©"Заметки по еврейской истории"
  август-сентябрь 2023 года

Loading

Явление, при котором какая-то, пусть не очень значительная часть евреев Израиля лишена национального самосознания, не приемлет и даже отвергает связь своего личного еврейства с иудаизмом, представляет серьезную проблему, ведет к опасному противостоянию в израильском обществе и даже, не дай Б-г, к его расколу.

Александр Баршай

БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ
«ПУТЬ В ЕВРЕЙСКУЮ ТРАДИЦИЮ»

Настольная книга начинающего еврея

«Сионизм без иудейской Традиции мертв, что делает невыполнимой и задачу УДЕРЖАНИЯ Израиля, ставит его на маршрут, завершающийся исчезновением с карты мира… Им нельзя друг без друга. Сионизм и иудейская Традиция могут выжить только и исключительно вместе, в крепком неразрывном единстве…»
Алекс Тарн, израильский писатель

Александр БаршайЯ очень горд тем, что уважаемый рав Хаим Ирам, раввин нашего поселения Элазар, что в Гуш-Эционе, написал (при участии рава Эльдада Замира) книгу «Путь в еврейскую традицию» — «Полное руководство по еврейскому образу жизни». Более того: я удостоился чести получить из рук самого рава Хаима этот удивительный фолиант!

Возьму на себя смелость утверждать, что его фундаментальный и вместе с тем очень доступный, легко читаемый труд, выпущенный издательством «Натив» и переведенный на русский язык, непременно станет настольной книгой каждого начинающего еврея, каждого человека, делающего первые шаги в постижении иудаизма, еврейской национальной и религиозной традиции!

Да что там — для начинающего еврея! Даже для вполне посвященных, так сказать, сложившихся евреев «Путь в еврейскую традицию» — (Натив леиhдутנתיב — ליהדוד) — дает колоссальную информацию, ярко и убедительно напоминает о важных принципах, смыслах и особенностях иудаизма! В связи с этим позволю себе еще одно смелое утверждение: новая книга «Натива» — израильского Национального центра идентификации и гиюра — это в большой мере современный аналог двух взятых вместе книг — «Кузари» и «Кицур Шульхан арух» — краткого свода законов еврейского образа жизни! Она соединяет в себе достоинства двух этих важных в еврейской традиции изданий плюс дает более универсальный, всеобъемлющий и современный обзор истории еврейского народа, становления и развития иудаизма, его традиций, а также, естественно, служит полным, учитывающим реалии сегодняшнего дня руководством по еврейскому образу жизни.

Для чего и почему издана эта книга, в создании которой кроме рава Хаима Ирама принимал участие большой коллектив сотрудников «Натива», можно хорошо понять из Введения к ней, написанного р. Х. Ирамом:

«…На протяжении тысяч лет еврейский народ не имел ни земли, где бы он мог найти покой для своих ног, ни небес, куда бы мог устремиться его дух. И вот после долгого изгнания, крематориев и «окончательного решения» еврейский народ возродился и достиг невиданных успехов. На наших глазах происходит собирание изгнанников; Земля Израиля радостно откликается своим сыновьям, возвращающимся домой; Государство Израиль стало крупнейшим в мире еврейским центром, притягивающим, словно магнит, тысячи новых репатриантов, маяком для всех евреев.

На повестке дня сегодня стоит не только «еврейский вопрос», но и «вопрос о еврействе». Национальное возрождение связано не только с физическим выживанием, но и с духовной идентификацией. Сердце забилось сильнее, и душа устремилась к высшим духовным идеалам…

Везде и всегда еврея спрашивали: кто ты такой? Кто вы такие?

В свою очередь, еврей спрашивал себя: кто я такой? Кто мы такие? …

Книга, которую вы держите в руках, является попыткой сделать первые шаги вместе с человеком, решившим следовать еврейским путем…».

Символично, что все разделы книги тоже начинаются со слова «Путь» — «Натив»: «Путь самоиндификации», «Путь веры», «Путь Торы», Путь молитвы», «Путь семьи», «Путь поколений», «Путь шабата», «Путь молитвы», «Путь страны и государства», «Путь кашрута» и так далее.

Кроме всего прочего, одной из веских побудительных причин появления этой книги, является, как мне кажется, проблема, сформулированная равом Хаимом так: «Вопрос национального самосознания является… самым насущным вопросом из стоящих перед Израилем».

Думаю, что очень и очень многие согласятся с тем, насколько прав рав Хаим Ирам, насколько актуально и остро стоит эта проблема в Государстве Израиль, в национальном государстве еврейского народа! Сегодня все мы являемся свидетелями, можно сказать, исторического и достаточно опасного противостояния между, условно говоря, евреями и израильтянами. Определение это, если я не ошибаюсь, первым ввел покойный Шимон Перес, причем, он явно был на стороне так называемых «израильтян». Как много, увы, в нашей стране евреев по рождению, евреев, что называется, по крови, которые отходят от своих национальных корней, утрачивают свое еврейское самосознание, теряют или даже успели потерять ощущение кровной связи с еврейским народом. Они хотят быть просто израильтянами, свободными гражданами свой страны, такими же, как жители других западных стран — к примеру, Англии или Франции, Германии или Бельгии, Италии или Швеции, США или Дании, Испании или Голландии. При этом наши израильтяне, с одной стороны, упускают, что и в других странах сильны национальные идеи и национальное самосознание людей (спросите любого француза, хочет ли он стать немцем, или — наоборот!), а с другой стороны, такие евреи забывают или просто не хотят знать, что еврейский народ — особый, не обычный народ — не лучше и не хуже других, но, в силу очень многих причин, стоящий особняком в семье народов. Хаим Ирам пишет об этом так: «Обособленность и необычность еврейского народа породили в течение поколений, с одной стороны, антисемитизм, а с другой стороны — веру в то, что можно заменить избранный народ другим народом, якобы по слову Б-га… Предназначение, для которого создан народ Израиля … состоит в том, чтобы побудить все народы идти по завету Творца, единственно правильному жизненному пути…

…Выражение «избранный народ» означает, что народ Израиля должен нести бремя посланника Всевышнего ради блага всех народов, это его привилегия и ответственность».

Раввин поселения Элазар Хаим Ирам

Раввин поселения Элазар Хаим Ирам

Вот ответ тем людям и, прежде всего, нашим собратьям-евреям, которые расценивают понятие «избранный народ» как высокомерие, а не как историческую, экзистенциальную миссию! И которые, в лучшем случае, стесняются этого, а в худшем — отрицают и высмеивают понятие избранности, агрессивно выступают против иудаизма как такового. При этом они забывают, а часто и решительно отрицают тот факт, что «только в народе Израиля религиозная принадлежность формирует национальную принадлежность».

Явление, при котором какая-то, пусть не очень значительная часть евреев Израиля лишена национального самосознания, не приемлет и даже отвергает связь своего личного еврейства с иудаизмом, представляет серьезную проблему, ведет к опасному противостоянию в израильском обществе и даже, не дай Б-г, к его расколу. На этом фоне очень важно, чтобы те, кто хотят приобщиться к еврейскому народу и к его нелегкому пути, избежали бы разрушающего влияния «заблудших» еврейских душ, тем более, сознательных отрицателей связи еврейства с иудаизмом, так называемых апикойросов, отошедших от веры и судьбы своих отцов. И в этом смысле книга «Путь в еврейскую традицию» очень актуальна и своевременна. Она выводит читателя в большое плавание, причем, спокойное, плавное, обстоятельное плавание без бурь и штормов, без авралов и команды «Свистать всех наверх!». Это путешествие по огромному океану еврейской истории и народной судьбы, иудейских заповедей и законов, неспешный дрейф с заходом на острова мудрости еврейских пророков и праотцов, в тихие гавани постижения духовных высот и земных правил праведного житейского общежития. И участие в этом вдохновляющем плавании — лучший иммунитет против разлагающегося духа отечественных апикойросов, залог обретения правильного вектора в постижении сути и духа иудаизма, тысячелетней еврейской традиции, жизни и судьбы еврейского народа!

Обложка книги «Путь в еврейскую традицию»

Обложка книги «Путь в еврейскую традицию»

А теперь я хочу конспективно и очень выборочно остановиться на тех утверждениях и рассуждениях авторов книги, которые оказались особенно важными и интересными лично для меня.

Итак, как указывает в Предисловии профессор Биньямин Иш-Шалом, создатель и председатель правления организации «Натив» и президент колледжа «Бейт-Мораша» в Иерусалиме: «Мы руководствуемся принципом, сформулированным Гилелем: «Не делай другому того, что ненавистно тебе. В этом вся Тора, все остальное лишь комментарии, иди и учись». Кроме того, мы помним, что законы нравственности предшествуют Торе (выделено мною! — АБ), и что о Торе сказано: «Длиннее земли мера этого и шире моря» (Йов, 11:9). Или, как утверждается в другом месте книги: «Дерех эрец кадма ле-Тора — порядочное поведение предшествует Торе»!

И еще из принципов Торы: «Пути ее — пути приятные, и все стези её — мир»! «Суди о каждом человеке благожелательно» — «hавей дан эт коль адам ле каф зхут!».

Законы Торы называются — деорайта; постановления мудрецов — дерабанан.

«Тора заповедывает уважать и поддерживать гера. Тот, кто связал свою судьбу с судьбой еврейского народа, больше всех достоин любви и забот. «Праведного гера» следует любить вдвойне: как еврея — согласно заповеди «люби ближнего как самого себя» (Ваикра, 19:18), и как прозелита — согласно заповеди «как коренной житель из вас будет для вас гер, живущий с вами, и люби его как себя, ибо пришельцами вы были в Египте» (там же, 19:37).

Закон о возвращении относится также к сыновьям и внукам евреев и их супругам, даже если они не евреи.

Согласно Закону о возвращении евреем считается тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр — при условии, что он не относится к другой вере, то есть, не отказался от еврейства.

Центральная синагога поселения Элазар

Центральная синагога поселения Элазар

«… Рамбам … делал различия между теми, кто намеренно порвал с верой, и теми, кто вырос в атмосфере, не позволившим им прийти к верным умозаключениям. К таким людям философ относился весьма снисходительно, призывая приближать их к иудаизму и включать их в общину Израиля.

В последних поколениях, когда массовая секуляризация радикально изменила привычное положение вещей, появилось еще одно галахическое соображение, почему не следует отталкивать тех, кто отрицает основные религиозные принципы. Подобная практика была признана бесполезной и даже вредной: в прошлом изгнание безбожников служило укреплению народного единства и сохранению чистоты еврейской религии; сегодня же изгнание приводит прямо к противоположным результатам, лишь ослабляя взаимную любовь и национальное единство, и не приносит никакой пользы. Доброжелательный и честный разговор гораздо предпочтительней изгнания и отталкивания…».

Вот такой — доброжелательный и честный — разговор ведет с читателями на протяжении всей книги и сам рав Хаим Ирам. Он и в жизни такой — доброжелательный, мудрый, открытый людям, улыбчивый, позитивный, предельно скромный и при этом невероятно много знающий, неутомимо передающий свои знания и мудрость бесконечной череде слушателей. По существу, все жители Элазара — его благодарные ученики.

Автор статьи в гостях у автора книги

Автор статьи в гостях у автора книги

Не знаю, кто это определяет, но я убежден, что рав Хаим Ирам — один из выдающихся мудрецов нашего поколения. Недаром же он удостоился чести написать основную часть такого фундаментального и, можно сказать, исторического труда, как «Путь в еврейскую традицию». У этой книги, я убежден, большой и вдохновляющий путь к сердцам всех, кто хотят быть евреями! Амен!

P.S. Мне кажется, сейчас было бы вполне уместно сказать несколько слов о жизненном пути Хаима Ирама, который вот уже 31 год является раввином поселения Элазар, духовным, религиозным, да и просто человеческим наставником его жителей. Он родился 62 года назад в Холоне в традиционной еврейской религиозной семье и прошел все ступени государственно-религиозной системы образования — от детского сада, школы и до военной ешивы. Два года отдал службе в Армии обороны Израиля, где получил специальность танкиста, и затем регулярно призывался на службу в милуим. Учился на раввина в ешиве «Ор-Эцион», основанной одним из лидеров религиозного сионизма, лауреатом Премии Израиля равом Хаимом Друкманом (благословенна память его!), а также в институтах «Эрец хемда» и Ари Фишеля. Получил степень раввина — смиху — от всех главных раввинов Израиля. В «Нативе» — Национальном центре идентификации и гиюра — прошел все должностные ступени — от преподавателя в гражданских и военных классах до генерального директора организации. В 2015 году передал эту должность Амихаю Итаму. Еще до создания «Натива» рав Хаим Ирам начал работать в раввинатском суде (Бейт дине) Израиля, занимался вопросами гиюра и позже был назначен заместителем главы Бейт дина по гиюру.

Рав Хаим Ирам женат, у них с женой Цвией семеро детей и более двадцати внуков. Ребецен Цвия много лет проработала учительницей в одной из школ Гуш Эциона. Ныне — на пенсии.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Александр Баршай: Большое плавание. «Путь в еврейскую традицию». Настольная книга начинающего еврея: 3 комментария

  1. אברהם צוקרמן

    שלום
    היכן ניתן להזמין או לקנות ספר «נתיב ליהדות» הרב אלדד זמיר ברוסית
    תודה מראש

  2. Элла Грайфер

    «только в народе Израиля религиозная принадлежность формирует национальную принадлежность»

    1. Религиозная принадлежность исторически предшествует национальной у ВСЕХ народов, но не все сохранили этот порядок до наших дней. Евреи-ашкеназы определенно НЕ сохранили, ибо никто не сомневается в национальной принадлежности Александра Меня, Жана-Мари Люстижье, Льва Троцкого или Шломо Занда — ни они сами, ни окружающие, как бы они ни относились к этому факту.

    2. Об этом факте можно сожалеть, но делать вид, что его нету, приводит только к стимулированию ассимиляции, ослаблению доверия и усилению враждебности евреев друг к другу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.