания, и их невозможно собрать. Вероятно, по этой причине древние люди использовали в пищу незрелые зёрна. Напротив, зёрна культурной пшеницы держатся в колосе до тех пор, пока не будут выбиты при обмолоте. Анализ древних колосков, найденных археологами, показывает, что в период от 10 200 до 6500 лет назад пшеница была постепенно одомашнена — постепенно повышался процент зёрен, несущих ген, дающий устойчивость к осыпанию» (Википедия). Если бы несчастные борцы с генетической модификацией знали, сколько генетически модифицированного хлеба (а иного — нет), они съели за свою жизнь, они бы немедленно отдали богу-природе свои оскверненные селекционерами души. Переход к выпечке хлеба и замена сырых продуктов вареными, приготовленными были важнейшими этапами в очеловечивании человека. Так говорят антропологи. Но об этом говорит и Талмуд: переход от материнского молока к хлебу, важнейший этап в необратимом становлении человека. Пока дитя не поело хлеба, оно еще и не вполне человек.

Пластиковый, компьютерный, гаджетный мир — и есть природная среда современного человека. Иного он не знает. Оторвешь его от этой среды, — будет смерть. Я знаю людей, искреннее проповедующих возврат к старым добрым навыкам и умениям, и строящих свои деревянные дома топором и рубанком. Но вот чего я никогда не мог понять: чем топор принципиально лучше трехмерного принтера? Животные ведь ни топором, ни рубанком не пользуются, как-то обходятся. Топор, плуг, ухват, серп и колесо — точно такие же производные человеческого гения, как смартфон, томограф и компьютер. Зачем же останавливаться на топоре?

Так ли уж нов наш дивный, новый мир? «Сейчас говорят, что такой глобальной угрозы, как атомная война, не было ни в какие эпохи. Но забывают, что, была, например, чума XIV века, от которой вымерла половина Европы, а могла бы вымереть и другая половина, так что принципиальной разницы между прежними и нынешними опасностями нет. Раве что прежние опасности грозили человечеству от природы, а новые — от общества и из того, что этим обществом сделано… В одиночку человек противостоять природе не мог, и организовывался против нее в общество. В XVIII веке стало ясно, что в борьбе с природой человек победил. (Сперва казалось, что даже победил в одиночку; был создан образ Робинзона Крузо). Потом обнаружилось, что же это значит: перестав быть рабом природы, человек стал рабом общества, только и всего. С тех пор главной заботой человечества стала борьба за выживание личности в обществе. Так до сегодняшних дней, пока опасность экологической катастрофы на заставит опять сосредоточиться на наших отношениях с природой». (М. Л. Гаспаров, «Золотая Рамка»).

Человек стал рабом общества, а теперь еще и гаджетов. Была бы шея, хомут всегда найдется. Экологическая катастрофа заставит нас пересмотреть отношения с природой? Возможно. Но почему же от «зеленого движения» за версту несет антисемитизмом и ненавистью к Израилю? Почему ХАМАС, опоганивший Газу и создавший на ее территории тюрьму-помойку, природолюбцам-зеленым ближе евреев, напоивших пустыню и превративших свою страну в цветущий сад? Ответить на этот вопрос не так сложно: основная еврейская идея — выделенность, отделенность, инаковость, добровольное и свободное изгойство. Все лево-зеленое поклоняется равному, общему и обобществленному. Договориться здесь невозможно.

Пластиковый мир омерзителен? Верно. Я тоже предпочитаю лес городской свалке. Но жить в лесу не могу и не умею. Я там сдохну, хорошо, если через месяц, а то и через неделю.

* * *

Почему же настало время веганов? Об этом много и плодотворно думал Александр Воронель («Смердяков — философ современности»). Ну, во-первых, наше сознание — не одномерно, и под тонким слоем монотеистического разума, вполне от него поблизости, залегают неустранимые, тысячелетние, мифологические, шаманские верования. Кризис традиционных религий и утрата доверия к институтам демократических обществ дают прорваться вполне языческим представлениям, среди которых тоска по утраченной гармонии с природой прорывается первой. Была ли, она когда-нибудь, эта гармония? Это — неважно. Это тоска вполне родственна ностальгии. Я прекрасно знаю, что дивного, светлого, доброго СССР моего детства, самой читающей страны мира, свободной от гнусной власти денег, никогда не было. Но моей ностальгии это ничуть не мешает.

Но дело не только в этом. Отрицатели коронавируса и борцы за природные продукты получают в награду осмысленность жизни, сектантскую теплоту общения и взаимопонимания, а их заменить нельзя ничем. У сектантов невероятно сужается умственный кругозор? Их перестает интересовать, что-либо вне их заужено-сектантских интересов? И это справедливо. Но именно эта ограниченность интеллектуального горизонта обеспечивает им осмысленность жизни. Мир интернета доставляет нам несчетное количество битов информации, по которой мы равнодушно, тупо, холодно скользим взглядом. Бесконечное расширение информационного поля делает его бессмысленным. Выделяя из равнодушного общего потока информации темы, интересные мне и моим единомышленникам, я создаю осмысленное поле общения.

* * *

Невероятные успехи вакцинации в Израиле — могли бы убедить отрицателей коронавируса и природо-поклонников пересмотреть свои взгляды (замечу в скобках, что роль Биньямина Натанияху в этой победе над заразой невозможно переоценить). Но этого, разумеется, не произошло. Сектанты стали еще более крепки в своей вере. Ибо вера не фактами порождается, и не фактам ее опровергнуть. Мне иногда кажется, что заповедь «не сотвори себе кумира», — самая сложная для исполнения из всего Декалога. Я знал много людей никогда не желавших ни дома ближнего своего, ни жены ближнего, ни раба, ни рабыни, ни вола, ни осла. Но я почти не знал людей, избежавших соблазна создать себе объект поклонения, ибо эта потребность лежит в основе феномена человека. «Мне надо на кого-нибудь молиться»… У нас на глазах на недолго пустовавший пьедестал вернулась природа.

Share

Эдуард Бормашенко: Сырое и приготовленное: 10 комментариев

  1. Виталий Челышев

    Уважаемый Эдуард Юрьевич!
    Со многими тезисами Вашей публикации согласен, со многими — нет. С чем согласен? А с тем, что катастрофизм непродуктивен. Как был непродуктивен луддизм. Как были непродуктивны партизанские действия переписчиков, часто поджигавших или громивших типографии. В России после такого поджога и разгрома Иван Фёдоров бежал сначала в Литву, а потом на Украину, да и там существовал благодаря поддержке местного влиятельного мецената. Сам я — член Российского и Международного Социально-экологического союза, который, надеюсь, Вы не считаете сектой и в котором точно не знаю ни одного антисемита. Зато в СоЭС много учёных, много кандидатов и докторов наук, много и активистов. СоЭС не плодил сташилок, хотя некоторые активисты в 90-е будто соревновались, называя свои территории худшими. Всё это относительно. Таких, безусловно тяжёлых территорий в бывшем СССР было много. В принципе, именно по таким территориям я и знал страну, выезжая то по всему «Чернобыльскому маршруту», то в Казахстан на бериллиевую катастрофу, то на Арал (понятно, зачем), то в Горловку (отравление шахтёров — как выяснилось, отходами производства динамитного завода), то в Енакиево (ИМХО — на тот момент реально самый ужасный в экологическом плане из виденных мною городов, хотя сам я, к слову, родом из Запорожья, где, как Вы понимаете не сахар, и у маленькой тогда дочки моей при выезде на море оказалась аллергия на кислород). Я возглавлял подкомитет экологических проблем промкомплекса СССР в Комитете по экологии Верховного Совета СССР — отсюда такие экзотические поездки.
    Так вот, в нашей *секте* СоЭС и МСоЭС на страшилках никто не зацикливался. Была большая международная дискуссия по вопросам ГМО, но я здесь слушал, а не говорил, иногда задавая вопросы (ни разу не специалист). А после письма 107 нобелевских лауреатов в защиту ГМО положился на их авторитет и этой темой пока не интересуюсь.
    Вы пишете: *Пластиковый, компьютерный, гаджетный мир — и есть природная среда современного человека. Иного он не знает. Оторвешь его от этой среды, — будет смерть.*
    И здесь могу согласиться, останавливаясь на той границе, на которой останавливаетесь, вероятрно, и Вы. Почему не доверять человеку, чья докторская была посвящена пластикам? (*Разработка технологии переработки отходов термопластов в изделия при низких давлениях*). Нормально. Вы и боролись с тем пластиковым мусором с помощью предложенной Вами переработки. Просто производителей пластика намного больше, чем тех, кто пытается заниматься его утилизацией и переработкой. И здесь я готов более внимательно отнестись к заявлению Greenpeace, чем к их позиции по ГМО. *Микропластик обнаружили на Эвересте, на дне Марианской впадины, в Арктике, в рыбе, соли, морской и пресной воде, пиве, моллюсках. И в человеческом теле. Ежедневно мы вдыхаем микропластик, едим его и пьём, и в результате в организм попадает 5 грамм микропластика в неделю, а в год — около 250 грамм.*
    Цифры могут показаться алармистскими, можете произвольно или со знанием дела уменьшить их. Но наполнение организмов микро- и (по другим источникам) нанопластиком — тоже факт, который сбрасывать со счетов нельзя.
    Вы пишете: *Пластиковый мир омерзителен? Верно. Я тоже предпочитаю лес городской свалке. Но жить в лесу не могу и не умею. Я там сдохну, хорошо, если через месяц, а то и через неделю.*
    Я вот тоже предпочитаю город, но есть причины, по которым вынужден жить литние месяцы практически в лесу. Тоже думал, что сдохну. Не сдох, но и не привык. Кто-то в лесу думает лучше, я — точно хуже.
    Что же касается ковид-диссидентов, то причин для их появления много (чтобы не было вопросов, я привит от короновируса полностью). Первая и главная (ИМХО) — поверхностность образования, что является базой для самого махрового мракобесия. Даже специалист в одной области может быть круглым дураком в другой. И во время разговоров о вакцинации, о чипизации, о лабораторном происхождении любого вируса эти люди (иногда со званиями, но в других областях знания) запустили чисто психологический вирус паники. Сторонники теории заговора были очень раздосадованы, когда в СМИ появилось сообщение о найденных останках человека, умершего от СПИДа. Лабораторная версия отпадала. Я не исключаю, что случаи утечки вирусов из лабораторий теоретически могли быть. Но такими данными не располагаю. Вторая после конспирологии причина — недоверие населения к власти. Если власть что-то предлагает, да ещё и бесплатно, значит это не просто так. Если власти раздают уже подарки за прохождение вакцинации — это нбы ценуе просто так. Если власти назначили бы высокую цену за прохождение вакцинации и сказали бы, что на всех может не хватить, начали бы выстраиваться очереди за уколами. Если власти заявили бы, что не прошедшие вакцинацию (если нет медицинских противопоказаний) будут лишаться работы или у пенсионеров будут снижены пенсии до уровня нижней черты, или всем ковид-диссидентам грозит выселение в резервации (как в средние века было при чуме), все проклинали бы власти, но выстраивались бы в очереди. Народы, привыкшие к протестам, протестовали бы поначалу, но в итоге смирились бы. Есть и ещё одна причина, сложившаяся на базе всех предыдущих тезисов: недоверие собственно к науке. Интернет, в частности, — несомненное достижение науки, — создал бескрайние виртуальные мусорные свалки, наполненные наукообразной чушью.
    Я был на нескольких международных экологических конгрессах, и там случалось (для понтов, думаю) выводили на авансцену зелёненькой большой поляны, нескольких вполне себе театрализованных американских индейцев (вот в Зальцбурге так было — точно, но не только там) — и они проводили свои языческие обряды поклонения Матери-Земле на четыре стороны света. И читали какие-то молитвы. Да не против я, чтобы индейцы или наши шаманы в Бурятии или на Алтае, шаманили в своих коллективах. И к планете нашей я отношусь с почтением и благодарностью. Просто не стоит подвергать этим испытаниям людей, встречающихся ради науки и ради решения конкретных проблем.
    А настоящие экологи — не сектанты. Можно не обращать внимания на то, на что обращают внимание они, но от этого факты антропогенной деградации природы никуда не исчезнут. Вот собственно и всё, что я хотел сказать. Кстати, читать Ваш текст мне было интересно.

    1. Бормашенко

      Бормашенко — Виталию Челышеву.
      Во-первых, спасибо за отличный комментарий. Во-вторых, я с ним полностью согласен. К слову сказать, разработками в области переработки пластикового мусора в Израиле мне никого заинтересовать не удалось. Я стучался во все двери, государственные и частные, и не удалось. А знал я в этой области много. Пришлось вернуться к свой первой любви — физике. Эколога из меня не вышло, пришлось переквалифицироваться в физики. Конгрессы экологов, на которых мне довелось побывать, произвели крайне удручающее, тягостное впечателение. Может быть есть и другие. Не сподобился. Вообще, как кажется, нам есть о чем пообщаться. Лучше пишите мне, пожалуйста, на EMAIL: edward@ariel.ac.il
      Спасибо

  2. A.B.

    Э.B.- «Сектантов безошибочно выделяет непогрешимое знание о том, где именно обитают Сатана и его вездесущие слуги. Это знание невероятно упрощает мир, а значит делает его осмысленным…» — — Возможно, сектант и способен, но не желает осмысливать другие миры. У него уже есть билет-плацкарта в сектантский мир-вагон, где Моцарту нет места. Галилей, галилеянин ли, скрипя и обдирая кожу, продирается, но, как гадкий утёнок — в уголок. Он пригодится, при
    случае, если будет тихо бормотать на обочине про свои «вертится…» Никто и не услышит, кроме других утят.
    Все фантазии и полёты, инопланетяне, пришельцы, — на обочину их, чтобы не портили картину. У познавшего до конца непогрешимое знание своей секты, естественно, eсть свой КУмир. Самый-самый, непревзойдённый, уверенно считающий до трёх . Всё — на троих, а четвёртому не бывать, — не хватит 4-му.

  3. Benny B

    Нынешние природо-поклонники поклоняются НЕ природе (как пантеизм Спинозы), а своим довольно примитивным желаниям: их упорный игнор фактоов доказывает, что на природу в целом им как раз глубоко наплевать.

    Вместе с тем, в природе (окружающего мира и человека) объективно существуют законы, которые отвечают не только на вопросы «как?» и «почему?», но даже на вопросы «зачем?» и «какой смысл?». Это законы эволюционных процесов, которые очень сильно влияют и на развитие индивидуальной личности и на историческое развитие общества. А то, что автор назвал «феномен человека, человеческое в человеке (которое не есть часть природы)» — это очень во многом следует из этих процессов и дополняет их, используя человеческой разум и высшие потребности человека.

    Например, недавно в Гостевой (2021-06-10, посты 487 и 510) я популярно объяснял талмудическую логику «деления талита» и её связь с решением «парадокса шантажиста», за которое Исраэль-Роберт Ауман получил нобелевскую премию по экономике.
    Там из наблюдения за природой человека даётся ответ на вопросы «зачем?» и «какой смысл?»: чтобы эволюционно достигнуть максимум мира и сотрудничества между не-идеальными людьми с минимумом подавления их инициативы и свободы. Это верно для людей любой цивилизации и даже любого вида социальных животных.

  4. Mark

    Знаете, и мне смешны вопли об ужасах генной модификации. И все же, извините, ваша фраза «…Им невдомек, что столь любимые ими «природные» яблоки, груши и персики — продукт генной модификации, селекции произведенной…» — неверна. Термин «генная модификация», как правило, относится к молекулярно-генетическим изменениям организма, которые селекцией не добиться. Типа, в ДНК пшеницы вводится кусочек ДНК сосны. Селекция этого не умеет.

  5. Виктор Каган

    Всё так. Важно только с мутной водой этого мировоззренческого экстремизма (у него есть свои психологические и социально-психологические корни) не выплеснуть дитя заботы о себе и среде, в которой живём.

  6. Виталий 33

    Все так, глядя и с моей колокольни. Эволюции нет дела до наших приемов выживания, и нет на них ограничений. Обман, мошенничество, предательство, убийство ─ все годится, если это помогло добиться успеха, произвести и вырастить здоровое потомство. Надежда на обуздание неприятных, неприемлемых нами средств выживания оправдывается лишь в малой мере. Культура явно слаба, и при малейшей опасности почти всегда уступает инстинктам выживания.
    Светлана Алексиевич цитирует участницу войны в Афганистане.
    \»…когда начинается рукопашный бой, человек пропадает, остаётся некий биовид. Когда колют в глаза и в живот, когда не кричат, а мычат, когда работает только инстинкт — выясняется: мы припорошены культурой только слегка.\»

  7. Юрий Деген

    «Физик, химик и биолог не озабочены вопросом: «зачем?»; они счастливы, если им удается ответить на скромные: «как?» и «почему?»»
    Выдающийся физик, академик Соломон Исакович Пекарь, читавший нам квантовую механику, часто повторял: «Физика не отвечает на вопрос «почему?». Физика отвечает на вопрос «как?»»

  8. Элла Грайфер

    Спасибо. Я бы только немного уточнила: На пьедестал «вернулась» не реальная природа, но идол, выструганный руками человеческими.

Добавить комментарий для Элла Грайфер Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AlphaOmega Captcha Mathematica  –  Do the Math