©"Заметки по еврейской истории"
  октябрь 2017 года

Михаил Косовский: Государственный антисемитизм: реальность или мираж?

Авторы многих статей склонны преувеличивать распространенность госантисемитизма в мире.  Одна из причин такой тенденции — нечеткость понимания разницы между действительно распространенным народным антисемитизмом и не имеющим ясного определения госантисемитизмом. Другой причиной может быть эмоциональное, мешающее объективности, отношение пишущей публики к теме антисемитизма.

Михаил Косовский

Государственный антисемитизм: реальность или мираж?

(окончание. Начало в №8-9/2017)

Евреи при Сталине

     О народном антисемитизме в СССР, включая сталинский период, читатели знают не меньше, а, возможно, больше, чем автор этой статьи. Многие, имея личный опыт, считают, что страну победившего социализма следует называть страной победившего антисемитизма.    

      А как обстояло дело с госантисемитизмом при Сталине? Уничтожение Еврейского антифашистского комитета, кампания по борьбе с безродными космополитами и «Дело врачей», приводятся историками как примеры вопиющего официального антисемитизма. Признанный эксперт в этой области Г. Костырченко на основании рассекреченных архивных материалов считает Сталина основателем и активным проводником госантисемитизма в стране.

     Однако антиеврейская политика Сталина при ее внимательном рассмотрении не столь очевидна, как утверждается в многочисленных статьях. Не отрицая подлинности и ценности изученного историками рассекреченного материала, позволю себе усомниться в правильности интерпретации многих фактов. При непредвзятом изучении сталинских антиеврейских акций неизбежно возникает вопрос: зачем ему это было нужно? Маловероятно, что в его известных кампаниях им руководил зоологический антисемитизм Гитлера, скорее в основе его террора довоенных лет и политических кампаний послевоенного периода лежали важные для диктатора скрытые цели, о которых могли не знать даже его ближайшие сподвижники.

     В действиях такого тонкого и хитрого политика как Сталин за официальными сообщениями и газетными статьями следует искать истинные намерения. Как говорят, шерше ля фам, но ищите не женщину, а скрытую причину.

    Давайте, невзирая на авторитеты, проанализируем политику Сталина в отношении евреев на предмет соответствия ее госантисемитизму. Вопрос о том был ли Сталин антисемитом до сих пор не имеет однозначного ответа. Известно, что он был скрытным и недоверчивым, публично осуждал антисемитизм как уродливое явление, несовместимое с марксистским интернационализмом.  Но, зная его как ловкого политика, мы не можем быть уверены, что его публичные высказывания были искренними.  Если верить свидетельствам его однопартийцев революционных лет, то будущий отец народов не очень жаловал евреев, скорее наоборот. Но это еще не основание для вывода, что прагматик Сталин позволял себе затевать в стране рискованные антисемитские кампании только в угоду своему чреву.

     Начиная с конца 1920-х годов, Сталин поставил перед собой единственную цель — установить единоличную власть над партийно-государственным аппаратом, армией и НКВД. Применяя свои изощренные политико-иезуитские методы, он постепенно уничтожил партийных оппозиционеров (троцкистов, бухаринцев и др.), и к середине 1930-х годов стал абсолютным лидером в партии.  Но чтобы установить жесткий авторитарный режим, необходимо было заменить диктатуру партии единоличной диктатурой. Для этого Сталин начал замену старого ленинского призыва номенклатурно-чиновничьего аппарата, носителя ставших ненужными идей марксистского интернационализма на молодых чиновников, менее образованных и менее культурных, прагматичных циников, не верящих ни в бога, ни в черта, партийных выдвиженцев из низов, эдаких советских разночинцев, безукоризненных исполнителей его воли.

     В годы Большого террора (1936-1938) были уничтожены многие соратники Сталина, которые были потенциальными претендентами на верховную власть. Некоторые авторы склонны приписывать Большой террор к антисемитской акции Сталина, поскольку среди репрессированных партийно-советских деятелей был относительно высокий процент евреев. Историк И. Абросимов утверждает, что годы Большого террора нельзя отнести к проявлениям государственной антисемитской политике. Белоэмигрантский журналист И. Солоневич считает, что дело вовсе не в сталинском антисемитизме, если бы такой и существовал, а в том, что «…для достижения своей полной и абсолютной власти Сталину нужны были на руководящие посты не интеллигентные ленинской гвардии евреи, а сволочь, прохвосты без мозгов, марионетки в руках центрального партийного аппарата». Соглашаясь с мнением И. Солоневича, Г. Костырченко добавляет, что после Большого террора окончательно утвердился культ личности Сталина. Вместо прежних соратников диктатора окружали преданные ему слуги. Установилась империя всевластности вождя и безликого аппарата власти покорных послушных чиновников, которые чувствовали себя комфортно и обеспеченно при хозяине.

    С середины 1930-х годов для еврейской культуры наступили тяжелые времена: сократилось количество еврейских школ, закрылись практически все высшие и средние специальные учебные заведения, где велось обучение на идиш. Правда одной из причин закрытия еврейских школ и других идишских учебных заведений было снижение количества учащихся из — за желания родителей отдавать детей в русские учебные заведения. Следует помнить, что в эти годы началось наступление на позиции национальных культур народов союзных и автономных республик. Представители национальных элит обвинялись в буржуазном национализме. Эти действия по замыслу Сталина призваны были сплотить национальности СССР вокруг общесоюзного русского центра, привести к консолидации власти в стране. На этом фоне, по мнению И. Абросимова, зажим еврейской культуры не может быть отнесен к проявлению госантисемитизма как такового.
     Согласно Г. Костырченко первые признаки госантисемитизма начали появляться в конце 1930-х годов: увольнение наркома иностранных дел еврея М. Литвинова и избавление от его сотрудников-евреев — официальный антисемитизм стал быстро расти в конце 1940-х, достигнув апогея в начале 1950-х годов.

     В 1943—1944 годах был издан ряд закрытых инструкций о регулировании процентного состава представителей разных национальностей на руководящих постах. На расширенном совещании в ЦК партии осенью 1944 года Сталин призвал к «более осторожному» назначению евреев на руководящие должности, а выступивший вслед за тем Маленков призвал к «бдительности» в отношении еврейских кадров. Было составлено директивное письмо — «Маленковский циркуляр», перечисляющий должности, на которые не следует назначать евреев. Вводились также ограничения на прием евреев в вузы.

      Нельзя не согласиться с утверждениями историков, что «Маленковский циркуляр» выразил явную антиеврейскую политику Сталина и должен с точки зрения евреев квалифицироваться как проявление госантисемитизма. С другой стороны именно своей антисемитской направленностью документ удовлетворял чувства социальной зависти и справедливости чиновников среднего и низшего звена, большинства членов общества, которым резала глаз перенаселенность евреев во всех сферах руководства. Играя на зависти людей и на привитом с детства чувстве уравниловки Сталин поддерживал авторитет своей «справедливой народной» власти, а несправедливость к евреям было дело десятое, не волновавшее никого, кроме евреев. Получается, что и этот антисемитский документ преследовал чисто популистскую цель.

     Попытаемся рассмотреть наиболее «антисемитские» акции Сталина, описанные Г. Костырченко, Ж. Медведевым, А. Авторхановым, И. Кременецким, В. Энгелем и другими историками под лупой криминалиста, интересующегося скрытыми мотивами преступления. Но прежде позвольте коротко напомнить предложенное в введении определение госантисемитизма.

     Критериям этого явления должны отвечать такие действия правителей, которые направлены против своих граждан-евреев и преследуют единственную цель — удовлетворение антисемитско-психологических потребностей руководителя. Если же акция правительства служит экономическим или политическим интересам государства, большинства граждан, но при этом ущемляются интересы еврейского меньшинства, то такая акция не отвечает критериям госантисемитизма.  

     Рассмотрим упомянутую выше акцию Сталина — увольнение наркома иностранных дел еврея М. Литвинова, приведенную Г. Костырченко как пример начинающегося госантисемитизма. В 1938-1939 годах, предвидя войну с Германией, Сталин любыми средствами пытался избежать или оттянуть ее, поскольку Красная армия находилась в состоянии перевооружения и реорганизации (забудем, чей это был просчет). Европейские государства антигитлеровской коалиции, занятые своими проблемами, не поддерживали СССР перед угрозой нападения Германии, и Сталин решился на улучшение советско-германских отношений. В качестве первого шага необходимо было убрать Литвинова, который стремился к союзу с западными демократиями и активно клеймил фашизм в Лиге наций.  Интересно замечание У. Черчилля по поводу снятия Литвинова: «Еврей Литвинов ушел, и было устранено главное предубеждение Гитлера». Назначение Молотова на место Литвинова послужило активизации двусторонних дипломатических отношений, которые в августе 1939 года увенчались важным для СССР «Договором о ненападении». По пакту Молотова-Риббентропа, как известно, произошел очередной раздел Польши, к СССР отошли Западная Белоруссия и Западная Украина, а позднее и прибалтийские республики, Бессарабия и Северная Буковина.

     Наряду с коренным населением в СССР оказалось более полутора миллионов евреев, не знающих русский язык, сохранивших традиционный уклад жизни. Советское руководство открыло множество еврейских школ, увеличился тираж выходящей в Киеве газеты «Дер Штерн», новое еврейское население получило все гражданские права.  В Минске при Институте литературы и языка была открыта еврейская секция, стала выходить новая газета на идиш «Белостокер Штерн». Справедливости ради следует напомнить, что главным в политике Сталина в отношении евреев все же был курс, взятый еще при Ленине, на постепенную их ассимиляцию.

     Из книги Г. Костырченко мы знаем, что с началом войны Сталин через соответствующие структуры постоянно информировал Запад и Америку о трагедии и героизме советского еврейства, о реальности Холокоста. Для сбора правдивой информации были привлечены известные еврейские литераторы. Разумеется, эти шаги были предприняты не из сострадания к евреям, а с целью получить пропагандистские выгоды и материальную помощь от Запада. В результате евреями разных стран, особенно Америки, за годы войны было передано СССР 45 млн. долларов; продолжалось многолетнее сотрудничество с мировым сионизмом. Эти факты показывают, что если Сталин и был юдофоб, то только за бокалом вина с близкими соратниками или в семье, где он бывало в грубой форме выражал свое недовольство любовными увлечениями дочери Светланы евреями. Но в политике диктатора всегда превалировал Сталин-прагматик.

     В начале 1942 года по его указанию был организован Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) во главе с Соломоном Михоэлсом. В состав комитета вошли известные поэты, писатели, ученые, а через год вышел печатный орган ЕАК газета на идиш «Эйникайт». Комитет был задуман Сталиным как пропагандистский орган при Совинформбюро. Основная задача ЕАК — влиять на международное общественное мнение и организовывать политическую и материальную поддержку борьбе СССР против Германии. В годы войны ЕАК получил широкую известность среди мирового еврейства. В мирное время комитет переключился на активную поддержку и защиту еврейской культуры и искусства в СССР, на создание еврейской автономной культуры, а после образования Израиля начал агитацию за солидарность с еврейским государством. Такая деятельность расценивалась Сталиным как проявление слишком высокой несанкционированной активности, не соответствующей его задумке, противоречащей его планам. Диктатор понял, что комитет выполнил свою задачу и пора от него избавляться, но так, чтобы не было подозрений за границей. Над комитетом начали сгущаться тучи.  

     Кроме этой проблемы у Сталина был личный зуб на председателя ЕАК Михоэлса. Сталина сильно раздражали просачивающиеся в зарубежную прессу сведения о его привычках и семейной жизни. Было ясно, что информация поступает от человека, близкого к его семье. Началась слежка и прослушивание телефонов всех членов клана Аллилуевых и их близких друзей. Прослушивание показало, что в доме Евгении Аллилуевой и ее мужа ведутся критические разговоры о политике Сталина. Были арестованы Аллилуева с мужем, все их родственники и близкие друзья, включая И. Гольдштейна и З. Гринберга. Первый был вхож в дом Аллилуевой, второй — литератор, сотрудник ЕАК и друг Михоэлса. На допросах Евгения призналась, что З. Гринберг интересовался семьей Сталина, особенно Светланой и ее мужем Г. Морозовым. Гольдштейна и Гринберга допрашивали с применением методов «физического воздействия», после которых Гольдштейн показал, что собирал информацию по просьбе Гринберга для Михоэлса. Вскоре на стол Сталина лег рапорт из МГБ, в котором утверждалось, что Михоэлс собирал информацию о его семье и передавал «друзьям в США». Здесь, как часто бывало, министр госбезопасности С. Абакумов, желая показать работу, кое-что добавил от себя. На самом деле, как пишет Г. Костырченко, Михоэлса очень беспокоило состояние еврейской культуры, которая испытывала трудности после гонений на представителей еврейской литературы и искусства. Чтобы как-то улучшить ситуацию, Михоэлс решил через своего друга З. Гринберга, хорошо знающего И. Гольдштейна, попросить Г. Морозова, бывшего мужа Светланы, повлиять на Сталина и таким образом сдвинуть ситуацию в лучшую сторону. Но великий артист был простодушен, и это стоило ему жизни.

     С годами стареющий вождь стал более подозрителен, недоверчив, в известных евреях видел скрытых буржуазных националистов и сионистов. Он сделал вид, что поверил рапорту Абакумова, и уже предвкушал расправу над «ничтожным евреем». Это произошло в январе 1948 года в Минске, куда Михоэлс приехал со своим помощником В. Голубовым на заседание Комитета по Сталинским премиям. Михоэлса и Голубова обманом выманили из гостиницы, якобы на встречу с другом, отвезли на дачу министра госбезопасности Белоруссии Л. Цанавы и убили. Тела положили ночью на дорогу малолюдной минской улицы, и их переехал грузовик, инсценируя несчастный случай. Так кончилась жизнь «короля Лира на сцене и короля евреев в жизни» (Г. Костырченко).

      В этом акте Сталина, даже при желании, не просматривается госантисемитизм, на первый взгляд — убийство по заказу диктатора, сводящего счеты с ненавистным ему человеком. Однако сведение счетов не лучшее объяснение причины убийства. Предвидя судебную расправу над ЕАК, Сталин считал, что надуманные обвинения, которые будут предъявлены председателю ЕАК, известному за рубежом артисту и общественному деятелю Михоэлсу, могут выглядеть подозрительно, а то, глядишь, всплывут какие-нибудь опровергающие факты и погубят дело. Выходило, что несчастный случай — лучшее решение проблемы.

     Что касается самого комитета, то, как известно, был «собран» компрометирующий материал, и в ноябре 1948 года ЕАК был распущен как «центр антисоветской пропаганды, поставляющий информацию органам иностранной разведки». Началось долгое следствие, и 18 июля 1952 года 13 наиболее активных членов ЕАК были расстреляны, один умер во время суда в тюрьме.

     И снова вопрос: можно ли квалифицировать расправу над ЕАК, казнь невинных людей как проявление госантисемитизма? В сущности, ликвидация ЕАК не была направлена против граждан-евреев СССР. Как сказано выше, Сталину нужно было избавиться от комитета, проявляющего слишком большую несанкционированную активность, и заодно показать бдительность и эффективность правительства в борьбе с врагами народа. В образе врагов выступили еврейские буржуазные националисты, сотрудничавшие с американской разведкой. Массы, прослышав о евреях, легко проглотили фальшивку с мыслью: «Молодцы наши».

    На волне разоблачения ЕАК продолжала нарастать антисемитская истерия.  В 1948 году Сталин подписал постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о роспуске объединений еврейских советских писателей Москвы, Киева, Минска и закрытии еврейских альманахов в Москве и Киеве. Были закрыты еврейские музеи в Вильнюсе, Биробиджане, историко-этнографический музей грузинского еврейства в Тбилиси. Прекращены передачи еврейского радио на идиш, закрыто Московское еврейское театральное училище и все существующие в СССР еврейские театры, в 1949 г. закрыт последний еврейский театр ГОСЕТ в Москве (данные из Википедии).

     Действия вождя и его придворных, приведшие к тяжелым, большей частью невосполнимым потерям еврейской культуры, не принеся никакой пользы стране, сами по себе являлись несомненно проявлениями госантисемитизма. Но это также была популистская, апеллирующая к низовому антисемитизму акция, пропагандирующая народность, так сказать, своей в доску власти, и неясно, что здесь было главным, гонения на культуру народа или укрепление авторитета Сталина и Политбюро? Думается, что и то, и другое.

     Одновременно с разоблачением ЕАК в неугомонном мозгу престарелого диктатора вызревала очередная политическая кампания. Еще в конце 1930-х годов он начал насаждать идею советского патриотизма, ставшей после войны одной из важных задач мощной сталинской пропагандистской машины. Вскоре казенный патриотизм масс дал крен к русскому национализму и, подхваченный высшим партчиновничеством, переродился в великодержавный шовинизм. Это было время, когда от северных до южных морей опустился железный занавес, время, когда официальная пропаганда начала восхвалять всё русское и бороться за русские и советские приоритеты в литературе, искусстве, науке. Начиналась кампания против «космополитов». Суть ее состояла в критике и преследованиях части советской интеллигенции, считавшейся с точки зрения Агитпропа недостаточно патриотичной, признающей западные достижения в искусстве и науке, критикующей низкокачественные произведения советских писателей и композиторов, не восхищающейся героическим прошлым русского народа и проявляющей низкопоклонство перед Западом. Таких людей стали презрительно называть космополитами, то есть антипатриотами, позднее с легкой руки А. Жданова с намеком на их еврейство — безродными космополитами.

  Официально кампания была направлена против космополитов, но среди репрессированных и просто обвиненных в низкопоклонстве перед Западом евреи составляли 71 процент. Это дало повод некоторым исследователям считать кампанию скрытно антисемитской.  

     Но есть другое, более обоснованное мнение. Ж. Медведев пишет, что в те годы среди советской интеллигенции евреев было непропорционально много.  Реальной столицей евреев СССР и Европы была Москва, в которой в 1948 году проживало 400 тыс. евреев, на втором месте был Ленинград — 200 тыс. Не удивительно, что космополитами большей частью оказались евреи.

     Получив указания с олимпа власти, ретивые исполнители из высших партийных органов и Агитпропа с энтузиазмом принялись строчить распоряжения и циркуляры низам. У лихих газетных писак появился легкий заработок, а простые массы так и не поняли кто такие космополиты, но догадывались, что это научное название евреев.

     На деле кампания преследовала цель интеллектуальной изоляции страны, вождю нужно было заткнуть щели в железном занавесе, через которые в его империю дул свежий ветер демократии, плюрализма, нового образа жизни. Отгородившись от мирового прогресса, насаждая в стране всё отечественное, прославляя победы в войне и труде, Сталин прежде всего заботился об укреплении своего авторитета и единовластия, а потом уже — о благе народа. И в этой кампании, как, впрочем, и в других, для народного одобрения ему нужен был антисемитский запашок.

     Но душа часто болеющего диктатора так и не нашла успокоения. Ему казалось, и не без оснований, что его кресло не столь устойчиво как прежде, что ближайшее окружение (Маленков, Берия, Булганин и др.) незаметно набрало силу, влияние и ждет случая, чтобы сбросить его. Он понимал — пора делать профилактику. У поднаторевшего на репрессиях вождя созревал новый дерзкий план чистки, и он затаился, как тигр в засаде, выжидая подходящую ситуацию и повод.    

     И повод нашелся. 14 декабря 1952 года Сталин вынес на рассмотрение президиума ЦК КПСС вопрос «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле». Обратите внимание, что первым стоял вопрос о деятельности Министерства Госбезопасности, а потом вопрос о врачах-вредителях. 13 января 1953 года из сообщения ТАСС страна узнала о «врачах-террористах», «убийцах в белых халатах», которые умышленно-неправильным лечением укорачивали жизнь видных деятелей партии и государства. Еврейские фамилии профессоров-врачей резали слух, рождая праведный гнев граждан. Началась охота на ведьм. По обвинению в шпионской и вредительской деятельности в пользу иностранных разведок было арестовано 37 человек, из них 27 врачей, в большинстве евреи. Потоки статей и фельетонов, шельмующих и высмеивающих евреев, вызвали небывалый подъем антисемитских настроений. Евреев ненавидели и боялись у них лечиться.  В низах начались увольнения и исключения из партии по явно надуманным причинам. Поползли слухи о скорой депортации всех евреев в Сибирь и Биробиджан.

     Настойчивые требования Сталина к следствию сводились к максимальной разработке не медицинской части «Дела врачей», а шпионско-террористической деятельности профессоров, завербованных американской разведкой, международным сионизмом и еврейской националистической организацией «Джойнт». Похоже, что евреи нужны были Сталину как повод, эмоционально-психологическая затравка, как причина благородного гнева граждан, который должен был вылиться в солидарность с бдительной властью. Еврейская карта работала безукоризненно, прикрывая антисемитской истерией скрытые цели вождя.

     Ж. Медведев, А. Кимерлинг и другие авторы считают, что антиеврейский характер «Дела врачей» остается под вопросом, более реалистичными кажутся предположения, что диктатор готовил большую чистку, подобную репрессиям 1930-х годов, для смещение влиятельных и ставших опасными «соратников».

     Смерть Сталина привела к быстрому спаду кампании. Через неделю министр внутренних дел и первый заместитель предсовмина Берия дал указание пересмотреть «Дело». Вскоре была легко установлена полная несостоятельность обвинений, все обвиняемые были реабилитированы и восстановлены на службе. Чтобы сохранить лицо, власти расстреляли старшего следователя по особо важным делам МГБ подполковника М. Рюмина. Так бесславно закончилась последняя политическая кампания Сталина.

     Возвращаясь к основным послевоенным акциям диктатора, приходится с горечью признать, что «отец народов» не был отцом для евреев, как, впрочем, и для других народов СССР. Его политические кампании были популистскими, апеллировали к укоренившемуся в обществе антисемитизму, обязательно имели образ врага, часто в виде еврейского буржуазного национализма и сионизма. Но в сущности сталинская внутренняя политика не имела никакого отношения к евреям как таковым, за исключением отдельных случаев (гонения на еврейскую культуру в 1948-49 годах, Маленковский циркуляр), в которых тоже можно увидеть «смягчающие вину обстоятельства», некую вынужденность мер. Сталину нужны были евреи как козырная карта в его сложной игре кадровых перестановок, репрессий, политических кампаний, которые, не боюсь повториться, преследовали единственную примитивную до разочарования цель — установление и укрепление абсолютного единовластия. Благо эта цель нередко совпадала с интересами советского народа.

 Евреи после Сталина

      Развенчание вождя вначале вызвало в народе замешательство, но, привыкшие к авторитету власти, приученные к покорности, люди быстро успокоились, тем более, что уже их поколению было обещано жить при коммунизме. Начиналась хрущевская «оттепель», которая временно стала оттепелью и для евреев. Осужденные по «еврейским делам» были освобождены из тюрем или реабилитированы посмертно, в прессе прекратились антисемитские публикации, власти содействовали оживлению еврейской культуры. Были организованы комиссии по изданию литературного наследия Ш. Алейхема, П. Маркиша, Л. Квитко и других писателей, начал издаваться журнал на идиш «Советиш геймланд». Но Хрущев, как его предшественники, видел для евреев СССР только одну перспективу — постепенную ассимиляцию. Кстати, эта идея, рожденная интернационалистом Марксом, подхваченная Лениным и настойчиво претворявшаяся в жизнь их последователями, фактически являлась проявлением госантисемитизма, ибо предполагала, хотя и постепенную, но неизбежную, по принципу свершившегося факта, ассимиляцию евреев.

     Как ни странно, именно в период «оттепели» из кремля повеяло явной политикой антисемитизма. Оставаясь верным марксистско-ленинским идеям, считая религию опиумом народа, первый секретарь ЦК КПСС инициировал в стране антирелигиозную кампанию. Пострадали все конфессии, традиционно больше других досталось иудаизму. Началось массовое закрытие синагог. Всего с 1957 по 1966 годы в СССР было закрыто более 100 синагог и молельных домов. К концу этого периода в стране осталось только 62 синагоги, во многих крупных городах синагог не стало совсем. Появились ограничения на выпечку мацы, которые в 1961 г. переросли в полный запрет, начали закрываться еврейские кладбища, по надуманным обвинениям арестовывались наиболее активные преподаватели иврита и проповедники сионизма (В. Энгель, Курс лекций). Не затихала борьба властей с сионизмом, поскольку он противоречил официальной политике и считался вредной буржуазно-националистической идеологией.

      Ограничения еврейских национально-религиозных традиций вплоть до запрещения были направлены на создание условий скорейшей ассимиляции евреев без их ведома и согласия. Такая политика являлась, как отмечено, типичным проявлением госантисемитизма, ибо не давала никакой пользы стране. На волне начавшейся либерализации общества и послабления цензуры, активизировались разного толка замаскированные антиеврейские организации типа «Памяти», чего не допускалось при Сталине.

     После смещения Хрущева «оттепель» сменилась периодом «застоя», который обычно связывают с правлением Брежнева. Генсек Брежнев стремился вернуться к привычной   системе руководства при абсолютной гегемонии партии. Партийный аппарат подчинил себе государственные и другие структуры, которые превратились в исполнителей решений партийных органов. В борьбе с сионизмом появился термин антисионизм — эквивалент антисемитизма.

     После московского фестиваля молодежи и студентов в 1957 году и особенно после победы Израиля в войне 1967 года национальное самосознание ассимилированных евреев страны необратимо пробудилось. Многие решились навсегда порвать с СССР. Но власти не могли допустить бегство своих граждан из социалистического рая на виду у всего мира. Сионистов объявили агентами иностранных разведок, а желающих уехать — предателями родины. Началось движение отказников.

     Но, как позднее пела А. Пугачева, «время ни на миг не остановишь». 10 июня 1968 года лед тронулся — в ЦК партии поступило совместное письмо руководства МИД и КГБ за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить советским евреям эмигрировать из страны с мотивировкой «воссоединение семей». Справедливости ради напомню, что в это время в Москве на Таганской площади был открыт еврейский музыкальный театр, на Варшавском шоссе открылся еврейский драматический театр, среди евреев появились сторонники развития своей национальной культуры в СССР.

     С приходом к власти Ю. Андропова страна возвратилась к временам «холодной войны».  В этот период среди госпартчиновников высшего и среднего уровня было довольно значительное количество людей с антисемитской ментальностью — результат кадровой политики Сталина.  Закрывались ульпаны и кружки по изучению еврейской истории, преследованиям подвергались учителя иврита, для уезжающих   были введены надуманные платы за полученное образование и за выход из советского гражданства. Ущемление при Андропове национальных и гражданских прав евреев без какой-либо связи с жизнью остального народа страны не назовешь иначе, как госантисемитизмом.

      Существовали еще и негласные ограничения для евреев: прием в ВУЗы и престижные предприятия, занятие руководящих должностей, торможения присвоений званий и ученых степеней и др. Эти и подобные ограничения, как отмечает И. Кременецкий, чтобы не вступать в конфликт с официальной идеологией, основывались на устных указаниях или на иносказательно сформулированных партийных документах. В разных союзных республиках указания выполнялись в зависимости от степени «любви» руководителя к евреям. Историки и социологи квалифицируют эти факты как проявления госантисемитизма, с чем нельзя полностью согласиться. И. Кременецкий назвал их проявлениями партийно-бытового антисемитизма (ПБА), который был особенно распространен в западных республиках и в центре России. Все знают, что в престижный ВУЗ Москвы не смог бы поступить ни Альберт Эйнштейн, ни Зигмунд Шломо Фрейд. Однако в основе ограничений лежала не столько антисемитская ментальность чиновников, сколько стремление власти на разных уровнях снизить напряжение и недовольство граждан незаслуженно высоким, по их мнению, процентом евреев во всех сферах интеллектуальной деятельности: университетах, медицинских и научных учреждениях, литературных союзах, в руководстве промышленностью и сельским хозяйством. К сожалению, несмотря на явное нарушение прав евреев как равных членов общества, ограничения отражали мнения и желания большинства населения. Повторилась характерная для СССР ситуация, когда стремления еврейского меньшинства к интеллектуальной творческой деятельности вступили в противоречие с интересами титульного народа, то есть государства. Такое противостояние интересов не может трактоваться как госантисемитизм.

     В южных республиках, например, в Узбекистане, где долгое время жил автор этой статьи, дело обстояло иначе. Трудности поступления в ВУЗы создавались не только для евреев, но и для русских и всех европейцев, а представителям местных национальностей, особенно из сельских районов, делались облегчения. Такая политика, будучи явным нарушением равноправия, диктовалась не ксенофобией, а интересами республики. После завершения учебы еврей или русский норовили остаться в Ташкенте, в то время как узбеки уезжали к себе в районы, где требовались специалисты. При назначениях на руководящие должности предпочтение тоже отдавалось представителям коренных национальностей для воспитания своих национальных кадров, а нередко из националистических побуждений. Поэтому называть указанные выше действия властей проявлениями госантисемитизма тенденциозно, их даже не назовешь ПБА применительно к азиатским республикам и, возможно, закавказским, где чиновничество почти не знало антисемитизма.

                                                             

                                                              Заключение

  Авторы многих статей склонны преувеличивать распространенность госантисемитизма в мире.  Одна из причин такой тенденции — нечеткость понимания разницы между действительно распространенным народным антисемитизмом и не имеющим ясного определения госантисемитизмом. Другой причиной может быть эмоциональное, мешающее объективности, отношение пишущей публики к теме антисемитизма и, наконец, ошибочное причисление антиизраильской политики ряда государств к госантисемитизму.

     Опираясь на исторические факты и предложенные критерии официального антисемитизма, автор приходит к выводу, что в прошлом, начиная с античности, таковой почти отсутствовал. Госантисемитизм, о котором много пишут и который не устают клеймить — это иллюзия, мираж, возникающий перед авторами, идущими по пути предвзятого и конъюнктурного толкования прошлого.  

     Исключениями являются нацистская Германия и СССР. В гитлеровской Германии антисемитизм был возведен в ранг государственной политики как благо для немцев, как борьба за чистоту расы. Это вылилось в самое трагическое и позорное явление за всю историю человечества — Холокост. Сюда же можно с некоторой натяжкой отнести коллаборационистское правительство А. Петена, обосновавшееся на юге Франции в 1940 году после оккупации севера Франции Германией. Петен издал антиеврейские законы, в немецкие концлагеря было депортировано 76 тыс. евреев. В 2009 году Суд Франции признал правительство Петена причастным к Холокосту. В СССР при Сталине госантисемитизм практически отсутствовал, появляясь спорадически со «смягчающими вину» обстоятельствами. В постсталинский период вплоть до горбачевской перестройки это явление существовало в завуалированной, стыдливой форме, чтобы не противоречить официальной идеологии государства.

     В нынешних цивилизованных странах, включая часто критикуемые европейские государства, госантисемитизма нет, хотя бы по той простой причине, что в них уважаются законы и конституция.  Сегодня евреи защищены законом и охраняются государством от поползновений доморощенных и впущенных антисемитов. Не имею сведений о России, но склоняюсь к мысли, что и там сегодня нет госантисемитизма.

     Трудно сказать что-либо определенное о современных исламских государствах, где сохранились небольшие иудейские общины.  Известно, что классический ислам (не радикальный), в отличие от христианства, особенно православной его ветви, толерантен к иудаизму. Примером могут служить общины среднеазиатских или бухарских евреев — потомков вавилонских иудеев, приведенных Навуходоносором 2 из Иудеи в Вавилонию 2,5 тыс. лет назад. Недавно в прессе была опубликована заметка об обнаружении старинного свитка Торы в маленькой иудейской общине Йемена.

  Зачем написана эта статья? Во-первых, чтобы выразить свое видение госантисемитизма, которое не совпадает с общепринятым и побуждает взглянуть на проблему с новой точки зрения. Во-вторых, думаю, что статья может быть полезна для более эффективной борьбы с реальным антисемитизмом. Некоторые общественные деятели в Европе произносят пламенные речи перед парламентариями, призывая к борьбе с этим злом. Но их усилия остаются неуслышанными; законодатели, даже при желании, не могут бороться с несуществующим госантисемитизмом. Правда, в избытке имеется народный, но бороться с ним все равно, что бороться с тенью евреев. Если бы активисты не апеллировали к эмоциям парламентариев, а направили бы свою энергию на  самих евреев, призывая эмигрировать в Израиль, то, я уверен, с выездом последнего еврея скончался бы последний антисемит. Наблюдения С. Лурье актуальны и в наше время.

                                                                 Ссылки

  1. Абросимов И. Государственный антисемитизм и кадровая политика в СССР: 1939-1953. Заметки по еврейской истории, № 6 (97), 2008.
  2. Авторханов А.Г. Загадка смерти Сталина, империя кремля. Онлайн.
  3. Арендт, Ханна. Истоки тоталитаризма. М.ЦентрКом, перевод с английского, 1996.
  4. Джонсон, Пол. Популярная история евреев, М.: Вече, 2000.
  5. Дубнов С.М. Краткая история евреев. Феникс, Ростов-на-Дону, 2000.
  6. Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид: Массовое сознание римского Египта. М. Наука, 1988.
  7. Конкверст Р. Большой террор: сталинские чистки 30-х. Рига, 1991.
  8. Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. М.: Международные отношения, 2003.
  9. Кременецкий И. Современный антисемитизм. Заметки по еврейской истории, №1 2001.

    Статьи онлайн

  1. Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины. Петроград, 1922.
  2. Медведев Ж.А. Сталин и еврейская проблема. Изд. Права человека. 2003.
  3. Поляков, Леон. История антисемитизма в 4-х томах. Перевод с французского, 2008. Онлайн.
  4. Рюкуа А. Средневековая Испания. Вече, 2014.
  5. Солоневич И.Л. Россия в концлагере, 1935-1936. Книга онлайн.
  6. Энгель В.В. Курс лекций по истории евреев в России, 2008-2010. Онлайн.
Share

Михаил Косовский: Государственный антисемитизм: реальность или мираж?: 33 комментария

  1. Флят Л.

    К 1938 году закрыли все учебные заведения с преподаванием на языке идиш. В 1949 году исчезла культура на идиш, а её культуртрегеры оказались в расстрельных подвалах. концлагерях или лишилась работы по специальности. И совсем не важно, потакал диктатор народному антисемитизму, используя госаппарат, или сам был народным юдофобом. Но то, что государство при Сталине и позднее использовалось для нарушения одного из пунктов Конституции вызывает сомнение лишь у автора прочитанного мной текста.

  2. Arthur SHTILMAN

    Как интересно, как интересно!
    Прекрасная статья для АГИТПРОПА И ГАЗЕТЫ «Правда».Мне кажется, что я и не жил в СССР С 1935 ПО 1979 ГОДЫ, А ЖИЛ УЖЕ В сша И ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЛ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО А Сов. Союзею Как будто не моего отца выгнали с работы в сентябре 1950 года, как будто не мне было запрещено участвовать в ученических ; «афишных»- открытых концертах учащихся Центральной музыкальной Школы при Консерватории с 1950-го по 1953-й! Браво!
    А кстати-одно очень влиятельное лицо сказало тогда моему отцу следующее: « Если я пойду к своему руководству с вашими документами,то первым из кабинета вылечу я, а за мной ваши документы!» Это, конечно совершенно не гос. Антисемитизм, а просто «недоразумения на местах, извращения чиновников», а товарищ Сталин желал всем добра»! Знаем эту сказку джосточтимый автор, помним , как же, как же! Да, заодно. Никакого «циркуляра» Маленкова не существовало, а была докладная Маленкову и Щербакову от июля 1942 года «профессора» Александрова этим двум бандитам , именно докладная. Поинтересуйтесь, почитайте! Там все ваши «Тезисы» как раз учтены и оформлены как «руководство к действию», что и стало программой партии после войны, а лучше сказать – после 1943 года.Что до личного антисемитизма Сталина, то опять же почитайте свидетельство его дочери Светланы с объяснением причин сего явления!
    Очень живо вспоминаются старые правдинские статьи. Спасибо!Вернули нас в прошлое!Хорошо, что ненадолго!

  3. Б.Тененбаум

    История из жизни:
    1975 год. Мы только что поженились, и оба ищем работу. Ну, про себя я уж раз-другой рассказывал: демобилизованный защитник, будь оно неладно, Отечества. В чине сержанта и весь увешанный знаками солдатской доблести. С дипломом МАИ (13-й факультет, он же 3-й вечерний, «Автоматические системы управления», и т.д.). Никуда не берут — даже лаборантом. В МЭИ отказали с обоснванием: «Не знаете цифровой электроники». На просьбу хоть показать оную — я-то думал это какая-то особо хитрая ЭВМ — предъявили цифровой вольтметр. Ну, тут уж и до меня, дурака, дошло — и на том повесть о себе заканчиваю …

    Перехожу к повести о супруге. Работы нет, как и у меня. Вдруг, в гостях, некая добрая душа говорит, что в Институт патентной информации срочно нужен человек с хорошим английским. Она — бегом туда. Встречаю, как родную. Говорят — Наташа, нам срочно нужен человек с хорошим английским — а то, что у тебя еще и французский, это просто удача. Заполняй бумаги — и вперед! Пошла заполнять … Ну, на вид — характер нордический, имя — славянское. Однако фамилия — да, это подкачало … Ах, это по мужу! А девичья какая? Ох, и эта нехороша … Знаешь, девочка, место-то у нас было, но больше его нет. И вообще — мало ли что ты знаешь английский … Все знают английский. А вот если бы у тебя впридачу к этому был бы хороший диплом — по экономике, или какой-нибудь инженерный … Или если бы ты знала какой-нибудь редкий язык — японский, или, допустим, итальянский — вот тут-то мы бы тебя и приняли, прямо сразу …

    «О» — говорит моя супруга — «есть нужный вам человек! У него хороший инженерный диплом, и он читает на итальянском …». «И кто же это?» — спрашивают ее в отделе кадров. «Это мой муж!» — говорит счастливая новобрачная.

    «Нет» — ответили ей — «не подойдет. Вот если бы у него была хоть какая-ибудь ученая степень — вот тогда можно было бы и подумать …».

    Степени у меня не было — как нет и по сей день. А на работу мы все-таки прибились: я пошел в АСУ строительства, где на профиль глядели не так придирчиво, а жена моя сперва преподавала английский частным образом, а потом нашла место в мед.техникуме: английский, и почему-то латынь …

    В 1981 мы уехали. В 1986 я попал в Национальный комитет по стандартам компьютерной графики: кооптировали. В том же году получил и гражданство — с чувством нескрываемого внутреннего удовлетворения, как говорили в сов.время, когда Брежнев целовался с Хонеккером 🙂

  4. Борис Дынин

    Из разговора за чашкой кофе пару часов назад:
    — «Мы постоянно помнили себя евреями в советской России и при том гражданами второго сорта. Не так ли?»
    — «Да, конечно!»
    Вот и подтверждение государственного антисемитизма. При только бытовом антисемитизме, антисемита можно было бы просто считать недоумком или подлецом. Но ощущение себя гражданином второго сорта каждый раз, когда сталкиваешься с властями, было свидетельством наличия государственного антисемитизма в Советской России. Отрицать его есть извращение вопроса, смысла слов или игра в слова, опускающаяся до соучастия в подлости.

    Не случайно, многие из нас после выезда из России перестали понимать, что значит быть «евреем» там, где нет государственного антисемитизма. Часто они и чувствовали себя евреями только благодаря гос-антисемитизму.

  5. М.П.

    \\\\\\\»Перенаселенность евреев в учреждениях и главках, в медицине и вузах резала глаз, вызывала раздражение и недовольство. Наверху поняли, что, как говорил Жванецкий: унас в стране не все евреи, что в государстве, где большинство населения русские, украинцы, белорусы и т.д. евреев нужно ограничевать. Ограничения в приеме евреев появились вынужденно, у правительства не было выбора, эти меры были выгодны всем без исключения, кроме евреев. Поэтому такие меры трудно назвать антисемитскими. Другое дело, что на местах перегибали палку —! \\\\\\\» ?Да что же Вы такое говорите? Да это же антисемитизм чистой воды! И никогда Вы меня ни в чём не убедите, ибо у меня не МНЕНИЕ, а знание эпохи брежневщены и жертв его махрового государственного антисемитизма. Кстати, на местах, т.е. в далеких запрятанных уголках страны, в Сибири, например, где меньше перегибали палку, там — там и учились мои школьные товарищи.

  6. Б.Тененбаум

    Ограничения в приеме евреев появились вынужденно, у правительства не было выбора …
    ==
    Вообще-то, предполагается, что результаты забега определяются по показанному результату, а не по цвету трусов? И если самых резвых отсеивать в силу того, что они больно шустрые — это будет не дискриминацией, а восстановлением справедливости?

  7. Б.Тененбаум

    При заполнении любой должности во внимание принимают два фактора:
    1) способность кандидата решить проблему
    2) его социальную совместимость с фоном его деятельности.

    М.б., есть смысл добавить еще и «предполагаемую лояльность».

    В этом ключе давайте и посмотрим на ситуацию в СССР.

    Поначалу — идейные бойцы с нужной степенью убежденности, достаточными мозгами и безусловной лояльностью Революции. Еврей или нет — неважно. Троцкий, Зиновьев, Каменев и т.д.

    Дальше — массовый призыв «новых коммунистов», не больно-то грамотных, но идейных. Выдвиженцы, аппарат — опора Сталина. И сразу пошел процесс вытеснения несовместимых с этим фоном: сначала из верхних эшелонов партии, потом — органов, потом — армии.

    Дальше — общая чистка от чуждого элемента: и партии, и органов, и армии. С оставлением возможности этому «элементу» работать там, где знания нужны, а влияния уже нет: в науке/технике/медицине, и так далее. С постепенным развитием ограничений и там — свои кадры подросли.

    Однако оставались лакуны: скажем, Ландау был один, и заменить его произвольным «Ивановым» не получалось, а продукт был нужен. И в таком случае «компетенция» брала верх над «свой в доску».
    Где-то с середины 70-х не брали уже и в науку/технику. Оставалось что-то не слишком приоритетное — строительство, учительство, ширпотреб, всякая мелкая торговля, etc.

    P.S. Личный пример: я попал в вилку — в 1968 в МАИ меня еще взяли, но уже в 1975 найти «летательную» работу оказалось крайне затруднительно.

  8. Борис Дынин

    Усли человек считает, что его бьют за дело, то не надо ему ничего объяснять, пока он не у власти. А там станет бить сам «за дело» и усерднее тех, кто бил его.

  9. Элиэзер М. Рабинович

    Уваж. С. Виноградов. Вы утверждаете, что ограничения евреев в постсталинский период являются типичным проявлением госантисемитизма. Таково мнение многих, если не всех читателей. Руководители учреждений и вузов не были частными лицами, они вынуждены были выполнять указания с Олимпа власти, значит антисемитизм являлся государственным. Тут Вы меня вроде бы подловили. В статье я пытался объяснить, что это не есть госантисемитизм,… Ограничения в приеме евреев появились вынужденно, у правительства не было выбора, эти меры были выгодны всем без исключения, кроме евреев. Поэтому такие меры трудно назвать антисемитскими….

    Автор — просоветский коммунист, и его текст — оскорбительная для здравого смысла и большинства читателей — антисемитская чушь, на уровне «Мечтателя» и Пьера Скеипкина, хотя автор и сам еврей. Я удивлен, что Редакция опубликовала этот материал.

  10. miron

    Кому интересно? Автору ,возможно, трудно понят чеченца,который просто покалечит ,если получится, любого кто оскорбит или неуважительно отзовётся о земляках. Видимо наличие человеческого(национального) достоинства,как он понимает, не даёт ему выбора в понятиях
    чести. Иногда ещё она,честь, в чести.

    » При Сталине и после него сотни тысяч евреев переселились в Москву, Ленинград и другие крупные центры. Почти все устроились в престижные организации после окончания престижных вузов. Москва стала столицей евреев СССР и всей Европы. Перенаселенность евреев в учреждениях и главках, в медицине и вузах резала глаз, вызывала раздражение и недовольство. Наверху поняли, что, как говорил Жванецкий: унас в стране не все евреи, что в государстве, где большинство населения русские, украинцы, белорусы и т.д. евреев нужно ограничевать. Ограничения в приеме евреев появились вынужденно, у правительства не было выбора, эти меры были выгодны всем без исключения, кроме евреев. Поэтому такие меры трудно назвать антисемитскими…»(цитата,классика, автора статьи).

    Действительно кругом ЕТИ . Сами виноваты. Автор возможно не читал Б.Бажанова ,который был секретарём Сталина. Очень наблюдательный коммунист оказался. Очень ясно объяснил отношение тов.Сталина к антисемитизму, который никуда не делся после октабря 1917 года.
    Некоторая вольность в еврейском вопросе была результатом большой занятости.
    Не каждый антисемит бандит. Как правило бандит (если не еврей из полиции в гетто)-антисемит. Вы гены посмотрите. Вам это близко. Как-то так.

  11. Самуил Виноградов

    Уважаемый Михаил Косовский. На мой взгляд, в Вашей статье есть серьёзная логическая ошибка. Если ущемляются реальные возможности гражданина страны по осуществлению своих законных прав, то есть ограничения по приёму в государственные вузы и занятию престижных должностей в государственных учреждениях и предприятиях, связанные с национальной принадлежностью, то это никакой ни бытовой антисемитизм, а чисто государственный. Ведь руководители этих учреждений и предприятий были не частными лицами, а представителями государства. И уж совсем не выдерживает критики Ваше утверждение о том, что власть вынуждена была ограничивать соответствующие возможности евреев ради того, чтобы не раздражать представителей коренных наций. Если представители власти идут на поводу у «народных» антисемитов, то есть, извините меня, быдла, то они и сами есть быдло. Ведь государство — это абстракция, а в реальной действительности существуют лишь конкретные люди, обладающие властью. И свою политику они (в данном случае, в СССР) осуществляли не в интересах простых людей. а во имя собственного блага. Соответственно и использовали в своих интересах гнусные предрассудки невежественных слоёв населения. Для сравнения: в послевоенной Германии уровень народного антисемитизма был куда выше, чем в СССР. Но государственные власти ФРГ не побоялись пресекать любые его проявления. И это никак не помешало развитию страны.

    1. МК

      Уваж. С. Виноградов. Вы утверждаете, что ограничения евреев в постсталинский период являются типичным проявлением госантисемитизма. Таково мнение многих, если не всех читателей. Руководители учреждений и вузов не были частными лицами, они вынуждены были выполнять указания с Олимпа власти, значит антисемитизм являлся государственным. Тут Вы меня вроде бы подловили. В статье я пытался объяснить, что это не есть госантисемитизм, но, видимо, безуспешно. Коротко попытаюсь еще раз. При Сталине и после него сотни тысяч евреев переселились в Москву, Ленинград и другие крупные центры. Почти все устроились в престижные организации после окончания престижных вузов. Москва стала столицей евреев СССР и всей Европы. Перенаселенность евреев в учреждениях и главках, в медицине и вузах резала глаз, вызывала раздражение и недовольство. Наверху поняли, что, как говорил Жванецкий: унас в стране не все евреи, что в государстве, где большинство населения русские, украинцы, белорусы и т.д. евреев нужно ограничевать. Ограничения в приеме евреев появились вынужденно, у правительства не было выбора, эти меры были выгодны всем без исключения, кроме евреев. Поэтому такие меры трудно назвать антисемитскими. Другое дело, что на местах перегибали палку — в СССР не было дефицита антисемитов.

  12. Soplemennik

    toshkandi
    — 2017-11-03 14:49:46(655)
    … Кадровики долго морочили голову, пока в первом отделе мне не показали секретную инструкцию ГБ об ограничениях в приеме на работы на предприятия ВПК немцев, чеченов, крымских атар. Но первыми в этом списке шли кто? — Евреи! Там же разъяснялось относительно евреев, что те, кто со старых времен работают: от мелочи, вроде меня, до, видимо, академиков Гинзбурга и Харитона не трогать, если мы не замечены в связях с Израилем, другими странами потенциального проивника и с сионизмом.
    ====
    Не надо выдумывать. Такого рода инструкции были и не одна, но все они были устными. В этом всё зло. Обычно директора, секретаря парторганизации и начальника первого отдела вызывали в райком партии(!), а не в КГБ и там устно преподносили упомянутое сообщение. Предприятий и организаций с \»первыми\» отделами иди \»инженерами по спецработе\» были десятки тысяч. В начале перестройки достоверными, опубликованными становилось множество документов, но таких не найдено никем никогда.
    Далее. Во всех областных управлениях КГБ (как и в центральном аппарате) были подразделения или отдельные сотрудники, отслеживающие деятельность и связи среди немцев, чеченцев, евреев, крымских татар, прибалтов и т.п. \»подозрительных\» национальностей. Но их служебные, совершенно секретные документы никогда не выпускали за пределы \»конторы\» и, ьем более, не рассылали по огромному множеству адресов.
    —-

    \»… левая нога тайного еврея Андропова?…\»
    ====
    Если это ирония, то я ожидал кавычки. Если всерьёз, то Вы повторили черносотенный бред о еврействе Андропова.

    1. toshkandi

      Отсутствие кавычек — одна из множества опечаток. Тут очень неудобное окно ввода.

      А насчет найденных в «перестройку» документов? Так не надо выдумывать. Взлом ГБ состоялся ПОСЛЕ перестройки. При Бакатине. Мало ли, чего не было найдено? Например, оперативных фото на тему «Сахаров на некоей площади с плакатом «Позор убийцам!».

      1. Soplemennik

        Уважаемый toshkandi!
        По-моему, Хулиган и я достаточно чётко объяснили, что такого циркуляра не могло быть.
        На этом позвольте остановиться.

  13. Сэм

    Если бы автор говорил то, что здесь написал на интервью, то он не получил бы статус беженца.

  14. МК

    Действительно жаль. Но чтобы написать серьезный ответ необходимо изучить обсуждаемый материал, а пробежать глазами с готовым мнением. А там, глядишь, встанешь на точку зрения автора.

  15. Флят Л.

    У редакции есть опыт публикации текста не только автора, но и оппонента. Жаль, что на сей раз оппонента не оказалось.

  16. toshkandi

    Как уроженец Ташкента, проживший там первые 50 лет, не могу молчать. Есть замечания.

    Опус, как я понимаю, публицистический. Но должны быть некие границы вольности. Хронография автора не сидит на оси времени и скачет туда-сюда. Из текста простому еврею не ясно, что Сталин правил почти 30 лет, Хрущев — чуть больше 10, а Андропов как генсек — неполные два. И интегралы их юдофобской деятельности достаточно разные. В частности, из-за сроков.

    Что касается юдофобии, то она возникла, как ощутимое, осознанное явление где-то 6 веке до новой эры. Вспомните Мегилат Эстер. А потом, после победных войн Маккаби против греков распространилась по огдашней ойкумене. А далее — греки, римляне и огреченные выходцы из иудеев сконцентрировали юдофобию в специально антииудейской идеологии, впоследствии названной христианством.
    Это произошло задолго до Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Хрущева, Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова.
    Идея и практика ассимиляции евреев возникла тоже не в мозгах коммунистов. В России, в частности, этому служило манкуртирование евреев в рамках триады «православие, самодержавие, народность» и насильственная рекрутизация еврейских детей — кантонистов. Одновременно, триада Уварова воспитала великорусский народ, в дополнение к православной церкви, в махровейшей юдофобии. Поп-недоучка Сталин, кстаи, был зачат в те дни, когда в Кутаисском суде шел процесс по обвинению евреев в убийстве христианской девочки, как инкриминировалось, для добычи крови на замес мацы. Среди такого общества и воспитывался в молодости великий Сталин.

    Что касается государственного анисемитизма. В 70-х гг, будучи мелким начальником, я пытался устроить к нам на фирму электронщика, немца по национальности, по очень хорошей рекомендации. Кадровики долго морочили голову, пока в первом отделе мне не показали секретную инструкцию ГБ об ограничениях в приеме на работы на предприятия ВПК немцев, чеченов, крымских атар. Но первыми в этом списке шли кто? — Евреи! Там же разъяснялось относительно евреев, что те, кто со старых времен рабоают: от мелочи, вроде меня, до, видимо, академиков Гинзбурга и Харитона не трогать, если мы не замечены в связях с Израилем, другими странами потенциального проивника и с сионизмом.
    Интересно, это отрыжка госантисемитизма или левая нога тайного еврея Андропова?

    А евреев у нас на фирме, особенно, среди ведущих разработчиков, у нас было «непропорционально много»! Но это — в весьма толерантном, по советским меркам, Ташкенте!

    Кстати, автору, похоже, про нашего брата, еврейского «технаря» ничего не известно. Всё, как у всех — об одном и том же: ЕАК, Михоэляс, дело врачей…
    Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» Со смягчающими обстоятельствами!

    1. МК

      Спасибо, что показали разносторонние знания истории и про еврейского технаря, учту в следующий раз.

  17. Илья Г.

    Вопросы по статье.

    1. Госантисемитизм означает антисемитизм, проводимый государством. Если евреев не принимают на государственную службу, в государственные вузы, а частных нет по определению, то как это называется?

    2. «Такая политика, будучи явным нарушением равноправия, диктовалась не ксенофобией, а интересами республики. После завершения учебы еврей или русский норовили остаться в Ташкенте, в то время как узбеки уезжали к себе в районы, где требовались специалисты.» — Исходя из того, что практически все руководящие должности в Кишиневе, где я жил, и думаю, что в Ташкенте тоже, занимали «представители коренной национальности», полагаю эту фразу «шуткой юмора»?

  18. Aleks Birger

    MK
    В СССР при Сталине госантисемитизм практически отсутствовал, появляясь спорадически со «смягчающими вину» обстоятельствами (АБ: я бы заметил — \»смягчёнными\»).
    В нынешних цивилизованных странах, включая часто критикуемые европейские государства, госантисемитизма нет, хотя бы по той простой причине, что в них уважаются законы и конституция… Трудно сказать что-либо определенное о современных исламских государствах, где сохранились небольшие иудейские общины. Известно, что классический ислам (не радикальный), в отличие от христианства, особенно православной его ветви, толерантен к иудаизму…
    —————————————————
    Вывод из этой оригинальной работы М.К. неожиданный, но простой, как государственная газета \»Правда\»: Только одна незначительная, незаметная, вся изогнутая после \»смягчения\», —
    православная ветвь христианства, в отличие от ислама, е д и н с т в е н н а я- нетолерантная к иудаизму ветвь. Причём же здесь государство, давно отделившееся от всех религиозных ветвей ? ! Что и требовалось доказать.

  19. МК

    То, что Вы перестали читать, это не нонсенс, скорее, Вы не уловили разницу между госантисемитизмом и народным, а жаль.

  20. Элиэзер М. Рабинович

    Уничтожение Еврейского антифашистского комитета, кампания по борьбе с безродными космополитами и «Дело врачей», приводятся историками как примеры вопиющего официального антисемитизма… Однако антиеврейская политика Сталина при ее внимательном рассмотрении не столь очевидна, как утверждается в многочисленных статьях.

    После этого читать перестал — нонсенс. Каждый, кто жил в СССР, знает, что он/она должны были учитывать своё еврейство каждый момент и в каждом действии своей жизни. Циркуляров не было. Тот, кто СССР покинул, в Израиль ли, или в США и Канаду (не знаю про Германию) может забыть про еврейство для практической жизни (высшее образование, поиск работы, гос. служба), а сосредоточиться на еврействе, как на своем культурном наследии.

  21. Soplemennik

    \»… Было составлено директивное письмо — «Маленковский циркуляр», перечисляющий должности, на которые не следует назначать евреев. Вводились также ограничения на прием евреев в вузы…\»
    ====
    И всё же: где найти текст этого циркуляра?

    1. МК

      Точно не могу Вам сказать, я пользовался интернетом на русском языке, по-видимому в одной из Википедий.

  22. Элла Грайфер

    Поскольку ваше определение государственного антисемитизма с общепринятым не совпадает, спорить как бы не о чем: если заранее постулировать, что собакой считаем только овчарку, легко доказать, что пудель — не собака.

    1. МК

      Ответ Э. Грайфер.
      Красиво сказано, но хотелось бы услышать комментарий по существу, аргументировано. Думаю, что вы не будете возражать против того, что не всякое общепринятое мнение авляется истиной в последней инстанции.

      1. Элла

        Вы утверждаете, что государственным антисемитизмом можно считать лишь те антиеврейские мероприятия, которые вызваны личными вкусами правителя, а не иными причинами (например, политической коньюнктурой). Общественное мнение понимает под этим термином другое (всякие антиеврейские мероприятия на государственном уровне, чем бы они ни вызывались). Смысл термина не бывает ни истинным, ни ложным, он служит только для взаимопонимания.

        Представьте себе, что я даю какому-то термину собственное произвольное толкование, например: Экстаз – это таз, бывший в употреблении. И на основании этого утверждаю, что состояние, в которое впадает публика на рок-концертах, экстазом быть не может, поскольку ни тазом, ни посудой вообще не является. Вопрос – в чем смысл подобных рассуждений?

        1. МК

          И снова красивый ответ, напоминающий старый анекдот: армянское радио спрашивают, что такое унисон. Ответ: унисон это сон на унитазе. А если серьезно, могу привести примеры из статьи, как я объясняю поведение российских императоров или Сталина. Суть сводится к тому, что в Российской империи интересы евреев и православного люда вместе с дворянством и купечеством часто не совпадали, даже были взаимоисключающими. Естественно, что цари предпочитали поступать в интересах большинства православных и в ущерб иудеям. Сюда же входит политическая коньюнктупа. Не пойдет же царь против интересов своего народа и государства ради счастья евреев. Поэтому в большинстве случаев такие действия не назовешь госантисемитизмом.
          В разделе о Сталине неоднократно повторялось, что основным мотивом его внутренней политики была борьба за сохранение и укрепление своей власти. Евреи ему нужны были как инструмент. Играя на антисемитизме большинства народа, Сталин зарабатывал себе очки, поднимал свой авторитет и заодно избавлялся от ненужных людей.

          1. Борис Дынин

            МК: В разделе о Сталине неоднократно повторялось, что основным мотивом его внутренней политики была борьба за сохранение и укрепление своей власти. Евреи ему нужны были как инструмент. Играя на антисемитизме большинства народа, Сталин зарабатывал себе очки, поднимал свой авторитет и заодно избавлялся от ненужных людей
            ===================
            Ясное подтверждение наличия государственного антисемизма, не как мифа, а как реальности

Обсуждение закрыто.