©"Заметки по еврейской истории"
    года

Loading

В настоящей статье рассматриваются иудейские общины и иудеи вне общин в христианских странах во времена эпохи Просвещения в Европе. В контексте истории европейского Просвещения в среде христианских народов Европы существовали иудейские общины, а вне общин находились светские граждане иудейской национальности, а также религиозные граждане иудейской национальности и иудейского вероисповедания.

Юрий Голод

ИУДЕИ СТРАН ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В течение почти двух тысяч последних лет Иудеи живут во всем мире отдельными общинами.

В течение последующих веков после Синайского Союза в 1256 г. до н. э., Иудеем именуется человек, исповедующий Иудаизм в иудейской общине. Это помогает иудеям выживать среди других народов, руководствуясь общей для них системой законности и моралью, данной им Б-гом.

К IV в. до н. э. в Иудее была сформирована на иврите Письменная Тора — ТаНаХ: (Тора, Пророки, Писания).

После возникновения в среде иудеев христианства в I веке и отделения его идеологии от иудейства, само христианство в 1054 г. разделилось на две ветви: западную, римско-католическую (латинскую) и восточную, греко-православную.

Западная ветвь христианства характерна тем, что её религиозная культура Библии исходит из иудейского Танаха, переведённого с языка иврит на латинский язык.

Этот перевод иудейского Священного Писания  был выполнен Иеронимом в 405  г. н.э. и назван ВУЛЬГАТА ( Biblia Vulgata «Общепринятая Библия»)

C XVI века Вульгата является официальной латинской Библией христианской католической церкви в Европейских странах.

В соответствии с греческими правилами межъязыковых переводов, которыми пользовался Иероним, личные имена собственные Иудей, иудеи заимствовались им из текста ТаНаХа в текст латинской Вульгаты способом фонетической транскрипции и записывались буквами латинского алфавита с прописной (большой) буквы. [1]

Таким образом, в тексте Вульгаты появились латинские личные имена собственные Iuda, Iudaeо (Иуда, иудеи).

В XVIII в. Вульгата была переведена на немецкий, английский, французский и другие языки.

С конца 18 в. н. э. и далее имя Иуда, заимствованное из латинского языка в английский язык, имеет написание как Jew, а заимствованное из латинского языка во французский язык как Juif [ 2 ] (фрагмент сатьи).

Ниже показаны написания латинского имени Iuda в переводах некоторых стихов этих Библий, которые предваряются стихом Їисyс наvин церковнославянской Библии:

Їисyс наvин (15:20). Сіе наслёдіе плeмени сыновъ їyдиныхъ [ 3 ] Латынь:( joshua 15:2о)….Hae­c est possessiv tri­bus filiorum Juda [ 4 ]
Немецк: (JOSUA 15:20)… Dies ist das Erbteil des Stammes der Kinder Juda [ 5 ]
Англ: ( joshua 15:20)… of the tribe of the children of (Juda) Jews [6] Франц: ( josué 15:20 )… Tel fut l’héritage des fils de (Juda) Juifs [7]

В начале 18 века в Западной Европе распространились идеи Европейского Просвещения, которые повлияли на широкие круги образованного общества.

Иудейское Просвещение — движение, возникшее в среде иудеев Европы во второй половине XVIII века, которое выступало за принятие ценностей Просвещения, большую интеграцию в европейское общество и рост образования в области светских наук, иврита и истории иудейского народа.

Положение Иудеев в Западной Европе оставалось неизменным со времён эпохи Средних веков.

Так продолжалось вплоть до последних нескольких веков, до начала Эпохи Просвещения в Европе. Идеи просвещения нашли поддержку у некоторых Иудеев в Германии. Их вождем стал Моше Мендельсон. Их целью стала подготовка иудеев к вхождению в германское общество.

Хотя при жизни Мендельсона не произошли серьёзные сдвиги в законодательстве германских государств в отношении иудеев, деятельность Мендельсона и его учеников привела к сближению между немецким и иудейским обществом.

Моше Мендельсон выступал против отхода от иудейских традиций и за сохранение Иудейского народа после ухода его членов из общин, за получение равных прав с христианами.

Однако, уже в следующем поколении многие молодые иудеи приняли христианство и навсегда покинули иудейский народ.

Движение «Хаскала» – иудейское просвещение – содействовало началу изучения иврита и распространению его в качестве литературного языка. Представители этого движения способствовали началу изучения иудейской истории и Танаха.

В конце XVIII века изоляция традиционно замкнутых иудейских общин в Европе постепенно ослабевала.

Идеи эпохи Просвещения поникали в Европу и стимулировали интенсивный уход пассионарной части членов иудейских общин в светскую жизнь христианского окружения.

По мере развития естественных наук и одновременного ослабления влияния христианской церкви в христианских странах шел медленный процесс отхода людей от религии в атеизм. Развивающиеся идеи Возрождения привели к понятию «свободы вероисповедания» на фоне общих свобод. Был введен институт гражданского брака. Появилось понятие свободы совести.

У иудеев в общинах не было этих понятий. Человек, который вышел из общины,  перестал выполнять иудейский Закон и исключался из общины. Неважно, по какой причине, даже если его заставили, например, принять христианство силой. Он уже не мог считаться иудеем таким, каким он был в общине.

Вначале, как правило, молодые люди, покидали иудейские общины в поисках более свободной жизни и образования — ведь многие профессии стали официально доступными им, они могли зарабатывать на жизнь юриспруденцией, банковским делом, медициной и пр. Они поступали учиться в университеты .

Они уже не боялись быть отвергнутыми иудейской общиной, были независимыми материально и имели возможность не принимать никакой религиозной веры, а становиться неверующими, «светскими». Гражданские права в той или иной степени им обеспечивало государство, внутри которого существовала покинутая ими община.

Сначала их интенсивно изгоняли из иудейских общин (Спиноза, Акоста XVI-XVII века), но затем процесс выхода людей из общин «набрал обороты», и многие общины оказались просто перед угрозой распада и даже исчезновения.

Уходящие из общины люди (одиночно или вместе со своими супругами) становились атеистами самым естественным образом, потому что ни христианская, ни «чужая» иудейская община такими их к себе не принимала и за «своих» не считала. Их образ жизни поэтому постепенно отличался от иудейского, не становясь при этом христианским.

Это очень важный момент, на который в нынешней религиозной литературе, позволяющей осуждать таких светских людей, не всегда обращается внимание. А если и обращается, то неизменно в осуждающем смысле — отступники. Но, им некуда было деваться, даже если они и хотели бы сохранить в себе веру в Бога.

Не стоит удивляться, поэтому, что в конце концов этими людьми были созданы такие течения как консерватизм, либерализм, реформизм. Так сказать «иудаизм для себя».

В конце концов, раввинам в общинах стало ясно, что так иудеев из общины можно растерять. Но что было делать? И в условиях страшного цейтнота они делают вынужденный ход.

Перед лицом опасности исчезновения некоторых европейских иудейских общин, раввины общин приняли решение не изгонять этих людей окончательно, а сохранить за ними возможность связи с иудейской общиной, лишь наложив на эти связи определенные ограничения – им позволялось делать финансовые пожертвования в пользу общины.

Не самый лучший ход, но другого не нашли.. Да и сам процесс был плавный, растянутый во времени.

Тем самым они как бы «поставили знак равенства» между иудеями в общине и людьми, отошедшими от иудаизма. Раввины общин перестали отмежевывать общину от людей, отошедших от иудаизма, признавая их в той или иной степени «своими».

И это несмотря на то, что среди отошедших были, в том числе люди, которые стали занимать иногда крайне антииудейские позиции.

Поначалу этот ход даже казался не слишком плохим. Он позволял отошедшим сохранять связь с общиной и, главное, с их родственниками. Вряд ли раввины надеялись на возвращение ушедших обратно. Слишком велика была разница для них в образе жизни в общине и вне её.

Но, было очень важно, что община не лишалась пожертвований со стороны ушедших: они продолжали считаться «своими», и исправно платили «членские взносы» — пожертвования, «цдаку».

Первоочередная задача сохранения религиозных общин была, таким образом, решена. В результате, все отошедшие от закона Торы светские люди продолжали считаться формально членами своих общин.

По сути, раввины своими руками ускорили процесс ассимиляции.

Постепенно всё большее число иудеев в общинах осознавало, что жить по законам Торы вовсе не обязательно — от общины не отлучат. И «светских» стало много.

Все иудейские общины по форме и содержанию — одинаковы. Они все предназначены изучать и сохранять Иудаизм путём исполнения его законов, традиций, обрядов и заповедей.

Иудаизм — это не только религия, не только учение о философии, нравственности, этике. Прежде всего — это закон, регламентирующий все без исключения стороны жизни как индивидуума, так и общества. Помимо порядка молитвы, изучения Торы, соблюдения субботы и праздников, закон этот определяет образ поведения иудея так же и в бытовой сфере. Язык общения и чтения Торы в Синагоге — иврит.

Иудейская община неразрывно связана с понятием «Синагога» — «собрание».

После разрушения Иерусалимского храма Синагога это основной институт иудаизма; здание, служащее местом общественного богослужения на иврите и центром жизни иудейской общины.

Уходящие из общины и поэтому от Иудаизма иудеи, сохраняли за собой свою принадлежность к своим родителям и родственникам — иудеям, оставшимся в общине, в уже существующем в христианстве понятии — национальности.

Таким образом, во всех христианских странах Европы ушедшие из общины иудеи, становились светскими людьми иудейской национальности.

Соблюдая законы государства, они получали гражданские документы, в которых была записана их национальность:

В Германии они получали документы, в которых была записана национальность — Jude (Иудей).

В Англии они получали документы, в которых была записана национальность — Jew (Джу, Иудей).

Во Франции они получали документы, в которых была записана национальность— Juif (Жюиф, Иудей). Аналогично и в других странах.

И так в странах Европы появились только формально состоящие в иудейских общинах светские люди по национальности иудеи, которые оказывали оставленным общинам финансовую помощь.

Они отошли от Иудаизма. Но их интеллектуальные способности, развитые изучением иудаизма, дали им возможность освоить язык и войти в среду народа, в который они вышли из общины, и успешно продвигаться в светском обществе.

В то время, как сами иудеи в общинах стран Европы продолжали называть себя иудеями, их сородичи, ушедшие из общин к светскому образу жизни в народах стран Европы, стали применять термины «светские» (вне общин), и «религиозные» (в общинах).

То есть, имелось в виду, что в среде народов стран Европы имеются две разновидности национальности иудеев: светская часть — вне общин и религиозная часть — в общинах.

Такая ситуация сложилась в Европе в то время, когда в христианских странах уже имела место «гарантия гражданских прав в европейских государствах и отделение религии от государства» (и от народа).

При этом отделении светские иудеи уже могли относиться к Иудаизму в иудейских общинах не как к всеобъемлющему мировоззрению и образу жизни верующих иудеев.

Находясь в среде христианского народа и под его влиянием, они воспринимали Иудаизм в общинах уже только как духовную, религиозную веру в Б-га, отделённую от мирской жизни народа в государстве.

Здесь можно видеть аналогию с христианством, в котором религией является тоже только духовная вера, но в Иисуса, и тоже независимая от мирской жизни христиан.

И с этого времени возникла угроза существованию Народа Иудеев в общинах, народа Всевышнего и Государства Всевышнего.

Христиане Европы и светские иудеи полагали, что теперь, в свете отделения религии от государства, Иудаизм народа Иудеев в общинах — это не более чем любая другая, обычная религия (духовная вера, определенные догматы и т д.).

Это уже якобы и не истина, данная свыше, не мировоззрение, а просто традиция, вернее религия — извлечённая из Иудаизма только духовная вера в Б-га «религиозной» части иудеев в общинах, независимая от их образа жизни.

И Иудаизм иудеев в общинах в глазах светских иудеев вне общин и в христианстве народов Европы превратился в религию, аналогичную христианской.

Сами же иудеи в общинах никогда не называли себя иначе, чем «иудеи», никогда не называли себя «религиозными» и старались при любой возможности пользоваться собственным Законом Торы и, как можно в меньшей степени — законами стран, в которых жили. А отделение религии от государства (и народа) к иудеям в общинах вообще не имело отношения.

Веротерпимость как принцип национальной политики государств Европы в отношениях между христианами и иудеями в общинах представляла собой достаточно хрупкую конструкцию. Тайной за семью печатями для государств являлись сведения о структуре и иерархии в иудейских общинах.

Государственные власти какой-либо достоверной информацией на этот счет не располагали. Незнание, как известно, рождает недоверие, а оно, в свою очередь, ведет к неуважению к иудейской культуре, ее традициям и языку.

И в сознании христианских народов Европы и светских иудеев вне общин утвердилась идея о том, что главная связь «светских» иудеев вне общин и «религиозных» иудеев в общинах — это то, что они «иудеи», и это общность их происхождения. А иудаизм, атеизм и светскость — это вопрос религии и личных убеждений.

В понятии христианства это формулировалось так: все иудеи в Европе — светские. И лишь только некоторые из них в общинах  религиозные. Значит главный фактор — то, что у них общее (светские), а не то, что их разделяет (религиозные).

И постепенно ушедших иудеев из общин и ставшими светскими стало больше, и многие из светских продолжали помогать своим иудейским общинам финансами, сохраняя свою принадлежность к ним.

Самим своим существованием ушедшие иудеи ставшие светскими, продолжали помогать сохранению общин.

В среде же светских иудеев вне общин наблюдались новые процессы. Прежде всего, они попадали в христианскую среду, и были вынуждены подчиняться законам государства.

Иудеи в общинах (которых светские называли «религиозные») жили по своим законам, и с государством мало взаимодействовали.

А в гражданских документах, выдаваемых светским иудеям, было записано, что они по национальности — «Иудеи»: Jude, Juif Jew… (в зависимости от страны проживания).

Находясь в среде верующих христиан, у некоторых светских иудеев вне общин постепенно возникло желание стать «религиозными» и вернуться к иудейской духовной вере в Б-га (а не в Иисуса), поскольку они вышли из «родной» им иудейской общины.

Здесь речь шла не о том, чтобы вернуться в покинутую ими Иудейскую общину и стать полноправными её членами иудеями и исповедовать Иудаизм. Иудейский закон Галаха позволяет это сделать без прохождения Гиюра.

Нет, эти светские иудеи имели намерение вернуться только к иудейской духовной вере в Б-га, не возвращаясь в общину.

Христианство предоставило им такую возможность. И она состоит в следующем.

Национальность, когда религия отделена от государства (и от народа), совместима с любой религией и с отсутствием таковой. Можно быть русским и, одновременно, быть мусульманином, христианином, и т.д. пройдя соответствующий обряд.

Но, в Иудаизме у иудеев в общинах нет понятия национальности. Иудеи — это люди, исповедующие Иудаизм в иудейской общине и их объединяет не национальность в христианском понимании (по роду), а общая Вера в общую для них систему законности и морали, данную им Б-гом и выраженную в Иудаизме.

Синайский Союз в Торе определяет, как жить иудеям в общинах по законам Торы, не разделяя жизнь на духовную и мирскую, но предпочтение отдаётся поступкам людей по закону перед их духовной верой.

«В крайнем случае пусть лучше иудеи оставят Меня, но будут верны Моим законам» Иеремия (16:11)

Этим Иудаизм отличается от христианства, в котором духовная вера, наоборот, предпочтительна поступкам.

Так, В Новом Завете греческой христианской Библии выражена доктрина создателя христианства Павла, которая формулируется выражением:

«…человек оправдывается перед Б-гом только верою в Иисуса, независимо от дел и законов мирской жизни» (Римл. 3:28).

Эта доктрина принимает в христианстве, в отличие от Иудаизма, главным то, что касается только духовной веры («как верить») и выхолащивает из христианства законы и заповеди («как жить»).

И эту доктрину Нового Завета Европейское христианство применило к светским иудеям вне общины, посредством понятия «Вероисповедание» (какую веру и какого Б-га исповедовать?). «Вероисповеданием» в христианстве является духовная вера в Иисуса, отделённая от народа и независимая от мирской жизни народа.

Но в Иудаизме у иудеев в общинах не может быть понятия «Вероисповедание» ( в какого Б-га верить?). Вопрос неуместный! Верить должно, априори, только в того, который Сам выбрал для веры и служения Себе Союз с Авраамом и его потомками (Брейш. 17:7), а затем Синайский Союз с народом иудеев (Шмот 19:5,6).

А для светских иудеев вне общин «Вероисповедание» (в какого Б-га верить?) — вопрос вполне уместный, здесь нет выбора и ответ на него: выбрать и верить в Б-га Иудейского, а не в Иисуса.

Так некоторые светские иудеи вне общин стали «религиозными» иудеями иудейского (а не христианского) вероисповедания, не состоя в общине. (Только духовная вера в Б-га вне общины и Синагоги).

Соблюдая законы государства, они получали гражданские документы, в которых была записана их национальность — «религиозные» иудеи и (по желанию) — иудейское «вероисповедание».

Таким образом, можно обобщить, что в контексте истории европейского Просвещения в среде христианских народов Европы существовали иудейские общины, а вне общин находились светские граждане иудейской национальности, а также религиозные граждане иудейской национальности и иудейского вероисповедания.

Сегодня приходится признать, что решение раввинов не изгонять ушедших из общин иудеев, а принимать пожертвования от них для выживания общин, стало трагическим.

Потому, что выживание не состоялось. Состоялось, как раз, обратное — Катастрофа во время 2-й мировой войны…

Нацисты тотально уничтожали иудеев, состоящих в общинах и исповедующих Иудаизм так же, как и бывших иудеев, ставших светскими или религиозными вне общин. Они руководствовались правилом: «бывших иудеев — не бывает».

Если бы продолжалась первоначальная прежняя практика абсолютного исключения из списков общины иудеев, которые уходили из неё и стали светскими или религиозными вне общины, то они не считались бы связанными с иудеями в общинах ничем и ни при каких обстоятельствах. И это могло бы спасти их жизни.

Один неправильный шаг — сохранение связи с отошедшими от общины и Иудаизма стоил жизни , возможно, всему иудейству Европы.

Источники информации:

[ 1 ] https://www.imena.org/name_trans.html

[ 2 ] http://z.berkovich-zametki.com/2017-nomer5-6-golod/

[3] https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~h

[4] https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~l

[5] https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~m

[6] https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~a

[7] https://azbyka.ru/biblia/?Nav.15&utfcs~g~e~h

Print Friendly, PDF & Email
Share

Один комментарий к “Юрий Голод: Иудеи стран Европы в эпоху Европейского Просвещения

  1. Ефим Левертов

    «Сами же иудеи … старались при любой возможности пользоваться собственным Законом Торы и, как можно в меньшей степени — законами стран, в которых жили».
    ————————
    Уважаемый Автор!
    До какого года или века, на Ваш взгляд, сохранялось такое положение?

Добавить комментарий для Ефим Левертов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.