©"Заметки по еврейской истории"
  май-июнь 2023 года

Loading

В российских университетах такого уровня, как ИТМО, есть преимущества в сравнении с американскими, по крайней мере, с юго-восточным Висконсином, где я живу. В Америке я работаю на инженерном факультете, где фундаментальные науки в загоне, а в России могу сотрудничать с замечательными, инициативными, талантливыми учеными, работающими над проблемами на переднем крае науки. Радуют в Петербурге и способные, интересующиеся науками, мотивированные студенты.

Михаил Носоновский

ДОМ ИОФА НА ПЯТИ УГЛАХ

Михаил НосоновскийЗначительная часть моей работы последние два года происходит в районе перекрестка Пять Углов в Санкт-Петербурге, поэтому я стал интересоваться этим необычным местом. Предвидя вопросы читателей о том, что я там вообще делаю, сразу отвечу. Дело в том, что я Visiting Professor and Fellow в Университете ИТМО. Во времена моего детства это был небольшой институт, Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО). В постсоветские годы он сменил направленность и стал называться Университетом Информационных Технологий, Механики и Оптики, сильно разросся, поглотив несколько мелких институтов, и стал одним из лучших университетов в России. В частности, ИТМО приглашает ведущих ученых из развитых стран в качестве fellows. На такую программу я и попал в центр Инфохимии — новой науки, сочетающей химию с методами искусственного интеллекта. Мой проект связан с развитием трибоинформатики, то есть применением новых вычислительных методов к изучению трения и явлений на поверхностях.

Район перекрестка Пять Углов в Санкт-Петербурге

Район перекрестка Пять Углов в Санкт-Петербурге

В российских университетах такого уровня, как ИТМО, есть преимущества в сравнении с американскими, по крайней мере, с юго-восточным Висконсином, где я живу. В Америке я работаю на инженерном факультете, где фундаментальные науки в загоне, а в России могу сотрудничать с замечательными, инициативными, талантливыми учеными, работающими над проблемами на переднем крае науки. Радуют в Петербурге и способные, интересующиеся науками, мотивированные студенты, победители олимпиад, лучшие в стране. А в юго-восточным Висконсине инженерные студенты напоминают российских студентов техникумов или ПТУ — они часто мотивированы овладеть технической специальностью, но далеки от проблем науки. Нет, это не значит, что в Америке всё плохо. В Америке есть теньюр с его гарантиями академической свободы, и зарплата профессора в 10 раз больше, чем в России — это два очень больших преимущества работы профессором в США. Одного этого достаточно, чтобы за американскую работу держаться. С 24 февраля 2022 многое изменилось, естественно, не в лучшую сторону. Тем не менее, работа продолжается и мне нравится. Я провожу в Питере как минимум четыре месяца в году. Один из кампусов ИТМО находится на Пяти углах, на Ломоносова 9 (где во времена моей юности был Институт холодильной промышленности), и мне каждый день приходится ходить мимо знаменитого перекрестка.

* * *

На Пяти углах к Загородному проспекту подходят три улицы — Разъезжая, продолжающая ее с противоположной стороны Ломоносова (до 1948 года — переулок Чернышева), и подходящая под углом Рубинштейна (до 1929 года Троицкая). Ставшая Загородным “Большая загородная дорога” появилась в начале 1730-х годов на месте старинной пешеходной тропы, когда граница города еще проходила по Фонтанке, и эта местность была вне городской черты. Тогда же появилось и название Разъезжей улицы, по которой осуществлялись перевозки из Петербурга в направлении Московско-Ямской слободы. С возникновением городского общественного транспорта перекресток стал удобным транспортным узлом: с 1863 г. через него по Загородному проспекту и Разъезжей улице прошли маршруты конки, с 1907 г. — трамвайные маршруты.

Пять исторических зданий выходят на перекресток Пять углов. На пересечении улицы Разъезжей и Загородного проспекта — Доходный дом Нимана. Современный четырехэтажный облик здание приобрело в результате капитальной перестройки в 1885–1886 гг.

Дом Нимана и дом Капниста (фото автора)

Дом Нимана и дом Капниста (фото автора)

С противоположной стороны на пересечении Разъезжей и Загородного находится двухэтажный “дом Василия Капниста”, поэта-сатирика, переводчика и драматурга. Это одна из старейших построек Загородного проспекта — дом возведен в 1790-х годах. Ф.М. Достоевский поселил в этом доме героиню своего романа “Идиот” — Настасью Филипповну.

Согласно легенде, в одном из домов Пяти углов работала гадалка Александра Филипповна Киргхоф, предсказавшая смерть Пушкина. В интернете можно найти и другую легенду — о влюбленной паре, следы которой изображены на площади. Если стать на них вдвоем и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Третий угол формирует трёхэтажный дом Коммерческого училища возведённый в 1902-1903 годах. Изначально — дом полковника Логинова, купленный женским училищем святой Екатерины. В 1801 году его сменило переехавшее из Москвы Императорское коммерческое училище, некоторое время здесь размещалась Мариинская гимназия.

Дом Коммерческого училища (фото автора)

Дом Коммерческого училища (фото автора)

Четвертый угол, между Ломоносова и Рубинштейна, образует пятиэтажный Доходный дом Гека и Вальтера, построенный в 1904-1905 годах по проекту архитектора К.К. Кохендерфера.

Наиболее интересная постройка, о которой речь ниже пойдет подробнее — доходный дом еврея-комиссионера Шнеера-Залмана Иофа (встречается также написание Иофф и даже Йоффе). Уже в 1828 году на этом углу был каменный дом купца Андреева. В 1837 участок стал принадлежать купцу Лапину, и в 1865 здесь построены трехэтажные здания, сохранившиеся до 1913 года, когда сыновья умершего Лапина продали их Иофу, купцу второй гильдии, хозяину торгового дома «Иофъ и Ко». В этом здании в 1838 и 1839 году в пансионе для мальчиков преподавал правописание, историю и арифметику Н. А. Некрасов.

Пять углов в начале ХХ века. Дом Лапина. За ним виден дом Симоновых (Загородный 9).

Пять углов в начале ХХ века. Дом Лапина. За ним виден дом Симоновых (Загородный 9).

В 1825 году здесь поселился барон, поэт, издатель, однокашник Пушкина А.А. Дельвиг. Здесь же некоторое время жила Анна Петровна Керн, которой Пушкин посвятил своё знаменитое “Я помню чудное мгновение”.

Дом Иофа (фото из интернета)

Дом Иофа (фото из интернета)

Возведенный в 1913-1914 годах по проекту архитектора А.Л. Лишневского дом был пятиэтажным (не считая двуярусной башенки) и отличался богатым убранством. Два нижних этажа были отведены под торговлю и имели большиe витринныe окна. Три верхних этажа и башенка украшены пилястрами, колоннами и скульптурными изображениями возлежащих обнаженных женских фигур, опирающихся на вазы. Венецианские окна третьего этажа имеют полукруглые, открывающиеся внутрь фрамуги. Стоящие по сторонам оконных проемов кариатиды поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. На четвертом этаже сандрики в виде треугольных фронтонов, опирающихся на кронштейны, в углублении сандриков — что-то похожее на изображение птицы. В сандриках над эркерами размещены увитые змеями кадуцеи Гермеса — символ бога торговли, путешествий и обмана. Карнизы третьего этажа и крыши дома поддерживают мощные модульоны.

Дом Иофа (фото из интернета)

Дом Иофа (фото из интернета)

Архитектурные фрагменты

Архитектурные фрагменты

Архитектурные фрагменты

Архитектурные фрагменты

В доме предполагалось устроить всего шесть квартир — по две на каждом из верхних трех этажей. В каждой квартире — по семь комнат плюс кухня, помещение для прислуги и подсобные помещения. Арендная плата за год пользования этими шикарными апартаментами составляла весьма значительную сумму в четыре тысячи рублей в год. Сам Иоф с женой Хавой Гиршовной и шестью дочерьми (Эстер-Хасей, Марией, Ольгой, Аделаидой, Зинаидой и Софией) проживал на пятом этаже. На четвертом жил банкир, личный почетный гражданин купец Янкель-Арон Голант. А на третьем жила хозяйка ателье модных дамских нарядов Людвига Блоске. Согласно сведениям в интернете, Иофф не смог выплатить долги, cвязанные с постройкой дома, и был вынужден его продать, объявив о банкротстве; по другим данным, дом был продан только в 1918 году некоему Даннеману.

На нижних этажах, согласно имеющимся сведениям, находились нотный магазин Николая Адамсона, акционерное общество «Сименс-Шуккерт», занимавшееся электротехникой и “автомобильный салон” некоего Александра Шапиро; вход в него был с торца, где теперь театральная касса. Там же находилась контора торгового дома бакалейных и колониальных товаров «Г.И. Марьяновский и сыновья». Сам купец Григорий (Герш) Марьяновский жил здесь же; его сын, Марк (Нафтали-Меир) Марьяновский (1890-1945) после революции переехал в Ригу и стал известным латвийским композитором.

Марьяновский

Марьяновский

Трагически сложилась судьба этой семьи, как и многих других обитателей дома. Григорий Иосифович Марьяновский был расстрелян после революции, а переехавший в Ригу Марк Григорьевич убит в Бухенвальде в 1945 году. Его брат, Нахум Григорьевич, жил после революции в Данциге, а умер в Париже в 1939 году. Cогласно некрологу, он был хозяином химического предприятия, активистом сионистской партии ревизионистов и личным другом Зеева Жаботинского.

Мне не удалось найти более подробных сведений об остальных первых обитателях дома, которые явно были видными представителями Петербургской еврейской общины. Автор исследований о Лишневском и о доме Иофа, петербургский краевед Александр Иванович Чапель написал мне, что сведения об обитателях дома 1914 года взяты из дел Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (Псковская ул., 18). Виднейший специалист по истории еврейской общины Петербурга-Петрограда-Ленинграда, Михаил Бейзер, подтвердил мою догадку, что имя самого Иофа, Шнеер-Залман, указывает на связь его родителей с течением любавического хазидизма, в основании которого был Ребе Шнеур-Залман из Ляд.

Краевед А.И. Чапель указывает, что в 1915 году был проект устроить на втором этаже здания кинотеатр на 300 мест, однако не известно, осуществился ли он. В доме Лапина на том же месте в 1909–1913 годах работал кинематограф «Мефистофель».

Кинематограф «Мефистофель»

Кинематограф «Мефистофель»

Пятиконечная двухярусная башенка на углу дома Иофа привлекает особое внимание туристов, перекликаясь с расположенным недалеко Владимирским собором. Пять сторон башенки перекликаются с пятью углами перекрестка, на который она выходит, как и пять этажей дома. В башенке, по первоначальному проекту, предполагалась устроить часы. Однако вместо их циферблатов были сделаны лишь пять круглых окон-люкарен, выходящих на разные стороны башенки.

Пятиконечная двухярусная башенка на углу дома Иофа

Пятиконечная двухярусная башенка на углу дома Иофа

Пятиконечная двухярусная башенка на углу дома Иофа

Пятиконечная двухярусная башенка на углу дома Иофа

Сейчас в башенке расположена мастерская художника и фотографа Сергея Семкина, который считает башенку мистическим местом. Он старается по вечерам включать там свет, который виден издалека вдоль Загородного проспектa и улицы Рубинштейна, ныне вечно бурлящего питерского центрa ресторанов и баров. Мне довелось там побывать летом 2022 года, благодаря знакомству с Р., одним из нынешних обитателей дома, экспатом из Америки (его папа был видным русскоязычным бизнесменом в Нью-Йорке 1990-х), который купил и отреставрировал угловую квартиру на пятом этаже и интересуется сохранением исторического наследия Петербурга.

Автор на крыше дома Иофа

Автор на крыше дома Иофа

В профиле двора-колодца туристы усматривают изображение кошки (фото автора)

В профиле двора-колодца туристы усматривают изображение кошки (фото автора)

Вид из башенки и из квартиры пятого этажа (фото автора)

Вид из башенки и из квартиры пятого этажа (фото автора)

Вид из башенки и из квартиры пятого этажа (фото автора)

Вид из башенки и из квартиры пятого этажа (фото автора)

Вид из башенки и из квартиры пятого этажа (фото автора)

Вид из башенки и из квартиры пятого этажа (фото автора)

Дом на Пяти углах — не единственный, принадлежавший Иофу. Еще один дом, построенный тем же архитектором Лишневским по его заказу, находится на углу Литейного проспекта и Семионовской (нынешней улицы Белинского). Александр Львович (Хацкель Меерович) Лишневский (1868-1942) был виднейшим петербургским и ленинградским архитектором. Уроженец Херсона в Украине, с 1895 по 1901 он работал главным архитектором в Елисаветграде (Кировограде, сейчас называющемся г. Кропивницкий), где построил ряд значительных зданий, включая хоральную синагогу.

Александр Львович (Хацкель Меерович) Лишневский

Александр Львович (Хацкель Меерович) Лишневский

Синагога в Елисаветграде (фото из интернета)

Синагога в Елисаветграде (фото из интернета)

Дом городских учреждений Елисаветграде (фото из интернета)

Дом городских учреждений Елисаветграде (фото из интернета)

В Петербурге и Ленинграде ему принадлежит несколько десятков домов, включая “дом с Мефистофелем” на Лахтинской 24, где в 2015 году религиозные фундаменталисты разрушили изображение Мефистофеля) и Дом городских учреждений (1904–1906) на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта, отчасти перекликающийся с домом Иофа. Для Лишневского, работавшего в основном в стиле модерн и неоклассицизм, характерно использование элементов неоготики и экспериментирование с мифологическими изображениями.

Дом с Мефистофелем до акта вандализма (фото из интернета)

Дом с Мефистофелем до акта вандализма (фото из интернета)

Среди известных жителей дома Иофа нельзя не упомянуть дочь Корнея Чуковского, писательницу Лидию Чуковскую и ее мужа, крупнейшего молодого физика Матвея Петровича Бронштейна (1906-1938). В гостях у Чуковской неоднократно бывала Анна Ахматова. Бронштейн был физиком-теоретиком, одним из первых в мире задавшимся целью соединить общую теорию относительности с кватновой механикой, положив основу квантовой теории гравитации. Третьем этаже дома Иофа (окна на ул. Рубинштейна) он жил и здесь написал свои значительные статьи. В 1937 году Бронштейн был арестован и в 1938 расстрелян, предположительно, в Левашовской пустоши. О жизни и творчестве М.П. Бронштейна много писал историк науки Г. Горелик.

Матвей Петрович Бронштейн

Матвей Петрович Бронштейн

Жителей дома Иофа

Жителей дома Иофа

Дом Иофа

Дом Иофа

Сейчас в доме Иофа располагается несколько магазинов и ресторанов, включая ресторан израильской кухни «Бекицер», где можно отведать фалафель, шварму, хумус, шакшуку, бабагануш и другие израильские деликатесы.

Пять Углов — перекресток с особой атмосферой. Его история связана со многими литераторами (Дельвиг, Некрасов, Капнист, Достоевский, Чуковская, Ахматова, Довлатов), он упоминается Мандельштамом и Высоцким.

Ресторан Бекицер и окна третьего этажа, где когда-то жили Чиковская и Бронштейн (фото автора)

Ресторан Бекицер и окна третьего этажа, где когда-то жили Чиковская и Бронштейн (фото автора)

Print Friendly, PDF & Email
Share

Михаил Носоновский: Дом Иофа на Пяти Углах: 13 комментариев

  1. Борис Дынин

    улицы Рубинштейна, ныне вечно бурлящего питерского центрa ресторанов и баров
    ===============================
    Моя жена родилась на ул. Рубинштейна, в доме №9. Первый этаж, с окнами на ул. Рубинштейна. В квартире, которую купил дед жены в 20-х годах, она с матерью и сестрой пережила блокаду. Там же праздновалась моя свадьба и родился наш сын. Последний раз, когда мы были в СПб, мы пришли к окнам «нашей» квартиры. Там был ресторан с прорубленным выходом на ул. «Punk Brew». Будете проходить мимо, передайте дому привет.

    Хотя, не знаю как Вам, уважаемый Михаил, я бы поперхнулся «угощением» там сегодня.

  2. А.В.

    Михаил Носовский:
    «Пять Углов — перекресток с особой атмосферой. Его история связана со многими литераторами (Дельвиг, Некрасов, Капнист, Достоевский, Чуковская, Ахматова, Довлатов), он упоминается Мандельштамом и Высоцким…»
    ————————————————-
    Замечательные текст и фотографии.
    Есть и фильм: https://ru.wikipedia.org/wiki/Софья_Петровна_(фильм)
    Софья Петровна (фильм) . Длительность 89 мин.
    «Со́фья Петро́вна» — советский фильм-драма 1989 года режиссёра Аркадия Сиренко о периоде Большого террора в СССР. Снят по одноимённой повести Лидии Чуковской, написанной в ноябре 1939 — феврале 1940 годов.
    Сюжет:
    У машинистки из издательства в Ленинграде Софьи Петровны репрессирован единственный сын. В её издательстве репрессированы руководители и простые сотрудники. И Софья Петровна начинает хождение по кабинетам, пытаясь объяснить, что произошла ошибка…
    В ролях:
    Анна Каменкова — Софья Петровна
    Вера Глаголева — Наташа
    Алексей Земский — Николай
    Лия Ахеджакова — Мария Эрастовна Кипарисова
    Ирина Розанова — Эрна Семёновна
    Нина Усатова — предместкома
    Награды: Приз за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе (Анна Каменкова)

  3. Ирина Цырлова

    Спасибо за прекрасное описание дома, о котором мне рассказывала бабушка Софья Марьяновская, дочь купца Гирша Марьяновского, поселившегося с семьей в одной из квартир на 3-м этаже дома Иофа в 1914г. Особенно меня поразила фотография Марка (Мейера Нафтали) именно такая фотография была у бабушки; мне бы очень хотелось узнать где Вы ее нашли.
    Еще раз огромное спасибо!

  4. Michael Nosonovsky

    Поскольку тут задали интересный вопрос, я добавил запись в блоге. Там же план Петербурга 1752 г. с обозначенными осями симметрии. Вот отрывок:

    Одна из пяти граней башенки параллельна Загородному, а другая — улице Рубинштейна. Конечно, углы с точностью я не замерял, но насколько можно судить невооруженным глазом, это так. Сумма углов в пятиугольнике (N=5) составляет (N-2)*180=540 градусов. Каждый угол между соседними гранями в правильном пятиугольнике равен 540/5 = 108 градусов. А угол между не примыкающими друг к другу гранями составляет 2*(108-90) = 36. Но раз эти грани параллельны улицам, значит и угол между Загородным и Рубинштейна составляет ровно 36 градусов (в пределах погрешности нескольких градусов)!

    Но это еще не все. Невский проспект и ул. Рубинштейна составляют прямой угол, как и Загородный проспект и Гороховая. Если угол между Загородным и Рубинштейна — 36 градусов, то, конечно, и угол между Невским и Гороховой тоже 36 градусов, как и угол между Гороховой и Вознесенским. Три луча (Невский, Гороховая, Вознесенский) расходятся под углом 72 или 360/5, то есть в основе планировки Петербурга — правильный пятиугольник. 🙂

    Трехлучевая планировка Петербурга была создана в 1737-1739 архитектором П. М. Еропкиным. При этом Вознесенский проспект идет почти строго на юг. А вот направление Невского проспекта (или Невской Першпективной дороги) определилось за некоторое время то того. Он соединял Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру. Правда, поскольку просека строилась одновременно двумя бригадами от Адмиралтейства и от Лавры навстречу друг другу, Невский получил изгиб в районе современной площади Восстания, в месте, где две команды дровосеков встретелись.

    Я попытался измерить угол между Вознесенским и Невским при помощи Google Maps, отметив координаты нескольких точек, переведя градусы в метры на широте Петербурга и вычислив арктангенсы соответствующих отношений. У меня получилось, что угол между Вознесенским и Невским примерно 74-75 градусов (плюс-минус пара градусов), то есть действительно близок к искомым 72 градусам!

    Какой же вывод сделать из этого полушутливого исследования, помимо того, что что-то интересное всегда можно найти в самых обычных окружающих нас объектах? Здесь интересно, что наблюдая за маленьким объектом (башенкой) можно сделать выводы об объектах совсем другого масштаба — о взаимном расположении Невского, Гороховой, и Вознесенского, которые пересекаются очень далеко от Пяти углов — в точке Адмиралтейского шпиля. Это похоже на микрокосм и макрокосм. Построенная Лишневским башенка перекликается с заложенной Еропкиным планировкой Петербурга как луча пятиконечной звезды. По мнению архитекторов, башенка с куполом на углу дома Иоффа перекликается с расположенным недалеко Владимирским собором. Любой храм является моделью мира, микрокосмом, а купол — модель небосвода.

    https://blogs.7iskusstv.com/?p=116853
    Еще о мистике дома Иофа на Пяти Углах и об архитекторе Лишневском

  5. Ася Крамер

    …Башенка украшены пилястрами, колоннами и скульптурными изображениями возлежащих обнаженных женских фигур, опирающихся на вазы

    …Пятиконечная двухярусная башенка на углу дома Иофа привлекает особое внимание туристов, перекликаясь с расположенным недалеко Владимирским собором. Пять сторон башенки перекликаются с пятью углами перекрестка, на который она выходит, как и пять этажей дома. В башенке, по первоначальному проекту, предполагалась устроить часы. Однако вместо их циферблатов были сделаны лишь пять круглых окон-люкарен, выходящих на разные стороны башенки.

    ============
    Ув.г.Носоновский. ваш материал супер интересный! Фотографии замечательные! И ложатся в мою давнюю копилку вопросов.
    Нет ли у вас рассуждений на тему ПРЕНАЗНАЧЕНИЯ vхex \tix ротонд, куполов, башенок, шпилей? Даже тех же скульптур на крышах?
    До сих пор главенствует научное мнение,, которое определяет всех наших предшественников то ли ли в архитектурных эстетов, то ли в неразумников, которые шли на такие трудоемкие затраты просто для того, чтобы было “покрасивше”? Христианские комментаторы — те однозначно знают, что купола, и башенки над ними, и потом маленкий купол, и потом шпиль — это все для креста. Чтобы возвышался. Или чтоб символизировал. До светских зданий они еще не дошли. А у вас есть какое то мнение по этому вопросу?

    1. Людмила Беккер

      Дорогая Ася, известо, что башенки на крыше зданий и домов не только украшают , но и выполняют несколько функций: вентиляцию, натуральное охлаждение и освещение.

      1. Ася Крамер

        Спасибо, Людмила. Но за счет чего они осуществляют все эти функции? Для всего дома?
        P.S.Заодно прошу читать несуразицу «ПРЕНАЗНАЧЕНИЯ vхex \tix ротонд» как ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ротонд. Sorry!

    2. Michael Nosonovsky

      Украшения действительно были важны. Дело в том, что это доходные дома, то есть апартаменты начала ХХ века, предназначенные на съем для богатых жильцов (для которых престиж был очень важен). В этот период домовладельцы соревновалис;ь за внимание квартиросъемщиков: чей дом красивее и оригинальнее. Отчасти это связано с расцветом модерна (в свою очередь связанным с появлением новых материалов и строительных технологий).

      Но есть тут и некоторая «мистика»! В случае дома Иоффа несколько раз повтаряется число пять: пять углов, пять этажей, пять сторон у башенки. Более того, проходя мимо этого дома (а я сейчас хожу там несколько раз каждый день), невольно задумываюсь о том, что сумма углов в пятиугольнике (N-2)*180=540, каждый угол 108 градусов, или на 18 больше прямого угла. Значит угол между Загородным и Рубинштейна составляет ровно 36 градусов. Это, конечно, связано с общей пропорцией планировки Петербурга как трех симметричных лучей: Невский, Гороховая (ось симметрии) и Вознесенский и заложенным углом между этими лучами (предоставляю читателям самим выцхислить его).

      Это, конечно, отчасти шутка. Но архитектор Александр Львович (Хацкель Меерович) Лишневский питал слабость к античным и готическим мифологическим фигурам, таким как химеры или вот злополучный разрушенный православными фундаменталистами Мефистофель (говорят, с лицом Шаляпина). Я почти каждый день проезжаю на троллейбусе №3 мимо другого его дома, на углу Литейного и Белинского (сейчас там корейский стрит-фуд, пивная «Толстый Фраер»), и обращаю на это внимание. Отчасти поэтому так трудно определить стиль этих построек — вроде бы это модерн, но с элементами неоготики и неоклассицизма. Вот что пишет специалист по Лишневскому, А. И. Чепель:

      «Архитектура подвержена моде, поэтому не исключено, что домовладельцы желали видеть на фасадах своих домов понравившиеся им композиции. А мастерство Лишневского позволяло, с одной стороны, органично дополнить этими элементами облик возводимых зданий, а с другой – успешно конкурировать на строительном рынке города. Архитектор на первое место ставил интересы заказчика. Загруженность работой нарастала год от года: в период с 1905 по 1912 г. по проектам Лишневского в Петербурге возвели 9 зданий, а в последующие два года – 10. Лишневский незадолго до революционных событий был назначен ответственным строителем Городской больницы имени Петра Великого. В 1920-е гг. он завершил формирование этого огромного ансамбля.
      Многих архитекторов нараставший контроль государства над художественной
      жизнью страны выбил из колеи: перестроиться было нелегко. Лишневский и в Советской России был востребован.
      В архитектуре недолгий период конструктивизма уже в начале 1930-х гг. сменился поворотом к наследию классицизма. Если для принципиальных поборников
      авангарда это означало творческую трагедию, то для многих ленинградских архитекторов возврат к традиции оказался естественным. Среди них был и Лишневский,
      который, работая в Ленпроекте, занимается жилищным и школьным строительством. В 1934 – 1939 гг. по проектам его мастерской возвели 8 жилых домов и 7 школьных зданий. Но краткий период конструктивизма все же отразился в творчестве архитектора. Жилой дом на Невском проспекте, 141 – первый проект Лишневского, осуществленный в Ленинграде. Здание построено «покоем», в соответствии с требованиями классицизма. Но на фасаде есть и явные черты конструктивизма… »

      То есть удивительным образом, фактически крупнейший ленинградский (петербургский, петроградский) архитектор первой половины ХХ века, Лишневский, уроженец Херсона, был вне классификации (и модерн, и нео-готика, и классицизм, и конструктовизм, и эклектика) и легко следовал воле заказчика, но сумел при этом наполнить свои творения совершенно узнаваемым, авторским мистическим духом!

      1. Michael Nosonovsky

        Добавлю все же (разумеется, это наполовину шутка, но в каждой шутке только доля шутки). Если Невский проспект и ул. Рубинштейна составляют прямой угол, как и Загородный проспект и Гороховая, а угол между Загородным и Рубинштейна — 36 градусов (как следует из пятиконечности башенки на доме Иоффа), то, конечно, угол между Невским и Гороховой тоже 36 градусов, как и угол между Гороховой и Вознесенским (кстати, другой дом Лишневского с башней — Дом Городских Учреждений — находится именно на углу Садовой, параллельной Загородному, и Вознесенского, выходит 54 градуса). То есть три луча (Невский, Гороховая, Вознесенский) расходятся под углом 72 или 360/5, то есть в основе планировки Петербурга — правильный пятиугольник. 🙂

  6. М. Носоновский

    Попробую поставить фото с табличкой «последний адрес» и селфи с мемориальной доской на доме Иофа, который сделал пять минут назад прохолдя в ИТМО (не знаю, можно ли здесь ставить картинки, потому экспериментирую).

    1. М. Носоновский

      Не прошло. Ну тогда просто адрес картинок. 🙂

      https://sun9-49.userapi.com/impg/b9TQskEW7_WUV—LI-1YUf0xnnRVlvAJCyk_Kg/SqD63trVWLA.jpg?size=1280×796&quality=96&sign=29187102805ef836df0406bf44a696db&type=album

      https://sun9-77.userapi.com/impg/mxbRTeNStGHKixPbBrBJL-n-9cQVt3VjnPwBEA/yxfgXPCnCSw.jpg?size=812×1080&quality=96&sign=092f7bdd4208b1b824f6ea25b4f47b04&type=album

      https://sun9-27.userapi.com/impg/nCK838P1aXF4x0ISZEfgaD1-fYT3D505MdjFEQ/FTH1vlWjdHQ.jpg?size=812×1080&quality=96&sign=ec9a0d0532e5e93b145d10bece38cff3&type=album

  7. Michael Nosonovsky

    Спасибо! Два небольших уточнения.

    1. Фраза про Дельвига, Пушкина и Анну Керн относится не к Дому Лапина на Пяти углах, а к соседнему по Загородному проспекту Дому Симоновых, который виден на фотографии. (Сейчас там находится Отель Кристоф, сербский ресторан Гужва, кофейня «Цех 85», отель Соната, магазин «Шапки-сумки» и др. бизнесы). То есть целиком фраза должна звучать так:

    «Дом Лапина. За ним виден дом Симоновых на Загородном 9. В 1825 году здесь поселился барон, поэт, издатель, однокашник Пушкина А. А. Дельвиг. Сюда в гости к Дельвигу приходил Пушкин, читавший друзьям трагедию «Борис Годунов». Здесь же некоторое время жила Анна Петровна Керн, которой Пушкин посвятил своё знаменитое «Я помню чудное мгновение».

    С возникновением городского общественного транспорта перекресток стал удобным транспортным узлом: с 1863 г. через него по Загородному проспекту и Разъезжей улице прошли маршруты конки, с 1907 г. – трамвайные маршруты.»

    2. Построенный Лишневским другой дом с башенкой — Дом городских учреждений, естественно, в Петербурге, а не в Елисаветграде (Кировограде-Кропивницком, где Лишневский построил синагогу). Точаня аттрибуция такая: «Дом городских учреждений (1904—1906) на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта (фото из интернета)»

    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.