©"Заметки по еврейской истории"
  август-сентябрь 2018 года

Феликс Гимельфарб: Земля Обетованная

Выражение «идти в Каноссу» веками характеризовало высшую степень политического унижения. Так, Бисмарк во время своего «культуркампфа» заверил соотечественников: «Мы не отправимся в Каноссу — ни телом, ни духом!», подразумевая под этим свободу от внешнего вмешательства в политическую, религиозную и культурную жизнь страны.

Феликс Гимельфарб

Земля Обетованная

Главы из новой книги «Колония Агриппины»

(окончание. Начало в №1/2016 и сл.)

Императрица Феофано

На Рождество 983 г. малыш Оттон III был коронован в Ахене. Поскольку Феофано и мать Оттона II, Адельгейда, ещё не вернулись из Италии, о притязаниях на опеку над Оттоном заявили несколько человек. Главным был баварский герцог Генрих Строптивый, который после смерти Оттона II был освобожден из заключения, захватил малолетнего Оттона III, потребовал признать себя его опекуном и попытался добиться своего избрания императором. Однако большая часть германской знати и представителей церкви не поддержала его притязаний.

Тогда Генрих Строптивый договорился о передаче Оттона III матери в обмен на обещание вернуть ему Баварию. Феофано вместе со своей свекровью Адельгейдой по мере сил управляли империей. Адельгейда вскоре была отослана в Италию, а главными помощниками Феофано стали майнцский архиепископ Виллигиз и епископ Вормса Хильдебранд.

Управляя королевством от имени сына, Феофано проводила осмотрительную политику, предотвращая ослабление центральной власти. Ей удалось сохранить Лотарингию, заключив мир с западно-франкским королем Гуго Капетом. В результате поездки в Италию в 989-990 гг. она заставила местную знать считаться с господством своего сына, где его власть первоначально не воспринимали всерьёз. А в Риме она столь властно навела порядок, что в ряде документов того времени названа титулом «император август». Через год после возвращения в Германию, в июле 991 г, Феофано умерла.

Саркофаг императрицы Феофано (церковь св. Пантелеймона, Кёльн)

Саркофаг императрицы Феофано (церковь св. Пантелеймона, Кёльн)

Бывшая греческая принцесса, племянница византийского императора, императрица Священной Римской империи, невестка императора Оттона I Великого, жена императора Оттона II Рыжего и мать императора Оттона III (прозванного «Чудом мира») была (согласно завещанию) похоронена в монастырской церкви св. Пантелеймона в Кёльне.

Фигура императрицы Феофано на башне кёльнской ратуши

Фигура императрицы Феофано на башне кёльнской ратуши

Местоположение скульптуры Феофано на башне ратуши (первой от входа) подчеркивает почитание, с которым жители города относятся к императрице, избравшей Кёльн местом своей вечной обители.

После смерти Феофано малолетнего Оттона III стала опекать вернувшаяся из Италии его бабушка Адельгейда (вдова Оттона Великого).

Оттон III

Четыре года спустя 16-летний король принял участие в одном из походов против славян, а затем вступил в управление делами империи.

Его первый поход в Рим был успешным. Папа только что скончался, и римская знать подчинилась выбору императора, посадившего на Святой престол своего родственника Бруно Каринтийского под именем Григория V (он стал первым немецким папой). Папа Григорий короновал Оттона III императорской короной.

Под влиянием пражского епископа Адальберта, проводившего все дни в молитве и стремившегося к мученичеству за Христову веру, увлекся подвижничеством и Оттон. Адальберта вскоре замучили язычники-пруссы, которых епископ пытался обратить в христианство, а Оттон стал мечтать о возрождении Римской империи в её первоначальном виде. Его новым духовным наставником стал реймский архиепископ Герберт, один из самых образованных людей Империи (в юности бывший учителем императора Оттона II), занятый фантастическими планами церковно-политических реформ.

Легендарный образ Герберта использован Михаилом Булгаковым в его романе «Мастер и Маргарита». Необходимостью разобрать бумаги Герберта объясняет Воланд своё пребывание в Москве. Оба (Оттон III и Герберт) мечтали о восстановлении величия Рима.

Однако от высоких идей всё чаще приходилось отвлекаться. В 997 г римские бунтовщики свергли папу Григория, и Оттону пришлось снова перейти Альпы. Он восстановил папу на престоле и казнил зачинщиков бунта. Но Григорий вскоре скончался, и под давлением императора папой был избран Герберт, взявший имя Сильвестра II в честь Сильвестра I, который в IV в. был советником императора Константина Великого.

Приближалось новое тысячелетие. Фантазии императора подогревались всеобщим ожиданием «конца света». Его сестры молились в монастырях, а старшая, Адельгейда, в 999 г уже стала аббатиссой в Кведлинбурге. В том же году умерла её тезка, вдовствующая императрица Адельгейда, их бабушка. Похоронив её, император отправился в Польшу, где буквально на вес золота выкупил у язычников останки своего друга Адальберта. Оттуда он устремился в Ахен, спустился в склеп Карла Великого, забрав в качестве реликвии зуб великого предка.

И снова в Рим, где чуть не погиб от рук мятежников. Затем в Равенну, в окрестностях которой на островке поселилась небольшая община благочестивых отшельников. Его метания и мечты о величии Рима надоели даже его германскому окружению. Престиж императора и его ставленника-папы упал настолько, что ему не открыли римские ворота во время очередного визита. Оскорблённый император поселился в замке Патерно под Римом, где скончался в начале 1002 г. Год спустя умер и папа Сильвестр II.

Генрих II

На германский трон был возведён Генрих II (позже прозванный Святым), представитель баварской ветви Саксонской династии. Короля поддерживали молитвами и сестры Оттона III, за что София была рукоположена в аббатисы Гандерсхаймского монастыря (Адельгейда уже была аббатисой в Кведлинбурге). Лишь третья сестра покойного императора, Матильда, избежала участи также стать монахиней (её готовили в аббатисы Эссенского монастыря).

В 15-летнюю красавицу влюбился 40-летний Эццо, пфальцграф Лотарингии, который похитил Матильду из Эссена, ужасно разгневав её брата-императора. Однако вскоре был прощен, так как императору была нужна поддержка родственников Эццо, располагавших обширными владениями на западных границах Империи. Этим браком родня Эццо тесно связывалась с династией Оттонов. Компенсируя отсутствие потомства у остальных детей покойной императрицы Феофано, Матильда с Эццо обзавелись десятью собственными отпрысками, большинство которых со временем достигли высоких постов в духовной и светской иерархии Священной Римской империи.

Лишь в феврале 1014 г папа Бенедикт VIII возложил на Генриха и его супругу Кунигунду императорские короны. 10 лет спустя, Генрих скончался и был похоронен, согласно завещанию, в Бамберге. Рядом с ним много позже похоронили и постригшуюся в монахини Кунигунду. Детей у них не было, и на Генрихе прервалась Саксонская династия.

Архиепископ Гериберт

Следует немного рассказать ещё об одной фигуре на башне исторической ратуши Кёльна, изображающей кёльнского архиепископа Гериберта (Хериберта — нем. Heribert). Его статуя расположена в самом верхнем ряду среди главных «святых» Кёльна. Он родился около 970 г в Вормсе в семье графа Хуго. Получил образование сначала в здешней соборной школе, а затем в одном из лотарингских монастырей. Епископ Вормса и канцлер Германии Хильдебольд ввёл Гериберта в императорский двор Оттона III. В 994 г Оттон (ещё правя под опекунством бабушки Адельгейды) назначил его канцлером Италии, а четыре года спустя (после смерти Хильдебольда) — канцлером Германии. При этом впервые было объединено управление канцеляриями Германии и Италии.

Но и этим не ограничивались его должностные обязанности. Получив в те же годы духовный сан, он в 999 г был избран кёльнским архиепископом, оставаясь одним из главных сподвижников императора в реализации проектов обновления Римской империи. Он был рядом с Оттоном при вскрытии могилы Карла Великого в Ахене, а также при кончине императора в замке Патерно под Римом. Ему было поручено доставить тело покойного императора и императорские инсигнии (знаки могущества) в Ахен. По дороге Гериберт был арестован герцогом Генрихом Баварским (будущим королем), и тот потребовал отдать «святое копьё».

Этот атрибут императорских инсигний, называемый также Венским копьём (так как хранится ныне в замке Хофбург в Вене), в Средние века считали одним из орудий Страстей Христовых. Более поздняя экспертиза показала, что копьё на несколько веков «моложе» Христа, и тогда придумали легенду о том, что это копьё принадлежало св. Маврикию, командиру Фиванского легиона. Реально же это было франкское или лангобардское крылатое копьё VIII в., и его использовали в качестве императорских инсигний лишь один раз — при коронации Генриха II (который, получив копьё, освободил Гериберта).

Отношения между Генрихом и Герибертом оставались весьма натянутыми. После погребения Оттона III в Ахене Гериберт сложил с себя обязанности канцлера, сохранив пост кёльнского архиепископа. Ещё покойный Оттон III разрешил Гериберту основать аббатство в Дойце на месте бывшей правобережной крепости напротив Кёльна.

 Аббатство Дойц

Аббатство Дойц

Аббатство Дойц (Deutz Abbey) — это бенедиктинский монастырь, который несколько веков служил не только религиозным центром, но и своеобразным фортом. В 1804 г аббатство стало приходской церковью. Сегодня в здании расположен дом престарелых, а также греческая христианская община. В Кёльне Гериберт основал также обитель каноников св. Апостолов. Он умер в марте 1021 г в Кёльне и был похоронен в основанном им аббатстве. Позже рядом возвели величественную церковь, носящую его имя, в центре которой на высоких колоннах установлен саркофаг Гериберта. Правда, католическая церковь не удостоила его причислению к лику святых (имеется лишь подложный документ), и почитание Гериберта, в немалой степени, обусловлено восторженными литературными произведениями аббата Руперта фон Дойца в XII в.

Конрад II

Со смертью Генриха II Саксонскую династию на целый век сменила Франконская. Её основателем был Конрад II, в 1024 г ставший германским королем, а три года спустя императором. Он расширил границы государства, отобрав на востоке у польского короля часть лужицких земель и присоединив Бургундское королевство (Арелат). За 10 лет правления ему удалось установить ненадолго мир в империи. Однако в 1035 г в окрестностях Милана вспыхнуло восстание так называемых вальвассоров (мелких дворян, получавших лены от Миланского архиепископа). Они требовали, чтобы их лены стали наследственными. Их поддержали горожане (торговцы и ремесленники) и вскоре мятежом была охвачена вся Ломбардия.

Конрад был вынужден отправиться в Милан, но взять приступом город не удалось. Пришлось идти на уступки и принять для Италии «Конституцию о феодах» (1037 г), действие которой позже распространилось и на Германию. За вальвассорами было признано право передавать свои лены по наследству. При этом сюзерен, давший вассалу землю в лен, не мог теперь отнять её по своему произволу, а лишь в случае доказанности вины вассала на «суде равных» (т.е. вассал был подсуден только суду своего сословия). Позже этот закон имел большое влияние в империи.

Для закрепления позиций франконской династии Конрад заставил крупных сеньоров присягнуть своему восьмилетнему сыну. Поэтому после его смерти утверждение нового короля Генриха III (1039-1056 гг.), прозванного Чёрным, прошло без осложнений. Главной своей опорой новый король сделал министериалов и рыцарство. Министериáлами (от лат. ministerium — служба) в средневековой Европе называли владельцев небольших ленов, обязанных прибывать на военную службу по призыву своего сюзерена. Они возникли в процессе расширения привилегий нетитулованных служилых людей. В Германии министериалы с XI в. составляли особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, однако значительно ниже рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по собственному желанию.

Класс рыцарей стал формироваться ещё при Карле Мартелле, когда потребность в тяжёлой коннице вызвала раздачу церковных земель. Позже начали раздавать вассалам и королевские земли как бенефиции. Свободный человек, становившийся вассалом, приносил присягу на верность сеньору. От вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности к тяжёлой коннице. Министериалы же, составлявшие основу лёгкой конницы, могли прибывать лишь с копьем, мечом, щитом и луком. Позже рыцарей поэтизировали, и они особенно прославились в эпоху крестовых походов.

Генрих III

Продолжая политику отца по закреплению пограничных земель империи, Генрих III немало усилий потратил на усмирение польских, богемских (чешских) и венгерских правителей. Пришлось ему несколько раз переходить и через Альпы для наведения порядка в Италии. В Риме опять царил полный хаос. Папа Бенедикт IX, продавший ещё при Конраде своё место Григорию VI, не отказался от притязаний на Святой престол. Итальянские вельможи Кресченции в противовес Бенедикту и Григорию выдвинули антипапу Сильвестра III. В 1046 г в Риме одновременно были три папы. Генрих III низложил всех троих и назначил епископа Бамбергского папой Климентом II. Заставив римлян предоставить ему сан патриция города Рима, он получил право впредь назначать пап по своему усмотрению. Новый папа венчал Генриха III императорской короной. Возвращаясь домой, Генрих увёл с собой во избежание новых бунтов низвергнутого папу Григория VI и его секретаря Гильдебранда, ставшего одним из реформаторов Западной церкви.

Протеже Генриха Климент II умер год спустя, а его преемник через несколько недель был отравлен. Когда Генрих предложил папское место лионскому архиепископу Галинару, тот отказался от этой «смертельной» должности. Наконец, подходящего папу нашли в лице лотарингского родственника императора. Новый папа Лев IX решительно поддержал императора и собрал вокруг себя реформаторов, среди которых был и Гильдебранд. Проведя несколько лет вместе с пленённым Григорием VI в Кёльне, тот удалился в Клюнийский монастырь, откуда его вызвал Лев IX. Этот монастырь давно был центром очищения Западной церкви. Старинные бенедиктинские монастыри пришли в упадок. Многие монахи вели светскую жизнь и мало утруждали себя исполнением обетов. Однако аскетизм и благочестие не исчезли. Клюнийцы активно боролись с распущенностью духовенства и особенно возмущались «симонией» (обычаем со времён Оттона I покупать духовный сан, названный по имени Симона-волхва, который, по преданию, хотел купить у апостолов дар творить чудеса). Генрих III проникся идеями духовного преобразования общества и поддержал клюнийское движение.

Аббатиса Ида

В это время активно строили новые и перестраивали старые соборы, очищаясь от грехов и таким способом. В этом очистительном движении участвовали и внуки императрицы Феофано (дети её дочери Матильды), двое из которых сделали особо много полезного для Кёльна. Внучку Иду кёльнцы включили в список избранных.

Фигура аббатисы Иды на башне кёльнской ратуши

Фигура аббатисы Иды на башне кёльнской ратуши

Разглядывая скульптуру Иды, видим у неё на голове корону, свидетельствующую о её происхождении из семьи кайзера, и стрелу как символ духовного оружия. Ещё в детстве Иду отправили на воспитание в монастырь Гандерсхайм, аббатисой которого была её родная тетка София (сестра Матильды). В 1038 г Ида сменила Софию на посту настоятельницы этого монастыря. Её брат, Герман II, 20 лет (1036-1056 гг.) был кёльнским архиепископом. Ида иногда наведывалась в Кёльн и вместе с братом задумала перестроить монастырскую церковь, основанную ещё Плектрудой.

В 1049 г. Иду назначали аббатисой этого монастыря. Задуманную новую церковь св. Марии на Капитолии начали строить, и вскоре папа римский Лев IX в присутствии кайзера Генриха III, архиепископа Германа II и епископов, прибывших на торжество, освятил алтарь недостроенной церкви. Грандиозное строительство завершили лишь в 1065 г (уже после смерти Иды, её брата-архиепископа и кайзера Генриха III). В этой церкви похоронили Иду и перезахоронили Плектруду.

Раскол церкви

Реформаторской деятельности папы римского Льва IX и его советника Гильдебранда, поддерживающих клюнийцев, вскоре помешали события на юге Италии. Укрепившиеся в замках Южной Италии норманны стали вытеснять византийцев из их итальянских владений, а затем угрожать и Риму. Главную опасность представлял норманнский предводитель Роберт Гвискар. Папа призвал на помощь императора, однако норманны разбили императорский отряд и взяли папу в плен. При этом Роберт проявил в отношении папы величайшую почтительность, надеясь с его помощью узаконить свои завоевания. Лев IX заключил с норманнами дружеский договор и потребовал от Византии, чтобы все области Южной Италии перешли в его владение. Византийский император Константин IX Мономах был склонен к уступкам. Однако категорически отказался уступать папе римскому константинопольский патриарх Михаил Керулларий.

Чтобы не быть голословным, он закрыл в Константинополе все латинские церкви. Были подняты и старые обвинения Рима в ереси. Восточная церковь обвиняла Западную в причащении пресным хлебом вместо заквашенного, в еретическом требовании безбрачия священников, в неправильной трактовке догмата о Святом Духе (по мнению римлян, он исходил не только от Отца, но и от Сына Божьего) и в ряде других грехов. Опять разгорелся яростный спор, как и два века назад (между папой Николаем I и патриархом Фотием). Римляне также заняли непримиримую позицию.

Главный теоретик Западной церкви кардинал Гумберт, посланный папой в Константинополь, вёл себя резко, и патриарх отказался вести с ним переговоры. Тогда Гумберт положил на алтарь в Софийском соборе грамоту с анафемой византийцам. Керулларий тут же собрал собор и отлучил папу римского от церкви. Непримиримость лидеров привела в 1054 г. к окончательному формальному разделению обеих христианских церквей. Хотя каждая из них считала себя вселенской (католической) и ортодоксальной (православной), а другую — еретической, за ними закрепились в русском языке простые названия: католическая (Западная) и православная (Восточная). В Германии православных стали называть ортодоксами. Конечно, истинные причины разделения церквей были гораздо сложнее, и об этом написано немало.

Архиепископ Анно II

Ещё до этих трагических событий император решил позаботиться о наследственной передаче власти. На Рождество 1050 г Генрих III потребовал от подданных дать присягу будущему императору, а несколько месяцев спустя, демонстрируя расположение к клюнийцам, пригласил аббата Гуго в Кёльн, где проходили крестины наследника. В ноябре 1053 г трёхлетний Генрих был избран королём, а в июле 1054 г. архиепископ Германн возложил на малолетнего Генриха IV королевскую корону в Ахене, а его мать Агнессу назначили регентшей.

Вскоре на посту кёльнского архиепископа оказался Анно II. Он происходил из швабского дворянского рода. Получив богословское образование в Бамберге, Анно быстро приобрёл такую известность, что Генрих III призвал его ко двору и сделал своим советником и канцлером. Став в год смерти императора кёльнским архиепископом, он сразу оказался в гуще политических интриг, развернувшихся вокруг малолетнего короля-наследника и его матери Агнессы де Пуатье.

Образованная и благочестивая Агнесса де Пуатье (нем. Agnes von Poitou) имела тесные связи с Клюнийским аббатством и, в немалой степени, благодаря её влиянию Генрих III поддержал клюнийцев. После смерти мужа в октябре 1056 г Агнессе, назначенной регентшей малолетнего, но уже коронованного наследника, пришлось пять лет править огромной страной. Пытаясь заручиться поддержкой германской знати, Агнесса щедро раздавала в дар крупные лены (которые пришлось забирать обратно её сыну). Однако она потерпела серьёзную неудачу в церковных делах. Её сторонник, папа Виктор II, всего на год пережил своего благодетеля-императора. Сменивший его Николай II издал декрет, определяющий новый порядок избрания пап — только посредством голосования кардиналов. Отношения между Римом и императорской властью начали быстро ухудшаться.

После смерти в 1061 г Николая кардиналы избрали новым папой епископа Лукки Ансельма (папа Александр II). В ответ на это Агнесса выдвинула своего кандидата — епископа Пармы Кадалуса (антипапа Гонорий II). Так началась длительная схизма (раскол в церкви), закончившаяся свержением Гонория II. Поражение в этой борьбе нанесло императрице столь ощутимый удар, что она решила отойти от мирской деятельности и стала готовить себя к монастырской жизни, однако всё же пострижения принимать не стала.

Бразды правления взял в свои руки архиепископ Кёльна Анно II, причём его решительность выразилась своеобразно: в похищении молодого короля. В апреле 1062 г Агнесса с Генрихом остановились в городке Кайзерверт (сегодня — один из районов Дюссельдорфа), где встретились с кёльнским архиепископом. Анно пригласил двенадцатилетнего правителя посетить роскошный корабль. То, что пережил тогда мальчик, описал летописец Ламперт Герсфельдский: «Едва ступив на судно, он был окружён приспешниками Анно. Часть из них налегла на весла изо всех сил — да так, что в мгновенье ока корабль оказался в самом центре реки. Король, растерявшись от неожиданности, не мог решить иначе, что его хотят лишить короны и жизни, и бросился в реку, где едва не утонул, — не приди ему на помощь граф Экберт (Брауншвайгский), который прыгнул вслед и спас от верной гибели, вытащив обратно на корабль». Анно отвёз короля в Кёльн и вынудил Агнессу выдать ему императорские инсигнии. Так государственная власть перешла в руки заговорщиков.

Три года спустя, Генрих был посвящён в рыцари и признан совершеннолетним. Пятнадцатилетний юноша простил заговорщиков, а одного из них, Адальберта Бременского, даже назначил своим советником. Анно II занялся церковными реформами и благоустройством монастырей. Им был основан монастырь в Зигбурге (неподалёку от Кёльна). Все эти годы он ожидал, что император призовет его к управлению страной. Мечта осуществилась весной 1072 г, но сил на столь тяжкий труд у него уже не было.

Полгода спустя, Анно отошёл от государственных дел и удалился в основанный им монастырь, где скончался в 1075 г. Век спустя его канонизировали, как отмечали, «за чистоту жизни как архипастыря, отеческую заботливость о благе епархии и рвение, с которым он вводил преобразования в монастыри и основывал новые». Заслуги Анно II учли и потомки, расположив его статую на верхнем этаже башни ратуши, среди главных святых Кёльна. Про прежние грехи «святого» вспоминать не стали, рассудив, что даже его великий сосед по башне, апостол Пётр, был не безгрешен.

Унижение в Каноссе

Жизни императора Генриха IV посвящено немало книг (знаменитые романы Генриха Манна о молодых и зрелых годах Генриха IV про другого короля — французского, жившего на несколько веков позже). Немалую роль в судьбе германского короля (императора Священной Римской империи) сыграл и Кёльн. Здесь его крестили на Рождество 1051 г, а через несколько лет, в 1062 г, кёльнский архиепископ Анно II похитил отрока, произведя государственный переворот (о чем уже упоминалось выше). Возмужавший король, получив реальную власть, стал собирать земли, столь щедро розданные в лен его матерью.

Начав с Саксонии, он восстановил против себя могучих вельмож, борьба с которыми шла с переменным успехом. При поражениях он соглашался на требования бунтовщиков, а позже, собрав войска, громил их, но главным его врагом стал занявший папский престол в 1073 г Григорий VII. Как отмечалось, клюнийские реформы поддержал ещё отец Генриха IV. Борьба с симонией (по сути, торговлей епископскими кафедрами и получаемыми святыми отцами землями) привела к введению целибата (запрету на брак и семейную жизнь католических священников, по сей день являющемуся одним из главных камней преткновения между католиками и православными). А вызван этот запрет был отнюдь не возвышенным стремлением церкви посвятить жизнь пастырей только богу. Целибат автоматически исключал возможность передачи земель по наследству, чего добивались светские владыки.

На евреев, финансовая деятельность которых была важна для монархов, лидеры христианской церкви пока не смели натравливать паству, но закладываемый ими образ врагов лишь ждал своего часа, чтобы в конце XI века рекой полилась кровь «нехристей».

Многолетнее противостояние между двумя талантливыми правителями, императором Генрихом IV и папой римским Григорием VII, осталось в истории под названием «борьба за инвеституру». Она началась в 1075 г, а закончилась в 1122 г, уже после смерти и папы, и императора. В самой инвеституре, распространённом в средние века юридическом акте передаче сеньором вассалу должности или собственности в обмен на клятву верности вассала сюзерену, вроде не просматривалось особых проблем. Серьёзные трудности возникли лишь в церковной инвеституре, состоявшей в назначении на церковные должности и введении в сан. Эта инвеститура сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра — символа светской власти. До начала упомянутого противостояния императора и папы предшественникам Генриха IV, в основном, удавалось сохранять за собой право назначения на должность епископов и утверждения пап на Святом престоле.

Усиление позиций римских пап привело к попыткам церкви отстоять своё исключительное право назначения прелатов. А в 1075 г началась открытая борьба за это право, когда Григорий VII запретил императору вручать символы духовной власти. В ответ император, собрав германских епископов, объявил о низложении папы. Тогда папа отлучил Генриха от церкви и освободил его подданных от вассальной верности. Немецкие князья воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. Военное противостояние окончилось не в пользу Генриха. Более того, одного из своих лидеров бунтовщики избрали королем, и были назначены выборы нового императора.

Генриху IV необходимо было любой ценой срочно примириться с папой. Папа же (понимая, что императорское войско может низложить его походом на Рим) укрылся в хорошо укреплённой североитальянской крепости Каносса, у своей сподвижницы маркграфини Матильды. Генрих умолил своего крёстного, клюнийского аббата Гуго, и Матильду организовать ему свидание с папой. В январе 1077 г. он совершил с немногочисленными спутниками тяжёлый переход через Альпы. Сняв с себя королевские регалии, в одежде кающегося грешника он три дня ждал перед запертыми воротами Каноссы соизволения папы на встречу.

Генрих IV умоляет маркграфиню Матильду и аббата Гуго о встрече с папой (миниатюра XII в.)

Генрих IV умоляет маркграфиню Матильду и аббата Гуго о встрече с папой (миниатюра XII в.)

Папа удовлетворился унижением Генриха и вернул 27-летнего императора в лоно церкви. Однако истинный мир между императором и папой не был достигнут. Генрих был втянут в гражданскую войну сначала со своими вассалами, а затем и с собственными сыновьями. Григорий VII поддержал одного из главных противников императора — герцога Рудольфа Швабского, вторично отлучив Генриха. Однако после победы Генриха над Рудольфом папа сам вынужден был бежать к норманнам, где и умер в изгнании.

Выражение «идти в Каноссу» веками характеризовало высшую степень политического унижения. Так, Бисмарк во время своего «культуркампфа» заверил соотечественников: «Мы не отправимся в Каноссу — ни телом, ни духом!», подразумевая под этим свободу от внешнего вмешательства в политическую, религиозную и культурную жизнь страны.

Этим очерком заканчивается публикация избранных материалов из книги «Колония Агриппины». Автор благодарит читателей и главного редактора журнала за долготерпение и надеется, что опубликованные очерки были полезным напоминанием о том, что «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(В приведенной ниже «капче» нужно выполнить арифметическое действие и РЕЗУЛЬТАТ поставить в правое окно).

AlphaOmega Captcha Mathematica  –  Do the Math