Тот гиюр, что описан в Мишне, и тот, что требует сейчас ортодоксальный раввинат — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Нынешнее отношение к гиюру, возможно, самый большой отход от системы ценностей, провозглашаемых Торой, ведь там от нас неоднократно требуется возлюбить гера-пришельца.
ИНТЕРВЬЮ С РАВВИНОМ РЕФОРМИСТСКОГО ИУДАИЗМА ГРИГОРИЕМ КОТЛЯРОМ
Интервьюируемый был один — Григорий Котляр, интервьюирующих было двое — Аарон Гуревич и Марк Львовский.
Квартира, как квартира, в хорошем районе Кфар-Сабы. Зелено вокруг очень.
Григорий: Родился я в городе Донецке. В еврейской семье, где старики общались между собой на идише. Но меня идишу не учили. Говорили: «зачем это тебе надо?» О своем еврействе я стал задумываться, как ни странно, в… советской армии. Это было начало «перестроечных» лет. В армии, как в Ноевом ковчеге, собрались представители всей многонациональной страны: грузины, азербайджанцы, армяне, кто угодно. И каждый из них гордился причастностью к своему народу. И только евреи стеснялись, что они евреи. Тогда я впервые задумался о том, как наполнить факт принадлежности к еврейству позитивным содержанием.
Когда я вернулся из армии, как раз были разрешены первые официальные еврейские организации. Появились преподаватели иврита, и через некоторое время я стал учеником одного из них. Вскоре спрос на иврит так стремительно вырос, что человек, выучивший десяток слов, уже сам становился учителем. Через год и я стал преподавать иврит. Мой уровень к тому времени был довольно приличный.
— Ещё не было желания уехать?
Григорий: Вначале нет. Но мне хотелось изучать иврит… в Иерусалимском университете. И в 1991 году я перебрался в Израиль. С отличием окончил кафедры славистики и языка иврит Иерусалимского университета. У меня вторая степень по языку иврит. Преподавал в школе и ульпане. Параллельно с учёбой пытался определить свое отношение к еврейской традиции. Провёл несколько месяцев в ортодоксальной иешиве, но там изучали в основном Галаху. А меня интересовала, прежде всего, история и философия иудаизма. В итоге я нашел замечательное место — «Хибру Юнион Колледж», учебное заведение, основанное в 1875 году в Цинциннати (США). С 80-х годов прошлого века израильский филиал колледжа готовит раввинов реформистского направления в иудаизме. Завершив обучение, я первым среди русскоязычных израильтян получил звание реформистского раввина, и меня уговорили поехать в Москву, где тогда был большой, впечатливший меня спрос на мои знания и умения. Пробыл я в Москве с 2001 по 2005 годы. Мог оставаться там и дольше, но не хотелось отдаляться от Израиля.
— В чём коренное отличие ортодоксии от реформизма?
Григорий: Это долгая история. К примеру, обучение в ортодоксальной иешиве, где я был, шло по принципу: сначала начни надевать тфилин, а потом мы тебе объясним, зачем это делать. Но для тех, кто не вырос внутри еврейской традиции, важно прежде всего понять смысл, стоящий за каждым из ритуалов. Мы верим, что с развитием цивилизации еврейская традиция тоже менялась. Это неизбежно. И в иудаизме всегда существовал плюрализм мнений: фарисеи и саддукеи, Шамай и Гилель… Не существует обязательного единства мнений и среди активистов нашего движения, наших общин. Определяющими факторами являются уважение к ближнему и взаимная терпимость.
Аарон: — Хочу привести пример. Мой отец погиб в войну. Но никто не знает, где он погиб, как он погиб. Моя мать вышла замуж. Родила сына. Кто он — «мамзер»? Или нет? Я обратился с этим вопросом к хорошо знакомому мне раввину Эссасу. И он сказал, что понятие «мамзер» после этой войны вообще отменено!
Григорий: В нашем движении точно. Или вопрос кого считать евреем? Он стал чрезвычайно важным с приездом большой алии. Всё упирается в запрет смешанных браков. Этот вопрос всегда был важным, но особенно после Холокоста. Если мы читаем Тору, то видим, что многие из наших предков жили в смешанных браках. Иосиф был женат на дочери египетского жреца, что не помешало обоим его сыновьям стать родоначальниками колен Израилевых! Моисей был женат на дочери мадиамского священника. При этом еврейство явно определялось по отцу. К примеру, при описании родословной царя Давида в книге Рут сказано: «Перец родил Хецрона, Хецрон родил Рама, Рам родил Аминадава» и так далее. Нам даже не сообщают, кем была мать Давида! Ортодоксальный коллега конечно скажет, что об этом говорится в Талмуде (Бава Батра, 81а). Но ведь каждому ясно, что это позднее предание.
То же и о священниках. Принадлежность к роду коэнов передается по отцовской линии. Если же мать из коэнов, а отец — простой еврей, то сын коэном стать не сможет. Есть в Торе и такой эпизод:
«…И вышел сын израильтянки, он же сын египтянина, в среду сынов Израиля, и поссорились в стане сын израильтянки и израильтянин» (Ваикра 24:10).
Обратите внимание, сын израильтянки и египтянина не назван сыном Израиля, хотя мать его — израильтянка! Явное свидетельство определения еврейства по отцу.
Действительно, в Торе (к примеру, в 7-й главе книги Дварим) приводится запрет смешанных браков. Но изначально он относится только к семи конкретным народам: хеттам, гиргасеям, эмореям, ханаанеям и прочим, населявшим в древности эту землю. Именно эти народы тогда представляли прямую угрозу ассимиляции евреев. И лишь позднее этот запрет был расширен в интерпретации мудрецов.
Думаю, очевидно, что в эпоху Первого Храма еврейство передавалось по отцу. Женщина, происходившая из другого народа, выйдя замуж за еврея, становилась частью еврейской семьи и начинала соблюдать ее традиции без формального гиюра. Лишь после возвращения из Вавилонского плена Эзра впервые потребовал от народа изгнать нееврейских жён. Вероятно, многие выполнили это требование, но потом вернули своих жен обратно, на что впоследствии жалуется соратник Эзры Нехемия:
«И видел я в те дни иудеев, что вернули жен из Ашдода, Аммона и Моава. А сыновья их наполовину говорят по-ашдодски и не умеют говорить по-еврейски» (Нехемия 13).
А самое главное, очевидно, что требование Эзры вызвано сложным положением, в котором находился в то время еврейский народ, будучи меньшинством в собственной стране. То есть, изменение определения еврейства вызвано социальными причинами.
Замечу от себя, что я вычитал любопытные обоснования правилу определения еврейства по матери, приведённые профессором Михаэлем Коринальди:
Биологическое объяснение: Мать ребёнка не вызывает сомнений, насчёт же отца полной уверенности быть не может.
Социологическое объяснение: Воспитание детям даёт мать.
Политическое объяснение: В ходе войн евреев немало еврейских женщин были изнасилованы неевреями, и закон был изменён таким образом, чтобы включить их детей в еврейский народ.
Демографическое объяснение: многие еврейские мужчины погибали в войнах, поэтому пришлось принять в нацию тех детей, которые были рождены от нееврейских мужчин.
Каббалистическое объяснение: душа женщины еврейки в момент зачатия «притягивает» еврейскую душу.
Григорий: Не могу ничего сказать о «притяжении» еврейской души, но сегодня в большинстве семей отцы воспитывают детей, наряду с матерями. А благодаря генетике, отцовство может быть доказано со стопроцентной вероятностью. Демографические же и политические объяснения профессора Коринальди только еще раз доказывают, что кажущийся незыблемым закон определения еврейства по матери стал результатом исторических и социальных причин. Вероятно, в свое время это сыграло важную роль в деле выживания еврейского народа в диаспоре. Но мы уже не в диаспоре, мы — дома… И возможно, на данном историческом этапе в интересах нашего народа вернуться к библейскому определению еврейства по отцу, не отказываясь при этом и от более позднего определения по матери. Таким образом, мы сохраним всех потомков смешанных семей в лоне еврейского народа.
— Является ли обрезание свидетельством еврейства?
Григорий: Нет, конечно! Ортодоксальные коллеги часто шутят, что можно обрезать и слона. Сын матери-еврейки считается евреем, независимо от того, обрезан он или нет. В Америке был период, когда обрезание по медицинским соображениям было очень популярно, и его во множестве делали и не евреям. Кроме того, у мусульман тоже мальчиков обрезают. Но для сына нееврейской матери, стремящейся определить своего сына, как еврея, обрезание сегодня действительно необходимо.
Надо сказать, что вопрос об определении еврейства в Государстве Израиль также имеет длинную, сложную историю. В первые годы существования государства запись национальности производилась на основании устной декларации нового репатрианта. В 1957 году министр внутренних дел (от Национально-религиозной партии) впервые потребовал, чтобы прежде чем регистрировать, информацию тщательно проверяли на основании имеющихся документов. Тогдашний юридический советник правительства Хаим Коэн не согласился с этим требованием и заявил, что достаточно и устной декларации. Разразился правительственный кризис. И тогда, в 1958 году, Бен-Гурион обратился с письмом к пятидесяти раввинам и интеллектуалам с просьбой высказать свое мнение относительно того, каким образом государство должно определять принадлежность к еврейству. Лучший ответ, на мой взгляд, принадлежит писателю Хаиму Хазазу. Вот отрывок из него:
«В изгнании религия стояла на страже существования еврейского народа. Но времена изменились, крах жизни в диаспоре привел к массовому уходу от религии. Еврейский народ создал свое государство светским, не религиозным, предоставив личности свободу выбора. Поэтому, на мой взгляд, не Галаха должна влиять на регистрацию населения, но лишь государственный закон. Тем более что сегодня среди нас живут смешанные пары, беженцы из Европы, а завтра откроются врата и приедут тысячи смешанных пар, и десятки тысяч, что мы будем делать с ними? Навязывать им религию по Галахе? Или оттолкнем их от себя? Следовательно, если еврейский отец и нееврейская мать желают ввести своего сына в союз праотца нашего Авраама, дабы он считался евреем — принимать его. Ибо нет большей заслуги чем то, что мать отдает самое дорогое, что есть у нее в мире, своего сына — чужому ей народу» (из письма Бен-Гуриону, 1958 год).
В итоге, однако, в декабре 1959 года министром внутренних дел вновь стал лидер партии МАФДАЛ Хаим Моше Шапиро, и сразу после вступления в должность издал новые «процедурные распоряжения о регистрации евреев», согласно которым евреем мог быть зарегистрирован только сын еврейки либо прошедший гиюр. Но это все же был не закон, поэтому, когда в 1968 году майор израильской армии Биньямин Шалит обратился в Высший суд справедливости (БАГАЦ) с требованием признать своих детей от жены-шотландки евреями, суд пятью голосами против четырех вынес решение в его пользу и постановил зарегистрировать детей евреями. Последовавшая за этим решением политическая буря привела в итоге к внесению изменений в Закон о возвращении, в результате чего он принял свою нынешнюю форму. Закон этот определяет в качестве еврея сына еврейской матери, либо прошедшего гиюр. Но правом на репатриацию наделяются также дети и внуки евреев. Это и привело нас к той ситуации, в которой мы находимся сегодня, когда в стране проживают около 350 тысяч граждан, в том числе родившихся и выросших в Израиле, ощущающих себя частью еврейского народа, не будучи евреями по Галахе (и по закону о возвращении). Чтобы заключить брак, эти люди вынуждены проходить ортодоксальный гиюр, либо ехать в другую страну (Кипр, Чехия, Болгария) для регистрации гражданского брака. Но это конечно не только вопрос женитьбы. Это вопрос самоопределения, понимания, кто ты есть. Человек чувствует себя евреем, а ему отказывают в этом праве.
— Почему ничего не меняется?
Григорий: Мы, выходцы из СССР, к сожалению, склонны к конформизму. Нас учили не высовываться, не отрываться от коллектива. Стоит написать об этой проблеме в Фейсбуке, как на тебя накинутся свои же: вы приехали в еврейскую страну, не надо устанавливать здесь свои законы… Помните недавние демонстрации выходцев из Эфиопии? А когда охранник в порту Ашдода застрелил русскоязычную девушку, по ошибке заехавшую на запретную территорию? Было ли какое-то возмущение? Да что там возмущение, просто интерес к этому делу со стороны «русской» улицы?
Уверен, если бы русскоязычные репатрианты, столкнувшиеся с проблемой признания своего еврейства, не имеющие права зарегистрировать брак, быть достойно похороненными и так далее, хоть один раз вышли на улицу, ситуация могла бы коренным образом измениться. А мы кормимся обещаниями: «Дождёмся следующих выборов, и, если вы проголосуете за нас…» Политики не торопятся, ибо не чувствуют остроту проблемы.
— Но, может, эта ситуация и не очень мучительна, раз молчат?
Григорий: Многие, кто находятся в таком положении, ощущают себя отверженными, оскорбленными. Мне часто приходится общаться с такими людьми. Но организоваться для совместных действий не получается. Бывшие советские люди не очень-то ходят на демонстрации — как бы чего не вышло… Моисей не зря сорок лет водил евреев по пустыне. Я возлагаю надежды на новое поколение, выросшее уже в Израиле. Может, им удастся что-то изменить.
Аарон: — Григорий, расскажи, пожалуйста, подробнее о проблемах гиюра.
Григорий: Тот гиюр, что описан в Мишне, и тот, что требует сейчас ортодоксальный раввинат — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Нынешнее отношение к гиюру, возможно, самый большой отход от системы ценностей, провозглашаемых Торой, ведь там от нас неоднократно требуется возлюбить гера-пришельца. Даже умеренные ортодоксы организовали свой, отдельный от раввината, институт подготовки к гиюру. В нем принимает участие изгнанный из ШАСа раввин Амсалем. Он в частности говорит:
«Гиюр должен происходить доброжелательно, стремясь приблизить, а не оттолкнуть, и в сто раз быстрее, чем это происходит сейчас. Сегодня процесс гиюра длится год. Что происходит через год? Человек проходит бейт-дин и часто возвращается к светскому образу жизни. Тогда зачем тратить год его жизни? Я не хочу, чтобы он возвращался к светскому образу жизни. Будет соблюдать традиции? Прекрасно. Декларирует, что верит в Бога? Это крайне важно. Я категорически не согласен с теми, кто говорит, что суть гиюра в том, что после его прохождения человек принимает на себя заповеди и соблюдает их. Это не так. Принятие заповедей — это декларация, суть которой в том, что человек хочет быть евреем и жить как все евреи. Принятие заповедей — это жить так, как живут евреи, то есть: служить в армии, верить в нашу миссию, верить в то, что Земля Израиля принадлежит нам. Это и есть принятие заповедей и истинное сохранение еврейского образа жизни».
Честно говоря, взгляды рава Амсалема на гиюр более радикальны, чем взгляды большинства израильских реформистских раввинов.
— Как вообще происходит признание еврейства? Какую роль в этом играет раввинат? Раввин города?
Григорий: Городские раввины назначаются, как правило, в результате сложных закулисных политических переговоров. Было бы хорошо, если бы их выбирали все жители города, как религиозные, так и светские. Так было всегда, так и сейчас происходит в большинстве стран диаспоры — община сама выбирает себе раввина. Возможно, в таком случае раввин больше прислушивается к нуждам общины. Но еврейство подтверждают не городские раввины, а специально созданные для этой цели религиозные суды (бейт-дин). Что касается гиюра, то уже несколько лет как существует законопроект по передаче полномочий проведения гиюра городским раввинам, но представители ультраортодоксальных партий препятствуют этой реформе. Опасаются, что найдутся такие раввины, которые станут проводить гиюр на более либеральных условиях. Пока же весь государственный гиюр находится под контролем специальных раввинских судов. Имеются, правда, и частные суды, но признание их гиюров государством сталкивается с трудностями.
Если мы возьмем сакральную формулу, произнесенную Рут — прабабкой царя Давида, ставшей примером для всех проходящих гиюр, то она звучит так: «Твой народ — мой народ, твой Бог — мой Бог». То есть, прежде всего, человек присоединяется к еврейскому народу, и лишь потом, уже став евреем, начинает исполнять законы еврейского народа, законы Торы. Именно такой подход озвучен в Мишне (трактат Йевамот). Там требуется проверять, главным образом, мотивацию человека, искренность его намерений присоединиться к еврейскому народу. Лишь после обрезания и окунания в микве, то есть, фактически уже после официального присоединения к еврейскому народу, ему начинают рассказывать о заповедях, простых и сложных. Сегодня же все наоборот, «кандидат в евреи» должен продемонстрировать знание всех законов и ортодоксальный образ жизни, еще до того, как решится вопрос, принимать его или нет. Тот подход к гиюру, который демонстрирует сегодня главный раввинат, сформировался тысячелетиями жизни в изгнании, когда переходившие в иудаизм зачастую преследовались нееврейскими властями. Их и на кострах сжигали. Поэтому и был выработан подход: проводить гиюров как можно меньше, и в исключительных случаях. Но можно найти в Галахе и другое отношение к гиюру. Сейчас мы живём в еврейской стране, где нет угрозы ассимиляции, нет преследований, и принявшие гиюр в любом случае будут вести в той или иной степени еврейский образ жизни, как большинство израильтян. Гиюр здесь должен быть простым и доступным для всех желающих, но ни в коем случае не навязываться посредством агрессивной рекламы, как это зачастую происходит сегодня.
— В последней версии Закона о возвращении говорится, что евреем считается сын еврейки, а также прошедший гиюр. Что значит «прошедший гиюр?» Какой гиюр?
Григорий: В этом вся суть! Там не сказано, о каком гиюре идет речь. Поэтому, согласно закону, государство обязано признавать все виды гиюра: и реформистский, и консервативный, не только ортодоксальный. Долгие годы МВД отказывалось это делать. Но в 2003 году Высший суд справедливости принял прецедентное решение по данному вопросу, и с тех пор все мои выпускники записываются в реестре регистрации населения МВД евреями. Более того, те, кто прошел гиюр в официально признанных реформистских общинах за пределами Израиля, получают право на репатриацию. Однако партия ШАС не оставляет попыток изменить закон, добавив в него одну фразу «гиюр по Галахе», надеясь таким образом исключить реформистов. Первые такие попытки предпринимались еще в 1996 году, при первом правительстве Нетаниягу. К счастью, эти попытки отбивают американские евреи — у них естественно масса смешанных браков, и для них чрезвычайно важно, чтобы их дети признавались в Израиле евреями. Один из американских спонсоров сказал мне открытым текстом: «если мои внуки не будут в Израиле считаться евреями потому, что их мама прошла реформистский гиюр, то зачем мне тогда поддерживать Израиль?» У них, как у каждого еврея где-то в голове горит красная лампочка: мало ли что вдруг случится? Может быть, Израиль понадобится в качестве убежища.
— Как случилось, что центр реформистского иудаизма оказался именно в США?
Первые реформистские общины возникли в начале XIX века в Германии. Затем вместе с большой волной эмиграции из Европы немецкие евреи оказались в США и создали там свои общины. В Европе еврейские общины, в том числе реформистские, были разрушены в годы Холокоста. А в США образовалось мощное течение, охватившее миллионы евреев. Мы верим, что иудаизм — это живой, развивающийся организм, всегда умевший приспосабливаться к постоянно меняющейся реальности. Храмовый иудаизм отличается от талмудического, средневековый — от современного. Каждое поколение переосмысливает его заново. Внешне наше движение отличается сегодня, прежде всего, положением женщины. У нас женщина может занимать пост раввина, кантора, читать Тору, является частью миньяна.
— А что с соблюдением кашрута?
Григорий: На общественных церемониях, естественно, подается только кошерная еда, чтобы все, независимо от степени соблюдения, могли на равных участвовать в трапезе. Что касается соблюдения кашрута на личном уровне, то каждая семья имеет право и должна сама решать для себя этот вопрос. Бог не зря даровал нам свободу выбора. Я не проверяю тарелки активистов своей общины.
— Ты сказал, что прошедших реформистский гиюр МВД записывает евреями…
Григорий: Мы выдаём свидетельство о прохождении гиюра. Затем наш адвокат подает заявку в окружной суд в Иерусалиме. Это совершенно формальный процесс, поскольку мы не являемся государственным учреждением. И через два месяца приходит судебное постановление, подтверждающее, что данный гиюр служит основанием для смены записи о национальности в реестре МВД. С этим постановлением мы идём в МВД, и даже, если в окошечке сидит сам министр Дери, он обязан выполнить решение суда.
— Но зачем тогда ехать на Кипр?!
Григорий: Как я уже сказал, реформистский гиюр регистрируется МВД, а вот бракосочетание — нет!! Можно сделать хупу с реформистским раввином. Уверен, это будет замечательная церемония, но на основании ее вы не будете записаны женатой парой. Поэтому параллельно все равно надо ехать на Кипр. Или можно не ехать, а вести совместную жизнь без формальной регистрации. Кстати, так поступает все больше и больше пар, в том числе и тех, кто может жениться в раввинате. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы, и даже официальная статистика самого раввината. Люди голосуют ногами, но воз и ныне там.
— Но Либерман говорит, что четвёртых выборов не будет.
Григорий: К сожалению, он говорил, что и третьих не будет…
— А у вас в реформистском раввинате есть начальники?
Григорий: У нас есть организация «Движение реформистского иудаизма в Израиле», объединяющая несколько десятков общин по всей стране. У организации, как принято, есть правление и директор. Но это не главный раввин. Директор осуществляет административное руководство, но он не указывает раввинам, как поступать в религиозных вопросах. Раввины объединены в свою ассоциацию — совет реформистских раввинов. В нем сегодня состоит около ста человек.
***
На этом интервью с обаятельным Григорием Котляром было завершено.
Немного грустно. Грустно оттого, что есть ощущение, что никогда ничего у нас в отношении признания еврейства, отсюда и полноценного гражданства, не изменится. С этим будем жить. И любить свою страну, не менее ортодоксов. И приносить ей пользу, не меньшую, чем ортодоксы. И благодарить реформистский иудаизм за их немалые усилия изменить то, что изменить чрезвычайно трудно…