Подмандатная Палестина была разделена на два общества: еврейское и арабское, с разным уровнем жизни, систем образования, политических институтов, верности не правительству Великобритании, а своему руководству, внешними связями. Евреи стремились к развитию своей автономии на пути к полной независимости, в том числе путем развития общенациональных политических институтов.
ХАЙФА: ОТ ОСМАНСКОГО ГОРОДА К ИЗРАИЛЬСКОМУ
(Окончание. Начало см. №4(244) апрель 2023 года)
05. Блиц накануне Песаха
Весной 1948 года война в Палестине была в разгаре, арабы пытались отрезать Иерусалим от прибрежной части страны, где жило большинство еврейского населения. В Нью Йорке пошли разговоры о «заморозке» плана Раздела и установлении над страной международной опеки пока в ней не закончится гражданская война — ведь формально и арабы, и евреи имели одно гражданство[1] — и не будет установлен мир.
Хотя именно — формально. Подмандатная Палестина была разделена на два общества: еврейское и арабское, с разным уровнем жизни, систем образования, политических институтов, верности не правительству Великобритании, а своему руководству, внешними связями. Евреи стремились к развитию своей автономии на пути к полной независимости, в том числе путем развития общенациональных политических институтов. Другими средствами для достижения их цели были закрытие еврейского рынка труда для арабских рабочих и наём только евреев — «еврейский труд», а также призывы покупать только продукты, произведённые евреями. Исключение составляли правительственные учреждения, порты, железная дорога… Арабы также прямо или косвенно способствовали созданию и сохранению двойственной ситуации. Они отказались от участия в выборах в совместные общенациональные учреждения, выдвинув неприемлемое требование пропорционального представительства в соответствии с демографией, избегали контактов и сотрудничества с евреями, время от времени бойкотировали еврейские товары и услуги, проводили демонстрации, всеобщую забастовку в 1936 г., акты насилия.[2]
В начале марта командование Хаганы[3] разработало «‘תוכנית ד» «План Далет»[4]
Идея плана заключалась в том, чтобы перейти от оборонительной стратегии к наступательной, создать еврейскую территориальную целостность на территории, предназначенной планом Раздела для создания Еврейского государства и подготовиться к противодействию ожидаемому после ухода британцев вторжению арабских армий.
Бенни Моррис указывает,
что этот план предусматривал консолидацию еврейского владения в смешанных городах путем «получение контроля над всей государственной собственностью и службами, изгнание арабов из смешанных районов и даже из некоторых [арабских] кварталов, которые ставят под угрозу наши пути сообщения в этих городах или служат плацдармами для нападения.» Также [План предусматривал] изоляцию арабского населения в той части города, которая будет окружена нашими войсками.[5]
Моральное состояние арабского населения в изолированной от других арабских поселений Хайфе ухудшалось. 12 января 1948 года Фарид Саад, управляющий Арабским банком в Хайфе и член местного Национального комитета, в отчаянии телеграфировал д-ру Хусейну Халиди, секретарю Верховного арабского комитета: «Хорошо, что евреи не знают правды.» Евреи правду знали. Эта телеграмма была перехвачена разведкой Хаганы и процитирована в дневнике Бен-Гуриона.[6]
Продолжался массовый отъезд, были организованно эвакуированы женщины и дети, в апреле в городе осталось 30,000–40,000 арабских жителей.[7] И в первую очередь уезжали, как и в Яффо, представители высшего и среднего класса, в отчете Хаганы от 28 марта говорится, что уехали 11 из 15 членов Национального комитета.[8] Не вернулся в Хайфу из поездки на встречу с муфтием[9] и его председатель Рашид аль-Хадж Ибрагим[10].
Он пытался, без особого успеха, снизить накал противостояния в Хайфе, выступая против терактов, совершаемых арабскими боевиками. Делал он это совсем не из-за любви к евреям, а скорее всего стремясь дождаться прихода арабских армий после ухода британцев. Степень его «любви» к евреям видна из письма муфтию:
«…евреи в Европе стали символами «подлости и обмана». «Арабскому миру грозит уничтожение, [потому что]… евреи хотят захватить Египет, потому что оттуда пришел Моисей», и Ливан, и Сирию, «потому что они построили Храм из ливанских кедров, и они хотят Ирак, потому что наш праотец Авраам пришел оттуда, и они [чувствуют, что] имеют право на Хиджаз, потому что оттуда пришел Измаил, и они требуют Трансиорданию, потому что она была частью Палестины и царства Соломона».
Он довольно точно предсказал, что еврейское государство, если оно возникнет в Палестине, создаст гигантский флот и военно-воздушные силы и создаст атомное оружие, с помощью которого можно внушить страх арабскому миру. [11]
***
Данные о соотношении еврейских и арабских вооружённых сил в городе к апрелю разняться от источника к источнику.
Моррис приводит следующую оценку британской разведки:
По оценкам британцев, в битве за Хайфу около «2000 арабских ополченцев» противостояли «400 обученным евреям, поддерживаемым неопределенным количеством резервов».
При этом Моррис считает оценку арабов завышенной, евреев — заниженной. И ключевыми факторами были не количество или огневая мощь, а топография, организация, командование и управление, решимость и боевой дух (который был тесно связан с элементом внезапности). Арабы Хайфы вступили в бой в значительной степени деморализованными психологически.[12]
Игаль Грайбер в статье Операция «Избавление от хамеца» — захват Хайфы в Войне За Независимость» пишет:
Хагана в Хайфе была одной из самых многочисленных в стране и насчитывала около 6,000 человек, но её боевая сила насчитывала всего 4 роты.
ЭЦЕЛ[13] в городе насчитывала несколько сотен человек, большинство из которых не были бойцами, а ЛЕХИ[14] имела в городе несколько бойцов. У арабов в Хайфе было около 1,000 боевиков, в том числе около 250 добровольцев как со всей страны, так и Сирии, Ливана и некоторое количество иракцев[15]
Илан Папе пишет:
2000 бойцов бригады Кармели столкнулись с плохо оснащенной армией из 500 местных и, в основном, ливанских добровольцев, у которых было плохое оружие и ограниченные боеприпасы, никак не сравнимые с броневиками и минометами у евреев.[16]
В соответствующей статье[17] ивритской Википедии вообще не указана численность обеих сторон, в англоязычной[18] — дана ссылка на работу Морриса.
Израильский историк Узи Мильштейн, очень популярный «на русской улице», пишет[19]
«… В этот день началась «битва» за Хайфу, с обеих сторон насчитывалось около 500 человек, большую часть бойцов с арабской стороны составляли члены «Армии спасения»[20], сирийцы и иракцы«
Бригада Кармели была создана[21] в конце февраля 1948 года для действий в районе Хайфы и Западной Галилеи. Бригада состояла из 3-х батальонов: 21-го из кибуцников Ягура, жителей Нахарии и Крайот, 22-го — из студентов Техниона, и 23-го — из хайфских добровольцев, «народной стражи Хайфы»[22].
С образованием государства Бригада Кармели насчитывала 2238 солдат и офицеров.
Командиром бригады, названной «Северной», стал Моше Кармели, а бригада стала называться «бригадой Кармели»
משה כרמל Моше Кармели (Зелицкий) родился в 1911 году в городе Минск-Мазовецки Царства Польского Российской империи. В 1924 году совершил алию, был активистом молодёжного движения הנוער העובד «хаНоар аОвед (Рабочей молодёжи) одним из основателей кибуца נען Наан, в 1939–41 годах был заключён в тюрьму в Акко. По окончании Войны За Независимость был членом Кнессета, 3 года — Министром транспорта. В 1956 году участвовал в переговорах с Францией и Великобританией для подготовки совместной войны против Египта. Скончался в 2003 году в Тель Авиве.
В январе 1948 вооружённые арабские формирования в Хайфе возглавил лейтенант «Арабского легиона[23]» Мухамад бин Хамад аль-Хунейти, сменивший убитого при попытке совершить теракт в Бат Галиме тоже бывшего офицера легиона Мухаммада Торека. Хунейти отправился в Бейрут за добровольцами, деньгами и оружием. (Муфтий отказался снабжать Хайфу оружием — лидеры арабов в Хайфе не были его сторонниками[24]) Разведка Хаганы прослушивала телефонные переговоры Хунейти с руководством в Хайфе, 17 марта возвращавшийся в Хайфу автомобильный караван с оружием попал в засаду, организованную отрядом פלמ»ח ПАЛМАХ[25] севернее Кирьят Моцкина, и был уничтожен вместе с Хунейти и двумя участвовавшими в караване британцами. Погибло также двое палмаховцев: בומצ’יק» אברהם אביגדורוב» Авраам Авигдоров «Бомчик» и עמנואל לנדאו Эмануэль Ландау.
В своих мемуарах один из лидеров арабской Хайфы Хадж Нимар аль-Хатиб пишет:
Одним из тяжелых ударов, обрушившихся на арабскую Хайфу и явившихся важной причиной ее падения, было обнаружение колонны с оружием под Кирьят-Моцкин и ее уничтожение. При нападении на эту колонну погиб также командир и все сопровождающие караван, кроме одного.[26]
***
В период Военной администрации, 1918–20 годы, «сдержанное» отношение британских военных к евреям Ишува, составлявших лишь 11%-14% населения[27], определялось стремлением к поддержанию статус-кво и спокойствия в стране, хотя нельзя забывать и широко распространенный антисемитизм военных. В противоположность этому правительство в Лондоне реально стремилось выполнить обязательство, взятое в Декларации Бальфура — создание в Палестине Еврейского дома. Хотя и тут нельзя полностью исключить своеобразный вид антисемитизма — преувеличение возможности евреев, в первую очередь американских, влиять на происходящее в мире. (Увы, приход нацистов к власти в Германии и Шоа показали, что это было совсем не так.)
К весне 1948 года, через год после того, как 18 февраля 1947 года Министр иностранных дел Эрнест Бевин (Ernest Bevin) заявил об отказе от Мандата на Палестину, власти и военные на месте, по крайней мере в районе Хайфы, поменялись ролями. Нужно отметить, что Имперский Генштаб был против ухода из Палестины, его начальник, герой войны фельдмаршал Бернард Монтгомери заявил летом 1946 года:
«Мы должны бороться за Ближний Восток, на котором, наряду с Соединённым Королевством и Северной Африкой мы сможем разместить базы для нанесения страшного удара нашей авиацией по территории любого агрессора на Востоке…»[28]
Но в Великобритании решали не военные, а правительство. Причин для ухода было несколько[29], и при этом правительству было важно сохранить хорошие отношения с арабскими странами региона, а значит избегать подозрений в «проеврейских» симпатиях. Военным же на месте важно было организовать упорядоченную эвакуацию армии, численность которой в июле 1947 г. превысила 70 тысяч человек[30], почти равную сегодняшней численности всех британских сухопутных сил[31]. Эвакуация продолжалась почти 4 месяца, сворачивание группировки происходило с юга на север, через Хайфский порт.
Evacuation Of Troops From Haifa AKA Evacuation From Haifa (1948)
5 марта первый контингент в 1,800 военнослужащих отплыл из Хайфы в Ливерпуль [32], последние британские военные благополучно уплыли из Хайфы только 30 июня 1948 года, через полтора месяца после создания государства Израиль.
И обеспечение нормальной работы порта, безопасности транспортных путей к нему, стало жизненно необходимым. И как эту безопасность обеспечить, решал не Бевин в Лондоне, а командующий британскими силами на Севере, командир 6-ой воздушно-десантной дивизии генерал-майор Хью Стокуэлл (Hugh Stockwell) в Хайфе[33].
Стокуэлл так определил порядок приоритетов: безопасность порта, железнодорожная безопасность, нефть, безопасность дорожного движения, предотвращение столкновений между евреями и арабами.[34] Первые четыре задачи Стокуэлл выполнил. Для этого он принял решение вывести своих солдат, которых было недостаточно для контроля всего Севера страны вообще и всей территории Хайфы в частности, в том числе и с линии разграничения между арабскими и еврейскими кварталами в городе, и сосредоточить их в районе порта. Не случайно в перечне приоритетов предотвращение столкновений между евреями и арабами шло на последнем месте.
Стокуэелл заявил своим подчинённым: «Победа евреев в битве не вызывает сомнений…»[35] Узи Мильштейн пишет, что Стокуэлл
«пришел к выводу, что передача Хайфы евреям поможет его главной миссии: эвакуации британской армии и ее боевой техники с Земли Израиля без потерь… Этот шаг ошеломил еврейское, арабское и британское руководство в Лондоне и опроверг оценку всех лидеров ишува, справа и слева, о том, что британцы сделают все, чтобы предотвратить создание еврейского государства.«[36],
От себя добавлю — ещё одно подтверждение того, что в отношении Британии к Ишуву прежде всего решало совпадение, или несовпадение, интересов.
Передислокация была произведена к 06:00 21 апреля, эвакуированные позиции были переданы Хагане[37], между арабами и евреями начались перестрелки. Ночью Стокуэелл встретился с доверенным лицом Бен-Гуриона секретарём Хайфского рабочего совета Хайфы אבא חושי Аббой Хуши[38], имевшего хорошие отношения и с англичанами, и с арабами, и особенно с друзами,
Во встрече также участвовал командир одного из подразделений Хаганы יוסף אלמוגי Иосиф Альмоги, представитель Еврейского Агентства в Хайфе הארי ביילין Гарри Бейлин и командир разведки Хаганы в городе טוביה ארזי Товией Эрзи. Стокуэлл призвал их проследить за тем, чтобы работа в порту продолжалась в обычном режиме и обеспечить спокойствие на подходе к порту. Эрзи ответил, что Хуши — единственный человек в мире, который может это гарантировать. Стокуэлл решил: «Сражайтесь между собой!»[39]
Хотя руководство и евреев и арабов уже рано утром было неофициально проинформировано о передислокации, только в 10 утра, когда она была закончена, Стокуэлл вызвал еврейских, а затем и арабских лидеров и вручил им подготовленное заявление о передислокации.
Руководителям арабов и евреев в Хайфе:
За последние две недели произошло много столкновений между арабами и евреями. Они должны быть остановлены, и в Хайфе должны воцариться мир и порядок.
Я не намерен ни в коей мере привлекать армию и полицию к арабо-еврейским столкновениям.
Я намерен сохранить дороги и районы, которые мне нужны, чтобы позволить британцам покинуть Землю Израиля в течении трёх недель через порт Хайфы…[40]
Командующий арабскими формированиями в городе Амин Эз а-Дин потребовал от Стокуелла нести ответственность за безопасность арабов, в соответствии с заявлениями британского правительства, до 1 августа: «Имеющиеся в моем распоряжении силы не смогут остановить натиск евреев». Стокуелл ответил: «Я не готов изменить свои приказы». Руководитель разведки Хаганы в Хайфе אברהם קדרון Авраам Кедрон доложил Моше Кармели: «Арабы считают, что англичане передали город евреям».[41]
***
В конце марта штаб 22-го батальона бригады Кармели, ответственного за Хайфу, разработал операцию מבצע מספריים Мивца Миспараим (Операция «Ножницы»), названную так из-за намерения рассечь арабскую территорию, словно ножницами, атакуя одновременно сверху от Адар хаКармель и снизу из Нижнего города. 23 апреля был вечером Песаха תש״ח и начавшуюся операцию переименовали в מבצע ביעור חמץ («Мивца Бирур хамец»), «Операция Пасхального Очищения» или «Ликвидация хамеца».
Над восточным выездом с моста Рушмия, по которому проходила дорога, связывающая Хайфу с Заливом, Крайотами и Изреельской долиной, на улице Саладина возвышалось 3-х этажное здание «Комитета арабских восточных округов», известного как «Дом Наджада»[42] С этого 3-х этажного дома арабы могли бы блокировать выход из Хайфы на север и восток и поэтому прежде всего было решено провести операцию по захвату этого здания.
Около полудня 31 бойцы Хаганы подъехали на двух броневиках к зданию и ворвались в него. Во время захвата здания погиб один боец и один был ранен, арабы из соседних домов начали обстрел здания. Бойцы оказались в осаде, без воды и продовольствия, несколько попыток прийти к ним на помощь оказались безуспешными. Ночью командир получил разрешение на отход, но при этом надо было бросить раненых. Сведения о продолжительности осады разнятся. По одним данным[43] она продолжалась 28 часов, по другим[44] — утром следующего дня отряд Хаганы спустился из Неве Шаанана, деблокировал осаждённый дом и вызвал бегство арабов из района Халисса. Ури Мильштейн расценивает[45] этот бой как единственный настоящий во всей операции по захвату Хайфы. Потери отряда составили 4 убитых и 6 раненых.[46] По другим источникам: 7 убито и ранено 21 человек[47] Сегодня мост Рушмия называется גשר הגיבורים гешер хаГибурим — мост Героев, а улица Саладин — רחוב הגיבורים рехов хаГибурим.
***
Наступление, решившее судьбу Хайфы, началось в ночь на 22 апреля с оглушающих выстрелов минометов «Давидка[48]«, которые в Хайфе были применены впервые, и взрывы снарядов страшно напугали арабов[49]. Илан Паппе пишет[50], что миномёты были установлены на склоне горы Кармель, там, где сейчас стоит больница «Бней Цион»
Сразу после обстрела началась атака, согласно плану операции, наступление должно было идти по двум направлениям, сверху, с Адар хаКармель и снизу из района порта. Первым разгорелся бой за בית חורי «дом Хури». Все хайфовчане прекрасно знают מגדל הנביאאים Мигдаль хаНевиим (Башня пророков), 16-ти этажное здание со стенами, покрытыми стеклянными плитами, на Нижнем Адаре, рядом с районом Вали Ниснес, перед самым спуском в Нижний город, Оно построено в 1985 году, а раньше на этом месте стоял «дом Хури», названный так по имени построившего его ливанского бизнесмена Салима Хури, иммигрировавшего в Хайфу в 1870 году. В 1940-х годах оно было куплено евреями и сдано в аренду железнодорожному управлению, которое разместило в нём офис управления железной дорогой.[51] Арабы превратили его в свой опорный пункт на границе еврейской и арабской Хайфе, где укрепились иракские добровольцы и который надо было захватить перед дальнейшим наступлением. Схватка за дом продолжалась всю ночь, арабы отчаянно сопротивлялись, и частично сгоревший дом оказался в руках нападавших только к утру. В бою 5 бойцов погибло и 6 получили ранения.[52]
Одновременно с боем за «дом Хури» другой отряд начал спускаться к улице Стэнтон, ныне улица שיבת ציון (Шиват Цион). От «дома Хури» к ней вела лестница (сколько раз я спускался по её ступенькам!), но бойцы спускались не по ней, а от дома к дому, ломая при этом стены между домами.
В час ночи другой отряд Хаганы от Бурджи[53], места напротив ирии (муниципалитета), где сегодня разбит сквер גן הזיכרון Ган хаЗикарон (Сад памяти) с памятником в честь освобождения Хайфы, начал спускаться по улице Ха-Бурдж, ныне улица מעלה השחרור (Маале хаШихрур) и с боем захватил здание Телефонной станции.
На площади Алленби, сегодня כיכר הגנה площадь Хаганы, что находится на пересечении улиц שדרות המגנים Сдерот хаМагиним, דרך אלנבי Дерех Алленби и Шиват-Цион, бойцы 22 батальона соединились с отрядом פלי»ם ПАЛ’ЬЯМ[54] — портовой ротой ПАЛЬМАХа, который направлялся из Нижнего города в сторону Адар хаКармель.
Попытки арабских формирований прийти извне на помощь окончились неудачей. В разных источниках приводятся разные причины, скорее всего все справедливые: в статье[55] в Википедии написано, что силы Арабского легиона были остановлены огнём бойцов бригады Кармели у кибуца Ягур, Ури Мильштейн же написал:[56]
«Англичане помогли евреям не только предоставив заблаговременно информацию об эвакуации, но и перекрыв дороги сотням бойцов «Армии Спасения» и из Тиры, которые хотели добраться до Хайфы, чтобы помочь своим братьям«…
Marriott Марриотт[57] сообщил Бэвину:
Стокуелл опасался, что подкрепление из-за границы приведет к большому кровопролитию, поэтому он предпринял этот неожиданный шаг.
Продолжавшиеся менее двух суток бои за город, окончились полной победой евреев.
В статье в Википедии написано про 18 погибших бойцов 22 батальона бригады Кармели[58], Моррис пишет[59] о 14–16 человек убитыми и около 50 ранеными, арабы потеряли 100–150 человек убитыми и, вероятно, большее число ранеными. По другой оценке потери арабов составили 300 убитых.[60]
Бенни Морис пишет[61]:
Еврейская тактика в битве была разработана, чтобы оглушить и быстро подавить сопротивление; деморализация была главной целью. Это считалось столь же важным для результата, как и физическое уничтожение арабских частей. Этой цели были подчинены минометные обстрелы, радиопередачи[62] и объявления психологической войны, а также тактика, применяемая пехотными ротами при наступлении от дома к дому. Приказ 22-му батальону Кармели заключался в том, чтобы «убивать всех [взрослых мужчин] арабов, с которыми они столкнутся», и поджигать зажигательными бомбами «все объекты, которые можно поджечь». Я посылаю вам листовки на арабском языке; которые Вы должны разбросать по пути.
Командующий арабскими войсками Амин Эз а-Адин ещё утром уплыл в Ако, сказав, что собирается привести подкрепление с людьми и оружием, но не вернулся. Бежали и другие арабские руководители.
26 апреля Верховный комиссар Alan Cunningham Алан Каннингем посвятил их бегству целую телеграмму министру по делам колоний Creech Jones Крич-Джонсу. 6 мая штаб британской армии сообщил: «Дезертирство их лидеров и проявление такой трусости в высших эшелонах власти полностью ослабило [арабских] жителей [Хайфы]».
Американские дипломаты направили в Вашингтон аналогичные отчеты: «Все арабское высшее командование [как сообщается] покинуло Хайфу за несколько часов до того, как произошло сражение». Вице-консул Lippincott Липпинкотт с полным презрением отнесся к действиям арабов: «Хайфский араб, особенно араб-христианин… . . вообще говоря . . . трус, и он нисколько не заинтересован в том, чтобы сражаться в битвах за свою страну.»
К вечеру 22 апреля штаб бригада Кармели сообщил:
Арабский штаб пуст. На телефоны не отвечают. . . Арабские госпитали полны убитыми и ранеными. Трупы и раненые лежат на улицах и не собираются из-за отсутствия организации и санитарных средств; паника на арабской улице велика. [63]
Накануне Песаха תש״ח (23 апреля 1948 г.) Моше Кармели, опубликовал следующее заявление:
В силу данных мне полномочий и с одобрения Верховного командования я настоящим провозглашаю независимое еврейское[64] правление в городе Хайфе. Еврейская Хагана, которая победила арабского врага и контролирующая весь город своим оружием, представляет собой единственное уполномоченное правительство в Хайфе до тех пор, пока Народная администрация не установит в городе постоянное гражданское правительство.
Окружной Командующий еврейской Хаганы.[65]
Через 4 дня после Тверии еврейской стала Хайфа. Через 3 недели, в день провозглашения Независимости, еврейским станет Яффо.
06. Капитуляция
Несколько часов ранее, в ночь с 21 на 22 апреля в доме члена Национального комитета, банкира Фарида Саада собрались оставшиеся в Хайфе видные деятели арабской общины, как мусульмане, так и христиане, и образовали «Хайфский арабский комитет по чрезвычайным ситуациям». Утром[66] состоялась их встреча со Стокуэллом на которой они призвали его или вмешаться и «остановить резню арабов» или впустить город арабские отряды извне. Стокуэлл отказался заявив, что
не готов к столкновению ни с одной из двух противоборствующих сторон и что он не позволит арабским вооруженным силам войти в город. . . Он был готов выступить мирным посредником только в том случае, если арабы в принципе примут условия перемирия..[67]
Тогда арабы попросили Стокуэлла получить от Хаганы условия капитуляции, отложить встречу до 16 часов, и уехали, чтобы попытаться связаться с Военным комитетом Лиги арабских государств в Дамаске и с сирийцами для получения инструкций. Получили они их или нет точно не известно. (См. ниже)
Это предложение явилось полной неожиданностью для Моще Кармели. В мемуарах он пишет:
Мысль о полном захвате нами Хайфы до сих пор кажется настолько фантастической, что она еще не впиталась в наше сознание… С объективной точки зрения, мы не видели краха арабских сил под напором наших ударов так быстро.. [68]
Стокуэлл получил условия капитуляции и немного их откорректировал:[69]:
- Арабские силы подчиняются «Хагане» и передают ей все оружие[70], боеприпасы, взрывчатку и все боевые средства, а также броневики.
- Все находящиеся в городе иностранные боевики, в том числе немецкие, английские, югославские командиры и им подобные, будут переданы Хагане и пойдут в плен.
- Власть в городе будет полностью в руках Хаганы, и все жители будут подчиняться ее приказам и пользоваться ее защитой.
- Все жители города, арабы и евреи, будут равны в обязанностях и правах.
- Комендантский час будет объявлен немедленно во всех арабских кварталах. Все будут оставаться в своих домах. Тот, у кого в руках оружие, должен принести его в места сбора, которые будут определены.
- Все иностранцы будут сосредоточены на отведенных участках.
- Тот, кто окажет вооруженное сопротивление или будет обнаружен с оружием по истечении установленного времени будет расстрелян.
К четырём часам вечера британские бронемашины доставили в муниципалитет арабскую делегацию, еврейская прибыла самостоятельно. Ознакомившись с условиями капитуляции, которые Стокуелл характеризовал как справедливые, арабы попросили отложить встречу на 24 часа для принятия решения. Стокуелл дал им час.
После перерыва на встречу пришли только члены арабской делегации-христиане. Они заявили
что они не в состоянии подписать перемирие, так как не имеют контроля над арабскими военными элементами в городе и что . . . они не могут выполнить условия перемирия, даже если бы они подписали. Затем в качестве альтернативы они заявили, что арабское население желает эвакуироваться из Хайфы… мужчины, женщины, дети.
Кармели вспоминал, что ему передали (сам он встрече не присутствовал) что
Стокуелл «побледнел», когда услышал решение арабов, а также призвал их передумать и не совершать такой серьезной ошибки. Он призвал их принять условия: Не губите свою жизнь без нужды, Мэр Шабтай Леви сказал, что они не должны покидать город, где они жили сотни лет, где были похоронены их предки и где они так долго жили в мире и братстве с евреями. Но арабы сказали, что у них не было выбора.
Самостоятельно ли приняли арабские участники переговоров решение об отказе от предъявленных условий капитуляции, опасаясь обвинения в коллаборационизме и помня о том, как поступали с заподозренными в нём во время Арабского восстания 1936-39 годов, в первую очередь христианами, или выполняли приказ руководства из Дамаска и Бейрута, не ясно.
23 апреля אליהו ששון Элияху Сассон, Глава Арабской службы Политического отдела Еврейского агентства, телеграфировал משה שֶרְתוֹק Моше Шертоку[71], находившемуся в Нью-Йорке:
Массовое бегство арабов, наблюдаемое теперь то здесь, то там, в Палестине, как, например, в Тверии, Хайфе и других местах, по-видимому, не является следствием простого страха и слабости.
Бегство организовано сторонниками хусейнитов и осуществляло сотрудничество иностранных «борцов» с целью: (1) Очернить евреев и представить их как вытесняющих арабов с территории Еврейского Государства. (2) Принуждение арабских государств к вмешательству путем отправки регулярных армий. (3) Создать в арабском мире и мировом мнении в целом впечатление, что такое вторжение предпринимается для спасения преследуемых пал[естинцев].
Разведка «Хаганы» сообщила 28 апреля, уже после окончания боёв:
Арабы в Хайфе рассказывают, что они получили приказ от АВК как можно скорее покинуть Хайфу и не сотрудничать с евреями.
Нынешнее арабское руководство Хайфы, говорит нашим людям о возвращении жизни в нормальное русло, но их практическая политика заключается в том, чтобы сделать максимум для ускорения эвакуации. . . Высшие арабские круги сообщают, что получили четкое указание эвакуировать арабов Хайфы. Причина этого нам не ясна. . . [Арабские] массы объясняют приказ об эвакуации Хайфы проистекающим из [перспективы того, что] трансиорданские силы намерены совершить массирование атаку. (Артиллерия, самолеты и т. д.)
Штаб 6-й воздушно-десантной дивизия сообщил:
Вероятная причина, по которой высшее руководство арабов [т.е. АВС, Арабский Верховный Комитет] приказало арабам эвакуироваться из Хайфы, состоит в том, чтобы избежать возможности использования хайфских арабов в качестве заложников в будущих операциях после 15 мая. Арабы тоже угрожали бомбить Хайфу с воздуха.
Британский военный штаб на Ближнем Востоке аналогичным образом упомянул об эвакуации Хайфы силами AВC… призвавшего население к эвакуации… сильно смущает евреев.
Британская разведка сообщила:
Наиболее распространенным был слух о том, что арабы, оставшиеся в Хайфе, будут взяты евреями в качестве заложников в случае будущих нападений арабов на другие еврейские районы. И эффективной частью пропаганды с ее подразумеваемой угрозой арабского возмездия, когда арабы вернут город, является то, что люди, оставшиеся в Хайфе, молчаливо признали, что верят в принцип еврейского государства.[72]
Верховный комиссар сообщил в Лондон, что с самого начала среди хайфских арабов существовала тенденция покидать город, и тем не менее, по его словам, число беженцев, о котором сообщалось в прессе, было преувеличено. Он объяснил поражение арабов несостоятельностью как местного военного, так и гражданского руководства. Кроме того, Каннингем сообщил в Лондон, что у британских властей в Хайфе сложилось впечатление, что арабское руководство поощряет отъезд жителей, несмотря на сопротивление последних.[73]
Но возможно, что указания на эвакуацию извне не было (а было одобрение её постфактум). Один из членов арабской делегации на переговорах Хайят (бизнесмен и почётный консул Испании в Хайфе) сказал офицеру разведки Хаганы:
Ходят слухи, что муфтий, АВК, приказали арабам покинуть город. Эти слухи не соответствуют действительности. [74]
Собственно бегство арабов началось до заявления их руководителей на переговорах в муниципалитете. (Правда не ясно, могли ли они уже в тот момент реально что-то решать.) Ещё утром в гавань ворвалась масса арабов, а к 13 часам около 6000 человек сели на лодки и отплыли в Акко.[75]
07. Бегство
Бегство арабов во время Войны За Независимость с одной стороны позволило создать жизнеспособное Еврейское государство на территории, больше, чем на 20% превышавшую отведённое планом Раздела ООН, сократив при этом процент арабского населения примерно в 3 раза, с 45 до 15%[76]. С другой — создало проблему, явившуюся одним из главных препятствий на пути к мирному урегулированию. Выполнение требования их возвращения, включая их потомков — несмотря на то что самих этих беженцев сегодня осталось по естественным причинам очень мало — неизбежно привело бы к исчезновению Еврейского государства. Оно отвергается почти всеми еврейскими гражданами государства, вне зависимости от их политических убеждений, и делает сегодня практически невозможным прекращение векового конфликта двух народов на одной земле.
Наиболее признанным исследованием проблемы является книга израильского историка בני מוריס Бени Морриса[77]«לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949» (Рождение проблемы палестинских беженцев, 1947-1949). Эта работа, в которой приведено множество фактов, документов и цифр, очень помогла мне в написании статьи. Книга вызвала критику как с еврейской, та и с арабской стороны, и в своём предисловии к изданию 2004 года на английском языке (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM) Моррис так охарактеризовал эту критику:
Публикация первого издания этой книги в 1988 г. вызвала много гнева и споров. Мои выводы, похоже, никого не удовлетворили (кроме тех немногих, кто любит свою сложную и нюансированную историю).
Книга не поддерживала ни официальные палестинские, ни израильские нарративы и, более того, имела тенденцию подрывать их обоих. Меня поносили как «пропагандиста Организации освобождения Палестины» и как «изощренного сионистского пропагандиста»; реже, просто как плохого историка.
Я приступил к исследованию не из идеологических соображений или политического интереса. Я просто хотел знать, что случилось.
Если в двух словах изложить выводы, к которым пришёл Моррис, то я их понял так:
У руководства Ишува не было предварительного плана по изгнанию арабских беженцев. Их бегство стало приятной неожиданностью — они очень боялись, что арабы явятся 5-ой колонной и понимали, что чем меньше арабов останется в пределах Еврейского государства, тем оно будет сильнее.
Бен Гурион записал в своём дневнике, то есть не для «внешнего пользования», а именно для себя впечатления от приезда в Хайфу после того как «Хагана» взяла город под свой контроль,
«Ужасающее и фантастическое зрелище. Мертвый город, город-труп. Как смогли десятки тысяч людей покинуть свой город, свои дома, свое имущество, став жертвами необъяснимой паники? В чем причина этого бегства? Было ли это распоряжением сверху? Или это было от страха?»[78]
Бегство арабов было вызвано как их страхом перед евреями, так и действиями еврейских командиров по решению конкретных задач в конкретном моменте времени в конкретном месте, прежде всего в прифронтовой зоне, и во многом определялись личностью командира. К примеру, в зоне действий бригады Кармели, в Галилее, осталось намного больше арабов, чем в центре страны. На Приморской равнине остались только две арабские деревни в районе Зихрон Якова и небольшое число арабов в городах Яффо, Лод и Рамле, на юге же остались практически одни лишь бедуины
Но руководство страны во главе с Бен Гурионом принимало все возможные меры, чтобы предотвратить возвращение беженцев после окончания войны и Моррис считает, что это было абсолютно правильно. (При этом допускалось, под давлением ООН и прежде всего США, возвращение определённого числа беженцев в рамках заключения мирных договоров с арабскими странами.)
Отрывки из интервью Бенни Морриса корреспонденту газеты хаАрец ארי שביט Ари Шавиту в 2004 году[79]:
Шавит: Речь идет об убийстве тысяч людей, разрушении целого общества.
Моррис: Общество, которое стремится вас убить, вынуждает вас уничтожить его. Когда выбор стоит так, то лучше уничтожить.
Шавит: Они устроили этническую чистку.
Моррис: В истории есть обстоятельства, оправдывающие этнические чистки. Я знаю, что этот термин в дискурсе 21 века полностью негативен, но когда стоит выбор между этнической чисткой и геноцидом — уничтожением своего народа, — я предпочитаю этническую чистку.
Шавит: А что было в 1948 году?
Моррис: Такова была ситуация. Вот с чем столкнулся сионизм. Еврейское государство не возникло бы без изгнания 700,000 палестинцев. Поэтому пришлось их искоренить. Не было другого выбора, кроме как изгнать это население. Необходимо было очистить внутренние районы и очистить приграничные районы и очистить основные дороги. Нужно было зачистить села, из которых обстреливались наши обозы и наши населенные пункты.
Совсем иной представляется работа на эту тему другого «нового историка» Илана Паппе[80], написанная по-английски и уже после переведённая на иврит. Название её говорит само за себя: THE ETHNIC CLEANSING OF PALESTINE (ЭТНИЧЕСКАЯ ЧИСТКА ПАЛЕСТИНЫ) Бенни Моррис характеризовал её так:
В лучшем случае Илан Паппе должен быть назван одним из самых неряшливых историков в мире; в худшем случае, одним из самых нечестных. По правде говоря, он, вероятно, заслуживает место где-то посередине.[81]
При этом книга содержит много интересных фактов, относящихся к происходившему среди арабов и которые тоже были использованы при написании статьи.
***
В статье уже приводились данные по бегству арабов из Хайфы, которое началось почти сразу после того, как было объявлено, что Хайфа войдёт в состав Еврейского государства. Но это было скорее не бегство, а отъезд, на автобусах, автомобилях, грузовиках, кораблях, со сбором заранее вещей, порой распродажей имущества, отъезд, вызванной ухудшением как ситуации с безопасностью, так и экономического положения, а для многочисленных чиновников — ещё и опасением, скорее всего справедливым, что они не сохранят свои рабочие места в Еврейском государстве. И, конечно, с надеждой, что этот отъезд только временный, и они скоро вернуться вместе с победоносными армиями соседних арабских государств, которые вторгнутся в Палестину сразу после ухода англичан.
То, что началось утром 22 апреля был уже не отъезд, а бегство!
Утром среди арабов распространился слух, что британская армия вывозит из Хайфы всех, кто прибыл в район порта и в гавань ворвалась масса арабов, к 13 часам около 6,000 человек сели на лодки и отплыли в Акко.[82]
Один из руководителей разведки Хаганы אברהם קדרו Авраам Кедрон сообщил Моше Кармелю, что одной из причин бегства был страх повторения резни в Дейр-Ясине[83]. Информаторы сообщали разведке о дополнительных причинах бегства:
Командиры предали и бежали первыми, чтобы спасти свою жизнь; заниженная оценка вождями и командирами силы евреев оказалась ошибочной. Был получил приказ покинуть город.[84].
Свидетельства непосредственных участников событий того дня с трёх сторон:
Разведчик Пальмаха, מִסְתַּעַרְבִ мистаарев[85], который был в (арабском) Нижнем городе во время битвы, позже сообщил:
[Я видел] людей с вещами, бегущими к гавани, и на их лицах выражалось замешательство. Я встретил старика, который сидел на ступеньках и плакал. Я спросил его, почему он плачет, и он ответил, что потерял своих шестерых детей и жену и не знает, [где] они. Я успокоил его и сказал, что он не должен плакать, пока ничего не знает [об их судьбе]. Вполне возможно, сказал я, что жену и детей перевезли в Акру, но он продолжал плакать. Я отвез его в отель. . . [и] дал ему 2 фунта стерлингов, и он заснул. Тем временем из Халиссы прибыли люди [то есть беженцы].
Член Хайфского Народного комитета Нимр аль-Хатиб:
Внезапно распространился слух, что британская армия в районе порта заявила о своей готовности охранять жизнь любого, кто доберется до порта и покинет город. Началась бешеная гонка к воротам порта. Мужчина растоптал своего ближнего, а женщина [растоптала] своих детей. Лодки в гавани быстро наполнялись, и нет сомнения, что это стало причиной опрокидывания многих из них.
Офицер британской разведки:
Утром [евреи] непрерывно стреляли по всем арабам, которые двигались как в Вади-Ниснас, так и в Старом городе. Это включало совершенно беспорядочный и отвратительный пулеметный огонь, минометный огонь и снайперскую стрельбу по женщинам и детям, укрывающимся в церквях и пытающимся выбраться. . . через ворота на пристань. . . . 40 коммандос Королевской морской пехоты, которые контролировали пристань … посылали арабов партиями, но у Восточных ворот было значительное скопление истеричных и перепуганных арабских женщин, детей и стариков, по которым евреи открыли безжалостный огонь. Два офицера [Королевской морской пехоты] были серьезно ранены.[86]
Многое в поведении арабов в те дни может объяснить интервью одного из их руководителей, главы греко-католической общины Хайфы и Севера архиепископа Джорджа Хакима, которое он дал ливанской газете 10 марта 1949, незадолго до подписания Ливаном и Израилем соглашения о прекращении огня (23 марта). Он объяснил решение бежать тем, что беженцы думали, что их отсутствие не продлится долго и что они вернутся через несколько дней.[87]
По вопросу роли как политического руководства, так и военного командования, в бегстве арабов однозначного ответа нет.
Есть много сведений, что арабов пытались убедить не бежать.
Маленький отрывок из мемуаров Голды Меир (в те дни Меерсон)
У меня кровь закипает, когда я читаю или слышу об арабах, с которыми мы якобы жестоко поступили. В апреле 1948 года я стояла часами на хайфском побережье и буквально умоляла арабов Хайфы не уезжать. Никогда я этого не забуду. Хагана только что взяла Хайфу и арабы обратились в бегство — потому что их руководство так красноречиво убеждало их, что это будет самое умное, а британцы так щедро предоставили им десятки грузовиков. Что ни делала, что ни говорила Хагана — все было тщетно. И обращения через громкоговорители, установленные на машинах, и листовки на арабском и на иврите, подписанные еврейским рабочим советом Хайфы, которые мы сбрасывали на арабские районы города. В них было написано: «Не убегайте! Вы этим навлечете на себя бедность и унижение. Оставайтесь в нашем и вашем городе!» Британский генерал, сэр Хью Стокуэлл, командовавший тогда британскими войсками, сказал: «Первыми убежали арабские лидеры, и никто ничего не сделал, чтобы предупредить начавшееся общее бегство, которое переросло в панику». Они решили уйти. Сотни уехали через границу, но некоторые собрались на берегу ожидать кораблей. Бен Гурион позвонил мне и сказал: «Поезжай немедленно в Хайфу, проследи, чтобы с арабами, которые там останутся, обращались как следует. Постарайся уговорить тех арабов, которые собрались на берегу, вернуться. Внуши ты им, что им нечего бояться». Я поехала немедленно. Я сидела там на берегу и умоляла их разойтись по домам. Но у них был один ответ: «Мы знаем, что бояться нам нечего, но мы должны уехать. Мы вернемся». Я не сомневалась, что они уезжают не потому, что боятся нас, а потому, что до смерти страшатся, как бы их не сочли изменниками арабского «дела». Я говорила и говорила до хрипоты, но тщетно.
Почему мы хотели, чтобы они остались? На то были две причины: прежде всего мы хотели доказать миру, что евреи с арабами могут жить вместе — о чем бы ни трубили арабские руководители, — а, во-вторых, мы прекрасно знали, что если полмиллиона арабов покинет сейчас Палестину, то это вызовет переворот во всей экономике страны[88]
На решающей встрече 22 апреля в здании муниципалитета мэр Шабти Леви, обратился к одному из членов арабской делегации:
Ты всегда обращался ко мне как к мэру и называл меня Абуна (наш отец)… Сегодня я чувствую, что должен быть твоим отцом. Вы не знаете, что делаете. Если вы покинете город, вы станете беженцами. Ваши жены будут терпеть это. Ваши дети будут страдать. Не делайте этого шага. Оставайся в городе и будь равноправным гражданином.
(Председательствующий на встречи Стокуэлл в свою очередь обратился к арабской делегации:
Это глупый шаг. Вернитесь и подумайте об этом, потому что вы можете пожалеть об этом позже. Вы должны принять условия капитуляции, сформулированные евреями, которые абсолютно справедливы. Не портите себе жизнь без причины и смысла. В конце концов вы вступили в войну, и евреи победили вас![89])
28 апреля «Гистадрут» опубликовал призыв на иврите и арабском к арабам Хайфы возобновить сосуществование с евреями и остаться:
Не разрушайте свои дома. . . и не теряйте свои источники дохода и навлекайте на себя беду эвакуацией. . . Совет рабочих Хайфы и Гистадрут советуют вам ради вашего же блага остаться. . . и вернуться к своей обычной работе, а 18 мая Еврейская торговая и промышленная палата Хайфы заявила, что разграбление и вандализм в отношении арабской собственности, которые продолжались до мая, «противоречили официальным заявлениям, призывающим арабов вернуться в Хайфу«, а также «духу Израиля» [90]
Но вполне возможно, что также как и у англичан, намерения еврейских политиков и военных не совпадали.
Боец 23 батальона бригады Кармели, вошедшего в Хайфу уже после окончания боев для замены понесшего потери 22 батальона צבי גיל Цви Гиль, так описывает уведенное им:
Не было предпринято никаких усилий, чтобы убедить арабов не бежать. Мое впечатление было противоположным. Возможно, мэр и делал такие призывы, но командование видело в каждом убегающем арабе сокращение потенциального врага. В течение одной ночи большинство арабов покинуло Хайфу, а также арабские поселения на окраинах города, за исключением примерно 6,000 человек, большинство из которых христиане, оставшиеся в своих кварталах. [91]
Бенни Моррис отмечает:
Командиры Кармели прекрасно понимали, что исход решит главную проблему бригады — как защитить еврейскую Хайфу с помощью очень ограниченных сил от нападения сил из-за пределов города, в то же время имея необходимость размещать внутри большое количество войск для защиты от восстания большого, потенциально враждебного арабского населения.
Впрочем были политики, которые быстро поняли всю выгоду создавшейся ситуации.
יוסף ויץ Иосеф Вейц[92] записал в своём дневнике 22 апреля:
Я думаю, что это [склонное к бегству] состояние ума [среди арабов] следует использовать, и [мы должны] заставить других жителей не сдаваться [а уйти]. Мы должны создать наше государство.[93]
22 апреля Хагана выпустила коммюнике, распространённое по городу в виде плаката, в котором говорилось о продолжающемся уничтожении «арабских банд» и проникновении отрядов Хаганы в арабские кварталы. Войскам (и еврейскому гражданскому населению) было приказано уважать арабские святыни:
будут приложены все усилия, чтобы не входить в мечети, не стрелять из них и не размещать в них солдат, запрещено разграбление «брошенной арабской собственности» . . [которое] когда придет время, будет возвращено его законным владельцам. [94]
Но Цви Гиль написал:
К сожалению некоторые солдаты нашего батальона, хотя и не входили в число захвативших Хайфу, участвовали в разграблении не только арабских складов, но и отдельных жилищ, — вопреки прямому приказу.[95]
6 мая Голда Меерсон, тогда исполняющая обязанности главы Политического отдела Еврейского Агентства, сообщила об увиденном ею в Хайфе:
Страшно видеть мертвый город. Рядом с портом я нашла детей, женщин, стариков, ожидающих отъезда. Я входила в дома, там были дома, где кофе и питы оставались на столе, и я не могла не [думать], что это действительно было картиной во многих еврейских городах [т.е. в Европе, во время Мировой войны]
Кармели сообщил в конце первой недели мая:
Арабы Хайфы в отчаянии. Никто не знает, что делать. Большинство христиан ждут государственных зарплат и думают об уходе.
Любой, кто останется, считается предателем. В городе санитарные условия ужасны. Большинство домов взломаны и ограблены. [Валяются] еще трупы[96].
***
Как и через 8 лет, в 1956 году, и через 19 — в 1967 году, арабы быстро нашли виноватых в своём поражение. Ими оказались англичане.
22 апреля Президент Сирии Каватли встретился с британским послом в Дамаске и зачитал телеграммы, полученные им из Хайфы. По словам президента, сирийская армия не пришла на помощь арабам Хайфы, потому что британцы обязались их защищать.[97] (На что оказалась способна сирийская армия она показала, ограничивших своими достижениями в войне захватом несколько пограничных кибуцев) В тот же день секретарь Лиги арабских государств Азам Фахда сказал британскому послу в Каире, что, если нападения на евреев в Хайфе продолжатся, арабские массы потребуют, чтобы правительства отправили армию в Израиль и вторглись в него.[98]
В Лондоне разразился скандал. Министр иностранных дел Бевин, испугавшийся ухудшения отношений с арабскими странами, заподозрил армию в сговоре с евреями. 22 апреля Начальник Генштаба фельдмаршал Bernard Montgomery Бернард Моонтгомери, был срочно вызван к премьер-министру Clement Attlee Клементу Эттли. Премьер-министр спросил начальника штаба, в курсе ли он информации, передаваемой СМИ. Возможно он имел ввиду вот эти кадры британской кинохроники тех дней.
Фельдмаршал ответил, ответил, что не доверяет СМИ и ждет доклада Стокуелла. Бевин закричал: 23 тысячи(!!!) арабов уже убиты, ситуация напоминает Холокост![99]. Монтгомери повторил, что нет смысла продолжать дискуссию до тех пор, пока от Стокуелла не поступит отчет. Бевин ничего не мог сделать фельдмаршалу, герою войны, Верховный комиссар Алан Каннингем отправил телеграмму министру колоний Джонсу:
Еврейское нападение произошло после четырех дней арабских нападений на евреев в Хайфе. Британцы несколько раз предупреждали арабов о результатах. Они знают, что это их вина.[100]
Буря в Лондоне затихла, не успев разгореться, только Стокуэлл был отстранён от командования дивизии, возвращён в Англию и назначен командующим Военной академии Sandhurst Сандрхест.[101] (Жалел ли он о том, что он досрочно покидает Палестину не известно. По крайней мере на его военной карьере этот эпизод не сказался)
Единственным реальным последствием явился ввод 28 апреля британских войск в Яффо и уход оттуда сил ЭЦЕЛя.[102]
08. Еврейский город Хайфа
В середине мая в Хайфе осталось около 4,000 арабов[103], их переселили в районы Вади-Ниснас и Вади-Салиб, был установлен комендантский час, в домах проводились обыски… Хагана готовилось к наступлению арабских армий после ухода британцев и хотела обезопасить тылы.
Доля арабов в населении города упала с 49% до статистически малой величины около 5%.
Хайфа стала еврейским городом!
***
В наши дни из примерно 290 тысяч населения Хайфы около 34 тысяч, примерно 12% составляют арабы, половина из них— мусульмане, половина — христиане.[104]
В первом еврейском районе Хайфы, Адар хаКармель, из 14 тысяч проживающих в нём сегодня жителей 24% — арабы[105]. Вади-Ниснас и Вади-Салиб остались арабскими районами.
Есть районы со смешанным населением, такие как Адар, есть дома, в которых живут и евреи, и арабы.
Хайфу часто называют городом דו קיום, «Ду Киюм» — городом Сосуществования евреев и арабов. Именно сосуществования, а не дружбы.
Время от времени в Хайфе проходят демонстрации под флагами Палестинской автономии, часто происходят митинги протеста студентов Хйфского университета, в котором учится много арабов.
Но во время насильственных арабских протестов в октябре 2000 года (после восхождения Шарона на Храмовую гору) в Хайфе ничего подобного не было. А в мае 2021 года во время операции «Страж стен» в Хайфе было спокойнее, чем в таких городах со смешанным населением, как Лод, Яффо и Акко.
Основные источники:
1.לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
2.המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות יעקב מרקוביצקי
3.יגאל גרייבר, מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות
4.מרוע עזבו התושבים הערבים את חיפה? עיון בסוגיה חצויה ,תמיר גורן
5 מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות יגאל גרייבר
6.חיפה בידינו ,צבי גיל
7.ILAN PAPPE. THE ETHNIC CLEANSING OF PALESTINE
8.הקרב שלא היה אורי מילשטיין
9.הקרב על חיפה
10.חיפה
Примечаниия:
[1] Палестинское гражданство спасло несколько сот польских евреев, совершивших алию и осенью 1939 года застигнутых войной в Польше, куда они приехали по делам или навестить оставшихся в Польше родственников. Англичане обменяли их на живших в Палестине граждан Рейха. (Подробнее см. гл. 2 статьи Сёма Давидович: «Четверть правды«
[2] דן הורוביץ ומשה ליסק, מישוב למדינה: יהודי ארץ ישראל בתקופת המנדט הבריטי כקהילה פוליטית, תל אביב 1977; Jacob Metzer, The Divided Economy of Mandatory Palestine (Цитируется по: אביבה חלמיש ההיסטוריה וההיסטוריוגרפיה של היישוב היהודי בארץ ישראל בתקופה של המנדט: בין ייחודיות (לאוניברסליות
[3] המפקדה הארצית (хаМефакедет за Арци) — Национальный штаб по руководству Хаганой, создан в 1930 году
[4]ד .תוכנית ד’ «далет»— 4-я буква еврейского алфавита. План был 4-м по счёту, до него были планы א «алеф» в феврале 1945 года, ב «бэт» в сентябре, и ג «гимель» в мае 1946 года.
[5] בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949 (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM).
[6] ILAN PAPPE. THE ETHNIC CLEANSING OF PALESTINE
[7] מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות יגאל גרייבר,
[8] בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949 (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM).
[9] Мухаммад Амин аль-Хусейн 1895–1974 — муфтий Иерусалима до 1939 года, лидер арабских националистов в Палестине, бежал из неё в 1940 году, встречался с Гитлером, военный преступник, приговорён к смертной казни, но избежал исполнения приговора.
[10] Рашид аль-Хадж Ибрагим (1889–1953), мусульманин, банкир, один из лидеров Партии независимости Палестины (аль-Истикляль), активнейший участник арабского восстания 1936–39 годов, один из самых влиятельных арабских лидеров Хайфы в первой половине ХХ века.
[11] Цитируется по: ) בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[12] ) בני מוריס, לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949 Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM
[13] אצ»ל ЭЦЕЛ ( (ארגון צבאי לאומиногда используется название «Иргун», еврейская подпольная организация, Палестины 1931-1948гг. До 1939 г. занималась защитой еврейских поселений от нападений арабов, после принятия Белой книги 1939 г. начала бороться с британцами и перевозить нелегальных иммигрантов, после начала 2МВ сотрудничала с англичанами. В 1944 году под руководством Менахема Бегина возобновила вооружённую борьбы с англичанами. После провозглашения независимости Израиля самараспустилась, большая часть бойцов вступила в ЦАХАЛ. В июне 1948 года на базе Эцеля создано политическое Движение Херут, председатель М. Бегин.
[14] (לוחמי חרות ישראל) לח»י Лехи, (Лохамей Херут Исраэль, — «Борцы за свободу Израиля») — еврейская подпольная организация, боровшаяся против Британского мандата в Палестине с 1940 года и до основания Государства Израиль, организована выходцами из подпольной организации ЭЦЕЛ, не согласившимися с политикой прекращения борьбы против Великобритании на время Второй мировой войны. Первым руководителем был Авраам Штерн.
[15] מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות יגאל גרייבר,
[16] ILAN PAPPE THE ETHNIC CLEANSING OF PALESTINE
[20] Арабская освободительная армия или Армия спасения — около 6,000-7,500 добровольцев из арабских стран, сведённые в 6 батальонов. Из них около 3-4 тысяч — в Самарии.
[21] В ноябре 1947 года с началом мобилизации в составе Хаганы было с формировано 4 бригады, (в последствии — 6). За район севернее Зихрон Якова отвечала «Ливанская бригада» (в последствии переименованная в «Северную). В конце февраля 1948 года она была разделена на бригаду Голани, действовавшей в Изреэльской долине, районе озера Кинерет, горного хребта Гильбоа и в районе Тель-Хае (на границе с Ливаном) и бригаду Кармели (названную в честь горы Кармель) в районах Хайфы и Западной Галилеи
[22]משמר העם (Мишмар хаАм), Народная стража была добровольческим подразделением, предназначенным для поддержания порядка в крупных городах.
[23] Арабский Легион, создан в 1923 году для поддержания порядка в стране, финансировался Великобританий, офицерами были англичане, наиболее известный, его командир в 1939–56 годы John Bagott Glubb; Джон Баггот Глабб (Глабб-паша). Во время 2МВ участвовал в подавлении антибританского восстания в Ираке. Во время войны с Израилем был самой боеспособной арабской армией численностью 6 тысяч. В 1956 году переименован в «Арабскую армию», сегодня — «Вооружённые силы Иордании»
[24] יגאל גרייבר. מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות
[25] פַּלְמַ»ח ПАЛЬМАХ פְּלוּגּוֹת-מַחַץ, плугот махац — ударные роты, особые отряды Хаганы, cозданы по согласованию с властями Мандата 15 мая1941 года, вошли в состав ЦАХАЛ 7 ноября1948 года
[26] [26] יגאל גרייבר. מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות
[27] Demography in Israel/Palestine: Trends, Prospects, Policy Implications Sergio DellaPergola
[28] Michael J. Cohen Fighting World War Three from the Middle East Allied Contingency Plans, 1945-1954
[29] См. Сёма Давидович: БЕЛОЕ И ЧЁРНОЕ Тридцать лет правления Британии в Палестине.
[30] ROYAL MARINES В ПАЛЕСТИНЕ (в других источниках говорится о 100-тысячной группировке)
[31] 79,380 военнослужащих и 4,090 гурков (British Army)
[32] ARTHUR KOESTLER, PROMISE AND FULFILMENT …
[33] Hugh Stockwell, 1903–1986, в 1956 году командовал англо-французскими войсками на Суэцком канале, 1960–64 годы был заместителем командующего сил НАТО в Европе.
[34] המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות יעקב מרקוביצקי
[35] Цитируется по: הקרב שלא היה אורי מילשטיין
[36] Там же
[37] המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות יעקב מרקוביצקי
[38] אבא חושי Абба Хуши (Шнеллер), родился в 1898 в Австро-Венгрии, совершил алию в 1920 году, с 1927 года жил в Хайфе, 1931–1951 годы — секретарь рабочего совета Хайфы, депутат кнессета 1-го созыва от партии МАПАЙ, 1951–1969 — мэр Хайфы. Скончался в 1969 году
[39] המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות יעקב מרקוביצקי
[41] הקרב שלא היה אורי מילשטיין
[42] Организация Наджада (спасители) — основанная в 1945 году арабская национально-военная молодежная организация
[43] אורי מילשטיין הקרב שלא היה
[44]המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות יעקב מרקוביצקי,
[45] אורי מילשטיין הקרב שלא היה
[46] מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות ת יגאל גרייבר,
[48] Производился кустарным способом из водопроводных и канализационных труб, вес доходил до 450 килограммов, миномет переносил расчет из 8-10 человек. Калибр миномета — 3 дюйма, весом до 40 килограммов. Точности попадания не было, но громкий вой летящей мины и мощный взрыв оказывал на арабов сильное деморализующее воздействие
[49] Через две с половиной недели, 9 мая, во время боя за Цфат, арабы, после обстрела из «Давидки» решили, что евреи применили атомную бомбу (Morris B. The Second Stage of the Civil War, April—mid-May 1948 // 1948: A History of the First Arab-Israeli War)
[50] ILAN PAPPE THE ETHNIC CLEANSING OF PALESTINE
[51]מבצע «ביעור חמץ» — כיבוש חיפה במלחמת העצמאות יגאל גרייבר
[52] Там же
[53] См. главу 01
[54] פלי»ם (פלוגת הים)Пальям (Плугат хаЯм. морская рота — dоенно-морские силы ПАЛЬМАХа,
создан в апреле 1945 года
[56] Цитируется по: הקרב שלא היה אורי מילשטיין,
[57] Cyril Marriott Сирил Мариотт — представитель британского МИДа в городе
[59]לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[61]1949-1947 בני מוריס, (Benny Morris, (THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[62] Бенни Морис пишет: Радио «Хагана» объявило, что «судный день настал» и призвало жителей выгнать иностранных преступников» и «уйти от каждого дома и улицы, от каждого квартала, занятого иностранными преступниками» и призывало население «немедленно эвакуировать женщин, детей и стариков и отправить их в безопасное убежище. Кроме того по арабским кварталам разъезжали машины с громкоговорителями, извещавшими жителей, что Хагана взяла под контроль все подходы к городу и никакие подкрепления не могут добраться до сражающихся ополченцев, и предлагали арабам сложить оружие и призывали нерегулярные формирования «из Сирии, Трансиордании и Ирака вернуться в семьи«.
[63] 3 цитаты из:לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[64] Было написаноעברי — «иври». В то время это слово часто использовали вместо יהודי—»еврей, еврейский»
[65] המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות יעקב מרקוביצקי
[66] Рассказ о состоявшихся в тот день переговорах основан во многом на книге Бенни Морриса.
[67]לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[68] Цитируется по: המערכה על חיפה וסביבותיה במלחמת העצמאות .. יעקב מרקוביצקי
[69] Там же
[70] Моррис указал, что оружие должно было быть передано англичанам, которые в свою очередь только перед своим уходом передавали его Хагане.
[71] משה שרת Моше Шарет (урождённый Черток 1894, Херсон — 1965, Иерусалим) — сионистский и израильский политик, дипломат, первый министр иностранных дел и второй премьер-министр Израиля (1954–1955, между периодами правления Давида Бен-Гуриона).
[72] 8 цитат из:לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[73] [73] מרוע עזבו התושבים הערבים את חיפה ? עיון בסוגיה חצויה ,תמיר גורן
[74]לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[75] Там же
[77]בני מוריס Бенни Моррис; родился в.1948 году,— израильский историк, профессор истории Беер Шевского университета, принадлежит к т.н. «новым историкам»
[78] Цитируется по: Микаэль Бар-Зохар. БЕН—ГУРИОН
[79] Survival of the Fittest? An Interview with Benny Morris with Ari Shavit
[80] אילן פפה Ила́н Паппе родился в 1954 году в Хайфе, принадлежит к т.н. «новым историкам», в настоящее время работает в Великобритании. Одно время был членом арабской светской партии ХАДАШ, и кандидатом от неё на выборах в Кнессет в 1996 и в1999 годах
[81] The Ethnic Cleansing of Palestine
[82] לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[83] Резня в Дейр-Ясине — такое название получили события 9 апреля 1948 года в арабской деревне с населением около 600 человек рядом с Иерусалимом и над шоссе в Тель Авив, которая была захвачена формированиями ревизионистов ЭЦЕЛ и ЛЕХИ. Были убито, по разным оценкам, от 107 до 254 жителей деревни, от 12 до 100 — ранены. У нападавших численностью в 132 человека 5 человек было убито и около 50 — ранено.
Иорданская газета Ал Ирдун опубликовала в 1955 году отчет выжившего, в котором говорилось, что палестинцы намеренно преувеличивали истории о зверствах в Дейр-Ясине, чтобы побудить других сражаться, которые вместо этого заставили их бежать Бегин написал: «Вражеская пропаганда была направлена на то, чтобы опорочить наше имя. В итоге это нам помогло.»
[84] Цитируется по: הקרב שלא היה אורי מילשטיין
[85]מִסְתַּעַרְבִים местааравим сотрудники спецподразделений, маскирующиеся под арабов,
[86] 3 цитаты из:לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947–1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[87] מרוע עזבו התושבים הערבים את חיפה? עיון בסוגיה חצויה ,תמיר גורן
[89] 2 цитаты из: הקרב שלא היה אורי מילשטיין
[90] 2 цитаты из:לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[92] ,יוסף ויץ 1890–1972, видный сионистский деятель Ишува, с 1930 года — директор Еврейского национального фонда קֶרֶן קַיֶּימֶת לְיִשְׂרָאֵל (Керен Каймет леИсраэль, ККЛ)
[93] Цитируется по:לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[94] Там же
[96] 2 цитаты из:לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
[97] Арабы утверждали, в общем-то логично, что до 15 мая Британия юридически отвечала за всё происходящее в Палестине.
[98] הקרב שלא היהה אורי מילשטיין,
[99] Там же
[100] Там же
[101] Там же
[102] Сёма Давидович, Первомайский погром. Подмандатная Палестина, год 1921.
[103]לידתה של בעיית הפליטים הפלסטינים 1947— 1949 בני מוריס, (Benny Morris, THE BIRTH OF PALESTINIAN REFUGE PROBLEM)
Сэм!
Много интересного пишете. Всё читаю. Но ничего не написали про себя.
Жду, когда смогу прочитать о вашей жизни в Ленинграде.
Спасибо, может и дойдут руки.
Какие наши годы!
Уважаемый Владимир и Лазарь, я обнаружил, то не поблагодарил вас за благожелательные отзывы.
Спасибо.
Добротная работа Сэма, как и другие очерки по истории Израиля. Дело в том, что основное на эти темы известно многим читателям, но документированные детали произошедшего, предлагаемые Сэмом, не только дополняют и проясняют известное, случается — опровергают. Так, мне хорошо известны обвинения армии и чиновников ишува в массовом изгнании арабского населения до и в ходе Войны за независимость. Приведенные автором свидетельства Голды Меир и цитаты успокоительных речей мэра Хайфы, как и донесения английских властей в Лондон о вождях арабского сопротивления (бегство, предательство и запугивание «ужасами» Дейр Ясина), меняют общий колорит этих событий. Я закавычил ужасы, ибо принимаю версию Мильштейна. Кстати, один из английских свидетелей событий ставит точку над I: евреи отвечали на жестокость арабов. Уместно приведенное автором: «бегство» машинами и пароходами. Да, война — дело жестокое, в т.ч. за Независимость и отвоевание своей земли.
Cпасибо, Шмуэль, за оценку. Действительно такого рода статьи интересны, наверное, только тем, кто представляет места, о которых говорится.
Что касается темы «бегства», то эта тема слишком значительна и в статье про освобождение Хайфы мне бы не хотелось, чтобы она затмила тему героизма тех, благодаря кому Хайфа стала еврейской.
Что касается упомянутых Вами арабских городов, то я специально написал «На Приморской равнине». Кроме того, эти города вошли в территрию Израиля в соответвии с соглашением о прекращении огня с Иорданией, которое предусматривало и обмен территрий. Между прочим по этому соглашению Израиль получил всю трассу железной дороги на Иерусалим, про которую Вы писали в своей очень интересной статье, которую я хорошо запомнил и воспользовался, когда писал эту.
Что касается Вашего любезного предложения о выдвижении статьи на конкурс, то чтобы зря не отнимать время у архивариуса сразу сообщаю, что в этой игре я больше не участвую.
Cпасибо, Шмуэль, за оценку. Действительно такого рода статьи интересны, наверное, только тем, кто представляет места, о которых говорится.
————————————————
Сэм, мне кажется что вы ошибаетесь-ваши статьи интересны как заглядывающим на «ЗАМЕТКИ ПО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ» израильтянам, так и тем кто интересуется историей Израиля издалека. Думаю, что и Шмуэль сильно ошибается написав «полное отсутствие интереса к статье». На мой взгляд, дело в том, что читающим ваши замечательные статьи об истории Израиля практически нечего добавить к написанному-вы ведь очень подробно разрабатываете тему каждой статьи, приводите мнение других исследователей, даете массу справочного материала…И получается, что читателю, который не владеет материалом так как вы, остается только сказать СПАСИБО. Что я с удовольствием и делаю;)
Спасибо за разьяснение.
У вас не было желания написать отдельно на тему беженцев?
И не понял ваш отказ участвовать в конкурсе, в чем причина?
Такое желание, Шмуэль, у меня появилось сразу, как начал читать интереснейшую книгу Бенни Морриса.
Но потом понял, что получится не сочинение, а изложение.
Может, если сумею полностью одолеть книгу Илана Паппе с противоположной позицией, то попробую.
А пока ремомендую книгу Морриса на Амозоне
https://books.google.co.il/books?id=uM_kFX6edX8C&pg=PA11&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
Что касается конкурса.
Сразу вспомнился мой любимый анекдот.
Наполеон требует объяснений у своего начальника артиллерии, почему пушки во время штурма крепости перестали стрелять
— «О, сир! Есть не одна причина. Во-первых кончился порох…»
— «Всё, дальше можете не продолжать», прервал его Наполеон
Так вот, во-первых в конкурсе нет номинации «Еврейская история»…
Очень интересно, не менее интересно, чем первая часть.
Сколько раз ходил и ездил по этим улицам и площадям и не представлял, что на них происходило три четверти века назад.
Спасибо.
И хоть записывай в память махшева — опять приходится писать, что удивляет полное отсутствие интереса к статье.
А я предлагаю выдвинуть ее на участие в конкурсе по разделу Еврейской истории.
Маленькое замечание
Мне кажется, что на тему бегства арабов можно было написать больще.
В связи с этим вопрос:
вы написали про оставшиес две арабские деревни, очевидно Фурадейс и Джиср аз Зарка.
Но ведь есть и Кфар Касем и Тайбе и Ум ал Фахм и еще?