Чтобы сделать Палестину своим домом, нужна была колоссальная сила воли и стремление жить в еврейской стране. Этим обладал один из десяти. И эти «одни из десяти» и построили страну!
ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ
Пионеры Второй алии
В один из жарких дней конца лета 1903 года на берегу речки Плонка трое еврейских юношей из городка Плонска[1] Царства Польского Российской империи дали клятву уехать в Палестину.
Двое из них эту клятву исполнили. Шломо Цемах уехал в Палестину в следующем, 1904 году, стал сельскохозяйственным рабочим, одним из основателей партии hаПоэл hаЦаир, в 1933 году основал Сельскохозяйственную школу Кадури и стал ее первым директором, успешным литератором и лауреатом различных литературных премий. Давид Грин уехал в Палестину в 1906 году, тоже работал сельскохозяйственным рабочим, участвовал в организации палестинской ветви партии Поэлей hаЦион, и стал Бен Гурионом. А Шмуэль Фукс уехал в Америку и стал зубным врачом, он никогда в жизни не приезжал ни в Палестину, ни в Израиль. Но в общем доля эмигрировавших из Российской империи евреев, выбравших Палестину, была совсем иной. В 1900 году из 10–ти с лишним миллионов евреев в мире свыше 5 миллионов жили в Российской империи[2]. Из этих 5 миллионов в 1881–1914 гг. эмигрировало почти 2 миллиона. Из этих 2–х миллионов в Палестину приехало чуть больше 40 тысяч.
Российские евреи услышали тогда слова Министра Внутренних Дел Игнатьева, сказанные в январе 1882 г.: «Западная граница для евреев открыта».
Таблица 1 Эмиграция евреев из Российской империи в 1881–1914 гг.[3]
Прошло немногим более 100 лет, и потомки тех евреев, кто не услышал призыва царского министра, воспользовались открытием западной границы государства — наследника Российской империи.
***
Всю эмиграцию в Эрец Исраэль — алию (восхождение), начиная с 1882 года принято делить на волны. До 2МВ они получили порядковой номер: Первая, Вторая, Третья, Четвёртая, Пятая. После — по стране исхода: йеменская, марокканская, польская, румынская, эфиопская, из СССР и, позже, стран СНГ.
Вторая алия, начавшаяся в 1904 году и закончившаяся с началом 1МВ в 1914 году, была в основном из Российской империи и из Галиции, бывшей тогда частью империи Австро–Венгерской.
После 1911 года совершили алию около 2 тысяч йеменских евреев[4] (об этом ниже).
Хотя в Таблице 1 численность российских евреев, выбравших Эрец Исраэль (тогдашнюю османскую Палестину) указана с точностью до тысячи, на самом деле её численность точно не знает никто. Это при сменивших турок британцах подсчитывали каждого иммигранта, получившего сертификат. В Османской империи никто иммигрантов не считал.
Вот так «КРАТКIЙ ПУТЕВОДИТЕЛЪ по ПАЛЕСТИНЪ ДЛЯ ТУРИСТОВЪ ЕВРЕЕВЪ» изданный в Вильно в 1911 г.[5] описывает процесс въезда в Палестину:
«В Константинополъ необходимо выправить «тезкерэ» (турецкiй паспортъ для иностранцевъ). Для этого надо запастись особымъ свидътельствомъ отъ русскаго консула (стоитъ 80 коп.), которое предъявляется вмъстъ съ паспортомъ въ «Серай». За выдачу «тезкерэ» взимается плата въ 80 коп. Прибывающiе въ Яффу безъ «тезкерэ» платятъ при высадкъ на берегъ 2 р. 40 коп. «Тезкерэ» годится на годъ. При высадкъ въ Яффъ предъявляется паспортъ и «тезкерэ». На другой день прибывающiй получаетъ «красный билетъ» (особое свидътельство для евреевъ русскихъ поданныхъ), за который взимается плата въ 25 к. Въ самой странъ паспортовъ не спрашиваютъ и не контролируютъ, проживаетъ ли иногородецъ по «красному билету» дъйствительно только положенное количество мъсяцевъ (3 мъсяца). При возвращенiи выдается обратно заграничный паспортъ взамънъ «красного билета»».
В различных источниках число олим Второй алии колеблется от 18 тысяч до 40 тысяч. Наиболее принята цифра в 30–35 тысяч.[6]
Не больше определённости в численности «йордим» — олим, уехавших из страны.
Приводятся цифры в 70–75% уехавших в первый период Второй алии, предположительно в дальнейшем их число снизилось до 50%.[7] Бен Гурион считал, что уехало 9 из 10. Рахель Янаит[8] писала, что многие из молодых просто сбежали от службы в царской армии.[9] Впрочем тогда приезжали и уезжали, и снова приезжали. Бен Гурион вернулся в Россию, чтобы его отцу не пришлось платить большой штраф за сына–уклониста, а вскоре после призыва дезертировал и по фальшивым документам через Германию вернулся в Палестину. По тогдашним законам штраф за сына–дезертира платить было не надо.
Чтобы сделать Палестину своим домом нужна была колоссальная сила воли и стремление жить в еврейской стране. Этим обладал один из десяти. И эти «одни из десяти» и построили страну!
В те годы только малая часть просторов бескрайней Российской империи была открыта для евреев, свыше 95% евреев жили на территории Черты Оседлости и в Царстве Польском.
И, естественно, основной поток олим был оттуда. Их путь в Эрец Исраэль лежал через одесский порт, данные по которому и явились основой для принятия цифры олим в 30–35 тысяч.
Диаграмма 1. Распределение иммигрантов, убывших из одесского порта по области проживания 1905–1913 гг.[11]
Уезжавшие из Галиции использовали в основном порт Триеста, их ориентировочная численность составила 10–11 тысяч.[12]
Таблица 2 Распределение эмигрантов по годам по данным информбюро в Одессе и чиновника Сионистской организации (СО) Хаима Ридника в Яффо
Никакого Сохнута в те времена не было, олимы ехали за свой счёт. Шломо Цемах «позаимствовал» отцовские 580 рублей и тайком уехал в Палестину. Отец не сразу простил Щломо.
Но Комитет Ховавей Цион[13] в Одессе предоставлял 40% скидку на покупку билета.
Таблица 3 Стоимость пароходных билетов из Одессы[14]
Для сравнения: на продукты питания средняя семья тратила в то время не менее 20–25 руб., билет первого класса Петербург — Москва стоил 16 рублей, в сидячем вагоне — 6 руб. 40 коп.[15]
Чиновник Информбюро по фамилии Спилберг написал одному из руководителей СО Менахему Усышкину:
«Вчера пришла женщина с шестью детьми и просила, и требовала, чтобы вы (комитет) дали ей двадцать рублей, которых ей не хватает на дорогу в Землю Израиля… Она плакала и кричала, и говорила, что если мы ей не дадим денег, которые ей нужны, она бросится вместе с детьми в воду. Я посоветовал ей обратиться к какому–нибудь раввину, а также дал ей рубль.»
Женщина не послушалась совета Спилберга, бросила в него монету и вышла в зал информационного бюро, крича, что чиновник [Спилберг] посоветовал ей броситься вместе с детьми в воду. «Пассажиры были возмущены такой жестокостью, — писал Спилберг, — но я пошел за ней и объяснил все пассажирам».
Сегодня утром, когда я пришел в комитет, женщина уже ждала меня с детьми на улице и в очередной раз кричала и плакала и говорила, что если мы не дадим ей денег, то она пойдёт с детьми топиться в море. … Она плакала и кричала до тех пор, пока пассажиры не собрали и дали ей пятнадцать рублей (они также взяли у меня два рубля)…[16]
***
Первое, что после 12–ти дневного плавания, обычно на палубе, видели эти олимы, выбравшись из лодок, на которых арабские лодочники доставляли пассажиров с парохода на берег Эрец Исраэль, был Яффо.
Давид Грин описал так своё впечатление от уведенного: «Толстые арабы группами сидят около своих повозок, а между ними — жалкая, убогая еврейская лавка». [17] (Давид Грин стал Давидом Бен Гурионом в 1909 году, начав подписывать этим псевдонимом свои статьи в газете. Иосеф Бен Гурион был одним из вождей евреев, восставших против римлян в I столетии н.э., защищавшем от них Иерусалим во время Первой Иудейской войны, и убитым во время междоусобицы, вспыхнувшей в городе. В дальнейшем в этой статье я буду использовать имя Бен Гурион вне зависимости от того, о каком времени будет идти речь.)
В тот же день он и ещё тринадцать молодых олим, среди которых были две девушки, пешком пошли в Петах Тикву. В 1956 году, в 50-тую годовщину своей алии, Бен Гурион вспоминал, что уведенное в Яффо, где евреи жили вперемежку с арабами, «вызвало очень резкое чувство Изгнания«[18], и он не захотел задерживаться на шаббат в Яффо.
Они не были первопроходцами. В первую алию, 1882–1903 годы в стране было основано свыше 25 еврейских поселений[19], называвшихся тогда колониями.
Первое, Ришон леЦион, было основано в 1882 году олимами из Российской империи.
В то время и Петах Тиква, и Реховот относились к Иудее, Хедера и Зихрон Яков — к Самарии.[20]
Петах Тиква פֶּתַח תִּקְוָה — в переводе «Врата надежды», самая большая по численности колония, была основана ещё до начала Первой алии, в 1878 году, спустившимися из Иерусалима религиозными евреями. Правда, они были вынуждены через 3 года её покинуть из-за малярии, и поселение возродили в 1883 году уже олимы — члены Билу.[21]
Перед отъездом первопроходцы Первой алии представляли «страну, текущую молоком и мёдом», зелёные поля, на которых они будут весело трудиться, пасторальный пейзаж вокруг. Они обнаружили усыпанные камнями поля между малярийными болотами, проливные дожди смыли с холмов плодородную почву, южное солнце высушило землю, которую поколения крестьян–арабов обрабатывали так же, как обрабатывали ее их предки.
Глубоко религиозные, эти первопроходцы были энтузиастами, сменившими привычную, благоустроенную жизнь ради возрождения еврейского присутствия в Эрец Исраэль. Одна из основателей Замарина, Малка Аарансон на призыв посланника барона Гирша[22] переехать в Аргентину: «Зачем вы выращиваете камни в этой пустыне? Приезжайте в пампасы, землю, по–настоящему текущую молоком и мёдом!» по преданию ответила: «Месье, если нам придётся есть камни, мы будем их есть, но мы не сдвинемся с этого места«.[23]
Но одного энтузиазма было недостаточно. И если бы не помощь «неизвестного благодетеля», то скорее всего у этих первопроходцев ничего бы не получилось. «Неизвестным благодетелем» — «надивом» оказался барон Эдмонд де Ротшильд[24] Edmond James de Rothschild אברהם בנימין אדמונד ג’יימס דה רוטשילד.
Бесплатных обедов не бывает, за всё в жизни надо платить, условия «Благодетеля» были тяжелейшие, командовать будут присланные бароном служащие, но у колонистов выбора не было, и они согласились. И принесли клятву: «Мы в твоих руках. Земли Замарина твои. Мы вверяем себя в твои руки. Мы однозначно примем любые указания, которые ты сочтёшь нужными для руководства нами«.[25]
На деньги Барона был приобретён инвентарь и сборные деревянные домики. Приехавшие специалисты–агрономы определили, что известковые почвы и климат очень подходят для виноделия, лозы были привезены из Франции. В 1900 году Барон передал управление всеми поселениями Еврейскому колониальному обществу (ЕКО), к 1903 году, как раз к началу Второй алии, колонисты превратились в самостоятельных фермеров, нанимающих для работы арабских подёнщиков.
Ахад Ха’ам[26] написал: «Они вели себя по отношению к арабам враждебно и жестоко, совершали необдуманные действия, постыдно избивали их без всякого повода и кичились этим».
Но возможно, что он был не совсем объективен. Ахад Ха’ам считал, что Палестина должна стать в первую очередь «духовным центром» еврейского народа, из которого будет исходить возрождение еврейской культуры и был противником «политического сионизма» Герцля. Вейцман в своих мемуарах написал про своего лучшего друга:
«Для него сионизм означал возрождение в духовно–национальном плане. Поселенческая деятельность сионистов, их политическая программа, имели для него смысл только лишь как составная часть общего плана перевоспитания еврейского народа.«[27]
Но вот ещё одно свидетельство жителя Яффо: «Они не относятся к феллахам как к человеческим существам.» [28]
В 1907 году Хаим Вейцман, через 10 лет после начала своей сионистской деятельности, впервые приехал в Палестину.
«Пустынная то была в общем страна — один из самых заброшенных уголков захолустной и убогой Оттоманской империи. Все население Палестины не превосходило тогда шестисот тысяч человек, из которых около восьмидесяти тысяч составляли евреи, жившие, в основном, в Иерусалиме, где их было большинство, а также в Хевроне, Тверии, Цфате, Яффе и Хайфе. Земледельческих поселений насчитывалось всего двадцать пять. «Поселения, за исключением немногих, находились в плачевном состоянии. Еще мальчиком в Мотоле и Пинске я слышал, что первая волна поселенцев — билуйцев, как они себя называли, — двинулась в Палестину по призыву членов палестинофильского движения Хиббат–Цион. То были пылкие, романтические, самоотверженные люди с благородными стремлениями и возвышенными идеалами. Но они не имели ни опыта, ни практической сметки. Они тоже попали в силки особой системы милостыни, только им ее подавали не общины, а неистощимо щедрый барон Ротшильд.
…Рабочая сила была в основном арабская, евреи же выступали в роли управляющих. Во всем этом не было ни капли пионерского духа, к тому же эти немногочисленные поселения были разбросаны по всей стране, далеко друг от друга. Это особенно относилось к Петах–Тикве, Ришон леЦиону и Нес Ционе, находившимся на юге, и к Рош–Пине, Мишмар хаЯрдену и Метулле, расположенным на севере.»[29]
Через два года после Бен Гуриона совершил алию Берл Кацнельсон, ставший в будущем одним из ведущих деятелей Ишува и одним из немногих друзей Бен Гуриона.
Берл Кацнельсон ברל כצנלסון родился в Бобруйске в 1887 году, его отец, умерший в возрасте 37 лет, торговец и сторонник Ховевей Цион, дал сыну светское образование, позволившее Берлу сдать экстерном экзамены по программе русской гимназии. На дорогу в Эрец Иcраэл Берл заработал, получив 350 рублей за оформление для библиотеки каталога еврейских и русских книг. Совершив алию Берл, сионист и социалист, вначале работал, не слишком успешно, в сельском хозяйстве, потом стал журналистом.
Будучи инициатором создания партии Ахдут haАвода и Гистадрута, с годами Кацнельсон приобрел для себя положение духовного авторитета в рабочем движении Ишува, отдавая подобно Бен Гуриону, приоритет национальному, сионистскому перед классовым, пролетарским.
Скончался Кацнельсон в возрасте 57 лет 12 августа 1944 года. Узнав о его смерти Бен Гурион примчался из Хайфы, где он отдыхал в санатории на Кармеле, в Иерусалим. Войдя в комнату, где лежало тело Берла, он потерял сознание, а выйдя из комнаты, сказал сыну: ’’Это был мой единственный настоящий друг.”[30] Фотография Кацнельсона стояла на его письменном столе.
Кацнельсон тоже начал свою жизнь в Палестине в Петах Тикве. ’’Здесь смешались свет и тень — надежда и отчаяние. Между ними нет четких линий”,- вспоминал он позже. Анита Шапира в его биографии пишет:
«Зеленая деревня с красивой главной улицей и чересчур шикарными, на вкус Берла, домами. Дух роскоши, подобающий не настоящей деревне, а скорее, кварталу нуворишей. Но радовали душу признаки еврейской государственности: регулярное дилижансовое сообщение с Яффой, почтовые марки, которые печатались в Петах–Тикве вместе с денежными банкнотами, имевшими хождение по всей округе, и у евреев, и у арабов. Все это нельзя было не поставить в заслугу ’’матери еврейских поселений”. Но высокомерие хозяев Петах–Тиквы и безработица среди рабочих–евреев, скопившихся в известной гостинице Рабиновича, произвели на Берла скверное впечатление.«[31]
***
Отрывок из статьи[32] в газете «хаАхдут»[33], 1914 год. Подпись: Н. Ватик (Н. Старожил):
… И говорил г–н Соколов[34] в осуждение французского языка в старом Зихроне и во славу иврита, не сходящего с уст Зихрона молодого, придя к основным принципам возрождения: язык, почва, еврейский труд и тому подобное. И тут явился Александр[35] «Гидони»[36] и речь в устах его — огонь, и сера, и ураган: чужаки не знают Страны и обычаев ея, грех нам идти их путями, мы сидим здесь тридцать лет и два года и живем в мире и дружбе с арабами. И в таком духе он продолжал свою речь, которую завершил «люксом», в котором зихроняне не нуждаются. «Мы будем идти прежним путем! Зихрон для зихронян!» — провозгласил он с пафосом. Некоторые рабочие почувствовали себя оскорбленными и засвистали.
Эта газетная статья была об острейшем конфликте между молодыми социалистами Второй алии, приехавшими, чтобы своими руками работать на этой Земле и завоёвывать её, и их предшественниками Первой алии, ставшими фермерами и работодателями этой пылкой молодёжи, лозунгом которой был «Еврейский труд». Арабский труд они называли עבודה זרה авода зара — идолопоклонство, запрещённое евреям. «Перевернуть пирамиду» — изменить сложившуюся в странах рассеяния искаженную социальную структуру, пирамиду, у которой «верхушка» — коммерсанты, финансисты, представители свободных профессий, чрезвычайно велика, а «основание» — земледельцы и рабочие, почти отсутствует, вот было их целью. Без этого ни о каком функционировании Еврейского дома, не говоря уже о создании Еврейского государства, речь идти не могла.
(В дальнейшем, во времена британского Мандата стремление к созданию независимой еврейской экономической системы вступило в противоречие с утверждением, что еврейская иммиграция идёт на благо всему народному хозяйству Палестины. Британцы определяли число сертификатов в соответствии с «экономической ёмкостью» и были споры — эта «ёмкость» всего народного хозяйства или только Ишува.)
Фермеров не интересовала идеология «еврейского труда», их интересовал результат и прибыль. Арабы же были более умелы, более выносливы, более привычны к климату, и они, в отличие от молодых евреев, не проповедовали материализм своим работодателям. Ну и, кроме всего прочего, им платили на 40% меньше[37]. Этому было и объяснение — для арабов, в отличие от евреев, эта работа была не единственным источником существования, у них было своё хозяйство и свой дом, им не надо было всю еду покупать в лавке и платить за жильё.
Правда, Бен Гурион, вспоминая о своей работе в Зихрон Якове, где, кстати, ему понравилось много больше, чем в Петях Тикве, рассказывал, что он обнаружил, что почти в каждом дворе жили по две арабские семьи. Это беспокоило его, в том числе потому, что еврейские дети могли научиться от арабских детей «самым неприличным арабским словам», которые они будут использовать, не понимая их смысл.[38]
А по первой британской переписи 1922 года в Зихроне проживало 1013 иудеев, 282 мусульманина и 7 христиан.[39]
Сионисты открыли йеменских евреев, первые из которых совершили алию в конце XIX века. Была надежда, что они смогут заменить арабский труд. Газета написала:
«Это простой рабочий, готовый выполнять любую работу, без стыда, без поэзии, без философствования, любую работу… И они наверняка не будут иметь отношения к мистеру Марксу«[40] К тому же они были подданными султана. Но йеманитов приехало около двух тысяч[41] и они, конечно, не могли кардинально решить проблему замены арабов на полях.[42]
И арабов, и евреев нанимали на работу на один день. Бен Гурион описывал эту процедуру в Петах Тикве, сравнивая её с «рынком рабов»: Еврейские рабочие ждали около синагоги, пока не приходили еврейские фермеры в поисках рабочих, они ощупывали их мускулы и забирали их на работу или оставляли, большинство, на месте. Бен Гурион написал отцу, что несколько дней он работал под началом араба. Перед словом «араб» он поставил многоточие, как бы подчёркивая гротеск ситуации.
Тоже в письме отцу он описывает свою работу:
«Работа нелегкая и требует много терпения и усердия, особенно для тех, кто никогда не занимался ручным трудом (а таких здесь большинство). Под палящим солнцем пытаемся разбить красную глину. Пот льет ручьями, руки покрыты мозолями и ссадинами и кажется, что от усталости вот–вот отвалятся. А хозяин или его управляющий стоят рядом и кричат «Ялла!» (Быстрее!)».
Малярия, из–за которой больше четверти века назад первые основатели Петах Тиквы были вынуждены её покинуть, никуда не делась.
Бен Гурион пишет отцу:
«Я больше страдал от лихорадки и голода, чем работал. Все вместе — работа, малярия и голод — были новы и интересны для меня. Ведь ради этого я и приехал на землю Израиля».
В дни, когда он не работал, он обходился одной питой, которую медленно жевал вечером, чтобы обмануть чувство голода.
Он пишет:
«Днем чувство голода было не так мучительно. Я болтал с друзьями или пытался думать о чем–то отвлеченном. Но ночи были ужасны. Стоило мне закрыть глаза, как воображение рисовало огромные сковороды, полные мяса, жареных кур и гарнира. Казалось, я сойду с ума. Вымотанный, без сил, я просыпался утром и в отчаянии рвал на себе волосы».[43]
А вот Зихрон Яков привёл Бен Гуриона в восторг.
«Если райские сады хоть немного похожи на Зихрон Яков, это значит, что это действительно райские сады«,- написал он своему отцу. Он изучал арабский и французский и так описывал этот рай: голубое море, сады и виноградники, сады с миндальными деревьями, оливковые рощи, луга, покрытые лилиями. Он хорошо зарабатывал в Зихрон Якове и фермерские дочки были дружелюбны.[44]
***
Ещё больше понравилось Бен Гуриону в маленькой галилейской деревушке Седжера, в Верхней Галилее, недалеко от дороги на Тверию.
В наши дни из Центра страны, из той же Петах Тиквы, до этих мест по скоростному 6–му шоссе можно доехать за часа два. В те дни это было путешествие, которое продолжалось не один день. Уже была железная дорога из Яффо в Иерусалим, но главным видом транспорта были лощади и ослы. И хотя из Яффо ходили дилижансы в ту же Петах Тикву, «Путеводитель 1911 года» рекомендовал туристам обзавестись перед путешествием сапогами для верховой езды (и ещё на всякий случай револьвером). А молодые олимы, у которых не было денег, но было время, шли в Галилею пешком.
«В Галилее все совсем иначе. Молоко, масло, сыр — в изобилии. Нет поденных работ. Напротив, сельскохозяйственных рабочих нанимают на весь год, они на полном обеспечении и вдобавок получают ежемесячное жалование. Да и работа другая. В общем, речь идет о работе в поле»,- написал Бен Гурион отцу.
«Здесь я нашел ту самую землю Израилеву, о которой мечтал долгие–долгие годы. Ни лавочников, ни управляющих, ни бездельников, живущих чужим трудом. Все жители поселка работают сами и живут плодами своего труда»….
«Держась за рукоять, с острой палкой в руке, я шагаю за плугом и смотрю, как переворачиваются и раскалываются комья черной земли, а быки медленным и размеренным шагом важных персон все идут и идут вперед. Это время раздумий и мечтаний — да и как можно не мечтать, возделывая почву земли Израилевой и видя, как вокруг тебя другие евреи также обрабатывают свою землю? И разве не воплощение мечты сама эта взрыхленная почва, которая предстает перед тобой во всем своем таинстве и великолепии?»[45]
И он отметил разницу между Седжерой и Петах Тиквой: в Седжере не было лавочников и спекулянтов.[46]
Колония Седжера, сегодня мошав Илания אילניה, была основана в 1900–1902 годах на земле, купленной бароном Эдмондом Джеймсом де Ротшильдом у живших в том месте арабов и передана в управление ЕКО.
Колония состояла из двух частей, на склоне холма стояли дома еврейских арендаторов, умеющих работать на земле, на вершине холма была организована учебная ферма, все ученики которой размещались в одной комнате, а всё население Седжеры насчитывало около 200 человек. В 1907 году на ферме Маней Вильбушевич и Исраэлем Шохатом была создана коммуна — предтеча будущих кибуцев. Восемнадцать мужчин и женщин, в течение года не только сумели обойтись без всякого участия арабов из соседних деревень, но и обеспечили прибыльность хозяйства. По вечерам Давид Гурион давал им уроки иврита, Маня Вильбушевич — теории социализма, а арабскому языку они учились у своих соседей. [47] А в 1910 году группа молодёжи, 10 юношей и 2 девушки основали на южном берегу Кинерета в 10 километрах от Тверии сельскохозяйственное поселение — «квуцу» (группу), ставшую «матерью всех кибуцев», Дганию. Через 10 лет в стране уже было восемь таких коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.[48]
Маня Вильбушевич и Исраэль Шохат были, возможно, первой парой молодёжи Второй алии, создавших семью. Тогда многие считали, что идеальный дом должен состоять из двух работающих братьев и сестры, ведущей хозяйство. (Хотя в коммуне в Седжере и было установлено полное равенство между мужчинами и женщинами.) Бен Гурион вспоминал:
«… мы, члены Второй алии обсуждали, допустим ли брак с точки зрения идеологии. Вопрос возник, потому что тогда мы не имели условий нормально растить детей, а ведь в результате брака рождаются дети«[49].
И кроме того, тогда из десяти олим шестеро были мужчины.[50]
Маня Вильбушевич (1878–1961) была незаурядным человеком необычайной судьбы. Она родилась неподалеку от Гродно в семье владельца мельницы и сторонника Ховевей Цион Вольфа Вильбушевича, уехала в Минск, работала на принадлежавшем её брату заводе, сблизилась с Бундом, и в 1900 году была арестована.
В Бутырский тюрьме её допрашивал жандармский полковник, глава Московской охранки[51] Сергей Зубатов[52], создатель так называемой «зубатовщины», убедивший её перейти к легальным формам работы.
После освобождения и разрыва с Бундом Маня участвовала в создании Еврейской независимой рабочей партии (ЕНРП).[53]
В 1904 года приехала в Палестину навестить брата Нахума, основателя фабрики по производству мыла в Хайфе, сблизилась с молодыми пионерами Второй алии, участвовала в создании сельскохозяйственной коммуны в Седжере и организации hаШомер (см. ниже), во время 1МВ была выслана в Турцию. Вернувшись после её окончания, активно участвовала в политической жизни подмандатной Палестины. Подозревалась в организации убийства в 1923 году бывшего офицера полиции Тофика Бея, обвинённого в участии в яффском погроме 1921 года.[54] В 1925 году Маня Шохат присоединилась к группе » Брит Шалом», выступавшей за создание двунационального государства в Палестине.
В 1908 году Маня Вильбушевич вышла замуж за Исраэля Шохата, который был моложе её на 9 лет. Их сын Гидеон воевал во 2МВ в королевских ВВС и впоследствии стал одним из основателей ВВС Израиля.
Стоят справа налево:
Рахель Янаит Бен–Цви,(Лощански), Исраэль Шохат, Маня Шохат (Вильбушевич). Сидит Иосиф Стромза[55]
***
До первого еврейского погрома в Палестине, разразившегося в Иерусалиме на Песах 1920 года,[56] оставалось больше десяти лет. Охрана еврейских поселений от воровства со стороны арабов из соседних деревень осуществлялась наёмниками — арабами и черкесами[57].
В 1904 году совершил алию ישראל שוחט Исраель Шохат (1886-1961). Он родился в гродненской губернии, в 1903 году, после кишинёвского погрома, основал в Гродно отряд еврейской самообороны, давший в 1903 году отпор погромщикам. (Этим фактом возмущался Солженицын в своём труде «200 лет вместе».) В 1907 году девять молодых олим из России во главе с Исраэлем Шохатом создали организацию «Бар Гиора», названную именем одного из руководителей восстания против римлян в I веке н.э. и ставшую предтечей ЦАХАЛя, как колония в Седжере стала предтечей кибуцев. Было решено соблюдать секретность, за её несоблюдение полагалась внезапная казнь — «смерть от укуса змеи» и полное подчинение своему лидеру Исраэлю Шохату, а лозунгом стало «В крови и огне пала Иудея, в крови и огне она восстанет». В Седжере Шохату удалось заменить охранников черкесов еврейскими юношами. Месха (Кфар Тавор) В центре Исраэль Шохат
В 1909 году в поселение Месха (сегодня Кфар Тавор), находившемся в 10 километрах от Седжеры, членами Бар Гиоры была создана значительно более многочисленная и уже не секретная организация hаШомер השומר — Страж. Её целью было заявлено כיבוש השמירה (кибуш hашмира) и (כיבוש העבודה кибуш hавода) — «завладение охраной» и «овладением навыками труда», — научиться обрабатывать землю и овладеть ремеслами во имя принципа «еврейского труда». В разгар своей деятельности, в 1913 году, организация насчитывала около 100 членов и около 300 наёмных работников и осуществляла охрану в 13 колониях[58]. После роспуска hаШомер в 1920 году члены организации участвовали в создании Хаганы.
Шомрим хотели как можно дальше уйти от образа галутного еврея — носили арабские куфии, использовали в разговоре арабские слова и пили кофе, приготовленное в финджанах с длинной ручкой. Вначале они несли охрану пешими, но потом сели на коня. Первая приобретённая лошадь получила имя «Ципора».
Это памятник, установленный в Кфар Таворе одному из основателей Бар Гиора и hаШомер, замечательному человеку אלכסנדר זייד Александру Зайду 1886–1938. Он родился в городе Зима в Восточной Сибири, по тамошним масштабам недалеко, всего в 230 километрах на запад, от Иркутска. Его отец יצחק אליהו זייד Ицхак Элиягу Зейд, литейщик, был за революционную деятельность сослан из Вильно в Сибирь, где женился на «субботнице»[59] Александре, убитой бандитами, когда Александру было 3 года. В 1901 году отец с сыном вернулся в Вильно, через несколько лет отец скончался, Александр в пятнадцатилетнем возрасте остался круглым сиротой. В 1904 году он совершил алию, познакомился с Исраэлем Шохатом и стал одним из основателей сначала Бар Гиоры, потом hаШомер. В 1916 году он стал одним из основателей кибуца Кфар–Гилади в Галилее. Погиб Зайд от руки бедуина в 1938 году во время арабского восстания.
Поэт Александр Пенн[60] посвятил ему своё стихотворение, אדמתי אדמה Адама, адмати («Земля, моя земля»).
ЗЕМЛЯ, МОЯ ЗЕМЛЯ /Памяти Александра Зайда/
Перевод Ирина Бабич[61]
О, родная земля
Ты сладка и горька.
Ветер трогает камни сухие.
Кровью я обручен
С той землей на века –
На холмах Шейх–Абрек и Хортия.
Волны моря нам песни
О жизни поют,
Солнце шлет нам лучи золотые,
Днем и ночью ты длишься, сыновний мой труд,
На холмах Шейх–Абрек и Хортия.
И оливы мне шепчут:
«Да это твой дом»,
Хору пляшут друзья и родные.
Каждый колос здесь мой,
Каждый камень знаком
На холмах Шейх–Абрек и Хортия.
Я клянусь защищать
Эту землю вовек,
Отгонять от нее беды злые.
Завещал мне все это
Простой человек
На холмах Шейх–Абрек и Хортия
***
Пионеры «Нового Ишува» не хотели, как евреи «Старого», жить за счёт помощи из–за заграницы, халуки.[62] Но жить без помощи они не могли. Во время Первой алии это была помощь «Благотворителя» барона Ротшильда. Во время Второй алии —помощь Сионистской организации (СО), собиравшей пожертвования евреев всего мира, и в первую очередь, конечно, евреев американских. Впрочем, во многих еврейских домах в Российской империи стояли бело–голубые кружки ККЛ[63] для сбора пожертвований, для покупки земли в Эрец Исраэль.
Разница между Старым и Новым Ишувами была в том, что первый получал рыбу, а второй — удочку.
В первые годы деятельность СО лежала в области дипломатии, Герцль вначале безуспешно пытался получить «чартер» на заселение евреями Палестины, просил помощи у Вильгельма II, потом был знаменитый план Уганды, забытый со смертью Герцля. В 1907 году в Гааге состоялся VIII конгресс СО, на котором Вейцман выступил с блестящей речью, заявив себя одним из самых многообещающих лидеров молодого поколения. Он выдвинул идею «сионизм синтеза»[64]:
«Надо заниматься как политической, так и практической деятельностью: практичность сионизма была тезисом, политический сионизм был антитезисом, а сионизм должен стать их синтезом.»[65]
В 1908 году СО перешла к практической деятельности. В начале года в Яффо было открыто Палестинское бюро СО, «Офис Земли Израиля», во главе с ארתור רופין Артуром Руппиным (1876–1943), немецким экономистом и юристом, ставшим «отцом новых поселений». Он не был похож на своих подопечных, олим Второй алии, собственно он и был не иммигрантом, а чиновником СО. Только зарплату ему платил из своих средств Отто Варбург, который станет в 1911 году 3–м Президентом, после Герцля и Вольфсона, СО.
Родился Руппин в прусском городке Равич (недалеко от Познани), Германской империи, в богатой, соблюдающей традиции семье, его отец — азартный игрок разорился, Артур был вынужден бросить учёбу и заняться торговлей зерном. Сдав экстерном экзамен, он поступил в университет и получил степень доктора политэкономии. Как и многие молодые евреи того времени он хотел быть настоящим немцем, но, столкнувшись с реальностью, пришёл к сионизму. В 1904 году он опубликовал свое социологическое исследование «Евреи нашего времени», (Die Juden der Gegenwart), стал работать в Институте статистики евреев и считаться «отцом еврейской социологии».
Во главе Палестинского бюро Руппин создавал учебные фермы и трудовые поселения. Одно из них, члены которого жили коммуной, созданное в 1909 году на южном берегу Кинерета, было названо Дгания, и стало считаться «матерью кибуцев».
Олимы Первой алии были аполитичны, молодые олимы Второй, приехав в Израиль создали сразу две партии социалистической идеологии: הפועל הצעיר hаПоэл hаЦаир (Молодой рабочий) и палестинское отделение всемирного פועלי ציון Поалей Цион (Рабочие Циона). Тема политических партий интересна и обширна, и она заслуживает отдельной статьи.
Политическая жизнь Ишува не ограничивалась жизнью партийной. В 1911 году были созданы союзы сельскохозяйственных рабочих Галилеи и Иудеи, в 1916 году — сельскохозяйственных рабочих Шомрона (с участием » בני הגדעונים Бней Гидеоним» — детей олим Первой алии). В рамках этих союзов были созданы больничная касса קופת ולים Купат холим и ссудные кассы. Уже после войны, в 1920 годы на их основе возник ההסתדרות הכללית של העובדים בארץ ישראל Генеральный союз еврейских рабочих в Земле Израиля, Гистадрут.
***
Эти молодые олимы, сионисты–социалисты были лишь частью Второй алии, причём не самой большой. Вот некоторые примеры: Поалей Цион имел только 150 сторонников в Палестине[66], на Первом съезде рабочих Галилеи в 1911 году участвовало семнадцать делегатов, каждый из которых представлял восемь избирателей. Таким образом, в Галилее имелось тогда около ста пятидесяти рабочих. В 1914 году в «Объединении рабочих» состояло 460 человек.[67]
Согласно работе Гура Альрои в сельскохозяйственных колониях намеревались поселиться около 16% приезжающих. Большинство же, около 38% стремились в Иерусалим, Хеврон и в Яффо. Не случайно еврейское население Яффо, включая Тель Авив[68], увеличилось с 5,000 в 1905 году до примерно 15,000 в 1914 году.[69]
Диаграмма 2. Распределение иммигрантов, убывших из одесского порта по предпочтительному месту проживания 1905–1913 гг.[70]
И именно они были среди нескольких десятков евреев из Яффо, которые в апреле 1909 года собрались на берегу чуть севернее города, чтобы участвовать в лотерее по розыгрышу участков земли для постройки нового квартала города под названием Ахузат Байт, ставший в следующем году Тель Авивом
Инициатором проекта был עקיבא אריה וַיְס, Акива Арье Вайс (1868–1947), ставший впоследствии одним из первых строителей Тель Авива. Он родился в Гродно, вырос в Лодзи, был часовщиком и ювелиром, вместе с женой и шестью детьми совершил алию в 1906 году.
Моше Шарет, משה שרת второй премьер–министр Израиля, привезённый 12–ти летним родителями в Палестину, написал в предисловии к сборнику работ и писем Вайса:
«Не всегда помнят тех, кто начинает дело. Иногда о нем забывают, а те, кто продолжает и заканчивает дело, в конечном итоге заслуживают похвалы. Так произошло с Тель–Авивом. «Первооснователь» был забыт, нет его фотографий в мэрии и нет улиц, названных его именем..»
Но на углу лиц Герцль и Ахад Хаам сохранился дом Вайса, один из первых домов города.
Руппин в своих мемуарах вспоминал, что Вайс требовал создания
«еврейского городского центра в здоровой среде, спланированного в соответствии с правилами эстетики и современной гигиены». … За пределами Яффо, по дороге в Петах–Тикву… мы намерены основать современный еврейский городской район. Мы уже присматриваемся к тому или иному участку земли«.[71]
В Бюллетене ассоциации по созданию «Ахузат Байт» было написано:
«И точно так же, как город Нью–Йорк отмечает главные ворота в Америку, мы должны совершенствовать наш город, и со временем он станет Нью Йорком Земли Израиля«[72]
Так рождался Тель Авив — первый еврейский город, после тысячелетий изгнания.
Без молодых сионистов–социалистов, работавших на земле и основавших первые коммуны и потом кибуцы, не возникло бы Еврейское государство. Но оно бы и не возникло без тех, кто основал Тель Авив, без таких, как Акива Вайс, который основал не только Тель Авив, но и алмазную и текстильную промышленность в стране.
***
Первая мировая война поставила перед сионистской организацией проблему выбора «правильной стороны». Перед войной центр сионистского движения находился в Германии, в Берлине находился Исполком СО, немецкий язык был её рабочим языком, Президентом был немецкий учёный–ботаник Отто Варбург, в германском МИДе существовал «Еврейский отдел», возглавлявшийся одним из лидеров сионизма חום גולדמן Нахумом Гольдманом (1895–1982). Но большинство евреев проживало на территории Российской империи, а ещё Герцль, убедившись в тщетности получения «чартера» от султана, начал переориентацию на другую империю — Британскую. Создание в Александрии из высланных турками из Палестины русских евреев, героем русско–японской войны Иосифом Трумпельдором, совершившем алию в 1911 году, отряда погонщиков мулов для помощи британскому экспедиционному корпусу в Галлилиполи, создание в 1917 году в Лондоне Жаботинским и тем же Трумпельдором Еврейского легиона Британской армии, и, главное — провозглашение при активном участия Вейцмана Декларации Бальфура, изменившей всю историю Ишува — всё это подтвердило правоту предвидения Герцля.
Но Сионистская организация решила выбора не делать и соблюдать строгий нейтралитет.[73]
В 1908 году в Турции произошла революция «младотурков», в составе избранного в 1908 г. парламента из 288 депутатов было 4 евря[74] — около 1–го %, что более–менее соответствовало проценту евреев в общем населении Османской империи.
Бен Гурион называл Империю «наша страна» и рассчитывал на создание еврейской автономии после окончания войны. У него была мечта стать турецким министром (по делам евреев). В 1912 году он, Исраэль Шохат, Моше Черток (Шарет) и Ицхак Бен–Цви начали изучать право в Стамбульском университете, одели фески и стали неотличимы от горожан, но начавшаяся война вынудила их вернуться домой. (Когда Бен Гурион и Бен Цви, высланные из Палестины, прибыли в Нью Йорк, у них на головах тоже были фески, встречавшие их товарищи по партии Поалей Цион посоветовали их снять).
Ицхак Бен–Цви (Шимшилевич) יצחק בן צבי родился в 1884 году в Полтаве в семье одного из организаторов Первого Сионистского конгресса в Базеле в 1897 году. В 1906 году Ицхак (Исаак) стал лидером российского Поалей Цион и организовал первые еврейские группы самообороны в России, сбежал из неё в Палестину в 1907 году, переодевшись монахом[75], изменил фамилию на Бен Цви (сын Цви) и стал организатором палестинской организации Поалей Цион Поалей, в которой было 80 членов. В 1908 году он, «робкий высокий худой молодой человек с грустным лицом, красивыми усами и бородкой«[76] в качестве делегата от Поалей Цион принял участие в VIII Сионистском конгрессе в Гааге, стал одним из организаторов подпольной организации Баар Гиора, а после и hаШомер.
В 1911 году на III конгрессе Всемирного Союза «Поалей–Цион» большое негодование вызвало его и Бен Гуриона заявление, что сионистская идея будет осуществлена трудящимися, живущими в Палестине, а не сионистами диаспоры.
Бен Цви начал изучать право в Стамбульском университете, но окончить его помешала война. В 1915 году, несмотря на призыв к российским евреям получить турецкое гражданство и попытки организовать еврейскую милицию, был вместе с Бен Гурионом выслан в Египет, откуда переехал в Нью Йорк. Вначале был «первым номером» в паре с Бен Гурионом, но вскоре уступил тому лидерство. Вступил в Еврейский легион. По возращении в Палестину после войны занимался партийной деятельностью и, благодаря владению арабским языком, связью с арабским обществом. Был одним из 37 членов Bременного Государственного Совета, подписавших Декларацию независимости. После кончины Вейцмана стал в декабре 1952 года 2–м Президентом Израиля. И являлся им до свой кончины в апреле 1963 года.
Вернувшись с началом войны в Палестину Бен Гурион и Бен Цви начали агитировать за принятие российскими евреями турецкого гражданства и создание еврейского добровольческого подразделения в составе турецкой армии. Бен Гурион заявил, что 5 тысяч евреев, вступивших в ряды турецкой армии в Палестине, окажутся полезнее для дела сионизма, чем 10 тысяч, эмигрировавших в Египет.[77]
Прибывший в Иерусалим морской министр Джемаль-паша, взявший на себя командование армией в попытке форсировать Суэцкий канал и отвоевать у англичан Египет, и ставший фактически хозяином Сирии, включая и Палестину, пресёк эти попытки. Он заявил:
Я не верю в вашу [сионистов] лояльность; если бы вы не были заговорщиками, вы бы не поселились в этой далёкой стране среди диких арабов, так ненавидящих вас. Мы, младотурки, считаем, что сионисты заслуживают виселицы, но я устал вешать. Поэтому мы изгоним вас, рассеем по всей Турции и не дадим вам собраться где–нибудь вместе»[78]
В результате около 15 тысяч евреев стали подданными султана, около 11 тысяч[79] уехали сами или были изгнаны, в основном в Александрию.
Бен Гурион и Бен Цви оказались среди этих 11 тысяч. Они были арестованы, возможно потому, что их имена были в списках делегатов XI Сионистского Конгресса 1913 года в Вене. Из Египта они приплыли в Нью Йорк, где вначале собирались агитировать евреев вступать в турецкую армию, но когда в 1917 году в Лондоне было принято решение о создании Еврейского легиона, то весной следующего года они вступили в 39–й батальон, формировавшийся из американских евреев на территории Канады.
А вот Моше Черток (Шарет) добровольно становится офицером турецкой армии[80] и служит офицером–переводчиком сначала в Македонии, а затем в Палестине.
Моше Шарет משה שרת (до 1948 года Моше Черток) родился в 1894 году в Херсоне. Его отец Яков Лейбович (Львович) Черток учился в Харьковском (или Варшавском) технологическом институте, в 1881 году переехал в Палестину, в 1886 году вернулся в Россию и печатался в различных еврейских изданиях на русском языке. В 1906 году вся семья, жена Фаня и пятеро детей совершили алию и два года жили среди арабов, в деревне, севернее Рамаллы, благодаря чему Моше овладел арабским языком. Позже семья переезжает в Яффо и становятся одними из первых основателей Тель Авива. В нём Моше окончил первую ивритскую гимназию Герцлия и потом начал учиться в Стамбульском университете.
В 1931 году он становится заместителем Хаима Арлозорова, начальника политического отдела Еврейского агентства, а после убийства Арлозорова в 1933 году начальником отдела и впоследствии как бы «министром иностранных дел» Ишува. В 1948 году стал Первым Министром иностранных дел Израиля, в 1953–1955 годах, между двумя каденциями Бен Гуриона — вторым, и, наверное, на сегодня самым слабым в истории страны, премьер–министром.
Скончался в Иерусалиме в 1965 году.
***
Каждая алия меняет страну и невозможно оценить, кто сделал это больше.
Про олимов Первой алии, начавших страну строить, на сайте была моя статья «ВТОРОЙ В СИОНЕ» — история Зихрон Якова.
Третья алия, начавшаяся 1919–24 годы, вдохновлённая Декларацией Бальфура, тоже в основном из евреев Восточной Европы, увеличила процент еврейского населения с 8% до 12%[81], создала кибуцы, Гистадрут и Хагану. Еврейский труд теперь был не только на полях и апельсиновых плантациях, но и на прокладке дорог, осушении болот, строительстве мостов и городском строительстве.
Четвёртая алия, большая часть которой были польские семьи среднего класса, обладатели небольших капиталов, которые поселились в растущих городах, создали лёгкую промышленность и производство строительных материалов, создали рабочие места, малые предприятия торговли и общественного питания, преобразили Тель Авив.
Про бежавших от Гитлера репатриантов Пятой алии из Германии, порою немного смешных «йекке», сделавших страну более европейской, была моя статья «ЙЕККЕ. ЕВРЕИ БЕН ЙЕХУДА ШТРАССЕ«
Настоящая статья — попытка рассказать про тех молодых евреев Второй алии, бежавших из царской России в Землю Израиля, без которых не возникло бы Государство Израиль.
Их было немного, но у них ПОЛУЧИЛОСЬ!
Основные источники:
- גור אלרואי, ההרכב הדמוגרפי של «העלייה השנייה
- תום סגב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של דוד בו גורין
- 3. Бар–Зохар «БЕН–ГУРИОН»
- Анита Шапира Б Е Р Л Биография
- «КРАТКIЙ ПУТЕВОДИТЕЛЪ по ПАЛЕСТИНЪ ДЛЯ ТУРИСТОВЪ ЕВРЕЕВЪ» Вильно 1911 г
- Trial and Error: The Autobiography of Chaim Weizmann»
Примечания:
[1] Городок в центральной Польше, в 150 километрах от Варшавы. В 1881 году из 7,800 жителей города 4,500 были евреи
[2] ДЕМОГРАФИЯ. ЧИСЛЕННОСТЬ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ МИРОВОГО ЕВРЕЙСТВА
[3] РОССИЯ. ДЕМОГРАФИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1772–1917)
[4] עליה מתימן לפני קום המדינה В период Первой алии приехало около 3 тысяч
[5] КРАТКIЙ ПУТЕВОДИТЕЛЪ по ПАЛЕСТИНЪ ДЛЯ ТУРИСТОВЪ ЕВРЕЕВЪ (ВИЛЬНА 1991г.)
[6] ההרכב הדמוגרפי של «העלייה השנייה» גור אלרואי
[8] Рахель Янаит Бен–Цви, ,רחל ינאית בן–צבי урожденная Голда Лишанская (1886–1979), ведущая деятельница социалистического сионизма, писатель и педагог, жена второго президента Израиля Ицхака Бен–Цви, родилась в Малине Киевской губернии, в 1908 году совершила алию.
[9] 2 цитаты по: דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[10] ההרכב הדמוגרפי של «העלייה השנייה» גור אלרואי
[11] Диаграмма, а также Таблицы 2 и 3 взяты из работы израильского историка, профессора хайфского университета Гура Альрои ההרכב הדמוגרפי של «העלייה השנייה» גור אלרואי.
[12] Там же.
[13] ХОВЕВЕ́Й ЦИО́Н חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן, буквально «любящие Сион»; в русской традиции палестинофилы, движение, основанное из разрозненных кружков и групп, возникших в Европе во 2–ой половине 19–го века, создание оформлено в 1884 году на съезде в городе Катовице в Польше.
[14] КРАТКIЙ ПУТЕВОДИТЕЛЪ по ПАЛЕСТИНЪ ДЛЯ ТУРИСТОВЪ ЕВРЕЕВЪ (ВИЛЬНА 1911г.)
[15] Цены и зарплаты в Российской Империи
[16] Цитируется по: ההרכב הדמוגרפי של «העלייה השנייה» גור אלרואי
[17] Цитируется по Микаэль Бар–Зохар «БЕН–ГУРИОН«
[18] דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[19] Про вторую по времени основания колонию Замарин, ставшую Зихрон Яковым, см. статью Сёма Давидович: Второй в Сионе
[20] КРАТКIЙ ПУТЕВОДИТЕЛЪ по ПАЛЕСТИНЪ ДЛЯ ТУРИСТОВЪ ЕВРЕЕВЪ (ВИЛЬНА 1911г.)
[21] БИ́ЛУ בִּיל»וּ, организация еврейской молодежи в России, название которой составлено из начальных букв слов библейского стиха «Бет Я‘аков леху ве–нелха» («Дом Иакова! Вставайте и пойдем!»,), послужившего призывом к переселению в Эрец–Исраэль. Билу возникла в 1882 г. как реакция на погромы 1881 г. на юге России, пробудившие национальное сознание той еврейской молодежи, что была подвержена ассимиляции.
[22] Морис де Гирш, Maurice de Hirsch, 1831, Мюнхен, — 1896, Одьял, Венгрия), барон, финансист и филантроп. Происходил из семьи придворных банкиров короля Баварии. Нажил огромное состояние главным образом на строительстве железных дорог в Турции, основал ЕВРЕ́ЙСКОЕ КОЛОНИЗАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (ЕКО) Jewish Colonization Association (JCA), для содействия колонизации Аргентины евреями–эмигрантами из России и других стран Восточной Европы.
[23] Lawrence and Aaronsohn by Ronald Florence Другой источник приписывает эти слова Меиру Лейб Хершко
[24] См. статью Сёма Давидович: Второй в Сионе
[25] Экспозиция музея 1–ой алии в Зихрон Якове
[26] Ашер Гинцберг, אשר צבי (הירש) גינצברג, ставший אַחַד הָעָם Ахад ха’Ам (Один из народа), выдающийся еврейский писатель–публицист и философ, родился в 1856 году в Киевской губернии, его отец был богатым купцом и арендатором поместья. В 8 лет самостоятельно выучился читать по–русски, разбирая вывески на лавках, взрослым считал, что к еврейской культуре может быть отнесено только то, что написано на иврите, ставил целью духовное возрождение еврейского народа. В 1922 г. поселился в Палестине и скончался в Тель Авиве в 1927 году.
[27] Trial and Error: The Autobiography of Chaim Weizmann»
[28] Цитируется по: דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[29] Цитируется по: Trial and Error: The Autobiography of Chaim Weizmann»
[30] Анита Шапира Б Е Р Л Биография
[31] Там же
[32] ЕВРЕИ, ГДЕ МЫ, ЧТО С НАМИ, ДО ЧЕГО МЫ ДОШЛИ?»
НД ЗИНГЕР 28 МАЯ 2014 ГОДА
[33] Социал–демократическая газета האחדות «хаАхдут» (единство) — орган партии Поалей Цион (рабочие Сиона) — выходила на иврите в Иерусалиме 1910–1915 годы. Ее редакторами были Давид Бен Гурион и второй президент страны Ицхак Бен Цви.
[34] נחום סוקולוב Нахум Соколов (1859–1936), выдающийся деятель сионистского движения, президент СО 1931–1935 гг., писатель, журналист и переводчик на иврит, в своём переводе 1903 года на иврит утопического романа Герцля «Альтнойланд» он использовал имя «Тель–Авив», что стало названием города Тель–Авив
[35] אלכסנדר אהרנסון Александр Ааронсон (1888―1948), брат знаменитого Аарона, создателя НИЛИ (подпольной организации, поставляющая сведения британцам во время 1МВ).
[36] Гидеоним הגדעונים— организация евреев Первой алии, основанная как тайное общество в 1913 году в Зихрон Яакове.. Организацию возглавлял Александр Аарансон, брат Аарон Аарансона, в будущем руководителя НИЛИ. Гидеоним занималось охраной еврейских поселений, подобно основанной олимами Второй алии организации hаШомер (см. ниже) Кроме того, гидеоны в Зихрон Яакове ремонтировали дороги, здания и могилы на кладбище. Организация распалась с началом 1МВ.
[37] דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[38] Там же
[40] Цитируется по: דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[41] עליה מתימן לפני קום המדינה
[42] В 2000–х годах роль йеменских евреев как «дешевой рабочей силы» подверглась сомнению. Антрополог אריך בראואר Эрих Брауэр обнаружил, что йеменские евреи занимались не ремеслами и сельским хозяйством, а ремеслом и торговлей. Профессор אהרן גימאני Аарон Гимани обнаружил, что ученики «хохамим» и члены богатых семей почти всегда занимались ювелирным делом — занятием, которое в Йемене считалось чистым для евреев. המשרד הארצישראלי
[43] 3 цитаты по: Микаэль Бар–Зохар «БЕН–ГУРИОН«
[44] דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[45] Цитируется по Микаэль Бар–Зохар «БЕН–ГУРИОН«
[46]דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[49]דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[50] ההרכב הדמוגרפי של «העלייה השנייה» גור אלרואי
[51] Охранное отделение — орган департамента полиции МВД, ведавшее политическим сыском.
[52] Сергей Васильевич Зубатов (1864–1917), 1896–1902 год — начальник Московского охранного отделения, 1902–1903 — глава Особого отдела Департамента полиции, создатель системы политического сыска. Знаменит созданием системы легальных рабочих организаций, названной «зубатовщиной», покончил с собой, узнав об отречении Николая II.
[53] Создана в 1901 году по инициативе Зубатова, стремилась ограничить рабочее движение экономическими и культурными вопросами, не затрагивая политических. Была распущена в 1903 году после Кишинёвского погрома и отказа властей от «зубатовщины».
[54] См. статью Сёма Давидович, «Первомайский погром. Подмандатная Палестина, год 1921«.
[55] Иосиф Стромза יוסף סטרומזה, еврей из Салоник (тогда Оттоманская империя), друг Бен Гуриона, учивший его турецкому языку, потом жил с ним и Бен Цви в одной комнатушке в Стамбуле во время учёбы в Стамбульском университете. Получив диплом юриста, совершил в 1914 году алию. Во время 1МВ защищал Маню Шохат в военном суде в Дамаске. В подмандатной Палестине работал судьёй и адвокатом.
[56] См. статью Сёма Давидович: «АПРЕЛЬ 1920–ГО. ПОГРОМ В ИЕРУСАЛИМЕ«
[57] После поражения в войнах с Россией многие черкесы бежали в Османскую империю и поселились в том числе в Галилее. В настоящее время в Израиле проживает около 4 тысяч черкесов
[59] Возникли в России в конце XVIII века, соблюдали субботу и делали обрезание. Большинство, осознав себя иудеями, переселилось в Землю Израиля. Писалось, что предки знаменитого генерала Рафаэль Эйтана (Рафуля) были субботниками, но скорее всего это только легенда.
[60] Александр Пенн (1906 — 1972) אלכסנדר פן; (Перликер–Штерн) , поэт, родился в Нижнеколымске в Якутии, в юности увлекался боксом, переехал в Москву в 1920 году, занимался кино, опубликовал стихи на русском языке. В 1927 году совершил алию, работал охранником, строительным и сельскохозяйственным рабочим и тренером по боксу. Не зная иврита, по приезде быстро им овладел, учась у Хаима Нахмана Бялика, и начал писать стихи на иврите, взяв себе псевдонимом фамилию Пенн, образованный из первоначальной фамилии своего отца Штерн и его новой Пепликер. Жил в Тель Авиве на улице Дизенхоф, выглядел харизматичным мужчиной, ведущий богемный образ жизни, был известен его бурный роман со знаменитой артисткой Ханой Ровиной. Будучи членом компартии, вёл литературную страницу в партийной газете.
[61] Александр Зайд — страж Израиля
[62] «Старый Ишув» — евреи, жившие в Палестине до начала 80–х годов XIX века (начала 1–й алии) и их потомки. Источником их существования была в основном халука — пожертвования евреев рассеяния своим соплеменникам, поддерживающими еврейское присутствие на Святой Земле. Эти пожертвования распределялись между различными общинами: сефардской, ашкеназийской, и группами, образованными по месту их происхождения. (Ивритское слово חלוקה переводится как распределение).
«Новый Ишув» — олимы, иммигранты, приехавшие в Палестину в 1–ю алию (1881–1903 годы и во 2–ю алию (1903–1914 годы).
[63] Керен Каемет ле–Исраэль (ККЛ) קק״ל קרֶן קַיֶּמֶת לְיִשְׂרָאֵל Еврейский Национальный Фонд сионистского движения для приобретения и освоения земли в Эрец Исраэл. Основан в 1901 г. на V Сионистском конгрессе в Базеле как единственный в те годы финансовый орган СО. Приобретённая им земля считается неотъемлемой собственностью всего еврейского народа, и может лишь сдаваться в аренду не более чем на 49 лет, с возможностью продления при условии сельскохозяйственного использования земли арендатором или его наследниками.
[64] В литературе на русском языке обычно пишут «синтетический сионизм», но мне кажется, что при этом возникает ассоциация с понятием «искусственный»
[65] Цитируется по: Trial and Error: The Autobiography of Chaim Weizmann»
[66] דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[67] Анита Шапира Б Е Р Л Биография
[68] Тель Авив был административно выделен из Яффо в 19121 году
[69] ההרכב הדמוגרפי של «העלייה השנייה» גור אלרואי
[70] Там же..
[71] 2цитаты по: Akiva Aryeh Weiss
[72] אחוזת בית
[73] См. статьи Сёма Давидович: «Евреи и Великая (1 Мировая) Война Окончание», Сёма Давидович: Почему и зачем мистер Бальфур отправил письмо лорду Ротшильду?
[74] https://en.wikipedia.org/wiki/Emmanuel_Carasso
[75] Микаэль Бар–Зохар «БЕН–ГУРИОН«
[76] Там же
[77 ]דוד בן–גוריון תּוֹם שֶׂגֶב, מדינה בכל מחיר — סיפור חייו של
[78] Efraim Karsh & Imari Karsh. Empires of the Sand
[79] הישוב היהודי בא»י והתנועה הציונית בתקופת מלחמת העולם הראשונה — בין השנים 1918–1914
[80] Подробнее об евреев в турецкой армии см. Сёма Давидович: Евреи Османской империи на фронтах Великой (1 Мировой) войны.
Спасибо, Сэм. И познавательно, и увлекательно.
Как обычно – замечательный текст. История в таком виде – легко воспринимается, как мне кажется, всеми категориями читателей.
Очень познавательно, легко и с интересом читается. Отлично подобран справочный и фото материал.
Много ранее (для меня) неизвестных подробностей и деталей.
Интересно, о каком периоде создания еврейского государства будет след. история?
Маленькая описка.
…билет первого класса Петербург — Москва стоил 16 рублей, в сидящем вагоне — 6 руб. 40 коп.[15]
========
Скорее всего, имелся в виду вагон «сидячий».
Прекрасно, Сэм, написано! Пространство немного разрежено, но это придирки. Почему бы Вам не издать свои разрозненные очерки в одной книге? Электронной, конечно.
Aharon L.11.08.2023 в 09:56
Прекрасно, Сэм, написано! … Почему бы Вам не издать свои разрозненные очерки в одной книге? Электронной, конечно.
———————————
А почему только в электронном виде? Вот Б.Гулько собрал свои сочинения, издал их как двухтомник и продает это за $40 в США, 100 шекелей в Израиле…
Если это не шутка. Электронную книгу можно издать бесплатно (для автора). Желающие могут приобрести ее на бумаге. В этом случае книга распечатывается «по требованию», т.е. в заказанном количестве экземпляров, что влияет на цену. Это не очень дорого, сейчас книги так стоят.
Где?
Как?
Сэм, во-первых, интернет вам в помощь, во-вторых, возможно Е.Беркович сможет вас проконсультировать по этим вопросам, если вы к нему обратитесь. В любом случае-под лежачий камень вода не течет 😉
Например, здесь: https://www.drugoe-reshenie.ru/
Аарон, спасибо.
Но я в этом деле полный плюмбум.И кроме того, есть новые заготовки.
Любое издательство объяснит Вам, что и как надо сделать. «Новые заготовки», кажется, их называют синопсисами, войдут в последующие издания или в другую книгу. Иначе все потеряется, как 10 колен израилевых в рассеянии))
Just do it!
Спасибо, Владимир!
Очень интересно, много для меня нового.
Спасибо.
Поразило отношение между олимами первой и второй алии.
Ничего не ново под луной!
И опять как и после ваших предыдущих статей поражает минимальный интерес к ней, соседнею статью про Бабеля прочло в 2 раза больше.
У меня просьба, не могли бы вы немного написать про судьбу 2 друзей Бен Гуриона, с клятвы которых начинается статья?
Шмуэль
Шмуэль, спасибо за оценку.
Я уже просто принял за данность, что для большинства, если не подавляющего большинства, сегодняшней аудитории сайта Бабель много ближе и интереснее, чем Бен Гурион, не говоря уже о всяких «Каценельсонах и Мани Вильбушевич».
«Зе ма ешь»
Теперь попробую ответить на Ваш вопрос. Я не знаю много про судьбу Вашего тёзки. Он уехал вначале в Англию, потом перебрался в Америку, стал дантистом, хорошо устроился в жизни. Если не ошибаюсь, но не уверен, то где-то в 30-х годах во время пребывания Бен Гуриона в Америке они то ли встретились, то ли вступили в переписку.
В отличии от Шмуэля Фукса Шломо Цемах, сын одного из самых богатых людей Плонска, вошёл в историю страны, хотя, конечно, не на самом видном месте. В Палестине он удачно женился на обеспеченной девушке, жил в Иерусалиме и в их доме был литературный салон, вскоре развёлся, изучал агрономию, философию и литературу во Франции. В 1914 году он оказался в Плонске и вс. войну провёл в Польше. Потом вернулся в Палестину и стал одним из основателей Сельхоз школы Кадури. Потом у него случился конфликт на работе и он оказался в тяжёлом материальном положении. Он обратился за помощью в помощи найти работу к Бен Гуриону, тогда Председателю Исполкома Еврейского агентства, но тот его принял холодно и не помог. Написал несколько книг по с\х и стал литературным критиком. Был награждён несколькими премиями, в т.ч. Премией Израиля по литературе.
В 1961 году, накануне их 75-тиления Бен Гуион написал Цемаху несколько дружественных писем, но на свой юбилей не пригласил.
Сэм, спасибо за очередную интересную статью об истории нашей страны. Как всегда вы привели множество фактов, множество деталей, которые были наверняка не известны читателям и которые вносят дополнительные краски в картину возникновения нынешнего Израиля. И, как всегда, я выражаю сожаление по поводу того, что круг читателей ваших замечательных статей чрезвычайно узок и ограничивается теми, кто знает о существовании этого замечательного Портала.