©"Заметки по еврейской истории"
  январь 2024 года

Loading

Плодотворная творческая, административная и организационная деятельность Могилевского была прервана вскоре после начала Большого террора. 31 августа 1937 года появилось постановление об его аресте и был произведен обыск по адресу ул. Ленина (ныне — Ришельевская) 44, кв. 6, где он проживал с матерью Росей Иосифовной, женой Эсвир Климентьевной и сыном Александром. 10 сентября он был арестован, ему вменялись в вину связь с иностранными консулами, шпионаж, контрреволюционная агитация.

Инна Рикун-Штейн

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЗАБЫТЬЯ: ДИРЕКТОР ОДЕССКОГО НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ Ц.С. ЭМСКИЙ-МОГИЛЕВСКИЙ

Инна РикунЯ сейчас работаю над книгой, посвященной истории изобразительного искусства Одессы в 1932-1941 годах. Нижняя хронологическая граница определена Постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года, верхняя — приходом Второй мировой войны на территорию СССР. Нет, это не искусствоведческая книга, это попытка рассмотреть художественную жизнь Одессы в рамках социальной истории, отказываясь от привычного ракурса, акцентируя внимание на резком изменении социальной среды, в которой творили художники, на требованиях, которые предъявляла к ним советская власть. От того, насколько успешно тот или иной художник смог приспособиться к новым реалиям, зависел не только его статус, но зачастую и возможность избежать репрессий, сохранить жизнь.

В уже написанном материале слово «расстрел» встречается 116 раз. Расстреливали и партийных, и государственных деятелей, и функционеров от искусства, и художников, работавших в центре и на периферии. А вот одесским художникам, можно сказать, повезло. Большинство из них продолжали творить, не жертвуя своей художественной манерой, не высовываясь, приспосабливаясь только внешне. Недаром заместитель председателя Управления по делам искусств при СНК УССР А. С. Пащенко в докладе на IV Пленуме Союза советских художников Украины сказал с высокой трибуны, что «кое-кто иронично называет коллектив одесских художников артелью «Тихая жизнь»[1].

Единственным расстрелянным одесским художником стал Цви (Цвиль) Савельевич (Герш Зайнвелевич) Эмский-Могилевский. И эта участь, скорее всего, не постигла бы его, если бы он занимался исключительно художественным творчеством. Но давайте все по порядку.

7)Портрет Эмского-Могилевского работы П. Г. Волокидина

Портрет Эмского-Могилевского работы П. Г. Волокидина

Могилевский (Эмский он прибавил к фамилии только в 1920-е годы) родился в Одессе 23 июня (5 июля) 1887 года в многодетной еврейской семье сапожника-кустаря, в 1905-1907 годах был членом Еврейской социал-демократической рабочей партии «Поалей Цион». В 1913 году окончил Одесское художественное училище, ученик К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского.

В 1914 году Могилевский участвовал в «Весенней выставке картин» молодых художников, которая открылась 23 марта в Городском музее изящных искусств. Выставка стала «самой радикальной по направлению и значительной по составу из предвоенных выставок — с привлечением московского «Бубнового валета» (П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк и др.), мюнхенской группы во главе с В. Кандинским (А. Блох, Е. Константиновская, Ф. Марк, Г. Мюнтер), художников-одесситов, работавших в это время в Париже (А. Альтман, М. Мавро-Биази, С. Олесевич) и местных творческих сил»[2].

С началом Первой мировой войны Могилевский был призван в армию, получил чин прапорщика, 1917 год встретил в Одессе. «Там ещё в начале гражданской войны была создана Еврейская боевая дружина, объединявшая людей разной политической ориентации, связанных стремлением предотвратить погромы, … начальником штаба был прапорщик Ц. С. Могилевский-Эмский»[3]. По свидетельству самого Могилевского начальником штаба он был в 1920 году[4].

Начиная с 1917 года, Могилевский стал принимать активное участие в художественной жизни города. В том году его работы экспонировались на II-й выставке картин, этюдов, рисунков и художественной светописи Общества изящных искусств, в следующем — на ХХVIII-й выставке картин Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Его картины на этой выставке обратили на себя внимание, он был отмечен как один из наиболее интересных художников: «Есть пытливость и надежды у Ц. Могилевского в его “Улыбке сумерек”, “Волге” и др.»[5]. В 1919-м он участвовал в 1-ой народной выставке картин, плакатов, вывесок и детского творчества, в том же году — в ХХIХ-й выставке картин ТЮРХ. В 1919 году был принят в члены ТЮРХ.

4)Экспозиция картин художников-авангардистов, 1928 год

4) Экспозиция картин художников-авангардистов, 1928 год

С установлением советской власти в Одессе в феврале 1920-го года, Могилевский стал уполномоченным от горнаробраза по Государственным свободным художественным мастерским (так тогда называлось Одесское художественное училище), затем, в 1921-1922 годах, преподавал в этом учебном заведение, которое было переименовано в Академию изобразительных искусств (1921-1922), а затем в Институт изобразительных искусств (с мая 1922). Был он также музейным инспектором Политпросвета, художником-экспертом, заведующим экспозиционным отделом Музейного фонда.

В 1922 году году было создано Общество художников им. К. К. Костанди, костяк которого составили члены ТЮРХ. Членом общества стал и Могилевский.

Много времени и усилий художник отдавал работе в комиссиях и комитетах культуроохранного характера. В 1925 году он возглавил комиссию по обследованию Старого еврейского кладбища (уничтожено). Комиссия была создана отделом музеев и охраны памятников искусства и старины губисполкома в связи с организацией Всеукраинского музея еврейской пролетарской культуры имени Менделе Мойхер-Сфорима. В результате обследования было выявлено, что на кладбище сохранилось много памятников и надгробных плит (в основном разрушенных и разбросанных), представлявших музейную ценность. Отдел музеев обращался в Окркомунотдел с просьбой о передаче их Музейному фонду[6].

Могилевский также стал экспертом Одесской краевой комиссии по охране памятников материальной культуры и природы при Одесском историко-археологическом музее (1926–1932). За период работы комиссия выявила и составила список памятников культурного наследия, которые были взяты под государственную охрану. Часть памятников и сейчас украшает Одессу, часть утрачена. В 1927 году открылась выставка «Исследования в археологии за 10 лет (1917-1927)», знакомившая с новыми археологическими находками. На выставке были представлены три работы художника: «Дача Савицкого», «Осень 1910 года: дача Прокудина», «Этюд из Подолья».

В 1927 году Могилевский вошел в состав подкомиссии этой комиссии, созданной для исследования одесских кладбищ и пещерных жилищ сел Усатово и Нерубайское. Сделанные фотографии были представлены в одном из залов музея «Старая Одесса».

Могилевский был членом Одесского оргкомитета союза советских художников Украины, в 1935 году стал его председателем. Об этом свидетельствует заметка об открытии в Одессе 1 августа 1935 г. VI Всеукраинской выставки, в которой указывается: «От имени художников Одессы выступил председатель одесского оргкомитета советских художников тов. Эмский-Могилевский»[7].

11 апреля 1935 г. в Доме прессы состоялся его доклад «Реализм в дореволюционном искусстве и вопросы социалистического реализма»[8], в котором он попытался объяснить одесским художникам суть единственно верного художественного метода.

3)Могилевский проводит экскурсию для бойцов Красной армии

Могилевский проводит экскурсию для бойцов Красной армии

Наибольший вклад в культурную жизнь Одессы Могилевский внес, возглавляя в 1924-1937 годах Народно-художественный музей (ныне — Одесский художественный музей, ОХМ).

Во многом благодаря его усилиям в течение 1927 и 1928 годов в Одессу с целью пополнения собраний музеев отдельными партиями поступило около 400 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства отечественных и зарубежных мастеров. В архиве Одесского художественного музея сохранился акт № 854 от 11 января 1927 г.[9], согласно которому, на основании разрешения Музейного отдела из Центрального хранилища Государственного музейного фонда Одесскому музею через заведующего Ц. С. Эмского-Могилевского было выдано 29 произведений живописи русских и западноевропейских художников. Под № 4 акта значится работа В. Кандинского «Беспредметное».

Спустя год, 6 января 1928 года, Ц. С. Эмский-Могилевский, согласно акту № 108, получает из фонда Московского музея живописной культуры пятнадцать произведений живописи. Это работы А. В. Лентулова, Н. С. Гончаровой, Д. Д. Бурлюка, Н. В. Синезубова, М. И. Менькова, К. С. Малевича, А. В. Грищенко, Л. С. Поповой. Ряд произведений авангардистов приобретались в Одессе.

Комплектование музея произведениями художников авангарда отмечалось в одесской периодике: «Народно-художественный музей закончил разборку десятков ящиков, в которых прибыли ценные музейные вещи из Москвы и Ленинграда… Впервые в одесских музеях будут представлены левые русские мастера начала 20 века Лентулов, Бурлюк, Малевич, Попова, Грищенко, Гончарова»[10].

С 27 ноября по 31 декабря 1928 года в пяти залах Одесского народно— художественного музея состоялась Выставка подарков одесским музеям из музеев Москвы и Ленинграда. Экспонировались редкостные фарфоровые изделия русских, украинских, немецких, французских и других заводов, живопись западных мастеров — итальянских, голландских, французских, старинные гравюры, а также «коллекция левых во главе с Бурлюком, Попова, Кандинский, Синезубов и др.»[11].

Из всех работ художников-авангардистов в собрании Одесского художественного музея сохранилось только произведение художника Н. В. Синезубова «В кабачке».

В 1930-е годы пополнение музейных фондов продолжилось: «Народно-художественный музей Одессы приобрел и выставил новые экспонаты. Среди них — большое полотно Айвазовского «Пушкин среди гурзуфских скал» и очень ценная картина Константина Маковского «Ромео и Джульетта». Кроме того, музей приобрел акварельные работы Айвазовского ранних лет и ценный портрет русского художника Кипренского — картина неизвестного автора»[12].

Портрет Г. С. Вербицкой работы Ц. С. Эмского-Могилевского

Портрет Г. С. Вербицкой работы Ц. С. Эмского-Могилевского

В 1930 году Могилевский подарил музею картины В. Д. Баранова-Россине, из которых в музее сохранилась только одна — «Утро»[13].

Важнейшей сферой работы музея стала организация экспозиционно-выставочной деятельности. В 1924 году в музее состоялась Посмертная выставка картин академика живописи К. К. Костанди, в 1927 — Третья осенняя выставка картин Художественного общества им. Костанди.

Под руководством Могилевского выставочная деятельность становилась на «советские рельсы». В 1928 году состоялась большая выставка «Женщина в искусстве». Одесская пресса отмечала: «Музей уже давно увязывает свою работу с политико-просветительными задачами, освещая ряд социальных вопросов при помощи имеющегося у него художественного материала, ценного для характеристики как искусства, так и общества… Начинание руководителей музея в области экспозиции художественных ценностей в соответствии с текущим моментом следует особенно приветствовать»[14]. Судя по перечисленным фамилиям мастеров XIX века соответствие экспозиции текущему моменту заключалось исключительно в названиях отделов, например, «Селянка в искусстве».

После революции широкое распространение получила практика, перенятая у Товарищества передвижных художественных выставок. Целью передвижных выставок 30-х годов было знакомство с изобразительным искусством рабочих и колхозников. Выставки экспонировались в клубах, колхозах, совхозах, на производствах, география их была широка. В феврале 1934 года состоялась передвижная художественная выставка, организованная музеем. Она экспонировалась в колхозе им. К. Либкнехта и в других колхозах и совхозах Одесской области. «На выставке — картины старых и современных мастеров»[15].

Могилевский наблюдает за развеской картин зала русского реалистического искусства XIX века, 1931 год

Могилевский наблюдает за развеской картин зала русского реалистического искусства XIX века, 1931 год

С 1935 по 1937 годы в Народно-художественном музее состоялись следующие выставки: 1935 — персональная выставка Ю. Р. Бершадского к 35-летию творческой деятельности, персональная выставка Е. И. Буковецкого, выставка произведений одесских художников; выставка детского творчества; 1936 — Областная выставка этюдов и рисунков одесских художников, «Пушкин и его эпоха в искусстве»; 1937 — Областная пушкинская выставка. Выставки сопровождались творческими встречами, в обсуждениях неизменно принимал участие Могилевский.

Музеем велась активная экскурсионная деятельность, о том, что Могилевский лично водил многочисленные экскурсии, свидетельствуют сохранившиеся в архиве музея фотографии.

Музей был инициатором организации детского художественного творчества в Одессе. Следует привести некоторые исторические данные, которые делают более понятными публикации в одесских газетах.

В 1934 году по решению коллегии Наркомпроса в Москве в Государственном музее изобразительных искусств была проведена Международная выставка детского рисунка с участием 15 стран Европы, Азии, Америки, всех республик Советского Союза. На выставке было представлено более 1500 экспонатов. За 4 месяца ее посетили свыше 27 000 человек. Затем выставка побывала в Лондоне, Оксфорде и Париже.

В 1935 году был объявлен Первый Всероссийский конкурс детского рисунка. Организатором конкурса выступил Центральный дом художественного воспитания детей РСФСР имени А. С. Бубнова, конкурс поддержали редакции газет «Пионерская правда» и «Колхозные ребята».

Как следует из публикации в «Большевистском знамени» одесские юные художники принимали участие в Международной выставке детского рисунка: «Народно-художественный музей Одессы взял на себя роль организатора детского творчества. Днями в залах музея была встреча юных художников, — пионеров, школьников с лучшими художниками Одессы. Собралось 100 детей. Пришли художники, профессора Крайнев, Шовкуненко, Волокидин, Бершадский, Теннер и Эмский-Могилевский, Кишиневский, Шатан, Постель, Синицкий и др. В специальном зале музея была организована выставка этих художников. Музей уже собрал 10 000 детских рисунков, часть из них отослана в Ленинград на интернациональную выставку детского творчества… Музей установил постоянную консультацию для детей и приступает к организации выставки детского творчества»[16].

Статья в областной молодежной газете «Молодая гвардия» свидетельствует, что и в Украине был объявлен республиканский конкурс детского рисунка: «На дружную товарищескую встречу с лучшими мастерами собрались юные художники одесских школ. Во всех комнатах художественного музея можно было встретить детей, которые группами и поодиночке жадно останавливались перед той или иной картиной, обращались к хозяевам с вопросами, с просьбами рассказать… В честь этого праздника художники — участники встречи устроили выставку, на которой были представлены лучшие картины мастеров… Тепло прошла встреча. Но, к сожалению, руководителей пионерорганизации, горкома и райкома комсомола, вожатых не было. Это свидетельствует, что руководители пионерорганизации еще не понимают огромного политического веса всеукраинского конкурса на лучший рисунок»[17].

Выставка подарков из музеев РСФСР, 1928 год

Выставка подарков из музеев РСФСР, 1928 год

Выставка рисунков юных одесских художников состоялась в музее 10 мая-30 июня 1935 года. О выставке написал Эмский-Могилевский: «Во всех композициях детей, в линиях и колорите, с исключительной выразительностью отображается полнота восприятия жизни нового человека, растущего в социалистическом обществе. Изображен ли любимый вождь пионером Часловым, или стреляет ворошиловский стрелок Акермана, мчит ли Красная конница на рисунках 10-11-летних художников, проектирует ли детский санаторий 14-летний Золотарев — вы чувствуете волнующий мир переживаний авторов. Выставка пользуется вниманием зрителей всех возрастов. За четыре дня ее посетило более 11 тысяч человек»[18].

Не оставлял Могилевский и занятия живописью. Он принимал участие в Выставке картин краеведческого характера (1928), Первой всеукраинской юбилейной выставке, посвященной 10-летию Октября (1927), Второй всеукраинской выставке (1929), Первой выставка картин, графики, скульптуры художников Одессы (1934), VI Всеукраинской художественной выставке (1935), выставке «Искусство советской Украины» (1936), Областной выставке этюдов и рисунков одесских художников (1936), Выставке этюдов художников Украины и Молдавии (1937).

Могилевский проводит экскурсию для юных художников

Могилевский проводит экскурсию для юных художников

Плодотворная творческая, административная и организационная деятельность Могилевского была прервана вскоре после начала Большого террора. 31 августа 1937 года появилось постановление об его аресте и был произведен обыск по адресу ул. Ленина (ныне — Ришельевская) 44, кв. 6, где он проживал с матерью Росей Иосифовной, женой Эсвир Климентьевной и сыном Александром. 10 сентября он был арестован, ему вменялись в вину связь с иностранными консулами, шпионаж, контрреволюционная агитация.

26 ноября 1937 года состоялось заседание тройки при УНКВД по Одесской области, которая постановила расстрелять Могилевского, в тот же день приговор был приведен в исполнение[19]. С 1935 года расстрелы производились во внутренней тюрьме НКВД на улице Энгельса (ныне — Маразлиевская). Известно имя палача — Л. И. Лелеткин, который благополучно умер в 1975 году в своей постели.

Работа музея была признана неудовлетворительной, на заседании бюро Одесского горкома КП(б)У от 25 сентября 1937 года было принято следующее решение под грифом «секретно»: «1. Отметить, что в результате вредительской контрреволюционной деятельности ныне разоблаченных врагов народа, работавших в комитете искусств (Шостацкого, Сольского и др.) имеются факты провала работы Народно-художественного музея. У руководства Художественного музея долгое время сидел ныне разоблаченный враг народа Эмский. Всю свою деятельность Эмский направлял на срыв и дискредитацию советского социалистического искусства, окружал себя классово-враждебными людьми (Мерхер и др.).

  1. В работе музея совершенно не отражено огромное развитие советского социалистического искусства в СССР за 20 лет. Совершенно неудовлетворительно отмечено развитие искусства на Украине. В музее игнорировали идеи марксизма-ленинизма в области искусства. Проводилась политика великодержавного шовинизма.
  2. Драгоценные художественные экспонаты, имеющее большое историческое значение, отображающие культуру, быт, экономику, отражающие исторический путь развития искусства народов, заброшены совсем или находятся рядом со второстепенными, малозначащими экспонатами.
  3. Музей в своей работе совсем не отражает классовой борьбы на Украине до Октябрьской революции, отсутствуют художественные произведения украинских советских художников и т. д.
  4. Массовая воспитательная работа среди сотрудников отсутствует. Были факты грубого зажима критики, на всякие попытки высказать свое мнение сотрудники встречали резкое сопротивление разоблаченного врага Эмского.

Бюро горпарткома постановляет:

  1. Обязать культпросветотдел горкома КП(б)У в ближайшее время укрепить руководство музея, подобрав кандидатуру директора музея. Очистить музей от классово-враждебных и идеологически невыдержанных элементов, подобрав на работу в музей политически проверенных, преданных партии коммунистов, комсомольцев и беспартийных большевиков.
  2. Предложить комитету по делам искусств (т. Фишману) перестроить всю работу музея с таким расчетом, чтобы она отражала действительное величайшее развитие советского социалистического искусства в нашей стране, развитие искусства многонационального народа нашей страны.
  3. Комитету по делам искусств обратить особое внимание в научной работе музея на развитие искусства народов нашей страны в историческом развитии, отображающее культурный рост, всестороннее развитие и классовую борьбу народов нашего великого Советского Союза, показав достижения Советского Союза за 20 лет.
  4. Комитету по делам искусств и руководству музея проверить в ближайшее время все имеющиеся в музее экспонаты с целью очищения музея от идеологически невыдержанных и контрреволюционных экспонатов.
  5. Обязать Культпросветотдел горкома совместно с облкомитетом искусств разработать конкретные мероприятия по ликвидации последствий вредительства в Художественном музее.
  6. Организовать политико-воспитательную работу среди сотрудников музея, заострив внимание всех сотрудников на скорейшую ликвидацию последствий вредительства в музее».

Фотокопия документа была передана в Одесский художественный музей общественной организацией «Одесский Мемориал», местонахождение оригинала неизвестно.

Имя «врага» Эмского упоминается в статье, напечатанной в журнале «Малярство i скульптура»:

«Можно сказать, что ни на одном участке социалистического строительства на Украине враги народа так не навредили, как в области музейного дела. Будучи почти бесконтрольными, они варварски разрушали самые ценные экспонаты, они разворовывали исторические документы и ценности, они всяческими методами разваливали музеи… В Одессе враги народа за последние годы ликвидировали пять музеев, среди них музей еврейского искусства, который славился своими экспонатами в Европе и Америке…Враги устраивали вредительские экспозиции… Вредительской была экспозиция одесского музея, где орудовал враг Эмский»[20].

7 октября 1956 года жена художника, Эсвир Климентьевна Могилевская, написала письмо Генеральному прокурору СССР с просьбой пересмотреть дело мужа и реабилитировать его.

Одновременно с обращением жены с просьбой о реабилитации к Генеральному прокурору обратились художники:

«Мы, нижеподписавшиеся члены Союза советских художников Украины и Ленинградского областного Союза художников: художники, архитекторы, скульпторы, искусствоведы, общественные деятели, советские работники удостоверяем, что Могилевский нам известен с 1924 по 10 сентября 1937 года как директор Художественного музея Одессы, как человек, художник, советский работник, общественный деятель — с самой лучшей стороны, во всей своей деятельности как вполне лояльный гражданин Советской страны. Могилевский пал жертвой завистников, злостной клеветы со стороны застраховщиков, врагов социалистического прогресса. Мы с полной уверенностью убеждаемся в том, что истина и справедливость восторжествуют, как торжествует Сталинская Конституция — защитница прав советских граждан»[21].

Письмо подписали: художник, член Ленинградского отделения Союза советских художников М. И. Соломонов (окончил Одесское художественное училище, 1890), профессор Одесского художественного училища Л. Е. Мучник, профессор Одесского строительного института и Одесского художественного училища Ю. Р. Бершадский, профессор Одесского художественного училища Т. Б. Фраерман, профессор Одесского строительного института М. В. Замечек, заслуженный деятель искусств, артистка Одесского государственного театра Революции Л. В. Мациевская, главный художник Одесского театра музыкальной комедии Л. С. Файленбоген и др.

Процесс реабилитации не был автоматическим, некоторые из подписантов были допрошены в качестве свидетелей, они должны были рассказать о своем знакомстве с осужденным, дать его общественно-политическую характеристику, ответить на вопрос, известно ли им о его антисоветской деятельности. Допрошенные: Т. Б. Фраерман, Л. Е. Мучник, старший научный сотрудник Художественного музея М. П. Гладских, Л. С. Файленбоген характеризовали его только с положительной стороны.

«Обвинение было основано на неконкретных и сомнительных показаниях лишь одного свидетеля Трейстера… Трейстер показал, что Эмский-Могилевский хотел казаться советским человеком, однако были случаи, когда он высказывал недовольство советской властью и ее руководителями. Но конкретно свидетель не указывает, в чем проявилось недовольство Эмского-Могилевского. Других доказательств об антисоветской деятельности Эмского-Могилевского в деле не имеется»[22].

Найти художника Трейстера при пересмотре дела следователям не удалось. Найти его в интернете тоже не удалось, фамилия осталась только в следственном деле.

И все же сведения об этом человеке (без указания фамилии) нашлись в воспоминаниях одессита В. А. Короба (ГАОО. — Р-8171. Личный фонд Короба Вадима Абрамовича) о его друге Александре, сыне Ц. С. Эмского-Могилевского.

В 1980-е годы Александра пригласили в Управление КГБ по Одесской области и дали ознакомиться с делом отца. Там он и прочитал показания идейного комсомольца И. Б. Трейстера, которого Эмский-Могилевский учил не только музейному делу, но и грамоте, и который сдал своего учителя в надежде занять его место. Однако директором музея был назначен член ВКП(б) В. М. Майданик.

Могилевский был реабилитирован. Жена получила справку о том, что «дело ее мужа Могилевского Цви Савельевича, 1887 г. р. пересмотрено Военным трибуналом Одесского военного округа 5 февраля 1957 года. Постановление тройки от 26 ноября 1937 года в отношении Могилевского отменено и дело о нем прекращено за отсутствием состава преступления»[23].

В полученной справке ничего не говорилось о том, жив ли Могилевский, а если умер, то какова причина и дата смерти, где похоронен. Жена вновь обратилась с письмом, на этот раз к начальнику облуправления КГБ по Одесской области с просьбой сообщить ей эти сведения. 27 февраля Могилевской была выдана справка о смерти мужа, в которой сообщалось, что «находясь в заключении, он умер от недостаточности сердечной деятельности 19 июля 1944 года. Местонахождение захоронения Эмского-Могилевского Ц. С. неизвестно».

Шестой справа – Могилевский

Шестой справа – Могилевский

На выставке «Спецфонд, 1937–1939» в Национальном художественном музее Украины (23 января — 29 марта 2015), экспонировался портрет Ц. С. Могилевского работы Е. И. Буковецкого[24]. Эта выставка демонстрировалась также в ОХМ (21 сентября -19 ноября 2018). На выставке «Спецфонд. Графика» (19-28 августа 2016) в Национальном художественном музее Украины экспонировался «Портрет жены» работы Ц. С. Эмского-Могилевского.

В фонде ОХМ хранится картина Могилевского «Каховка» и рисунок «Село Британы», подаренные автором в 1936 году. Картин художника сохранилось совсем немного, поэтому особенно интересен портрет Г. С. Вербицкой, недавно появившийся на арт-рынке.

В 2022 году ОХМ выложил в открытый доступ значительную часть своего научного архива. Большой интерес представляют более 700 негативов на серебряно-желатиновых пластинах, большинство из которых датированы концом 1920-х — началом 1930-х годов. На многих фотографиях запечатлен Эмский-Могилевский: он руководит развеской картин в залах музея, ведёт многочисленные экскурсии.

Долгие годы имя Эмкого-Могилевского — художника, исследователя, организатора музейного дела, было под запретом, теперь оно вернулось из забытья, заняло своё место в истории культуры Одессы.

Примечания

[1] Пащенко О. Відповідальний іспит перед народом. Підготовка до виставки «Ленін, Сталін і Україна» // Образотворче мистецтво. — 1941. — № 3. — С. 5.

[2] Общество независимых художников в Одессе: биобиблиогр. справ. / сост., авт. вступ. ст. О. М. Барковская; рецензент В. А. Абрамов; консультант С. З. Лущик ; ред. И. С. Шелестович ; Одес. нац. науч. б-ка им. М .Горького. – Одесса, 2012. — С. 10.

[3] Боровой С. Я. Воспоминания. — М.; Иерусалим, 1993. — С. 76.

[4] Смирнов В. А. Расстрел директора Народно-художественного музея Эмского-Могилевского Ц. С. (По материалам архивно-следственного дела ГАОО фонд 8065, опись 2, дело № 1333) // Смирнов В. А. Реквием ХХ века: в 5-ти ч. Ч. 5. — Одесса, 2010. — С. 799.

[5] Бек. На выставке картин т-ва южнорусских художников // Театр. день. — Одесса, 1918. — 9 окт.

[6] Солодова В. Одесский музей еврейской культуры (1927— 1941) // URL:http://lostart.org.ua/ua/research/453.html

[7] На відкритті виставки // Чорномор. комуна. — 1935. — 4 серп.

[8] Чорномор. комуна. — 1935. — 9 квіт.

[9] Абрамов В. «В. Кандинский среди других мастеров «утраченного» авангарда» // Дерибасовская-Ришельевская: альманах. — Одесса, 2008. — Вып. 33. — С. 194-202: ил.

[10] Что получила Одесса из столичных музеев // Вечерние известия. — 1928. — 20 мая.

[11] Дар к Октябрю// Вечерние известия. — 1928. — 20 окт.

[12] Картини Айвазовського і Маковського // Чорномор. комуна. — 1935. — 8 квіт.

[13] В лабіринтах часу. Виставка реставрованих творів іконопису та живопису із фондів Одеського художнього музею: каталог. — Одеса, 2016. — С. 12-13: ілюстр.

[14] К. «Женщина в искусстве» // Известия. — 1928. — 8 марта.

[15] Передвижная художественная выставка в Одесской области // Известия. — 1934. — 24 февр.

[16] Талановитий 11-літній художник // Чорномор комуна. — 1935. — 10 квіт.: фот.

[17] Бужевич Р. Зустріч. Зростають юні художники // Молода гвардія. — 1935. — 2 квіт.: фот.

[18] Емський-Могілевський Ц. Як ми працюємо з юними художниками // Молода гвардія. — 1935. — 14 трав.: ілюстр.

[19] Смирнов В. А. Расстрел директора Народно-художественного музея Эмского-Могилевского Ц. С. (По материалам архивно-следственного дела ГАОО фонд 8065, опись 2, дело № 1333) // Смирнов В. А. Реквием ХХ века: в 5-ти ч. Ч. 5. — Одесса, 2010. — С. 797-811.

[20] С. Кр-ць. Музеї України // Малярство i скульптура. — 1938. —№ 4. — С. 19.

[21] Смирнов В. А. Расстрел директора Народно-художественного музея Эмского-Могилевского Ц. С. (По материалам архивно-следственного дела ГАОО фонд 8065, опись 2, дело № 1333) // Смирнов В. А. Реквием ХХ века: в 5 ч. Ч. 5. — Одесса, 2010. — С. 804.

[22] Там же. — С. 808.

[23] Там же. — С. 809.

[24] Спецфонд, 1937–1939 з колекції. НХМУ: кат. вист. — К., 2016. — С. 32: іл.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Один комментарий к “Инна Рикун-Штейн: Возвращение из забытья: директор Одесского народно-художественного музея Ц.С. Эмский-Могилевский

  1. Яков

    Большое спасибо за интересную статью о подвижнике культуры Ц. С. Эмском-Могилевском! Действительно, возвращение из забытья! Такие люди достойны памятной доски на стене ОХМ. Особенно, понравился портрет Г. С. Вербицкой работы Ц. С. Эмского-Могилевского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.